Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Принято на заседании
координационно- методического совета
протокол№ 1 от 29 августа 2022 г.
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
О.А.Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Эколята – защитники природы»
Направленность: естественнонаучная
Контингент обучающихся: 2-4 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель: Суворова Ю.В.,
учитель географии
1 кв. категория
с. Новопышминское
2022г.
Пояснительная записка.
Одним из направлений развития государства и объединения
многонационального общества является патриотическое воспитание
подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в
системе образования России, способствующих формированию у
подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к
выполнению
гражданского
долга,
важнейших
конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей
малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному
миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего
экологического образования подрастающего поколения, конечной целью
которого является формирование человека с новым экологическим
мышлением, способного осознавать последствия своих действий по
отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.
Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Рабочая программа деятельности детского объединения создана на
основе нормативных документов:
1.
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержденМОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря
2010 года; зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года,
регистрация № 19644);
3.
Программа «Экология. Город. Здоровье» (Азбука экологической
безопасности) Н.Б. Бурова, Волгоград. 2006;
4.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
5.
Устав школы;
6.
Программа развития школы;
7.
Образовательная программа школы;
8.
Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ №10.
Программа направлена на развитие природоохранной и экологической
деятельности школьников, формирование у них эколологической культуры и
культуры природолюбия.
Цель
программы:формирование
у
обучающегося
богатого
внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её
животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви
к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание
культуры природолюбия.
Задачи:
1. Дать обучающимся общеобразовательных организаций знания об
окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и
2.
3.
4.
5.
6.
7.
растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие,
силу и красоту Природы;
Способствовать развитию понимания неразделимого единства человека
и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы;
Помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения
Природы для выживания на земле самого Человека;
Расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих
способностей;
Помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой
и окружающим его миром;
Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс
общеобразовательных
организаций
новые
инновационные
инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы, способные
сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и
уважительное отношение к Природе;
Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие
в природоохранной и экологической деятельности.
Направленность: естественнонаучная
Контингент учащихся:обучающиеся2- 4классов (8-10 лет).
Продолжительность реализации программы: 1 год
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому
часу (всего 34 часа в год).
Формы занятий: экскурсия, поход, викторина, беседа, просмотр
презентаций, кинофильмови тематических мультипликационных фильмов,
тематическое занятие, наблюдение, игра, проведение опыта, акция.
Ожидаемые результаты
Изучение курса деятельности экологического отряда в основной школе
обеспечивает достижение таких результатов как:
- сформированность
познавательных,
интеллектуальных и
творческих способностей
и интересов в
деятельности;
- самостоятельность в
приобретении новых
знаний, практических
умений и навыков;
-владение способами
поиска дополнительной
информации;
- умение продуктивно
работать, общаться и
взаимодействовать друг
с другом, планировать и
выполнять
коллективную работу,
корректировать
- владение базовыми
понятиями и
терминологией,
умение объяснять их
с позиций явлений
социальной
действительности;
- приобретение опыта
использования
полученных знаний и
- развитие
теоретического,
экологического и
исследовательского
мышления;
- развитие трудолюбия и
ответственности;
- толерантное сознание,
готовность и способность
вести диалог с другими
людьми;
- приобретение опыта
природоохранной
деятельности;
-проявление
эмоциональноличностного отношения к
ценностям народной
культуры, патриотизм.
результаты совместной
деятельности;
- владение навыками
исследовательской и
проектной деятельности;
- умение определять
цели и задачи,
планировать
деятельность;
- овладение нормами
культуры труда на
рабочем месте и
правилами безопасности
при выполнении
различных
технологических
процессов.
умений при
планировании и
освоении
экологических
процессов;
- осознание
ответственности за
здоровый образ
жизни, качество
результатов труда,
экономию
материалов,
сохранение экологии;
- умение работать в
коллективе при
выполнении
практических и
проектных работ с
учётом интересов и
возможностей всех
участников
трудового
коллектива
Формой
подведения
итоговявляются
интеллектуальные
соревнования,презентация творческих работ, реализация социальных
проектов экологического содержания, участие в конкурсах экологической
направленности.
Инструментарии при организации работы детского объединения:
учебное пособие «Молодые защитники Природы»;
учебники и учебные пособия;
различные тематические книги;
рабочие тетради и дневники;
альбомы и тетради для раскрашивания;
наглядные и раздаточные материалы;
журналы и газеты;
художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
аудио и видеоносители информации;
настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые
комплексы и программы с присутствием сказочных героев «Эколят» –
друзей и защитников Природы;
костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников
Природы;
театральные постановки, их фрагменты и элементы;
музеи и картинные галереи;
выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
опытные участки в школах, а также прилегающие к ним территории;
элементы естественных и искусственных природных зон с их
растительным и животным миром;
различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.
Прогнозируемые результаты:
формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры
природолюбия;
повышение общей культуры;
формирование духовно богатого внутреннего мира и системы
ценностных отношений к окружающей природной среде;
развитие внутренней потребности любви к природе, участию в
природоохранной и экологической деятельности;
расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих
способностей.
Учебный план
№
Название раздела, темы
Количество часов
всего
18
1 Эколого-просветительная
деятельность
2 Исследовательская деятельность
3 Общественно-полезная деятельность
Итого:
16
17
68
Формы
аттестации/
контроля
теория практика
9
9
8
17
34
8
17
34
Основное содержание учебного плана:
Программа деятельности экологического отряда реализуется по
следующим направлениям:
Эколого-просветительная деятельность (18 часов).
Экология
как
наука,
терминология.
Экологические
законы
природопользования. Охрана природы малой Родины. Закон об охране
природы в России. Охраняемые территории Свердловской области.
Основные методы природоохранной деятельности. Основные представления
о здоровом образе жизни.
Исследовательская деятельность (16 часов).
Разработка мини - проектов, посвященных:
исследованию состояния воды, воздуха в школе и селе;
выявлению путей утилизации мусора;
влиянию отраслей народного хозяйства на окружающую среду и
человека.
Общественно-полезная деятельность (34 часа).
Выявление и помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации. Чистка и благоустройство родников села. Проведение рейдов
чистоты и эколого-трудовых десантов по селу. Организация и участие в
конкурсах, выставках на экологическую тему. Организация и участие в
маршах, акциях, походах.
Календарный учебный график
№
Месяц
Число
Форма занятия
Кол-во
часов
03
Время
проведенияз
анятия
11:00-11:40
1
сентябрь
2
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
экологическая игра
1
Опиши объект природы
кабинет №18 блицтурнир
сентябрь
03
11:50-12:30
экологическая игра
1
Опиши объект природы
кабинет №18 блицтурнир
3
сентябрь
10
11:00-11:40
изготовление памяток
1
Будь аккуратен с Природой
4
сентябрь
10
11:50-12:30
изготовление памяток
1
Будь аккуратен с Природой
5
6
7
сентябрь
сентябрь
октябрь
17
17
01
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
акция
акция
сбор гербария
1
1
1
Семечко и зёрнышко про запас
Семечко и зёрнышко про запас
В нашем парке ходит Осень
8
октябрь
01
11:50-12:30
сбор гербария
1
В нашем парке ходит Осень
9
10
11
12
13
14
15
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
08
08
15
15
22
22
12
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
1
1
1
1
1
1
1
Огород на окне
Огород на окне
Красная книга
Красная книга
Что ты встретил в лесу?
Что ты встретил в лесу?
Лесная сказка
16
ноябрь
12
11:50-12:30
1
Лесная сказка
кабинет №18 выставка
17
18
19
ноябрь
ноябрь
ноябрь
19
19
26
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
экологический проект
экологический проект
викторина
викторина
экскурсия
экскурсия
выставка рисунков и
поделок
выставка рисунков и
поделок
наблюдение
наблюдение
исследование
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 наблюдение
кабинет №18 наблюдение
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 защита проекта
кабинет №18 защита проекта
кабинет №18 викторина
кабинет №18 викторина
лесополоса наблюдение
лесополоса наблюдение
кабинет №18 выставка
1
1
1
Животные и растения
Животные и растения
Заботиться о Природе
парк
кроссворд
парк
кроссворд
кабинет №18 наблюдение
20
21
22
23
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
26
03
03
10
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
исследование
изготовление стенгазет
изготовление стенгазет
экскурсия
1
1
1
1
25
декабрь
10
11:50-12:30
экскурсия
1
25
декабрь
17
11:00-11:40
акция
1
Заботиться о Природе
Человек – частичка Природы
Человек – частичка Природы
Любить Природу, любоваться
Природой
Любить Природу, любоваться
Природой
Поможем пернатым друзьям
26
декабрь
17
11:50-12:30
акция
1
Поможем пернатым друзьям
27
декабрь
24
11:00-11:40
изготовление буклетов
1
Живи, ёлочка
28
декабрь
24
11:50-12:30
изготовление буклетов
1
Живи, ёлочка
29
январь
14
11:00-11:40
подготовка мини-проектов
1
Сохраним землю нашу
30
январь
14
11:50-12:30
подготовка мини-проектов
1
Сохраним землю нашу
31
32
33
январь
январь
январь
21
21
28
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
экскурсия
экскурсия
просмотр презентации
1
1
1
34
январь
28
11:50-12:30
просмотр презентации
1
35
36
37
февраль
февраль
февраль
04
04
11
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
поход
поход
акция
1
1
1
38
февраль
11
11:50-12:30
акция
1
39
февраль
18
11:00-11:40
игра
1
Волшебница Зима
Волшебница Зима
Природа – твой друг! Значит, обижать
ее нельзя
Природа – твой друг! Значит, обижать
ее нельзя
Ответственность перед Природой
Ответственность перед Природой
Помоги Природе, помоги своему
другу!
Помоги Природе, помоги своему
другу!
Радоваться вместе с Природой
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
лесополоса
наблюдение
выставка
выставка
наблюдение
лесополоса наблюдение
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 защита минипроекта
кабинет №18 защита минипроекта
парк
наблюдение
парк
наблюдение
кабинет №18 анкетирование
кабинет №18 анкетирование
лесополоса наблюдение
лесополоса наблюдение
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 блицтурнир
40
41
февраль
февраль
18
25
11:50-12:30
11:00-11:40
1
1
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
игра
беседа/ мини-проект «Мой
домашний любимец»
беседа/ мини-проект «Мой
домашний любимец»
викторина
викторина
акция
42
февраль
25
11:50-12:30
11
11:50-12:30
акция
1
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
18
18
25
25
01
01
08
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
1
1
1
1
1
1
1
54
апрель
08
11:50-12:30
1
Природолюбие – учебник нашей жизни кабинет №18 выставка
55
56
57
58
59
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
15
15
22
22
29
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
1
1
1
1
1
Юный натуралист
Юный натуралист
Явления природы
Явления природы
Фантазировать вместе с Природой
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
60
апрель
29
11:50-12:30
1
Фантазировать вместе с Природой
кабинет №18 выставка
61
62
май
май
06
06
11:00-11:40
11:50-12:30
просмотр мультфильма
просмотр мультфильма
Выставка рисунков
Выставка рисунков
экскурсия
экскурсия
беседа / создание книжкималышки
беседа / создание книжкималышки
викторина
викторина
игра
игра
конкурс рисунков и
макетов
конкурс рисунков и
макетов
экопраздник
экопраздник
кабинет №18 блицтурнир
кабинет №18 защита минипроекта
кабинет №18 защита минипроекта
кабинет №18 викторина
кабинет №18 викторина
кабинет №18 практическая
работа
Сохрани Природу от пожара
кабинет №18 практическая
работа
Трудиться на благо природе
кабинет №18 наблюдение
Трудиться на благо природе
кабинет №18 наблюдение
Лес – наше богатство
кабинет №18 выставка
Лес – наше богатство
кабинет №18 выставка
Ходить в гости к Природе
парк
наблюдение
Ходить в гости к Природе
парк
наблюдение
Природолюбие – учебник нашей жизни кабинет №18 выставка
43
44
45
март
март
март
04
04
11
46
март
47
48
49
50
51
52
53
1
1
Как прекрасен этот мир
Как прекрасен этот мир
кабинет №18 наблюдение
кабинет №18 наблюдение
1
1
1
1
Радоваться вместе с Природой
Выбери себе друга, заботься и
ухаживай за ним
Выбери себе друга, заботься и
ухаживай за ним
Зелёная планета
Зелёная планета
Сохрани Природу от пожара
викторина
викторина
блицтурнир
блицтурнир
выставка
63
май
13
11:00-11:40
1
64
май
13
11:50-12:30
1
65
май
20
11:00-11:40
1
66
май
20
11:50-12:30
1
67
май
27
11:00-11:40
1
68
май
27
11:50-12:30
1
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
Методическая литература:
1.
Учебное пособие «Азбука природолюбия» Зотова Т.В.
2.
Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг окружающей среды - М.:
«Творческий центр», 2005.
3.
Суровегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: методическое
пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994.
4.
Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания:
практикум. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2002
5.
Химия и экология. Материалы для проведения учебной и внеурочной
работы по экологическому воспитанию. / Сост. Г.А. Фадеева. - Волгоград:
Учитель, 2005.
6.
Экологические игры. Самара. 1994.
7.
Интернет-ресурсы.