Эколята - защитники природы

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято на заседании
координационно- методического совета
протокол№ 1 от 29 августа 2022 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
О.А.Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Эколята – защитники природы»
Направленность: естественнонаучная
Контингент обучающихся: 2-4 класс
Срок реализации: 1 год

Составитель: Суворова Ю.В.,
учитель географии
1 кв. категория

с. Новопышминское
2022г.

Пояснительная записка.
Одним из направлений развития государства и объединения
многонационального общества является патриотическое воспитание
подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в
системе образования России, способствующих формированию у
подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к
выполнению
гражданского
долга,
важнейших
конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей
малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному
миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего
экологического образования подрастающего поколения, конечной целью
которого является формирование человека с новым экологическим
мышлением, способного осознавать последствия своих действий по
отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.
Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Рабочая программа деятельности детского объединения создана на
основе нормативных документов:
1.
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержденМОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря
2010 года; зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года,
регистрация № 19644);
3.
Программа «Экология. Город. Здоровье» (Азбука экологической
безопасности) Н.Б. Бурова, Волгоград. 2006;
4.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
5.
Устав школы;
6.
Программа развития школы;
7.
Образовательная программа школы;
8.
Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ №10.
Программа направлена на развитие природоохранной и экологической
деятельности школьников, формирование у них эколологической культуры и
культуры природолюбия.
Цель
программы:формирование
у
обучающегося
богатого
внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её
животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви
к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание
культуры природолюбия.
Задачи:
1. Дать обучающимся общеобразовательных организаций знания об
окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и

2.
3.
4.
5.
6.

7.

растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие,
силу и красоту Природы;
Способствовать развитию понимания неразделимого единства человека
и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы;
Помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения
Природы для выживания на земле самого Человека;
Расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих
способностей;
Помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой
и окружающим его миром;
Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс
общеобразовательных
организаций
новые
инновационные
инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы, способные
сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и
уважительное отношение к Природе;
Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие
в природоохранной и экологической деятельности.

Направленность: естественнонаучная
Контингент учащихся:обучающиеся2- 4классов (8-10 лет).
Продолжительность реализации программы: 1 год
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому
часу (всего 34 часа в год).
Формы занятий: экскурсия, поход, викторина, беседа, просмотр
презентаций, кинофильмови тематических мультипликационных фильмов,
тематическое занятие, наблюдение, игра, проведение опыта, акция.
Ожидаемые результаты
Изучение курса деятельности экологического отряда в основной школе
обеспечивает достижение таких результатов как:
- сформированность
познавательных,
интеллектуальных и
творческих способностей
и интересов в
деятельности;
- самостоятельность в
приобретении новых
знаний, практических
умений и навыков;

-владение способами
поиска дополнительной
информации;
- умение продуктивно
работать, общаться и
взаимодействовать друг
с другом, планировать и
выполнять
коллективную работу,
корректировать

- владение базовыми
понятиями и
терминологией,
умение объяснять их
с позиций явлений
социальной
действительности;
- приобретение опыта
использования
полученных знаний и

- развитие
теоретического,
экологического и
исследовательского
мышления;
- развитие трудолюбия и
ответственности;
- толерантное сознание,
готовность и способность
вести диалог с другими
людьми;
- приобретение опыта
природоохранной
деятельности;
-проявление
эмоциональноличностного отношения к
ценностям народной
культуры, патриотизм.

результаты совместной
деятельности;
- владение навыками
исследовательской и
проектной деятельности;
- умение определять
цели и задачи,
планировать
деятельность;
- овладение нормами
культуры труда на
рабочем месте и
правилами безопасности
при выполнении
различных
технологических
процессов.

умений при
планировании и
освоении
экологических
процессов;
- осознание
ответственности за
здоровый образ
жизни, качество
результатов труда,
экономию
материалов,
сохранение экологии;
- умение работать в
коллективе при
выполнении
практических и
проектных работ с
учётом интересов и
возможностей всех
участников
трудового
коллектива

Формой
подведения
итоговявляются
интеллектуальные
соревнования,презентация творческих работ, реализация социальных
проектов экологического содержания, участие в конкурсах экологической
направленности.













Инструментарии при организации работы детского объединения:
учебное пособие «Молодые защитники Природы»;
учебники и учебные пособия;
различные тематические книги;
рабочие тетради и дневники;
альбомы и тетради для раскрашивания;
наглядные и раздаточные материалы;
журналы и газеты;
художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
аудио и видеоносители информации;
настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые
комплексы и программы с присутствием сказочных героев «Эколят» –
друзей и защитников Природы;
костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников
Природы;
театральные постановки, их фрагменты и элементы;






музеи и картинные галереи;
выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
опытные участки в школах, а также прилегающие к ним территории;
элементы естественных и искусственных природных зон с их
растительным и животным миром;
 различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.
Прогнозируемые результаты:
 формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры
природолюбия;
 повышение общей культуры;
 формирование духовно богатого внутреннего мира и системы
ценностных отношений к окружающей природной среде;
 развитие внутренней потребности любви к природе, участию в
природоохранной и экологической деятельности;
 расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих
способностей.
Учебный план
№

Название раздела, темы

Количество часов
всего
18

1 Эколого-просветительная

деятельность
2 Исследовательская деятельность
3 Общественно-полезная деятельность
Итого:

16
17
68

Формы
аттестации/
контроля

теория практика
9
9
8
17
34

8
17
34

Основное содержание учебного плана:
Программа деятельности экологического отряда реализуется по
следующим направлениям:
Эколого-просветительная деятельность (18 часов).
Экология
как
наука,
терминология.
Экологические
законы
природопользования. Охрана природы малой Родины. Закон об охране
природы в России. Охраняемые территории Свердловской области.
Основные методы природоохранной деятельности. Основные представления
о здоровом образе жизни.
Исследовательская деятельность (16 часов).
Разработка мини - проектов, посвященных:
 исследованию состояния воды, воздуха в школе и селе;
 выявлению путей утилизации мусора;

 влиянию отраслей народного хозяйства на окружающую среду и
человека.
Общественно-полезная деятельность (34 часа).
Выявление и помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации. Чистка и благоустройство родников села. Проведение рейдов
чистоты и эколого-трудовых десантов по селу. Организация и участие в
конкурсах, выставках на экологическую тему. Организация и участие в
маршах, акциях, походах.

Календарный учебный график
№

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во
часов

03

Время
проведенияз
анятия
11:00-11:40

1

сентябрь

2

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

экологическая игра

1

Опиши объект природы

кабинет №18 блицтурнир

сентябрь

03

11:50-12:30

экологическая игра

1

Опиши объект природы

кабинет №18 блицтурнир

3

сентябрь

10

11:00-11:40

изготовление памяток

1

Будь аккуратен с Природой

4

сентябрь

10

11:50-12:30

изготовление памяток

1

Будь аккуратен с Природой

5
6
7

сентябрь
сентябрь
октябрь

17
17
01

11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40

акция
акция
сбор гербария

1
1
1

Семечко и зёрнышко про запас
Семечко и зёрнышко про запас
В нашем парке ходит Осень

8

октябрь

01

11:50-12:30

сбор гербария

1

В нашем парке ходит Осень

9
10
11
12
13
14
15

октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь

08
08
15
15
22
22
12

11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40

1
1
1
1
1
1
1

Огород на окне
Огород на окне
Красная книга
Красная книга
Что ты встретил в лесу?
Что ты встретил в лесу?
Лесная сказка

16

ноябрь

12

11:50-12:30

1

Лесная сказка

кабинет №18 выставка

17
18
19

ноябрь
ноябрь
ноябрь

19
19
26

11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40

экологический проект
экологический проект
викторина
викторина
экскурсия
экскурсия
выставка рисунков и
поделок
выставка рисунков и
поделок
наблюдение
наблюдение
исследование

кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 наблюдение
кабинет №18 наблюдение
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 защита проекта
кабинет №18 защита проекта
кабинет №18 викторина
кабинет №18 викторина
лесополоса наблюдение
лесополоса наблюдение
кабинет №18 выставка

1
1
1

Животные и растения
Животные и растения
Заботиться о Природе

парк
кроссворд
парк
кроссворд
кабинет №18 наблюдение

20
21
22
23

ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь

26
03
03
10

11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40

исследование
изготовление стенгазет
изготовление стенгазет
экскурсия

1
1
1
1

25

декабрь

10

11:50-12:30

экскурсия

1

25

декабрь

17

11:00-11:40

акция

1

Заботиться о Природе
Человек – частичка Природы
Человек – частичка Природы
Любить Природу, любоваться
Природой
Любить Природу, любоваться
Природой
Поможем пернатым друзьям

26

декабрь

17

11:50-12:30

акция

1

Поможем пернатым друзьям

27

декабрь

24

11:00-11:40

изготовление буклетов

1

Живи, ёлочка

28

декабрь

24

11:50-12:30

изготовление буклетов

1

Живи, ёлочка

29

январь

14

11:00-11:40

подготовка мини-проектов

1

Сохраним землю нашу

30

январь

14

11:50-12:30

подготовка мини-проектов

1

Сохраним землю нашу

31
32
33

январь
январь
январь

21
21
28

11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40

экскурсия
экскурсия
просмотр презентации

1
1
1

34

январь

28

11:50-12:30

просмотр презентации

1

35
36
37

февраль
февраль
февраль

04
04
11

11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40

поход
поход
акция

1
1
1

38

февраль

11

11:50-12:30

акция

1

39

февраль

18

11:00-11:40

игра

1

Волшебница Зима
Волшебница Зима
Природа – твой друг! Значит, обижать
ее нельзя
Природа – твой друг! Значит, обижать
ее нельзя
Ответственность перед Природой
Ответственность перед Природой
Помоги Природе, помоги своему
другу!
Помоги Природе, помоги своему
другу!
Радоваться вместе с Природой

кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
лесополоса

наблюдение
выставка
выставка
наблюдение

лесополоса наблюдение
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 защита минипроекта
кабинет №18 защита минипроекта
парк
наблюдение
парк
наблюдение
кабинет №18 анкетирование
кабинет №18 анкетирование
лесополоса наблюдение
лесополоса наблюдение
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 практическая
работа
кабинет №18 блицтурнир

40
41

февраль
февраль

18
25

11:50-12:30
11:00-11:40

1
1

11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40

игра
беседа/ мини-проект «Мой
домашний любимец»
беседа/ мини-проект «Мой
домашний любимец»
викторина
викторина
акция

42

февраль

25

11:50-12:30

11

11:50-12:30

акция

1

март
март
март
март
апрель
апрель
апрель

18
18
25
25
01
01
08

11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40

1
1
1
1
1
1
1

54

апрель

08

11:50-12:30

1

Природолюбие – учебник нашей жизни кабинет №18 выставка

55
56
57
58
59

апрель
апрель
апрель
апрель
апрель

15
15
22
22
29

11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40
11:50-12:30
11:00-11:40

1
1
1
1
1

Юный натуралист
Юный натуралист
Явления природы
Явления природы
Фантазировать вместе с Природой

кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18

60

апрель

29

11:50-12:30

1

Фантазировать вместе с Природой

кабинет №18 выставка

61
62

май
май

06
06

11:00-11:40
11:50-12:30

просмотр мультфильма
просмотр мультфильма
Выставка рисунков
Выставка рисунков
экскурсия
экскурсия
беседа / создание книжкималышки
беседа / создание книжкималышки
викторина
викторина
игра
игра
конкурс рисунков и
макетов
конкурс рисунков и
макетов
экопраздник
экопраздник

кабинет №18 блицтурнир
кабинет №18 защита минипроекта
кабинет №18 защита минипроекта
кабинет №18 викторина
кабинет №18 викторина
кабинет №18 практическая
работа
Сохрани Природу от пожара
кабинет №18 практическая
работа
Трудиться на благо природе
кабинет №18 наблюдение
Трудиться на благо природе
кабинет №18 наблюдение
Лес – наше богатство
кабинет №18 выставка
Лес – наше богатство
кабинет №18 выставка
Ходить в гости к Природе
парк
наблюдение
Ходить в гости к Природе
парк
наблюдение
Природолюбие – учебник нашей жизни кабинет №18 выставка

43
44
45

март
март
март

04
04
11

46

март

47
48
49
50
51
52
53

1
1

Как прекрасен этот мир
Как прекрасен этот мир

кабинет №18 наблюдение
кабинет №18 наблюдение

1
1
1
1

Радоваться вместе с Природой
Выбери себе друга, заботься и
ухаживай за ним
Выбери себе друга, заботься и
ухаживай за ним
Зелёная планета
Зелёная планета
Сохрани Природу от пожара

викторина
викторина
блицтурнир
блицтурнир
выставка

63

май

13

11:00-11:40

1

64

май

13

11:50-12:30

1

65

май

20

11:00-11:40

1

66

май

20

11:50-12:30

1

67

май

27

11:00-11:40

1

68

май

27

11:50-12:30

1

резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях
резервное время на подготовку участия
в конкурсных мероприятиях

кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18

Методическая литература:
1.
Учебное пособие «Азбука природолюбия» Зотова Т.В.
2.
Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг окружающей среды - М.:
«Творческий центр», 2005.
3.
Суровегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: методическое
пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994.
4.
Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания:
практикум. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2002
5.
Химия и экология. Материалы для проведения учебной и внеурочной
работы по экологическому воспитанию. / Сост. Г.А. Фадеева. - Волгоград:
Учитель, 2005.
6.
Экологические игры. Самара. 1994.
7.
Интернет-ресурсы.


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».