ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
Возраст обучающихся: 1-4 класс
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Демьяненко Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования
с. Новопышминское,
2025 год
Содержание
Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность общеразвивающей программы
Отличительные особенности программы
Адресат общеразвивающей программы
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий
Объем и срок освоения программы
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
2.1. Цели и задачи программы
2.2. Учебный (тематический) план
2.3. Содержание учебного (тематического) плана
2.4. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации программы
3.2. Материально-техническое обеспечение
3.3. Кадровое обеспечение
3.4. Методические материалы
4. Аннотация к рабочей программе
3
3
3
3
3
4
4
4
5
5
7
8
10
13
16
16
16
17
17
18
Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительнаязаписка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный художник» (далее «программа») – художественная.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия
и развития личности в целом.
Отличительной
особенностью
программы
«Юный
художник»
является
ориентированность на применение широкого комплекса дополнительного материала по
изобразительному искусству. Процесс обучения строится на единстве активных и
увлекательных методов и приёмов учебной работы.
Адресаты
программы:
возраст
обучающихся,
участвующих
в
программе
дополнительного образования – 7-10 лет (1-4 класс). Обучающиеся младшего школьного
наиболее открыты и любопытны. Они обладают повышенной восприимчивостью,
впечатлительностью, игровым отношением ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Дети с удовольствием своими руками изготавливают изделия для практического
применения. Благодаря практическому результату уже на первых занятиях у обучающихся
сохраняется интерес к дальнейшему обучению.
Рабочаяпрограммакурсавнеурочнойдеятельности«Юныйхудожник»в1-4классе
разработана в соответствии с нормативными актами:
Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
4.
№
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно
-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
6.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7.
Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс
мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
8.
Концепция
образовательных
преподавания
организациях
предметной
Российской
области
Федерации,
«Искусство»
реализующих
в
основные
общеобразовательные программы, утверждена на коллегии Министерства Просвещения
Российской Федерации 24.12.2018.
Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они
познают его. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен
видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои,
ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он
способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие
как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и
моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и
составляет творческие способности.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут
Общее количество часов в неделю – 1.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 34 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности
организации
образовательного
процесса:
в
соответствии
с
календарным учебным графиком, в сформированных группах детей одного возраста или
разновозрастных группах, являющихся основным составом объединения; состав группы
постоянный. Занятия проводятся в группах и индивидуально, а также возможна
организация занятий в дистанционном формате - в режиме реального времени при
помощи платформы Сферум.
В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала
строится от простого к сложному. Занятия проводятся в сформированных группах детей
одной возрастной группы или разновозрастных группах, являющихся основным составом
объединения; состав группы постоянный. Виды занятий по программе определяются ее
содержанием и предусматривают проведение обучающих занятий, практических занятий,
творческих проектов, бесед, конкурсов, упражнений, совместного творчества и пр.
Форма обучения: преимущественно очная форма обучения, допускается сочетание
с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки
образовательной деятельности с использованием онлайн-платформ.
Формы организации образовательного процесса: при проведении занятий
используются следующие формы работы:
групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую
деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое
занятие сопровождается физкультминутками и перерывами.
Видывнеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной программой
следующие:
художественно-творческаяпрактика;
творческиезанятия;
творческийпроект;
выставка-конкурс;
пленэр;
экскурсии;
виртуальныепутешествияи др.
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является
практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и
творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество
времени отводится для художественно-творческой практики как формы освоения основ
изобразительной грамоты.
Материал
программы
предполагаем
межпредметную
связь
предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология».
такими
учебными
Уровень сложности программы: «базовый»
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно тематического направления программы.
Виды занятий: практическая деятельность с отработкой навыков рисования.
Формы подведения результатов: выставки, презентация творческих работ,
конкурсы.
2.1. Цели и задачи программы
Цель рабочей программы внеурочной деятельности «Юный художник» —
созданиеусловийдляпроявлениятворческихспособностейобучающихсявпроцессе
приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественнотворческой деятельности.
Задачипрограммы:
развивать эстетическое восприятие природы, произведений изобразительного
искусства и детского творчества;
формировать активное, ценностное отношение к истории отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека и природы;
знакомить
с
многообразием
видов
художественной
деятельности
и
технически доступным разнообразием художественных материалов;
всех
создавать условия для овладения элементарной художественной грамотой во
основных
видах
визуально-пространственных
искусств
(собственно
изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и
народного искусства, архитектуры и дизайна;
приобретатьсобственнуюхудожественно-
творческуюпрактикавпроцессеработы различными художественными материалами.
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в соответствии с
предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание и
формирование уважения к художественной культуре, искусству народов России;
восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям
и
биографиям
мастеров;
опыта
творческого
самовыражения
в
искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
концертах, выставках и т. п.; стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности; опыта
представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей,
исторического и культурного наследия народов России; опыта художественного
творчества как социально значимой деятельности.
2.2. Содержание курса
Учебный (тематический) план
1. Тема: Вводное занятие.
1.1. Беседы по технике безопасности
Теория
Практика
Беседа о правилах безопасного поведения
Викторина по технике безопасности
2. Раздел: Королевство волшебных красок
2.1. «Как краски друг другу в гости ходили»
Теория
Теплые и холодные цвета
Практика
Работа с красками
2.2.Разноцветье.
Теория
Основные и составные цвета
Практика
Работа с красками
2.3. «В садах поспели яблоки»
Теория
Работа с красками (гуашь). Упражнение
умения рисовать предметы округлой
формы.Композиция
Практика
Рисование яблонь с яблоками
2.4. «Проделки злого ветра»
Теория
Линия горизонта. Многоплановая
композиция. Деревья в движении. Приемы
передачи характерных ветренной погоды
Практика
Рисование пейзажа
2.5. «Зимняя полянка»
Теория
Солнечный день. Приемы изображения
сосны и рябины
Практика
Рисование сосны и рябины
2.6. «Зимнее утро, деревья в инее...»
Теория
Многоплановая композиция. Рисование
деревьев. Способы изображения инея
Практика
Рисование деревьев в инее
2.7. «Снежная семья»
Теория
Предметы округлой формы в разных
сочетаниях. Различия и сходство в деталях
Практика
Рисование снеговиков
2.8. «Вечер в городе»
Теория
Расположение предметов с учетом
перспективы
Практика
Рисование пейзажа
2.9. «Одуванчики в траве»
Теория
Приемы рисования гуашью
Практика
Рисование одуванчиков в траве
2.10. «Самолеты летят сквозь облака»
Теория
Изображение предметов с использованием
алгометрических схем
Практика
Рисование самолетов
2.11. «Осень»
Теория
Приемы рисования красками.
Особенности изображения времен года
Практика
Рисование пезажа
2.12. «Паучок»
Теория
Практика
Приемы изображения насекомых на
основе геометрических фигур
Рисование паука
2.13. «В королевстве Беляночки»
Теория
Смешивание цветов
Практика
Рисование по замыслу белой гуашью на
черном фоне
3.Раздел: В мире сказок
3.1. «Терем - теремок»
Теория
Изображение зданий. Изображение
сказочных героев
Практика
Рисование сюжета сказки
3.2. «Три медведя»
Теория
Изображение животных на основе
геометрических фигур. Закрашивание
предметов по форме. Расположение в
центре. Соотношение деталей по размеру
Практика
Рисование медведей на поляне
4.Раздел: В гостях у народных мастеров
4.1.«Дымковский конь»
Теория
Элементы дымковской росписи
Практика
Рисование узоров с образца
4.2. «Юбка для барыни»
Теория
Цветовое решение в дымковской росписи.
Элементы дымковской росписи
Практика
Рисование узоров декоративных элементов
в круге по мотивам Дымковской росписи
5.Раздел: В сказочной стране «Дизайн»
5.1. «Юные модельеры»
Теория
Профессия модельера. Плоскостной
дизайн
Практика
Создание декоративной композиции –
коллаж с использованием творческого
конструирования, аппликации и росписи.
5.2. «Комната для кукол (макет)»
Теория
Объемный дизайн (предметнодекоративный).
Практика
Создание макета кукольно-игровой
комнаты. Работа с бумагой. Дополнение
разнообразными материалами
5.3. «Снежинки»
Теория
Пространственный дизайн
(художественно-декоративный)
Практика
Создание праздничного убранство для
Нового года
6. Раздел: Веселое рисование
6.1. «Лиса»
Теория
Нестандартные техники рисования
Практика
Рисование лисы
6.2. «Снег кружится»
Теория
Техника рисования восковыми мелками
Практика
Рисование восковыми мелками и
акварелью
6.4. «Вечная мерзлота»
Теория
Техника рисования по мокрому листу.
Способы изображения Северного сияния.
оригами
Практика
Композиция «Северный полюс»
6.5. «Мимоза»
Теория
Техника рисования «тычком»
Практика
Рисование веточки мимозы
7.Раздел: Волшебный пластилин.
7.1.«Волшебный цветок»
Теория
Сказочные образов цветов.
Выразительность через дополнительный
материал
Практика
Лепка цветка
7.2. «Бабочки»- пластилинография
Теория
Техника работы с пластилином. Техника
«Мазки пластилином»
Практика
Лепка бабочки
8.Раздел: Бумажные фантазии
8.1. «Домик в лесу»
Теория
Как создавать макет дома
Практика
Макет дома из бумажных трубочек
8.2. «Вечер»
Теория
Техника вырезания симметричных форм
из бумаги
Практика
Составление многоплановой композиции
8.3. «Тучи по небу бежали…».
Теория
Техника аппликативной мозаики
Практика
Составление сюжетной композиции
9.Раздел: Волшебный карандаш
9.1. «Букет для мамы»
Теория
Практика
Рисование слитных кругов, не отрывая
карандаш от бумаги. Рисование цветов
Теория
Практика
Ритмичные линии от ствола. Рисование
елки
Виды штриховки
9.2. «Елка»
Виды штриховки
9.3. «Новые знакомые»
Теория
Приемы изображения человека на основе
геометрических фигур
Практика
Рисование людей
2.3. Тематическое планирование
№ п/п
Всего
часов
Темы
Количество
часов
теория практик
а
1
0
1
Вводное занятие. Беседы по технике
безопасности.
1
2
3
4
5
6
7
8
8
Королевство волшебных красок
В мире сказок
В гостях у народных мастеров
В сказочной стране «Дизайн»
Веселое рисование
Волшебный пластилин
Бумажные фантазии
13
2
2
4
4
2
3
3
6,5
1
1
1
0
0
1
1
6,5
1
1
3
4
2
2
2
34
12,5
21,5
Волшебный карандаш
Итого часов
2.4.
Планируемыерезультатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности
Личностные результаты
Программапризванаобеспечитьдостижениеобучающимисяличностных результатов
в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического,
экологического и трудового воспитания.
Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное
отношениексвоейРодине—России,черезосвоениешкольникамисодержаниятрадиций
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностносмысловыхориентировиустановок,отражающихиндивидуально-личностныепозициии
социально значимые
личностныекачества,черезколлективнуютворческуюработу,котораясоздаётусловие для
разных форм художественно-творческой деятельности и способствует пониманию
другого
человека,становлениючувстваличнойответственности,развитиючувстваличной
причастности к жизни общества.
Духовно-нравственноевоспитаниеявляетсястержнемхудожественногоразвития
обучающегося. Творческие задания направлены на
ипомогаютобрестисоциальнозначимыезнания.Развитиетворческихспособностей
способствует росту самосознания, осознанию себя как
личностиичлена общества.
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о
прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к
окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе,
труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и
художественнойрефлексиисвоихнаблюденийвхудожественно-творческойдеятельности.
Экологическоевоспитаниепроисходитвпроцессехудожественно-эстетического наблюдения
природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства.
Формированиеэстетическихчувствспособствуетактивномунеприятиюдействий,
приносящих вред окружающей среде.
Трудовоевоспитаниеосуществляетсявпроцессесобственнойхудожественнотворческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе
достижения результата
иудовлетворенияотсозданияреального,практическогопродукта.
Метапредметныерезультаты
1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризоватьформупредмета,конструкции;выявлятьдоминантныечерты (характерные
особенности) в визуальном образе;
находитьассоциативныесвязимеждувизуальнымиобразамиразныхформи предметов;
сопоставлятьчастиицелоеввидимомобразе,предмете,конструкции;анализировать
пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагироватьобразреальностиприпостроенииплоской композиции;
соотноситьтональныеотношения(тёмное—светлое)впространственныхи плоскостных объектах;
выявлятьианализироватьэмоциональноевоздействиецветовыхотношенийв пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовыелогическиеиисследовательскиедействия:
проявлятьисследовательские,экспериментальныедействиявпроцессеосвоения выразительных
свойств различных художественных материалов при самостоятельном выполнении художественнотворческих заданий;
проявлятьисследовательскиеианалитическиедействиянаосновеопределённых учебных
установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов
детского художественного творчества;
анализироватьиоцениватьспозицийэстетическихкатегорийявленияприродыи предметно-
пространственную среду жизни человека;
использоватьзнаково-символическиесредствадлясоставленияорнаментови декоративных
композиций;
классифицироватьпроизведенияискусстваповидамисоответственнопо назначению в жизни
людей;
классифицироватьпроизведенияизобразительногоискусствапожанрамвкачестве инструмента
анализа содержания произведений.
Работас информацией:
использоватьэлектронныеобразовательныересурсы;
выбирать источники для получения информации: поисковые системы интернета,
цифровыеэлектронныесредства,справочники,художественныеальбомыидетскиекниги;
анализировать,интерпретировать,обобщатьисистематизироватьинформацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественныехудожественныемузеиизарубежныехудожественныемузеи(галереи)на основе
установокиквестов,предложенных учителем.
2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями
Учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе
коллективнойработы,приниматьцельсовместнойдеятельности,договариваться,
ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями
Обучающиесядолжнывнимательноотноситьсякучебным
задачам,выполнятьих,соблюдатьпоследовательностьучебныхдействийпривыполнении задания;
уметьорганизовыватьсвоёрабочееместодляпрактическойработы,бережно
относиться к используемым материалам;
контролироватьсвоюдеятельностьвпроцесседостижениярезультата.
Предметныерезультаты
Предметныерезультатысформулированыпогодамобучениянаосновемодульного
построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в
художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений.
Модуль«Графика»
Осваиватьнавыкиприменениясвойствпростыхграфическихматериаловв самостоятельной
творческой работе в условиях внеурочной деятельности.
Приобретатьпервичныйопытсозданиярисунканаосновезнакомствасо средствами
изобразительного языка.
Приобретатьопытсозданиярисункапростого(плоского)предметаснатуры.
Учитьсяанализироватьсоотношенияпропорций,визуальносравнивать пространственные
величины.
Модуль«Живопись»
Осваиватьнавыкиработыгуашью.
Знатьтриосновныхцвета;обсуждатьиназыватьассоциативныепредставления, которые рождает
каждый цвет.
Приобретатьопытэкспериментирования,исследованиярезультатовсмешения красок и получения
нового цвета.
Веститворческуюработуназаданнуютемусопоройназрительныевпечатления, организованные
педагогом.
Модуль«Скульптура»
Приобретатьопытаналитическогонаблюдения,поискавыразительныхобразных объёмных форм в
природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваиватьпервичныеприёмылепкиизпластилина,приобретатьпредставленияо целостной форме
в процессе создания объёмного изображения.
Модуль«Декоративно-прикладноеискусство»
Различатьвидыорнаментовпоизобразительныммотивам(растительные, геометрические,
анималистические).
Учитьсяиспользоватьправиласимметриивсвоейхудожественнойпрактике. Приобретать опыт
создания орнаментальной декоративной композиции.
Приобретать представления о глиняных игрушках народных художественных промыслов
(дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом
местныхпромыслов)иопытпрактическойхудожественнойдеятельностипомотивам игрушки выбранного
промысла.
Иметьопытисоответствующиевозрастунавыкиподготовкииоформления праздника.
Модуль«Архитектура»
Осваиватьприёмыконструированияизбумаги,складыванияобъёмныхпростых геометрических
тел.
Приобретатьопытпространственногомакетированиявформеколлективной игровой
деятельности.
Приобретатьпредставленияоконструктивнойосновелюбогопредметаи первичные навыки
анализа строения предмета.
Модуль«Восприятиепроизведенийискусства»
Приобретатьумениярассматривать,анализироватьдетскиерисункиспозицийих содержания и
сюжета, композиции (расположения на листе), цвета, настроения, а также соответствия учебной
задаче, поставленной на занятии.
Осваиватьновыйопытвосприятияхудожественныхиллюстрацийвдетскихкнигах и отношения к
ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль«Азбукацифровойграфики»
Приобретатьопытсозданияфотографийсцельюцеленаправленногоэстетического наблюдения
природы.
Показательуровняхудожественногоразвитияшкольника
Художественно-
Профессионально-
образные
художественные
оригинальность
настроениеицвет
композиция
индивидуальность
настроениеиформа
форма
отходот привычного
настроениеиобраз
соразмерность,
Общеразвивающие
соотношение
согласование
сказочностьи волшебство
изобразительных
разнообразие
выразительныхсредств
элементов
фантазияи воображение
одушевление,оживление
вариативностьтем,образов,
образа
настроений
ритм
структура,конструкция
Способыпроверкирезультатовосвоенияпрограммы.
Вкачествеподведенияитогов,результатовосвоенияданнойпрограммы,могутбыть организованы
выставки творческих работ учащихся;
3.Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
8
Окончание учебного года
Учебный год
34
1
34
17
17
1 сентября 2025 г.
26.10. 2025 – 04.11.2025
31.12.2025 – 11.01.2026
29.03.2026 – 05.04.2026
26 мая 2026
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
Дляэффективнойдеятельностипопрограмменеобходимы:
Художественныематериалы;
Таблицы;
Презентации;
ТСО:компьютер,мультимедийныйпроектор,экран.
Кадровые обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методическиематериалыдляучителя
1.
ВдовиченкоС.А.Детисветлойкраскойкрасятмир:Мини–хрестоматияметодови приёмов работы
с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. –
М.: Чистые пруды, 2009.
2.
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
Популярноепособиедляродителейипедагогов/ХудожникиМ.В.Душин,В.Н.Куров. – Ярославль:
«Академия развития», «Академия и К°», 1998.
3.
ДавыдоваГ.Н.Пластилинография—2.–М.:«ИздательствоСкрипторий2003»,2006. Давыдова
Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –
М.:«ИздательствоСкрипторий2003»,2008.
4.
ДавыдоваГ.Н.Нетрадиционныетехникирисованиявдетскомсаду.Часть2.–
М.:«ИздательствоСкрипторий2003»,2008.
5.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей
дошкольногоимладшегошкольноговозрастанаосновеизодеятельности.–М.:ТЦ Сфера, 2002.
6.
Колль,МериЭннФ.Рисование.–М:ОООИздательство«АСТ»: Издательство«Астрель»,2010.–63с
7.
КомароваТ.С.Детскоехудожественноетворчество.Методическоепособиедля воспитателей и
педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
8.
ЛыковаИ.А.Программахудожественноговоспитания,обученияиразвитиядетей2-7 лет
«Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
9.
Мелик–ПашаевА.А.Ребёноклюбитрисовать:Какспособствоватьхудожественному развитию
детей / Александр Мелик –Пашаев, Зинаида Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007.
10.
СоломенниковаО.А.Радостьтворчества.Развитиехудожественноготворчествадетей 5-7 лет. –
Москва, 2001.10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. –
М. Просвещение, 2012. – 192с
11.
ФионаУотт.Яумеюрисовать.–М:ОООИздательство«РОСМЭН–ПРЕСС»,2009.– 96с.
12.
ШорыгинаТ.А.Красивыесказки:Эстетикадлямалышей.–М.:Книголюб,2006.
www.ucheba.com/met_rus/k_iskusstvo/izo_1klass.htm
Цифровыеобразовательныересурсыиресурсыинтернет
Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов:
www.school-collection.edu.ru
Школьныйпорталhttp://www.portalschool.ru
Сетьтворческихучителейwww.it-n.ru
БиблиотекаматериаловФГИС«Мояшкола» https://myschool.edu.ru/
Российскаяэлектроннаяшкола: resh.edu.ru
Сферум-длятебя,школыижизни
sferum.ruhttps://m.edsoo.ru/8a1496ae
4. Аннотация к рабочей программе
Программа
«Юный
художник»
реализует
содержание
художественной
направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 7-10 лет. Уровень усвоения
содержания
программы
-
базовый.
Программа
предназначена
для
дляпроявлениятворческихспособностейобучающихсявпроцессе приобретения ими опыта
практической работы в различных видах художественно- творческой деятельности.
Данная программа предлагает изучение основ и технологий рисования, в том числе с
использованием нетрадиционных методов.
Программа рассчитана на 34 часа (1 учебный год) по 1 часу в неделю.