Совет музея

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято на заседании
координационно - методического совета
протокол № 1 от 29.08. 2022 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
О. А. Просвирякова
приказ № 182-од от 29.08.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

Кружок «Совет музея»
Направленность: туристско-краеведческая
Контингент обучающихся: 5 – 11 класс
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Курицын Ф.И.,
руководитель школьного музея

с. Новопышминское
2022 г.

Пояснительная записка









Актуальность. В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно
разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое
отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе
факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях
образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание
музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения
образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы
юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их
родителей.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное
средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи,
рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять
внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования
музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и
учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского
общества охраны памятников истории и культуры.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания
учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся,
интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую
деятельность.
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы,
района, города, края,села.
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и
методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.
Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
Организация научно-исследовательской работы
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Концепция данной образовательной программы заключается в изменении содержания
образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий,
позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат
ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии —
музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к
исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия,
исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является
восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал
музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные
направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об
отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов,

информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии,
создание информационного киоска на страничке сайта школы.
Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор –
неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий
кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество.
Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление
реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических и географических игр,
фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, ветеранами.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в
триместр), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.
Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов
занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой
присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям
родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Направления деятельности:
 Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному
наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
 Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
 Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
 Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
 Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных
проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного
образования.
Категория обучающихся: учащихся 5-11 классов,
Режим занятий: проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу, всего 34 занятия в год.
Формы организации деятельности учащихся:
 лекции;
 экскурсии;
 консультации;
 литературные и исторические гостиные;
 встречи с интересными людьми;
 исторические и географические игры, викторины;
 проектная и исследовательская деятельность;
 использование интернет – технологий;
 создание видеопрезентаций;
 посещение школьных музеев и музеев города и области;
 оформление выставок, обновление экспозиций;
 встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории села и страны,
умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей
России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края,
гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и
независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на
знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по
самостоятельной работе по профилю музея:
выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию,
классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по
экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки,
конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях;
развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по
профилю музея;
развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в
сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся научатся:
—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и
информационными источниками;
—находить и осуществлять отбор нужной информации;
— анализировать источники по заданным критериям;
—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
—находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;
—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом
географическом пространстве;
—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
—вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность
включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия
школы. Примут участие в реализации социальнозначимых проектов, проводимых в учебном
учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий,
практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в
форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путе шествие в прошлое страны,
познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных
обрядов и фольклора.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности
субъекта обучения. Это:
∙ готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
∙ достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
∙ личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с
ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного
взгляда на окружающий мир. Это:
∙ формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за
достижения своих односельчан;
∙ воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей
семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания;
∙ понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
∙ формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил
индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
∙ осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
∙ обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
∙ овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт,
эксперимент, измерение);
∙ использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не
только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании
его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов
позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и
обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в
программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого
определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного
предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и
коммуникативные действия:

∙ познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные
умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
∙ регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности
(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать
результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием
повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и
обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной
информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах; проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
- организации я социальных акций патриотической направленности
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде
деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и
учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности
школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и
внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических
конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и
жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов
педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами
педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении
экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных
связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Учебный план
№
п/п.
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12

13
14
15
16
17

18
19

20
21
22
23
24
25
26
27

Содержание программы

Всего

Начало работы школьного музея. Цели и задачи.
Вводный инструктаж
Начало работы школьного музея. Наследие в
школьном музее.
Функции школьного музея.
Организация школьного музея.
Родной край в истории государства Российского.
Моя семья и родной край.
Военная слава земляков. Подготовка к
мероприятиям к празднику «День белых журавлей».
Наша школа в истории родного края.
Фонды школьного музея. Коллекции школьного
музея.
Фонды школьного музея. Учёт фондов школьного
музея.
Комплектование фондов школьного музея.
Планирование работы.
Комплектование фондов школьного музея.
Выявление предметов музейного значения.
Военная слава земляков. Подготовка к
мероприятиям в рамках «Дня неизвестного
солдата».
Военная слава земляков. Подготовка к
мероприятиям в рамках «Дня героев Отечества».
Экскурсионная работа в школьном музее.
Подготовка экскурсии.
Экскурсионная работа в школьном музее.
Проведение экскурсии.
Экспозиция школьного музея. Концепция
экспозиции школьного музея.
Экспозиция школьного музея. Виды экспозиций и
основные приёмы экспонирования музейных
предметов.
Экспозиция школьного музея. Создание экспозиции
на заданную тему.
Военная слава земляков. Проведение акции
«Светлячки памяти» в честь 79-летней годовщины
снятия блокады Ленинграда.
Тексты в музейной экспозиции. Назначение и виды
текстов в экспозиции.
Тексты в музейной экспозиции. Практикум по
составлению этикетажа к экспонатам.
Экскурсионные поездки по родному краю.
Военная слава земляков. Подготовка мероприятий в
рамках «Дня защитника Отечества».
Экскурсионные поездки по родному краю.

1

Теоретическ
ие занятия
1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

Учёт и описание музейных предметов. Задачи учёта
и научного описания музейных предметов.
Учёт и описание музейных предметов. Проверка и
заполнение документов учёта.
Учёт и описание музейных предметов. Составление
паспортов музейных предметов.

1

1

1

1

1

1

Практическ
ие занятия

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

28
29

30
31
32
33
34

Комплектование фондов школьного музея. Учёт и
классификация старых и новых экспонатов.
Комплектование фондов школьного музея.
Обеспечение научной и физической сохранности
находок.
Подготовка к участию и участие в муниципальных
мероприятиях.
Подготовка к участию и участие в муниципальных
мероприятиях.
Военная слава земляков. Подготовка мероприятий в
рамках «Дня победы».
Военная слава земляков. Проведение мероприятий в
рамках «Дня победы».
Окончание года работы школьного музея.
Подведение итогов.
Итого:

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
34

Содержание программы курса «Школьный музей»
Тема 1. Наследие в школьном музее (1 час)
Теоретические занятия (2часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия.
Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и
изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Творческая работа.
Тема 2. Родной край в истории государства российского (1 час)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных
источниках. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Тема 3. Функции школьного музея (1 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая
детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ
документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления
материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 4. Организация школьного музея (1 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и
название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея.
Учредительные документы школьного музея.
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного
музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета
содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.
Тема 5. Моя семья и родной край (1 час)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в
истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного
архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий.
Обсуждение собранных материалов.
Тема 6. Наша школа в истории края (1 час)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след
в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и
архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и
выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и
выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи
школы.
Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (4 часа)
Теоретическая часть 2 часа. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события,
явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об
исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой
документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в
процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Практическая часть 2 часа. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение
обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и
экспедиций.
Тема 8. Фонды школьного музея (2 часа)
Теоретическая часть 2 часа. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и
коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных
предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов
и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в
школьном музее.
Тема 9. Учет и описание музейных предметов (3 часа)
Теоретические занятия (1 час) Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета
музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта
музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия (2 часа) Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и
описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 10. Экспозиция школьного музея (3 часа)
Теоретические занятия (2 часа) Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций:
тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практическая часть (1 час)
Тема 11. Тексты в музейной экспозиции (2 часа)
Теоретические занятия (1 час) Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и
сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в
экспозиции.
Практические занятия (1 час) Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы
размещения текстов в экспозиции.
Тема 12. Военная слава земляков (7 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий.
Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии –
почетная обязанность гражданина России. (2 ч.)
Практические занятия (1 час) Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или
прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга
Памяти.
Тема 13. Экскурсионная работа в школьном музее (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными
средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с
использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов
музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом,
этика.
Практические занятия (1 час) Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Проведение экскурсий.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/
п

1

Мес
яц

09

Чи
сло

Время
проведения

Форма
проведени
я

Количес
тво
часов

7

16.00-16.40

Беседа

1

14

16.00-16.40

Беседа

1

21

16.00-16.40

Лекция

1

09
2
09
3
09
4

5

28

10

5

16.00-16.40

16.00-16.40

Практикум

Игра

1

1

Тема
Начало работы
школьного музея.
Цели и задачи.
Вводный инструктаж
Начало работы
школьного музея.
Наследие в школьном
музее.
Функции школьного
музея.

Организация
школьного музея.

Родной край в
истории государства
Российского.

Место
проведе
ния
Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Форма
контро
ля

6

10

12

16.00-16.40

Практикум

1

7

10

19

16.00-16.40

Практикум

1

8

10

26

16.00-16.40

Беседа

1

9

11

10

16.00-16.40

Беседа

1

10

11

17

16.00-16.40

Лекция

1

Практикум
11

11

24

16.00-16.40

1
Практикум

12

12

1

16.00-16.40

1

Практикум
13

12

8

16.00-16.40

1
Лекция

14

12

15

16.00-16.40

1
Практикум

15

12

22

16.00-16.40

1
Практикум

16

12

29

16.00-16.40

1
Леция

17

01

11

16.00-16.40

1

Моя семья и родной
край.

Военная слава
земляков. Подготовка
к мероприятиям к
празднику «День
белых журавлей».
Наша школа в
истории родного
края.
Фонды школьного
музея. Коллекции
школьного музея.
Фонды школьного
музея. Учёт фондов
школьного музея.
Комплектование
фондов школьного
музея. Планирование
работы.
Комплектование
фондов школьного
музея. Выявление
предметов музейного
значения.
Военная слава
земляков. Подготовка
к мероприятиям в
рамках «Дня
неизвестного
солдата».
Военная слава
земляков. Подготовка
к мероприятиям в
рамках «Дня героев
Отечества».
Экскурсионная
работа в школьном
музее. Подготовка
экскурсии.
Экскурсионная
работа в школьном
музее. Проведение
экскурсии.
Экспозиция
школьного музея.
Концепция
экспозиции
школьного музея.
Экспозиция
школьного музея.
Виды экспозиций и
основные приёмы
экспонирования
музейных предметов.

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Практикум
18

01

18

16.00-16.40

1
Практикум

19

01

25

16.00-16.40

1

Практикум
20

02

1

16.00-16.40

1
Практикум

21

02

8

16.00-16.40

1

Практикум
22

02

15

16.00-16.40

1
Практикум

23

02

22

16.00-16.40

1

Практикум
24

03

1

16.00-16.40

1
Практикум

25

03

15

16.00-16.40

1
Практикум

26

03

22

16.00-16.40

1
Практикум

27

04

5

16.00-16.40

1
Практикум

28

04

12

16.00-16.40

1

Экспозиция
школьного музея.
Создание экспозиции
на заданную тему.
Военная слава
земляков.
Проведение акции
«Светлячки памяти»
в честь 79-летней
годовщины снятия
блокады Ленинграда.
Тексты в музейной
экспозиции.
Назначение и виды
текстов в экспозиции.
Тексты в музейной
экспозиции.
Практикум по
составлению
этикетажа к
экспонатам.
Экскурсионные
поездки по родному
краю.
Военная слава
земляков. Подготовка
мероприятий в
рамках «Дня
защитника
Отечества».
Экскурсионные
поездки по родному
краю.
Учёт и описание
музейных предметов.
Задачи учёта и
научного описания
музейных предметов.
Учёт и описание
музейных предметов.
Проверка и
заполнение
документов учёта.
Учёт и описание
музейных предметов.
Составление
паспортов музейных
предметов.
Комплектование
фондов школьного
музея. Учёт и
классификация
старых и новых
экспонатов.

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Практикум
29

04

19

16.00-16.40

1

Практикум
30

04

26

16.00-16.40

1
Практикум

31

05

3

16.00-16.40

1
Практикум

32

05

10

16.00-16.40

1
Практикум

33

05

17

16.00-16.40

1

Практикум
34

№№

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

3.1
3.2
3.3

05

27

16.00-16.40

1

Комплектование
фондов школьного
музея. Обеспечение
научной и
физической
сохранности находок.
Подготовка к
участию и участие в
муниципальных
мероприятиях.
Подготовка к
участию и участие в
муниципальных
мероприятиях.
Военная слава
земляков. Подготовка
мероприятий в
рамках «Дня
победы».
Военная слава
земляков.
Проведение
мероприятий в
рамках «Дня
победы».
Окончание года
работы школьного
музея. Подведение
итогов.

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

Музей
школы

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направление, содержание работы
Сроки
1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
Выборы и утверждение Совета музея
Составление и утверждение плана работы музея на 2022-2023 учебный год
Составление и утверждение календарного плана работы музея (по
месяцам)
Разработка циклограммы заседаний Совета музея
Составление плана и проведение заседаний Совета музея.
2.ЭКСКУРСИОННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Организация посещения музея учащимися, родителями и гостями школы
Организация экскурсий по экспозиции музея, тематическим выставкам,
пришкольному участку
Встречи с ветеранами педагогического труда, жителями микрорайона.
Музейные уроки
Разработка содержания новых экскурсий и проведение их
Дни открытых дверей музея
Поздравления учителей – ветеранов с праздниками, днями рождения и
юбилеями
Участие в организации и проведении конкурсов
стенных газет, рисунков, чтецов, сочинений,
3. ПОИСКОВАЯ РАБОТА
Сбор материалов о выпускниках школы, обработка и размещение их в
Интернете

Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь

В течение
года
Апрель
2023 г.
В течение
года
В течение
года

В течение
года

примечание

3.4
3.5
3.6

4.1
4.2
4.3

5.1
5.2
5.3
5.4

Сбор новых экспонатов, архивных материалов по истории школы в
соответствии с программой исследования
Описание новых экспонатов
Изучение исторических экспонатов и материалов
Сбор материалов по истории Российского образования и размещение их на
сайте в Интернете и на стенде
Размещение на сайте в Интернете музейных материалов в разделы:
Галерея учительской славы, Музейная летописи школьной жизни , Наши
проекты, Наши награды
Поиск без вести пропавших участников Великой Отечественной войны.
4. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
Комплектование основной экспозиции новыми экспонатами
В течение
Изготовление материалов и оформление периодически сменяемых
года
выставок
Оформление стендов по материалам конкурсов
5. ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Организация проектно-исследовательской работы школьников на базе
музейных фондов по направлениям:
- галерея учительской славы школы,
- директора школы,
- выпускники школы,
- интересные семьи наших учащихся,
-смотр-конкурс музеев,
- история семьи в истории России
- моя малая Родина.
Публикация на сайте школы материалов проектной деятельности музея
Участие музея в конкурсах и семинарах различных уровней.
Участие в окружном конкурсе исследовательских работ по краеведению

Январьфевраль
Сентябрьоктябрь
В течение
года
Мартапрель
Сентябрьоктябрь
Апрель
В течение
года
Октябрь,
апрель

Список литературы
1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в
школе. Спб., 2002.
5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».