Основная образовательная программа среднего общего образования на 2020-2025 годы
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа среднего общего образования муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№ 10» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной
образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего
образования и направлена на:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством
личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского
становления;
создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
сохранение преемственности основных образовательных программ дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования (приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645).
Целью
реализации основной образовательной программы среднего общего
образования
является:
реализация Федерального государственного образовательного стандарта в условиях
модернизации современного образования.
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых
установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной организацией основной образовательной программы основного
общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
Стандарта;
Задачи
программы
Для
достижения целей ООП СОО обозначены следующие педагогические и
образовательные
задачи:
1)
создание условий для получения общего среднего образования в соответствии с государственными
образовательными стандартами;
2)
осуществление профилизации, индивидуализации и социализации образования, подготовка
учащихся к успешному профессиональному самоопределению;
3)
организация участия в интеллектуальных и творческих соревнованиях, научного творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
4)
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
5)
организация сетевого взаимодействия гимназии с социальными партнёрами в процессе
реализации ОПП СОО;
6)
выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей
через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно
полезной деятельности;
7)
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека,
ответственности перед собой и обществом, как основы гуманистического мировоззрения;
8)
создания условий для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни обучающихся.
Целевой
раздел определяет общее
назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной
образовательной программы среднего общего образования, конкретизированные в
соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные
и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой
раздел включает:
-
пояснительную записку;
-
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
среднего общего образования;
-
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования.
Содержательный
раздел включает:
-
программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего
образования, включая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской
и проектной деятельности;
-
программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования,
включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация,
-
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической
культуры;
-
программу коррекционной работы.
Организационный
раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также
механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный
раздел включает:
-
учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации
основной образовательной программы;
-
план внеурочной деятельности;
-
календарный учебный график;
-
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями
Стандарта.
Принципы
и подходы к формированию ООП СОО
Программа
соответствует основным принципам государственной политики РФ в
области
образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» (от
29
декабря 2012 года № 273- ФЗ, ст. 3).
признание
приоритетности образования;
1)
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации
в сфере образования;
2)
гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав
и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры,
бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования;
3)
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита
и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации
в условиях многонационального государства;
4)
создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации
с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной
основе;
5)
светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;
6)
свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека,
создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его
способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования,
форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность,
направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а
также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения,
методов обучения и воспитания;
7)
обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями
личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям
развития, способностям и интересам человека;
8)
автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических
работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом,
информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
9)
демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических
работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
10)
недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
11)
сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Программа
соответствует также основным целям среднего общего образования, изложенным в Федеральном
законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-
ФЗ, ст.66, п.3):
Среднее
общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности
обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей
обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на
основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего
общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному
жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной
деятельности.
В
основе ОПП СОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития
учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования
и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития учащихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования на основе познания
и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития учащихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и
путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого учащегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья.