Школьное научное общество - гуманитарное направление

2

Управление образования Администрация городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято на заседании
координационно - методического совета
протокол № 1 от 29 августа 2022 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
О. А. Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Школьное научное общество: гуманитарное направление
Направленность: социально-педагогическая
Контингент обучающихся: 8-11 класс
Срок реализации: 1 год

Составитель: Осинцева Е.Ю.,
учитель русского языка и литературы
высшая кв.. категория

с. Новопышминское
2022
3

Пояснительная записка
В российской школе литература
- ведущий предмет в системе нравственного,
патриотического и эстетического воспитания школьников. Цели литературного образования
значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного
предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Особенность программы в том, что в круг школьного изучения включаются произведения
современной литературы, не являющиеся “классическими”, а, следовательно, возможны полярные
взгляды и мнения. Дистанция между временем опубликования произведений, их критической
оценкой и читательским признанием сокращена, поэтому ученик в определённой степени должен
самостоятельно определить новаторство и традиции в конкретном произведении, отследить
влияние на других писателей, наконец, сделать выводы о качественности текста.
За методологическую основу рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС
взят системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности
обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование
развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активную учебнопознавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом
индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей.
Рабочая программа курса по выбору составлена на основе:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации".
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования".
 авторской программы Б.А.Ланина «Современная русская литература», М., Вентана-граф,
2017 г.
Цели курса:
 помочь ученику достаточно полно представить современную литературную ситуацию;
сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской
литературы последних десятилетий в контексте современной культуры;
 познакомить выпускников с наиболее значительными явлениями современной литературы;
дать целостное представление о современной литературе от периода “оттепели” до
“постсоветского” периода;
 совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного
произведения;
 воспитывать любовь к чтению;
 прививать навыки работы с периодикой, литературной критикой;
 формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной
речью;
 способствовать развитию эстетического вкуса, научить школьника ориентироваться в
постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы.
 формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной
речью;
4








Задачи курса:
показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной
русской литературы;
совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы;
продемонстрировать возможности литературно-критических жанров (аннотация, рецензия,
обзор литературных журналов) и помочь учащимся овладеть ими;
формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими
категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура ;
развивать устную и письменную речь учащихся, помочь им овладеть литературнокритическими жанрами (аннотация, рецензия, эссе, обзор);
приготовить выпускников к аттестационному сочинению.

Цели и задачи курса определили и его структуру:
Курс построен на сочетании и взаимодополнении проблемно-тематического, историколитературного и теоретико-литературного принципов. Курс рассчитан на 35часа (из них
примерно две трети практических и семинарских занятий, где идёт непосредственный анализ
литературных произведений, учащиеся выступают с результатами своих исследований).
Направленность программы: социально-педагогическая
Контингент обучающихся: программа составлена для учащихся 8 – 11 классов.
Срок реализации: один учебный год
Режим занятий: 1 раз в неделю, общее количество часов – 34 часа
Формы занятий:
o Лекции, семинарские занятия, дискуссии, беседы
o Выполнение исследовательских, проблемно-поисковых и творческих заданий
o Самостоятельная подготовка докладов, сообщений, рефератов и др.
o Разработка тезисов, планов, конспектов
o Разработка аналитических справок, характеристик, описаний
o Проведение мини-конференций
o Подготовка тематических презентаций и др.
o Работа с источниками, критической литературой
o Проведение самостоятельных исследований
Ожидаемые результаты программы — понимание специфики развития, проблематики и
поэтики современной литературы, умение выбирать адекватный литературоведческий
инструментарий для оценки литературного произведения, умение самостоятельно формулировать
собственное мнение о том или ином явлении художественной культуры, овладение литературнокритическими жанрами (рецензия, эссе).
Личностными результатами освоения выпускниками программы по современной литературе
являются:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам
других народов;

5

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации;
-овладение началами психологической грамотности, что способствует успешной социализации и
самоидентификации личности.
Метапредметными результатами освоения программы по современной литературе являются:
-владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, различные виды чтения,
умение извлекать информацию из любых источников, отбирать и систематизировать информацию,
самостоятельно искать и преобразовывать информацию, определять цели деятельности,
планировать ее, оценивать, уметь свободно излагать свои мысли и выступать перед аудиторией);
-применение полученных знаний в повседневной жизни и на межпредметном уровне;
-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях межличностного и межкультурного общения;
-сформированность ценностно-мировоззренческих основ личности.
Предметные результаты
В результате изучения литературы ученик должен
знать \ понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных произведений;
-изученные теоретико-литературные понятия;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по теории и
истории литературы (тематика, проблематика, идейный пафос, система образов, особенности
композиции, изобразительно-выразительные средства языка);
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-аргументированно формулировать своѐ отношение к прочитанному произведению;
-писать сочинения разных жанров на литературные темы.
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и
использования информации в области литературы.
Форма предоставления результатов: участие в интеллектуальных конкурсах литературного
характера, организация тематических литературных гостиных, участие в конкурсах проектов и
исследовательских работ.
Учебный план
№
п/п
1

2

Название раздела, темы
Всего
Литературная ситуация 1
второй половины 1980–
1990-х годов
Литературный процесс 1
1990-х годов

Количество часов
Теория
Практика
1

1

Формы
контроля

Сообщение
«Проблемы и

6

тенденции в
современной

3
4
5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15

русской
культуре»
Анализ
произведения
Анализ
стихотворения
Написание
отзыва

Особенности русского 2
постмодернизма
Современная поэзия
4

1

1

2

2

Современная
русская реалистическая
проза
Реализация
вечных тем русской
литературы
в
постмодернистской
прозе
Русская классика
на
страницах
современной
литературы
Человек
за
колючей проволокой
Тема войны в
современной литературе
Современная
массовая литература.
Женская проза:

3

2

1

3

2

1

Написание
эссе

2

1

1

Анализ
произведения

1

1

2

1

1

Отзыв

3

1

2

Современный
детектив
Современная
фантастика
Современная
драматургия
Заключительный
урок Взгляд молодого
читателя.

3

2

1

3

2

1

3

2

1

1

Рецензия на
фильм
Рецензия на
произведение
Написание
эссе
Написание
эссе
Написание
эссе

1

Содержание учебного плана.
Раздел 1 Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х годов
Теория: Понятие современная литература и современный литературный процесс.
Обозначение проблем истории литературы советского периода. “Возвращённая”
литература. Литература и литературные журналы второй половины 1980-х — начала 1990-х
годов, литературные премии как фактор литературной жизни.
Практика: Работа с Интернет источниками.

7

Раздел 2. Литературный процесс 1990-х годов
Теория: Литература в контексте исторической и социокультурной ситуации. Проблема
плюрализма в литературоведении, требование историзма оценок. Система «писатель —
критик — читатель». Поиск новых художественных средств. Реализм, модернизм и
постмодернизм — составляющие литературного процесса современности. Литература и
массовая культура. Литература и видеокультура, литература и музыкальная культура (рокпоэзия). Современные информационные технологии и художественная литература.
Появление новых литературных премий и конкурсов, литературных клубов, новых
издательств, читательских клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских
сайтах.
Практика: Работа с Интернет источниками.

Раздел 3. Особенности русского постмодернизма
Теория: Возникновение постмодернизма в русской литературе, его периодизация..
Философия и эстетика постмодернизма. Краткий обзор биографии и творчества
Вен. Ерофеева. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки». История создания и публикации
поэмы. Тема трагизма человеческого существования. Автор и герой: Веничка как
повествовательная маска и как alter ego автора. Речевой портрет героя. Проблема жанра
произведения В. Ерофеева «Москва-Петушки»: поэма в прозе, травестийное житие,
пародийная исповедь, “страсти Христовы”, путевые заметки. Многоообразие
интерпретаций поэмы.
Практика: анализ произведения

Раздел 4 Литература 1990-х — начала XXI века
Современная поэзия
Теория: Многообразие современной поэзии. Противостояние “громкой” и “тихой”
поэзии.
Е.Евтушенко и А.Вознесенский — реализм и романтизм, конкретность и условность,
демократизм и элитарность.
Н.Рубцов. Развитие Рубцовым есенинских традиций в книгах «Лирика», «Звезда полей»,
«Душа хранит», «Сосен шум», «Зелёные цветы», «Последний пароход» и другие.
Концепция “тихой”, “смиренной” Родины («Ночь на родине», «Огороды русские»,
«Чудный месяц плывёт над рекою»). Философия покоя в лирике. Реалистическое и
романтическое начало этой поэзии.
Иосиф Бродский. Творческий путь. Творчество — “впадение в зависимость от языка”.
Пространство и время в художественном мире Бродского. Бытие человека как путь утрат,
“реальность отсутствия” и одиночество как значимые экзистенциальные мотивы лирики.
Концепция поэта как “инструмента языка”: жизнь человека и жизнь слова в поэзии
И.Бродского («Посвящение», цикл стихов «Часть речи»). Специфика ритмикоинтонационного строя стихотворений И.А. Бродского. Усложнённость синтаксиса.
“Авторская песня” (Булат Окуджава, Вероника Долина, Юлий Ким, Александр Розенбаум
и др.). Рок-поэзия (Борис Гребенщиков, Игорь Холин, Егор Летов)
8

Практика: Выразительное чтение стихотворений
Раздел 5.Современная русская реалистическая проза
Теория: Многообразие современной русской реалистической прозы. Характеристика
отзыва как литературного жанра.
Ф. Абрамов. «Деревенская проза». «Последний старик деревни» и другие рассказы.
В.П.Астафьев. Рассказы «Людочка», «Пролётный гусь».
В.П.Астафьев. «Затеси» как лирические миниатюры. Нравственно-философские основы
произведений Астафьева.
Практика: Написание отзыва
Раздел 6. Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе
Теория: Своеобразие творчества. Характеристика эссе как литературного жанра.
Татьяна Толстая. Проблема сохранения родного языка в эмиграции и в России. Выражение
глубины содержания через ироническую форму. Оскудение русского языка и русского
человека как страшный, почти необратимый процесс. Рассказ «Факир»: художественное
пространство произведения. Контраст как основной композиционный приём рассказа.
Функции вставных эпизодов. “Разоблачение” Филина и крушение мечты. Интертекстуальность
в рассказе.
Вячеслав Пьецух как представитель иронического авангарда “другой прозы”. Характерные
черты прозы. Традиции классиков в прозе Пьецуха. Пародия как ведущий литературный приём
автора. Анекдот как традиционный жанр. Поэтика рассказа «Успехи языкознания».
Практика: Написание эссе.
Раздел 7. Русская классика на страницах современной литературы
Теория: Своеобразие творчества.
Чеховские темы и образы в произведениях В.Пьецуха как представитель иронического
направления в “другой прозе”. Сознательная проекция его сюжетов на различные
литературные модели: «Крыжовник», «Наш человек в футляре». Деконструкция
“чеховского мифа” в рассказе «Уважаемый Антон Павлович!». Щедринские мотивы и
образы
Л. Петрушевская. «Дама с собаками» Диалог с классикой («Дама с собачкой» А. П.
Чехова, «Дама с камелиями» A. Дюма). Трагедия как фарс в художественном мире Л.
Петрушевской.
Практика: Написание эссе.
Раздел 8. Человек за колючей проволокой
Теория: Взаимосвязь названия, подзаголовка и эпиграфа.
Георгий Владимов. «Верный Руслан». Модель лагерного мира глазами собаки. “Трагедия
преданного сознания” (Н.Иванова). «Верный Руслан» как повесть-предостережение.
Раздел9. Тема войны в современной литературе
Теория: Традиции классической военной литературы и особенности поэтики
современной военной прозы. Система персонажей.
Виктор Астафьев. Личность и творческий путь. История создания дилогии «Прокляты и
убиты» («Яма», «Плацдарм»). Беспросветная трагичность картин войны и мира в романе.
Новая военная (“афганская”) проза. Проблема деформации человеческой психики.
Светлана Алексиевич — журналист и писатель. «Цинковые мальчики» как
документально-художественный “жанр голосов”.
Практика: Написание эссе
9

Раздел 10. Современная массовая литература.
Теория: Жанровая система массовой литературы (детектив, “женский роман”, фэнтези).
Поэтика стереотипа: репродуцирование заданных сюжетных схем, типов героев, чёткая
этическая поляризация персонажей, жёсткая распределённость функций (амплуа) между
героями, событийная динамика взамен рефлексии.
М.Семёновой «Волкодав».
Практика: Написание рецензии на фильм
Раздел11. Женская проза
Теория: Место женской прозы в современном литературном процессе. От реализма к
постмодернизму.
“Игровая проза” Т.Толстой. Метафоричность — отличительная черта стиля. Исследование
конфликта между реальным и воображаемым в творчестве Толстой. Т.Толстая. Роман
«Кысь» как постмодернистская антиутопия.
Яркость и самобытность прозы Л.Улицкой. Своеобразие конфликтов. Развитие
гуманистических традиций и новаторство. «Перловый суп». Объективное (историческое)
и субъективное («персональное», «личное») время в рассказе. Особенности повествовательной организации (двойственность повествовательной перспективы) и художественного
языка рассказа.
Психология шоковых состояний в прозе Л.Петрушевской. Система мотивов, характерных
для прозы Петрушевской. Противоречие между бездушием мира и одушевлённостью
человека — главный нерв её произведений.
Практика: Написание отзыва
Раздел12. Современный детектив
Теория: Характеристика детектива как жанра художественной литературы.
Б.Акунин (Г.Ш. Чхартишвили). Б.Акунин — писатель-маска. Художественное
творчество как игра. Циклизация детективных произведений Б.Акунина, многообразие
жанров.
М.Веллер. Краткий обзор жизни и творчества. «Приключения майора Звягина» как
своеобразная сказка для взрослых.
Звёзды детектива: Полина Дашкова и Александра Маринина. Истоки творчества.
Идеальное общество в детективах Дашковой: порядочные люди против преступников.
Традиции советского детектива в милицейских романах А.Марининой. Цикл о Насте
Каменской.
Практика: Написание эссе
Раздел 13. Современная фантастика.
Теория: Философская фантастика. Истоки и традиции
Братья А. и Б.Стругацкие.. Роман-предостережение «Трудно быть богом». Осознание
личной ответственности перед историей. Сатирическая фантастика «Понедельник
начинается в субботу».
Михаил Успенский. Обзор биографии и творчества. «Там, где нас нет» как
филологическая фантастика. Проблема жанра (роман-путешествие, роман-утопия). Образ
героя-богатыря Жихаря.
Пелевин. Личность и творческий путь. Условно-метафорическая проза: «Омон Ра»,
«Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота». Осознание иллюзорности окружающего,
10

фантомной природы современной реальности в рассказе «Миттельшпиль». «Жёлтая
стрела» как фантастическая философская повесть. Своеобразие стиля Пелевина.
Практика: Написание эссе
Раздел 14. Современная драматургия.
Теория: : Драма как род литературы. Философичность, острота социальной и
нравственной проблематики.
Театр А. ВампиловаСоединение мелодрамы, комедии, романтической драмы. «Старший
сын», «Утиная охота».
Современная драматургия. Реалистическая драма (Г.Горин, А.Галин, Л.Разумовская,
М.Арбатова, Н.Птушкина). Драматургия Н.Коляды. “Маленький человек” в пьесах Коляды
(«Мурлин Мурло», «Манекен»). Модернистская драматургия (А.Слаповский, Ю.Мамлеев).
Постмодернистская драматургия (Л.Петрушевская, А.Образцов, М.Угаров, Н.Садур и др.).
Практика: Написание эссе

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Время
№
проведения
п/п Месяц Число занятия

Форма
занятия

Колво
часов

сентябрь

1

02

2

Лекция учителяс
09 15.30-16.10 включением
дискуссионных
вопросов

сентябрь

Лекция учителя
15.30-16.10 с элементами
беседы

Тема
занятия

1

Литературная
ситуация второй
половины 1980–
1990-х годов

1

Литературный
процесс 1990-х
годов

Место
проведения
кабинет 6

опрос

кабинет 6

Особенности
русского
постмодернизма

16
сентябрь

15.30-16.10

3

Краткий обзор
творчества
писателя

1

Венедикт Ерофеев
«Москва–
кабинет 6
Петушки».
Особенности
русского
постмодернизма

23
сентябрь

15.30-16.10

4
октябрь
5
6
октябрь

30

Краткий обзор
творчества
писателя

Краткий обзор
творчества
15.30-16.10
поэта
Краткий обзор
творчества
поэта

07 15.30-16.10

1

Венедикт Ерофеев
«Москва–
кабинет 6
Петушки».

1

Современная поэзия
Е.Евтушенко и
кабинет 6
А.Вознесенский

И.Бродский

кабинет 6

1
11

Форма
контроля

опрос

Анализ
стихотворений

Анализ
стихотворений

Анализ
стихотворений

Анализ
стихотворений

октябрь

15.30-16.10

Краткий обзор
творчества
поэта

7

14

8

Краткий обзор
творчества
15.30-16.10
21
поэта

9 ноябрь

Краткий обзор
творчества
15.30-16.10
11
поэта

октябрь

кабинет 6

Анализ
стихотворений

1

Н.Рубцов
Д.Пригова,

кабинет 6

Анализ
стихотворений

1

Л.Рубинштейна и
Т.Кибирова.
“Авторская песня”

кабинет 6
1

10 ноябрь

Краткий обзор
творчества
15.30-16.10
18
писателя

11 ноябрь

Краткий обзор
творчества
15.30-16.10
25
писателя

12 декабрь

Лекция
учителя с
включением
15.30-16.10 дискуссионных
02
вопросов
1

15.30-16.10

13 декабрь

09

14 декабрь

16

Краткий обзор
творчества
писателя

1

В.П.Астафьев.
«Людочка»

1
1

15 декабрь

16 январь

23

Краткий обзор
творчества
писателя

1

Краткий обзор
творчества
писателя
Лекция
учителя с
включением
15.30-16.10 дискуссионных
13
вопросов
1
Краткий обзор
творчества
писателя
20

Анализ
художественных
текстов

В.П.Астафьев.
«Затеси»

Анализ
художественных
текстов
кабинет 6

Реализация вечных
тем русской
Написание эссе на
литературы в
тему «Что является
постмодернистской
реальностью для
прозе.
соврем. писателейТатьяна Толстая
кабинет 6
реалистов?».
«Русский мир»
Т.Толстая.
кабинет 6
Рассказ «Факир»

кабинет 6

15.30-16.10

17 январь

кабинет 6

Анализ
художественных
текстов

1

15.30-16.10

15.30-16.10

Современная
русская
реалистическая
проза
Ф. Абрамов.
«Последний старик кабинет 6
деревни

Анализ
стихотворений

1

Юрий Буйда
Русская классика на
страницах
современной
литературы
Чеховские темы и
образы в
произведениях
кабинет 6
В.Пьецуха
Аллюзии и
реминисценции
русской классики кабинет 6
Владимир Маканин

12

Аспектный анализ
произведений

Аспектный анализ
произведений

Краткий обзор
творчества
27
писателя
1
Краткий обзор
творчества
писателя
Лекция
учителя с
включением
15.30-16.10 дискуссионных
03
вопросов
1
15.30-16.10

18 январь

19 февраль

15.30-16.10

20 февраль

10

Краткий обзор
творчества
писателя

1

Реалистическая
традиция: реализм и
постреализм.
кабинет 6
Урок-исследование
С.Довлатов
Человек за колючей
проволокой
кабинет 6
Георгий Владимов

Тема войны в
современной
литературе
Виктор Астафьев. кабинет 6
«Прокляты и убиты»

Анализ
произведения

Анализ
произведения
Самостоятельное

21 февраль

22 февраль

Краткий обзор
творчества
15.30-16.10
17
писателя
Краткий обзор
творчества
писателя
15.30-16.10
24

15.30-16.10

23

март

03
15.30-16.10

24

март

10
15.30-16.10

25

март

17
15.30-16.10

26

март

24
15.30-16.10

27 апрель

07
15.30-16.10

28 апрель

29 апрель

14

21 15.30-16.10
15.30-16.10

30
апрель

28

Лекция
учителя с
включением
дискуссионных
вопросов
Краткий обзор
творчества
писателя
Краткий обзор
творчества
писателя
Краткий обзор
творчества
писателя
Краткий обзор
творчества
писателя
Краткий обзор
творчества
писателя

1

1

Светлана
исследование
Алексиевич —
«Герой современной
«Цинковые
кабинет 6 военной прозы».
мальчики
Современная
кабинет 6 Рецензия на фильм
массовая литература.
М.Семёнова
«Волкодав»
Женская проза:
Т.Толстая.
Рассказы
Анализ

кабинет 6

произведения

Л.Улицкая
«Перловый суп»

кабинет 6

Анализ
произведения

Л.Петрушевская
Рассказы
Современный
детектив
Б.Акунин

кабинет 6

Анализ
произведения

кабинет 6

Анализ
произведения

кабинет 6

Анализ
произведения

кабинет 6

Анализ
произведения

кабинет 6

Анализ
произведения

1

1

1

1

1

1

Краткий обзор
творчества
писателя

1

Краткий обзор
творчества

1

М.Веллер
Полина Дашкова
Александра
Маринина

Современная
фантастика.
Братья А. и
Б.Стругацкие
М. Успенский

13

кабинет 6

Сочинение с
элементами

писателя

библиографического
исследования
«Фантастика и
утопии в
современной
литературе»

Краткий обзор
творчества
05
писателя
1
Краткий обзор
творчества
писателя
Лекция
учителя с
включением
15.30-16.10 дискуссионных
12
вопросов
1
15.30-16.10

31

32

май

май

Краткий обзор
творчества
19
писателя
Краткий обзор
творчества
15.30-16.10
26
писателя
15.30-16.10

33

34

май
май

Виктор Пелевин

Современная
драматургия
Драматургия
Н. Коляды

1

Л. Петрушевская

1

Б.Акунин
«Чайка»

кабинет 6

Анализ
произведения
Анализ
произведения

кабинет 6
Написание эссе на
тему «Узнаваемый
незнакомец: Герой
кабинет 6 пьесы в тексте и на
сцене».
Анализ
кабинет 6
произведения

Учебные пособия:
 «Современная русская литература». Элективный курс. Учебное пособие для учащихся 1011 классов. Под редакцией. Б.А.Ланина;
 «Современная русская поэзия. 10-11 классы». Элективный курс. Учебное пособие для
учащихся. Н.В.Беляева;
 «Малый жанр в русской новейшей прозе. Опыт рецензирования». Пособие для учащихся
10-11 классов.











Методическая литература, учебные материалы:
Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной
русской литературы: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Паритет, 2001.
Богданова О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в
русской литературе 70–90-х годов ХХ века): Материалы к курсу «История русской
литературы ХХ века (часть III)». СПб.: Филолог. ф-т Санкт-Петербургского гос. ун-та,
2001.
Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: ООО
«Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.
Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе: Книга для учителя. М.: Просвещение,
2002.
Ермолин Е.А. Антон Чехов и русская проза начала ХХI века // www.auditorium.ru
Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука,
1977.
Катаев В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М.: Изд-во
МГУ, 2002.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм // www.quelman. ru/slava/index. Html
14







































Ланин Б.А. Современная русская литература. Программа элективного курса для учащихся
10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2004.
Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург,
1997.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 3: В конце
века (1986–1990-е годы): Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Маркова Т.Н. Проза конца ХХ века: Динамика стилей и жанров. Материалы к курсу
истории русской литературы ХХ века. Челябинск, 2003.
Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл (В.Маканин, Л.Петрушевская,
В.Пелевин): Монография. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2003.
Немзер А. Замечательное десятилетие (О русской прозе 90-х годов) // Новый мир. 2000. №
1. С. 199–219.
Тух Б. Первая десятка современной русской литературы: Сб. очерков. М.: ООО
«Издательский дом “Оникс XXI век”», 2002.
Штейн Б.С. Русская проза на рубеже веков. М.: Илекса, 2004.

Художественная литература
А. Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени».
А. Терехов. «Бабаев».
А. Наймам.. «Славный конец бесславных поколений».
А. Генис. «Довлатов и окрестности».
Н. Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи».
L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской
словесности. — Вып. 2. — М., 2001.
Немзер А. Замечательное десятилетие. — М.г 2003.
А. Зорин. «Авансцена».
А. Найман. «Рассказы о Анне Ахматовой».
Попов. «Подлинная история ,3еленых музыкантов"».
Улицкая. «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети».
Маканин. «Андеграунд».
А. Слаповский. «Я — не Я».
А. Волос. «Недвижимость».
L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской
словесности. — Вып. 2. — М., 2001.
Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. — М.,2001.
Д. Быков. «Орфография».
М. Бутов. «Свобода».
М. Вишневецкая. «Вышел месяц из тумана».
Н. Торланова, В. Букур. «Роман воспитания».
А. Дмитриев. «Повесть о потерянном».
М. Палей. «Кабирия с Обводного канала».
Г. Владимов. «Генерал и его армия». О. Ермаков. «Крещение».
Азольский. «Диверсант».
Астафьев. «Веселый солдат».
В. Макании. «Кавказский пленный».
Аннинский А. А. Крепости и плацдармы Георгия Владимова. —М., 2001.
Аедкоб И. Дневник // Знамя. — 2003. — № 4.
15

современной

современной













































Немзер А. Литературное сегодня: О русской прозе. 90-е. —М., 1998.
Астафьев. «Прокляты и убиты». О. Блоцкий. «Стрекозел».
Аьииев. «До встречи в раю».
Солженицын. «Россия в обвале», «На краях», литературно-критические эссе.
И. Бродский. «Урания».
Войнович.«Замысел» (главы о Чонкине и психологии творчества), «Портрет на фоне мифа»
(главы о творчестве А. Солженицына).
В. Аксенов. «Московская сага» (главы по выбору учителя).
А. Гладилин. «Французская Советская Социалистическая Республика», «Тень всадника».
Б. Хазанов. «Час короля».
Ю. Кублановский. «Дольше календаря».
И. Горбаневская. «Кто о чем поет».
И. Коржавин. «Сплетения».
Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. — М., 1998.
Веллер М. Русский писатель в Эстонии // Знамя. — 1994. —№9. —С. 197-201.
Зубарева ЕЮ. Проза русского зарубежья (1970-1980-е годы). —М., 2000.
Минчан А. 20 интервью. — М., 2001.
Юрьенен С. Мюнхен как форма выживания русской литературы // Знамя. — 1994. — № 7.
— С. 203-205.
С. Болмат. «Сами по себе».
М. Веллер. «Легенды Невского проспекта».
Войнович. «Монументальная пропаганда».
Аовлатов. «Иностранка», «Филиал».
Ю. Аружников. «Ангелы на кончике иглы».
Солженицын. «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Протеревши глаза».
Залотуха. «Великий поход за освобождение Индии (Революционная хроника)».
Е. Попов. «Душа патриота, или Различные послания к Ферфич-кину».
В. Пьецух. «Государственное дитя».
К. Булычев. «РекаХронос» (ч. «Заповедник для академиков»).
X вон Зайчик. «Плохих людей нет».
Генис А. Обживая хаос. Русская литература в конце XX века //Континент. — 1997. — № 94.
Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фантастический роман. — М .,
2002.
Рыбаков Вяч. То, чего не было, не забывается... // Октябрь. —2001. —№ 11. —С. 161-171.
Для самостоятельного чтения
Е. Попов. «Прекрасность жизни».
В. Пьецух. «Заколдованная страна».
В. Щепетнев. «Шестая часть тьмы».
А. Кабаков. «Невозвращенец».
Петрушевская. «Новые Робинзоны».
Маканин. «Лаз». Т. Толстая. «Кысь».
Вяч. Рыбаков. «Гравилет „Цесаревич"».
О. Аивов. «Выбраковка».
В. Пелевин. «Омон Ра».
Нефагина Г.А. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. —
Минск, 1998.
Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. — М.,2002.
16













































Энциклопедия русской фантастики / Под ред. Вл. Гакова. — М.,1995.
А. Бушков. «Как у нас на Виндзорщине».
Д. Быков. «Оправдание».
С. Витицкий. «Бессильные мира сего».
А. Аазарчук. «Гиперборейская чума».
А. Аазарчук, М. Успенский. «Все, способные держать оружие...».
Ю. Латынина. «Ничья».
С. Лукьяненко. «Спектр».
Сорокин. «Очередь».
В. Пелевин. «Жизнь насекомых».
Д. Талковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях).
Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М., 2001.
Аиповецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург,
1997.
Ю. Буйда. «Прусская невеста».
Э. Гер. «Дар слова».
П. Крусанов. «Укус ангела».
В. Пелевин. «Generation П».
Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени, поэтические
цитаты в творчестве. Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Тандлевско-го, АНовикова.
Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология.— М., 1998.
Монастырский А. Словарь терминов московской концептуальной школы. — М., 1999.
Эпштейн М. Парадоксы новизны. — М., 1988.
А. Еременко. «Добавление к сопромату» (1990).
И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира» (1997).
Ольги Седаковой. Лирический герой в поэзии Седаковой. Человек и Бог, любовь и природа
в ее стихах.
Поэтический мир Веры Павловой (сборники «Вездесь», 2002; «Дневник отличницы», 2002).
Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология.— М., 1998.
Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века / Сост. С.Ф. Амитренко.— М.,
1998.
Т. Кибиров. «Интимная лирика».
Е. Аавут. «Амур и др.».
Л. Аосев. «Послесловие».
В. Павлова. «Четвертый сон».
Салимон. «Брильянтовый и золотой».
И. Бродский. «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию».
А. Генис. «Раз. Два. Три».
Б. Парамонов. «След», «Конец стиля».
П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины».
Аурье. «Успехи ясновидения».
Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. — М., 2003.
Русская литература XX века: итоги столетия / Под ред. А.А. Кобринского. — СПб., 2001.
Макании. «Квази».
Файбисович. «Русские новые и неновые».
17























Н. Коляда. «Канотье».
А. Галин. «Чешское фото».
Е. Гришковец. «Как я съел собаку».
Н. Садур. «Панночка».
Л. Петрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната».
К. Арагунская. «Рыжая пьеса».
Громова М.И. Русская современная драматургия. — М., 1999.
Лейдерман Н. Драматургия Николая Коляды. — Каменск-Уральский, 1997.
Торенштейн Ф. «Споры о Достоевском».
Горин Г. «Кин IV».
С. Носов. «Берендей».
Б. Акунин. «Внеклассное чтение».
Д. Донцова. «Привидение в кроссовках».
Маринина. «Стилист».
Богданова О.В. Современный литературный процесс. — СПб.,2001.
Немзер А. Памятные даты. — М., 2002.
Трофимова Е. И. (ред.). Творчество Александры Марйниной как отражение современной
российской ментальности. — М., 2002.
Б. Акунин. «Алтын-Толобас», «Пелагия и белый бульдог». Д. Донцова. «Созвездие жадных
псов».
Лавров. «Граф Соколов — гений сыска».
Н. Леонов. «Защита Гурова».
А. Маринина. «Украденный сон», «Смерть ради смерти». Т. Полякова. «Мой любимый
киллер».

18


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».