РП Чтение уо 5 класс

Пояснительная записка
Настоящая программа по чтению составлена для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе программы специального (коррекционного)
образовательного учреждения для 5 классов/ под редакцией В.В. Воронковой. Преподавание
чтения в 2023-2024 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными
документами:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599“Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Учебный план МАОУ СОШ № 10 на учебный год.

Устав МАОУ СОШ № 10

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Реализация программы способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся,
понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Цель программы:
Обеспечение доступного и качественного обучения умственно отсталых школьников,
способствующего коррекции недостатков познавательной деятельности, повышению уровня их
общего развития.
Задачи программы:
- Формировать у умственно отсталых детей навыки беглого и выразительного чтения доступных
их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и
современных писателей.
- Научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме.
- Расширять словарный запас детей, помогать правильно, употреблять новые слова в связной
речи.
Учебно-методическое обеспечение:
Для реализации данного курса можно использовать следующий УМК:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 классы /
Под ред. В.В. Воронковой и др. – М.: ВЛАДОС, 2012
2. Чтение. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП, авторсоставитель З.Ф. Малышева. М.:Просвещение, 2020 г.
3. Чтение. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП,
авторы-составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. М.:Просвещение, 2018 г.
Рабочая программа 5,6 классов рассчитана на 136 часов, 34 недели(4 часа в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты
5 класс
 Положительно относиться к учебному труду
 Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
 Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
 Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в социальных
ситуациях.
 Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
 Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности.

Оценивать друг друга по предложенным
деятельности с учетом предложенных критериев


критериям, осуществлять

контроль

своей

Предметные результаты
5 класс
Минимальный уровень
• чтение вслух доступный текст целыми словами и по слогам правильно, выразительно,
осознанно;
• находить, читая «про себя», отрывки проанализированного текста, связанные с определенными
событиями;
• отвечать на вопросы по содержанию текста (с помощью учителя);
• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
• принимать участие в уроках внеклассного чтения.
Допустимый уровень
• читать доступный текст целыми словами вслух правильно, осознанно, выразительно в трудных
случаях – по слогам;
• читать про себя, выполняя задания к тексту;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по
содержанию тексты – самостоятельно;
• выучить наизусть 6-8 стихотворений;
• читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя;
Личностные учебные действия:
1. Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
2.Положительно относиться к учебному труду
3.Воспринимать произведения искусств
4.Сформировать понятия «Трудовая деятельность и люди труда».
5. Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
6.Сформировать понятия культурного наследия родного края.
Познавательные учебные действия:
5 класс
1.Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с доступной по
содержанию и структуре информацией (схема, таблица, текст, изображение)
2. Использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания
3. Делать элементарные обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале и
доступном вербальном материале, формирование представлений об анализе, синтезе в
соответствии с индивидуальными возможностями
Коммуникативные учебные действия:
5 класс
1.Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в соц.ситуациях.
2.Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
3.Иметь представление о различных источниках и средствах получения информации
Регулятивные учебные действия:
1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, произвольно
включаться в деятельность.
2. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, иметь представление о различных
видах инструкций для выполнения задач.

3.Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, оценивать
друг друга по предложенным критериям; определять успешность своей деятельности в диалоге с
учителем.
4. Осуществлять контроль своей деятельности с учетом предложенных критериев.
5. Принимать оценку своей деятельности, корректировать её с учетом выявленных ошибок.
Содержание тем учебного курса.
5 класс
I. Устное народное творчество.
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко»,
«Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин –
Сибиряк «Серая Шейка».
II. Картины родной природы.
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать»,
«Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов
«Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние
грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка»,
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф.
Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А.
Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в
поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу
зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
III. О друзьях – товарищах.
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).
В. Медведев «Фосфорический мальчик».
Л. Воронкова «Дорогой подарок».
Я. Аким «Твой друг».
IV. Басни И. Крылова.
И. Крылов. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».
V. Спешите делать добрые дела.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
О. Бондарчук «Слепой домик».
В. Осеева «Бабка».
А. Платонов «Сухой Хлеб».
В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».
Р. Рождественский «Огромное небо».
VI. О животных.
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).
А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).
К. Паустовский «Кот Ворюга».
Б. Житков «Про обезьянку».
Э. Асадов «Дачники».
Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».
С. Михалков «Будь человеком».
VII. Из прошлого нашего народа.
О. Тихомиров «На поле Куликовом».
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

VIII. Из произведений зарубежных писателей.
В. Гюго «Гаврош» (отрывки).
М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок).
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Произведения для заучивания наизусть:
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин
«Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова
«Подснежник».
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке
детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о
прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких
отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
Литература для внеклассного чтения
1. Русские народные сказки.
2. Сказки народов мира.
3. Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
4. Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».
5. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
6. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки
Мазая».
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по
затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Календарно – тематическое планирование 5 класс.
№
п/п

1
2
3
4

5
6

7
8
9

Дата
По Фактич.
плану

Тема урока

Деятельность обучающихся
и коррекционная работа

Устное народное творчество (4ч)
Считалки. ЗакличкиРазвивать устную связную речь, через
приговорки. Потешки.
работу над закличками, приговорками.
Пословицы и поговорки. Развивать память, внимание, мышление.
Загадки.
Коррекция умения рассказывать считалки,
потешки.
Обобщающий урок по
Заучивать пословицы, поговорки и загадки.
теме «Устное народное
творчество»
Сказки (17ч)
«Никита Кожемяка»
Коррекция правильного произношения,
(Русская сказка)
грамматического строя речи.
Внеклассное чтение
Коррекция умения пересказывать
«Русские народные
прочитанное, отвечать на вопросы по
сказки»
тексту.
«Как наказали медведя»
Коррегировать навык чтения целыми
(Тофаларская сказка)
словами, без ошибок, выразительно.
«Золотые руки»
Коррекция правильного произношения,
(Башкирская сказка)
грамматического строя речи.
«Морозко» (Русская
Развивать умения пересказывать отрывки

10
11
12

1315

16-20

21

22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

35
36
37

38

сказка)
«Два Мороза» (Русская
сказка)
«Три дочери» (Татарская
сказка)
Внеклассное чтение
«Сказки народов мира»

из текста.
Коррекция недостатков монологической и
диалогической форм устной речи.
Коррекция правильного произношения,
грамматического строя речи.
Коррекция умения пересказывать
прочитанное, отвечать на вопросы по
тексту.
А.С. Пушкин «Сказка о
Развивать умение устанавливать
мёртвой царевне и о семи несложные причинно-следственные,
богатырях»
временные связи между отдельными
фактами и явлениями на материале
художественных текстов.
По Д. Мамину-Сибиряку Коррекция умения пересказывать
«Серая Шейка»
прочитанное, отвечать на вопросы по
тексту.
Обобщающий урок по
Коррегировать навык чтения целыми
теме «Сказки»
словами, без ошибок, выразительно.
Картины родной природы
Лето (9ч)
Г. Скребицкий «Июнь»
Соблюдение пунктуации.
И. Суриков «Ярко солнце Совершенствовать технику чтения путём
светит…»
отработки выразительности.
А. Платонов «Июльская
Развивать связную речь.
гроза» (отрывки)
А. Прокофьев «Берёзка»
Расширять словарный запас.
Ю. Гордиенко «Вот и
Соблюдение пунктуации.
клонится лето к закату…»
Обобщающий урок по
Развивать познавательную деятельность
теме «Картины родной
природы. Лето»
Осень (8ч)
По Г. Скребицкому
Коррекция правильного произношения,
«Сентябрь»
грамматического строя речи.
По И. Соколову-Микитову Коррекция правильного произношения,
«Золотая осень»
грамматического строя речи.
К. Бальмонт «Осень»
Коррегировать навык чтения целыми
словами, без ошибок, выразительно.
По Г. Скребицкому
Развивать умение устанавливать
«Добро пожаловать!»
несложные причинно-следственные,
временные связи между отдельными
фактами и явлениями на материале
художественных текстов.
По В. Астафьеву
«Осенние грусти…»
И. Бунин «Первый снег»

Совершенствовать технику чтения путём
отработки выразительности.
Совершенствовать технику чтения путём
отработки выразительности.
Развивать познавательную деятельность

Обобщающий урок по
теме «Картины родной
природы. Осень»
Внеклассное чтение М.М. Коррекция умения пересказывать
Пришвин «Золотой луг»
прочитанное, отвечать на вопросы по

тексту.
39
40
41
42
43
44

45-47

48
49

50

51
52
53
54

55
56
57

58-61
62
63
64

65
66
67

68

О друзьях-товарищах (12ч)
Ю. Яковлев «Колючка»
Коррекция недостатков монологической и
диалогической форм устной речи.
Ю. Яковлев «Рыцарь
Развивать умение пересказывать рассказ по
Вася»
вопросам, самостоятельно.
Н. Носов «Витя Малеев в Развивать умение пересказывать рассказ по
школе и дома» (отрывок) вопросам, самостоятельно.
В. Медведев
Развивать умение пересказывать рассказ по
«Фосфорический»
вопросам, самостоятельно.
мальчик»
Л. Воронкова «Дорогой
Коррекция умения пересказывать
подарок»
прочитанное, отвечать на вопросы по
тексту.
Я. Аким «Твой друг»
Обобщающий урок по
Развивать познавательную деятельность
теме «О друзьяхтоварищах»
Внеклассное чтение
Коррекция умения пересказывать
Н.Носов «Фантазёры»
прочитанное, отвечать на вопросы по
тексту.
Басни И.Крылова (4ч)
И. Крылов «Ворона и
Совершенствовать технику чтения путём
Лисица»
отработки выразительности.
И. Крылов «Щука и Кот»
И. Крылов «Квартет»
Коррекция правильного произношения,
грамматического строя речи.
Обобщающий урок по
Развивать познавательную деятельность
теме «Басни И. Крылова»
Спешите делать добро (14ч)
Н. Хмелик «Будущий
Развивать связную речь через пересказ.
олимпиец»
О. Бондарчук «Слепой
Развивать умение устанавливать
домик»
несложные причинно-следственные,
временные связи между отдельными
фактами и явлениями на материале
художественных текстов.
В. Осеева «Бабка»
А. Платонов «Сухой хлеб»
В. Распутин «Люся»
(отрывок из повести
«Последний срок»
В. Брюсов «Труд»
Р. Рождественский
«Огромное небо»
Обобщающий урок по
теме «Спешите делать
добро»
Внеклассное чтение Б.С.
Житков «На льдине»

Развивать умение пересказывать рассказ по
вопросам, самостоятельно.
Развивать связную речь через пересказ.
Развивать познавательную деятельность

Коррекция умения пересказывать
прочитанное, отвечать на вопросы по
тексту.
Картины родной природы
Зима (9ч)

69
70
71

72
73
74
75
76
77

78
79
80

81

82
83
84
85

86

87
88
89

90
91
92

Зима. Ф. Тютчев
Совершенствовать технику чтения путём
«Чародейкою Зимою…»
отработки выразительности.
Г. Скребицкий «Декабрь»
К. Бальмонт «К зиме»
Развивать внимание воображение, память
через различные виды заданий.
Совершенствовать словесную систему
мышления.
Г. Скребицкий «Всяк посвоему»
С. Есенин «Поёт зима –
Развивать связную речь через заучивание.
аукает…»
С. Есенин «Берёза»
Развивать адекватную самооценку, навыки
самостоятельной работы.
А. Пушкин «Зимняя
дорога»
Обобщающий урок по
Развивать познавательную деятельность
теме «Картины родной
природы. Зима»
Весна (18ч)
Весна. Г. Скребицкий
Развивать связную речь.
«Март»
А. Толстой «Вот уж снег Расширять словарный запас.
последний в поле тает…»
Внеклассное чтение М.М. Коррекция умения пересказывать
Пришвин «В краю
прочитанное, отвечать на вопросы по
дедушки Мазая»
тексту.
Г. Скребицкий «От
Развивать артикуляционный аппарат.
первых проталин до
первой грозы» (отрывки)
Г. Скребицкий «Весна Развивать связную речь через заучивание.
красна»
Г. Скребицкий «Грачи
Развивать внимание, воображение, память
прилетели»
через различные виды заданий.
Г. Скребицкий «Заветный Совершенствовать словесную систему
кораблик»
мышления.
Г. Скребицкий «В
Развивать внимание, воображение, память
весеннем лесу»
через различные виды заданий.
Совершенствовать словесную систему
мышления.
А. Толстой «Весенние
ручьи» (отрывки из
повести «Детство
Никиты»)
А. Пушкин «Гонимы
Совершенствовать технику чтения путём
вешними лучами…»
отработки выразительности.
А. Блок «Ворона»
Развивать связную речь через заучивание.
Е. Серова «Подснежник» Развивать внимание, воображение,
память.через различные виды заданий.
Совершенствовать словесную систему
мышления.
И. Соколов – Микитов
«Весна»
И. Бунин «Крупный дождь Совершенствовать технику чтения путём
в лесу зелёном…»
отработки выразительности.
С. Есенин «Черёмуха»

93
94

95

96
97

98-100

101
102104
105
106
107
108
109
110

111

112

113

114
115

116

117120
121

Я. Аким «Весна, Весною,
о весне»
Обобщающий урок по
теме «Картины родной
природы. Весна»
Внеклассное чтение Б.С.
Житков «Наводнение»

Развивать артикуляционный аппарат.

Ф. Абрамов «Из рассказов
Олёны Даниловны»
С. Михалков «Будь
человеком»
Обобщающий урок по
теме «О животных»
Внеклассное чтение М.М.
Пришвин «Ярик»

Расширять словарный запас.

Развивать познавательную деятельность

Коррекция умения пересказывать
прочитанное, отвечать на вопросы по
тексту.
О животных (15ч)
Н. Гарин – Михайловский Отрабатывать технику чтения,
«Тёма и Жучка» (отрывки формировать навыки грамотного
из повести «Детство
осознанного чтения.
Тёмы»)
А. Толстой «Желтухин»
Развивать связную речь через пересказ.
(отрывки из повести
«Детство Никиты»)
К. Паустовский «Кот
Развивать зрительное восприятие, память.
Ворюга»
Б. Житков «Про
Развивать адекватную самооценку, навыки
обезьянку»
самостоятельной работы.
Э. Асадов «Дачники»
Э. Асадов «Дачники»
Развивать внимание, воображение, память.

Развивать связную речь через пересказ.
Развивать познавательную деятельность

Коррекция умения пересказывать
прочитанное, отвечать на вопросы по
тексту.
Из прошлого нашей Родины (14ч)
По О. Тихомирову «На
Отрабатывать технику чтения,
поле Куликовом. Москва формировать навыки грамотного
собирает войско»
осознанного чтения.
По О. Тихомирову «На
Развитие волевых качеств, познавательных
поле Куликовом.
интересов.
Куликовская битва»
По О. Тихомирову «На
Развитие волевых качеств, познавательных
поле Куликовом. Слава
интересов.
героям»
По С. Алексееву
Отрабатывать технику чтения,
«Рассказы о войне 1812
формировать навыки грамотного
года. Бородино. Ключи
осознанного чтения.
Конец похода»
Н. Некрасов «…И снится Развивать диалогическую речь.
ей жаркое лето…»
(отрывок из поэмы
«Мороз, Красный нос»)
А. Куприн «Белый
Коррекция умения пересказывать
пудель» (отрывок)
прочитанное, отвечать на вопросы по
тексту.
По Л. Жарикову «Снега,
Совершенствовать технику чтения путём
поднимитесь метелью!»
отработки выразительности.

122
123
124

125
126
127129
130132

133135
136

Ю. Коринец «У могилы
Развитие волевых качеств, познавательных
неизвестного солдата»
интересов.
Внеклассное чтение Л.Н. Развивать диалогическую речь.
Толстой «Прыжок»
Обобщающий урок по
Развивать познавательную деятельность
теме «Из прошлого
нашего народа»
Из произведений зарубежной литературы (10ч)
В.Гюго «Гаврош»
Развивать связную речь.
(отрывки)
М. Твен
Развитие волевых качеств, познавательных
«Приключения Тома
интересов.
Сойера» (отрывки)
С. Лагерлёф «Чудесное
путешествие Нильса с
дикими гусями»
Контроль техники
чтения
Г.Х. Андерсен
«Русалочка» (отрывки)
Внеклассное чтение
В.А. Осеева
«Волшебное слово»

Отрабатывать технику чтения,
формировать навыки грамотного
осознанного чтения.
Контроль умений, замеры скорости чтения
Коррекция умения пересказывать
прочитанное, отвечать на вопросы по
тексту.


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».