Управление образования Администрация городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Принято на заседании
координационно- методического совета
протокол№ 1 от 29 августа 2022 г.
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
О.А.Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Детское объединение
Эколого-волонтерский отряд «ЭРОН»
Направленность: естественнонаучная
Контингент обучающихся: 5 – 9 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель: Суворова Ю.В.,
учитель географии
1 кв.категория
с. Новопышминское
2022 г.
Пояснительная записка.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в
настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем
раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем выше
качество воспитания. Наиболее результативно эта проблема будет решаться при
гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Создание профильных экологических отрядов - одна из наиболее эффективных
форм экологического образования, поскольку она позволяет сочетать в себе
разнообразные виды экологической деятельности школьников и использовать
различные педагогические приемы воспитания.
Рабочая программа деятельности экологического отряда создана на основе
нормативных документов:
1.
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержденМОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрация № 19644);
3.
Примерной
основной
образовательной
программы
образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
– (Стандарты второго поколения);
4.
Программа «Экология. Город. Здоровье» (Азбука экологической безопасности)
Н.Б. Бурова, Волгоград. 2006;
5.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
6.
Устав школы;
7.
Программа развития школы;
8.
Образовательная программа школы;
9.
Примерная программа воспитания;
10. Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ №10.
Цель программы:создание условий для формирования и развития у
обучающихся осознания и принятия ценностей человеческой жизниформирования и
основ экологической культуры.
Задачи:
1.
Развивать познавательные интересы и потребности ребенка через изучение
природы средствами экологии;
2.
Создать ситуацию личного экологически ориентированного опыта по
взаимодействию учащихся с окружающим миром;
3.
Организовать и реализовать посильные для учащихся социально значимые
акции по сохранению здоровья и естественной природной среды;
4.
Содействовать пониманию необходимости сохранять свое здоровье как
общественную и индивидуальную ценность.
Направленность программы: естественнонаучная
Контингент учащихся: учащиеся 5-9 классов (11-16 лет).
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (всего 68 часов в год).
Срок реализации программы: 1 год
Формы и методы занятий: экскурсии, викторины, беседы, наблюдения, просмотр
презентаций и кинофильмов.
Ожидаемые и прогнозируемые результаты
Изучение курса деятельности экологического отряда в основной школе
обеспечивает достижение следующих результатов:
- сформированность
познавательных,
интеллектуальных и
творческих способностей
и интересов в
деятельности;
- самостоятельность в
приобретении новых
знаний, практических
умений и навыков;
- развитие
теоретического,
экологического и
исследовательского
мышления;
- развитие трудолюбия и
ответственности;
- толерантное сознание,
готовность и способность
вести диалог с другими
людьми;
- приобретение опыта
природоохранной
деятельности;
-проявление
эмоциональноличностного отношения к
ценностям народной
культуры, патриотизм.
-владение способами поиска
дополнительной информации;
- умение продуктивно
работать, общаться и
взаимодействовать друг с
другом, планировать и
выполнять коллективную
работу, корректировать
результаты совместной
деятельности;
- владение навыками
исследовательской и
проектной деятельности;
- умение определять цели и
задачи, планировать
деятельность;
- овладение нормами культуры
труда на рабочем месте и
правилами безопасности при
выполнении различных
технологических процессов.
- владение базовыми
понятиями и
терминологией, умение
объяснять их с позиций
явлений социальной
действительности;
- приобретение опыта
использования полученных
знаний и умений при
планировании и освоении
экологических процессов;
- осознание
ответственности за
здоровый образ жизни,
качество результатов труда,
экономию материалов,
сохранение экологии;
- умение работать в
коллективе при
выполнении практических
и проектных работ с учётом
интересов и возможностей
всех участников трудового
коллектива
Показателями результативности работы отряда может служитьколичество
природоохранных мероприятий и акций, результативность участия в конкурсах
экологической направленности и удовлетворительное состояние источников
нецентрализованного водоснабжения на территории села.
Формой подведения итогов могут стать презентация творческих работ и
реализация социальных проектов экологического содержания.
Учебный план
№
Название раздела, темы
1 Эколого-просветительная
Количество часов
всего
18
Формы
аттестации/
контроля
теория практика
9
9
деятельность
2 Исследовательская деятельность
3 Общественно-полезная деятельность
Итого:
16
17
68
8
17
34
8
17
34
Основное содержание учебного плана:
Программа деятельности экологического отряда реализуется по следующим
направлениям:
эколого-просветительная деятельность;
исследовательская деятельность;
общественно-полезная деятельность.
Эколого-просветительная деятельность (18 часов).
Экология как наука, терминология. Экологические законы природопользования.
Охрана природы малой Родины. Закон об охране природы в России. Охраняемые
территории Свердловской области. Основные методы природоохранной деятельности.
Изменения окружающего мира под воздействием домашнего хозяйства,
промышленного и сельскохозяйственного развития. Экологическая ситуация
городского округа Сухой Лог и Свердловской области.Экологические прогнозы, их
сущность.Основные представления о здоровом образе жизни. Негативные факторы
повседневной жизни. Различные виды зависимостей для психофизического и
социального здоровья. Меры, направленные на снижение вредного влияния
загрязнения на здоровье.
Исследовательская деятельность (16 часов).
Разработка социальных проектов, посвященных:
исследованию состояния воды, воздуха в школе и селе;
выявлению путей утилизации мусора;
влиянию отраслей народного хозяйства на окружающую среду и человека.
Общественно-полезная деятельность (34 часа).
Выявление и помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Чистка
и благоустройство родников села. Проведение рейдов чистоты и эколого-трудовых
десантов по селу. Выступление агитбригады, проведение лекториев для подростков.
Организация и участие в конкурсах, выставках на экологическую тему. Организация и
участие в маршах, акциях, походах.
Календарный учебный график
№
Месяц
Число
Время
проведения
занятия
Форма занятия
Ко-во
часов
1
сентябрь
02
15.30 – 16.10 Круглый стол
1
2
сентябрь
02
16.20 – 17.00 Круглый стол
1
3
сентябрь
09
15.30 – 16.10 Акция
4
сентябрь
09
5
сентябрь
6
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Введение. Знакомство с отрядом
«ЭРОН»
Введение. Знакомство с отрядом
«ЭРОН»
кабинет №18
1
«Нескучные выходные»
берег реки
16.20 – 17.00 Акция
1
«Нескучные выходные»
берег реки
16
15.30 – 16.10 Акция
1
«Зеленый десант»
берег реки
сентябрь
16
16.20 – 17.00 Акция
1
«Зеленый десант»
берег реки
7
8
сентябрь
сентябрь
23
23
15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция
1
1
В лесном царстве
В лесном царстве
опушка леса
опушка леса
9
10
сентябрь
сентябрь
30
30
15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция
1
1
«На одной волне»
«На одной волне»
11
12
13
14
15
16
17
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
07
07
14
14
28
15.30 – 16.10 Час рассуждения
16.20 – 17.00 Час рассуждения
15.30 – 16.10 Выставка
16.20 – 17.00 Выставка
15.30 – 16.10 Слайд – репортаж
1
1
1
1
1
октябрь
ноябрь
28
11
16.20 – 17.00 Слайд – репортаж
15.30 – 16.10 Беседа –
1
1
11
рекомендация
16.20 – 17.00 Беседа –
рекомендация
1
Починить нельзя выбросить
Починить нельзя выбросить
«Дары осени»
«Дары осени»
Сохрани мир вокруг себя
Сохрани мир вокруг себя
Экологические проблемы моего
города
Экологические проблемы моего
города
дом-интернат
дом-интернат Практическая
работа
кабинет №18
кабинет №18 Игра
кабинет №18
кабинет №18 Выставка
кабинет №18
18
ноябрь
кабинет №18 Презентация
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
кабинет №18 Анкетирование
кабинет №18
кабинет №18 Наблюдение
19
20
21
ноябрь
ноябрь
ноябрь
18
18
25
15.30 – 16.10 Онлайн диктант
16.20 – 17.00 Онлайн диктант
15.30 – 16.10 Букроссинг
1
1
1
ЭКОдиктант
ЭКОдиктант
«Подари книге новую жизнь»
кабинет №18
кабинет №18 Диктант
кабинет №18
22
ноябрь
25
16.20 – 17.00 Букроссинг
1
«Подари книге новую жизнь»
23
декабрь
02
15.30 – 16.10 Информационный
1
Я познаю Россию
кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18
1
Я познаю Россию
кабинет №18 Анкетирование
1
Моря России. Сохранение морских
экосистем
Моря России. Сохранение морских
экосистем
«Сделано с заботой»
«Сделано с заботой»
кабинет №18
кабинет №18
1
«Маленькой елочке – хорошо в
лесу»
«Маленькой елочке – хорошо в
лесу»
Лесомания
1
Лесомания
кабинет №18 Анкетирование
1
1
«Строим горки вместе»
«Строим горки вместе»
МБДОУ №27
МБДОУ №27 Практическая
работа
родник
24
декабрь
02
25
декабрь
09
ликбез
16.20 – 17.00 Информационный
ликбез
15.30 – 16.10 Репортаж
26
декабрь
09
16.20 – 17.00 Репортаж
1
27
28
декабрь
декабрь
16
16
15.30 – 16.10 Практикум
16.20 – 17.00 Практикум
1
1
29
декабрь
23
15.30 – 16.10 Акция против
1
30
декабрь
23
31
декабрь
30
32
декабрь
30
33
34
январь
январь
13
13
вырубки елок
16.20 – 17.00 Акция против
вырубки елок
15.30 – 16.10 Мультимедийный
вираж
16.20 – 17.00 Мультимедийный
вираж
15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция
35
январь
20
15.30 – 16.10 Акция
1
Живая вода
36
январь
20
16.20 – 17.00 Акция
1
Живая вода
37
январь
27
15.30 – 16.10 Экологическая игра
1
Наш дом. Ничего лишнего
1
кабинет №18 Анкетирование
парк
парк
Практическая
работа
кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18
Дом-интернат Практическая
работа
кабинет №18
38
39
40
41
42
январь
февраль
февраль
27
03
03
16.20 – 17.00 Экологическая игра
15.30 – 16.10 Экоквест
16.20 – 17.00 Экоквест
1
1
1
Наш дом. Ничего лишнего
По следам животных нашего села
По следам животных нашего села
Живые цветы
Живые цветы
февраль
февраль
10
10
15.30 – 16.10 Практикум
16.20 – 17.00 Практикум
1
1
43
44
февраль
февраль
17
17
15.30 – 16.10 Практикум
16.20 – 17.00 Практикум
1
1
45
февраль
24
15.30 – 16.10 Презентация
1
46
февраль
24
16.20 – 17.00 Презентация
1
47
март
03
15.30 – 16.10 Практикум
1
48
март
03
16.20 – 17.00 практикум
1
49
50
март
март
10
10
15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция
1
1
51
52
53
54
55
56
57
март
март
апрель
17
17
07
15.30 – 16.10 Репортаж
16.20 – 17.00 Репортаж
15.30 – 16.10 Проблемная лекция
1
1
1
апрель
апрель
апрель
апрель
07
14
14
21
16.20 – 17.00 Проблемная лекция
15.30 – 16.10 Мини - проект
16.20 – 17.00 Мини - проект
15.30 – 16.10 Экологическая игра
1
1
1
1
«Зеленые» профессии
«Зеленые» профессии
Чистый город начинается с тебя
Чистый город начинается с тебя
Мир без мусора
Мир без мусора
ЭКОлогика
58
59
60
апрель
апрель
апрель
21
28
28
16.20 – 17.00 Экологическая игра
15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция
1
1
1
ЭКОлогика
«Чистый берег»
«Чистый берег»
кабинет №18 Блицтурнир
кабинет №18
кабинет №18 Игра
кабинет №18
кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18
Огород на окне
кабинет №18 Практическая
Огород на окне
работа
кабинет
№18
Сохранение редких видов растений
и животных
Сохранение редких видов растений
и животных
«Зеленый десант» (уборка
территории родника «Росинка»)
«Зеленый десант» (уборка
территории родника «Росинка»)
«Всемирный день чистоты»
«Всемирный день чистоты»
кабинет №18 Выставка
родник
родник
Практическая
работа
кабинет №18
кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18
кабинет №18 Блицтурнир
кабинет №18
кабинет №18 Анкетирование
кабинет №18
кабинет №18 Защита проекта
кабинет №18
кабинет №18 Викторина
берег реки
берег реки
Практическая
работа
61
май
05
15.30 – 16.10 Акция
1
«Сдай макулатуру - спаси дерево!» кабинет №18
62
май
05
16.20 – 17.00 Акция
1
«Сдай макулатуру - спаси дерево!» кабинет №18 Практическая
работа
63
май
12
15.30 – 16.10 Практикум
1
Лекарственная клумба
кабинет №18
64
май
12
16.20 – 17.00 Практикум
1
Лекарственная клумба
65
май
19
15.30 – 16.10 в соответствии с
1
Резервное время на подготовку к
конкурсам экологической
направленности
Резервное время на подготовку к
конкурсам экологической
направленности
Резервное время на подготовку к
конкурсам экологической
направленности
Резервное время на подготовку к
конкурсам экологической
направленности
кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18
66
май
19
67
май
26
68
май
26
положением
конкурса
16.20 – 17.00 в соответствии с
положением
конкурса
15.30 – 16.10 в соответствии с
положением
конкурса
16.20 – 17.00 в соответствии с
положением
конкурса
1
1
1
Итого: 68 часов
кабинет №18
кабинет №18
кабинет №18
Методическая литература:
1.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание
школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5
за знания, 2005.Научно-методический журнал «Биология в школе»
2.
Наша окружающая среда (основы экологической культуры) учебная
программа для 8 классов средних общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования – Екатеринбург: учебно-методический центр
«Гринскул», 2002
3.
Обухов В.Л., Сапунов В.Б. Основы экологии – СПб: «Специальная
литература», 1998
4.
Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг окружающей среды - М.:
«Творческий центр», 2005г.
5.
Суровегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: методическое
пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994
6.
Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания:
практикум. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2002
7.
Химия и экология. Материалы для проведения учебной и внеурочной
работы по экологическому воспитанию. / Сост. Г.А. Фадеева. - Волгоград:
Учитель, 2005.
8.
Интернет-ресурсы.