Юный натуралист

Содержание
2. Комплекс основных характеристик…………………………………………..
2.1. Пояснительная записка………………………………………………………...
Направленность общеразвивающей программы……………………………………
Актуальность общеразвивающей программы……………………………………….
Отличительные особенности программы……………………………………………
Адресат общеразвивающей программы……………………………………………..
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий…………………………
Объем и срок освоения программы…………………………………………………..
Особенности организации образовательного процесса…………………………….
Формы организации образовательного процесса…………………………………...
2.2. Цели и задачи программы……………………………………………………..
2.3. Учебный (тематический) план…………………………………………………...
2.4.Содержание учебного (тематического) плана…………………………………..
2.5. Планируемые результаты………………………………………………………...
3. Организационно-педагогические условия…………………………………….
3.1.Календарный учебный график…………………………………………………...
3.2. Условия реализации программы………………………………………………...
Материально-техническое обеспечение……………………………………………..
Кадровое обеспечение………………………………………………………………...
Методические материалы…………………………………………………………….
3.3. Формы аттестации………………………………………………………………
4. Список литературы……………………………………………………………...

2

3
3
3
3
4
5
5
5
5
6
8
9
12
15
17
17
17
17
17
17
19
23

2. Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Название» (далее «программа») – естественнонаучная.
Программа направлена на развитие природоохранной и экологической деятельности
школьников, формирование у них экологической культуры и культуры природолюбия.
Актуальность программы объясняется возросшей потребностью современного
информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных,
нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в
ситуации

выбора,

динамизмом,

способных

к

конструктивностью,

сотрудничеству,
готовых

к

отличающихся

межкультурному

мобильностью,
взаимодействию,

обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать
с постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек,
владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией,
обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытноэкспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные
способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки
исследовательской деятельности необходимо прививать еще в младшем возрасте. Однако
узкие временные рамки занятия в объединении не позволяют в полной мере использовать
потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся.
В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе
дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских
умений у учащихся старшего возраста.
Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

образования детей».

3

региональных

систем

дополнительного

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно

-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности программы: данная образовательная программа
направлена на более подробное изучение природы родного края. Учитываются
психологические и возрастные особенности детей 7 – 114 лет, на которых и рассчитана
программа. Ведущей идеей является принцип развития личности ребёнка.
Программа занятий составлена таким образом, что позволяет включиться в процесс
обучения любому ребёнку на любом этапе. Основные виды занятий тесно связаны,
дополняют друг друга и проводятся в течение всего года с учётом особенностей времен
года и интересов обучающихся. Программа предусматривает не только групповые, но и
индивидуальные задания, а также коллективные формы работы. В объединение
принимаются все желающие независимо от способностей.
Новизна

программы

заключается

в

сочетании

различных форм

работы,

направленных на дополнение и углубление эколого-биологических знаний, с опорой на
практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических,
особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и
каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете
поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь учащихся в процесс
познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри
биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их  это основа организации
биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего
поколения понимание жизни как величайшей ценности.

4

Адресаты программы: обучающиеся 5-8 классов(11-14 лет) с любым видом и
типом психофизиологических особенностей (в том числе и с детьми ОВЗ, талантливыми
детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации), с разным уровнем
интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, пол и
национальность и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным
видом деятельности.
Обучающиеся младшего школьного возраста (10 – 12 лет) наиболее открыты и
любопытны. Они обладают повышенной восприимчивостью, впечатлительностью,
игровым отношением ко многому из того, с чем они сталкиваются. Дети с удовольствием
своими руками изготавливают сувениры, игрушки, подарки близким (маме, бабушке,
подруге). Благодаря практическому результату уже на первых занятиях у обучающихся
сохраняется интерес к дальнейшему обучению.
Подростковый

возраст

(13-14

лет)

характеризуется

интенсивными

психологическими и физическими изменениями. В это время происходит жизненное
самоопределение подростка, формирование мировоззрения, а также благоприятный
период для развития творческих способностей. Все это способствует развитию у
обучающихся художественного вкуса, позволяет выразить и подчеркнуть аккуратность,
мастерство и индивидуальность.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут
Общее количество часов в неделю – 1.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1академическому часу.
Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 34 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
В соответствии с календарным учебным графиком, в сформированных группах детей
одного возраста или разновозрастных группах, являющихся основным составом
объединения; состав группы постоянный. Занятия проводятся в группах и индивидуально,
а также возможна организация занятий в дистанционном - в режиме реального времени
при помощи платформы Сферум.
Организация образовательного процесса возможно в следующих формах:
1) Групповое обучение - традиционное занятие с объяснением нового материала на

доске, с флеш-карты на экране телевизора, беседа, отработка общего навыка;
5

2) праздники, экскурсии, выездные ознакомительные мероприятия вне учебного

класса;
3) индивидуальная

работа

-

выполнение

самостоятельных

работ,

подготовка

индивидуального проекта, сбор данных для портфолио, и т.д.
В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала
строится от простого к сложному. Занятия проводятся в сформированных группах детей
одного

возраста

или

разных

возрастных

категорий

(разновозрастные

группы),

являющихся основным составом объединения; состав группы постоянный. Виды занятий
по программе определяются ее содержанием и предусматривают проведение обучающих
занятий, практических занятий, творческих проектов, бесед, дидактических игр,
конкурсов, упражнений, просмотра видео, совместного творчества и пр.
Программа разработана на основе модульного подхода. Каждый модуль (раздел)
представляет собой относительно самостоятельные дидактические единицы (части
образовательной программы). Все модули программы взаимосвязаны друг с другом и
объединены

единой

целью

программы.

Содержание

дополнительной

каждого

модуля

образовательной
формируется

с

общеразвивающей
учетом

сохранения

преемственности образовательных частей. В программе учитываются возрастные
особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному.
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в
мероприятиях, выставках или в программу могут быть включены дополнительные
задания: соответствующие тематике определенной выставки или конкурса; при работе над
междисциплинарными проектами.
Некоторые из заданий (по выбору педагога) могут быть изменены в ходе
экспериментально-поисковой работы. При организации образовательного процесса
педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая
активность, предпочтения детей).
Форма обучения: преимущественно очная форма обучения, допускается сочетание
с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки
образовательной деятельности с использованием онлайн-платформ.
Формы организации образовательного процесса: при проведении занятий
используются следующие формы работы:
 групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
 фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
 самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
6

 работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую
деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое
занятие сопровождается физкультминутками и перерывами.
Уровень сложности программы: «базовый»
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно тематического направления программы.
Виды занятий: экскурсия, поход, викторина, беседа, просмотр презентаций,
кинофильмов и тематических мультипликационных фильмов, театрализация, организация
выставки, тематическое занятие, наблюдение, игра, проведение опыта, акция.
Формы подведения результатов: интеллектуальные соревнования, презентация
творческих работ, реализация социальных проектов экологического содержания, участие
в конкурсах экологической направленности.

7

2.2. Цели и задачи программы
Цель: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и
творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную
почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области
экологии.
Задачи:
1. Обучающие:
 систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии
живых организмов;
 развивать представления о значении растений и животных в природе и жизни
человека;
 познакомить обучающихся со строением и составлением бонсаи и икебан.
 формировать практические навыки;
 разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных
организаций новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы,
способные сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и
уважительное отношение к Природе.
2. Развивающие:
 способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы,
понимания общечеловеческой ценности Природы;

 способствовать развитию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с
функцией, с условиями обитания;
 развивать

внимание,

память,

воображение,

художественно-конструкторские

способности, мелкую моторику, фантазию обучающихся;
 развивать творческую активность обучающегося путём самостоятельной постановки
и решения творческой задачи.
3. Воспитательные:
 развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы;
 осуществлять экологическое и природоохранительное воспитания, раскрывая вред,
наносимый человеком растениям и животным;
 воспитывать экологическую культуру личности;

8

 способствовать

воспитанию

потребности

принимать

активное

участие

природоохранной и экологической деятельности;

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

1.
1.1.

1.2.

2.
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.
3.1.

3.2.

Название раздела
(модуля)
Раздел 1. Введение.
Вводное занятие.
Правила безопасности.
Цели и задачи кружка
Что такое природа и
как люди ее
используют?
Раздел 2. Осень в
природе
Сезонные явления в
природе осенью.
Сезонные изменения
растений. Сезонные
изменения животных
Познавательная
экскурсия в парк.
Создание осеннего
гербария
Подготовка живой
природы к зиме:
изготовление и
развешивание
кормушек для птиц
Подготовка живой
природы к зиме:
субботник
Раздел 3. Осенние
работы в цветнике
Традиции наших
предков. Осенние
праздники
Подготовка клумб к
зиме. Посадка
луковичных цветов.
Укрытие
теплолюбивых
растений

Количество часов

Форма
аттестации
/контроля

всего
2
1

теория
2
1

практика
0
0

Беседа

1

1

0

Устный опрос

5

1

4

1

1

0

Беседа

1

0

1

Устный опрос

2

0

2

Конкурс
творческих
работ

1

0

1

Коллективное
творческое
дело

5

3

2

1

1

0

Викторина

2

1

1

Устный опрос,
наблюдение за
ходом
выполнения
задания

9

в

3.3.
4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.
5.
5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

6.
6.1.
6.2.

Мульчирование почвы
клумб
Раздел 4.
Многообразие
растительного и
животного мира
России
Современный
животный мир.
Разнообразие
животного мира
России. Удивительные
животные России
Животные Красной
книги России.
Способы охраны
редких животных
Современный
растительный мир.
Разнообразие
растительного мира
России. Удивительные
животные России
Растения Красной
книги России.
Способы охраны
редких животных
Флора и фауна  одно
целое
Раздел 5. Природа
зимой
Особенности природы
зимой. Характеристика
зимы
Значение снежного
покрова.
Снегозадержание
Экскурсия в зимний
лес. Наблюдение за
лиственными и
хвойными деревьями
Братья наши меньшие
зимой. Подкормка
животных и птиц в
лесу
Раздел 6. Живой
уголок
Наш живой уголок.
Комнатные растения
Понятие о выгоночных

Устный
вопрос

2

1

1

7

5

2

1

1

0

Устный опрос,
фотовыставка

2

1

1

Коллективное
творческое
дело

1

1

0

Устный опрос,
фотовыставка

2

1

1

Коллективное
творческое
дело

1

1

0

Устный опрос,
викторина

4

2

2

1

1

0

Устный опрос

1

1

0

Беседа

1

0

1

Беседа

1

0

1

Наблюдение за
выполнением
хода работы

3

2

1

1

1

0

Устный опрос

2

1

1

Наблюдение за

10

7.
7.1.

8

8.1.

8.2.
8.3.

8.4.
9.
9.1.

9.2.

культурах. Правила
посева, посадки и
выращивания
выгоночных культур.
Раздел 7. Весна в
природе
Особенности весны в
природе. Дневник
наблюдения за
погодой
Раздел 8. Весенние
работы в живом
уголке
Как правильно посеять
семена. Подготовка
семян к посеву
Полив и удобрения на
клумбах
Подготовка клумбы к
высадке цветов
Красивая клумба на
пришкольном участке
Подведение итогов
Подведение итогов за
год. Конкурс
творческих работ
«Зеленая планета»
«Юный натуралист –
это я!»
Итого за год:

ходом
выполнения
работы
2

2

0

2

2

0

4

1

3

1

0

1

Интерактивная
игра

1

1

0

Устный опрос

1

0

1

1

0

1

Наблюдение за
выполнением
хода работы
Интерактивная
игра

2
1

1
1

1
0

1

0

1

34

17

17

11

Дневник
наблюдения за
погодой

Конкурс
творческих
работ
Квест-игра

2.4. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение.
1.1 - 1.2. Знакомство с программой кружка.
Теория: Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Общая характеристика
учебного процесса. Знакомство с программой, порядком и содержанием работы
объединения. Правила по технике безопасности труда на занятиях. Знакомство с
понятиями «Экология», «Натуралист»их значения в современном мире.
Практика: знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, правилами поведения
при проведении практических работ.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая.
Раздел 2. Осень в природе.
2.1. Сезонные явления в природе осенью. Сезонные изменения растений. Сезонные
изменения животных.
Теория: изучение текстов о природе осенью. Различение деревьев и кустарников на
природе по кроне и листьям. Листопад как сезонное явление живой природы
Форма организации деятельности: групповая
2.2 Познавательная экскурсия в парк. Создание осеннего гербария.
Практика: Экскурсия на пришкольный участок. Сбор опавших листьев и семян этих
растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам,
шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев.
2.3.-2.4. Подготовка живой природы к зиме
Практика: изготовление кормушек, мини-поход с развешиванием кормушек для птиц,
уборка на пришкольной территории
Форма

организации

деятельности:

групповая,

парная,

индивидуально-групповая,

индивидуальная.
Раздел 3. Осенние работы в цветнике
3.1.Традиции наших предков. Осенние праздники
Теория: знакомство с традиционными осенними праздниками и обычаями
12

3.2. Подготовка клумб к зиме. Посадка луковичных цветов. Укрытие теплолюбивых
растений
Теория: виды луковичных цветов, особенности их прорастания, правила посадки.
Теплолюбивые растения: особенности их прорастания, жизнедеятельность.
Практика: посадка луковичных цветов на клумбе. Укрытие теплолюбивых растений на
клумбе.
3.3. Мульчирование почвы клумб
Теория: что такое мульчирование, предназначение, правила работы.
Практика: мульчирование клумбы
Форма

организации

деятельности:

групповая,

парная,

индивидуально-групповая,

индивидуальная.
Раздел 4. Многообразие растительного и животного мира России
4.1-2. Современный животный мир. Разнообразие животного мира России. Удивительные
животные России. Животные Красной книги России. Способы охраны редких животных.
4.3 - 4.Современный растительный мир. Разнообразие растительного мира России.
Удивительные животные России. Животные Красной книги России. Способы охраны
редких растений.
Теория: изучение флоры и фауны Российской Федерации, ознакомление со способами
защиты и охраны вымирающих видов.
Практика: создание рисунков, коллективное творческое дело «Красная книга»
Форма

организации

деятельности:

групповая,

парная,

индивидуально-групповая,

индивидуальная.
4.5. Флора и фауна – одно целое
Теория: знакомство с цепями питания. Объяснение роли животных и растений в природе.
Знакомство с работой человека на пасеке.
Форма организации деятельности: групповая, парная.
Раздел 5. Природа зимой.
5.1. Особенности природы зимой. Характеристика зимы
13

Теория: изучение текстов о природе зимой, чтение стихотворений о зиме. Признаки зимы.
Снегопад как сезонное явление живой природы.
5.2. Значение снежного покрова. Снегозадержание.
Теория: что такое снег, его образование. Для чего нужно снегозадержание, принципы
работы снегозадерживающих приспособлений.
5.3. Экскурсия в зимний лес. Наблюдение за лиственными и хвойными деревьями
Практика: экскурсия, наблюдение за живыми организмами, сравнение хвойных и
лиственных деревьев.
Форма организации деятельности: групповая.
5.4. Братья наши меньшие зимой
Практика: обоснование необходимости заботы о диких животных зимой, мини-поход к
местам кормушек, заполнение кормушек
Форма организации деятельности: групповая
Раздел 6. Живой уголок
6.1. Наш живой уголок. Комнатные растения
Теория: знакомство с растениями в классе, их происхождение, строение, особенности
жизнедеятельности.
6.2. Понятие о выгоночных культурах. Правила посева, посадки и выращивания
выгоночных культур.
Теория: что такое выгоночные культуры, знакомство с видами выгоночных растений и
правилами работы с ними.
Практика: посадка выгоночных культур
Форма

организации

деятельности:

групповая,

парная,

индивидуально-групповая,

индивидуальная.
Раздел 7. Весна в природе
7.1. Особенности весны в природе. Дневник наблюдения за природой.
Теория: наблюдение и описание сезонных изменений. Создание дневника наблюдений за
природными изменениями с приходом весны
14

Форма организации деятельности: парная, индивидуальная.
Раздел 8. Весенние работы в живом уголке
8.1. Как правильно посеять семена. Подготовка семян к посеву.
Практика: подготовка семян к посеву в соответствии с правилами
8.2. Полив и удобрения на клумбах.
Теория: определение необходимого объема жидкости

для полива, определение

необходимого типа удобрения в соответствии с почвой и растущими организмами
8.3. Подготовка клумбы к высадке цветов.
Практика: вскапывание и удобрение почвы клумбы
8.4. Красивая клумба на пришкольном участке.
Практика: высадка цветов и оформление школьной клумбы
Форма организации деятельности: парная, индивидуальная, групповая
Раздел 9. Подведение итогов.
9.1. Подведение итогов за год. Конкурс творческих работ «Зеленая планета»
9.2. «Юный натуралист – это я!»
Теория: подведение итогов за прошедший год, обобщение информации, составление
списка достижений
Практика: создание конкурсных работ, презентация итоговых работ.
Форма организации деятельности: парная, индивидуальная, групповая
2.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 знание основ и основных путей развития и прогрессивного значения авиации;
 знание различных технических устройств;
 умение разрабатывать и выполнять несложные технические устройства;
 умение выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
Метапредметные результаты:
15

 развитие активной и всесторонне развитой личности;
 подготовка к труду и сознательному выбору профессии;
 умение ставить цели и выполнять задачи для реализации этих целей; умение
грамотно планировать учебное время; навыки работы в коллективе;
 умение оценивать свою работу и работу товарищей.
Личностные результаты:
 мотивация личности обучающегося к познанию и творчеству;
 готовность работать в группе и самостоятельно;
 ценностно-смысловые установки учащихся, связанные с осознанием целостности и
ценности окружающего мира;
 освоение элементарных правил нравственного поведения в природе.

16

3.Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

8

Окончание учебного года

Учебный год
34
1
34
17
17
4 сентября 2023 г.
29.10 – 06.11
30.12 – 08.01
24.03 – 31.03
24 мая 2024

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение: кружок «Юный натуралист» требует
наличия учебного кабинета. Помещение кабинета должно удовлетворить требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью,
необходимой для организации занятий, хранения и показа, и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Для
организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в
котором представлены в достаточном объёме наглядно-информационные материалы,
оборудование для студийной фотосъемки, компьютеры для обработки фотографий,
хорошее освещение. Учитывая специфику работы детей с осветительными приборами,
компьютерами, фотоаппаратами, необходима инструкция по технике безопасности.
Кадровые обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
 подборка гербарного материала по темам: «Жизненные формы растений», «Растения
красной книги», «Лекарственные растения»;
 подборка фотографий, таблиц, рисунков, плакатов по темам: «Классы животных»,
«Животные Красной книги», «Экосистемы», «Экологические катастрофы», «Правила
поведения в природе», «Среда обитания», «Цепи питания».
Методы обучения и воспитания:
 дидактический и раздаточный материал: полезные ископаемые, муляжи культурных
растений, плодов;
 словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части;
 наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
 практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры;

17

 дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения;
 проблемное обучение - самостоятельная разработка презентаций.
Формы организации образовательной деятельности:
 групповая форма организации проведения лекций, бесед;
 индивидуально-групповая форма организации практической
выполнения работы, конкурсная деятельность;
 индивидуальная форма защиты проектов.

деятельности,

Формы организации учебного занятия:
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, минивыставки, практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. При организации
внеучебной деятельности проводятся выставки, конкурсы.
№ Название
п/п тема

раздела,

Материальнотехнические
оснащение,
дидактикометодический
материал
Презентация

1

Раздел 1. Введение

2

Раздел 2. Осень в Презентация
природе

3

Раздел 3. Осенние Презентация
работы в цветнике

4

Раздел
4. Презентация
Многообразие
растительного
и
животного
мира
России
Раздел 5. Природа Презентация
зимой

5

6

Раздел 6.
уголок

7

Раздел 7. Весна в Презентация,
интерактивная
природе

Формы, методы, приемы
обучения, технологии

Словесный,
объяснительноиллюстративный
методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный
методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительно-

Живой Презентация

18

Формы
учебного
занятия

Беседа

Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа,
викторина,
квест-игра
Беседа,
фотовыставка,

Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
ролевая игра,

игра
8

Раздел 8. Весенние Презентация
работы в живом
уголке

9

Раздел
9. Презентация
Подведение итогов

иллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.

интерактивная
игра
Беседа,
творческая
работа
Творческие
работы, квест

3.3. Формы аттестации/ контроля
Формы оценочных средств:








журнал посещаемости,
аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
яндекс форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
фотоотчет;
отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся;
статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте».

Формы итоговой аттестации:
 аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
 демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы в форме
отчетных выставок;
 защита творческих работ;
 участие в природоохранных акциях.
Итоговая аттестация: проводится в два этапа, согласно Положению о формах
периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся Центра - проверка теоретических основ программы, через
выполнение теоретической самостоятельной работы; - проверка достигнутых
практических умений и навыков и ценностных ориентаций, через выполнение
практической работы.
Критерии оценивания
Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической
работы осуществляется по трем составляющим и критериям, разработанным в
соответствии с требованиями Программы и предусмотренным Положением о проведении
промежуточной и итоговой аттестации в объединении на основании Положения о
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой; словарный запас соответствует программным
требованиям, называет все слова (словосочетания) по каждой теме, не испытывая при
19

этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие ответы,
используя полные и краткие предложения; все звуки произносит четко и правильно, не
испытывая при этом затруднений).
Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет более 50% слов (словосочетаний) по
каждой теме, испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно или с
помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла, содержащие
ошибки; не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения).
Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет менее половины слов (словосочетаний)
по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения; часто ошибается,
выполняет задания с подсказкой детей и педагога)
Характеристика оценочных материалов

личностные

Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

Виды
контроля

мотивация
личности
обучающегося к познанию
и творчеству

Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%

Беседа,
опрос

готовность работать в
группе и самостоятельно

ценностно-смысловые
установки
учащихся,
связанные с осознанием
целостности и ценности
окружающего мира
освоение
элементарных
правил
нравственного
поведения в природе.

метапредмет освоение
ные
способов
природы,

доступных
изучения
правил

20

Диагностиче
ский
инструмента
рий
беседа

Беседа,
опрос

Беседа,
творческая
работа

Беседа,
опрос

Беседа,
презентация

Беседа,
опрос

Беседа

Беседа,
опрос

Беседа,
презентация

безопасного нахождения в Средний уровень
– от 50% до 84%
природе
навыки самостоятельного
оценивания
ситуаций,
способствующих охране
окружающей среды

беседа

Беседа,
викторина

Беседа,
опрос

Беседа, тест

Высокий
знание
истории
уровень – от
Свердловской
области,
85% до 100%
некоторых виды растений
Средний
уровень
и животных родного края,
– от 50% до 84%
сезонных изменений в их
Низкий уровень
жизни, пользу и вред
– 49% и менее
некоторых растений и
животных для природы и
человека
Высокий
умение наблюдать
за
уровень
– от
жизнью
растений
и
85%
до
100%
животных, ухаживать за
животными и растениями Средний уровень

Беседа,
опрос

Беседа,
викторина

Беседа,
опрос

Беседа,
творческая
работа

умение
выполнять
несложные практические
и опытнические работы в
группе;

Беседа,
опрос

Творческая
работа

Беседа,
опрос

Беседа,
практическая
работа

навыки
продуктивного
общения
и
взаимодействия
в
процессе
совместной
деятельности

предметные

Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее

умение
определять
основные экологические
группы растений: травы,
кустарники,
деревья,
изготовлять кормушки для
птиц
из
подручного
материала
и
твердых
бытовых отходов, вести
дневники наблюдений.

– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее

21

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12

22

Итоговый балл

Средний балл

Демонстрировать интерес и
уважение к занятиям

Практика
Метапредметная составляющая

Умение проявлять терпение,
выдержку, инициативу и
творчество

Средний балл

Умение применить
полученные знания на
практике

Умение планировать и
анализировать деятельность

Теория
Предметная составляющая

Пользоваться
инструментами и
приспособлениями

Средний балл

ФИО обучающегося

Приобретение
первоначальных знаний в
области экологии

№
п/п

Владение специальной
терминологией

Теоретические знания по
основным разделам учебнотематического плана

Протокол оценивания

Личная составляющая

3. Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно

-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими
23

рекомендациями

по

организации

образовательной

деятельности

с

использованием

сетевых

форм

реализации

образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля
1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

Литература, использованная при составлении программы (для педагога):
1. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий
мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М. – 2004.
2. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М. – 2002.
3. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М. – 2003.
4. Елизарова Е.М. Такие незнакомые и знакомые растения. Волгоград, –2006.
5. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – М. – 2002.
6. Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. – Москва. – 2005.
7. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М. –
2001.
8. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое
пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М. – 2005.
9. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. – Москва. – 2000.
10. Хасанов А.Г. Занимательная биология. – Казань. – 2002.
11. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов,
практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. – Арзамас. – 2000.

24

Литература,

рекомендуемая

для

обучающихся

и

родителей

(законных

представителей):
1. «Азбука природы». – 2003.
2. Л.В. Сорокина. Тематические игры и праздники по биологии. – М. – 2005.

3. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. – М. –
2010
Интернет-ресурсы:
1. http://unnaturalist.ru/
2. http://ecosystema.ru/
3. https://www.zin.ru/

25

Аннотация
Программа

дополнительного

образования

«Юный

натуралист»

реализует

содержание естественнонаучной направленности и предназначена для обучающихся в
возрасте 11-14 лет. Уровень усвоения содержания программы - базовый. Программа
предназначена для обучения обучающихся среднего звена основам экологической
культуры

и

воспитания

социально-нравственных

экологических

качеств.

Цель

программы: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и
творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную
почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области
экологии. Данная программа предлагает изучение основ и технологий экологического
природопользования и охраны окружающей среды.
Программа рассчитана на 34 часа (1 учебный год) по 1 часу в неделю.

26


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».