ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Театр на английском» Возраст обучающихся: 8-10 лет (2-5 класс) Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Валова Галина Александровна, педагог дополнительного образования с. Новопышминское, 2024 год Содержание 2. Комплекс основных характеристик 2.1. Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Актуальность общеразвивающей программы Отличительные особенности программы Адресат общеразвивающей программы Режим занятий, периодичность и периодичность занятий Объем и срок освоения программы Особенности организации образовательного процесса Формы организации образовательного процесса 2.2. Цели и задачи программы 2.3. Учебный (тематический) план 2.4.Содержание учебного (тематического) плана 2.5. Планируемые результаты 3. Организационно-педагогические условия 3.1.Календарный учебный график 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение Методические материалы 3.3. Формы аттестации 3. Список литературы 3 3 3 3 4 4 4 4 5 6 9 10 11 11 11 11 11 11 11 11 12 2 2. Комплекс основных характеристик 2.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр на английском языке» (далее «программа») – художественная. Программа направлена на самостоятельное приобретение опыта познавательной, практической, духовно-нравственной и творческой деятельности в ходе социализации через освоение театральной культуры, постижение общекультурных ценностей, формирование художественного вкуса, что имеет конечной целью воспитание и становление высоконравственной, ответственной, интеллектуальной, инициативной творческой личности, нацеленной на саморазвитие и самореализацию. Актуальность программызаключается в учете разных интересов и способностей детей, увлеченных театральной деятельностью. Это обеспечивается созданием такой воспитательнообучающей среды, которая непосредственным образом влияет на личностное развитие подростка, взращивая в нем самостоятельную творческую индивидуальность, способную к дальнейшему саморазвитию и самораскрытию. Современные тенденции в обучении иностранным языкам предполагают интегративный подход в обучении, то есть одновременно с развитием иноязычного общения решаются воспитательные, культурные, межкультурные и прагматические задачи. Использование английского языка, как инструмента выражения мыслей, дает возможность получить опыт реального иноязычного общения. Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Отличительные особенности программы: включение в содержание не только основ актерской игры и азов режиссуры, как в практическом, так и теоретическом ракурсах. Также программа отличается от аналогичных программ существенным уклоном в практику воспитания и углублением содержания базовой дисциплины «Английский язык». Обучение строится на основе изучения норм и правил фонетической стороны речи, интонационных норм построения иноязычных высказываний. Каждое занятие театра имеет тему, идею и сверхзадачу, основой в достижении сверхзадачи является сквозное действие, а композиция занятия строится путем монтажа сценарных эпизодов. На занятиях обучающиеся учатся использовать модели речи английского языка, правильно употреблять фонетические правила, посредством практического повторения. 3 Основываясь на вопросе формирования и развития всех видов речевой деятельности можно сделать вывод: изучение иностранных языков является не только важным в современном мире, но и является важным этапом развития совокупности анализаторов в их сложном взаимодействии. Новизна программы в обучении свободному мыслеизъявлению на иностранном языке, которое можно осуществить через создание в школе театральной студии.Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, что само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата. Адресаты программы: обучающиеся 8-10 лет (2-5 классов). Режим занятий: вторник, четверг. Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Общее количество часов в неделю – 2. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу. Объем и срок освоения программы: Объем часов по программе составляет 68 часов в год. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса – образовательный процесс строится с использованием элементов театральной деятельности. Форма обучения – очная, при необходимости, с использованием дистанционных технологий. Формы организации образовательного процесса: • вводное занятие-беседа; • игра- тренинг; • экскурсия, виртуальная экскурсия; • творческая мастерская; мастер-класс; игра, упражнение; • постановочная работа над спектаклем- репетиция; спектакль. При организации деятельности обучающихся используется проведение индивидуальных и сводных репетиций с другими учащимися данной театральной подростковой студии, спектаклей, совместно участии в конкурсах и студийных мероприятиях воспитательного характера. Уровень сложности программы – «стартовый». «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Виды занятий: теоретическое, практическое, репетиции. Формы подведения результатов. Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего контроля в форме викторин и зачетов по этюдным работам на материале пьес и спектаклей, фонетических зачетов. Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации изучения английского языка. Главным видом контроля является театрализованное представление, которое приурочено к весенним каникулам. Основные формы контроля, используемые для оценки качества обучения учащихся, посещающих театральную студию: Беседа, Опрос, Наблюдение; Прослушивание на репетициях; Праздничные мероприятия, Концерты; Выставки, Конкурсы. К способам выявления результатов относятся: открытые и итоговые занятия, анализ мероприятий, диагностические игры (в том числе фонетические), анкетирование и самооценка учащихся. К способам фиксации результатов относятся протоколы мероприятий, видео- и фотосъемка, отзывы детей и родителей, методические разработки, портфолио. 4 2.2. Цели и задачи программы Цель программы: воспитание самостоятельной духовно развитой творческой личности учащихся в процессе освоения опыта деятельности актера; расширение и углубления сферы применения знаний, навыков и умений, приобретаемых в процессе иноязычного общения в рамках обязательного курса английского языка в учебной деятельности и расширение языковой среды изучаемого языка. Задачи: Воспитывающие: формировать ценностное отношение учащихся к действительности в целом и художественной культуре в частности; способствовать формированию духовно-нравственной позиции личности; воспитывать чувство ответственности перед собой и творческим коллективом, умение работать в команде; воспитывать устойчивую потребность в общении с произведениями искусства, развивать специфическое восприятие произведения театрального искусства. духовно- нравственное воспитывать школьников, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших. Обучающие: формировать целостное представление о роли актера и режиссера в синтетическом искусстве театра; способствовать овладению учащимися актерской и режиссерской грамотой на теоретическом уровне; обучать практическим основам актерского мастерства и режиссерской работы в театральном процессе; формировать навыки наблюдения, режиссерского анализа, работы актера над собой. формировать представления об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке; расширять лингвистический кругозор школьников; освоение лингвистических представлений об изучаемом языке; обеспечивать коммуникативно-психологическую адаптацию детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения; Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, воображения, чувства ритма, пространства и времени, нешаблонного мышления; развивать артистические способности, эмоциональную выразительность; культивировать творческий подход применительно к любому виду деятельности. развивать эмоциональную сферу детей в процессе постановки спектаклей на иностранном языке; приобщать школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном языке; развивать познавательные способности, овладение умением координирования работы в разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе. Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание и формирование уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности; опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России; опыта художественного творчества как социально значимой деятельности. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Третий год обучения Особенности 3-го года. На 3 год обучения в театральной студии, навык говорения и использования обучающимися выразительных средств языка доводиться до автоматизма. Обучающиеся могут самостоятельно подготовить не только сценарий постановки, но и написать диалоги и монологи, которые будут соответствовать всем правилам и нормам английской речи. Кроме того, обучающиеся способны безошибочно произнести любые звуки в любом сочетании, а также определить их принадлежность в речи, предугадывая возможные ошибки. № 1. Название раздела Количество часов Всего Теория Практика Фонетическая разминка. Работа с 2 0 2 артикуляционным аппаратом. 2. Гласные звуки английского языка. 4 0 4 3. Простые и сложные дифтонги английского языка. Трифтонги. 4 0 4 4. 4 0 4 4 0 4 4 0 4 7. Простые согласные звуки английского языка. Пары звуков в речи. Трудные в произношении согласные звуки английского языка. Слепые звуки. Выразительные средства английского языка. Вербальные и невербальные. Интонация. Пауза в интонации. 4 1 3 8. Интонация. Вопросы. 4 1 3 9. Интонация. Восклицания. 4 1 3 10. Работа над сценарием школьной постановки. 10 2 8 5. 6. для Формы контроля Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание 6 11. Работа с характером персонажа. Диалоги. 4 0 4 12. Работа с характером персонажа. Монолог. 4 0 4 13. Изготовление декораций костюмов к постановке. Репетиции. 8 0 8 8 0 8 68 5 63 14. Всего и Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение, Прослушивание Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, Прослушивание СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Фонетическая разминка. Работа с артикуляционным аппаратом (2 ч). 2. Гласные звуки английского языка. Практика произношения посредством рассказа скороговорок и стихов наизусть (1 ч). Чтение длинных стихотворных произведений с выделением в них указанных гласных звуков (1 ч). Чтение отрывков произведений с голосовым выделением в них указанных гласных звуков (1 ч). Закрепление навыка употребления в речи гласных звуков посредством устного рассказа с использованием лексики включающей указанные гласные звуки (1ч). 3. Простые и сложные дифтонги. Выполнение упражнений на определение их в тексте (2ч). Выполнение упражнений на определение дифтонгов в речи (2ч). 4. Простые согласные звуки английского языка. Пары звуков в речи. Фонетическая разминка (1ч). Выполнение упражнений по определению в речи пар согласных звуков (1 ч). Закрепление полученных навыков посредством написания собственных стихотворных произведений с использованием в качестве рифмовки слов с парными согласными звуками 1 ч). Закрепление речепроизносительных навыков с использованием парных согласных звуков, в т. ч. с использованием парных и групповых игр. Инсценировка с использованием невербальных средств языка (1 ч). 5. Трудные в произношении согласные звуки английского языка. Практическое повторение всех трудных согласных звуков (1ч). Закрепление полученных звукопроизносительных навыков посредством создания произведений с ними (1 ч). Совершенствование звукопроизносительных навыков посредством инсценировки созданных произведений в парах, группах (1 ч). Слепые звуки. Повторение правил произношения слепых звуков. Закрепление правил произношения слепых звуков. выполнение упражнений по работе с текстами (1ч). 6. Выразительные средства языка. Вербальные и невербальные. Выполнение упражнений по использованию вербальных средств языка и восклицаний (1ч). Закрепление полученного навыка посредством инсценировки бытовой ситуации (1ч). Выполнение упражнений по использованию невербальных средств выразительности языка (1ч). Совершенствование наыка использования невербальных средств языка. Игра «Крокодил» (1ч). 7. Интонация. Пауза в интонации. Теоретические основы. Роль паузы в интонации (1ч). Практическое применение паузы в интонации при чтении и рассказе (1 ч). Закрепление полученного навыка посредством выступления с монологом, диалогом (2ч). 8. Интонация. Вопросы. Теоретические основы. Роль интонации для понимания смыла вопроса (1ч). Практическое применение интонации при расспросе (1ч). Закрепление полученного навыка посредством выступления- интервью (1ч). Совершенствование полученного навыка по использованию интонации вопроса через диалог -расспрос(1ч). 9. Интонация. Восклицания. Теоретические основы. Роль восклицания в интонации (1ч). Практическое применение восклицания в интонации (1ч). Закрепление полученного навыка посредством монолога с использованием восклицания (1ч). Совершенствование полученного навыка по использованию восклицания. Инсценировка.(1ч). 7 10. Работа над сценарием для школьной постановки. Идея. Разработка сценария (2ч). Корректировка. (2ч). Распределение ролей (3ч). Прорисовка эскизов декораций и костюмов (3ч). 11. Работа с характером персонажа. Составление характеристик героев постановки (1 ч). Диалоги. Создание диалогов между персонажами (1 ч). Корректировка. Индивидуальная репетиция (1 ч). Групповая репетиция (1 ч). 12. Работа с характером персонажа. Создание монологов (1 ч). Совершенствование речи героев посредством добавления выразительных средств языка (1 ч). Индивидуальные репетиции. Работа с речью и интонацией (1 ч). Групповые репетиции (1 ч) 13. Изготовление декораций и костюмов к постановке. Изготовление афиши (1 ч). Изготовление декораций (3 ч). Изготовление костюмов (4 ч). 1. Репетиции. Знакомство со сценарием. Распределение ролей (1 ч). Первичная репетиция (2 ч). Индивидуальные репетиции (2 ч). Групповые репетиции на сцене (3 ч) 2.5. Планируемые результаты обучения: Метапредметными результатами являются: 1. Расширение общего лингвистического кругозора школьника. 2. Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка. Личностные: В результате обучения по данной дисциплине учащиеся: узнают общие сведения из истории развития театра России и мира; сумеют самостоятельно изготовить костюмы, декорации; будут иметь понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале; разовьют способность творчески подходить к выполнению любого задания; приобретут умение работать в команде, соблюдать принципы, традиции и ценности коллектива, научатся брать на себя ответственность, вести за собой остальных и двигаться к поставленной цели. разовьют эмоциональную сферу, психологическую восприимчивость, а также мыслительные процессы: внимание, память, речь, воображение, образное мышление, аналитический ум, чувство ритма, ощущение пространства и времени; в области английского языка: расширяется лексический запас учащихся в пределах программных тем, повышается уровень практического владения английским языком, улучшается. К концу обучения по данной программе учащиеся будут владеть: познавательными учебными универсальными действиями (УУД): - сумеют находить необходимую информацию из разных источников для создания этюдов, концертных номеров и сценария спектакля, - разовьют умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей школьников - смогут выполнить самостоятельно творческую работу с опорой на логику, воображение, интуицию, развитое образное мышление, художественное видение мира, регулятивными УУД: - сумеют спланировать и скорректировать свои действия при выполнении творческой работы, проанализировать ее результаты; - формируется мотивация к изучению английского языка. коммуникативными УУД - сумеют выстраивать взаимоотношения с педагогом и своими сверстниками при работе в команде, сотрудничать при выполнении общей работы. - разовьют коммуникативные способности, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; - происходит расширение общего лингвистического кругозора школьника Предметные К концу обучения по данной программе учащиеся: сформируют представление о профессии актера и режиссера; 8 обучатся основам актерской и режиссерской грамоты на теоретическом уровне; овладеют практическими навыками актерского мастерства, режиссерской постановки любого театрализованного действа на английском языке; воспитают уважение к великим актерам и режиссерам прошлого и настоящего. 3.Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график № 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов в год Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы 8 Окончание учебного года Учебный год 34 1 34 17 17 2 сентября 2024 г. 26.10.2024 - 04.11.2024 29.12.2024 - 08.01.2025 23.03.2024 - 30.03.2025 26 мая 2025 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение: ноутбук, колонки, мультимедиапроектор, штатив, микрофоны. Кадровые обеспечение: учитель английского языка. Методические материалы (в списке литературы). Методы обучения и воспитания: упражнение, беседа, рассказ, демонстрация, работа с книгой и др. Формы организации образовательной деятельности: теоретические, практические, репетиции. Формы организации учебного занятия № п/п 1 2 Название раздела Материальнотехнические оснащение, дидактикометодический материал Теоретические основы. Работа с Ноутбук, артикуляционным аппаратом. Практика мультимедиа применения. проектор, колонки, Работа с текстами, репетиции. карточки по лексическим темам, фониксы, реквизит Формы, методы, приемы обучения, технологии Формы учебного занятия Технологии урок, проблемного практическое обучения, занятие, зачет. пример, работа в парах, группах 3.3. Формы аттестации/ контроля На протяжении обучения предусматривается проведение педагогических наблюдений для определения глубины освоения программы учащимися, а также для диагностики личностного роста и развития, достижения ожидаемых результатов. 9 Система контроля результативности с описанием форм выявления, фиксации и предъявления результатов и их периодичности Формы контроля Периодичность Формы выявления результата Формы фиксации результата Формы предъявления результата текущий промежуточный итоговый Постоянно Педагогическое наблюдение 1 раз в четверть Праздничные мероприятия По окончании обучения Спектакль Фотофиксация Анкета Учебный журнал, страница учет массовых мероприятий Показы: стихи, песни и пр. Фотофиксация Анкета Учебный журнал, Документы общественного признания (грамоты и дипломы, благодарности) Открытые занятия, выступления на праздничных мероприятиях День матери Новый год День святого Валентина 8 Марта 9 Мая Спектакль Список рекомендуемой литературы Нормативные документы: Дополнительное (нормативно-правовое) направление: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 10 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования. Литература, использованная при составлении программы (для педагога) 1. Акимов Н.П. Театральное наследие. Том 1. Об искусстве театра. Театральный художник. Том 2. О режиссуре. Режиссерские экспликации и заметки. –Л., 2003. 2. Бруссер А., Оссовская М., Упражнения по дикции и орфоэпии. М., 2005 3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – Москва, изд-во «Аркти» , 2005. 4. Выготский Л.С. Психология искусства. Любое издание. 5. Ганелин Е.Р., Богданов В.А. Дела актерские. СПб, 1997. 6. Герасина Е. В. Детская психология. – М.: Изд-во Владос-пресс, 2010. 7. Гиппиус С. Актерский тренинг. Гимнастика чувств - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 8. Голубовский Б.Г. Между репетициями. Самостоятельная работа артиста. Труд актера. – М., 1988. 9. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010. 10. Драматерапия. Практические исследования Текст. /Сборник. –М., 2002. 11. Ерхова Е.Л., Захаркина С.В., Атаманчук Е.С.. Английский язык. 5-11 классы: театрально – языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей/ сост.– Волгоград: Учитель, 2009. 12. Жолобов, М. А. Детский самодеятельный театр: световое и звуковое оформление спектаклей Текст. / М. А. Жолобов // Дополнительное образование. 2002.- N3.-C.24-28. 13. Захаров М. А. Театр без вранья, АСТ, Зебра Е , 2007. 14. Корогодский З.Я. Начало: Записки театрального режиссера и пёдагога. –СПб.,1996. 15. Копылова В.В.. Методика проектной работы на уроках английского языка. _ Москва, «Дрофа», 2006. 16. Кулиш В.Г.. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. – Донецк, «АСТ», 2002. 17. Ласкавая Е. Сценическая речь. М., 2006 18. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. М: Просвещение, 2005. 19. Михайлов Л.Д. Семь глав о театре. –М., 1985. 20. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. – «Астрель». 21. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. –М.: Айрис-пресс, 2003. 11 22. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М: Просвещение, 2004. 23. Сазонов Е.И. Город мастеров. Из опыта работы театра юношеского творчества ГДТЮ. – СПб., 2004. 24. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 1999. 25. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 2009. 26. Сценарное мастерство: Методическое пособие в помощь начинающему автору. – М.: ВЦХТ, 2002 27. Титов В.А. Психология и педагогика –СПб, Методическое пособие 2007. 28. Трубникова Т.О., ШеварихинаЮ.С.. Сценарии тематических вечеров и предметной недели английского языка в 5,6,7 классах. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. 29. Федорова Г.Н.. Тематические вечера на английском языке. Пособие для учителей средний общеобразовательных и специализированных школ. – Москва – Ростов-на-Дону, «Март», 2005. 30. Феофанова И. Актерский тренинг для детей. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011 31. Чернецкая Т.А. Как стать артистичным (Психотренинг актерского мастерства). Методическое пособие. – М., 2000. 32. Чехов М. Литературное наследие в двух томах. Том 1.Воспоминания.Письма.Том 2. Об искусстве актера –М., 2005. 33. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды. Я вхожу в мир искусства. –М., 2006. Литература, рекомендуема для обучающихся и родителей (законных представителей): 1.Арго А. Звучит слово. –М. 2002. 2.Калмановский Е. Книга о театральном актере. – М., 2008. 3.Климовский В. Л. Мы идем за кулисы. – М., 2006. 4.Макарьев Л.Ф. С утра до вечера в театре. – М., 1993. 5.Михайлов Л.Д. Семь глав о театре. –М.,1995. 6.Морозов А. Три века русской сцены. – М., 1998. 7.Оржеховская Ф. Воображаемые встречи. –М., 1994. Интернет-ресурсы: 1.https://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary 2. https://rp-universe.ru/zvuki-v-komiksah.html 3.https://zvukipro.com/situacii/721-zvuki-shkolnogo-zvonka.html 12