Русский язык 5-7 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5-7 классы

Составители:
Глызина Н.П., учитель русского языка,
высшая квалификационная категория
Колегова Т.В., учитель русского языка,
первая квалификационная категория

с. Новопышминское
2020г.

1

Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом требований Федерального
государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//
ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы
(Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.
Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014.) Программа ориентирована на
учебник под редакцией Ладыженской Т.А., Дейкина А.Д. Русский язык. - М.: Просвещение, 2016
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ,
включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем
учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.
Рабочая программа учебного предмета " Русский язык" составлена на основе следующих
нормативно - правовых документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 "Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности
учебного процесса и оборудования учебных помещений".
На изучение русского языка в неделю отводится в 5 классе - 4 часа, в 6 классе – 5 часов,
в 7 классе – 3 часа, в 8 классе 4 часа, в 9 классе 3 часа в неделю). Срок реализации программы – 5
лет год.
Цели и задачи учебного предмета
Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину,
знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры,
осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных
сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в
обществе.
Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие
готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования,
развитие
способности
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой
культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами
речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание
эстетической ценности родного языка.
Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.

2

Общая характеристика предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса является
интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия
для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание
обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Преподавание ведется по учебникам: Русский язык. Учебник для общеобразовательных
организаций. ( под ред.Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова;
науч. ред. Н. М. Шанский). – 2-е изд. - М.: Просвещение
Основные результаты образования
Результатом освоения программы являются предметные знания и умения, метапредметные
и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде:
Предметные знания:
Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2.
Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3.
Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4.
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
5.
Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета;
использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6.
Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7.
Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков
и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка;
8.
Понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9.
Осознание эстетической функции родного языка.
1.

Предметные умения:
1.
Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические
категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
2.
Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
3.
Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры;

3

4.
Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
5.
Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в
процессе практической речевой деятельности;
6.
Уметь использовать выразительные средства языка;
7.
Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.

Метапредметные УУД:

Познавательные:
владение всеми видами речевой деятельности
понимание информации, владение разными видами чтения;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого
на слух;
способность извлекать информацию из различных источников;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала;
пользоваться словарями, справочниками;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам.

Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
развернутости;
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

4

числе в ситуации столкновения интересов;
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.

Регулятивные:
способность

определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности, последовательность действий, оценивать

достигнутые результаты;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
принимать решение в проблемной ситуации.
Личностные УУД:
1.
Понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2.
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3.
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами
строится на системно - деятельностной основе.

Основными методами и технологиями обучения являются: объяснительно –
иллюстративный (демонстрации таблиц, схем, иллюстрации картин, просмотр и работа
с учебными презентациями), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным
мышлением; метод проблемного изложения, который способствует развитию
самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей
учащихся; частично - поисковый, исследовательский, информационно –
коммуникативный, здоровьесберегающий.
Основные формы организации учебно-познавательной деятельности
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся
на уроке являются учебный диалог, индивидуальная, парная и групповая работа.
Программа предусматривает организацию уроков изучения нового материала,
эвристическая беседа; практические занятия (уроки обычно посвящены отработке
умений и навыков); уроки проверки и оценки знаний (контрольные диктанты,
изложения, сочинения, тесты т.п.); комбинированные уроки.
Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения,
обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских
навыков, информационно- коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
1

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
входной контроль; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных,
словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических,
творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями
тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый — итоговый
контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста, промежуточная
аттестация по итогам полугодия и года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
2

речи и междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.

3

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи
(монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и
устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья,
рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение,
статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность,
заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование,
описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы,
объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного
характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями,
диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение
различными
видами
чтения
(изучающим,
ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности
в
зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства
общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык
русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.
4

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык,
понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты,
просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических
единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение
их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского
языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность,
подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение
на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков;
ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и
производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая
сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный
словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской
лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный,
нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и
заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства
выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным
лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
5

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация
частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное
значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной
(знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и
деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и
звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы
образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица,
его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные
члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные,
распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной
структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены
предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные
конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения;
место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение
сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к
главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы
построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и
косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе
морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных
орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки
препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном
предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

6

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(5 класс)
№
п/п
1
2
3

Тема урока
Язык и человек.
Общение устное и письменное.
Р. Р. Композиционные и языковые признаки стиля речи.

Колво
часов
1
1
1

Повторение пройденного в 1 - 4 классах
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1718
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Орфограмма. Место орфограммы в словах.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
Правописание согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Буквы и, у, а после шипящих.
Употребление разделительныхъи ь.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Диагностическая контрольная работа (входная)
Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г.А. Скребицкому)
Части речи.
Глагол как часть речи. Тся и ться в глаголах.
Р. Р. Тема текста.
Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Имя существительное как самостоятельная часть речи.
Имя прилагательное как самостоятельная часть речи.
Местоимение как часть речи.
Р. Р. Основная мысль текста.
Обобщение по разделу «Повторение изученного в начальной школе»
Проверочная работа по теме «Повторение изученного в начальной школе».
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.Разбор словосочетаний.
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения.
Дополнение. Закрепление изученного о дополнении
Определение. Закрепление изученного о определении
Обстоятельство. Закрепление изученного об обстоятельстве
Предложения с однородными членами и знаки препинания при них.
Обобщающие слова при однородных членах.
Предложения с обращениями
Р. Р. Письмо.Закрепление изученного о написании письма
Синтаксический разбор простого предложения.Пунктуационный разбор
простого предложения.
Простые и сложные предложения. Закрепление изученного о простых и
сложных предложениях
Синтаксический разбор сложного предложения.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания пи прямой речи
Диалог. Знаки препинания при диалоге

1
1
1
1
1
1

7

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

45
46

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».
Промежуточная диагностическая работа

1
1

47

Анализ результатов проверочной работы.

1

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Фонетика. Гласные звуки.Согласные звуки.
Изменение звуков в потоке речи.
Согласные твердые и мягкие.
Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по
рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).
Согласные звонкие и глухие.
Закрепление знаний по графике.

1
1
1
1
1
1

Алфавит. Закрепление изученного
Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание
предмета.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Орфоэпия. Правила постановки ударений
Фонетический разбор слова. Повторение изученного в разделе «Фонетика и
графика».
Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы,
фрукты, птицы»).
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. Различие между омонимами и многозначными словами
Синонимы. Функции синонимов в речи
Р. Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»).
Антонимы. Роль антонимов в речи
Повторение изученного в разделе «Лексика».
Р. Р. Изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»).
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфема - наименьшая значимая часть слова.
Изменение и образование слов.
Окончание. Закрепление умения выделять окончание. Основа слова.
Закрепление умения выделять основу слова
Корень слова. Закрепление умения выделять корень
Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.
Суффикс. Закрепление умения выделять суффикс
Приставка. Закрепление умения выделять приставку
Чередование звуков. Беглые гласные.
Варианты морфем. Морфемный разбор.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы З и С на конце приставок.

1
1

Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-.
Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-.
Буквы О – Ё после шипящих в корне.
Буквы И – Ы после Ц.
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».
Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография».
Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

1
1
1
1
1
1
1

8

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи.
Р. Р. Доказательства в рассуждении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Род имен существительных.
Имена существительные, которые имеют только форму множественного
числа.
Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.
Пермяк.«Перо и чернильница»).
Имена существительные, которые имеют только форму единственного
числа.
Три склонения имен существительных.
Падежи имен существительных. Обобщение и закрепление изученного
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в
единственном числе.
Множественное число имен существительных.
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Проверочная работа по теме «Имя существительное».
Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
Р. Р. Описание животного.
Прилагательные полные и краткие.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Р. Р. Изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева
«Муму»)
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи.
Правописание НЕ с глаголами.
Р. Р. Рассказ. Особенности написания рассказа
Неопределенная форма глагола.
Правописание -ться и –тся в глаголах.
Виды глагола. Закрепление умения определять вид глагола
Правописание букв е – и в корнях с чередованием.
Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).
Время глагола. Особенности определения времени глагола
Прошедшее время глагола.
Настоящее время глагола.
Будущее время глаголов.
Спряжение глаголов. Закрепление умения определять спряжение глагола
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление умения
правописания безударных личных окончаний глаголов
Морфологический разбор глагола.
Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф.
Савчук«Шоколадный торт»).
Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.
Употребление времен.

9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

131
132
133
134
135
136
137
138
139
140

Повторение изученного по теме «Глагол».
Проверочная работа по теме «Глагол».
Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и корнях слов. Закрепление умения написания
орфограмм в приставках и корнях слов
Орфограммы в окончаниях слов. Закрепление умения написания орфограмм
в окончаниях слов
Итоговая диагностическая контрольная работа
Анализ результатов итоговой контрольной работы. Работа над ошибками.
Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.
Знаки препинания в простом и сложном предложении.

10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1.
Русский язык – один из развитых языков мира
2
Язык, речь, общение. Ситуация общения
3
Повторение изученного по фонетике и орфоэпии
4
Входная диагностическая работа
5
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов
6
Части речи. Орфограммы в окончаниях
7
Орфограммы в окончанияхслов
8

Проверочная работа по теме «Части речи»

9

12

Словосочетание.Простое предложение
Сложное предложение. Запятые в
Закрепление и обобщение изученного
Синтаксический разбор предложений

13

Прямая речь. Диалог

10-11

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

сложном

предложении.

2
1
1

Закрепление умения расстановки знаков препинания при прямой
речи и диалоге
Текст, его особенности, стили речи. Тема и основная мысль текста.
Заглавие текста.
Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Официально-деловой стиль речи
Слово и его лексическое значение
Общее понятие об общеупотребительных словах
Общее понятие о профессионализмах
Понятие о диалектизмах
Исконно русские и заимствованные слова
Неологизмы (новые слова)
Понятие об устаревших словах
Словари. Составлениесловарнойстатьи
Повторение по теме «Лексика. Культура речи»
Проверочная работа по теме «Лексика. Культура речи»
Фразеология как раздел науки о языке. Изучение фразеологизмов.
Источники фразеологизмов.
Повторение по теме «Фразеология». Тестирование по теме :
«Фразеология»
Повторение изученного по морфемике и словообразованию
Р.Р. Описание помещения
Основные способы образования слов в русском языке
Проверочная работа по теме «Морфемика и словообразование»
Этимология слов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35

Р.Р. Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план
1
Р.Р. Написание сочинения(описание помещения)

36

Р.Р. Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Редактирование 1
11

37
38
39
40
41

текста
Правописание чередующихся гласныхаи о в корне -кас— -косЧередование гласных в корне -гар— -гор-. Условия выбора
Чередование гласных корне -зар- — -зор-. Закрепление и обобщение
изученного
Правописание корней с чередованием гласных а и о
Употребление букв ы и и после приставок. Закрепление и
обощениеизученного

1
1
1
1
1

42-43

Правописание приставок ПРИ-ПРЕ. Значение приставок
Отработка умения правописания приставок ПРИ-ПРЕ

44

Соединительныегласныеo и eв сложных словах. Образование и
состав сложных слов.
1
Правописание сложносокращенных слов

45

Морфемный разбор слова
Словообразовательный разбор слова

1

46
47
48

Повторение по теме «Словообразование. Орфография»
Проверочная работа по теме «Словообразование. Орфография»
Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками

1
1
1

49

Повторение изученного об имени существительномв 5 классе

1

50

Имя существительное как часть речи

1

51

Сообщение
сведений
о
разносклоняемых
существительных
Разносклоняемые имена существительные

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
Отработка умения правописания е в суффиксе
существительных на –мя
Несклоняемыеименасуществительные
Род несклоняемых имен существительных
Имена существительные общего рода

2

именах
1
1
–ен-

1
1
1
1

Согласование существительных общего рода с прилагательными и
1
глаголами.
Морфологический разбор имен существительных
Р.Р. Письмо. Как писать письма
Правописание не с существительными
Правописание букв ч и щ в суффиксе существительных -чик- (щик-)
Правописание суффиксов существительных –екиик
Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах
существительных
Повторение по теме «Имя существительное»
Промежуточная диагностическая работа
12

1
1
1
1
1
1
1
1

66
67

Анализ результатов диагностической работы
Имя прилагательное как часть речи

1
1

68

Описание природы
Написание сочинения-описания природы

1
1
1

72
73

Степени сравнения имён прилагательных.Сравнительная степень
Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные
прилагательные
Качественные прилагательные. Их употребление в речи.
Относительные прилагательные. Обобщение изученного

74

Притяжательные прилагательные. Закрепление изученного

1

75
76
77
78

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Морфологический разбор имени прилагательного
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками.
Правописание не с именами прилагательными. Закрепление
полученных знаний
Правописание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных

1
1
1
1

69
70
71

79
80
81

1
1
1

1
1

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Обобщение и
1
закрепление изученного
1

95
96
97
98
99
100
101
102

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -скДефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Обобщение и закрепление изученного
Повторение по теме «Имя прилагательное»
Диктант по теме «Имя прилагательное»
Анализ результатов диктанта. Работа над ошибками
Имя числительное как часть речи
Различие простых и составных числительных
Мягкий знак на конце и в середине числительных. Обобщение и
закрепление изученного
Порядковые числительные
Склонение порядковых числительных.
Разряды количественных числительных
Числительные, обозначающие целые числа
Склонение количественных числительных. Обобщение и
закрепление изученного
Употребление и написание дробных числительных
Употребление и написание собирательных числительных
Морфологический разбор имени числительного
Повторение по теме «Имя числительное»
Проверочная работа по теме «Имя числительное»
Анализ результатов проверочной работы
Составление текста выступления на тему «Берегите природу!»
Местоимение как часть речи

103

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

13

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

104
105
106

Возвратное местоимение себя
1
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам
1
Вопросительные и относительные местоимения. Обобщение и
1
закрепление изученного

107

Неопределенные местоимения
Правописание неопределенных местоимений

1

108

Отрицательные местоимения
Правописание отрицательных местоимений

1

109

Притяжательные
изученного

110

Указательные местоимения. Обобщение и закрепление изученного

1

111

Определительные местоимения. Обобщение
изученного
Местоимения и другие части речи

1

112

местоимения.

Обобщение

и

и

закрепление

закрепление

1

1

113

Морфологический разбор местоимения
Повторение по теме «Местоимение»

1

114
115

Проверочная работа по теме «Местоимение»
Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками

1
1

116

Глагол как часть речи

1

117
118

Личные окончания глаголов
1
Разноспрягаемые глаголы
1
Глаголы переходные и непереходные. Обобщение и закрепление
1
изученного

119
120

Ознакомление с наклонениями глагола. Изъявительное наклонение

121
122

Изложение с изменением лица рассказчика
1
Условное наклонение глагола
1
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном
1
наклонении

123

1

124

Повелительное наклонение глагола
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
Суффиксы глаголов повелительного наклонения

1

125
126

Употребление наклонений
Безличные глаголы

1
1

127

Морфологический разбор глагола

1

128

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

129
130
131

Повторение изученного по теме «Глагол»
Диктант по теме «Глагол»
Анализ результатов диктанта. Работа над ошибками

1
1
1

14

132

Разделы науки о языке
Повторение изученного по орфографии. Орфограммы в приставках

1

133

Орфограммы вкорне слова

1

134

Орфограммы в суффиксах и окончаниях

1

135

Повторение изученного по лексике и фразеологии

1

136

Повторение изученного по морфемике и словообразованию

1

137

Повторение изученного по морфологии.

1

138

Повторение изученного по синтаксису и пунктуации

1

139

Итоговая диагностическая контрольная работа
1
Анализ результатов итоговой контрольной работы. Работа над
1
ошибками

140

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
Тема урока
урока
1
Русский язык как развивающееся явление
2
Синтаксис. Синтаксический разбор
Обобщение по теме «Синтаксис»
3
Диагностическая контрольная работа (входная)
4
Пунктуация. Пунктуационный разбор
5
Повторение изученного по лексике и фразеологии
6
Повторение изученного по фонетике и орфографии
7
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова
8
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
9
Текст. Обобщение изученного о тексте
Стили литературного языка
10
Причастие как часть речи
11
Публицистический стиль
12
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
13
Причастный оборот. Закрепление изученного о причастном обороте
14
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
15
Сочинение. Описание внешности человека
16
Анализ ошибок, допущенных в сочинении
17-18 Действительные и страдательные причастия
19
Краткие и полные страдательные причастия
20
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
21
Действительные причастия прошедшего времени
22
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
23
Страдательные причастия прошедшего времени
24
Гласные перед Нв полных и кратких страдательных причастиях
25-26 Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных
27-28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и
в кратких отглагольных прилагательных
Морфологический разбор причастия
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени
Диктант с грамматическим заданием
Анализ ошибок, допущенных в диктанте
Деепричастие как часть речи
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Деепричастия несовершенного вида
16

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Деепричастия совершенного вида
Морфологический разбор деепричастия
Составление рассказа по картине
Сжатое изложение
Проверочная работа по теме «Деепричастие»
Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе
Наречие как часть речи
Смысловые группы наречий
Степени сравнения наречий
Морфологический разбор наречий
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –ои-е
Буквы е и и в приставках не и ни- отрицательных наречий
Одна и две буквы н в наречиях на –ои-е
Описание действий
БуквыОиЕпосле шипящих на конце наречий
Буквы О и А на конце наречий
Дефис между частями слова в наречиях
Промежуточная диагностическая работа
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Диктант с грамматическим заданием
Анализ ошибок, допущенных в диктанте
Категория состояния как часть речи
Морфологический разбор категории состояния
Сочинение-рассуждение по картине. Сложный план
Написание сочинения-рассуждения по картине
Предлог как часть речи
Употребление предлогов
Производные и непроизводные предлоги
Простые и составные предлоги
Морфологический разбор предлога

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

67
68-69
70
71
72
73

Впечатление от картины А. Сайкиной «Детская спортивная школа»
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Проверочная работа по теме «Предлог»
Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе
Союз как часть речи
Простые и составные союзы

1
2
1
1
1
1

74

Союзы сочинительные и подчинительные

1

75

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном
предложении
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
Морфологический разбор союза
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Обобщение и
закрепление

1

Сочинение-репортаж с места раскопок

1

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

76
77
78
79

80

17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96

Анализ ошибок, допущенных в сочинении
Повторение сведений о предлогах и союзах
Проверочная работа по теме «Союзы»
Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе
Частица как часть речи
Разряды частиц
Формообразующие частицы
Закрепление изученного о формообразующих частицах

1
1
1
1
1

Смыслоразличительные частицы
Раздельное и дефисное написание частиц
Морфологический разбор частицы
Отрицательные частицы
Отрицательные частицы не и ни
Различение приставки не-и частицы не
Различение приставки неи частицы не. Закрепление изученного
Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни

1
1
1

1
1

1
1
1
1

Диктант с грамматическим заданием по темам «Предлог, союз, 1
частица»
Анализ ошибок, допущенных в диктанте
1
Разделы науки о русском языке. Текст
1

98

Повторение изученного по теме «Стили речи»Практическая работа 1
по определению типов и стилей речи.
Итоговая диагностическая контрольная работа
1

99
100
101
102

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
Учебно-научная речь
Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика»
Повторение изученного по теме «Лексика и фразеология»

1
1
1
1

103
104
105

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Повторение изученного по орфографии
Повторение изученного в 7 классе

1
1
1

97

18


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».