Научное общество: гуманитарное направление
Школьное научное общество: гуманитарное
направление
«Комплексный
анализ текста»
Статус
программы: общеобразовательная. Данная
программа для IX класса разработана на
основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы
основного общего образования по русскому языку.
Направленность: художественная.
Цель программы: овладение
учащимися языковой и речевой компетентностью; активизация пассивного словаря
учащихся
средствами работы с художественным текстом.
Задачи
программы: анализируя содержание текста,
выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и
устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова; в процессе работы над текстом определять тему текста,
функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной
монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии.
Контингент учащихся: учащиеся 8-11 классов (14-17 лет).
Продолжительность
реализации программы: 1 год
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу (34 часа в год).
Форма
организации процесса обучения: групповые
(беседа эвристическая, лабораторное занятие, лекция, подготовка к олимпиадам,
практическое занятие, презентация, семинар).
Индивидуальные
(наблюдение, отработка навыков решения задач).
Краткое
содержание: Понятие
современная литература и современный литературный процесс. Обозначение
проблем истории литературы советского периода. “Возвращённая” литература. Проблема плюрализма в литературоведении,
требование историзма оценок. Реализм, модернизм и постмодернизм — составляющие
литературного процесса современности. Литература и массовая культура.
Литература и видеокультура, литература и музыкальная культура (рок-поэзия).
Современные информационные технологии и художественная литература.
Возникновение постмодернизма в русской литературе, его периодизация, дискуссии о нём.
Философия и эстетика постмодернизма. Жанровая система
массовой литературы (детектив, “женский роман”, фэнтези). Поэтика стереотипа:
репродуцирование заданных сюжетных схем, типов героев, чёткая этическая
поляризация персонажей, жёсткая распределённость функций (амплуа) между
героями, событийная динамика взамен рефлексии.
Ожидаемый результат: уметь правильно
и лаконично излагать содержание текста; определять в тексте наиболее важные с
содержательной точки зрения слова, владеть различными приемами сжатия текста; письменно
передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные
средства речевой выразительности; уметь самостоятельно создавать тексты
заданных типов и стилей речи; проводить иллюстративные аргументы из
прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли.