РП Ритмика 8 кл-комплект уо

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Сухой Лог
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Принято:
на координационно - методическом совете
протокол № 1 от 28 августа 2023 г.

Утверждаю:
директор МАОУ СОШ № 10
_________ О. А. Просвирякова
приказ № 165-од от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Ритмика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
8б класса-комплекта

Составитель:
Гафарова Анастасия Алексеевна,
учитель, 1 КК

с. Новопышминское,
2023 г.

1. Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Ритмика» детализирует и раскрывает содержание
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в коррекционно-развивающей области.
Цель коррекционного курса «Ритмика» для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-8 классов: исправление недостатков
психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической
деятельности.
Задачи:
- развивать умение слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том
числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением;
- развивать координацию движений, чувства ритма, темпа, корригировать общую и
речевую моторику, пространственную ориентировку;
- прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности;
- овладевать музыкально-ритмической деятельностью, в разных ее видах (ритмическая
шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);
- усваивать основы специальных знаний из области сценического движения
(пластический тренинг, музыкально - ритмические рисунки, импровизации);
- овладевать различными формами движения: выполнение с музыкальным
сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
- формировать и совершенствовать двигательные навыки, обеспечивающие развитие
мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности
движений;
- корректировать имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация
мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц;
- формировать правильную осанку;
- развивать мышечную память, творческое воображение, мышление;
- развивать эстетический вкус, эмоциональное и физическое благополучие.
2. Общая характеристика учебного предмета
Коррекционно-развивающая работа предусматривает организацию и проведение
занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), коррекции недостатков в
психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.
Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся средствами музыкально-ритмической
деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто наблюдается
нарушение
двигательных функций.
Легкая умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального
развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на

ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим
признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает
недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое
приводит к затруднениям в усвоении содержания образования и социальной адаптации.
Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет
решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и
коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
развития их психомоторики, до задач формирования и развития у них творческих и
созидательных способностей, коммуникативных умений и навыков.
Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкальноритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит
эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной
сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная
организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д. При этом
повышается их общая выразительность. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки,
развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения
на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у них
формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками.
На занятиях по ритмике используются такие средства, как упражнения, игры со словом,
элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Основным принципом построения
ритмики является тесная связь движений и музыки, где организующим началом выступают
музыка, ритм. Развитие движений в сочетании с музыкой и словом представляет целостный
коррекционно-воспитательный процесс. Коррекция нарушенных функций и дальнейшее
развитие сохранных требуют от обучающегося собранности, внимания, конкретности
представлений, развития памяти – эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии
образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании
последовательности выполнения движений под музыку), двигательно-моторной
(двигательно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с самостоятельным
выполнением упражнений). Специфические средства воздействия являются основой
формирования универсальных учебных действий: обучающиеся учатся слушать музыку,
выполнять разнообразные движения, петь, танцевать.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Коррекционный курс «Ритмика» изучается с 5 по 8 класс 1 час в неделю. Распределение по
годам 5-8 класс по 34 часов в год. Итого 68 часов.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации и динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально –
нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) формировать положительные качества и умение управлять своими эмоциями;
14) формировать трудолюбие, упорство в достижении цели, дисциплинированность;
15) оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и
хорошо).
16) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
правильно сидеть или стоять во время урока; с помощью учителя, товарища включаться в
учебную деятельность; понимать причины собственного успеха в учебной деятельности;
владенить элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.
Минимальный уровень:
представления о ритмике как средстве укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека; выполнение не сложных упражнений под руководством
учителя; знание основных правил поведения на уроках ритмики и осознанное их
применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых
команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при
выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр; участие в
подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.

выполнение ритмических комбинаций движений на уровне возможностей обучающихся;
понимать простейшие музыкальные понятия (быстрый, медленный темп, громкая, тихая
музыка);
определять музыкальные жанры: танец, марш, песня.
Достаточный уровень:
выполнение ритмических комбинаций на максимально высоком уровне;
развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о
выразительных средствах музыки);
развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение; согласовывать
музыку и движение;
самостоятельное выполнение комплексов упражнений;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег,
ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений, совместное участие со сверстниками в подвижных играх и
эстафетах;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил
при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в
повседневной жизни;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями; передавать в игровых и плясовых движениях различные
нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;  повторять любой ритм, заданный
учителем; задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения.

5.

Содержание учебного предмета
Содержание
программы
предусматривает
степень
нарастания
сложности
познавательного материала, от получения знаний, до применения их в повседневной жизни.
Упражнения на ориентировку в пространстве Правильное исходное положение.
Ходьба и бег (с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и
оттягиванием носка). Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в
направлении движений (вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга). Выполнение
простых движений с предметами во время ходьбы.
Ритмико – гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Наклоны,
выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения
рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).
Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и
сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).
Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь,
круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на

полу пальцы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений.
Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед,
левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги —
в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук
отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение
на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу
учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением
предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв
плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное
круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги
на другую (маятник)
Упражнения с музыкальными инструментами. Движения кистей рук в разных
направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с
изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый
акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев
рук. Отстукивание простых ритмических рисунков на инструментах под счет учителя с
проговариванием стихов, попевок и без них.
Игры под музыку. Упражнения на самостоятельную передачу в движении
ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке.
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз,
малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения
после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных
композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценировка музыкальных сказок,
песен.
Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый,
спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах.
Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг,
шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком);
притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами:
бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением,
хлопками.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
5 класс (34 часа).
№

Тема раздела

1

Упражнения на
ориентировку в
пространстве

2

Ритмико
гимнастические
упражнения

3

Упражнения с
музыкальными
инструментами

4

Игры под музыку

Количество
Виды учебной деятельности
часов
2
Самостоятельно занимает правильное исходное
положение. Выполняет ходьбу и бег: с высоким
подниманием колен. Выполняет перестроение в
круг из шеренги, цепочки. Ориентируется в
направлении движений вперед, назад, в круг, из
круга. Двигается по залу в разных направлениях,
не мешая друг другу.
10
Двигается в соответствии с разнообразным
характером музыки, различать в движениях начало
и окончание музыкальных фраз, передавать в
движении ритмический рисунок. Выполняет
наклоны, выпрямление и повороты головы,
круговые движения плечами. Выполняет
упражнения на движение рук в разных
направлениях без предметов и с предметами.
Выполняет наклоны и повороты туловища вправо,
влево (класть и поднимать предметы перед собой
и сбоку). Выставлять правую и левую ноги
поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное
положение
10
Оперирует понятиями ансамбль, оркестр,
отсроченное движение (канон); - названия новых
элементов танца и танцевальных шагов; ритмично
и чѐтко выполняет гимнастические упражнения с
предметами и без них под музыку на ¾ и при
чередовании размеров в произведении. Различает
и называет музыкальные инструменты ;
Отстукивает простые ритмические рисунки на
барабане и ложках.
10
Учится выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика); формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться и
приходить к общему решению в совместной
репетиционной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов. Различает
характер музыки. Передает притопами, хлопками
и другими движениями резке акценты в музыке.
Выразительно и эмоционально передает в
движениях игровые образы (повадки зверей, птиц,
движение транспорта, деятельность человека).
Исполняет игры с пением и речевым
сопровождением.

5

Танцевальные
упражнения

2

Изучает базовые движения аэробики; термины,
определяющие характер музыки (5-6 терминов);
Выполняет элементы русской пляски: простой
хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочек —
движение с платочком) по показу и по словесной
инструкции учителя. Исполняет притопы одной
ногой и поочередно, выставляет ногу с носка на
пятку.
7 класс (34 часа).

№

Тема раздела

1

Упражнения на
ориентировку в
пространстве

2

Ритмикогимнастические
упражнения

3

Упражнения с
музыкальными
инструментами

Количество
Виды учебной деятельности
часов
2
Самостоятельно занимает правильное исходное
положение. Выполняет ходьбу и бег: с высоким
подниманием колен. Выполняет перестроение в
круг из шеренги, цепочки. Ориентируется в
направлении движений вперед, назад, в круг, из
круга. Двигается по залу в разных направлениях,
не мешая друг другу.
10
Двигается в соответствии с разнообразным
характером музыки, различать в движениях начало
и окончание музыкальных фраз, передавать в
движении ритмический рисунок. Выполняет
наклоны, выпрямление и повороты головы,
круговые движения плечами. Выполняет
упражнения на движение рук в разных
направлениях без предметов и с предметами.
Выполняет наклоны и повороты туловища вправо,
влево (класть и поднимать предметы перед собой
и сбоку). Выставлять правую и левую ноги
поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное
положение
10
Оперирует понятиями ансамбль, оркестр,
отсроченное движение (канон); - названия новых
элементов танца и танцевальных шагов; ритмично
и чѐтко выполняет гимнастические упражнения с
предметами и без них под музыку на ¾ и при
чередовании размеров в произведении. Различает
и называет музыкальные инструменты ;
Отстукивает простые ритмические рисунки на
барабане и ложках.

4

Игры под музыку

10

2

5

Танцевальные
упражнения

Учится выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика); формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться и
приходить к общему решению в совместной
репетиционной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов. Различает
характер музыки. Передает притопами, хлопками
и другими движениями резке акценты в музыке.
Выразительно и эмоционально передает в
движениях игровые образы (повадки зверей, птиц,
движение транспорта, деятельность человека).
Исполняет игры с пением и речевым
сопровождением.
Изучает базовые движения аэробики; термины,
определяющие характер музыки (5-6 терминов);
Выполняет элементы русской пляски: простой
хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочек —
движение с платочком) по показу и по словесной
инструкции учителя. Исполняет притопы одной
ногой и поочередно, выставляет ногу с носка на
пятку.

7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Технические средства:
персональный компьютер (ноутбук)
магнитофон.
Учебно-практическое оборудование:
раздаточный дидактический материал
компьютерные презентации;
видеофрагменты;
обучающие фильмы;
резиновые мячи для развития координации;
гимнастические палки;
скакалки;
атрибуты для танцев;
музыкальные инструменты (бубны, ложки, маракасы, ксилофон и другие)


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».