РП Русский язык 7 класс

Управление образования Администрация городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
_________О.А. Просвирякова
«____»______________ 2023 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
7 класс
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Качусова О.А., учитель

с. Новопышминское
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена с учетом следующего
нормативно-правового обеспечения:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
(Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в
Российской Федерации, Статья 79. Организация получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья (адаптированные рабочие программы)).
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 №78 – 03 «Об образовании в Свердловской
области».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России
14.08.2015 N 38528).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- Календарный учебный график школы на учебный год.
- Устав МАОУ СОШ № 10
Содержание учебного курса «Русский язык» в 7 классе
Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В
связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства
общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст,
которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто
выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная
направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих
задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при
обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа над усвоением
грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она
осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое
значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических
правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в
устной и письменной форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст»,
«Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других
грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2
раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и
на других уроках русского языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.
Содержание учебного предмета - всего 136 часов, 4 часа в неделю
Планируемые результаты изучения предмета.

Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение
в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Предметные:
Ученик научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов
различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и
ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять
лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ
в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
•использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады, доверенности и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.





Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от
учебных возможностей школьников:
Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме
программного материала;
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения
объема материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием
образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и
печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными
интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
( 55-60 слов);
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных
частях слова;
-определять части речи;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную
ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными
частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и
данной иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-решать орфографические задачи, опираясь на схему;
-называть и различать части речи;
-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3 уровень
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к
тексту;
-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9
классов под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание. Москва. «Просвещение». 2011 г.
2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы
Москва «Просвещение» 2018г.
2. Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.
3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для
ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.
4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания. -М.: Просвещение, 2004г.
5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.:
Просвещение, 1970г.
6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной
школы. – М.: Просвещение, 1992;
7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение,
1969.
8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8
вида. –М.: Владос, 2003 г.
9. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.:
Просвещение, 1970г.
10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая
грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
7 класс (4 часа в неделю, 136 часов в год)
№

Тема

Кол-во
часов

Дата проведения
По
плану

1.

Повторение. Звуки и буквы. Текст – 8 часов
Гласные и согласные. Их различение
1

2.
3.

Безударные гласные в словах
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах

1
1

4.

Сомнительные гласные и согласные в словах

1

5.
6.
7.

Текст. Части текста. Красная строка
Непроверяемые гласные и согласные в словах
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме Контрольные

1
1
1

По факту

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
1718.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
3233.

вопросы и задания
Деловое письмо. Адрес
Предложение. Текст – 10 часов
Деление текста на предложения
Выделение главных и второстепенных членов
предложения
Нераспространенные и распространенные члены
предложения
Текст. Расположение частей текста в соответствии с
данным планом
Распространение предложений с помощью рисунков
Распространение предложений с помощью вопросов
Однородные члены предложения
Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольные
вопросы и задания
Деловое письмо. Поздравление

1

1
1
1
1
1
1
1
1
2

Состав слова. Текст – 29 часов
Корень и однокоренные слова
1
Окончание как изменяемая часть слова
1
Образование смысловой связи между словами с помощью 1
окончания
Приставка как часть слова
1
Изменение значения слова в зависимости от приставки
1
Суффикс как часть слова
1
Разбор слов по составу
1
Характеристика основных видов деятельности ученика
Правописание безударных гласных в корне
Написание гласных в корне однокоренных слов
1
Проверяемые и проверочные слова
1
Проверка безударных гласных в корне
1
Правописание звонких и глухих согласных в корне
Написание согласных в корне однокоренных слов. 1
Проверяемые и проверочные слова
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне
1
Правописание безударных гласных и сомнительных
1
согласных в корне. Контрольные вопросы и задания
Изложение зрительно воспринимаемого текста
2
Правописание приставок

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Приставка и предлог
Различение приставки и предлога
Наблюдение за правописанием гласных в приставках
Правописание гласных в приставках
Правописание безударных гласных в корне и приставке
Текст. Деление текста на части по данному плану
Наблюдение за правописанием согласных в приставках
Правописание приставок на согласную
Разделительный твердый знак в словах с приставками
Различение написания слов с разделительным твердым

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4445.
4647.

48.
49.

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
5960.
6162.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
7475.
7677.
7879.

80.
81.
82.
83.

знаком и без него
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы
и задания
Деловое письмо. Записка

2
2

Характеристика основных видов деятельности ученика
Части речи. Текст-2
Существительное, прилагательное, глагол
1
Различение существительных, прилагательных и
1
глаголов в предложении
Имя существительное – 30 часов
Значение существительных в речи
1
Существительные, обозначающие явления природы
1
Существительные, называющие один и тот же предмет
1
по- разному
Существительные , противоположные по значению
1
Род и число существительных
Различение существительных по родам
1
Изменение существительных по числам
1
Правописание имен собственных
Существительные собственные и нарицательные
1
Большая буква в именах собственных
1
Кавычки в именах собственных
1
Различение написания существительных собственных и
2
нарицательных
Имя существительное. Закрепление знаний. Контрольные 2
вопросы и задания
Изменение существительных по падежам
Понятие о склонении
1
Определение падежей существительных по вопросам
1
Именительный падеж - кто? что?
1
Родительный падеж – кого? чего?
1
Дательный падеж – кому? чему?
1
Винительный падеж – кого? что?
1
Творительный падеж- кем? чем?
1
Предложный падеж – о ком? о чем?
1
Текст. Подтверждение основной мысли текста
1
дополнительными фактами
Понятие о начальной форме
1
Постановка существительных в начальную форму
1
Изменение существительных по падежам. Закрепление
2
знаний. Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Письмо
2
Коллективное сочинение по плану и опорным
2
словосочетаниям
Характеристика основных видов деятельности ученика
Имя прилагательное – 25 часов
Значение прилагательных в речи
1
Описание явлений природы с помощью прилагательных
1
Описание человека, животных с помощью
1
прилагательных
Прилагательные, противоположные по значению
1

84.
85.
86.
87.
8889.
90.
9192.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101102.
103104.

105.
106.
107.

108.
109.
110.
111112.
113.
114.
115.
116.
117-

Изменение прилагательных по родам и числам
Изменение прилагательных по родам
1
Окончания прилагательных мужского рода
1
Окончания прилагательных женского рода
1
Окончания прилагательных среднего рода
1
Определение родовых окончаний прилагательных

2

Изменение прилагательных по числам
Род и число прилагательных. Закрепление знаний

1
2

Склонение прилагательных мужского и среднего рода
Понятие о склонении прилагательных
1
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных
1
падежах
Именительный падеж прилагательных мужского и
1
среднего рода
Родительный падеж прилагательных мужского и
1
среднего рода
Дательный падеж прилагательных мужского и среднего
1
рода
Винительный падеж прилагательных мужского и
среднего рода
Творительный падеж прилагательных мужского и
среднего рода
Предложный падеж прилагательных мужского и
среднего рода
Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Объявление

1
1
1
2
2

Характеристика основных видов деятельности ученика
Глагол- 16 часов
Значение глагола в речи
1
Глаголы, противоположные по значению
1
Различение существительных, прилагательных и
1
глаголов
Изменение глаголов по временам
Настоящее время глаголов
1
Прошедшее время глаголов
1
Будущее время глаголов
1
Различение глаголов по временам
2
Изменение глаголов по числам
Единственное и множественное число глаголов
настоящего времени
Единственное и множественное число глаголов будущего
времени
Единственное и множественное число глаголов
прошедшего времени
Текст. Связь частей в тексте
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и

1
1
1
1
2

118.
119120.

121.

122.
123.
124.
125.

126.
127.
128.

129.
130131.
132.
133.
134.
135136.
137138.

задания
Коллективный рассказ на основе распространения
2
данного текста
Характеристика основных видов деятельности ученика
Предложение. Текст – 8 часов
Различение повествовательных, вопросительных и
1
восклицательных предложений
Однородные члены предложения
Определение однородных членов предложения
1
Однородные члены предложения без союзов
1
Однородные члены предложения с союзом и
1
Однородные члены предложения без союзов и с
1
союзом и
Обращение
Знакомство с обращением
1
Место обращения в предложении
1
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные
1
вопросы и задания
Характеристика основных видов деятельности ученика
Повторение- 8 часов
Состав слова
1
Правописание гласных и согласных в корне и приставке
2
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Деловое письмо. Объявление

1
1
1
2

Повторение изученного за год

2


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».