РП Чтение уо 8 класс

Пояснительная записка
1. Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена с учетом следующего
нормативно-правового обеспечения:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
(Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на
образование в Российской Федерации, Статья 79. Организация получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (адаптированные рабочие
программы)).
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013№78 – 03 «Об образовании в Свердловской
области».
- САНПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях». (X. Гигиенические
требования к режиму образовательного процесса).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с
"СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599“Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9
кл.: В 2сб./ Под ред.В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1.
- Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
МАОУ СОШ № 10
- Календарный учебный график школы на 2023-2024 учебный год.
- Устав МАОУ СОШ № 10.
2.Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, требования к
уровню с планируемым результатом обучения и основное содержание с примерным
распределением учебных часов по разделам курса.
3.Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения
знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам
русской культуры и литературы.
На уроках идёт формирование у обучающихся техники чтения: правильности,
беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем,
что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными
навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них
затруднения при его чтении и понимании содержания.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные
писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте.
Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых

произведений. В исторических произведениях обучающиеся с трудом воспринимают
описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для
передачи того или иного факта, поступка героя.
Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных
произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы полно, правильно и
последовательно; передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать
им характеристики, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
Обучение чтению ведется с использованием учебников для коррекционных школ.
З.Ф. Малышева, А. К. Аксенова, М. И. Шишкова «Чтение» 8 класса, учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы М. – Просвещение, 2021 г.
Учебные пособия содержит в доступной форме изложенный теоретический материал,
условные обозначения, принятые в книге, позволяют свободно ориентироваться в нем;
репродукции картин, которыми снабжены учебники, хорошего качества, что, дает
возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Учебники содержат материалы устного народного творчества, произведения русских
писателей XIX, XX века, произведения зарубежных писателей.
Выбранная программа реализует минимальные требования к содержанию и уровню
подготовки обучающихся.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом
году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного
чтения, которым умственно отсталые школьники в силу особенностей психического
развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания
прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется
постепенно.
Усвоение содержания, прочитанного осуществляется в процессе анализа
произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинноследственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное
коррекционное значение.
Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из
эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и
коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию
связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным
пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания
произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному
построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С
этой целью, в зависимости от сложности текста, используются вопросы, готовый или
коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с
лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формированию навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению,
поэтому большое значение придается работе с авторским словом, развитию умения
отвечать на вопросы и ставить вопросы к тексту, читать по ролям, пересказывать текст

полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя
лексику и образные выражения текста. Особое внимание уделяется развитию
полноценного восприятия художественных произведений, научно-популярных статей,
установлению причинно-следственных связей, определению главной мысли, идеи, а также
пониманию образного языка литературного текста на использование таких выразительных
средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (под наблюдением
учителя).
Дальнейшее совершенствование техники чтения направлено на овладение
обучающимися навыками правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения
доступных их пониманию произведений. Подраздел «Работа с текстом» предусматривает
последовательное углубление умений, обучающихся и воспитанников анализировать
прочитанное, высказывать суждения по поводу описываемых событий и поступков героев,
устанавливать позицию автора.
Изучение художественных произведений и работа по ним направлены на развитие
речи и мышления, кругозора, расширению словарного запаса, исправлению недостатков
речевого развития детей с отклонениями в развитии, поэтому принцип коррекционной
направленности с данной категорией детей является ведущим.
С учётом того, что подростковый возраст характеризуется более осознанным
восприятием социальных связей и отношений, данная рабочая программа предусматривает
комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания
обучающихся и воспитанников на основе произведений художественной литературы. Их
содержание позволяет детям с проблемами в развитии осваивать эталоны нравственного
поведения в обществе, способствует социальной адаптации.
4. Целью изучения учебного предмета «Чтение» в 8 классе является создание условий
для социализации и реабилитации обучающихся воспитанников в современном обществе.
Задачи: - развитие всех сторон речи, обогащение активного словарного запаса,
коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой
сферы.
- формирование навыка беглого осознанного чтения.
- расширение знаний учащихся об окружающем мире, исторических событий,
воспитывать интерес к самостоятельному чтению художественных произведений, - умение
пользоваться знаниями в необходимых ситуациях с помощью содержания программного
материала, основанного на связи с окружающей действительностью.
- формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- развитие позитивных, гуманистических взаимоотношений на примере положительных
поступков героев произведений;
- коррекция недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей с
отклонениями в развитии.
5. Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение предмета «Чтение» отводится по 4 часа в
неделю в 8 классе (136 ч. в год).
Навыки чтения и рекомендации по внеклассному чтению (урок внеклассного чтения и
проводится один раз в месяц), а также перечень произведений для заучивания наизусть,
прослеживается в содержании предметных тем, в тематическом и поурочном
планировании согласно количеству часов в каждом классе.
6. Цель рабочей программы по учебному предмету:является всесторонняя
педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и
определяется необходимостью реализации прав детей на образование.

Мною определены основные задачи реализации рабочей программы по чтению
на 2023-2024учебный год:
Цель: «Развитие и воспитание позитивной личности обучающихся, через развитие
познавательной деятельности».
Задачи:

использование активных методов обучения, включая обучение средствами проектной
деятельности;

формирование коммуникативных умений как средства самовыражения личности;

развитие основ орфографической грамотности через практическую направленность
уроков чтения;

формирование общекультурной и информационной компетенций средствами
русского языка;

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
Учитывая сложный состав учеников
школы - интерната, программа указывает на
разноуровневые требования к овладению знаниями:

1 уровень - базовый;

2уровень
минимально
необходимый,
что
позволяет
осуществлять
дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом;

если же дети не смогут усваивать и минимально необходимый уровень знаний, для
них определяется индивидуальная программа обучения, которая утверждается на
заседании ПМПк.
7. Общеучебные умения, навыки, способы деятельности
8 класс:
 составление плана;
 работа над средствами языковой выразительности;
 пересказ с использованием слов и выражений из текста;
 заучивание прозаического отрывка.
Внеклассное чтение: самостоятельное чтение книг, газет, журналов; составление отзыва,
оценка обсуждаемых событий.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков
персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и
персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью учителя).
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся:
• Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом.
• Читать про себя проанализированные ранее тексты
• Отвечать на вопросы учителя.
• Пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные обучающимся,
воспитанникам по изображённым событиям.

• Высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной детям форме.
• Выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя).
• Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей обучающихся,
воспитанников)
• Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по
прочитанному тексту.
• Участвовать в анализе произведения.
• Выбирать из данных заглавия к выделенным частям.
• Пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану.
• Высказывать своё отношение к поступкам действующих лиц и событиям.







8. Технологии обучения и воспитания, используемые на уроках чтении:
технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;
здоровьесберегающие
технологии
(физкультурно-оздоровительные,
технологии
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
поддержание
комфортного
психологического климата на уроках и др.);
технологии коллективного воспитания, направленные на включение детей в совместную
деятельность, воспитывающие ответственность и заботу о коллективе
игровые технологии, проблемное обучение, метод проектов;
технологии дифференцированного обучения, индивидуализации обучения, групповые и
коллективные способы обучения, а также технологии на основе методического
усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала
технологии на основе усиления социально-воспитательных функций (технологии,
направленные на выполнение законных прав ребенка, на формирование в нем
гражданских обязанностей)

9. Методы и приёмы обучения, используемые на уроках чтения:
 методы стимулирования и мотивации учения(познавательные игры, поощрения,
эмоциональное стимулирование);
 словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядные методы (иллюстрация схемы, демонстрация);
 практические методы (упражнения, разборы, списывание);
 методы самостоятельной работы, работа с книгой, с различными словарями;
 методы контроля и самоконтроля.
Приемы, формирующие у школьников умения:
 приемы обучения (задать вопрос, сравнить, озаглавить, разделить на части
 приемы, содержащие только действия учителя (поощрение, похвала, и т.д.)
 приемы, обеспечивающие реализацию принципов обучения, доступности, научности,
связь теории с практикой, соблюдение принципа коррекционной направленности.
10. Коррекционная работа на уроках чтения
направлена на исправление
неправильного произношения, регулирование темпа чтения, устранение дефектов
логического мышления, вызывающих затруднение в установлении последовательности и
связи событий.
Ввиду психологических особенностей детей, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает
следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики
и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция –

развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
- развитие различных видов мышления:развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать
по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование
адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование
умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях.
В качестве коррекционной работы планируются следующие тренировочные, практические
упражнения и дидактические игры:
 различные виды чтения вслух (цепочкой, выборочно, абзацами, эстафетой, чтение в
паре;
 синхронное чтение с учителем, чтение за хорошо читающим учеником; наблюдение и
оценивание чтения одноклассников;
 комбинированное чтение; драматизация чтения; подсчет прочитанных слов;
 словарная работа; проговаривание скороговорок; описание картин;
 отчетливое произношение трудных, новых, сложных слов;
 составление письменных и устных рассказов по прочитанному и личным наблюдениям.
11. Контрольные параметры оценки достижений обучающихся
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями - в зависимости
от учебных возможностей школьников:
 1 уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню
требований;
 2 уровень предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.
 степени соответствия индивидуальных ориентаций и установок жизнедеятельности
нормам и правилам общества, жизни села, регионов.
Достижение обучающихся оценивается через наблюдение и педагогический
мониторинг:
 сочинение устных рассказов по картине и по предложенным проблемным вопросам;
 устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания
подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
 рассказывание наизусть стихотворений и педагогических отрывков;
 административную проверку техники чтения;
 самостоятельную работу по заданиям учебника;
 самооценку обучающегося.
12. Учебно-методическое обеспечение уроков чтения:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9
кл.: В 2сб./ Под ред.В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1.

2. Рабочие программы учителя:Рабочая программа «Чтение» 6- 9классы»
3. Учебники по чтению:
•
А. К. Аксенова учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
АООП «Чтение» 7 класс, М.: Просвещение, 2020 г.
•
З.Ф. Малышева учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
АООП «Чтение» 8 класс, М.: Просвещение, 2019 г.
•
А. К. Аксенова, М. И. Шишкова учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих АООП «Чтение» 9 класс, М.: Просвещение, 2021 г.
4. Учебные пособия:
• Русская литературная классика
•
Хрестоматия по литературе для 5 – 9 классов Изд. Астраханского педагогического
института Ч «Урал LTD» 1997 год
•
Хрестоматия по зарубежной литературе 5 – 9 классы 1, 2 часть
Демонстрационные пособия
- Портреты писателей, репродукции картин
- Компьютерные программы и пособия

№
п/п

Календарно - тематическое планирование уроков чтения в 8 классе (136 часов в год; 4 часа в неделю)
Учебно-тематическое
КолДата
Основные требования к знаниям и умениям
Коррекционная
планирование
во
работа
часов
Знать
Уметь
I четверть (32 часа)
Устное народное творчество.
Русская народная сказка
«Волшебное колесо» общие законы
построения сказки.

1

Иметь представление о
жанрах устного
народного творчества.

Русская народная сказка
«Волшебное колесо». Чтение по
ролям.

1

Знать составные части
сказки.

Нравственные ценности,
заложенные в пословицах и
поговорках.

1

Баллады как отражение
исторического прошлого народа.

1

Баллада». «Перчатка»
В.А.Жуковский Работа над
содержанием баллады.

1

Баллада «Нашла коса на камень»
И.З.Суриков Работа над
содержанием баллады.

1

Внеклассное чтение. Сказки
народов мира.

1

Былины - песни о старине.
Выразительное чтение отрывка
«Садко».

1

Читать правильно,
бегло, выразительно.

Развивать
познавательный
интерес.

Контроль

Контрольн
ое чтение.

Отличать сказку от
других жанров.
Дополнить
представления
учащихся о балладе,
былине, как жанре
УНТ; показать
историческое развитие
жанра; познакомить с
народным идеалом,
воплощенном в
фольклоре.
Знать основы
зарождение лицейского
образования.
Углубить и расширить
знания о личности
А.С.Пушкина,
его жизни и
творчестве, показать
величие поэта.

Произведения русских писателей 19 века.

А.С. Пушкин. Биография и
творчество. Жизнь и творчество
великого поэта.

1

«Публичное испытание» посвящение в поэты М. Я. Басина.
Пересказ по плану.

1

Знать наизусть
стихотворение.

Развивать кругозор.
Чтение
выразител
ьное, по
ролям

Репродукция
В.Васнецова
«Три
богатыря»
Сборник
«Сказки
народов мира».

Совершенствовать
навыки речевого
общения.

Учить выявлять
примеры нравственного
поведения, гордой
независимости,
достоинства.
Учить умению
сравнивать два
произведения;
определять тему
произведений;
проследить связь
дружбы в
произведениях поэтов.

Сборник
русских
народных
сказок
Сборник
Пословиц,
поговорок

Читать про себя лёгкие
по содержанию тексты.

Учить различать
художественные
особенности былин.

Наглядность

Чтение и
пересказ,
ответы на
вопросы.

Репродукции
картин к
сказкам,
балладам,
былинам.

Эстетическое и
патриотическое
воспитание.

Портрет
А.С.Пушкина.

«Записки о Пушкине».
Становление творческой личности
поэта.

1

А.С. Пушкин «Памятник».
Выразительное чтение
стихотворения.

1

А.С. Пушкин «Во глубине
сибирских руд…», нравственные
ценности стихотворения.

1

А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Работа над характеристикой зимней
природы. Заучивание наизусть.

Учить сравнивать,
сопоставлять

1

А.С.Пушкин «Няне». Русские
традиции в стихотворении.

1

А.С.Пушкин «Сожжённое письмо».
Работа над выразительностью
чтения.

1

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о
работнике его Балде».
Нравственные ценности
стихотворения.

2

Внеклассное чтение. Родная
природа в стихах русских поэтов.

1

Показать особенности
поэмы как лироэпического жанра и её
связь с фольклором.

Знать произведения М.
Ю. Лермонтова

1

М.Ю. Лермонтов. «Родина»
Патриотизм русского поэта.

1

М. Ю. Лермонтов. «Парус». Работа
над незнакомыми словами.

1

Читать выразительно,
соблюдать знаки
препинания.

Обсудить особенности
русской жизни в
историческую эпоху
царствования Ивана
Грозного,
взаимоотношения
опричников и простого
народа.

Отличать басню от
других жанров
литературы.
Знать основные
сюжетные линии
читаемого
произведения

Составлять
характеристику героев
произведения.

Проверка
знания
наизусть
отрывка из
сказки

Доп.
литература,
сборники
сказок, стихов.

Развитие
коммуникативных
навыков общения,
сотрудничества.

Выделять незнакомые
слова в тексте и
правильно их объяснять.

1

А.С.Пушкин «И.И. Пущину»,
работа над выразительностью
чтения.

М. Ю. Лермонтов. Биография и
творчество. «Смерть поэта».

Уметь называть
главные и
второстепенные линии
темы

Формировать чувство
товарищества,
уважения к людям.

Проверка
навыка
пересказа

Развитие речи
учащихся.
Проверка
умения
читать
выборочно
и по ролям
Администрат
ивная
проверка
техники
чтения.

Обогащение
словарного запаса.

Коррекция
эмоционально –
волевой сферы.

Проверка
умения
находить
выразител
ьные
средства
языка
стихов

Портрет М. Ю
Лермонтова,
сборник
«Эпоха
М.Лермонтова
»

М. Ю. Лермонтов. «Сосна» Работа
над выразительностью чтения.
М. Ю. Лермонтов. «Песняпро царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова». Связь поэмы с
произведениями УНТ.
Выразительное чтение поэмы М.
Ю. Лермонтова. «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова».

1

Обучать умению читать
выборочно на
поставленные вопросы

Выделять незнакомые
слова в тексте и
правильно их объяснять.

Коррекция
мыслительной
деятельности.

Ориентироваться в
тексте, следить за
текстом.

Активизация
словарного запаса.

1

1

М. Ю. Лермонтов. Красота русской
женщины в поэме.
1

Знать основные
направления
деятельности И.Крылов

Знать особенности
написания басен.

Отвечать полными,
развернутыми ответами.

Административная проверка
техники чтения.
И.А.Крылов. Биография и
творчество. Обзорное знакомство с
баснями.
И.А.Крылов. «Волк на псарне».
Особенности басни.

Вырабатывать связную
речь.

Проверка
умения
делить
текст на
части и
подбирать
заголовки

Проверка
умения
находить в
тексте
части

Активизация речи.

1

Иллюстрации с
изображением
пейзажей
Кавказа,
иллюстрации
картин о
Кавказе
М.Лермонтова

Портрет И.А.
Крылова.
Сборник басен.

Формулировать
вопросы к тексту.
1
Обучать умению читать
выборочно на
поставленные вопросы

И.А.Крылов. «Осёл и соловей».
Работа над выразительностью.
1
И.А.Крылов «Муха и пчела».
Основная мысль басни.
1

Обучать умению
находить образные
средства языка

Обучать умению
пересказывать по плану

Вызывать
эмоциональный
отклик.

Внеклассное чтение «Родные
поэты».
II четверть ( 32 часа)
Н. А. Некрасов. Биография и
творчество. Обзорное ознакомление
с произведениями.

1

Н. А.Некрасов «Размышление у
парадного подъезда».

1

Знать основные
сюжетные линии
читаемого
произведения

Пересказывать
произведение.

Расширять кругозор
детей, пополнять
словарный запас.

Проверка
умения
находить
выборочно
отрывки

Портрет
Н. А.
Некрасова,
альбом о его
жизни и
творчестве

Художественные определения в
тексте стихотворения.
Н. А. Некрасов. «В полном разгаре
страда деревенская». Работа над
содержанием текста.
Н.А.Некрасов. Отрывок «Мороз,
красный нос». Характеристика
русской женщины.

1

1

Прививать навыки
выразительного чтения

Проверка
умения
называть
основные
сюжетные
линии

1

Н.А.Некрасов. «Русские женщины».
Работа над выразительностью
чтения.

1

Внеклассное чтение. В.П.
Астафьев. «Васюткино озеро»,
обсуждение.

1

И. С. Никитин Биография и
творчество. Обзор литературы.

1

И. С. Никитин «Русь».
Главная мысль произведения,
заучивание наизусть.

1

И.С. Никитин «Утро на берегу
озера». Разнообразие и
выразительность образов родной
природы.

1

И.С. ТургеневБиография и
творчество. Творческий путь поэта.

1

И.С. Тургенев. «Муму». Обзорное
чтение, характеристика главного
героя.

1

И.С. Тургенев. «Муму». Работа над
содержанием 1- 4 части. Анализ
текста. Краткий пересказ.
И.С. Тургенев. «Муму». Работа над
содержанием 5-8 части. Главная
мысль произведения.

Обучать умению видеть
авторскую позицию в
читаемом
произведении.

Обучаться умению
делать сравнение,
сопоставлениеанализир
овать происходящие
события

2

2

Давать характеристику
литературному герою с
помощью учителя.
Учиться умению делать
различные виды
пересказа

Давать оценку
поступкам героев
произведения.

Уметь выделять
главных героев
произведений
Знать о жизни и
творчестве писателя;
выявить
художественные
особенности его
творчества.

Делить текст на
смысловые части.
Обучать умению
находить в
дополнительной
литературе информацию

Учиться выражать
оценочные суждения на
основе сравнения
поступков и мотивов
героев

Развивать читательские
интересы, прививать
интерес к поэзии.

Способствовать
развитию речи и
мышления,
обогащение
словарного запаса.

Учить оценивать
поступки с позиции
нравственных
представление

Развивать слуховое
внимание, связную
речь.

Учить устанавливать
причинно –

Проверка
навыка
выборочно
го чтения

Проверка
умения
рассказать
биографич
еские
сведения

Художественно
е произведения
В. П.
Астафьева
И.С. Никитина

Проверка
умения
находить в
читаемом
произведе
нии
описание
природы

Портрет
И. С.
Тургенева,
альбом о его
жизни и
творчестве.
Репродукции
картин.

Проверка
навыка
деления
рассказа

Портрет
Л.Толстого,
альбом о его

Л.Н.Толстой. Жизненный и
творческий путь писателя.

1

Л.Н.Толстой. «После бала».
Знакомство с произведением.
Композиция рассказа, особенности
рассказа.

1

Знать особенности
написания
произведений
Л. Н. Толстого. Его
отношение к героям
произведений

1

следственные связи.
Учиться умению видеть
главные выводы
читаемых отрывков,
уметь различать тему
текста от главной
мысли, идеи

Развивать
диалогическую речь.

Л.Н.Толстой. «После бала». Работа
над содержанием 1-2 части.
Выразительно читать,
передавая голосом
характер героя.

Произведение русских писателей 1
половины 20 века

А.П.Чехов. Жизнь и творчество
писателя.

1

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»
Деление текста на смысловые
отрезки, пересказ. Юмор
произведения.

1

Внеклассное чтение. Стихи
русских поэтов о зиме.

1

В. Г. Короленко. Биография и
творчество. «Слепой музыкант».
Знакомство с произведением.

1

Работа над содержанием 1 - 2 части.
Пересказ по плану.

1

В. Г.Короленко. «Слепой музыкант»
чтение по ролям.

1

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
3 – 4 часть, подробный пересказ.

1

В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Нравственные уроки повести.
Выборочное чтение текста повести.
В. Г. Короленко. «Слепой
музыкант». Характеристика
главного героя произведения.

2

1

Знать основные
направления
творческой и
просветительской
деятельности А.Чехова

Знать понятие
«Характер и привычка
человека»

Знать о жизни и
творчестве писателя;
выявить
художественные
особенности его
творчества.
Знать основное
содержание читаемого
произведения

Совершенствовать
навыки речевого
общения.

на
смысловые
части

Проверка
умения
составить
рассказ о
главных
персонажа
х

жизни и
творчестве
Альбом
«Л.Толстой и
его эпоха»

Портрет
А.Чехова
Учиться делать
сравнения и
сопоставления

Учиться находить в
библиотеке
произведения читаемых
авторов

Развивать умения
рассуждать,
сопоставлять, делать
выводы.

Учить отвечать
полными, раскрытыми
предложениями.

Альбом
«А.Чехов и его
эпоха»
Проверка
навыка
выборочно
го чтения
текста

Портрет
В.Короленко

Пересказывать текст
кратко.
Обогащать пассивный
словарь.
Давать характеристику
главному герою.
Учиться находить
произведения для
внеклассного чтения в
библиотеке школы

Совершенствовать
навыки речевого
общения.

Проверка
умения
делать
краткую
характерис
тику
персонаже
й

Картины и
иллюстрации,п
редставляющие
тяжелое
детство детей в
дореволюцион
ной России

Внеклассное чтение.
В. Г. Короленко «Приемыш».

1

Читать правильно,
бегло, выразительно.

Повторение изученного материала.

1

Выделять главную
мысль текста.

III четверть (40 часов)
Жизнь и творчество Максима
Горького. Знакомство с
произведением

1

М. Горький. «Макар Чудра» Работа
над смысловым содержанием
текста. Выборочное чтение.

2

М. Горький. «Макар Чудра». Чтение
по ролям.

1

М. Горький. «Макар Чудра». Работа
над пересказом.

2

Знакомство с
основными этапами
биографии и
творческого пути
М.Горького.

Выделять незнакомые
слова в тексте.
Учиться
читать по ролям.

М. Горький «Макар Чудра».
Составление характеристики
главных героев произведения.

1

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра»
М. Горького. Устное описание.

1

Просмотр художественного фильма
по мотивам романа, обсуждение.

1

С.А. Есенин. Биография и
творчество. Тема Родины в
произведениях.

1

С.А.Есенин «Милые берёзовые
чащи». Главная мысль
стихотворения.

1

С.А. Есенин «Спит ковыль. Равнина
дорогая». Заучивание
стихотворения наизусть.

2

С.А. Есенин «Пороша» Чтение
стихотворения, ответы на вопросы.

1

Учиться подбирать
заголовки частей на
основе главных строк
глав

Обучать умению
описывать внешность
персонажей
произведений

Продолжать работу по
работе с текстом, знать
основное содержание
читаемого
произведения и
основные сюжетные
линии

Давать оценку
поступкам героев
литературного
произведения.
Ставить вопросы к
тексту.
Пересказывать по
плану..
Читать бегло,
правильно,
выразительно,
осознанно.
Учиться участвовать в
обсуждении
прочитанного
произведения

Учиться выделять
основные сюжетные
линии читаемого
произведения
Учиться сравнивать и

Расширять кругозор,
активизация словаря.

Воспитывать культуру
межличностных
отношений.

Портрет
В.Короленко

Проверка
навыка
чтения по
ролям

Коррекцияпознаватель
ной деятельности.

Развивать способность
самостоятельно
мыслить, обобщать,
делать выводы.

Активизация
мыслительной
деятельности.

Коррекция
эмоционально-волевой
сферы.
Вызывать
эмоциональный
отклик. Коррекция
ВПФ.

Расширять кругозор.

Проверка
знания
содержани
я текста
Проверка
умения
работать
над
содержани
ем текста

Проверка
умения
пересказы
вать
кратко и
подробно
Проверка
умения
прочесть
текст

Портрет
М.Горького
Альбом
«М.Горький и
его эпоха»
Художественн
ый фильм
«Детство
М.Горького»

Портрет С.
Есенина.
Презентация о
поэте, диски с
записью песен,
романсов.

С.А. Есенин «Отговорила роща
золотая». Выразительное чтение
песни – стихотворения. Слушание
романса, обсуждение.

2

Прослушивание песен, романсов на
стихи С. Есенина.

1

Внеклассное чтение поэзии
С. Есенина.

1

Различать авторов и их
произведения. тематику
и направления
творчества

2

Находить главную
мысль читаемого.

А.П. Платонов Биография и
творчество. «Разноцветная
бабочка».Работа над содержанием
прочитанного.
А.П. Платонов «Разноцветная
бабочка».Деление текста на части,
озаглавливание.

2

А.П. Платонов «Разноцветная
бабочка». Главная
идея произведения. Пересказ.

2

А.П. Платонов «Разноцветная
бабочка». Рассказ о герое по плану.

1

А.Н.Толстой. Биография и
творчество. Знакомство с
произведением.

1

А.Н.Толстой. «Русский характер».
Человеческая красота и сила
характера героя произведения.

2

А.Н.Толстой «Русский характер».
Озаглавливание частей, пересказ по
плану.

2

А.Н.Толстой «Русский характер».
Главная мысль произведения,
характеристика главного героя
рассказа.

2

Обучать умению
подчеркивать основные
читаемые мысли об
авторе, видеть
основные направления
его творчества.

Знать об авторе, уметь
называть его читаемые
произведения

Знать отличительные
особенности
автобиографических и
художественных
произведений

оценивать поступки
героев, называть
отрицательные качества
личности или поступков

Активизация словаря.

Развитие связной речи.

Полные, развернутые
ответы.

Делить текст на части.

Установление
причинно –
следственных связей.

Читать бегло,
правильно,
выразительно,
осознанно.

Развитие навыков
речевого общения

Учиться участвовать в
обсуждении
прочитанного
произведения

Воспитывать
моральные качества
личности на примере
поступков героев

Учиться выделять
основные сюжетные
линии читаемого
произведения

Обогащение
словарного запаса.

Развитие
владение
речи.

Знать фамилии авторов
читаемых
Произведений
Учиться сравнивать и
оценивать поступки
героев, называть
отрицательные качества
личности или поступков

стихотвор
ной формы
Проверка
умения
находить
главную
мысль

Проверка
умения
читать
грамотно,
соблюдать
логические
па
Сборники
произведений о
войне,
фотоальбом

речи, Проверка
техникой навыка
выразител
ьного
чтения

Воспитывать
уважительное
отношение к людям, их
чувствам

Проверка
знаний о
событиях

Н.А.Заболоцкий Биография и
творчество.Обзор поэзии.
Н.А.Заболоцкий «Некрасивая
девочка». Анализ текста
произведения, основная идея,
авторская мысль.

Знать основное
содержание читаемого
произведения

Учебные

2

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая
девочка». Внешняя и внутренняя
красота героини.

2

Внеклассное чтение произведений
русских писателей 1 половины 20
века.

1

Повторение изученного материала.
Чтение и обсуждение произведений.

1

IV четверть (32 часа)
Произведения русских писателей
2 половины 20 века.
К.Г. Паустовский. Биография и
творчество. Знакомство с
произведением.

ВОВ

1

1

К.Г. Паустовский.
«Телеграмма». Знакомство с
произведением, анализ
содержаниярассказа.

1

К.Г.Паустовский. «Телеграмма».
Деление на части, краткий
пересказ.

1

Характеристика героев.
К.Г.Паустовский.

1

«Телеграмма». Работа над
авторским словом.

1

Внеклассное чтение.
К.Г.Паустовский. «Жильцы старого
дома».

1

Знать особенности
прозаического и
стихотворного
произведения

Различать авторов и их
произведения тематику
и направления
творчества
Высказывать оценочные
суждения о читаемых
событиях

Проявлять интерес к
истории своей страны

Иметь представление об
изучаемом авторе,
уметь называть его
основные читаемые
Воспитывать
произведения
гражданские качества
личности на примере
героев художественных
произведений

Учиться называть
основные сюжетные
линии читаемого
произведения

Развивать способность
самостоятельно
мыслить, обобщать,
делать выводы.
Обучать умению
сотрудничать в паре,
группе

Воспитывать чувство
справедливости, учить
делать выводы на
морально-этические
темы

Учиться
толерантностиуважите
льности по отношению
к другим

Проверка
умения
называть
основные
качества
характеров
персонаже
й

Проверка
беглости
чтения

Проверка
навыка
подробног
о
пересказа

Воспитывать чувство
сострадания к судьбе
бедных детей

Подражание
положительным
персонажам сказки

Воспитывать чувство
гордости за
героическое прошлое
своего народа на
примере поступков
персонажей

Учиться называть
основные сюжетные
линии читаемого

Расширить знания
учащихся о
классической поэзии,
увлечь учащихся
чтением стихов о

презентации

Портрет
К
Паустовского

Сборники
произведений
К.Паустовског
о

Проверка
навыка
грамотног
о чтения

Учебная
презентация к
произведениям

Р.И. Фраерман. «Дикая собака
1
Динго, или повесть о первой любви»
Работа над содержанием рассказа.
Р.И. Фраерман «Дикая собака
Динго, или повесть о первой
любви». Характеристика главного
героя по плану.

2

Р.И. Фраерман «Дикая собака
Динго, или повесть о первой
любви». Пересказ рассказа по
плану.

2

Р.И. Фраерман «Дикая собака
Динго, или повесть о первой
любви». Характеристика главного
героя по плану.

1

Л.А. Кассиль. Биография и
творчество. «Пекины бутсы».
Работа над содержанием.

1

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы».
Характеристика главного героя по
плану.

1

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы».
Пересказ по плану.

1

А.Т. Твардовский «Василий
Тёркин». Характеристика главного
героя по плану.

1

А.Т.Твардовский «Василий
Тёркин», «Гармонь» Главная мысль
стихотворения.

1

А.Т.Твардовский
«Василий Тёркин». «В
наступление» Работа над
выразительностью чтения.

1

Знать жанровые
особенности
стихотворений

произведения.

Родине, о ее людях, о
природе.

Учиться высказывать
мнение о читаемом
произведении

Воспитывать чувство
гордости за
проявленный подвиг во
имя Родины.

Учиться
отличать вымышленные
события от реальных и
делать оценивающую
характеристику

Обучение умению
различать дурные и
хорошие мотивы
поведения на примере
прочитанных
произведений

Учиться умению
называть жанровые
отличия читаемых
произведений
Учиться умению
сочувствовать чужой
беде, не быть
равнодушным
человеком

Иметь общее
представление о
времени и авторе

Учиться вступать в
диалог, высказывать
мнение о происходящих
событиях

Воспитывать
общекультурные
национальные
ценности средствами
читаемых
произведений о
героическом прошлом
и современном страны
и народа
Воспитывать
солидарность, чувство
товарищества

Учиться умению делать
нравственный выбор
Иметь представление об
авторе.

Иметь представление о
времени, в котором

Воспитывать
гражданские качества
личности средствами
художественного слова
Учиться договариваться
о предстоящей
совместной работе

Учебная
презентация к
произведениям

Проверка
знания
биографии
автора

Проверка
навыка

Внеклассное чтение. Поэты о
войне.
В.М.Шукшин Биография и
творчество. «Гринька Малюгин».
Работа над содержанием.

1
1

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин».
Характеристика главного героя по
плану.

1

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин».
Озаглавливание частей. Главная
мысль рассказа

1

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин».
Пересказ по плану. Составление
рассказа о главном герое
произведения.

2

В.П. Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка». Деление текста на части.
Озаглавить части рассказа.

1

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая
сказка» Пересказ по плану.

1

Внеклассное чтение. А.П. Гайдар
«Судьба барабанщика».

1

Административная проверка техники
чтения.

1

Р.П. Погодин. Биография и
творчество. «Алфред». Знакомство
с произведением.
Р.П. Погодин «Алфред»
Выборочное чтение.
А.А. Сурков. Биография и
творчество «Родина».
Знакомство с произведением.
Обобщающий урок за год.

происходят события,
описываемые в
произведении.
Обучать высказывать
мнение без оскорблений
и унижений другого
Иметь представление об лица
авторе.
о жанровом
разнообразии его
произведений
Обучать умению
высказывать мнение о
прочитанном

Воспитывать
солидарность, чувство
товарищества.

Воспитывать чувство
справедливости, учить
делать выводы на
морально-этические
темы

Воспитывать
гражданские качества
личности средствами
художественного слова
На основе сравнения
Иметь представление об поступков персонажей
авторе, его судьбе.
учиться
делать правильный
нравственный и
Знать основное
моральный выбор
содержание читаемого
произведения
На основе сравнения
поступков персонажей
учиться делать
правильный
нравственный и
моральный выбор.

Воспитывать чувство
милосердия на основе
читаемых
произведений
Воспитывать
милосердие, желание
оказывать помощь
другим людям

1
Обучать умению
принимать чужое
мнение уважительно
1

1
1

Обучать умению
делать оценку
поступкам персонажей
и делать правильный
моральный выбор в той
или иной жизненной
ситуации

выразител
ьного
чтения
Проверка
навыка
выразител
ьного
чтения

Проверка
знания
содержани
я
читаемого
произведе
ния
Админист
ративная
проверка
техники
чтения
Проверка
знания
прочитанн
ых текстов
через
литератур
ную
викторину

Худ.
литература
А.П. Гайдар
«Судьба
барабанщика».
Портрет Р.
Погодина


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».