РП Изобразительное искусство 4в уо

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Сухой Лог
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято:
на координационно - методическом совете

Утверждаю:
директор МАОУ СОШ № 10
_________ О. А. Просвирякова
приказ № 165-од от 31.08.2023 г.

протокол № 1 от 28 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Азбука этикета»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4в класса-комплекта

Составитель: Арудова Е. Д.,
учитель

с. Новопышминское,
2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительно искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебником «Изобразительное искусство» 4 класс для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (М.Ю. Рау, М.А.Зыкова), Москва, «Просвещение»,
2019, на основе методических рекомендаций к учебникам «Изобразительное искусство» для детей с ограниченными возможностями
здоровья 1-4 классов (авторы: М.Ю. Рау, М.А. Овчинникова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева).
Изобразительное искусство - особый духовный вид человеческой деятельности, который занимает важное место в развитии ребенка.
Посредством художественной деятельности осуществляется эстетическое познание окружающих предметов, явлений, отношений. Такой
способ знакомства с миром, влияющий на формирование положительных черт личности, на формирование мировоззрения ребенка, трудно
переоценить. В процессе познания красоты, целесообразности окружающей действительности ребенок активно изучает мир, в котором он
живет, художественно воспроизводит его с целью более глубокого познания, преобразует его в своей творческой деятельности.
Все эти обстоятельства позволяют считать учебный предмет «Изобразительное искусство» одним из важнейших. В процессе
обучения этой дисциплине, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах
деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая,
эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.
Целью данной программы является:
- оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- формирование личности ребенка;
- воспитание положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки
изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек.
Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» нацелено на решение на уроках ряда задач:
1. Развитие у детей эстетического восприятия и формирование образов предметов и явлений окружающей действительности в
процессе их познания.
2. Формирование у детей интереса к изобразительному искусству и потребности к изображению объектов воспринимаемой
действительности, желания овладеть приемами изображения в разных видах изобразительной деятельности.
3. Развитие структурных компонентов художественно-изобразительной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» призвано реализовать современный, экспериментально
проверенный подход к обучению детей, имеющих проблемы развития, с учетом требований, определенных концепцией Федерального
государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в целом и по соответствующей
образовательной области в частности.
Следует подчеркнуть, что разработка содержания программы по предмету осуществлялась с учетом научности и доступности
учебного материала для обучающихся. Так, в программе предусмотрено постепенное знакомство детей с изобразительно-выразительными
средствами искусства, овладение разными видами изобразительной деятельности, освоение значимых тем - о чем говорит искусство, чему
оно учит.
При разработке содержания учитывались психофизические особенности, трудности обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, но вместе с тем и возможности развития их познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер деятельности,
разный уровень развития школьников в составе одного класса. Наряду с этим учитывался накопленный опыт изучения и обучения этой
категории детей в области изо деятельности. Чтобы учебный материал был доступен обучающимся различного уровня развития,
представлены разные по сложности варианты заданий по темам занятий.
Концептуальная основа построения программы - развитие эстетического восприятия, формирование представлений об объектах и
явлениях окружающей действительности и обучение детей способам ее отражения в разных видах изобразительной деятельности, а также
формирование технических навыков работы с различными художественными материалами при использовании разноуровневой помощи со
стороны учителя и взаимодействии с одноклассниками.
Немаловажную роль играет знакомство детей с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства и обучение
их восприятию со стороны понимания как содержания, так и некоторых способов (доступных пониманию обучающихся) решения великими
мастерами изобразительных задач.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание
программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение
интеллектуального уровня обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа, предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в объеме 34 часа в год (1 час в
неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Кличностным результатам обучающихся относятся:
 положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;


























приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую
эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к
оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению
дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что
получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания
удачам / неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации
и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Регулятивные УД:
понимание учебной задачи;
умение организовывать рабочее место под руководством учителя;
определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
определение плана выполнения заданий под руководством учителя;
умение высказывать своё предположение (версию);
выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью
учителя;
использование в своей деятельности инструментов;
выполнение задания в соответствии с планом, под руководством учителя, с опорой на образцы,
рисунки учебника;
проговаривание последовательности действий на уроке;
проверка работы по образцу;
оценивание своего отношения к работе;
умение работать самостоятельно.
Познавательные УД:
овладение приемами работы с различными материалами;
наблюдение природы и природных явлений;
находить общее и различие с помощью учителя;
группировать предметы на основе существенных признаков;








овладение приемами работы различными материалами;
ориентироваться в пространстве, на листе бумаги под руководством учителя;
назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
находить общее и различие с помощью учителя;
создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УД:

 слушать и понимать речь других;







изготовления изделиях;


участвовать в диалоге;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;
формулировать собственное мнение и позицию;
оформлять свои мысли в устной речи;
участвовать в обсуждении содержания произведений и применения выразительных средств;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Минимальный уровень:
 знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения с ними;
 знание некоторых выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
 пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
 знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
 организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
 следование при выполнении работы инструкциям учителя;
 владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
 рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;
 применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками;
 ориентировка в пространстве листа;
 адекватная передача цвета изображаемого объекта;
 узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:


















знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, сюжетное изображение и др.);
знание названий народных и национальных промыслов: Городец, Каргополь, Косово и др.;
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т. д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно,
похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Произведения изобразительного искусства (репродукции картин художников).
2. Дидактические наглядные материалы, таблицы.
2. Изделия декоративно-прикладного творчества (гжельская роспись).
3. Раздаточный материал (шаблоны и др.).
4. Компьютер.
5. Презентации.
6. Простые и цветные карандаши, гуашь, акварель, пластилин и др.
7. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.:
«Академия», 2002г.
8. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы/ М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. - М.: Просвещение,2019.
9. Изобразительное искусство. Методические рекомендации.1-4классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/М.Ю. Рау, М.А. Овчинникова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева.М.: Просвещение,2016.

Тематическое планирование
№

Раздел

п/п
1. Подготови
тельный
период
обучения

Колво
часов

Формирование БУД

Обучение приемам работы в изо
деятельности (лепке, аппликации,
рисовании):
Приемы лепки:
• отщипывание кусков и разминание;
• размазывание по картону;

Вид деятельности

Вид деятельности

учителя

обучающихся

Проверяет готовность
учащихся к уроку.
Озвучивает тему и цель
урока.
Уточняет понимание
учащимися поставленных
целей.

• скатывание, раскатывание,
сплющивание;

Выдвигает проблему.

• примазывание частей.

Создает эмоциональный
настрой на выполнение
творческого задания.

Приемы работы с «подвижной
аппликацией

Формулирует задание.

Формирование организационных умений:
правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами,
кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.

Форма
контроля
творческая
работа
рисунок
выставка

Сенсорное воспитание: различение формы
беседа
предметов при помощи зрения, осязания и
обводящих движений руки; узнавание и показ наблюдени
е
основных геометрических фигур и тел (круг,
квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
конкурс
называние и отражение в аппликации и рисунке
рисунков
цветов спектра; ориентировка на плоскости
листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование
правильного удержания карандаша и кисточки;
• складывание целого изображения из Контролирует выполнение
формирование умения владеть карандашом;
его деталей без фиксации на
работы.
формирование навыка произвольной регуляции
плоскости листа;
нажима, произвольного темпа движения (его
Осуществляет:
• совмещение аппликационного
замедление и ускорение), прекращения
изображения с контурным рисунком -индивидуальный контроль; движения в нужной точке, направления
геометрической фигуры без фиксации
движения.
-выборочный контроль.

на плоскости листа;
• расположение деталей в
соответствующих пространственных
положениях;

Побуждает к высказыванию
своего мнения.
Отмечает степень
вовлеченности учащихся в
работу.

• составление по образцу композиции
из нескольких объектов.
Организует:
Приемы выполнения аппликации из
бумаги:
• приемы работы ножницами;
• раскладывание деталей аппликации
в соответствии с пространственными
отношениями: внизу, наверху, над,
под, справа от ..., слева от ...,
посередине;
• приемы соединения деталей
аппликации с поверхностью с
помощью пластилина.
• приемы наклеивания деталей
аппликации на поверхность с
помощью клея.
Приемы рисования твердыми
материалами (карандашом,
фломастером, ручкой):
• рисование с использованием точки
(рисование точкой; рисование по



коллективную проверку;

проверку выполнения
творческого задания;


беседу по уточнению
первичных знаний;


обсуждение способов
решения;


беседу, связывая
результаты урока с его
целями.


заранее расставленным точкам)
• рисование разнохарактерных линий
(прямых вертикальных,
горизонтальных, наклонных,
зигзагообразных линий;
дугообразных, спиралеобразных
линии; линий замкнутого контура
(круг, овал).
Рисование по клеткам предметов
несложной формы (по образцу);
• рисование без отрыва руки с
постоянной силой нажима и
изменением силы нажима.
• штрихование внутри контурного
изображения; правила штрихования;
приемы штрихования (беспорядочная
штриховка и упорядоченная
штриховка в виде сеточки);
• рисование карандашом линий и
предметов несложной формы двумя
руками.
Приемы работы красками:
• приемы рисования руками: точечное
рисование пальцами; линейное
рисование пальцами; рисование
ладонью, кулаком, ребром ладони;
• приемы трафаретной печати: печать

тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой и т. п.;
• приемы кистевого письма:
примакивание кистью; наращивание
массы; рисование сухой кистью;
рисование по мокрому листу и т. д.
Обучение действиям с шаблонами и
трафаретами:
• правила обведения шаблонов;
• обведение шаблонов геометрических
фигур, реальных предметов
несложных форм, букв, цифр.
2. Обучение
композици
онной
деятельно
сти

Понятие «композиция».
Элементарные приемы композиции на
плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль, диагональ в
построении композиции. Определение
связи изображения и изобразительной
поверхности. Композиционный центр
(зрительный центр композиции).
Соотношение изображаемого
предмета с параметрами листа
(расположение листа вертикально или
горизонтально).
Установление на изобразительной
поверхности пространственных
отношений (при использовании
способов передачи глубины

Проверяет готовность
обучающихся к уроку.

Определять местоположение главного
предмета (группы предметов) в композиции

Озвучивает тему и цель
урока.

Применять выразительные графические
средства и средства аппликации в работе.

Уточняет понимание
учащимися поставленных
целей урока.

Познакомиться с видами орнамента, узора, его
наблюдени
символами и принципами построения.
е
Выполнить орнаментальную композицию.
Развивать умения преображать формы
реального мира в условно-декоративные.

Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный
настрой на выполнение
творческого задания.

Размышлять о выборе элементов узора для
создания композиции.

Формулирует задание.

Определять местоположение главного
предмета (группы) в композиции. Применять
знания о композиции. Использовать приемы

Напоминает обучающимся

рисунок
беседа
опрос
выставка

пространства). Понятия: линия
горизонта, ближе - больше, дальше меньше, загораживания.
Установление смысловых связей
между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в
композиции.
Применение выразительных средств
композиции: величинный контраст
(низкое и высокое, большое и
маленькое, тонкое и толстое),
светлотный контраст (темное и
светлое). Достижение равновесия
композиции с помощью симметрии и
т. д.
Применение приемов и правил
композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном
рисовании.

технику работы с
различными материалами,
технику безопасности на
уроках.
Контролирует выполнение
работы. Осуществляет
индивидуальный контроль.
Побуждает к высказыванию
своего мнения.

композиции (ритм, симметрия и асимметрия,
равновесие частей, выделение центра).
Выполнять творческое задание согласно
условиям. Участвовать в подведении итогов
творческой работы. Обсуждать творческие
работы одноклассников и давать оценку
результатам творческо-художественной
деятельности.

Отмечает степень
вовлеченности учащихся в
работу.
Организует:


коллективную проверку;

проверку выполнения
творческого задания;


беседу по конкретизации
первичных знаний;


обсуждение способов
решения;


беседу, связывая
результаты урока с его
целями;




3.

Развитие
умений

Формирование понятий: предмет,
форма, фигура, силуэт, деталь, часть,

взаимопроверку.

Проверяет готовность

Обследование предметов, выделение их
признаков и свойств, необходимых для

творческая

восприним
ать и
изображат
ь форму
предметов,
пропорции
,
конструкц
ию

элемент, объем, пропорции,
конструкция, узор, орнамент,
скульптура, барельеф, симметрия,
аппликация и т. п.

обучающихся к уроку.

Разнообразие форм предметного мира.
Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные
формы. Трансформация форм.

Уточняет понимание
учащимися поставленных
целей урока.

Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (метод
обобщения).

Создает эмоциональный
настрой на выполнение
творческого задания.

Приемы и способы передачи формы
предметов: лепка предметов из
отдельных деталей и целого куска
пластилина; составление целого
изображения из деталей, вырезанных
из бумаги; вырезание или обрывание
силуэта предмета из бумаги по
контурной линии; рисование по
опорным точкам, дорисовывание,
обведение шаблонов, рисование по
клеткам, самостоятельное рисование
формы объекта и т. п.

Формулирует задание.

Сходство и различия орнамента и
узора. Виды орнаментов по форме: в
полосе, замкнутый, сетчатый; по
содержанию: геометрический,
растительный, зооморфный,
геральдический и т. д. Принципы

Озвучивает тему и цель
урока.

Выдвигает проблему.

Напоминает обучающимся
технику работы с
различными материалами,
технику безопасности на
уроках.
Контролирует выполнение
работы. Осуществляет
индивидуальный контроль.

передачи в рисунке, аппликации, лепке
предмета.
Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т. п

Организует:

рисунок
выставка

беседа
Передача пропорций предметов. Строение тела
наблюдени
человека, животных и т. д.
е
Передача движения различных одушевленных и
опрос
неодушевленных предметов.
Практическое применение приемов и способов
передачи графических образов в лепке,
аппликации, рисунке.
Уяснить такие понятия, как свет, тень,
контраст.
Анализировать форму, тональные отношения,
сравнивать рисунок с натурой.
Выявлять геометрическую форму простого
плоскостного тела.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.

Побуждает к высказыванию
Анализировать форму частей.
своего мнения.
Отмечает степень
вовлеченности учащихся в
работу.

работа

Развивать навыки работы с живописными
материалами. Соблюдать пропорции при
создании изображаемых предметов.

построения орнамента в полосе,
квадрате, круге, треугольнике
(повторение одного элемента на
протяжении всего орнамента;
чередование элементов по форме,
цвету; расположение элементов по
краю, углам, в центре и т. п.).

4.

Развитие
восприя
тия
цвета
предмет
ов и
формиро
вание
умения
передава
ть его в
живопис
и



коллективную проверку;



проверку выполнения
творческого задания;



беседу по конкретизации
первичных знаний;



обсуждение способов
решения;



беседу, связывая
результаты урока с его
целями;



взаимопроверку.

Понятия: цвет, спектр, краски,
акварель, гуашь, живопись и т. д.

Проверяет готовность
обучающихся к уроку.

Цвета солнечного спектра (основные,
составные, дополнительные). Теплые
и холодные цвета. Смешение цветов.
Практическое овладение основами
цветоведения.

Озвучивает тему и цель
урока.
Уточняет понимание
учащимися поставленных
целей урока.

Различение и обозначение словом
некоторых ясно различимых оттенков Выдвигает проблему.
цветов.
Создает эмоциональный
Работа кистью и красками, получение настрой на творческое
задание.
новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных
Формулирует задание.
цветов, отражение насыщенности
цвета (светло-зеленый, темно-зеленый Напоминает обучающимся
технику работы с
и т. д.).

Знать и называть основные и составные цвета.
Понимать роль цвета в создании аппликации.
Развивать декоративное чувство при выборе
цвета, при совмещении материалов и
заполнении формы (прямоугольного листа
бумаги).
Передавать с помощью рисунка и цвета
характер персонажей.
Подбирать необходимые цвета для
выполнения работы.
Учиться смешивать краски для получения
нового цвета.
Рассматривать и сравнивать картины разных
художников, рассказывать о настроении и

творческая
работа
рисунок
аппликаци
я
беседа
наблюдени
е
опрос

Эмоциональное восприятие цвета.
Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального
состояния (радость, грусть). Роль
белых и черных красок в
эмоциональном звучании и
выразительности образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании
сказочных образов: добрые, злые
образы.
Приемы работы акварельными
красками: кистевое письмо —
примакивание кистью; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому
листу (алла прима), послойная
живопись (лессировка) и т. д.
Практическое применение цвета для
передачи графических образов в
рисовании с натуры или по образцу,
тематическом и декоративном
рисовании, аппликации.

5.

Обучени
е
восприя

Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в
повседневной жизни человека. Работа

различными материалами.

разных состояниях, которые художник
передает цветом (радостное, праздничное,
Проводит параллель с ранее патриотическое, грустное, таинственное,
изученным материалом.
нежное и т. д.).Учиться рисовать предметы,
передавать форму, цвет, тональность.
Контролирует выполнение
Представлять рисунок и близкий для его
работы. Побуждает к
настроения колорит. Определять, какие цвета
высказыванию своего
(темные и светлые, теплые и холодные,
мнения.
контрастные и сближенные) подойдут для
Отмечает степень
передачи пейзажа.
вовлеченности учащихся в
работу.
Организует:


коллективную проверку;



проверку выполнения
творческого задания;



беседу по уточнению и
конкретизации знаний;



оценочные высказывания
обучающихся;



обсуждение способов
решения;



беседу, связывая
результаты урока с его
целями.

Проверяет готовность
учащихся к уроку.
Озвучивает тему и цель

Рассматривать картины художников,
рассказывать о настроении, которое художник
передает цветом. Рассуждать о своих

творческая
работа
рисунокле

тию
произве
дений
искусств
а

художников, скульпторов, мастеров
народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства».

урока. Уточняет понимание
учащимися поставленных
целей урока.

Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный
настрой на выполнение
Какие материалы использует
художник (краски, карандаши и т. д.). творческого задания.
Формулирует задание.
Красота и разнообразие природы,
Напоминает обучающимся
человека, зданий, предметов,
выраженные средствами живописи и технику работы с
конкретными материалами.
графики.
«Как и о чем создаются картины».

«Как и о чем создаются скульптуры».
Какие материалы использует
скульптор (мрамор, гранит, глина,
пластилин и т. д.). Красота человека,
животных, выраженная средствами
скульптуры.
«Как и для чего создаются
произведения декоративноприкладного искусства».
Истоки этого искусства и его роль в
жизни человека (украшение жилища,
предметов быта, орудий труда,
костюмов).

впечатлениях и эмоционально оценивать,
отвечать на вопросы по содержанию картины.
Рассказывать о своих наблюдениях и
впечатлениях от просмотра иллюстраций
картин.

пка
выставка
беседа
опрос
наблюдени
е

Рассматривать и сравнивать картины разных
художников, разных жанров, рассказывать о
тест
настроении и разных состояниях, которые
художник передает цветом (радостное,
портфолио
праздничное, грустное, таинственное, нежное и
т. д.). Усвоить понятия «пейзаж», «портрет»,
«натюрморт». Знать имена знаменитых
Проводит параллель с ранее художников.Знакомиться с разнообразием
изученным материалом.
русских народных промыслов. Учиться
различать изделия, знать характерные
Контролирует выполнение
особенности Знакомиться с искусством
работы. Побуждает к
гжельских мастеров. Развивать интерес к
высказыванию своего
истокам русской народной культуры, желание
мнения.
расписывать посуду «под Гжель». Понимать,
Отмечает степень
что такое растительный и геометрический
вовлеченности учащихся
орнаменты.
в работу на уроке.
Организует:


проверку выполнения
творческого задания;



беседу по уточнению и
конкретизации знаний;

Какие материалы используют
художники-декораторы? Разнообразие
 оценочные высказывания
форм в природе как основа

декоративных форм в прикладном
искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев,
морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной
культуре и декоративно-прикладном
искусстве. Произведения мастеров
расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская
роспись и т. д.).
Итого:

обучающихся;


обсуждение способов
решения;



беседу, связывая
результаты урока с его
целями;



взаимопроверку.

34
1. Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Дата

Название раздела Кол-во
часов
Тема урока

Предметные результаты

БУД

Основные виды деятельности
учащихся

1 четверть – 9 часов
1.

Грибная поляна в
лесу. Дети
собирают грибы.
Обрывная
аппликация с
дорисовыванием

1

Воспитание интереса к
творчеству. Знакомство с
выполнением аппликации
способом обрывания.
Закрепление технических
навыков и приемов обрывной
аппликации. Дальнейшая
практика в рисовании
(дорисовывании).
Закрепление знаний о дарах
природы, о съедобных и
несъедобных грибах, о
местах, где они растут.
Закрепление обобщающего

Личностные
 положительное отношение и
интерес к процессу
изобразительной деятельности
и ее результату
 приобщение к культуре
общества, понимание значения
и ценности предметов
искусства
Регулятивные
 понимание учебной задачи
 умение организовывать

Знакомиться с выполнением
аппликации способом обрывания.
Развивать технические навыки и
приемы обрывной аппликации.
Уметь различать грибы, разные
поцвету и форме. Продолжать
учиться рисованию
(дорисовыванию). Развивать
декоративное чувство при выборе
цвета, при совмещении
материалов и заполнении формы

понятия «съедобные грибы».

2.

3.

Что изображают
художники? Как
они изображают?
Что они видят,
чем любуются?
Беседа о
художниках и их
картинах

1

Нарисуй предмет
похоже, как его
видишь (с
натуры).
Рисование с
натуры, по
памяти.
Неваляшка

1

Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников. Картины,
создаваемые художниками.
Различные жанры
изобразительного искусства.
Рассматриваем картины
знаменитых художников И.
Шишкина, В. Сурикова, К.
Моне. Продолжаем
знакомиться с различными
жанрами в изобразительном
искусстве — пейзаж,
натюрморт, портрет.
Рисование с натуры. Изучает
форму, пропорции, объем,
цвет, материал, освещенность,
положение в пространстве,
перспективу. Формирование
умения анализировать и
сравнивать, обобщать
изображаемые объекты и
явления. Наблюдение и
передача наиболее типичных
образов предметов, явлений.

рабочее место под
руководством учителя
Познавательные

(прямоугольного листа бумаги).
Понимать роль цвета в создании
аппликации.

 находить общее и различие с
помощью учителя
 создание элементарных
композиций на заданную тему
на плоскости
 преобразовывать
информацию из одной формы в
другую – изделия,
художественные образы
Коммуникативные

Оценивать свою деятельность.

 слушать и понимать речь
 участвовать в диалоге
 соблюдать простейшие
нормы речевого этикета

Личностные
 приобщение к культуре
общества, понимание значения
и ценности предметов
искусства
 умение наблюдать красоту
окружающей
действительности, адекватно
реагировать на
воспринимаемое, проявлять
возникающую эмоциональную

Рассуждать о творческой работе
зрителя, о своем опыте
восприятия произведений
изобразительного искусства.
Усвоить понятия «рисовать с
натуры», «рисовать по памяти».
Рассматривать и сравнивать
картины разных художников,
разных жанров, рассказывать о
настроении и разных состояниях,
которые художник передает
цветом (радостное, праздничное,
грустное, таинственное, нежное и
т. д.). Усвоить понятия «пейзаж»,
«портрет», «натюрморт». Знать
имена знаменитых художников.
Знать, что такое натура.
Понимать, как рисовать с натуры,
попамяти. Закреплять навыки
работы от общего к частному.
Усвоить такие понятия, как
натура, натюрморт, портрет.
Анализировать форму частей,
соблюдать пропорции. Развивать
навыки работы в технике рисунка.
Оценивать критически свою

Развитие художественных
навыков при создании
рисунка с натуры. Творческие
умения и навыки работы
цветными мелками.
Сравнение своей работы с
работой одноклассников.
4.

Листья осенью.
Рисование

1

реакцию (красиво / некрасиво) работу, сравнивая ее с другими
Регулятивные
работами. Овладевать
живописными навыками работы
 понимание учебной задачи
цветными карандашами. Работать
 умение организовывать
самостоятельно, если трудно,
рабочее место под
обратиться за помощью к учителю
руководством учителя
Познавательные
Рассматривание картин
Характеризовать красоту природы,
художников (Леонардо да
осеннее состояние природы.
 назвать, характеризовать
предметы по их основным
Винчи. «Дубовая ветвь с
Характеризовать особенности
свойствам (цвету, форме,
желудями», Ф. Толстой.
красоты осенних листьев, ягод
размеру, материалу)
«Ягоды красной и белой
 находить общее и различие с смородины, учитывая их цвет и
смородины»). Выбор
помощью учителя
форму.
листочков и веточки.
 создание элементарных
Любование. Рассматривание, композиций на заданную тему Изображать дубовую ветку с
изучение цвета, формы.
на плоскости
желудями, листья, глядя на
Рисование и раскрашивание в Коммуникативные
предложенный учителем образец.
технике акварели по-сырому.
 соблюдать простейшие
Овладевать живописными
Композиция рисунка.
нормы речевого этикета
навыками работы акварелью поПропорции. Выбор
 выражать свое отношение к
сырому, используя помощь
необходимых цветов.
произведению
Графическое изображение,
изобразительного искусства в учителя.
раскрашивание.
высказываниях
Использовать выразительные
 формулировать собственное
средства живописи для создания
мнение и позицию
образа осенних листьев и ветки.
Работать максимально
самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю.

5.

Веточка с
листьями,
освещенная
солнцем.
Рисование

1

6.

Веточка с
листьями в тени.
Рисование

1

Поэтапное выполнение
работы.
Аккуратное прорисовывание
контура рисунка.
Уточнение.
Заполнение рисунка цветом.
Знание названий материалов,
инструментов и
приспособлений; их
назначения, правил хранения,
обращения с ними.

Воспринимать и эстетически
оценивать красоту природы в
 умение наблюдать красоту
осеннее время года, внимательно
окружающей
слушать рассказ учителя.
действительности, адекватно
Изображать веточку с листьями,
реагировать, проявлять
учитывая особенности их формы.
эмоциональную реакцию
Изображать живописными
(красиво / некрасиво)
 представление о собственных средствами осеннее состояние
возможностях, осознание своих природы. Овладевать
достижений в области изо
живописными навыками работы в
деятельности, способность к
технике акварели. Работать
оценке результата деятельности
Знание некоторых
максимально самостоятельно, если
Регулятивные
выразительных средств изо
трудно, обратиться за помощью.
искусства: поверхность,
 умение организовывать
Овладевать навыками сравнения,
точка, линия, штриховка,
рабочее место
учиться сравнивать свою работу с
 определение и
пятно, цвет; адекватная
оригиналом (образцом). Знать и
формулирование цели
передача цвета
называть основные и составные
деятельности
на
уроке
с
изображаемого объекта.
цвета.
помощью учителя
Пользование материалами для Познавательные
Посмотреть на работу своего
рисования.
товарища, сравнить свою работу с
 ориентироваться в
пространстве, на листе бумаги работой других
под руководством учителя
Поэтапное выполнение
Характеризовать красоту,
 назвать, характеризовать
работы.
состояние природы,
предметы по их основным
особенности красоты листьев
свойствам (цвету, форме,
Аккуратное прорисовывание размеру, материалу)
березы, учитывая их цвет и
контура рисунка.
 находить общее и различие с форму. Изображать веточку с
помощью учителя
листьями в тени, глядя на
Уточнение.
Коммуникативные
предложенный учителем
Заполнение рисунка цветом.  формулировать собственное образец.
Знание названий предметов, мнение и позицию
Овладевать живописными
Личностные

7.

Листья березы на
солнышке и в
тени. Аппликация
с дорисовыванием

1

•

подлежащих рисованию.
Организация рабочего места в
зависимости от характера
выполняемой работы.
Следование при выполнении
работы инструкциям учителя.
Применение приемов работы
акварельными красками.

 оформлять свои мысли в речи
 участвовать в обсуждении
применения выразительных
средств

Вырезание.
Приклеивание.
Дорисовывание.
Наблюдение.
Сравнивание.
Ориентировка в пространстве
листа.
Узнавание и различение в
иллюстрациях и
репродукциях изображенных
предметов и действий.
Организация рабочего места в
зависимости от характера
выполняемой работы.
Следование при выполнении
работы инструкциям учителя.

Личностные

навыками работы акварелью,
используя помощь учителя.
Использовать выразительные
средства живописи для создания
образаветочки с листьями
березы в тени.
Работать максимально
самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к
учителю

 стремление к
организованности и
аккуратности в процессе
деятельности, проявлению
дисциплины и выполнению
правил гигиены и безопасного
труда
 умение выражать свое
отношение к результатам
деятельности; принятие факта
существования различных
мнений
Регулятивные
 умение организовывать
рабочее место
 определение и
формулирование цели
деятельности на уроке

Уяснить такие понятия, как свет,
тень, контраст. Определять
местоположение главного
предмета (группы предметов) в
композиции
Изображать березу, листья на ней
способом аппликации, с
дорисовыванием. Анализировать
форму, тональные отношения,
сравнивать рисунок с натурой.
Применять выразительные
графические средства и средства
аппликации в работе. Выполнять
творческое задание согласно
условиям. Участвовать в
подведении итогов творческой
работы. Обсуждать творческие
работы одноклассников и давать
оценку результатам творческо-

Познавательные

8.

Рассматривание
картин
художников

1

Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников. Рассматриваем
картины известных
художников (В. Серов.
«Заросший пруд.
Домотканово», С. Чуйков. «У
подножия Тянь-Шаня»,
«Гималаи», И. Айвазовский.
«Буря», Н. Ромадин. «Лесная
речка», Н. Крымов. «Лунная
ночь», И. Левитан. «Лунная
ночь. Большая дорога», К.
Коровин. «Последний снег»,
А. Саврасов. «Весенний
день» и др.).

 овладение приемами работы
различными материалами
 ориентироваться в
пространстве, на листе бумаги
 назвать, характеризовать
предметы по их основным
свойствам (цвету, форме и др.)
Коммуникативные
 участвовать в обсуждении
применения выразительных
средств
 доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль
в рисунках, доступных для
изготовления изделиях
 задавать вопросы,
необходимые для организации
собственной деятельности

художественной деятельности

Знать определение слова
«пейзаж», понимать смысл
определения. Рассматривать
картины, рассказывать о
настроении и разных состояниях,
которые художник передает
цветом. Различать разные
средства художественной
выразительности в творчестве
художников-пейзажистов.
Высказывать свое мнение о
средствах художественной
выразительности, которые
используют художники для
достижения цели – красивого
изображения природы.
Знать имена знаменитых
художников-пейзажистов.

9.

Нарисуй
деревья,
которые
расположены от
тебя близко,
подальше и
совсем далеко.

1

Контур.
Раскраска.
Прорисовка.
Правильное расположение
листа (горизонтально,
вертикально).

Личностные
 положительное отношение и
интерес к процессу
изобразительной деятельности
и ее результату
Регулятивные
 понимание учебной задачи
 умение организовывать
рабочее место под

Изображать деревья, глядя на
предложенный учителем
образец.
Овладевать живописными
навыками работы акварелью,
используя помощь учителя.
Использовать выразительные
средства живописи для

Соблюдение пропорций.
Оценкасвоей работы,
сравнение ее с работой
одноклассников.

Рисование

руководством учителя
Познавательные

создания рисунка деревьев
близко и на расстоянии.

 создание элементарных
композиций на заданную тему
на плоскости
Коммуникативные

Получать опыт эстетических
впечатлений от красоты
природы.

Знание названий материалов,
инструментов и
приспособлений; их
 слушать и понимать речь
назначения, правил хранения,
обращения с ними.
Рисование по образцу
предметов несложной формы
и конструкции.

Усвоить понятия: контур,
линия горизонта, передний
план, дальний план. Работать
максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за
помощью к учителю

2 четверть – 8 часов
10.

Нарисуй домики,
которые
расположены от
тебя так же:
близко,
подальше,
далеко.
Рисование

1

•
•

Рисование домиков,
расположенных близко и
далеко.
Знакомство с понятием
«перспектива».
Правильное определение
предметов в пространстве.
Поэтапное рисование.
Композиция рисунка.
Контур рисунка.
Выбор цвета.
Рисование по образцу предметов несложной формы и
конструкции.
Ориентировка в пространстве
листа.

Личностные
 умение выражать свое
отношение к результатам
деятельности (нравится / не
нравится); принятие факта
существования различных
мнений
Регулятивные
 определение плана
выполнения заданий под
руководством учителя;
Познавательные
 находить общее и различие с
помощью учителя;
Коммуникативные
 оформлять свои мысли в речи

Изображать домики, глядя на
предложенный учителем образец.
Овладевать живописными
навыками работы акварелью,
используя помощь учителя.
Использовать выразительные
средства живописи для создания
рисунка домиков близко и на
расстоянии.
Получать опыт эстетических
впечатлений от красоты природы.
Усвоить понятия (перспектива,
передний план, дальний план,
приглушенные цвета). Работать
максимальносамостоятельно,

если трудно, обратиться за
помощью к учителю
11.

Нарисуй картинупейзаж. Деревья и
дома в пейзаже
расположены
близко, далеко.
Дом стоит перед
елью и
загораживает ее.

1

Внимательное
рассматривание картин
художников - пейзажистов.
(А. Саврасов. «Проселок», К.
Шебеко. «Осенний хоровод»,
И. Левитан. «Озеро. Русь»).
Усвоение понятий «далекоблизко».
Построение рисунка.
Работа по законам
перспективы. Поэтапное
построение рисунка,
учитывая перспективу. Выбор
цвета.
Оценка своей деятельности.
Знание названий материалов,
инструментов и
приспособлений; их
назначения, правил хранения,
обращения с ними.

Личностные

12.

Нарисуй то, что
стоит на столе (по
выбору). Нарисуй
похоже. Это
натюрморт

1

Рассматривание
натюрмортов, выполненных
известными художниками (И.
Хруцкий, К. Моне, В.
Стожаров, Ф. Снейдерс, И.

 наблюдение природы и
природных явлений
 находить общее и различие с
помощью учителя
 группировать предметы на
основе существенных

Рассматривать картины
художников-пейзажистов,
 проявление
рассказывать о способах
доброжелательности,
построения рисунка, настроении
эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, и разных состояниях, которые
художник передает цветом.
проявление сопереживания
Усвоить понятия «далеко»,
удачам / неудачам
одноклассников
«близко». Учиться строить
 стремление к использованию рисунок с учетом планов
приобретенных знаний и
(дальний, передний).
умений в предметноПознакомиться с понятием
практической деятельности, к
«перспектива», усвоить.
проявлению творчества в
самостоятельной
Выделять этапы работы в
изобразительной деятельности
соответствии с поставленной
Регулятивные
целью.Повторять и затем
 определение и
варьировать
формулирование цели
систему несложных действий с
деятельности на уроке с
помощью учителя
художественными материалами,
 определение плана
выражая собственный замысел.
выполнения заданий под
руководством учителя
Развивать навыки работы
Познавательные
карандашом и акварелью.
Познакомиться с жанром
натюрморта. Рассматривать
живописно-декоративные
натюрморты известных
художников. Рассказывать о

Машков и др.). Поэтапное
выполнение работы.
Компоновка.
Прорисовывание по точкам.
Форма предмета. Уточнение.
Раскрашивание фона.
Раскрашивание предметов.
Выполнение творческого
задания согласно условиям.
Выражение своего отношения
к натуре. Обсуждение
творческих работ.

признаков
Коммуникативные
 формулировать собственное
мнение и позицию
 оформлять свои мысли в
устной речи

своих впечатлениях.
Участвовать в обсуждении
особенностей творческой манеры
художников, средств
художественной
выразительности.
Выполнять рисунок композиции
декоративного натюрморта в
карандаше и в цвете.
Выполнять творческое задание
согласно условиям.
Выражать в творческой работе
свое отношение к натуре.

13.

Беседа о
творчестве
художников.
Портрет человека

1

Рассматривание портретов,
выполненных известными
художниками (О.
Кипренский. «Портрет А.
Пушкина», П. Заболотский.
«Портрет поэта М.
Лермонтова», Н. Кузнецов.
«Портрет композитора П.
Чайковского», В. Серов.
«Портрет балерины Т.
Карсавиной» и др.).
Узнавание и различение в
иллюстрациях и
репродукциях изображенных

Познакомиться с жанром портрета.
Знать имена знаменитых
 стремление к использованию художников. Рассуждать о своих
приобретенных знаний и
впечатлениях и эмоционально
умений в предметнооценивать, отвечать на вопросы по
практической деятельности
 стремление к сотрудничеству содержанию произведений
художников. Узнавать знаменитых
со сверстниками на основе
коллективной творческой
людей на портретах. Сравнивать
деятельности, владение
особенности изображения
навыками коммуникации и
портретов у разных художников.
принятыми нормами
социального взаимодействия
Различать средства
для решения практических и
художественной выразительности в
творческих задач
творчестве мастеров портрета.
Регулятивные
Высказывать свое мнение о
средствах художественной
 определение плана
Личностные

предметов и действий.
Организация рабочего места
в зависимости от характера
выполняемой работы.
Следование при выполнении
работы инструкциям учителя
14.

Изображать
человека, чтобы
получилось
похоже.
Рассмотри натуру.
Дорисуй картинки

1

Изображать портрет человека,
чтобы получилось похоже.
Рассматривание картин: И.
Селиванова «Портрет
девочки», И. Фирсова «Юный
живописец». Изображение
портрета девочки.
Наблюдение процесса
рисования портрета. Порядок
рисования портрета.
Рассматривание лица, натуры.
Дорисовывание картинок.
Поэтапное выполнение
работы. Срисовывание.
Рисование по образцу.

15.

Портрет моей
подруги. Лепка и
рисование

1

Работа с пластилином.
Уточнение деталей.
Окончательное изображение,
полученное в технике
пластилинографии.
Рисование с натуры.
Сравнение. Сохранение
пропорций. Поэтапное
выполнение рисунка.
Прорисовывание деталей.

выполнения заданий под
руководством учителя
 умение высказывать своё
предположение (версию)
Познавательные

выразительности, которые
используют разные художники и
скульпторы для создания образа
известного человека, о роли цвета,
атрибутов, предметов, которые
 овладение приемами работы с дополнят образ
различными материалами
 наблюдение природы и
природных явлений
Учиться внимательно рассматри находить общее и различие с вать картины художников. Знать,
помощью учителя
как называются части лица
Коммуникативные
человека. Наблюдать процесс
рисования человека. Понимать,
 выражать свое отношение к
что такое портрет. Изображать
произведению
графическими средствами
изобразительного искусства в
высказываниях;
портрет человека, чтобыбыло
 формулировать собственное похоже. Изображать части лица,
мнение и позицию
сравнивая работу с оригиналом.
 оформлять свои мысли в
Овладевать навыками работы с
устной речи
образцом. Сравнивать свою
работу с работами
одноклассников
Личностные
 положительное отношение и
интерес к процессу
изобразительной деятельности
и ее результату
 приобщение к культуре
общества, понимание значения
и ценности предметов
искусства

Изображать и лепить портрет.
Использовать выразительные
средства живописи и
возможности пластинографии для
создания портрета. Овладевать
навыками работы в технике
пластинографии. Работать
максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за

16.

Нарисуй свой
автопортрет.
Портрет деда
Мороза.

17.

2

Выбор необходимого цвета.
Работа с акварельными
красками, пластилином. Учим
детей живописными
средствами, а также
средствами
пластилинографии создавать
портрет. Работа выполняется
вместе с учителем.

Регулятивные

помощью к учителю.

 определение плана
выполнения заданий под
руководством учителя
 организация рабочего места в
зависимости от характера
выполняемой работы;
 умение высказывать своё
предположение (версию)
Познавательные

Закреплять навыки работы от
общего к частному. Усвоить такие
понятия, как контур, контраст,
изображение, портрет.
Анализировать форму частей,
соблюдать пропорции. Оценивать
критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами.

Последовательность
рисования лица человека.

 овладение приемами работы с
различными материалами
 наблюдение природы и
природных явлений
 ориентировка в пространстве
листа
Коммуникативные

Понимать, что такое автопортрет.

Уточнение деталей. Рисуем
похоже.
Средства художественной
выразительности.
Развитие наблюдательности.
Развитие художественных
навыков при создании образа
на основе знаний простых
форм.
Понимание пропорций как
соотношения между собой
частей одного целого.
Сравнение выполненной
работы с работой
одноклассников.

 соблюдать простейшие
нормы речевого этикета
 выражать свое отношение к
произведению
изобразительного искусства в
высказываниях
 формулировать собственное
мнение и позицию
 знание названий предметов,
подлежащих рисованию, лепке

Изображать живописными
средствами автопортрет. Если
работу выполнить трудно,
обратиться за помощью к
учителю. Передавать в
изображении характер и
настроение. Закреплять навыки
работы от общего к частному.
Развивать навыки работы в
технике рисования. Работать
графическими материалами с
помощью линий разной
толщины. Выполнять творческое
задание согласно условиям.
Анализировать
последовательность выполнения
рисунка. Создавать композицию
рисунка самостоятельно.

3 четверть – 9 часов
18.

19.

Создание
открытки. Раскрась
картинку. Напиши
поздравление

Беседа.
Художники о тех,
кто защищает
Родину

1

1

Понимание роли художника в
создании поздравительной
открытки. Приобретение
навыка выполнения
лаконичного выразительного
изображения. Создание
средствами живописи
(акварель) эмоциональновыразительного образа
новогоднего праздника.
Создание эскиза открытки.
Раскрась картинку. Напиши
поздравление.
Знание названий материалов,
инструментов и
приспособлений; их
назначения, правил хранения,
обращения.

Рассматривание картин
художников — В. Васнецова
«Богатыри», М. Врубеля
«Богатырь», П. Корина
«Александр Невский».
Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников. Выражение в
картинах любви к Родине,

Понимать и уметь объяснять роль
художника в создании
 приобщение к культуре
поздравительной открытки.
общества, понимание значения
Создавать открытку к
и ценности предметов
определенному событию.
искусства
Личностные

 умение наблюдать красоту
окружающей
действительности, адекватно
реагировать на
воспринимаемое, проявлять
возникающую эмоциональную
реакцию (красиво / некрасиво)
Регулятивные
 умение высказывать своё
предположение (версию)
 выбор наиболее подходящих
для выполнения задания
материалов и инструментов с
помощью учителя
Познавательные
 находить общее и различие с
помощью учителя
 группировать предметы на
основе существенных
признаков
Коммуникативные
 участвовать в диалоге
 соблюдать простейшие
нормы речевого этикета
 выражать свое отношение к

Приобретать навыки выполнения
лаконичного выразительного
изображения новогодней тематики.
Создавать средствами живописи
эмоционально-выразительный
образ праздника. Передавать с
помощью рисунка и цвета характер
персонажей. Выполнять эскизы
поздравительной
открытки.Участвовать в
подведении итогов творческой
работы. Обсуждать творческие
работы одноклассников и давать
оценку результатам деятельности.
Рассматривать и сравнивать
картины разных художников,
рассказывать о настроении и
разных состояниях, которые
художник передает цветом
(радостное, праздничное,
патриотическое, грустное,
таинственное, нежное и т. д.).
Усвоить понятие «геройзащитник». Знать имена

произведению
стремления защитить,
сберечь Родину, ее богатства. изобразительного искусства в
высказываниях
Составить рассказ по
картине известного
художника. Рассказать о
характере, настроении в
картине.
20.

Нарисуй шлем,
щит, копье. Или
самого богатыря.
Рисование

1

Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников. Рассматриваем
картины известных
художников П. Корина
«Александр Невский», И.
Билибина «Тридцать три
богатыря». Продолжение
знакомства с понятиями
«форма», «простая форма».
Развитие способности
целостного обобщенного
видения формы. Анализ
формы предмета. Развитие
наблюдательности при
восприятии сложной формы и
умение «разделить» ее на
множество простых форм.

21.

Доброе, злое в
сказках. Покажи
это в рисунках

1

Образное представление о
героях сказок: Бабе-Яге,
Лешем, Водяном, Кощее
Бессмертном, русалках,

знаменитых художников,
изображающих героев,
богатырей,
защитников.Рассуждать о своих
впечатлениях и эмоционально
оценивать, отвечать на вопросы
по содержанию произведений.

Рассуждать о своих впечатлениях,
эмоционально оценивать, отвечать
 умение наблюдать красоту
на вопросы по содержанию
окружающей
произведений художников.
действительности, адекватно
Учиться мастерству рисования,
реагировать на
глядя на картины известных
воспринимаемое, проявлять
возникающую эмоциональную художников. Продолжать
реакцию (красиво / некрасиво) знакомиться с понятием «форма».
 представление о собственных Анализировать форму предмета.
возможностях, осознание своих Развивать наблюдательность при
достижений в области
восприятии сложной формы.
изобразительной деятельности,
Выполнять работу поэтапно.
способность к оценке
Овладевать навыками изображения
результата собственной
фигуры человека. Выполнять
деятельности
Регулятивные
творческое задание. Подбирать
необходимые цвета для
 умение высказывать своё
выполнения работы. Создавать
предположение (версию)
композицию рисунка
 выбор наиболее подходящих
самостоятельно.
для выполнения задания
материалов и инструментов с
Уяснить понятия «злой»,
помощью учителя
«добрый». Создавать
Познавательные
графическими средствами
 овладение приемами работы эмоционально-выразительный
Личностные

добрых и злых колдунах, о
ковре-самолете и шапкеневидимке и т. д. Рисование
доброго и злого.
Последовательное
выполнение работы.
Знание некоторых
выразительных средств изо
искусства: поверхность,
точка, линия, штриховка,
пятно, цвет;

различными материалами
 ориентироваться в
пространстве, на листе бумаги
под руководством
Коммуникативные
 слушать и понимать речь
других
 участвовать в диалоге
 соблюдать простейшие
нормы речевого этикета

Пользование материалами
для рисования.

22.

Школьные
соревнования в
беге.
Лепка. Рисунок

1

Нарисовать человека в
движении. Поэтапное
рисование.

Личностные

 представление о собственных
возможностях, осознание своих
достижений в области
Рассматривание вазы из
изобразительной деятельности,
раскопок Древней Греции.
способность к оценке
результата собственной
Лепка бегущих фигурок из
деятельности
пластилина
 стремление к
(пластилинография) с учетом
организованности и
просмотренного материала.
аккуратности в процессе
Рисование бегущих, глядя на деятельности, проявлению
выполненную лепку.
дисциплины и выполнению
правил гигиены и безопасного
Прорисовка. Выбор цвета.
Сравнивание своей работы с труда

образ сказочного героя.
Передавать с помощью цвета
характер и эмоциональное
состояние героя сказки и
окружающую его
действительность. Выполнять
рисунок на заданную тему.
Понимать условность и
субъективность художественного
образа. Анализировать форму
частей, соблюдать пропорции.
Выражать в творческой работе свое
отношение к изображаемому
герою. Обсуждать и оценивать
творческую работу.
Объяснять, в чем разница понятий
«человек стоит», «человек бежит».
Знать, как называются разные
части тела человека. Закреплять
навыки работы от общего к
частному. Выполнять работу
последовательно. Развивать навыки
работы в технике лепки и рисунка.
Использовать выразительные
средства живописи и возможности
лепки для создания картинки,
изображающей соревнующихся

23.

Беседа о
художниках и их
картинах.
Художники,
которые рисуют
море

1

работами одноклассников.

Регулятивные

Знание названий предметов,
подлежащих рисованию,
лепке.

 выбор наиболее подходящих
для выполнения задания
инструментов с помощью
учителя
 использование в своей
деятельности инструментов
Познавательные

Рисование по памяти.
Рассматривание картины
«Девятый вал» знаменитого
русского художника И.
Айвазовского. Рассуждение.
Знаменитые художники и их
картины (К. Моне.
«Морской пейзаж», В. Ван
Гог. «Море в Сент-Мари»,
И. Левитан. «Берег
Средиземного моря»).
Изображение моря в
картинах художниковсказочников.
Составить рассказ по
картине известного
художника-мариниста.
Рассказать о характере,
настроении в картине.

 назвать, характеризовать
предметы по их основным
свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу)
 находить общее и различие с
помощью учителя
Коммуникативные

детей. Анализировать форму
частей,
соблюдать пропорции. Оценивать
критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами
Рассуждать о творческой работе
зрителя, о своем опыте восприятия
произведений изобразительного
искусства.
Рассматривать и сравнивать

картины разных художниковмаринистов, рассказывать о
настроении и разных состояниях
 доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль морского пейзажа, которые
передают в своих работах
в рисунках, доступных для
художники.
изготовления изделиях
 задавать вопросы,
необходимые для организации Усвоить понятия «морской
пейзаж», «волна», «буря».
собственной деятельности.
Знать имена знаменитых художников-маринистов.
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать
на вопросы по содержанию
произведений художниковмаринистов.

24.

Рисунок к 23
февраля.

1

Понимание роли художника в
создании поздравительной
открытки. Приобретение
навыка выполнения
лаконичного выразительного
изображения. Создание
средствами живописи
(акварель) эмоциональновыразительного образа
новогоднего праздника.
Создание эскиза открытки.
Раскрась картинку. Напиши
поздравление.

Усвоить понятие «геройзащитник». Знать имена
 представление о собственных знаменитых художников,
возможностях, осознание своих
изображающих героев, богатырей,
достижений в области
изобразительной деятельности, защитников.Рассуждать о своих
впечатлениях и эмоционально
способность к оценке
оценивать, отвечать на вопросы по
результата собственной
деятельности
содержанию произведений.
 стремление к
организованности и
аккуратности в процессе
деятельности, проявлению
дисциплины и выполнению
правил гигиены и безопасного
труда
Регулятивные
Личностные

 выбор наиболее подходящих
для выполнения задания
материалов и инструментов с
помощью учителя
 использование в своей
деятельности инструментов
Познавательные
 назвать, характеризовать
предметы по их основным
свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу)
 находить общее и различие с
помощью учителя
Коммуникативные
 доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль

в рисунках, доступных для
изготовления изделиях
задавать вопросы,
необходимые для организации
собственной деятельности

25.

Нарисуй море.
Рисование

1

Овладеть особой
нетрадиционной техникой –
рисование акварелью по
мокрой бумаге — рисование
по- сырому. Рисованиепо
порядку, поэтапно.
Уточнение деталей.
Окончательный рисунок.
Заливка цветом.

Личностные

 стремление к
организованности и
аккуратности в процессе
деятельности, проявлению
дисциплины и выполнению
правил гигиены и безопасного
труда
 умение выражать свое
отношение к результатам
Следование при выполнении собственной и чужой
работы инструкциям учителя. творческой деятельности
Регулятивные
Ориентировка в пространстве
 выбор наиболее подходящих
листа.
для выполнения задания
Нахождение необходимой для материалов и инструментов
 использование в своей
выполнения работы

Знакомиться с нетрадиционной
изобразительной техникой —
акварелью по сырому слою
бумаги. Учиться рисовать море,
волны,передавать форму, цвет,
тональность. Выполнять рисунок
моря, когда на нем поднимаются
высокие волны. Представлять
рисунок и близкий для его
настроения колорит. Определять,
какие цвета (темные и светлые,
теплые и холодные, контрастные
и сближенные) подойдут для
передачи морского пейзажа.
Обсуждать творческие работы
одноклассников и давать оценку

информации в материалах
учебника.
26.

Беседа.
Художники и
скульпторы

1

Наблюдение за позой
животного. Зарисовка частей
тела. Дорисовывание.
Рисование по памяти.
Рассматривание зарисовок и
рисунков художникованималистов, их работу по
созданию образа животного.
Составить рассказ по
картине художникаанималиста.
Следование при выполнении
работы инструкциям.

деятельности инструментов
 проговаривание
последовательности действий
на уроке
Познавательные

Понимать, что картина или
скульптура — это особый мир,
созданный художником.
 преобразовывать
Рассуждать о творческой работе
информацию из одной формы в
зрителя, о своем опыте
другую – изделия,
восприятия произведений
художественные образы
изобразительного искусства.
Коммуникативные
Рассматривать и сравнивать
 участвовать в обсуждении
содержания произведений и
картины разных художниковприменения выразительных
анималистов, созданные ими
средств
скульптуры. Усвоить понятия
 доносить свою позицию до
«анималист», «зарисовка»,
других: оформлять свою мысль
«поза», «скульптура». Знать
в рисунках, доступных для
имена художников - анималистов.
изготовления изделиях

Оценка результатов
деятельности.

27.

Животные жарких
стран. Жираф.
Слепи. Нарисуй

1

Рассматривание животного.
Выполнять работу с учетом
композиции. Работать
поэтапно. Формирование
навыков сотрудничества,
взаимодействия. Воспитание
доброжелательности,
самостоятельности,
инициативности,

результатам

Рассуждать о своих впечатлениях
и эмоционально оценивать,
отвечать на вопросы по
содержанию произведений
художников-анималистов
Личностные
 проявление
доброжелательности и
взаимопомощи
 умение выражать свое
отношение к результатам
творческой деятельности
Регулятивные

Учиться создавать сюжетную
композицию. Развивать умение
использовать различные
художественно-изобразительные
материалы и инструменты:
акварель, карандаши и простой
карандаш.

•

•

28.

Звери в
зоопарке.
Бегемот.
Рисование

1

эмоциональности.
Знание основных
особенностей некоторых
материалов, используемых в
рисовании, выразительных
средств изобразительного
искусства
Нахождение необходимой для
выполнения работы
информации в материалах
учебника.

Знакомство с зоопарком.
Рассматривание животного.
Осваивание навыков работы
об общего к частному.
Выполнять работу с учетом
композиции. Работать
поэтапно. Знание правил
цветоведения, светотени,
перспективы.
Следование при выполнении
работы инструкциям.
Оценка результатов
изобразительной
деятельности.

 выполнение задания в
соответствии с планом, под
руководством учителя, с
опорой на образцы, рисунки
учебника
 использование в своей
деятельности инструментов;
 проговаривание
последовательности действий
на уроке
Познавательные
 находить общее и различие с
помощью учителя
 преобразовывать
информацию из одной формы в
другую – художественные
образы
Коммуникативные
 формулировать собственное
мнение и позицию
 оформлять свои мысли в
устной речи
 задавать вопросы,
необходимые для организации
собственной деятельности

Изображать и лепить жирафа,
глядя на образец.
Совершенствовать технические
навыки рисования и лепки,
используя знакомые приемы
изображения и техники, рисовать и
лепить в определенной
последовательности. Выполнять
работу поэтапно. Фантазировать,
проявлять инициативу,
способность вносить в композицию
дополнения, соответствующие
заданной теме.
Познакомиться с понятием
«зоопарк». Знать названия
зверей жарких стран. Объяснять,
чем внешне отличаются
бегемоты от других зверей
жарких стран. Усвоить такие
понятия, как зоопарк, жаркие
страны, бегемот
(гиппопотам).Анализировать
форму частей, при изображении
животного, соблюдать
пропорции. Развивать навыки
работы в технике рисунка.
Оценивать критически свою
работу, сравнивая ее с другими
работами. Овладевать
живописными навыками работы
в технике акварели. Работать

самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью
4 четверть – 8 недель
29.

30.

Насекомые.
Стрекоза. Лепка

Насекомые.
Стрекоза.
Рисование

1

1

Рассматриваем образец.
Приступаем к работе.
Скатывание двух деталей —
овальной и продолговатой.
Соединение обеих заготовок.
Присоединение к передней
части туловища круглого
шарика-головы.
Прикрепление глаз- шариков
к передней части головы.
Создание двух пар
одинаковых крылышек.
Прикрепление крылышек по
обе стороны от туловища.
Последовательность в
выполнении работы.
Соблюдение пропорций.
Сравнение оригинала
(образца) с выполненной
работой.

Рисование поэтапное.
Рисование туловища
стрекозы в виде овала.
Нахождение середины
туловища и проведение
линии для крыльев.
Соединение головы стрекозы
с ее туловищем,

Личностные
 проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания
удачам / неудачам
одноклассников
 стремление к использованию
приобретенных знаний и
умений в предметнопрактической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной
изобразительной деятельности
Регулятивные
 выполнение задания в
соответствии с планом, под
руководством учителя, с
опорой на образцы, рисунки
учебника
 проговаривание
последовательности действий
на уроке
 проверка работы по образцу
Познавательные
 назвать, характеризовать
предметы по их основным

Видеть в сложной форме (форма
насекомого — стрекоза)
составляющие — простые формы.
Воспринимать и анализировать
форму предмета. Если
самостоятельно провести анализ
сложно, обратиться за помощью к
учителю. Создавать изображения
на основе простых и сложных
форм.Следовать в своей работе
условиям творческого задания.
Лепить стрекозу, глядя на
предложенный учителем образец.
Использовать выразительные
средства и возможности лепки для
создания объемного изображения
насекомого. Овладевать навыками
работы в технике лепки.
Познакомиться с представителем
насекомых — стрекозой. Учиться
создавать образ стрекозы
карандашами, акварелью,
используя графические средства
выразительности: цветовое
пятно,линию.Продолжать

31.

Беседа. Народное
искусство. Гжель

1

32.

Украшать
изображение

1

прорисовывание формы
хвоста. Рисование крыльев.
Обведение контура.
Удаление ластиком лишних
контурных линий с рисунка.
Раскрашивание акварелью,
глядя на образец. Выбор
цветов. Рисование фона.

свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу)
Коммуникативные

Беседа о Гжели.
Ознакомление детей с
разнообразием русских
народных промыслов, с
народным искусством
Обучение детей узнавать
изделия с гжельской
росписью.

Личностные

 выражать свое отношение к
произведению
изобразительного искусства в
высказываниях
 формулировать собственное
мнение и позицию

осваивать технику акварели.
Развивать воображение, фантазию,
смелость в изложении собственных
замыслов. Развивать творческую
индивидуальность, свое творческое
«я». Сравнивать свою работу с
работой окружающих, критически
относиться к своей работе

Знакомиться с разнообразием
русских народных промыслов.
 стремление к использованию Учиться различать изделия, знать
приобретенных знаний и
характерные особенности Гжели.
умений в предметнопрактической деятельности, к Знакомиться с искусством
гжельских мастеров. Развивать
проявлению творчества в
интерес к истокам русской
самостоятельной
изобразительной деятельности народной культуры, желание
 стремление к сотрудничеству расписывать посуду «под
Отвечать на вопросы по теме со сверстниками на основе
Гжель».Познакомиться с
коллективной творческой
профессией гончара. Знать, кто
Знание названий народных и деятельности, владение
такие мастера Гжели. Уяснить,
национальных промыслов:
навыками коммуникации и
какие три цвета используют в
Городец, Каргополь, Косово, принятыми нормами
гжельской росписи. Понимать, что
социального взаимодействия
Гжель.
Регулятивные
такое растительный и
Различение произведений
геометрический орнаменты.

выполнение
задания
в
живописи и декоративноЛюбоваться красотой гжельского
соответствии с планом, под
прикладного искусства.
фарфора.
руководством учителя, с
опорой на образцы, рисунки
учебника
 проговаривание
Продолжение знакомства
Развивать интерес к истокам
последовательности действий русской народной культуры,
детей с разнообразием
русских народных промыслов, на уроке

обучение детей узнаванию
различных изделий,
характерных для того или
иного народного искусства.
Знакомство детей с
искусством гжельских
мастеров. Обучение
расписыванию чашки,
блюдца, выделение каймы.
Обучение рисованию
простейших элементов.
Закрепление приемов
рисования концом кисти, всем
ворсом, примакиванием.
Совершенствование навыков
работы с гуашью. Обучение
смешиванию красок.

росписью. Роспись
вазы (чашки,
блюда)

 оценивание своего отношения желание расписывать посуду «под
к работе
Гжель».
Познавательные
Учиться расписывать чашки,
 овладение приемами работы блюдца, выделять кайму.
различными материалами
Учиться рисовать простейшие
 ориентироваться в
пространстве, на листе бумаги цветы из капелек, выделять
Коммуникативные
середину цветком.
 соблюдать простейшие
нормы речевого этикета
 выражать свое отношение к
произведению
изобразительного искусства в
высказываниях

Закреплять приемы
рисованияконцом кисти, всем
ворсом,примакиванием.
Развивать чувство цвета,
композиционные умения.
Совершенствовать навыки работы
с гуашью.
Учиться смешивать краски для
получения нового цвета

33.

Беседа. Улица
города. Люди на
улице города

1

Составление рассказов по
картинам художников (П.
Кончаловский. «Сан
Джиминисано», «Крым.
Алупка»; Т. Насипова.
«Станция метро «Сокол», Ю.
Пименов. «Новая Москва»).
Составление описательного
рассказа. Использование
точных слов для обозначения
предметов. Закрепление

Личностные
 положительное отношение и
интерес к процессу изо
деятельности и ее результату
 приобщение к культуре
общества, понимание значения
и ценности предметов
искусства
Регулятивные
 проговаривание
последовательности действий

Рассматривать картины
художников, изображающих
улицы города.
Знать имена художников,
рассказывающих о жизни города.
Развивать навыки составления
описательного рассказа по
картинке. Учиться использовать
точные слова для обозначения
предметов. Закреплять знания о

знаний о правилах движения
и поведения пешеходов на
улице. Рассматривание того,
что видим. Формирование
навыков составления
рассказа по картинке.

34.

Рисунок по
описанию. Улица
города

1

35.

Беседа. Цвета,
краски лета.

1

на уроке
 проверка работы по образцу
 умение работать
самостоятельно
 оценивание своего отношения
к работе
Познавательные

правилах поведения пешеходов на
улице. Работать по иллюстрациям
картин известных художников.
Различать изображение фигуры
взрослого человека в
движении,пропорции взрослого и
ребенка

 преобразовывать
информацию из одной формы в Работать по иллюстрациям картин
Использование материала
зарисовок после прогулки по другую – художественные
известных художников. Различать
городу. Передавать
образы
изображение фигуры взрослого
впечатления от окружающего
человека в движении, пропорции
(дома, транспорт); закреплять  находить общее и различие с
взрослого и ребенка. Выполнять
помощью учителя
умение рисовать фигуру
подготовительный рисунок
человека в движении,
 группировать предметы на
(зарисовку) фигуры человека в
соблюдая пропорции фигуры основе существенных
и частей тела. Наблюдение
признаков
движении для многофигурной
того, как взрослые переходят Коммуникативные
композиции. Применять
через дорогу с колясками и
выразительные графические
детьми: обратить внимание на  участвовать в диалоге
средства в работе.
то, что в это время нельзя
 соблюдать простейшие
отвлекаться и шалить.
нормы речевого этикета
Выполнять творческое задание
Поэтапное выполнение
 оформлять свои мысли в
согласно условиям. Выражать в
работы. Выбор необходимых устной речи
творческой работе свое отношение
цветов. Самостоятельная
 задавать вопросы,
работа детей.
необходимые для организации к изображению улиц города.
Участвовать в подведении итогов
собственной деятельности
творческой работы. Обсуждать
творческие работыодноклассников
и давать оценку результатам
Разговор о лете.
Рассматривание картин
художников (И. Шишкин.

Личностные
 стремление к использованию

Развивать познавательную
активность. Формировать

Цветы лета

«Рожь», Г. Мясоедов. «Дорога
во ржи», К. Маковский.
«Девушка в венке», А.
Шилов. «Портрет Оленьки»).
Развитие познавательной
активности. Формирование
позитивного взгляда на мир.
Воспитание эмоциональной
отзывчивости к красоте
природы. Формирование
бережного отношения к
природе.
Рассказ по иллюстрациям
картин художников и
рисункам.

36.

Нарисуй венок из
цветов и колосьев

1

Рисование венка из полевых
цветов и колосьев.
Поэтапное рисование.
Деление окружности на
равные промежутки.
Рисование кружков (центр
ромашек), дорисовывание
лепестков.
Заполнение промежутков.
Уточнение деталей.
Прорисовка.

приобретенных знаний и
умений в предметнопрактической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной
изобразительной деятельности
 приобщение к культуре
общества, понимание значения
и ценности предметов
искусства
 умение наблюдать красоту
окружающей
действительности, адекватно
реагировать на
воспринимаемое, проявлять
возникающую эмоциональную
реакцию (красиво / некрасиво)
Регулятивные
 проговаривание
последовательности действий
на уроке
 проверка работы по образцу
 умение работать
самостоятельно
Познавательные

позитивный взгляд на мир.
Знать и называть цветы, растущие
летом. Учиться описывать летнюю
пору, красоту природы,
многообразие животного и
растительного мира. Наблюдать за
изменениями в природе. Уяснить,
что такое «дары природы». Учиться
бережному отношению к природе.
Запомнить признаки летнего
времени года.
Развивать способность правильно и
грамотно высказывать свои мысли.
Учиться составлять рассказ по
теме.
Характеризовать красоту природы,
летнее состояние природы.
Характеризовать особенности
красоты цветов, учитывая их цвет и
форму.

Изображать венок из полевых
 овладение приемами работы с цветов, глядя на предложенный
различными материалами
учителем образец. Овладевать
 наблюдение природы и
живописными навыками работы
природных явлений
акварелью, используя помощь
Коммуникативные
учителя. Использовать
выразительные средства рисунка и
 слушать и понимать речь
живописи для создания образа
других
венка из цветов и
 участвовать в диалоге

Подбор необходимых
цветов.
Аккуратное раскрашивание.

 формулировать собственное
мнение и позицию

колосьев.Выполнять работу
поэтапно, соблюдая размер
пропорции. Овладевать навыками
работы в технике акварель.
Работать максимально
самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».