Эколого-волонтерский отряд ЭРОН

Управление образования Администрация городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято на заседании
координационно- методического совета
протокол№ 1 от 29 августа 2022 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
О.А.Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Детское объединение
Эколого-волонтерский отряд «ЭРОН»
Направленность: естественнонаучная
Контингент обучающихся: 5 – 9 класс
Срок реализации: 1 год

Составитель: Суворова Ю.В.,
учитель географии
1 кв.категория

с. Новопышминское
2022 г.

Пояснительная записка.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в
настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем
раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем выше
качество воспитания. Наиболее результативно эта проблема будет решаться при
гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Создание профильных экологических отрядов - одна из наиболее эффективных
форм экологического образования, поскольку она позволяет сочетать в себе
разнообразные виды экологической деятельности школьников и использовать
различные педагогические приемы воспитания.
Рабочая программа деятельности экологического отряда создана на основе
нормативных документов:
1.
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержденМОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрация № 19644);
3.
Примерной
основной
образовательной
программы
образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
– (Стандарты второго поколения);
4.
Программа «Экология. Город. Здоровье» (Азбука экологической безопасности)
Н.Б. Бурова, Волгоград. 2006;
5.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
6.
Устав школы;
7.
Программа развития школы;
8.
Образовательная программа школы;
9.
Примерная программа воспитания;
10. Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ №10.
Цель программы:создание условий для формирования и развития у
обучающихся осознания и принятия ценностей человеческой жизниформирования и
основ экологической культуры.
Задачи:
1.
Развивать познавательные интересы и потребности ребенка через изучение
природы средствами экологии;
2.
Создать ситуацию личного экологически ориентированного опыта по
взаимодействию учащихся с окружающим миром;
3.
Организовать и реализовать посильные для учащихся социально значимые
акции по сохранению здоровья и естественной природной среды;
4.
Содействовать пониманию необходимости сохранять свое здоровье как
общественную и индивидуальную ценность.
Направленность программы: естественнонаучная

Контингент учащихся: учащиеся 5-9 классов (11-16 лет).
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (всего 68 часов в год).
Срок реализации программы: 1 год
Формы и методы занятий: экскурсии, викторины, беседы, наблюдения, просмотр
презентаций и кинофильмов.
Ожидаемые и прогнозируемые результаты
Изучение курса деятельности экологического отряда в основной школе
обеспечивает достижение следующих результатов:
- сформированность
познавательных,
интеллектуальных и
творческих способностей
и интересов в
деятельности;
- самостоятельность в
приобретении новых
знаний, практических
умений и навыков;
- развитие
теоретического,
экологического и
исследовательского
мышления;
- развитие трудолюбия и
ответственности;
- толерантное сознание,
готовность и способность
вести диалог с другими
людьми;
- приобретение опыта
природоохранной
деятельности;
-проявление
эмоциональноличностного отношения к
ценностям народной
культуры, патриотизм.

-владение способами поиска
дополнительной информации;
- умение продуктивно
работать, общаться и
взаимодействовать друг с
другом, планировать и
выполнять коллективную
работу, корректировать
результаты совместной
деятельности;
- владение навыками
исследовательской и
проектной деятельности;
- умение определять цели и
задачи, планировать
деятельность;
- овладение нормами культуры
труда на рабочем месте и
правилами безопасности при
выполнении различных
технологических процессов.

- владение базовыми
понятиями и
терминологией, умение
объяснять их с позиций
явлений социальной
действительности;
- приобретение опыта
использования полученных
знаний и умений при
планировании и освоении
экологических процессов;
- осознание
ответственности за
здоровый образ жизни,
качество результатов труда,
экономию материалов,
сохранение экологии;
- умение работать в
коллективе при
выполнении практических
и проектных работ с учётом
интересов и возможностей
всех участников трудового
коллектива

Показателями результативности работы отряда может служитьколичество
природоохранных мероприятий и акций, результативность участия в конкурсах
экологической направленности и удовлетворительное состояние источников
нецентрализованного водоснабжения на территории села.
Формой подведения итогов могут стать презентация творческих работ и
реализация социальных проектов экологического содержания.

Учебный план
№

Название раздела, темы

1 Эколого-просветительная

Количество часов
всего
18

Формы
аттестации/
контроля

теория практика
9
9

деятельность
2 Исследовательская деятельность
3 Общественно-полезная деятельность
Итого:

16
17
68

8
17
34

8
17
34

Основное содержание учебного плана:
Программа деятельности экологического отряда реализуется по следующим
направлениям:
 эколого-просветительная деятельность;
 исследовательская деятельность;
 общественно-полезная деятельность.
Эколого-просветительная деятельность (18 часов).
Экология как наука, терминология. Экологические законы природопользования.
Охрана природы малой Родины. Закон об охране природы в России. Охраняемые
территории Свердловской области. Основные методы природоохранной деятельности.
Изменения окружающего мира под воздействием домашнего хозяйства,
промышленного и сельскохозяйственного развития. Экологическая ситуация
городского округа Сухой Лог и Свердловской области.Экологические прогнозы, их
сущность.Основные представления о здоровом образе жизни. Негативные факторы
повседневной жизни. Различные виды зависимостей для психофизического и
социального здоровья. Меры, направленные на снижение вредного влияния
загрязнения на здоровье.
Исследовательская деятельность (16 часов).
Разработка социальных проектов, посвященных:
 исследованию состояния воды, воздуха в школе и селе;
 выявлению путей утилизации мусора;
 влиянию отраслей народного хозяйства на окружающую среду и человека.
Общественно-полезная деятельность (34 часа).
Выявление и помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Чистка
и благоустройство родников села. Проведение рейдов чистоты и эколого-трудовых
десантов по селу. Выступление агитбригады, проведение лекториев для подростков.
Организация и участие в конкурсах, выставках на экологическую тему. Организация и
участие в маршах, акциях, походах.

Календарный учебный график
№

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Ко-во
часов

1

сентябрь

02

15.30 – 16.10 Круглый стол

1

2

сентябрь

02

16.20 – 17.00 Круглый стол

1

3

сентябрь

09

15.30 – 16.10 Акция

4

сентябрь

09

5

сентябрь

6

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Введение. Знакомство с отрядом
«ЭРОН»
Введение. Знакомство с отрядом
«ЭРОН»

кабинет №18

1

«Нескучные выходные»

берег реки

16.20 – 17.00 Акция

1

«Нескучные выходные»

берег реки

16

15.30 – 16.10 Акция

1

«Зеленый десант»

берег реки

сентябрь

16

16.20 – 17.00 Акция

1

«Зеленый десант»

берег реки

7
8

сентябрь
сентябрь

23
23

15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция

1
1

В лесном царстве
В лесном царстве

опушка леса
опушка леса

9
10

сентябрь
сентябрь

30
30

15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция

1
1

«На одной волне»
«На одной волне»

11
12
13
14
15
16
17

октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

07
07
14
14
28

15.30 – 16.10 Час рассуждения
16.20 – 17.00 Час рассуждения
15.30 – 16.10 Выставка
16.20 – 17.00 Выставка
15.30 – 16.10 Слайд – репортаж

1
1
1
1
1

октябрь
ноябрь

28
11

16.20 – 17.00 Слайд – репортаж
15.30 – 16.10 Беседа –

1
1

11

рекомендация
16.20 – 17.00 Беседа –
рекомендация

1

Починить нельзя выбросить
Починить нельзя выбросить
«Дары осени»
«Дары осени»
Сохрани мир вокруг себя
Сохрани мир вокруг себя
Экологические проблемы моего
города
Экологические проблемы моего
города

дом-интернат
дом-интернат Практическая
работа
кабинет №18
кабинет №18 Игра
кабинет №18
кабинет №18 Выставка
кабинет №18

18

ноябрь

кабинет №18 Презентация

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

кабинет №18 Анкетирование
кабинет №18
кабинет №18 Наблюдение

19
20
21

ноябрь
ноябрь
ноябрь

18
18
25

15.30 – 16.10 Онлайн диктант
16.20 – 17.00 Онлайн диктант
15.30 – 16.10 Букроссинг

1
1
1

ЭКОдиктант
ЭКОдиктант
«Подари книге новую жизнь»

кабинет №18
кабинет №18 Диктант
кабинет №18

22

ноябрь

25

16.20 – 17.00 Букроссинг

1

«Подари книге новую жизнь»

23

декабрь

02

15.30 – 16.10 Информационный

1

Я познаю Россию

кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18

1

Я познаю Россию

кабинет №18 Анкетирование

1

Моря России. Сохранение морских
экосистем
Моря России. Сохранение морских
экосистем
«Сделано с заботой»
«Сделано с заботой»

кабинет №18

кабинет №18

1

«Маленькой елочке – хорошо в
лесу»
«Маленькой елочке – хорошо в
лесу»
Лесомания

1

Лесомания

кабинет №18 Анкетирование

1
1

«Строим горки вместе»
«Строим горки вместе»

МБДОУ №27
МБДОУ №27 Практическая
работа
родник

24

декабрь

02

25

декабрь

09

ликбез
16.20 – 17.00 Информационный
ликбез
15.30 – 16.10 Репортаж

26

декабрь

09

16.20 – 17.00 Репортаж

1

27
28

декабрь
декабрь

16
16

15.30 – 16.10 Практикум
16.20 – 17.00 Практикум

1
1

29

декабрь

23

15.30 – 16.10 Акция против

1

30

декабрь

23

31

декабрь

30

32

декабрь

30

33
34

январь
январь

13
13

вырубки елок
16.20 – 17.00 Акция против
вырубки елок
15.30 – 16.10 Мультимедийный
вираж
16.20 – 17.00 Мультимедийный
вираж
15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция

35

январь

20

15.30 – 16.10 Акция

1

Живая вода

36

январь

20

16.20 – 17.00 Акция

1

Живая вода

37

январь

27

15.30 – 16.10 Экологическая игра

1

Наш дом. Ничего лишнего

1

кабинет №18 Анкетирование
парк
парк

Практическая
работа

кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18

Дом-интернат Практическая
работа
кабинет №18

38
39
40
41
42

январь
февраль
февраль

27
03
03

16.20 – 17.00 Экологическая игра
15.30 – 16.10 Экоквест
16.20 – 17.00 Экоквест

1
1
1

Наш дом. Ничего лишнего
По следам животных нашего села
По следам животных нашего села
Живые цветы
Живые цветы

февраль
февраль

10
10

15.30 – 16.10 Практикум
16.20 – 17.00 Практикум

1
1

43
44

февраль
февраль

17
17

15.30 – 16.10 Практикум
16.20 – 17.00 Практикум

1
1

45

февраль

24

15.30 – 16.10 Презентация

1

46

февраль

24

16.20 – 17.00 Презентация

1

47

март

03

15.30 – 16.10 Практикум

1

48

март

03

16.20 – 17.00 практикум

1

49
50

март
март

10
10

15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция

1
1

51
52
53
54
55
56
57

март
март
апрель

17
17
07

15.30 – 16.10 Репортаж
16.20 – 17.00 Репортаж
15.30 – 16.10 Проблемная лекция

1
1
1

апрель
апрель
апрель
апрель

07
14
14
21

16.20 – 17.00 Проблемная лекция
15.30 – 16.10 Мини - проект
16.20 – 17.00 Мини - проект
15.30 – 16.10 Экологическая игра

1
1
1
1

«Зеленые» профессии
«Зеленые» профессии
Чистый город начинается с тебя
Чистый город начинается с тебя
Мир без мусора
Мир без мусора
ЭКОлогика

58
59
60

апрель
апрель
апрель

21
28
28

16.20 – 17.00 Экологическая игра
15.30 – 16.10 Акция
16.20 – 17.00 Акция

1
1
1

ЭКОлогика
«Чистый берег»
«Чистый берег»

кабинет №18 Блицтурнир
кабинет №18
кабинет №18 Игра

кабинет №18
кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18
Огород на окне
кабинет №18 Практическая
Огород на окне
работа
кабинет
№18
Сохранение редких видов растений

и животных
Сохранение редких видов растений
и животных
«Зеленый десант» (уборка
территории родника «Росинка»)
«Зеленый десант» (уборка
территории родника «Росинка»)
«Всемирный день чистоты»
«Всемирный день чистоты»

кабинет №18 Выставка
родник
родник

Практическая
работа

кабинет №18
кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18
кабинет №18 Блицтурнир
кабинет №18
кабинет №18 Анкетирование
кабинет №18
кабинет №18 Защита проекта
кабинет №18
кабинет №18 Викторина
берег реки
берег реки
Практическая
работа

61

май

05

15.30 – 16.10 Акция

1

«Сдай макулатуру - спаси дерево!» кабинет №18

62

май

05

16.20 – 17.00 Акция

1

«Сдай макулатуру - спаси дерево!» кабинет №18 Практическая
работа

63

май

12

15.30 – 16.10 Практикум

1

Лекарственная клумба

кабинет №18

64

май

12

16.20 – 17.00 Практикум

1

Лекарственная клумба

65

май

19

15.30 – 16.10 в соответствии с

1

Резервное время на подготовку к
конкурсам экологической
направленности
Резервное время на подготовку к
конкурсам экологической
направленности
Резервное время на подготовку к
конкурсам экологической
направленности
Резервное время на подготовку к
конкурсам экологической
направленности

кабинет №18 Практическая
работа
кабинет №18

66

май

19

67

май

26

68

май

26

положением
конкурса
16.20 – 17.00 в соответствии с
положением
конкурса
15.30 – 16.10 в соответствии с
положением
конкурса
16.20 – 17.00 в соответствии с
положением
конкурса

1

1

1

Итого: 68 часов

кабинет №18

кабинет №18

кабинет №18

Методическая литература:
1.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание
школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5
за знания, 2005.Научно-методический журнал «Биология в школе»
2.
Наша окружающая среда (основы экологической культуры) учебная
программа для 8 классов средних общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования – Екатеринбург: учебно-методический центр
«Гринскул», 2002
3.
Обухов В.Л., Сапунов В.Б. Основы экологии – СПб: «Специальная
литература», 1998
4.
Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг окружающей среды - М.:
«Творческий центр», 2005г.
5.
Суровегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: методическое
пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994
6.
Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания:
практикум. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2002
7.
Химия и экология. Материалы для проведения учебной и внеурочной
работы по экологическому воспитанию. / Сост. Г.А. Фадеева. - Волгоград:
Учитель, 2005.
8.
Интернет-ресурсы.


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».