Управление образования Администрация городского округа Сухой Лог Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 10 _________О.А. Просвирякова «____»______________ 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс на 2023-2024 учебный год Составитель: Качусова О.А., учитель с. Новопышминское 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена с учетом следующего нормативно-правового обеспечения: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. (Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (адаптированные рабочие программы)). - Закон Свердловской области от 15 июля 2013 №78 – 03 «Об образовании в Свердловской области». - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528). - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - Календарный учебный график школы на учебный год. - Устав МАОУ СОШ № 10 Содержание учебного курса «Русский язык» в 7 классе Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач. Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики. Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо». Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем. Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка. На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени. Содержание учебного предмета - всего 136 часов, 4 часа в неделю Планируемые результаты изучения предмета. Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; Предметные: Ученик научится: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; •использовать орфографические словари. Ученик получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады, доверенности и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников: Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала; Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок); Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными нарушениями. Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень -писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами ( 55-60 слов); -подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова; -определять части речи; -составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию; -составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями; -писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации; -оформлять деловые бумаги с опорой на образец. 2-й уровень -писать под диктовку текст с изученными орфограммами; -пользоваться школьным орфографическим словарем; -решать орфографические задачи, опираясь на схему; -называть и различать части речи; -принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста; -оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя). 3 уровень -знать буквы, обозначать звуки буквами; -списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова; -записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря; -участвовать в подборе слов к предметным картинкам; -находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце); -участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту; -записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес. Учебно-методическое обеспечение: 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание. Москва. «Просвещение». 2011 г. 2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г. 2. Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г. 3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г. 4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г. 5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г. 6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992; 7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969. 8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г. 9. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г. 10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 7 класс (4 часа в неделю, 136 часов в год) № Тема Кол-во часов Дата проведения По плану 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст – 8 часов Гласные и согласные. Их различение 1 2. 3. Безударные гласные в словах Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах 1 1 4. Сомнительные гласные и согласные в словах 1 5. 6. 7. Текст. Части текста. Красная строка Непроверяемые гласные и согласные в словах Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме Контрольные 1 1 1 По факту 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1718. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 3233. вопросы и задания Деловое письмо. Адрес Предложение. Текст – 10 часов Деление текста на предложения Выделение главных и второстепенных членов предложения Нераспространенные и распространенные члены предложения Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом Распространение предложений с помощью рисунков Распространение предложений с помощью вопросов Однородные члены предложения Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Поздравление 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Состав слова. Текст – 29 часов Корень и однокоренные слова 1 Окончание как изменяемая часть слова 1 Образование смысловой связи между словами с помощью 1 окончания Приставка как часть слова 1 Изменение значения слова в зависимости от приставки 1 Суффикс как часть слова 1 Разбор слов по составу 1 Характеристика основных видов деятельности ученика Правописание безударных гласных в корне Написание гласных в корне однокоренных слов 1 Проверяемые и проверочные слова 1 Проверка безударных гласных в корне 1 Правописание звонких и глухих согласных в корне Написание согласных в корне однокоренных слов. 1 Проверяемые и проверочные слова Проверка парных звонких и глухих согласных в корне 1 Правописание безударных гласных и сомнительных 1 согласных в корне. Контрольные вопросы и задания Изложение зрительно воспринимаемого текста 2 Правописание приставок 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. Приставка и предлог Различение приставки и предлога Наблюдение за правописанием гласных в приставках Правописание гласных в приставках Правописание безударных гласных в корне и приставке Текст. Деление текста на части по данному плану Наблюдение за правописанием согласных в приставках Правописание приставок на согласную Разделительный твердый знак в словах с приставками Различение написания слов с разделительным твердым 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4445. 4647. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 5960. 6162. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 7475. 7677. 7879. 80. 81. 82. 83. знаком и без него Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Записка 2 2 Характеристика основных видов деятельности ученика Части речи. Текст-2 Существительное, прилагательное, глагол 1 Различение существительных, прилагательных и 1 глаголов в предложении Имя существительное – 30 часов Значение существительных в речи 1 Существительные, обозначающие явления природы 1 Существительные, называющие один и тот же предмет 1 по- разному Существительные , противоположные по значению 1 Род и число существительных Различение существительных по родам 1 Изменение существительных по числам 1 Правописание имен собственных Существительные собственные и нарицательные 1 Большая буква в именах собственных 1 Кавычки в именах собственных 1 Различение написания существительных собственных и 2 нарицательных Имя существительное. Закрепление знаний. Контрольные 2 вопросы и задания Изменение существительных по падежам Понятие о склонении 1 Определение падежей существительных по вопросам 1 Именительный падеж - кто? что? 1 Родительный падеж – кого? чего? 1 Дательный падеж – кому? чему? 1 Винительный падеж – кого? что? 1 Творительный падеж- кем? чем? 1 Предложный падеж – о ком? о чем? 1 Текст. Подтверждение основной мысли текста 1 дополнительными фактами Понятие о начальной форме 1 Постановка существительных в начальную форму 1 Изменение существительных по падежам. Закрепление 2 знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Письмо 2 Коллективное сочинение по плану и опорным 2 словосочетаниям Характеристика основных видов деятельности ученика Имя прилагательное – 25 часов Значение прилагательных в речи 1 Описание явлений природы с помощью прилагательных 1 Описание человека, животных с помощью 1 прилагательных Прилагательные, противоположные по значению 1 84. 85. 86. 87. 8889. 90. 9192. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101102. 103104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111112. 113. 114. 115. 116. 117- Изменение прилагательных по родам и числам Изменение прилагательных по родам 1 Окончания прилагательных мужского рода 1 Окончания прилагательных женского рода 1 Окончания прилагательных среднего рода 1 Определение родовых окончаний прилагательных 2 Изменение прилагательных по числам Род и число прилагательных. Закрепление знаний 1 2 Склонение прилагательных мужского и среднего рода Понятие о склонении прилагательных 1 Постановка вопросов к прилагательным в косвенных 1 падежах Именительный падеж прилагательных мужского и 1 среднего рода Родительный падеж прилагательных мужского и 1 среднего рода Дательный падеж прилагательных мужского и среднего 1 рода Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Объявление 1 1 1 2 2 Характеристика основных видов деятельности ученика Глагол- 16 часов Значение глагола в речи 1 Глаголы, противоположные по значению 1 Различение существительных, прилагательных и 1 глаголов Изменение глаголов по временам Настоящее время глаголов 1 Прошедшее время глаголов 1 Будущее время глаголов 1 Различение глаголов по временам 2 Изменение глаголов по числам Единственное и множественное число глаголов настоящего времени Единственное и множественное число глаголов будущего времени Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени Текст. Связь частей в тексте Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и 1 1 1 1 2 118. 119120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130131. 132. 133. 134. 135136. 137138. задания Коллективный рассказ на основе распространения 2 данного текста Характеристика основных видов деятельности ученика Предложение. Текст – 8 часов Различение повествовательных, вопросительных и 1 восклицательных предложений Однородные члены предложения Определение однородных членов предложения 1 Однородные члены предложения без союзов 1 Однородные члены предложения с союзом и 1 Однородные члены предложения без союзов и с 1 союзом и Обращение Знакомство с обращением 1 Место обращения в предложении 1 Предложение. Закрепление знаний. Контрольные 1 вопросы и задания Характеристика основных видов деятельности ученика Повторение- 8 часов Состав слова 1 Правописание гласных и согласных в корне и приставке 2 Имя существительное Имя прилагательное Глагол Деловое письмо. Объявление 1 1 1 2 Повторение изученного за год 2