Рабочая программа по ОРКСЭ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы мировых религиозных культур»
4 класс

Составитель: Бусова Лариса Викторовна,
учитель истории и обществознания,
1 кв.категории

с. Новопышминское
2020г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» в 4 классе
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования и с учетом примерной программы по
«Основам религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов. Учебник (авторы:Амиров Р.Б.,
Воскресенский О.В., Горбачева Т.М., Китинов Б.У., Малышев Б.А., Пропирный Н.Г., Савченко К.В.,
Сергазина К.Т., Шапошникова Т.Д.) Москва, Дрофа, 2015 год.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 часа в
год.
Рабочая программа обеспечивает доступность получения качественного образования,
достижение планируемых результатов освоения образовательной программы каждым обучающимся,
в том числе одаренных детей* и детей с ОВЗ**.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей* на уроках является:
совершенствование предметных умений и навыков; повышение учебной мотивации одаренных
детей; развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; развитие навыков
исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности; овладение навыками
самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя
на уроках.
Методы: частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование
творческих заданий, решение нестандартных задач); исследовательский (работа с дополнительными
источниками информации); проблемный и проектный.
Формы: нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая
мастерская); классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие
задания; ролевые игры; консультации.
В общеобразовательных классах обучаются дети с задержкой психического развития**.
Цель коррекционной направленности рабочей программы: создание условий адекватных
психическим и физическим возможностям обучающихся.
Задачи:
1.Коррекция тематического планирования учебного материала с учётом индивидуальнопсихологических особенностей детей.
2.Обеспечение дифференциации и индивидуализации содержания образования по предмету
с учётом потребностей каждого ребёнка.
3.Охрана
и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребёнка,
предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата
психологического комфорта.
Коррекционная направленность рабочей программы предусматривает наряду с
общеобразовательными задачами
коррекцию индивидуальных недостатков развития, путём
включения в урок специальных коррекционно - развивающих упражнений для высших психических
функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, эмоционально- волевой сферы.
То есть методы, включённые в урок, будут выполнять не только учебную, но и
развивающую функцию.
Для этого предназначены задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы ученики
выполняли их с включением в активную работу психологических функций - задания по обогащению
знаниями и представлениями об окружающей действительности, по обогащению словарного запаса,
развитию монологической речи, задания на сравнение, обобщение, группировку, классификацию.
Коррекцию зрительного восприятия предполагается проводить с помощью упражнений на
внимание, узнавание, соответствие и различие ,выполнение заданий письменно (ответы на вопросы,
списывание и т.д.), что позволит активизировать работу зрительного и рече-двигательного
анализаторов плюс навыки письма.
Коррекция слухового восприятия основана на упражнениях на сравнение.
Коррекция логического мышления - на основе упражнений в составлении целого из
разрозненного.
Коррекция вербальной памяти - на основе упражнений на развитие способности
запоминания словесного ряда или парных слов.

Коррекционная направленность
наглядности на уроке: применяется наглядность
схематического плана, что позволит преодолеть дефекты аналитико - синтетических процессов
мыслительной деятельности. Использование условно- графических схем позволит сформировать
умения сравнивать и обобщать предметы и понятия, развивать навыки планирования собственной
деятельности, правильности списывания, выработать алгоритм действия по образцам.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
(основы религиозной культуры и светской этике)
узнают:
 названиямировыхрелигий,
 именаоснователейрелигиймира,
 названия основных праздников религий мира,
 особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
 историю возникновения и распространения мировых религиозных культур.
 Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют.
 Основные содержательные составляющие священных книг,строение храма.
 Что такое икона и чем она отличается от картины.
 Понятие календарь его символы, святых, праздники мировых религиозных культур.
 Узнают развитие мировых религиозных культур, их развитие в истории России.
научатся:
 воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
 работать с различными источниками информации;
 осуществлятьтворческуюдеятельность;
 овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
 слушать собеседника, вести диалог.
 описывать различные явления мировых духовных традиций и культур.
 приводить примеры явлений мировых религиозных традиций и светской культуры и сравнивать
их.
 владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением,
классификацией.
 осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
 Применять полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе.
 Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.
 Излагать мнение по поводу значения мировых религиозных культур в жизни людей и общества.
 Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их
с нормами религиозной культуры.
Содержание учебного предмета
Название темы
Основное содержание
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Такие
Знакомство с новым
разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на
предметом.

Верования разных
народов в мифах,
легендах и сказаниях.

разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся
граждане нашей страны. Духовность человека. Религиозные разногласия и войны.
Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и
традиционных религий в Астане. Представители различных религий о необходимости
мирного диалога. Единство лидеров мировых религий в важнейших вопросах мирного
сосуществования. Значение образования и просвещения в деле достижения
взаимопонимания. Обращение участников III Съезда лидеров мировых и
традиционных религий к мировому сообществу.
Основные понятия: диалог, взаимопонимание.
Межмодульные связи: религиозный диалог, общие морально-нравственные основы
религиозных культур.
Творческая работа: сочинение-миниатюра «Что я хочу пожелать людям всего мира...».
Древние верования и религиозные культы. Способы изучения культуры прошлого.
Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники.
Древние религиозные культы. Культ Богини-Матери. Культы почитания природы.
Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации.

Иудаизм.

Христианство.

Религиозные практики. Шаманство.
Верования коренного населения Австралии, Америки, древних славян, мифология и
культура Японии. Географические и природные особенности Австралии, Америки,
Японии. Быт австралийских аборигенов. Концепция мира и человека в представлении
австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге. Цивилизации майя, ацтеков, инков.
Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций
Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце. Отношение к природе в японской
культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы. Японский календарь.
Легенда о мышке, которая первой увидела солнце. Культ природы в верованиях
древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального
царства и образ дикого леса. Леший и Водяной. Почитаемые славянами животные и
птицы. Славянские капища и идолы.
*Мифология о сотворении и устройстве мира. Древние божества и персонажи мифов и
легенд. Мифы африканских народов «Антилопа и черепаха», «Испытание сном».
Бумеранг и его символический смысл. Календарь ацтеков и Камень Солнца.
Изображение божеств в японской традиции. Кукла дарума. Божества славянской
мифологии. Славянские мифы.
Основные понятия: мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство
аборигены, картина мира, майя, ацтеки, инки, цивилизация,синтоизм, славяне, капище,
идолы.
Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога.
Представления о Боге в иудаизме. Представления о сотворении мира и человека в
иудаизме. Символы иудаизма: Маген-Давид и Менора. Шаббат. Представления о душе,
разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к
труду. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака.
Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов
семьи. Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. СеферТора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы
еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Обетованную землю. Пророк
Моисей. Праздники Песах, Суккот и Шавуот. Десять заповедей как основа Завета.
Содержание и смысл десяти заповедей. Скрижали Завета и Ковчег Завета.
Строительство и разрушение Иерусалимского Храма. Стена Плача. Правило Гилеля.
Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему. Вера в
приход Мессии и Царство справедливости. Значение и смысл благотворительности в
иудейской традиции.
Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила
кашрута. Отношение к природе и живым существам в иудаизме. Обряды жизненного
цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба. Синагога.
Происхождение и назначение синагоги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги
в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее
убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге.
Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины.
*Притча о том, почему Бог не может быть видим, отношение к богатству и бедности,
путь евреев в Обетованную землю, чудо с манной небесной, правила
благотворительности в иудаизме. Особенности облачения для совершения молитвы в
иудейской традиции. Иудейские притчи.
Основные понятия: иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора, Шаббат, Тора, душа,
Пятикнижие, Обетованная земля, пророк Моисей, заповеди, Завет, Мессия, цдака,
кашрут, обрезание, бар-мицва и бат-мицва, синагога, раввин.
Христианство и его распространение в мире. Основные направления христианства:
православие, католицизм, протестантизм. Представления о Боге в христианстве.
Библия.
Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские
представления о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус
Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции. Первые люди Адам и
Ева. Христианские представления о грехе и Иисусе Христе как Спасителе. Основные
заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и
достоинство как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея
самосовершенствования через веру, любовь и самопожертвование. Притча о следах на
песке. Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии
письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий.

Ислам.

Буддизм.

Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета. Принятие христианства на
Руси. Распространение православия. Православная церковь. Правила жизни
православных верующих. Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство.
Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме.
Православные священно- и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон
верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха. Государство
Ватикан и Папа Римский. Католические священнослужители, церковнослужители.
Почитание Девы Марии. Ее образ в изобразительном искусстве. Католическое
искусство. Особенности католического богослужения.
Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство.
Происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме.
Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пастырей.
Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство.
Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей,
основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире.
*История возникновения и время возникновения христианства, грехопадение Адама и
Евы и изгнание из рая, евангелисты и апостолы, язык православного богослужения,
орган и органная музыка в католическом богослужении, протестантские
благотворительные организации и их деятельность.
Основные понятия: христианство, Библия, Иисус Христос, Спаситель, любовь, Библия,
Ветхий Завет и Новый Завет, православие, церковь, священнослужители,
церковнослужители, икона, католицизм, Ватикан, Папа Римский, протестантизм,
миссионерство, баптизм, лютеранство, адвентизм.
Межмодульные связи: представления о сотворении мира и человека в различных
религиозных культурах, заповеди, представление о грехе в различных религиозных
культурах, любовь как основа жизни и духовного самосовершенствования,
православие.
Словарная работа: мироздание, грех, заповеди, доблесть, патриотизм, Библия,
патриарх, священнослужители, церковнослужители, католицизм, протестантизм,
проповедник, миссионер.
Ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе.
Запрет на изображение Бога. Коран о создании вселенной, жизни и людей. Права и
обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о
равенстве всех людей перед Аллахом. Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе.
Пророк Мухаммед – «печать пророков». История жизни пророка Мухаммеда. Учение и
проповеди пророка Мухаммеда. Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад,
правильное толкование понятия «джихад». Коран – священная книга мусульман. Сунна
– предание о жизни пророка Мухаммеда. Значение Корана и Сунны в религиозной и
повседневной жизни мусульман. Исламские религиозные деятели, их роль в жизни
мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама.
Великие исламские ученые. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства
и гостеприимства в исламе. Пять столпов ислама. Шахада. Намаз, правила намаза. Пост
в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза-байрам. Закят,
его значение в жизни мусульманской общины. Хадж, традиции паломничества к
святыням ислама. Праздник Курбан-байрам. Мекка, Масджид Аль-Харам, Кааба.
Черный камень и легенды о его происхождении. Медина, переселение пророка
Мухаммеда из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммеда.
Иерусалим, мечеть Аль-Акса. Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы
ислама. Правила поведения в мечети.
*Представление о равенстве мужчин и женщин в исламе, труд в системе ценностей
ислама, исламская медицина, совместная молитва мусульман в мечети, каллиграфия в
художественной культуре ислама. Исламские притчи.
Основные понятия: ислам, мусульмане, Аллах, Коран, пророк Мухаммед, джихад,
Коран, Сунна, шахада, намаз, Рамадан, Ураза-байрам, закят, хадж, Курбан-байрам,
Мекка, Кааба, Медина, мечеть.
Буддизм – старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи.
Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного
пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди
Будды, первые слушатели Будды. Четыре благородные истины буддизма.
Восьмеричный путь избавления от страданий. Закон кармы. Ответственность человека
за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана.

Джатаки — истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип
ахимсы — ненасилия, основанного на любви и доброте. Три драгоценности буддизма:
Будда, учение, община монахов. Распространение буддизма. Ламы и их роль в
религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Буддийские
монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее
устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России.
Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их
роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путем». Значение учения
и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний.
Притча об ученике и медвежьей шкуре.

Подведение итогов.

*Последователи и ученики Будды. Первые буддийские монастыри и университеты.
Восемь символов буддийского учения. Колесо сансары. Ступы. Дхаммапада и
Гирлянда джатак. Буддийские притчи.
Основные понятия: буддизм, Сиддхартха, Будда, срединный путь, Просветление,
четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценности
буддизма, лама, Далай-лама, Потала, бодхисатва, Трипитака.
Межмодульные связи: буддизм.
Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности.
Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека.
Золотое правило нравственности в различных религиозных культурах. Жизнь по
нравственным законам в современном мире. Ценности, объединяющие различные
религиозные культуры. Красота. Памятники мировой религиозной культуры, их
художественная и культурная значимость для современного человека. Золотое кольцо
России. Памятники исламской и буддийской культуры на территории России.
Иерусалим — город трех религий. Стамбул: христианские и исламские священные
сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан,
музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты.
*Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...».
Основные понятия: общечеловеческие ценности, красота, культура, культурные
ценности.
Межмодульные связи: этика, самосовершенствование, религиозные культуры.
Творческая работа: иллюстрации к уроку

Календарно-тематическое планирование
№ Дата
п/ пл фа
п ан кт

Ко Тема
л- урока
во
час
ов

Тип
урока

1

1
ч.

комб
иниро
ванн
ый

Введение
Наша
Родина –
Россия.

1ч

2

Духовные
ценности
человечест
ва.
Культура.
Религия

Систем Обору
а
дование
контро
ля

Предметные
результаты

Метапредметные
(Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
УУД)

Введение( 1ч)
Восстановление
Формирование познавательных УУД:
целостного
самостоятельное выделение и формулирование
представления о
познавательной цели.
нашей Родине
Формирование регулятивных УУД:
России.
целеполагание как постанова учебной задачи
Формирование
на основе соотнесения того, что уже известно
представления о
и того, что ещё неизвестно.
духовном мире
Формирование коммуникативных УУД:
людей и
планирование учебного сотрудничества с
культурных
учителем и учениками
традициях.
комб
работа Учебник Формирование
Формирование познавательных УУД:
иниро
с
,
первоначального
осознанное и произвольное построение
ванн
тексто тетрадь, представления о
речевого высказывания в устной и письменной
ый
м
презента мировых религиях форме.
и
ция
и традиционных
Формирование регулятивных УУД:
иллюст
религиях народов целеполагание как постановка учебной задачи
рациям
России.
на основе соотнесения того, что уже известно
и.
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД:
понимание возможности существования у
людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с собственной ученика,
способности ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии.
Беседа,
работа
с
тексто
ми
иллюст
рациям
и

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Личностные
УУД

Формирование основ
гражданской
идентичности личности,
осознания своей
национальной и
этнической
принадлежности.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов.

1ч

беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
устный
рассказ

Учебник Формирование
,
знаний о
тетрадь, верованиях
презента
ция

комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
устный
рассказ

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
знаний о
возникновении
религий мира и
Их основателях.

комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
устный
рассказ

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
представления о
верованиях
разных народов в
мифах, легендах и
сказаниях

3

Съезд в
Астане.
«Мы
желаем
каждому
человеку
мира»

комб
иниро
ванн
ый

1ч

4

Древние
верования
и
религиозн
ые культы

1ч

5

Верования
коренного
населения
Австралии

Формирование познавательных УУД:
установление причинно – следственных
связей, построение логической цепи
рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД:
умение адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи
Формирование познавательных УУД:
установление причинно – следственных
связей, построение логической цепи
рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: оценки —
выделение и осознание учащимся того, что
уже усвоено, и что еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД:
умение адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Формирование познавательных УУД:
осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной и письменной
форме.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД:
умение учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов.

1ч

комб
иниро
ванн
ый

Подгот
овка
рассказ
а на
тему

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
представления о
верованиях
разных народов в
мифах, легендах и
сказаниях

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
рациям
и
комб Беседа,
иниро коммен
ванн
тирова
ый
нное
чтение,
работа
с
иллюст
рациям
и

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
представления о
верованиях
разных народов в
мифах, легендах и
сказаниях

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
представления о
верованиях
разных народов в
мифах, легендах и
сказаниях

6

Верования
коренного
населения
Америки

1ч

7

Мифологи
яи
культура
Японии

1ч

8

Верования
древних
славян

комб
иниро
ванн
ый

Формирование познавательных УУД:
осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной и письменной
форме.
Формирование регулятивных УУД: оценки —
выделение и осознание учащимся того, что
уже усвоено, и что еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД:
умение учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Формирование познавательных УУД:
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД:
умение формулировать собственное мнение и
позицию
Формирование познавательных УУД:
подведение под понятие, выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД: оценки —
выделение и осознание учащимся того, что
уже усвоено, и что еще нужно усвоить,
осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД:
умение учитывать и координировать в
сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов.
Развитие
самостоятельности и
личной ответственности
за свои поступки на
основе представлений о
нравственных нормах,
социальной
справедливости и свободе.

1ч

комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
рациям
и

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях

комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
рациям
и

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях

комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
рациям
и

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях, об
иудаизме

9

Представле
ния о Боге
в иудаизме

1ч

10

Мир и
человек в
иудаизме

1ч

11

Тора и
заповеди

Формирование познавательных УУД:
построение логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД: коррекции
— внесение необходимых дополнений и
корректив в план, и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и
его результата
Формирование коммуникативных УУД:
умение задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером.
Формирование познавательных УУД: анализ
объектов с целью выделения признаков
(существенных, и несущественных).
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД:
умение с учётом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую
информацию как ориентир для построения
действия.
Формирование познавательных УУД: выбор
наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий.
Формирование регулятивных УУД: оценки —
выделение и осознание учащимся того, что
уже усвоено, и что ещё нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД:
умение учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов
Формирование бережного
отношения к
материальным и
духовным ценностям.
Воспитание доверия и
уважения к истории и
культуре всех народов.
Развитие этических чувств
как регуляторов
морального поведения

Воспитание доверия и
уважения к истории и
культуре всех народов.

12

ч

13

1ч

14

1ч

Комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
рациям
и

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях, об
иудаизме

Формирование познавательных УУД: поиск и
выделение необходимой информации;
применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
О чем
прогнозирования — предвосхищение
говорит
результата и уровня усвоения знаний, его
иудейский
временных характеристик; планирования —
Закон
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.
комб Беседа, Учебник Формирование
Формирование познавательных УУД:
иниро коммен ,
первоначального
смысловое чтение как осмысление цели чтения
ванн
тирова тетрадь, представления о
и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Религиозн ый
нное
презента религиозных
Формирование регулятивных УУД: оценки —
ые обряды
чтение, ция
традициях мира,
выделение и осознание учащимся того, что
и ритуалы
работа
об отечественных уже усвоено, и что ещё нужно усвоить,
в иудаизме
с
религиозно –
осознание качества и уровня усвоения.
иллюст
культурных
Формирование коммуникативных УУД:
рациям
традициях, об
умение учитывать разные мнения и интересы и
и
иудаизме
обосновывать собственную позицию
комб Беседа, Учебник Формирование
Формирование познавательных УУД:
иниро коммен ,
знания о
самостоятельное выделение и формулирование
ванн
тирова тетрадь, религиозных
познавательной цели.
Представле
ый
нное
презента ритуалах, обычаях Формирование регулятивных УУД:
ние о Боге
чтение, ция
и обрядах в
целеполагание как постановка учебной задачи
и мире в
работа
традиционных
на основе соотнесения того, что уже известно
христианст
с
религиях России. и того, что ещё неизвестно.
ве
иллюст
Формирование коммуникативных УУД:
рациям
умение учитывать разные мнения и интересы и
и
обосновывать собственную позицию.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов.

Воспитание доверия и
уважения к истории и
культуре всех народов

Воспитание доверия и
уважения к истории и
культуре всех народов.

15

1ч

16

1ч

17

1ч

комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
рациям
и

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
знания о
религиозных
ритуалах, обычаях
и обрядах в
традиционных
религиях России.

Формирование познавательных УУД: синтез
— составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов.
Представле
Формирование регулятивных УУД: коррекции
ние о
— внесение необходимых дополнений и
человеке в
корректив в план, и способ действия в случае
христианст
расхождения эталона, реального действия и
ве
его результата.
Формирование коммуникативных УУД:
умение формулировать собственное мнение и
позицию.
комб Беседа, Учебник Формирование
Формирование познавательных УУД:
иниро коммен ,
знания о
самостоятельное создание способов решения
ванн
тирова тетрадь, религиозных
проблем творческого и поискового характера.
ый
нное
презента ритуалах, обычаях Формирование регулятивных УУД: коррекции
Библия –
чтение, ция
и обрядах в
— внесение необходимых дополнений и
священная
работа
традиционных
корректив в план, и способ действия в случае
книга
с
религиях России. расхождения эталона, реального действия и
христиан
иллюст
его результата.
рациям
Формирование коммуникативных УУД:
и
умение учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию.
комб Беседа, Учебник Формирование
Формирование познавательных УУД:
иниро коммен ,
понимания
формулирование проблемы.
ванн
тирова тетрадь, значения
Формирование регулятивных УУД: коррекции
ый
нное
презента нравственности,
— внесение необходимых дополнений и
чтение, ция
веры и религии в
корректив в план, и способ действия в случае
работа
жизни человека и расхождения эталона, реального действия и
с
общества.
его результата.
Православ
иллюст
Формирование коммуникативных УУД:
ие
ративн
умение договариваться и приходить к общему
ым
решению в совместной деятельности, в том
матери
числе в ситуации столкновения интересов.
алом.

Воспитание доверия и
уважения к истории и
культуре всех народов.
Развитие этических чувств
как регуляторов
морального поведения.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов
Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов. Развитие
самостоятельности и
личной ответственности
за свои поступки на
основе представлений о
нравственных нормах,
социальной
справедливости и свободе.

18

1ч

19

1ч

комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
Католициз
работа
м
с
иллюст
ративн
ым
матери
алом.
комб Беседа,
иниро коммен
ванн
тирова
ый
нное
чтение,
работа
Протестант
с
изм
иллюст
ративн
ым
матери
алом.

1ч

комб
иниро
ванн
ый

20

Представле
ние о Боге
и мире в
исламе

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
рациям
и

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
понимания
значения
нравственности,
веры и религии в
жизни человека и
общества.

Формирование познавательных УУД: синтез
— составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД:
умение использовать речь для регуляции
своего действия.

Воспитание
доброжелательности и
эмоционально –
нравственной
отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам
других людей; развитие
начальных форм
регуляции своих
эмоциональных
состояний.

Формирование
понимания
значения
нравственности,
веры и религии в
жизни человека и
общества

Формирование познавательных УУД:
подведение под понятие, выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД:
умение продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех его
участников.

Воспитание
уважительного
отношения, бережного
хранения традиций.

Формирование
понимания
значения
нравственности,
веры и религии в
жизни человека и
общества.

Формирование познавательных УУД:
выдвижение гипотез и их обоснование.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик.
Формирование коммуникативных УУД:
умение адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.

Воспитание
уважительного
отношения, бережного
хранения традиций.

1ч

комб
иниро
ванн
ый

Самост
оятель
ная
работа
с
источн
иками
инфор
мации

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

комб
иниро
ванн
ый

Группо
вая и
самост
оятель
ная
исслед
овател
ьская
работа

Учебник Знакомство с
,
главой книгой
тетрадь, мусульман
презента
ция

21

Пророк
Мухаммад

Формирование
понимания любви
и уважения к
различным
религиям.

1ч

22

Коран и
Сунна

Формирование познавательных УУД:
преобразование модели с целью выявления
общих законов, определяющих данную
предметную область.
Формирование регулятивных УУД: оценки —
выделение и осознание учащимся того, что
уже усвоено, и что ещё нужно усвоить,
осознания качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных УУД:
умение допускать возможность существования
у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии

Формирование основ
гражданской
идентичности личности,
осознания своей
национальной и
этнической
принадлежности.
Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов
Формирование познавательных УУД: выбор
Формирование основ
оснований и критериев для сравнения,
гражданской
сериации, классификации объектов; рефлексия идентичности личности,
способов и условий действия, контроль и
осознания своей
оценка процесса и результатов деятельности.
национальной и
Формирование регулятивных УУД:
этнической
прогнозирования — предвосхищение
принадлежности.
результата и уровня усвоения знаний, его
Формирование образа
временных характеристик; планирования —
мира как единого и
определение последовательности
целостного при
промежуточных целей с учётом конечного
разнообразии культур,
результата; составление плана и
национальностей,
последовательности действий.
религий, воспитание
Формирование коммуникативных УУД:
доверия и уважения к
планирование учебного сотрудничества с
истории и культуре всех
учителем и сверстниками — определение цели, народов
функций участников, способов
взаимодействия.

1ч

Комб Группо
иниро вая
ванн
работа
ый,

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях

Комб
иниро Группо
ванн
вая
ый
работа
с
источн
иками
инфор
мации

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях

23

Столпы
Ислама.
Праздники
ислама

1ч

24

Священны
е города и
сооружени
я ислама

Формирование познавательных УУД: выбор
оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов; рефлексия
способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование познавательных УУД:
выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации
объектов; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования
— определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов
взаимодействия.

Формирование основ
гражданской
идентичности личности,
осознания своей
национальной и
этнической
принадлежности.
Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов
Формирование основ
гражданской
идентичности личности,
осознания своей
национальной и
этнической
принадлежности.
Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

1ч

Комб комбин Учебник
иниро ирован ,
ванн
ный
тетрадь,
ый
презента
ция

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях

Комб
иниро
ванн
ый

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях

25

Жизнь
Будды

26

Учение
Будды

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
ративн
ым
матери
алом

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование познавательных УУД: выбор
оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов; рефлексия
способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование познавательных УУД: поиск и
выделение необходимой информации;
применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
ративн
ым
матери
алом

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях

Комб
иниро
ванн
ый

Беседа,
коммен
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
ративн
ым
матери
алом

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях

27

Духовные
наставники
и
священные
сооружени
я буддизма

28

Священны
е тексты
буддизма

Формирование познавательных УУД: поиск и
выделение необходимой информации;
применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование познавательных УУД: поиск и
выделение необходимой информации;
применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Комб
иниро
ванн
ый

Группо
вая
работа
с
источн
иком

Учебник
,
тетрадь,
презента
ция

Формирование
понимания любви
и уважения к
различным
религиям.

Комб
иниро
ванн
ый

Беседа, Учебник
коммен , тетрадь
тирова
нное
чтение,
работа
с
иллюст
ративн
ым
матери
алом

Формирование
понимания любви
и уважения к
различным
религиям.

29

.«Золотое
правило
нравственн
ости»

30

Интересны
й разговор

Формирование познавательных УУД: поиск и
выделение необходимой информации;
применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование познавательных УУД: поиск и
выделение необходимой информации;
применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Подг
отовк
ак
защит
е

Беседа,
коммен
тирова
ние

Учебник
,
тетрадь,
дополни
тельные
источни
ки
литерату
ры

Формирование
понимания любви
и уважения к
различным
религиям.

Подг
отовк
ак
защит
е

Поиск
и
оформ
ление
инфор
мации

Учебник
,
тетрадь,
дополни
тельные
источни
ки
литерату
ры

Формирование
понимания
значения
нравственности,
веры и религии в
жизни человека и
общества

31

Разработка
творческих
проектов

32

Разработка
творческих
проектов

Формирование познавательных УУД: выбор
оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов; рефлексия
способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование познавательных УУД: выбор
оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов; рефлексия
способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Подг
отовк
ак
защит
е

Поиск
и
оформ
ление
инфор
мации

Учебник
,
тетрадь,
дополни
тельные
источни
ки
литерату
ры

Формирование
понимания
значения
нравственности,
веры и религии в
жизни человека и
общества

Защи
та
проек
та

Защита
проект
а

Учебник
и,
тетради,
проекты
работ

Формирование
понимания
значения
нравственности,
веры и религии в
жизни человека и
общества

33

Разработка
творческих
проектов

34

Презентац
ия
творческих
проектов

Формирование познавательных УУД: выбор
оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов; рефлексия
способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование познавательных УУД: выбор
оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов; рефлексия
способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования — предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик; планирования —
определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий.
Формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов

Формирование образа
мира как единого и
целостного при
разнообразии культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения к
истории и культуре всех
народов


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».