Школьная газета Планета - 10

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято на заседании
координационно- методического совета
протокол № 1 от 29.08.2022 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
О.А.Просвирякова
приказ № 182-од от 29.08.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Детское объединение
«Школьная газета «Планета – 10»»
Направленность: социально-педагогическая
Контингент обучающихся: 5 – 11 класс
Срок реализации: 1 год

Составитель: Дель А.Е.,
учитель

с. Новопышминское
2022 год

Пояснительная записка
Создание школьной газеты имеет большое значение для установления
тесных связей внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре
поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать
себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает
лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по
созданию газеты между учащимися разных классов устанавливаются
отношения взаимопонимания и взаимодействия. Также подобная практика
оказывает влияние на выбор профессии. Газета остается самым простым и
доступным школьным изданием.
Для формирования компетентной, социально-интегрированной и
мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в
общественной и профессиональной деятельности в школе создана система
дополнительного образования. Она включает в себя деятельность детских
объединений различной направленности. Детское объединение «Планета10», в которое входят учащиеся 7-11 классов, имеет информационное
направление. Школьная газета своевременно информирует все субъекты
образовательного процесса о том, что происходит в школе. Поэтому
актуальность данного проекта бесспорна. Каждый номер газеты отличается
новизной материала. Умение собирать информацию, обрабатывать её и
публично представлять вырабатывается у учащихся на занятиях
теоретических и практических.
Программа разработана на основе
программы Ю.В. Дубовицкой.
Элективные курсы. Сам себе редактор. М.: Материк-Альфа, 2007. и
адаптирована к требованиям организации занятий системы дополнительного
образования.
Цель программы: развитие личности подростков, их творческих
способностей, навыка устных и письменных публицистических выступлений,
формирование гражданской позиции учащихся.
Для
достижения
поставленных
целей
необходимо
решить
следующие задачи:
• Организовать практическую, общественно и социально значимую
коллективную деятельность
• Повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя
реагировать на события, находить источники информации
• Предоставить подросткам возможности для «пробы пера» и реализации
права «свободы слова» на страницах школьной газеты.

Нормативные основания составления рабочей программы
 Закон «Об образовании в РФ»;
 Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования;
 Устав школы;
 Программа развития школы;
 Образовательная программа школы;
 Воспитательная программа школы;
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Направленность: социально-педагогическая.
Основные направления деятельности:
Информационное. Кружок «Школьная газета» – форма передачи
информации о событиях и фактах из жизни школы.
Образовательное. Школьная газета используется в процессе преподавания
школьных предметов. Подготовка номеров газеты требует вовлечения
учащихся в различные формы деятельности: они получают возможность
попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора.
Обучаются современным технологиям, занятия проходят с использованием
ИКТ. В результате работы по выпуску газет возрастает их мотивация к
обучению.
Воспитательное. Организация внеурочной деятельности учащихся на базе
кружка «Школьные новости» позволяет с пользой занять их свободное
время, использовать школьную газету во время проведения урочных и
внеурочных мероприятий.
Коммуникативное. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в
процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми.
Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию
коммуникативных качеств учащихся.
Принципы:
•Уважение к читателям и авторам газеты. • Создание положительного образа
учителя, ученика, школы. • Учитывать, что о каждом ученике читают его
родители. • Писать только то, о чем знаешь. • Не замыкаться в стенах школы.
• Проявлять заинтересованность и творчество. • Не оскорблять, не унижать
печатным словом.

Ценностные ориентиры курса:
Ценностные ориентиры программы кружка «Школьные новости» базируются
на требованиях и заключаются в формировании личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Контингент

учащихся: учащиеся 5-11 классов (10-18 лет).

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических
часа с 10-минутным перерывом между занятиями (всего 68 часов в год).
Форма организации процесса обучения: на занятиях сочетаются
фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы.
В детском объединении работают редакторы, корреспонденты, фотограф,
оператор по видеомонтажу, верстальщики, почтальоны.
На
организационном
собрании
распределяются
функциональные
обязанности каждого члена группы, периодичность издания (1 раз в месяц).
Ожидаемый результат:
- повышение уровня коммуникативных навыков учащихся;
- повышение степени речевой грамотности учащихся;
- развитие кругозора через написание тематических статей;
- создание газеты как средства массовой информации.
Формы представления результатов: написание статей для школьной
газеты, участие в тематических конкурсах, написание статей для СМИ.
Помимо главной цели: информационно-просветительской, газета
огромное внимание уделяет вопросам воспитания.
Деятельность газеты формирует у ребят чувство гордости за свою
школу, село, регион и страну в целом,
воспитывает уважительное
отношение к педагогам, родителям, любому взрослому человеку; развивает
потребность в познании мира, законов бытия;
позволяет ощутить себя
успешной личностью.
На страницах газеты
имеются постоянные рубрики: «Колонка
редактора», «Наше школьное житьё-бытьё», «Вести из класса»,
«Литературная страничка», «Каникулярный вояж», «Это актуально»,
«Поздравления», «Объявления».
Стало доброй традицией готовить спецвыпуски. В них подробно
отражаются
такие школьные мероприятия,
как День здоровья,
общешкольные праздники, открытый урок чтения, спортивные достижения.
Срок реализации образовательной программы: 1 учебный год.

I. Учебный план
N п/п
1

тема
Введение. Целеполагание.
Организационное собрание:
распределение поручений.

количество
2

теория

практика
2

2

Публицистические жанры:
заметка, интервью, очерк, письмо,
отзыв, поздравление, объявление.

12

4

8

3
4
5
6

Работа корреспондента
Работа корректора
Работа фотографа
Процесс верстки и печати.

12
8
8
12

4
1
1
1

8
7
7
11

7

Нормативность речи.
Речевой этикет

14

4

10

68

15

53

итого

II. Содержание программы
1. Введение. Целеполагание. Организационное собрание: распределение
поручений.Знакомство с курсом программы. Составление плана на год.
2. Жанр газеты. Последовательная разработка модели стенгазеты.
Знакомство с газетной полосой, правилами её заполнения Понятие шрифтов,
заголовков, рубрик. Определение жанра рубрики.Интервью, опрос, репортаж.
Сатирические жанры: фельетон, юмореска. Зарисовки: пейзаж, очерк.
Создание и размещение тематических блоков.
Отчет – информационный жанр, констатирующий, главным образом, ход
собрания, конференции. (Кто выступил, что было сказано).
Новость – свежая информация, сообщение о самых последних событиях,
информация о человеке, факте, событии, проблеме – обо всем том, к чему
стоит привлечь внимание.
Репортаж: дает наглядное представление о происшедшем на глазах
репортера. Событийный и тематический.
Интервью, беседа: предполагает наличие конкретного собеседника.
Обозрение: чаще всего в этом жанре выступают авторы, пишущие на темы
литературы, искусства. Дается оценка предлагаемых вниманию читателей
произведений, и это служит эстетическому воспитанию аудитории.
Разновидность обозрения – обзор писем или свежих поступлений в
школьную библиотеку.
Статья: публицистический жанр, в котором осмысливается жизнь на основе
множества фактов, явлений, высказываний.
Очерк: ставит своей целью исследовать личность в ее изменениях,
становлении взглядов.

Зарисовка: воспроизводит детали и подробности события, явления,
впечатления автора от увиденного или узнанного в процессе участия.
Фельетон. Сатирическое описание факта, проблемы, ситуации с активным
использованием иносказания, гиперболы.
3. Работа корреспондента.
Способы сбора и анализ информации. Сообщение о школьном мероприятии.
Репортаж с урока, классного часа. Интервью с интересным человеком.
Подготовка новостей из жизни класса, школы. (Тема, дата, место проведения.
Цель проведения. Рассказ о выступивших гостях). Государственные
праздники в газете. Стихи. Поэтическая страничка.
4. Работа корректора:
Внимательное чтение текста, исправление опечаток ( пропущенные буквы,
лишние символы, в том числе пробелы; ликвидация пунктуационных
недочетов; исправление орфографических ошибок; проверка смысловых
соответствий, соблюдение логической связи; устранение жаргонных слов,
просторечивых высказываний, неразрешенных сокращений; проверка,
корректности оформления таблиц и формул, нумерации дополнительных
элементов; формирование абзацев; сверка подзаголовков с планом.
5. Работа фотографа.
Совершенствование дизайна. Необходимость иллюстративного материала в
газете, его содержание, соответствие заявленной теме, объём.
6. Процесс верстки и печати.Особенности компьютерной технологии.
Технические правила набора. Технические правила верстки. Организация
технологического процесса набора и верстки. Технические средства,
программное обеспечение и расходные материалы.Требования техники
безопасности и охрана окружающей среды.
7. Нормативность речи. Речевой этикет
Культура речи. Информационная осведомленность в различных источниках,
в том числе и в непосредственном общении детей и взрослых.
III. Календарный учебный график

1-2

Время
проведения
Месяц Число занятия
Форма занятия
сентябрь
16.00-16.40
06 16.50-17.30 Круглый стол

3-4

16.00-16.40
сентябрь 13 16.50-17.30

N п/п

5-6
7-8
9-10

16.00-16.40
сентябрь 20 16.50-17.30
16.00-16.40
сентябрь 27 16.50-17.30
16.00-16.40
октябрь 04 16.50-17.30

Колво
часов Тема занятия
Вводное занятие.
2
Собрание
Наши возможности –
Коллективнонаши планы.
творческое дело
Оформление подписки.
(КТД)
2
Сбор материала для
газеты № 1. Работа
Интервью
2
корректора.
Верстка. Печать номера.
КТД
2
Оформление подписки.
Интервью. Как
Лекция
2
правильно взять

Форма
Место проведения контроля
Кабинет 8
МАОУ
СОШ№10
МАОУ
СОШ№10
МАОУ
СОШ№10
Кабинет 8

тест

интервью.

11-12

октябрь

13-14

октябрь

15-16

октябрь

17-18

ноябрь

16.00-16.40
11 16.50-17.30
16.00-16.40
18 16.50-17.30
16.00-16.40
25 16.50-17.30
16.00-16.40
08 16.50-17.30

19-20

ноябрь

16.00-16.40
15 16.50-17.30

21-22

ноябрь

23-24

ноябрь

25-26

декабрь

16.00-16.40
22 16.50-17.30
16.00-16.40
29 16.50-17.30
16.00-16.40
06 16.50-17.30

27-28

декабрь

16.00-16.40
13 16.50-17.30

29-30

декабрь

16.00-16.40
20 16.50-17.30

31-32

декабрь

16.00-16.40
27 16.50-17.30

33-34

январь

35-36

январь

37-38

январь

39-40

январь

41-42

февраль

16.00-16.40
24 16.50-17.30
16.00-16.40
31 16.50-17.30
16.00-16.40
07 16.50-17.30

43-44

февраль

45-46

Интервью

2

КТД

2

КТД

2

Дискуссия

2

Практикум

2

тест
Минипроект

Практикум
2
Практикум

Работа фотографа
Работа корректора.

Кабинет 8
Кабинет 8

2

тест

Вёрстка и печать газеты
№3
КТД

Кабинет 8

2
Подготовка материала в
рубрике «каникулярный
вояж»

Интервью
Консультация
учителя
информатики.

2

2

Круглый стол

2

КТД

2

Практикум

2

Анализ
информации

2

Практикум

2

КТД

2

16.00-16.40
14 16.50-17.30

КТД

2

февраль

16.00-16.40
21 16.50-17.30

КТД

2

47-48

февраль

16.00-16.40
28 16.50-17.30

КТД

2

49-50

март

16.00-16.40
07 16.50-17.30

Анализ
информации

2

16.00-16.40
10 16.50-17.30
16.00-16.40
17 16.50-17.30

Речевой этикет. Сбор
материала для газеты №
2
МАОУ
СОШ№10
Работа корректора.
Кабинет 8
Вёрстка и печать № 2.
Кабинет 8
Нормативность речи.
Кабинет 8
Написание отзыва,
заметки, очерка.
Кабинет 8

Кабинет 8

Работа с компьютером. Кабинет 8
Информационная
поддержка
общешкольного
месячника
Кабинет 8
«Служу Отечеству!»
Работа над номером
газеты
Кабинет 8
Практикумы.
Кабинет 10
Экскурсия в школьный
музей.
МАОУ
СОШ№10

тест

МиниУчимся писать репортаж Кабинет 8
проект
Печать газеты.
Кабинет 8
Доставка ветеранам
педагогического труда. С.
Новопышминское
Изготовление
праздничной печатной
продукции к празднику 8
Марта.
Кабинет 8
Поздравление. У кого
оригинальнее?
МАОУ
СОШ№10
Работа над рубрикой
«Наше школьное житьёбытьё»
Кабинет 8

51-52

март

Интервью,
беседа

14
16.00-16.40
16.50-17.30

Сбор материала к
очередному номеру
газеты.

МАОУ
СОШ№10

2
Кабинет 8

53-54

март

16.00-16.40
21 16.50-17.30

55-56

апрель

16.00-16.40
04 16.50-17.30

57-58

апрель

16.00-16.40
11 16.50-17.30

КТД

2

Мастер-класс

2

Лекция

2

апрель

63-64

май

16.00-16.40
16 16.50-17.30

Проектная
деятельность

16.00-16.40
23 16.50-17.30
16.00-16.40
30 16.50-17.30

Анализ
информации

2

КТД

2

65-66

май

67-68

май

тест

Кабинет 8

тест

Создание очередного
номера газеты.

61-62

апрель

Кабинет 8
Письменная речь.
Законы жанра.

16.00-16.40
18 16.50-17.30
16.00-16.40
25 16.50-17.30

59-60

Верстка и печать номера
Корректор, фотограф,
верстальщик – ваш
выход!

КТД
Анализ
информации

Кабинет 8

2
2

Информационное
сопровождение акции
«Поклонимся великим
тем годам!»

2
Интервью дают
выпускники.
Издание последнего
номера.

Кабинет 8
МАОУ
СОШ№10
МАОУ
СОШ№10
Кабинет 8

IV. Условия реализации программы:
Условием реализации программы является наличие:
- кабинета, оборудованного специальной техникой (два ноутбука, два
принтера (цветной и черно-белый), компьютерная программа для вёрстки
газеты, брошюратор, бумага и т.д.;
- методической литературы для учителя и ученика.
V. Список литературы
1. Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие.
М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989
3. Дубовицкая Ю.В. Элективные курсы. Сам себе редактор. М.: МатерикАльфа, 2007.
4. Закон Российской Федерации – О средствах массовой информации‖.
5. Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный
руководитель 2003 - №3
6. Кашлева Н. В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги,
портфолио – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981
9. Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как
фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».