РП история УО 7-9 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Отечества
для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

7-9 классы
на 2020-2021 учебный год

Составитель:
Бусова Лариса Викторовна,
учитель истории,
1 кв.категория

с. Новопышминское
2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цель и задачи рабочей программы:
Цель рабочей программы:создание педагогических условийдля разностороннего развития личности обучающихся, их умственного
развития, достижения того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации в соответствии с возрастными
особенностями, индивидуальными возможностями обучающихся через усвоение предметно-информационной, деятельностнокоммуникативной и ценностно- ориентационной составляющих качества образования.
Цель образовательной программы школы: формирование компетентной, социально интегрированной и мобильной личности,
способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.
Цель и задачи:овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка, с нарушением интеллекта к жизни, социально- трудовая и
правовая адаптация выпускника вобщество.
• усвоение основных событий отечественной истории, свершений выдающихся личностей, олицетворяющих основные периоды
истории России;
• формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий, давать им
элементарную оценку;
• развитие познавательных интересов;
• формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и
правовая адаптация выпускника в обществе.
Образовательные задачи:
• усвоить важнейшие факты истории;
• создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
• усвоить доступные для обучающихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
• овладеть умением применять знания по истории в жизни;
• выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
• гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;
• воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
• нравственное воспитание;
• эстетическое воспитание;
• трудовое воспитание;
• экологическое воспитание;
• правовое воспитание;
2

Коррекционно – развивающие задачи:
• развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы;
• учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
• содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
• расширять лексический запас, развивать связную речь.
2. Нормативные основания составления рабочей программы
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
 Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
 Декларация о правах умственно отсталых лиц;
 Устав школы;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МАОУ СОШ № 10;
 Календарный учебный график на учебный год;
 Учебный план школы на учебный год;
 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
3. Задачи обучения
Главной функцией обучения является формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе
полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной
деятельности.
Основными задачами образования являются:
 подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после школы, исходя из сложившихся культурно-исторических,
экономико-географических, экологических и геополитических особенностей региона;
 формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края
на основе владения способами самоорганизации своей жизнедеятельности;
 обеспечение дальнейшего процесса активного самопознания, умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения
на основе принятия нравственных ценностей культуры региона и страны в целом;
 углубление и расширение знаний об общем и особенном в культуре проживающих в регионе этносов, тенденций развития их
трудовой, семейно-бытовой, нравственной, эстетической деятельности в условиях глобализации в начале XXI века;
4. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать:
3

-какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события (конкретные по выбору учителя);
- кто руководил основными сражениями;
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте,иллюстрациях учебника;
-пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени»
-устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
-пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
Межпредметные связи:обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.
В целях реабилитации личности ребенка с отклонениями в развитии на уроках истории и обществознанияпроводится
коррекционная работа в следующих направлениях:
- коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики;
- развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса;
- развитие внимания, памяти, мышления
через ориентировку в задании и составление плана работы; через приемы, повышающие активную мыслительную деятельность:
сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, обобщение и классификация; через формирование умения ориентироваться в
различных источниках информации в ходе проведения сюжетно-ролевых и деловых игр, практических работ и восприятия программного
материала.
5. Планируемый результат:



Реализация рабочей программы;
Создание условий для формирования социальной компетентности обучающихся;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся
1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб.для 7 кл. специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIIIвида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб.для 8 кл. специальных (коррекционных)
4

образовательных учреждений VIIIвида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
8 кл., М., Просвещение, 2010.
3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб.для 9 кл. специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIIIвида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

5

Календарно – тематическое планирование. 7 класс.
Раздел, тема урока

Колво
часов

план

факт

Тип урока

Требования обязательного
минимума

знания

умения

Контро
ль
знаний

Раздел I. Введение в историю 7 часов
Основные
Работать с Текущ
термины и
учебником ий
понятия:
история,
историки,
предки

История - наука о
прошлом

1

Вводный

Исторические
памятники.

1

Комбинирова
нный

Наша РодинаРоссия.

1

Комбинирова
нный

Моя родословная.

1

Комбинирова

Исторически
е источники:
устные,
письменные,
вещественн
ые
Основные
понятия и
термины:
Россия,
россияне,
граница,
столица,
президент,
герб, флаг,
гимн
Понятия

Работа со
схемой

Текущ
ий

Объяснять Текущ
историческ ий
ие термины
и понятия

Составить
6

Текущ

Характеристика
деятельности учащихся
или виды учебной
деятельности

Содержа
ние
методиче
ского
обеспече
ния

Приемы слушания,
наб-людения,
планирования работы
с учебником,
организация учебного
общения, дом.работа

Портрет
С.М.
Соловье
ва

Развивать
долговременную
память,
развивать
зрительную
память,
развивать
слуховую
память.
Схема
Развивать
«Истори память,
я.
развивать
Памятни монологическую
ки»
речь.

Приемы слушания,
наблюдения,
рассматривания,
пересказа
информации,
дом.работа.
Приемы слушания, ра- Герб,
бота с картой,
флаг,
наблюдения,
гимн
рассматривания,
работа с учебником

Приемы слушания,

Коррекционная
работа

Развивать
пространственно
е мышление.

Генеалог Развивать

нный

Счет лет в истории.

1

Историческая
карта.

1

Восточные славяне
- предки русских,
украинцев,
белорусов.

1

Роды и племена
восточных славян и
их старейшины.

1

Славянский

1

:родословна
я,
генеалогия.

генеалогич ий
еское древо
по образцу.

Комбинирова
нный

наблюдения,
рассматривания,
дом.работа.

Хронология, Работать с Текущ Приемы слушания,
дата, век.
лентой
ий
наблюдения,
Летосчислен времени.
рассматривания,
ие, лента
переписывания,
времени.
зарисовывания.
Комбинирова Историческа Показывать Текущ Приемы слушания,
нный
я карта на
ий
наблюдения,
графическое историческ
рассматривания,
изображение ой карте,
дом.работа.
государства народы,
в разные
географиче
исторически ские
е периоды
объекты.
времени
Раздел 2 История нашей страны древнейшего периода. 14 часов
Комбинир Наши
Работать с Текущ Приемы слушания, раованный
предки,
учебником. ий
бота с картой,
племена, их
наблюдения,
места
рассматривания,
расположени
работа с учебником.
я
Комбинир Основные
Выявить
Текущ Приемы слушания, раованный
понятия:
причины
ий
бота с картой,
семья, род, зарождения
наблюдения,
вече, князь, неравенств
рассматривания,
дружина,
а.
работа с учебником.
соплеменник
,
знатные
люди.
Комбинир Объяснить
Работать с Текущ Приемы слушания,
7

ическое
древо
Романов
ых.
Лента
времени.

Киевска
я Русь в
IX-Xвв.

устную
монологическую
речь
через
работу по схеме.
Формировать и
развивать
умение
анализировать
прочитанное.
Развивать
пространственно
е
мышление,
развивать
устную речь.

Иллюст
рации

Развивать
пространственно
временное
мышление.

Иллюст
рации

Развивать
монологическую
речь.

Иллюст

Развивать

поселок.

ованный

Древнейшие
народы и
поселения.

1

Основные занятия
восточных славян.

1

Ремесла восточных
славян.

1

Занятия
древнейших
народов.

1

Обычаи восточных
славян.

1

значение
слов:
поселение,
частокол,
мазанка,
землянка,
амбар.хлев.
Комбинир Называть
ованный
древнейшие
народы
и
поселения.

иллюстрац
иями:
рассказ по
иллюстрац
ии.

Комбинир Занятия:
ованный
земледелие,
скотоводство
,охота, бортничество.
Комбинир Объяснить
ованный
значение
слов: гончар,
кузнец,бонд
арь.

Работать с
текстом
учебника.

ий

наблюдения,
рассматривания,
переписывания,зарисо
вывания.

рации

зрительное
и
слуховое
восприятие,
монологическую
речь.

Приемы слушания,
наблюдения,
рассматривания,
переписывания,зарисо
вывания.
Пересказ
информации,
организация учебного
общения, дом.работа

Док.фил
ьм «
Танаис»

Развивать
память,
развивать
монологическую
речь.
Развивать,
устную
монологическую
речь.

Текущ
ий

Пересказ
информации,
организация учебного
общения, дом.работа

Иллюст
рации

Текущ
ий

Приемы слушания,
наблюдения,
рассматривания,
переписывания

Развивать
устную
монологическую
речь.

Текущ
ий

Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
память,
развивать
монологическую
речь.

Рассказать Текущ
о народах и ий
поселениях

По
иллюстрац
ии
определить
занятие и
ремесло.
Комбинир Называть
Рассказать
ованный
основные
о занятиях
занятия.
народов,
населявши
х Дикое
поле.
Комбинир Значение
Рассказать
ованный
словхоровод, о оберегах.
плач, тризна,
жернова,
оберег,
8

Текущ
ий

Иллюст
рации

Развивать
зрительное
восприятие.

Верования
восточных славян

1

Религиозные
верования и
погребальные
обряды народов
России.

1

Соседи восточных
славян.

1.

Славянские воины
и богатыри.

1

Объединение
восточных славян
под властью
Рюрика

1

каравай:.
Комбинир Духи,
ованный
язычество,
идол,
святилище,
жертва,
волхвы,
обряд,
знахарь
Комбинир Знать
ованный
особенности
погребальны
х обрядов.

Самостояте Текущ
льно
ий
ответить на
вопросы в
учебнике.

Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
мыслительные
процессы.

Рассказать
о
веровании
племен

Текущ
ий

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Комбинир Называть
ованный
соседей
кочевников,
объяснить
название
кочевники.
Комбинир
ованный

Работать с
картой в
учебнике.

Текущ
ий

Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
мыслительные
процессы.
Развивать
монологическую
речь.
Развивать
память
через
многократное
повторение.

Находить
нужную
иллюстрац
ию оружия
по
названию

Текущ
ий

Приемы слушания,
наблюдения,
рассматривания,
переписывания,зарисо
вывания.

Комбинир Знать
ованный
значение
слов: послы,
князь,
княжество,
пленник.

Работать с Текущ
лентой
ий
времени,
пересказать
легенду о
призвании

Приемы слушания,
наблюдения,
рассматривания,
переписывания,зарисо
вывания.

9

Иллюст
рации
(Оружие
и
доспехи
богатыр
ей).
Иллюст
рации

Развивать
зрительную
слуховую
память.

Развивать
зрительное
слуховое
восприятие.

и

и

Обобщающие
повторение :
«Наша страна в
древнейший
период».
Контрольная
работа

1

Образование
государства
восточных славян Киевской Руси.

1

Русские князья
Игорь и княгиня
Ольга.

1

Князь Святослав..

1

1

Урок
обобщен
ия и
контроля

Рюрика.
Знать
Уметь
основные
применять
даты,
полученны
перечислять е знания
события и историческ
их
их
последствия, событий.
факты,
определять
понятия
темы.

Комбинир Знать
ованный
значение
слов:
полюдье,
император.
Комбинир Знать
ованный
основные
даты,
перечислять
события и
их
последствия,
факты,
определять
понятия
темы.
Комбинир Показать на
ованный
карте земли
завоеванные
Святославом
.

Ответить
на вопросы
в учебнике.

Темат Приемы слушания,
ически наблюдения,
переписывания.
й

10

Развивать
логическое
мышление.
Развивать
долговременную
память.

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Иллюст
рации.

Развивать
долговременную
память,
логическое
мышление..
Развивать
умение
самостоятельно
работать,
развивать
долговременную
память,
логическое
мышление.

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Карта
«Киевск
ая Русь в
IX-Xвв».

тест

Текущ
ий

Уметь
Текущ
применять ий
полученны
е
знания
историческ
их
событий.

Объяснить
«Иду на
вас!»

Тест

Текущ
ий

Иллюст
рации.

Развивать
зрительную
слуховую
память.

и

Укрепление власти
князя.

1

Оборона Руси от
врагов.

1

Крещение Руси при
князе Владимире.

1

Былины - источник
знаний о Киевской
Руси.

1

Культура и
1
искусство Киевской
Руси.

Комбинир Роль
ованный
княжеской
дружины,
укрепление
единой
верховной
власти
Комбинир Оборона
ованный
Руси,
крепости,
дозорная
служба
Комбинир Знать дату
ованный
крещения
Руси

Работать с
планом,
текстом
учебника

Текущ
ий

Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации.
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
умение
самостоятельно
работать
с
учебником.

Отвечать
на вопрос
по плану.

Текущ
ий

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Иллюст
рации

Развивать
устную
монологическую
речь.
Развивать
память
через
многократное
повторение.

Комбинир Знать
ованный
значение
слов:
побратим.

Рассказать
о богатыре
на выбор.

Текущ
ий

Комбинир Знать
ованный
значение
слов: алтарь,
фрески,икон
ы,
иконописцы,
мозаика,

Связно и
развернуто
излагать
факты на
основе
учебника.

Текущ
ий

Приемы слушания,
наблюдения,
рассматривания,
переписывания,зарисо
вывания.
Приемы слушания,
наблюдения,
рассматривания,
переписывания,зарисо
вывания.

Иллюст
рации.
Схема
«Управл
ение
русской
правосл
авной
церковь
ю».
Иллюст
рации.

Развивать
долговременную
,
развивать
монологическую
речь.
Схема « Развивать
Система мысли-тельные
государс процессы,
твенного развивать
управле монологическую
ния при речь.
ПетреI»

По схеме
Текущ
рассказать ий
о
церковном
управлении
на Руси.

11

Княжеское и
боярское подворье.

1

Жизнь и быт людей
в Киевской Руси.

1

Правление
Ярослава Мудрого.

1

Образование и
грамотность на
Руси.

1

Летописи и
летописцы.

1

церковная
утварь.
Комбинир Названия
Найти
ованный
жилищ
сходства и
князей
и различия в
бояр.
княжеском
и боярском
быте.
Комбинир Знать
Самостояте
ованный
значение:нат льно
уральное
ответить на
хозяйство,
вопросы в
вотчина,
учебнике.
смерд,
холоп, закуп,
венец,
ожерелье.
Комбинир Знать , за Изложить
ованный
что Ярослав собственно
получил
е мнение о
прозвище
Ярославе
«Мудрый».
Мудром.
Комбинир Знать
Самостояте
ованный
значение
льно
слов:
отвечать на
переписчик, вопросы в
устав,
конце
библия,
параграфа
библиотека.
Комбинир Знать
Уметь
ованный
значение
составить
слов
рассказ по
:летопись,
плану.
летописец.
12

Текущ
ий

Приемы слушания,
наблюдения,
рассматривания,
переписывания,зарисо
вывания.

Текущ
ий

Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
зрительную
и
слуховую
память.
Развивать
монологическую
речь.

Текущ
ий

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Иллюст
рации

Развивать
умение
самостоятельно
работать
и
рассуждать.
Развивать
монологическую
речь.

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Иллюст
рации с
изображ
ением
летопис

Текущ
ий

Текущ
ий

Иллюст
рации

Иллюст
рации

Развивать
логическое
мышление..

Развивать
пространственно
-временное
мышление.

ца
Нестора.
Текущ Приемы слушания, ра- Иллюст Развивать
ий
бота с картой,
рации
логическое
наблюдения,
мышление.
рассматривания,
работа с учебником.
Текущ Приемы слушания, ра- Иллюст Развивать
ий
бота с картой,
рации
мышление,
наблюдения,
монологическую
рассматривания,
речь
работа с учебником.
Тест
Развивать
Темат Приемы слушания,
логическое
ически наблюдения,
переписывания.
мышление.
й
Развивать
долговременную
тест
память.

Киевский князь
Владимир
Мономах.

1

Комбинир Знать дату Ответить
ованный
княжения
на вопросы
Мономаха в параграфа.
Киеве-1113г.

Рост и укрепление
древнерусских
городов.

1

Обобщающие
повторение:
«Киевская Русь».
Контрольная
работа

1

Причины распада
Киевской Руси.

1

Комбинир Знать.как
Уметь
ованный
были
рассказать
устроены
по схеме.
древнерусск
ие города
Знать
Уметь
Урок
применять
обобщен основные
даты,
полученны
ия и
контроля перечислять е знания
события и историческ
их
их
последствия, событий.
факты,
определять
понятия
темы.
Раздел 4 Распад Киевской Руси. 10 часов
Комбинир Значение:
Уметь
Текущ
ованный
раздробленн ответить
ий
ость.
вопросы в
учебнике.

Образование
самостоятельных
княжеств.

1

1

Комбинир Знать
ованный
исторически
й
период
раздробленн
ости.

Уметь
работать с
картой:
называть и
показывать
13

Текущ
ий

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Иллюст
рации

Иллюст
рации
Карта:
«Раздро
бленнос

Развивать
зрительное
восприятие,
мыслительные
процессы.
Развивать
долговременную
память,
монологическую
речь.

Киевское
княжество в XII
веке.

1

ВладимироСуздальское
княжество.

1

Господин Великий
Новгород.

1

Торговля и ремесла
Новгородской
земли.

1

Новгородское вече.

1

самостояте
льные
княжества.
Комбинир Знать
Уметь
ованный
причины
работать с
борьбы
за картой
Киев.

Комбинир Знать дату
ованный
1147г. начало
Москвы.
Ю.
Долгорукий
- основатель
Москвы
Комбинир Знать врагов
ованный
Новгорода.

Уметь
работать с
лентой
времени.

Текущ
ий

Текущ
ий

Уметь
объяснить
название
«Новгород
».
Комбинир Особенност Уметь
ованный
и развития самостояте
ремесла
и льно
торговли в работать с
Новгороде.
учебником

Текущ
ий

Комбинир Знать

Текущ

Уметь
14

Текущ
ий

ть
Древней
Руси».
Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации
наблюдения,
Карта:
рассматривания,
«Раздро
работа с учебником.
бленнос
ть
Древней
Руси».
Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации.
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
мыслительные
процессы,
долговременную
память, устную
речь.
Развивать
логическое
мышление,
умение работать
с
лентой
времени.

Иллюст
рации

Развивать
долговременную
память.

Иллюст
рации

Развивать
умение
самостоятельно
работать,
развивать
долговременную
память,
логическое
мышление.
Развивать

Приемы слушания, ра- Схема

ованный

Русская культура в
XII- XIII веках.

1

Первые казачьи
городки РК

1

Обобщающие
повторение:
«Распад Киевской
Руси».

1

Монголо-татары.

1

значение
слов:
новгородско
е
вече,
посадник,
гонец,
республика.
Комбинир Знать
ованный
значение
словакультура.

составить
рассказ по
схеме.

ий

бота с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Называть
книги и
архитектур
-ные
памятники.
Комбинир Знать
Уметь
ованный
особенности работать с
жизни
и картой,
быта
уметь
народов,
пересказыпроживающ вать по
их на Дону.
опорной
схеме.
Знать
Уметь
Урок
применять
обобщен основные
даты,
полученны
ия и
контроля перечислять е знания
события и историческ
их
их
последствия, событий.
факты,
определять
понятия
темы.

Текущ
ий

Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания

Развивать
умение
самостоятельно
работать.

Темат
ически
й
Тест.

Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
умение
анализировать

Комбинир Основные
ованный
понятия:

Текущ
ий

Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации из

Развивать
зрительную

Уметь
рассказать
15

Текущ
ий

«Управл
ение
Новгоро
дской
республ
икой».

зрительную
память,
развивать
мыслительные
процессы,
устную речь.

Развивать
пространственно
-временное
мышление,
развивать
устную речь.

и

Нашествие монголо 1
- татар на Русь.

пастбища,
орды,
караул,
кумыс
Комбинир Знать:
ованный
дату1223г.битва
на
Калке, 1237г.
вторжение
Батыя
на
Русь.
Комбинир Знать
ованный
последовате
льность
завоеванных
городов.

о жизни
татаро монгол.

Уметь
пересказать
как ханы
управляли
русскими
землями
Уметь по
иллюстрац
ии назвать
доспехи
рыцаря.

Текущ
ий

Уметь

Героическая борьба
русских людей
против монголотатар.

1

Русь под монголотатарским игом.

1

Комбинир Знать: иго,
ованный
Золотая
Орда, ярлык,
баскак.

Рыцари крестоносцы.

1

Александр Невский

1

Комбинир Знать
ованный
доспехи
рыцаря,
значение
слов:
Рыцарь,
Великий
Магистр.
Комбинир Знать

наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

парагра
фа
учебник
а
Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации.
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

слуховую
память.

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Иллюст
рации.
Карта
«Нашест
вие
Монголо
-татар на
Русь».
Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации .
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
умение работать
с
картой
и
лентой времени.

Текущ
ий

Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации.
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
зрительную
память,
логическое
мышление

Текущ

Приемы слушания, ра- Иллюст

Развивать

Уметь
Текущ
работать с ий
картой,
пересказать
по тетради.
Уметь
Текущ
пересказать ий
близко к
тексту
подвиг
ЕвпатияКо
ловрата.

16

Развивать
пространственно
-временное
мышление.

Развивать
зрительное
восприятие,
мыслительные
процессы.

и новгородская
дружина.

Невская битва.

ованный

1

вооружение
русских
воинов.

описать
внешний
вид
Александр
а Невского.
Комбинир Знать дату Уметь по
ованный
битвы:
схеме
1240г.
рассказать
о битве.

ий

бота с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Текущ
ий

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Текущ
ий

Ледовое побоище.

1

Комбинир Знать дату Описать
ованный
сражения:
ход
1242г.
сражения.

Обобщающие
повторение:
«Борьба Руси с
иноземными
завоевателями».
Контрольная
работа

1

Урок
обобщен
ия и
контроля

Возвышение
Москвы.

1

1

Знать
основные
даты,
перечислять
события и
их
последствия,
факты,
определять
понятия
темы.

Комбинир Знать
при
ованный
каком князе
началось
возвышение
Москвы.

Уметь
применять
полученны
е знания
историческ
их событий

Уметь
привести
пример
деловых
качеств
17

рации

Иллюст
рации с
изображ
ением
Николая
I.
Приемы слушания, ра- Иллюст
бота с картой,
рации
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Темат тестирование
ически
й

зрительное
восприятие,
мыслительные
процессы.
Развивать
зрительную
слуховую
память.

и

Развивать
зрительную
память,
монологическую
речь. Развивать
воображение.
Развивать
пространственно
-временное
мышление.

тест

Текущ
ий

Приемы слушания, ра- Иллюс
бота с картой,
трации
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Развивать
пространственно
-временное
мышление.

Московский князь
Иван Калита, его
успехи.

1

Возрождение
сельского и
городского
хозяйства на Руси.

1

МосковскоВладимирская
Русь.

1

Сергий
Радонежский.

1

Комбинир Знать дату
ованный
княжения
Ивана
Калиты.
.
Комбинир Значение
ованный
особенности
быта
крестьян 14
века.
Комбинир Знать дату
ованный
княжения
Дмитрия
Донского.

1

11.05

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Иллюс
трации

Развивать
логическое
мышление,
устную речь.

Иллюс
трации

Развивать
долговременную
память.

Иллюс
трации

Развивать
устную
письменную
речь.

Иллюс
трации

Развивать
долговременную
память
монологическую
речь.

Текущ
ий

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Карта «
Кулико
вская
битва».

Развивать
зрительную
слуховую
память.

Текущ
ий

Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,

Уметь
пересказать
отрывок
близко к
тексту
Уметь
охарактериз
овать князя.

Текущ
ий

Уметь.опред
елить роль
Сергия
Радонежског
о в истории
Руси
Комбинир Знать дату: 8 Уметь
ованный
сентября
работать с
1380г.
картой,
составить
рассказ по
карте.
Комбинир Значение
Уметь
ованный
битвы
для рассказать о
истории
значении
России.
битвы.

Текущ
ий

Комбинир Роль
ованный
православия
в
объединении
народа.

Битва на Куликовом 1
поле.

Значение
Куликовской битвы
для русского
народа.

Даниила
Александров
ича.
Уметь
Текущ
ответить на
ий
вопросы
параграфа

18

Текущ
ий

Развивать
слуховую
память,
логическое

и

и

Иван III.
Освобождение от
иноземного ига.

1

Комбинир Знать дату:
ованный
1480г.,
значение
слов: пищал

Уметь
работать с
лентой
времени.

Текущ
ий

Укрепление
Московского
государства.

1

Уметь
составить
рассказ по
плану.

Текущ
ий

Казачье
самоуправление.
Отношение
казачества с
Московским
царством.
РК

1

Комбинир Знать
ованный
значение
слов:
монарх,
скипетр,
держава.
Комбинир Знать
ованный
особенности
жизни
и
быта
народов,
проживающ
их на Дону

Обобщающее
повторение:
«Начало
объединения
русских земель».
Контрольная
работа

1

Итого 68 ч

1

Урок
обобще
ниия
контроля

Уметь
работать с
картой,
уметь
пересказывать по
опорной
схеме.
Знать
Уметь
основные
применять
даты,
полученные
перечислять знания
события и исторически
их
х событий.
последствия,
факты,
определять
понятия
темы.

19

Текущ
ий

работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.
Приемы слушания, работа с картой,
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Иллюс
трации

Иллюс
трации

Приемы слушания, ра- Иллюс
бота с картой,
трации
наблюдения,
рассматривания,
работа с учебником.

Темат тестирование
ически
й
тест

мышление.
Развивать
зрительную
и
слуховую
память, устную
речь.
Развивать
образное
мышление.

Развивать
логическое
мышление,
устную речь.

Календарно – тематическое планирование.
8 класс
Раздел, тема урока

Кол-во План
часов
факт

Тип урока

Требования обязательного минимума
знания

умения

Контрол
ь знаний

Содержание
методического
обеспечения
Лента времени;
иллюстрации:
К.В.Лебедева
«Крещение
Руси»,
А.Невского,
Чингисхана.

Введение в курс
история Отечества.

1

Комбинир
ованный

Основные события
истории России

Работать с лентой времени,
устанавливать
последовательность
событий.

Текущий

Иван III Великий глава единого
государства
российского.

1

Комбинир
ованный

Особенности
государственного
устройства при Иване
III.

Объяснить понятия:
боярин, дума, государев
указ, приказы , казна,
уезды , наместник.

Текущий

Расширение
государства
Российского при
Василии III.

1

Комбинир
ованный

Последовательность
объединения земель
вокруг Москвы.

Показать на карте
присоединенные земли

Текущий

Русская православная
церковь.

1

Комбинир
ованный

Особенности
управления церковью.

Рассказать по схеме об
управлении церкви,
объяснить понятия:
десятина , духовенство.

Текущий

20

Коррекционна
я работа

Развивать
долговременну
ю память,
развивать
зрительную
память,
развивать
слуховую
память.
Схема
Развивать
«Государствен память,
ного
развивать
управления при монологическу
Иване III.
ю речь.
Иллюстрация
ИванIIIВелики
й.
Карта
Развивать
«Российское
пространствен
государство во ное мышление.
второй
половине XVXVI века.
Иллюстрации
Развивать
православных
устную
храмов,
монологическу
священников.
ю речь через
работу по
схеме.

Первый русский царь
Иван IV Грозный.

1

Комбинир
ованный

Особенности
управления
государством. Новые
государственные
институты.

Рассказать по схеме об
управлении государством.
Рассказать о Иване IV.

Текущий

Иллюстрации
из детской
энциклопедии
по истории.

Опричнина Ивана
Грозного.

1

Комбинир
ованный

Ответить на вопросы
параграфа

Текущий

Отрывок из х/ф
«Царь».

Присоединение к
Российскому
государству
Поволжья.

1

Комбинир
ованный

Особенности
опричнины,
последствия
опричнины. Объяснить
слова: земщина,
опричнина.
Какие ханства были
присоединены к
России, Значение слов:
порох, язык, толмач.

Рассказать о взятии Казани, Текущий
показать на карте
присоединенные
территории.

Карта «Россия
XVI века»,
иллюстрации.

Покорение Сибири.

1

Комбинир
ованный

Особенности
завоевания Сибири,
значение слов: казаки,
атаман, круг, острог.

Рассказать о героической
гибели Ермака, работать с
картой.

Текущий

Быт простых и
знатных людей.

1

Комбинир
ованный

Рассказать о быте крестьян
, горожан, бояр и дворян.

Текущий

Москва – столица
Российского
государства.

1

Комбинир
ованный

Ответить на вопросы
параграфа

Текущий

Иллюстрации

Путешествие
Афанасия Никитина в
Индию.

1

Комбинир
ованный

Бытовые предметы
крестьян, бояр и
дворян; значение слов:
тулуп, слобода, тягло.
Значение слов: кремль,
изразцы, усыпальница,
надгробие,
сквернословие.
Значение лов:
путешественник,
раджа. Путь,
проделанный А.
Никитиным.

Карта «Россия
XVI века»,
иллюстрации.
Отрывок из х/ф
«Ермак».
Иллюстрации

Рассказать о путешествии
А. Никитина.
Показывать на
исторической карте, путь
А. Никитина.

Текущий

Иллюстрации(
природа , дома,
люди Индии)

Великий иконописец

1

Комбинир

Период жизни А.

Ответить на вопросы

Текущий

Иллюстрация

21

Развивать
устную
монологическу
ю речь через
работу по
схеме.
Формировать и
развивать
умение
анализировать
прочитанное.
Развивать
пространственн
ое мышление,
развивать
устную речь.
Развивать
зрительное и
слуховое
восприятие.
Развивать
монологическую
речь.
Развивать память,
развивать
монологическую
речь.
Развивать
пространственное
мышление,
устную
монологическую
речь.
Развивать

Андрей Рублев.

ованный

Рублева, основные
произведения.
Значение слов:
типография,
первопечатник,
отличие печатной и
рукописной книги.
Значение слов:
патриарх, полезные
дела Годунова.
Дату Смутного
времени, хронология
событий.
Значение слов:
семибоярщина,
патриотизм, дату
смутного времени

Первопечатник Иван
Федоров и первое
издание книг в
России.

1

Комбинир
ованный

Правление Бориса
Годунова

1

Комбинир
ованный

Смутное время.

1

Комбинир
ованный

Семибоярщина.
Освобождение
страны от иноземных
захватчиков.

1

Комбинир
ованный

Начало правления
династии Романовых.

1.

Комбинир
ованный

Крепостные
крестьяне.
Крестьянская война
под
предводительством
Степана Разина.
Раскол в Русской
православной церкви.

1

Освоение Сибири и

параграфа, рассказать, что
изображено на иконе
«Троица»
Объяснить особенность
печатания первых книг.

Текущий

«Троица»,
икона А.
Рублева.
Иллюстрации
печатных
станков.

зрительное восприятие.

Развивать память,
развивать
монологическую речь.
Развивать
мыслительные
процессы.
Развивать
мыслительные
процессы.
Развивать
монологическую
речь.
Развивать память
через
многократное
повторение.
Развивать
зрительное и слуховое
восприятие.

Рассказать о правлении
Годунова, ответить на
вопросы параграфа.
Объяснить причины
смутного времени.

Текущий

Иллюстрации

Текущий

Иллюстрации

Рассказать о подвиге И.
Сусанина.

Текущий

Презентация
«Смутное
время»

Дату 1613г.- начало
правления династии
Романовых.

Объяснить- «соляной
бунт», «медный бунт».

Текущий

Иллюстрации

Комбинир
ованный

Знать значение слов:
крепостные крестьяне,
барщина, оброк,
соборное уложение,
крестьянская война.

Рассказать об участниках
войны, сделать
самостоятельный вывод о
результатах войны.

Текущий

1

Комбинир
ованный

Знать значение слов:
протопоп,
старообрядцы, скиты.
Знать идеологов
раскола.

Ответить на вопросы
параграфа

Текущий

Карта
«Крестьянская
война под
предводительст
вом Степана
Разина»
Иллюстрации

1

Комбинир

Знать значение слов:

Показать на карте пути

Текущий

Карта России

22

Развивать устную
монологическую речь.

Развивать
мыслительные
процессы.
Развивать
монологическую
речь.
Развивать

Дальнего Востока.

ованный

первопроходцы, чум.
Имена и открытия.

экспедиции.

Урок
обобщени
яи
контроля

Знать основные даты,
перечислять события и
их последствия,
факты, определять
понятия темы.

Уметь применять
полученные знания
исторических событий.

XVII в. С
присоединенны
ми в результате
географически
х открытий.

Обобщающие
повторение: «Россия
XV- XVII вв.»
Контрольная работа

1

Начало правление
Петра I.

1

Комбинир
ованный

верфь, струг,
бомбардир,
корабельщик, султан.

Объяснить цель поездки
Петра за границу.

Текущий

Начало северной
войны и
строительство СанктПетербурга.

1

Комбинир
ованный

Выучить дату: войны
17001721гг.,строительство
Санкт-Петербурга.

Рассказать о начале
северной войны, о
строительстве СанктПетербурга.

Текущий

Полтавская битва.

1

Комбинир
ованный

Победа русского
флота. Окончание
северной войны.

1

Комбинир
ованный

Знать дату полтавской
битвы 1709г., значение
Полтавской битвы в
северной войне
Знать дату окончания
Северной войны

Петр I-первый
российский
император

1

Комбинир
ованный

Знать значение слов:
император, империя,
цесаревич, «Табель о
рангах».

Преобразования

1

Комбинир

Знать значение слов:

1

Тематич
еский
тест

Текущий

Работать с картой.
Перечислить какие
территории получила
Россия после войны.
Изложить собственное
мнение о личности Петра I.

Текущий

Рассказать по схеме о

Текущий

23

Портрет ПетраI
Отрывок из к/ф
«Россия
молодая».
Карта
«Северная
война».
Иллюстрации.

Схема битвы.

Текущий

Схема «

пространственное
мышление.

Развивать умение
самостоятельно
работать, развивать
долговременную
память, логическое
мышление.
Развивать
зрительную и
слуховую память.
Развивать
пространственное
мышление,
развивать
долговременную
память, через
многократное
повторение
Развивать
пространственновременное
мышление.
Развивать память
через многократное
повторение.
Развивать мыслительные процессы,
развивать
монологическую
речь.
Развивать мысли-

Петра I.

ованный

сенат, коллегия, Тайна
канцелярия,
Святейший Синод,
мануфактура,
абсолютизм.
Особенности развития
промышленности.

государственном
управлении.

Система
государственно
го управления
при ПетреI»

тельные процессы,
развивать
монологическую
речь.

Рассказать о положении
населения на Урале.

Текущий

Иллюстрации

Объяснятьпричины
дворцовых переворотов

Текущий

Иллюстрации

Рассказать о М.В.
Ломоносове. Рассказать
чем занимались в обсерватории, лаборатории.
Отвечать на вопросы в
конце параграфа

Текущий

Иллюстрации

Развивать
пространственновременное
мышление.
Развивать
зрительную и
слуховую память.
Развивать умение
самостоятельно
работать.

Знать значение слов:
дворцовые
перевороты, фавориты.
Знать значение слов:
академия, обсерватория, лаборатория.

Текущий

Иллюстрации

Развивать
монологическую
речь.

Иллюстрации с
изображением
императрицы

Развивать
пространственновременное
мышление.
Развивать
логическое
мышление.

Дон в эпоху Петра I.

1

Комбинир
ованный

Эпоха дворцовых
переворотов.

1

Комбинир
ованный

Российская Академия
наук и деятельность
М.В. Ломоносова.

1

Комбинир
ованный

Основание в Москве
первого Российского
университета и
Академии художеств.
Правление Екатерины
II.

1

Комбинир
ованный

Знать дату открытия
университе-та 1755г.

1

Комбинир
ованный

Знать период
правления Екатерины
II

Рассказать по схеме,
ответить на вопросы.

Текущий

«Золотой век»
дворянства.

1

Комбинир
ованный

Ответить на вопросы
параграфа.

Текущий

Положение
крепостных
крестьян.

1

Комбинир
ованный

Уметь рассказать по
иллюстрации о жизни и
быте крестьян.

Текущий

Иллюстрации

Развивать
мышление,
монологическую
речь

Восстание под
предводительством
Емельяна Пугачева

1

Комбинир
ованный

Знать привилегии
дворян. Значение слов:
привилегированное
сословие, именитые
граждане, Меценаты.
Знать особенности
положения
крепостных крестьян в
период правления
Екатерины.
Знать дату восстания
1773-1775 гг.,
основной состав

Уметь показать по карте
районы восстания,
рассказать о ходе

Текущий

Карта
«Территория
крестьянской

Развивать
пространственновременное

24

участников, цель
восстания.

восстания.

Знать особенности
положения крестьян и
работных людей.
Период восстания.
Знать даты войн 17681774; 1787-1791гг.
Значение слов:
ультиматум.

Уметь пересказать
основные события
восстания на Урале.

Текущий

Уметь работать с картой ,
составлять рассказ.

Текущий

Дон в эпоху
правления Екатерины
II.

1

Комбинир
ованный

Русско-турецкие
войны второй
половины XVIII века.

1

Комбинир
ованный

Знаменитый
полководец А.В.
Суворов.

1

Комбинир
ованный

Знать битвы и победы
Суворова.

Уметь пересказать
содержание параграфа
близко к тексту.

Текущий

Русские изобретатели
и умельцы.

1

Комбинир
ованный

Знать изобретателей
И.И. Ползунова, И.П.
Кулибина, и
изобретения.

Уметь рассказать о
изобретениях, ответить на
вопросы параграфа.

Текущий

Культура и быт в
XVIII веке.

1

Комбинир
ованный

Жизнь и быт на в
XVIII веке.

1

Комбинир
ованный

Имена и деятелей литературы и искусства Д,И.
Фонвизин, Г.Р. Державин, И.П. Аргунов, Ф.И.
Шубин, Фальконе, Растрелли, М,Ф. Казаков.
Значение слов: аристократ, ботфорты, трость,
менуэт, извозчик.
Уметь рассказать по иллюстрации о быте этого
времени, используя сл. сл.
Знать
Уметь пересказать содержание
особенности
конспекта близко к тексту.
жизни 3-го
сословия.
25

Текущий

Текущий

войны под
предводительст
вом Е.И.
Пугачева»
Иллюстрации

мышление.

Развивать
мыслительные
процессы, устную
речь.
Карты «Русско- Развивать
турецкая война зрительное
1768-1774гг.»,
восприятие,
«Русскомыслительные
турецкая война процессы.
1787-1791гг.»
Иллюстрации с Развивать
изображением
долговременную
А.В. Суворова
память,
монологическую
речь.
Иллюстрации
Развивать
изобретений
мыслительные
Кулибина и
процессы,
Ползунова.
долговременную
память, устную
речь.
Контр. Тест,
Развивать
собеседование зрительное и
слуховое
восприятие,
развивать память
через многократное
повторение.
Иллюстрации
Развивать
пространственновременное
мышление,
развивать

Россия в начале XIX
века.

1

Комбини
рованны
й

Знать имена
императоров,
правящих в
начале XIX века.

Уметь составить рассказ по схеме.

Текущий

Начало
Отечественной войны
1812 года.

1

Комбини
рованны
й

Рассказать по схеме о нашествии
Наполеона, ответить на вопросы
параграфа.

Текущий

Бородинская битва.

1

Комбини
рованны
й

Уметь рассказать о ходе битвы по
схеме, о участниках битвы.

Текущий

Оставление Москвы.

1

Уметь ответить на вопросы
параграфа.

Текущий

Иллюстрации

Развивать умение
анализировать

Народная война
против армии
Наполеона.

1

Комбини
рованны
й
Комбини
рованны
й

Уметь рассказать о ведении
партизанской войны.

Текущий

Иллюстрации
из параграфа
учебника

Развивать
зрительную и
слуховую память.

Участие казаков в
Отечественной войне.

1

Комбини
рованны
й

Уметь работать с картой,
пересказать по тетради.

Текущий

Карта

Развивать
пространственновременное
мышление.

Отступление и гибель
французской армии.

1

Комбини
рованны
й

Знать дату
войны 1812,
личности
генералов,
Знать дату
битвы 28.08.
1812 год.
Участников
битвы, ход
события, итог.
Знать причины
оставления
Москвы.
Знать
особенности
этой войны.
Значение слов:
партизанский
отряд, рейды.
Знать
географические
названия
участников
похода, показать
на карте.
Знать причины
отступления,
дату окончания

Уметь по схеме составить рассказ
об отступлении французской
армии.

Текущий

Карта
«Отечественна
я война 1812

Развивать умение
анализировать и
делать выводы.

26

Схема»
Государственн
ое управление
Российской
империей в
начале XIX
века»
Карта
«Отечественна
я война 1812
года»
Карта
«Отечественна
я война 1812
года»

письменную и
устную речь.
Развивать
зрительную память,
развивать
мыслительные
процессы, устную
речь.
Развивать умение
самостоятельно
работать.
Развивать пространственновременное
мышление,
развивать устную
речь.

Правление
Александра I .

1

Комбини
рованны
й

Создание тайных
обществ.

1

Комбини
рованны
й

Восстание
декабристов.

1

Комбини
рованны
й

Император
Николай I.

1

Комбини
рованны
й

Золотой век русской
культуры. А.С.
Пушкин.

1

Комбини
рованны
й

Развитие науки и
географические
открытия в первой
половине XIX века.

1

Комбини
рованны
й

войны, итог
войны.
Знать дату
правления,
основные
реформы.

года»
Уметь рассказать о проводимых
реформах

Знать названия
Уметь по иллюстрации определить
тайных обществ, лидера общества, уметь рассказать
руководителей,
о содержании программ.
цели. Значение
слов:
республика,
переворот.
Знать
Уметь ответить на вопросы
участников, ход параграфа.
восстания.
.присяга, клятва,
каторга.
Знать
Уметь ответить на вопросы
особенности
параграфа.
управления
императора
государством.
Знать художников, писателей, архитекторов,
особенности биографии Пушкина. Значение слов:
портрет, пейзаж, опера, лицей , поэма, дуэль.
Уметь ответить на вопрос почему первую половину
XIX века называют «золотым веком»
Знать имена и
Уметь работать с картой.
географические
открытия. Имена
ученых и их
изобретения.
Значение слов:
телеграф,
пингвин.
27

Текущий

Иллюстрации с
изображением
Александра I

Текущий

Иллюстрации

Текущий

Иллюстрации

Развивать зрительное
восприятие,
мыслительные
процессы.

Текущий

Иллюстрации с
изображением
Николая I.

Развивать зрительную
и слуховую память.

Текущий

Текущий

Карта
«Политическая
карта мира»

Развивать
зрительное
восприятие,
мыслительные
процессы.
Развивать зрительную
память, логическое
мышление

Развивать зрительную
память,
монологическую речь.
Развивать
воображение.
Развивать
пространственновременное мышление.

Крымская война
1853- 1856 гг.

1

Комбини
рованны
й

Отмена крепостного
права.

1

Комбини
рованны
й

Реформы Александра
II.

1

Комбини
рованны
й

Правление
Александра III.

1

Комбини
рованны
й

Развитие российской
промышленности.

1

Комбини
рованны
й

Появление
революционных
кружков в России.

1

Комбини
рованны
й

Наука и культура во
второй половине XIX
века.

1

Комбини
рованны
й

Знать дату
Уметь работать с картой.
войны. Значение
слов: бухта,
флотилия.
Знать дату. Значение слов: манифест, сельский сход,
староста, надел, временно-обязанный крестьянин,
выкупные платежи.
Уметь ответить на вопросы параграфа.
Значение слов:
Уметь назвать реформы, которые
волость,
провел Александр II
волостной
старейшина,
земское
собрание, суд
присяжных,
присяжный
поверенный.
Знать
Уметь ответить на вопрос : почему
положительные
в период правления Александра III
и отрицательные появилось много храмовых и
стороны
церковных школ
правления
Александра III.
Значение слов:
Уметь назвать основные реформы
частный
С.Ю, Витте.
предпринимател
ь, монополия,
ассигнация,
буржуазия,
рабочий.
Значение слов:
Уметь рассказать о участниках и
забастовка,
деятельности революционных
интеллигенция,
кружков.
революционер.
Знать имена
Уметь называть выдающиеся
выдающихся
открытия, произведения, картины.
писателей,
28

Текущий

Карта
«Крымская
война»

Развивать
пространственновременное
мышление.
Развивать
логическое
мышление, устную
речь.
Развивать
долговременную
память.

Текущий

Иллюстрации

Развивать устную и
письменную речь.

Текущий

Иллюстрации

Развивать
долговременную
память
монологическую
речь.

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Развивать слуховую
память, логическое
мышление.
Иллюстрации

Развивать
зрительную и
слуховую память,

Жизнь и быт русских
купцов.

1

Быт простых россиян
в XIX веке.

1

Итоговое повторение
по курсу

2

Контрольная работа

1

Итого 68 часов

Комбини
рованны
й
Комбини
рованны
й

Урок
обобщен
ия и
контрол
я

художников,
композиторов,
ученых.
Знать
особенности
жизни купцов.
Значение слов:
конка, котелок,
трактир.
Особенность
жизни крестьян
и горожан.
Знать основные
даты,
перечислять
события и их
последствия,
факты,
определять
понятия темы.

устную речь.
Уметь рассказать о укладе жизни
купцов.

Текущий

Иллюстрации

Развивать образное
мышление.

Уметь найти различия в жизни
крестьян и горожан.

Текущий

Иллюстрации

Развивать
логическое
мышление, устную
речь.

Уметь применять полученные
знания исторических событий.

Тематич
еский
тест

29

Календарно – тематическое планирование
9 класс
Раздел, тема урока

Кол-во
часов

План фак

Тип урока

Требования обязательного
минимума
знания

умения

Контрол
ь знаний

виды
учебной
деятельности

Содержание
методического
обеспечения

Коррекционна
я работа

Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
дом.работа
Приемы
слушания,
наблюдения,
рассматривания,
пересказа
информации,
дом.работа.
Приемы
слушания,
работа с
картой,
наблюдения,
рассматриван
ия, работа с
учебником
Приемы
слушания,
работа с

Карта «Россия в
XIX веке»,
иллюстрации.

Развивать
долговременну
ю память,
развивать
зрительную
память,
развивать
слуховую
память.

Схема «История.
Памятники»

Развивать
память,
развивать
монологическу
ю речь.

Иллюстрации.

Развивать
пространственн
ое мышление.

Иллюстрации.

Развивать
устную
монологическу

Введение.

1

2.09

Вводный

Основные
события XIX
века,
исторических
личностей

Работать с
учебником,
называть даты,
соблюдая
хронологию,
работать с
картой, схемой

Текущий

Начало правления
Николая II.

1

5.09

Комбиниров
анный

Исторические
источники:
устные,
письменные,
вещественные

Работа со
схемой

Текущий

Русско-Японская
война 1904 - 1905
годов

1

9.09

Комбиниров
анный

Дату войны,
причину.

Рассказать о
войне, об
обороне ПортАртура.

Текущий

Первая русская
революция.

1

12.09

Комбиниров
анный

Причину
революции,
дату, понятия:

Выстроить
хронологию
происходивши

Текущий

30

демократия,
социализм,
петиция,
холостой
залп,
баррикада
Название
партий,
лидеров.

м событиям.

картой,
наблюдения,
рассматриван
ия, работа с
учебником

Работать с
таблицей.

Текущий

Появление первых
политических партий в
России.

1

16.09

Комбиниров
анный

Реформы
государственного
управления.

1

19.09

Комбиниров
анный

Проведенные
реформы ,
понятия:
манифест,
конституция,
депутат,
курия.

Уметь
объяснить
значение
конституции

Текущий

Реформы П.А.
Столыпина.

1

23.09

Комбиниров
анный

Основные
реформы
Столыпина.

Ответь на
вопросы в
учебнике.

Текущий

«Серебряный век»
русской культуры.

1

30.09

Комбиниров
анный

Объяснить
значение:
балет,
странствовать
, балерина,

Находить
отличительные
признаки.

Текущий

31

Приемы
слушания,
работа с
картой,
наблюдения,
рассматриван
ия, работа с
учебником
Приемы
слушания,
работа с
картой,
наблюдения,
рассматриван
ия, работа с
учебником
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
дом.работа
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с

ю по схеме.

Иллюстрации с
портретами
Ленина,
Мартова,
Милюкова,
Чернова.

Развивать
устную
монологическу
ю речь через
работу по
таблице.
Формировать и
развивать
умение
отвечать на
вопросы в
учебнике.

Карта «Россия в
начале XX
века».

Развивать
мышление,
развивать
устную речь.

Иллюстрации из
книги «История
искусств».

Развивать
логическое
мышление.

деятелей
серебряного
века.
Россия в первой
мировой войне.

1

3.10

Комбиниров
анный

Дату войны,
причину.

Назвать
трудности
России в годы
войны

Текущий

Февральская
революция и
отречение царя от
престола.

1

7.10

Комбиниров
анный

Дату,
объяснить
значение слов
карточная
система,
отречение,
двоевластие

Работать с
учебником,
отвечать на
вопросы в
учебнике.

Текущий

Захват власти
большевиками.

1

10.10

Комбиниров
анный

Дату,
причины
февральской
революции;
объяснить
значение
слов: штаб,
декрет.

Соблюдая
хронологию
перечислить
первые
декреты.

Текущий

Установление

1

14.10

Комбиниров

Знать:

Уметь по

Текущий

32

учебником,
организация
учебного
общения,
дом.работа
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
дом.работа
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
дом.работа
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
дом.работа
Приемы

Карта «Первая
мировая война».

Развивать
долговременну
ю память,
развивать
пространственн
ое мышление.

Иллюстрации

Развивать
временное
мышление,
зрительнослуховое
восприятие.

Иллюстрации

Развивать
логическое
мышление,
монологическу
ю речь.

Иллюстрации

Развивать

советской власти.

анный

рабочие
комитеты,
продовольств
енные отряды,
репарации.

схеме
рассказать о
гос.
управлении в
ГСФСР 1918
году.

Начало Гражданской
войны и интервенции.

1

17.10

Комбиниров
анный

Причины
войны,
значение слов
(гражданская
война,
красноармеец,
комиссар,
интервенция)

Сравнивать,
выделять
главные цели
белогвардейце
в,
красноармейце
в.

Текущий

Борьба между
«красными» и
«белыми».

1

21.10

Комбиниров
анный

Основные
места
военных
действий,
итог
гражданской
войны

Работать с
картой.

Текущий

Крестьянская война
против «белых» и
«красных».

1

24.10

Комбиниров
анный

Причину
недовольства
крестьян, кто
возглавлял
армию
зеленых, цели
Махно.

Находить в
учебнике
ответы на
устные
вопросы.

Текущий

33

слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
дом.работа
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
дом.работа
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
дом.работа
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного

схема

зрительное и
слуховое
восприятие,
монологическу
ю речь.

Иллюстрации.
Карта
«Гражданская
война и
интервенция».

Развивать
логическое
мышление,
развивать
устную речь.

Карта «
Гражданская
война и
интервенция»

Развивать,
умение
работать с
картой, устную
речь.

Иллюстрации

Развивать
слуховое
восприятие.

общения,
дом.работа
Период революции и
Гражданской войны

1

28.10

Комбиниров
анный

Знать
хронологию
событий.

Пересказать по
записям в
тетради.

Текущий

Экономическая
политика советской
власти.

1

31.10

Комбиниров
анный

Основная
цель
политики
продразверстк
и

При устном
ответе
высказывать
свое мнение.

Текущий

Жизнь и быт людей в
годы революции и
Гражданской войны.

1

11.11

Комбиниров
анный

Значение
слов:
коммунальны
е квартиры,
беспризорник,
ликбез.

Самостоятельн
о ответить на
вопросы в
учебнике.

Текущий

С.М. Будённый

1

14.11

Обобщающие
повторение: «Россия
с начала XX века до
Гражданской
войны».

1

18.11

Комбиниров
анный
Урок
обобще-ния
и контроля

Знать
основные
даты,
перечислять
события и их
последствия,
факты,
определять
понятия темы.

Уметь
применять
полученные
знания
исторических
событий.

Тематический

Новая

1

21.11

Комбиниров

Основные

Объяснить

Текущий

34

Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,

Приемы

Карта
«Гражданская
война и
интервенция».
Иллюстрации

Развивать
устную
монологическу
ю речь.
Развивать
память,
развивать
монологическу
ю речь.

Иллюстрации

Развивать
воображение,
устную речь.

Тест

Развивать
логическое
мышление.
Развивать
долговременну
ю память.

Иллюстрации

Развивать

экономическая
политика.

анный

направления
политики
НЭПа

аббревиатуру
НЭП, кого
называли
нэпманами.

Образование СССР.

1

25.11

Комбиниров
анный

Объяснить
значение:
нарком,
делегат, союз,
конституция

Уметь
рассказать по
схеме о гос.
устройстве
СССР.

Текущий

Изменение в системе
государственного
управления. Культ
личности И.В.
Сталина.

1

28.11

Комбиниров
анный

Ккульт
личности,
причину
страха перед
Сталиным

Отвечать на
вопросы,
высказывать
свою точку
зрения

Текущий

Индустриализации
СССР.

1

2.12

Комбиниров
анный

Индустриализ
ация,
пятилетка,
комсомольска
я путевка

Работать с
текстом
учебника

Текущий

Коллективизация
крестьянских

1

5.12

Комбиниров
анный

Особенности
коллективиза

Объяснить
значение:

Текущий

35

слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
Приемы
слушания,

схема

долговременну
ю память,
устную речь.

Схема,
иллюстрации
(символы гос.
власти СССР)

Развивать
умение
самостоятельно
работать.

Иллюстрации
(фото И.В.
Сталина)

Развивать
мышление,
устную речь.

Иллюстрации.

Развивать
умение
самостоятельно
работать с
учебником.

Иллюстрации

Развивать
устную

хозяйств.

ции

коллективизац
ия

Конституция 1936
года.
Политическая жизнь
страны в 30-е годы.

1

9.12

Комбиниров
анный

Дату
принятия
конституции,
права граждан
по
конституции

По схеме
рассказать о
государственн
ом устройстве

Текущий

Развитие науки и
культуры в СССР в 2030 -е годы.

1

12.12

Комбиниров
анный

Рассказать о
этих
изобретениях

Текущий

Жизнь и быт
советских людей в 20 30-е годы.

1

16.12

Комбиниров
анный

Выдающиеся
изобретения
сов.ученых 20
-30-х годов
Особенности
бытовой
жизни
советских
людей,
изменения

Рассказать по
иллюстрации,
пересказать
прочитанное,
услышанное

Текущий

Обобщающие
повторение

1

23.12

тестировани
е

СССР накануне
Второй мировой
войны.

1

26.12

Комбиниров
анный

Фашизм,
фашисты,
нацисты.
Причину
подписания

Отвечать на
устные
вопросы

Текущий

36

наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,

монологическу
ю речь.

Иллюстрации.
Схема«Государс
твенное
управление
СССР по
конституции
1936 года».

Развивать
память через
многократное
повторение.

Иллюстрации.

Развивать
долговременну
ю память.

Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,

Иллюстрации

Развивать
мысли-тельные
процессы,
развивать
монологическу
ю речь.

Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с

Иллюстрации.
Карта СССР в 20
- 30-е годы.

Развивать
зрительную и
слуховую
память.
Развивать

договора с
Германией о
ненападении.
Советский Союз в
начале Второй
мировой войны.

1

13.01

Комбиниров
анный

Дату начала 2
мировой
войны,
Советскофинляндской
войны

Уметь
работать с
картой

Текущий

Начало Великой
Отечественной
Войны.

1

16.01

Комбиниров
анный

Дату,
особенности,
причину
отступления

Самостоятельн
о отвечать на
вопросы в
конце
параграфа

Текущий

Битва за Москву.

1

20.01

Комбиниров
анный

Дату, ход
событий

"Все для фронта! Все
для Победы!"

1

23.01

Комбиниров
анный

Блокад Ленинграда.

1

27.01

Комбиниров
анный

Использовать
словарные
слова при
ответе,
пересказе
Значение
Уметь
слов, названия отличить и
оружия.
правильно
соотнести
иллюстрацию
и содержание
Дату блокады, Уметь
значение
рассказать по
слова
иллюстрации.
«блокада»
37

Текущий

Текущий

Текущий

учебником,
организация
учебного
общения,
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,
Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,

монологическу
ю речь.
Иллюстрации
Карта «Вторая
мировая война,
ВОВ»

Развивать
пространственн
ое мышление,
долговременну
ю память.

Иллюстрации
Карта «Вторая
мировая война,
ВОВ»

Развивать
монологическу
ю речь.

Иллюстрации
Развивать
Карта ВОВ 1941- пространственн
1945 гг
о-временное
мышление.
Иллюстрации

Развивать
логическое
мышление.

Иллюстрации

Развивать
творческое
мышление,
монологическу

"Тыл фронту" Дон в
годы ВОВ. НРК

1

30.01

Комбиниров
анный

Сталинградская битва.

1

3.02

Комбиниров
анный

Значение слов
«тыл, фронт»,
основную
продукцию
для фронта
Дату, ход
событий итог,
имена героев

Партизанское
движение.

1

6.02

Комбиниров
анный

Знать
оккупированн
ые
территории,
на которых
велась
партизанская
война
Дату, ход
события, итог

Битва на Курской дуге.

1

10.02

Комбиниров
анный

Героизм тружеников
тыла.

1

13.02

Комбиниров
анный

Окончание Великой
Отечественной Войны.

1

17.02

Комбиниров
анный

Знать какую
помощь
граждане
оказывали
фронту
Знать дату,
итог, события

Окончание Второй

1

20.02

Комбиниров

Знать дату,

Пересказать по
тетради.

Текущий

Иллюстрации

Использовать в Текущий
рассказе сл/сл,
уметь
составлять
мини-рассказ
по
иллюстрации
Уметь
Текущий
ответить
вопросы в
учебнике

Иллюстрации
Карта ВОВ

Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения,

Развивать
долговременну
ю память.

Иллюстрации
Карта ВОВ

Развивать
зрительное
восприятие,
мыслительные
процессы.

Иллюстрации
Карта ВОВ

Развивать
мыслительные
процессы,
долговременну
ю память,
устную речь.
Развивать
долговременну
ю память,
монологическу
ю речь.
Развивать
умение
самостоятельно
работать.
Развивать

Уметь
работать с
картой, схемой

Текущий

Использовать
сл/сл, отвечать
на вопросы
параграфа

Текущий

Иллюстрации

Использовать
при ответе
словарные
слова
Работать с

Текущий

Иллюстрации
Карта ВОВ

38

ю речь.
Развивать
творческое
мышление,
монологическу
ю речь .

Иллюстрации

Мировой Войны.

анный

итог события

картой, с
учебником

Урок
обобщения
и контроля

Знать
основные
даты,
перечислять
события и их
последствия,
факты,
определять
понятия темы.

Уметь
применять
полученные
знания
исторических
событий.

Тематический

Знать ущерб,
полученный
от войны,
основные
предприятия,
восстановлен
ные в первую
очередь
Знать
основные
направления
внешней
политики

Уметь
самостоятельн
о работать с
учебником

Текущий

Уметь
составить
рассказ по
схеме.

Текущий

Урал в ВОв
Обобщающее
повторение: «Вторая
Мировая война».

1
1

Контрольная работа

1

Подвиг возрождения
страны.

1

2.03

Комбиниров
анный

Внешняя политика
СССР после войны.

1

5.03

Комбиниров
анный

Борьба за власть после
смерти Сталина.

1

9.03

Комбиниров
анный

Реформы Н.С.
Хрущева.

1

12.03

Комбиниров
анный

24.02
27.02

Знать
участников
борьбы за
власть после
смерти
Сталина
Знать
основные

Рассказать по
схеме
39

Карта «Вторая
мировая война,
ВОВ»

долговременну
ю память.

Тест

Развивать
долговременну
ю память,
логическое
мышление.

Иллюстрации

Развивать
умение
самостоятельно
работать,
развивать
долговременну
ю память.

Иллюстрации

Развивать
зрительную
память,
развивать
мыслительные
процессы,
устную речь.
Развивать
логическое
мышление,
зрительную и
слуховую
память.
Развивать
логическое

тест

Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения

Текущий

Иллюстрации

Текущий

Иллюстрации

реформы

оосновных
реформах Н.С.
Хрущева
Использовать
полученные
знания в
социуме

Достижения в науке и
технике в 50-60- е
годы.

1

16.03

Комбиниров
анный

Основные
изобретения и
имена
изобретателей

Освоение космоса.

1

19.03

Комбиниров
анный

Использовать
полученные
знания в
социуме

Текущий

Иллюстрации

Развивать
зрительную и
слуховую
память,
развивать
творческое
мышление.

Хрущевская оттепель.

1

23.03

Комбиниров
анный

Самостоятельн
о отвечать на
вопросы в
учебнике

Текущий

Иллюстрации

Развивать
логическое
мышление.

Л.И. Брежнев
Экономика и политика
в эпоху "застоя".

1

26.03

Комбиниров
анный

Ученых,
занимавшихся
ракетостроительство
м, дату
первого
космического
полета,
первого
космонавта
Основные
"свободы",
которые
появились у
советских
людей
Знать
временной
период
правления
Л.И.
Брежнева

Объяснить,
почему 70-е
годы называют
периодом
"застоя"

Текущий

Развивать
умение устной
и письменной
речи.

Внешняя политика
СССР в 70-е годы.

1

6.04

Комбиниров
анный

Знать
основные

Ответить к
каким

Текущий

Развивать
зрительное

40

Текущий

Приемы
слушания,
наб-людения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения

Иллюстрации

мышление,
зрительную
память.
Развивать
зрительно
слуховое
восприятие,
устную речь.

Афганская война.

Советская культура и
интеллигенция в годы
"застоя".

1

9.04

Комбиниров
анный

Жизнь и быт
советских людей в 7080-е года.

1

13.04

Комбиниров
анный

Реформы С.М.
Горбачева.

1

16.04

Комбиниров
анный

Распад СССР.

1

20.04

Комбиниров
анный

Обобщающие
повторение: «СССР в
50-80 года».
Контрольная работа

1

27.04

Урок
обобщения
и контроля

1

направления
внешней
политики,
дату
афганской
войны
Знать
значения
слов.

результатам
привело
участие СССР
в афганской
войне

восприятие,
мыслительные
процессы,
письменную
речь.

Уметь по
иллюстрации
определить
направление в
культуре.
Составить
рассказ по
иллюстрации.

Текущий

Описать
называемые
реформы.

Текущий

Дату распада
СССР, место
принятия
такого
решения,
знать первого
президента
РСФСР.

Уметь
работать с
картой,
отвечать на
устные
вопросы.

Текущий

Знать
основные
даты,
перечислять
события и их

Уметь
применять
полученные
знания
исторических

Тематический

Особенности
быта
советских
людей всех
слоев.
Перечислить
основные
реформы.

41

Текущий

тест

Приемы
слушания,
наблюдения,
планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения

Развивать
зрительную
память,
творческое
мышление.
Развивать
зрительное
восприятие,
мыслительные
процессы.
Развивать
зрительную
память,
монологическу
ю речь.
Развивать
воображение.
Развивать
пространственн
о-временное
мышление.

Развивать
логическое
мышление,
письменную
речь.

последствия,
факты,
определять
понятия темы.
Экономические
реформы Б.Н.
Ельцина.

1

30.04

Комбиниров
анный

Реформы
государственного
управления.

1

4.05

Комбиниров
анный

Развитие науки и
культуры в 90-е годы
XX века.
Продолжение реформ
в России.
В.В.Путин,
Д.А.Медведев.

1

7.05

Комбиниров
анный

1

11.05

Комбиниров
анный

Внешняя политика РФ
2000-2013 гг.

1

14.05

Обобщающее
повторение: «Новая
Россия в конце XX-

1

21.05

событий.

Знать период
правления
Б.Н. Ельцина.

Перечислить
реформы
,проведенные в
период
руководства
Б.Н. Ельцина.
Знать
Уметь по
символы гос.
схеме
власти,
рассказать о
систему гос.
гос.
управления по управлении
конституции
1993.
Знать
Письменно
словарные
отвечать на
слова.
вопросы.
Знать
Уметь
основные
ответить на
реформы.
заданные
вопросы.

Текущий

Иллюстрации

Развивать
долговременну
ю память.

Текущий

Государственная
символика
Схема гос.
управления по
конституции
1993 г.

Развивать
устную и
письменную
речь.

Текущий

Иллюстрации

Текущий

Иллюстрации

Комбиниров
анный

Знать
направления
внешней
политики,
изменения
внешней
политики.

Уметь
рассказать,
соблюдая
хронологию
развития
внешней
политики РФ.

Текущий

Иллюстрации

Развивать
письменную
речь.
Развивать
слуховую
память,
логическое
мышление.
Развивать
зрительную и
слуховую
память, устную
речь.

Урок
обобщения
и контроля

Знать
основные
даты,

Уметь
применять
полученные

Тематический

42

Приемы
слушания,
наб-людения,

Тест

Развивать
логическое
мышление,

начале XXIвв».

Контрольная работа

Итоговое повторение
по курсу
Резерв
Итого 68 часов

1

1

25.05

28.05

Урок
обобщения
и контроля

Урок
обобщения
и контроля

перечислять
события и их
последствия,
факты,
определять
понятия темы.
Знать
основные
даты,
перечислять
события и их
последствия,
факты,
Знать
основные
даты,
перечислять
события и их
последствия,
факты,

знания
исторических
событий.

планирования
работы с
учебником,
организация
учебного
общения

Уметь
применять
полученные
знания
исторических
событий,

Тематический

Уметь
применять
полученные
знания
исторических
событий,

Тематический

43

письменную
речь.

Тест

Развивать
логическое
мышление,
письменную
речь.

Тест

Развивать
логическое
мышление,
письменную
речь.

тест


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».