труд 2 кл.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Труд (технология)»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2 класс

Составитель: Арудова Е. Д.., учитель

с. Новопышминское
2025 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................... 9

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».
Цель обучения: всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки
его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи обучения:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
− развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через
формирование практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
3

− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе
определяет следующие задачи:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нем человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
− развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через
формирование практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание обучения во втором классе является логическим
продолжением обучения в первом классе. В связи с этим обучение
ручному труду строится на базе ранее приобретенных обучающимися
знаний, умений и навыков и направлено на выработку их устойчивости,
что является предпосылкой будущего качественного выполнения
практических работ.
Обучение ручному труду спланировано с учетом повторения и
расширения знаний, полученных в первом классе: о рукотворных
предметах; о культуре труда (соблюдение техники безопасности,
организация рабочего места и др.); о видах ручного труда («Работа с
глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с
природными материалами», «Работа с нитками») и направлено на
коррекцию интеллектуальных и физических недостатков с учетом их
возрастных особенностей, которая предусматривает:
− коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом
объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
− развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности
сравнения, обобщения;
− совершенствование
умения
ориентироваться
в
задании,
планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
− коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного трудового
материала.
Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения
о новых материалах (ткань, пуговицы, картон и др.); видах труда («Работа
с тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о предметах,
истории их создания и использования в организации обыденной жизни и
праздника.
Содержание разделов
№ Название раздела, темы
п/п
1
2
3
4

Работа с глиной и пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Итого:

Кол-во
часов
8
5
12
9
34

Контрольные
работы
(кол-во)
-

5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
 формирование способности к осмыслению картины мира, ее
временно-пространственной организации; формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
природной и социальной составляющей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места и организовать свое
рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы,
рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
− называть виды трудовых работ;
− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда во втором классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного
труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и
режущими инструментами;
− называть приемы работы (приемы разметки деталей, примы
выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы
соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда
− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства;
− определять способы соединения деталей с помощью учителя;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный план с помощью учителя;
− работать с доступными материалами (глиной и пластилином,
природными материалами, с бумагой и нитками).
− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
поделочных материалов с помощью учителя.
Достаточный уровень
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину.
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять
план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
6

графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы; оценить свое
изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков ручного труда.

7

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении
личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов осуществляется по следующей
системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании,
подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки
самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с
помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и
фразы, обозначающие пространственные признаки предметов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления
поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные
параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может,
без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно,
без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда
контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны
учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные
вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» - не ставится.

8

IV.
Тема предмета

Кол-во
часов

№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Работа с глиной и пластилином – 2 часа
1

Повторение
пройденного
классе.

1
в

1

Лепка из пластилина
геометрических тел
прямоугольной
формы.
«Ворота»

Правила поведения и работы Соблюдают
правила
на уроках труда.
поведения и работы на уроках
труда под контролем учителя.
Подготовка и содержание в
порядке рабочего места.
Подготавливают и содержат в
порядке рабочее место.
Виды
ручного
труда,
поделочных материалов и Повторяют за учителем виды
инструментов, используемых ручного труда, поделочные
при их обработке.
материалы и инструменты,
используемые
при
их
Глина и пластилин как
обработке.
поделочный материал.
Изучают новые сведения о
Глина как о строительный
глине и пластилине как о
материал.
поделочных материалах.
Геометрическое тело «брус».
Знакомятся с применением
Сравнение бруса с реальными глины в строительстве.
предметами.
Рассказывают о пластилине,
Обработка
пластилина
с его назначении, пластических
свойствах, цвете и форме с
применением резака, стеки.

Соблюдают
правила
поведения и работы на уроках
труда.
Подготавливают и содержат в
порядке рабочее место.
Называют
виды
ручного
труда, поделочные материалы
и инструменты, используемые
при их обработке.
Изучают новые виды работы‚
образцы
поделочных
материалов, инструментов и
изделий.
Изучают новые сведения о
глине и пластилине как о
поделочных материалах.
Знакомятся с применением
глины в строительстве.

9

Анализ объекта по вопросам
учителя, составление плана
работы над изделием с опорой
на наглядные материалы с
помощью учителя

опорой на наглядность.

Рассказывают о пластилине,
его назначении, пластических
Анализируют геометрическое
свойствах, цвете и форме.
тело «брус» с помощью
учителя.
Анализируют геометрическое
тело «брус».
Рассказывают
о
брусе
употребляя в речи слова, Рассказывают
о
брусе
обозначающие
употребляя в речи слова,
пространственные признаки обозначающие
бруска.
пространственные признаки
бруска (высокий, низкий,
Сравнивают брус с реальными
широкий, узкий, длинный,
предметами и устанавливают
короткий).
сходство и различия между
ними по вопросам учителя.
Сравнивают брус с реальными
предметами и устанавливают
Повторяют правила работы с
сходство и различия между
пластилином.
ними по вопросам учителя.
Обрабатывают пластилин с
Повторяют правила работы с
применением резака, стеки.
пластилином.
Анализируют
объект
по
Обрабатывают пластилин с
вопросам учителя, составляют
применением резака, стеки.
план работы над изделием с
опорой
на
наглядные Анализируют
объект
по
материалы
с
помощью вопросам учителя, составляют
учителя
план работы над изделием с
опорой
на
наглядные
материалы
с
помощью
учителя

10

2

Лепка
столярных
инструментов,
имеющих
прямоугольную
геометрическую
форму.

1

«Молоток»

Лепка из пластилина изделия,
состоящего
из
деталей
прямоугольной
геометрической формы.

Лепят из пластилина изделия,
состоящего
из
деталей
прямоугольной
геометрической формы.

Лепят из пластилина изделия,
состоящего
из
деталей
прямоугольной
геометрической формы.

Анализ изделия, ориентируясь Анализируют
изделие,
на образец.
ориентируясь на образец с
помощью учителя.
Составление плана работы над
изделием
с
опорой
на Рассказывают
о
предметно-операционный
геометрическом теле «брус»
план с помощью учителя.
по вопросам учителя.

Анализируют
изделие,
ориентируясь на образец.

Работа по плану.
Текущий контроль

Составляют план работы над
изделием
с
опорой
на
предметно-операционный
план с помощью учителя,
придерживаются
плана
в
процессе
изготовления
изделия
под
контролем
учителя

Рассказывают
о
геометрическом теле «брус».
Составляют план работы над
изделием
с
опорой
на
предметно-операционный
план с помощью учителя,
придерживаются
плана
в
процессе
изготовления
изделия,
осуществляют
текущий контроль

Работа с природными материалами – 3 часа
3

Работа
природными
материалами.

с

«Рамка
для
фотографий,
украшенная сухими
листьями»

1

Виды природных материалов, Изучают новые сведения о
их применение, правила сбора, растительном
мире,
о
сушки и хранения.
разнообразии форм и окраски
листьев, цветов.
Использование листьев для
украшения предметов быта.
Знакомятся с разными видами
природных материалов, их
Функциональная значимость
применением,
правилами
рамок.

Изучают новые сведения о
растительном
мире,
о
разнообразии форм и окраски
листьев, цветов.
Знакомятся с разными видами
природных материалов, их
применением,
правилами
11

Анализ образца, выполнение сбора, сушки и хранения.
аппликации по предметноИзучают
сведения
об
операционному плану.
использовании листьев для
Понятие «орнамент».
украшения предметов быта.
Изготовление
рамки
фотографии из бумаги.

сбора, сушки и хранения.
Изучают
сведения
об
использовании листьев для
украшения предметов быта.

для Знакомятся с функциональной Знакомятся с функциональной
значимостью рамок.
значимостью рамок.

Приемы:
«разметка
по
шаблону
геометрических
фигур», «сгибание бумаги
пополам»,
«симметричное
вырезание
из
бумаги»,
«наклеивание
листьев
на
бумажную поверхность»

Анализируют
образец,
выполняют аппликацию по
предметно-операционному
плану с помощью учителя.

Анализируют
образец,
выполняют аппликацию по
предметно-операционному
плану.

Ориентируются на плоскости Имеют
представления
о
листа под контролем учителя. направлении, положении и
пространственных
связях
Изготавливают рамку для
частей в орнаменте.
фотографии из бумаги под
контролем учителя.
Ориентируются на плоскости
листа.
Владеют приемами «разметка
по шаблону геометрических Изготавливают рамку для
фигур», «сгибание бумаги фотографии из бумаги.
пополам»,
«симметричное
Владеют приемами «разметка
вырезание
из
бумаги»,
по шаблону геометрических
«наклеивание
листьев
на
фигур», «сгибание бумаги
бумажную поверхность»
пополам»,
«симметричное
вырезание
из
бумаги»,
«наклеивание
листьев
на
бумажную поверхность»

12

4

5

Изготовление
игрушек
из
желудей.«Птичка»,
«Собачка»,
«Зайчик»,
«Поросенок»

1

Изготовление
игрушек
из
скорлупы
ореха.«Кораблик»,

1

Изделия, игрушки, сделанные Повторяют правила заготовки Повторяют правила заготовки
из природных материалов.
природных материалов.
природных материалов.
Плоды деревьев (желуди).

Изучают изделия, игрушки, Изучают изделия, игрушки,
сделанные
из
природных сделанные
из
природных
Анализ
изделия,
с
материалов.
материалов.
ориентировкой на образец, по
вопросам учителя.
Знакомятся с разнообразными Знакомятся с разнообразными
плодами деревьев (желуди) и плодами деревьев (желуди) и
Составление
плана
изготовлением
из
них изготовлением
из
них
выполнения многодетальной
игрушек.
игрушек.
поделки и оценивание своего
изделия по вопросам учителя. Анализируют, ориентируясь Анализируют, ориентируясь
на образец, по вопросам на образец, по вопросам
Столярные инструменты и
учителя, при анализе образца учителя, при анализе образца
правила работы с шилом
выделяют название изделия, выделяют название изделия,
материал,
детали
и
их материал,
детали
и
их
пространственное
пространственное
расположение с помощью расположение.
учителя.
Составляют план выполнения
Составляют план выполнения многодетальной поделки и
многодетальной поделки и оценивают свое изделие по
оценивают свое изделие с вопросам учителя.
помощью учителя.
Знакомятся с инструментами и
Знакомятся с инструментами и правилами работы с шилом
правилами работы с шилом
Изделия, игрушки, сделанные Рассказывают о изделиях, Рассказывают о изделиях,
из природных материалов.
игрушках,
сделанных
из игрушках,
сделанных
из
природных материалов по природных материалов.
Плоды деревьев (желуди).
13

«Черепаха», «Рыбка»

Анализ
изделия,
с вопросам учителя.
ориентировкой на образец, по
Знакомятся с разнообразными
вопросам учителя.
плодами деревьев (орехи) и
Составление
плана изготовлением
из
них
выполнения многодетальной игрушек.
поделки и оценивание своего
Рассказывают о свойствах
изделия по вопросам учителя.
орехов (форма, величина,
Изготовление изделий
из поверхность).
скорлупы грецкого ореха с
Анализируют
объект,
применением
другого
ориентируясь на его признаки
поделочного материала.
и свойства, по вопросам
Навыки
обработки учителя.
пластилина:
сминание,
Составляют план выполнения
скатывание,
сплющивание,
поделки и оценивают свое
вытягивание
изделие с помощью учителя.

Знакомятся с разнообразными
плодами деревьев (орехи) и
изготовлением
из
них
игрушек.
Рассказывают о
орехов (форма,
поверхность).

свойствах
величина,

Анализируют
объект,
ориентируясь на его признаки
и свойства, по вопросам
учителя.
Составляют план выполнения
поделки и оценивают свое
изделие по вопросам учителя.
Изготавливают поделку из
скорлупы грецкого ореха с
применением
другого
поделочного
материала
(пластилин, бумага, палочки и
др.).

Изготавливают поделку из
скорлупы грецкого ореха с
применением
другого
поделочного
материала
(пластилин, бумага, палочки и
др.) под контролем учителя.
Владеют навыками обработки
пластилина:
сминание,
Владеют навыками обработки
скатывание,
сплющивание,
пластилина:
сминание,
вытягивание
скатывание,
сплющивание,
вытягивание
Работа с бумагой и картоном – 4 часа
14

6

Повторение
пройденного
классе
по
«Виды
и
бумаги».
«Подставка
кисти»

7

1
в 1
теме
сорта
для

Технология
1
изготовления
аппликации из мятой
бумаги по образцу.
Аппликации
«Дерево
весной»,
«Дерево
летом»,
«Дерево
осенью»,
«Дерево зимой под
снегом»

Сорта
бумаги
(писчая,
газетная,
рисовальная,
салфеточная), свойства бумаги
(прочность,
толщина,
гибкость, влагоустойчивость).

Сравнивают бумагу разных Сравнивают бумагу разных
сортов свойства бумаги с сортов
(писчая,
газетная,
помощью учителя.
рисовальная,
салфеточная),
свойства бумаги (прочность,
Изучают
внешний
вид
толщина,
гибкость,
(фактуру) бумаги на ощупь.
влагоустойчивость).
Фактура бумаги.
Называют цвета, в которые
Изучают
внешний
вид
Закрепление умений узнавать окрашена бумага
(фактуру) бумаги на ощупь.
и называть цвета, в которые
окрашена бумага.
Составляют
коллекцию
«Сорта бумаги».
Словарная работа: газетная,
книжная, писчая, почтовая,
Называют цвета, в которые
конвертная,
салфеточная,
окрашена бумага
туалетная,
обойная,
упаковочная
Сезонные
изменения
в Изучают новые сведения о
природе (зима, весна, лето, сезонных
изменениях
в
осень).
природе (зима, весна, лето,
осень).
Состояние деревьев в разные
времена года.
Знакомятся с состоянием
деревьев в разные времена
Сходства и различия деревьев
года.
в этих состояниях.
Определяют
сходства
и
Анализ, с опорой на образец,
различия деревьев в этих
по вопросам учителя.
состояниях
по
вопросам
Составление
плана учителя.
выполнения аппликации и
Анализируют, ориентируясь
оценивание своего изделия по

Изучают новые сведения о
сезонных
изменениях
в
природе (зима, весна, лето,
осень).
Знакомятся с состоянием
деревьев в разные времена
года.
Определяют
сходства
и
различия деревьев в этих
состояниях.
Анализируют, ориентируясь
на образец, по вопросам
15

вопросам учителя.

на образец,
учителя.

по

вопросам учителя.

Обработка
бумаги
с
использованием
приемов При
анализе
образца
сминания.
выделяют название изделия,
материал,
детали
и
их
Правила работы с клеем и
пространственное
кистью.
расположение по вопросам
учителя.
Пространственная
ориентировка на листе бумаги
Составляют план выполнения
(картона)
и
размещение
аппликации и оценивают свое
предметного изображение на
изделие по вопросам учителя.
его поверхности
Владеют навыками обработки
бумаги с использованием
приемов сминания.

При
анализе
образца
выделяют название изделия,
материал,
детали
и
их
пространственное
расположение.
Составляют план выполнения
аппликации и оценивают свое
изделие по вопросам учителя.
Владеют навыками обработки
бумаги с использованием
приемов сминания.
Повторяют правила работы с
клеем и кистью.

Повторяют правила работы с
Объясняют
понятие
клеем и кистью.
«аппликация».
Ориентируются
на
листе
Ориентируются
на
листе
бумаги (картона) и размещают
бумаги (картона) и размещают
предметное изображение на
предметное изображение на
его
поверхности
под
его поверхности
контролем учителя

16

8

Технология
складывания
фигурки из бумаги.

1

Геометрические
фигуры Изучают новые сведения о Изучают новые сведения о
(квадрат, треугольник).
животном мире.
животном мире.
Сходство и различия этих Называют
фигур (стороны, углы).
фигуры.

«Маска собачки»

геометрические Называют
фигуры.

геометрические

Коррекция
восприятия Сравнивают и устанавливают Сравнивают и устанавливают
пространства (наверху, внизу, сходство и различия этих сходство и различия этих
слева, справа)
фигур по вопросам учителя.
фигур.
Ориентировка в пространстве Ориентируются
в
геометрической
фигуры пространстве геометрической
«квадрат».
фигуры
«квадрат»
и
выполняют
инструкцию,
Чтение
изобразительносодержащую
графического
плана
с
пространственную
помощью учителя
характеристику с помощью
учителя.

Ориентируются
в
пространстве геометрической
фигуры «квадрат».
Выполняют
инструкцию,
содержащую
пространственную
характеристику.

Читают
изобразительноЧитают
изобразительнографический план с помощью
графический план с помощью
учителя.
учителя.
Комментируют ход работы.
Сгибают квадрат пополам и с
угла на угол, совмещают Сгибают квадрат пополам и с
стороны с опорными точками угла на угол, совмещают
под контролем учителя
стороны с опорными точками
9

Разметка
геометрических
фигур по шаблонам.
«Геометрические

1

Картон. Предметы, сделанные
из картона, функциональная
значимость в быту, игре,
учебе.

Называют
предметы, Называют
предметы,
сделанные из картона, и сделанные из картона, и
определяют
их определяют
их
функциональную значимость функциональную значимость
в быту, игре, учебе по
17

фигуры:
квадрат,
прямоугольник,
треугольник, круг,
овал»

Технические
сведения
о
картоне: сорт (переплетный,
коробочный); цвет (серый,
белый, желтый, цветной),
физические свойства (гладкий,
шероховатый,
рифленый);
особенности
(картон
впитывает влагу и коробится;
толстый картон ломается по
сгибу, тонкий легко сгибается,
режется).
Понятие «шаблон» и
геометрические формы.

его

вопросам учителя.

в быту, игре, учебе.

Знакомятся с техническими
сведениями о картоне: сорт,
цвет, физические свойства,
особенности.

Знакомятся с техническими
сведениями о картоне: сорт,
цвет, физические свойства,
особенности.

Знакомятся
с
понятием Знакомятся
с
понятием
«шаблон»
и
его «шаблон»
и
его
геометрическими формами.
геометрическими формами.
Называют
фигуры.

геометрические Называют
фигуры.

геометрические

Соблюдают правила работы с Соблюдают
правила
шаблоном.
работают с шаблоном.

и

Правила работы с шаблоном.

Соблюдают
правила Соблюдают
правила
Разметка фигур на бумаге по обведения
шаблонов обведения
шаблонов
образцу
геометрических фигур.
геометрических фигур.
Выполняют
экономную Выполняют
экономную
разметку фигур на бумаге по разметку фигур на бумаге по
образцу
под
контролем образцу
учителя
Работа с текстильными материалами – 2 часа
10

Изготовление
1
стилизованных ягод
из ниток, связанных
в пучок.

Свойства ниток, виды работы Называют свойства ниток, о
с
нитками
(вязание, виды работы с нитками по
вышивание, шитье, плетение, вопросам учителя.
связывание в пучок).
Изучают новые сведения о

Называют свойства ниток, о
виды работы с нитками.
Изучают новые сведения о
назначении ниток.

18

«Ягоды»

Анализ изделия из ниток.
План изготовления изделия по
предметно-операционному
плану с частичной помощью
учителя.
Приемы
наматывания,
связывания, резания ниток.
Оценка качества выполненной
работы
в
сравнении
с
образцом

11

Пришивание
1
пуговиц с двумя
сквозными
отверстиями.

назначении ниток.

Анализируют
изделие
из
ниток, выделяя его признаки и
Анализируют
изделие
из
свойства.
ниток, выделяя его признаки и
свойства по вопросам учителя. Планируют
выполнение
изделия
по
предметноПланируют
выполнение
операционному
плану
с
изделия
по
предметночастичной помощью учителя.
операционному
плану
с
частичной помощью учителя. Владеют
приемами
наматывания,
связывания,
Владеют
приемами
резания ниток.
наматывания,
связывания,
резания ниток.
Оценивают
качество
выполненной
работы
в
Оценивают
качество
сравнении с образцом
выполненной
работы
в
сравнении с образцом с
помощью учителя

Назначение пуговиц, цвет, Рассказывают о назначении
форма, материал, из которых пуговиц,
цвете,
форме,
производят пуговицы.
материалах,
из
которых
производят
пуговицы
по
Представления об одежде.
вопросам учителя.
Проверка знаний о нитках,
Рассказывают
о
нитках,
инструментах, применяемых
инструментах, применяемых
при работе с нитками.
при работе с нитками по
вопросам учителя.
Вдевание нитки в иголку.
Прием завязывания узелка на Вдевают нитку в иголку.
Владеют

Рассказывают о назначении
пуговиц,
цвете,
форме,
материалах,
из
которых
производят пуговицы.
Рассказывают
о
нитках,
инструментах, применяемых
при работе с нитками.
Вдевают нитку в иголку.
Владеют
приемом
завязывания узелка на конце

приемом
19

конце нити.
Пришивание пуговиц сдвумя
сквозными отверстиями к
ткани.
Прием шитья «игла вверхвниз».
Планирование с опорой на
предметно-операционный
план с частичной помощью
учителя

завязывания узелка на конце нити.
нити.
Пришивают пуговицы с двумя
Пришивают пуговицы с двумя сквозными отверстиями к
сквозными отверстиями к ткани.
ткани под контролем учителя.
Повторяют прием шитья «игла
Повторяют прием шитья «игла вверх-вниз».
вверх-вниз».
Планируют ход работы с
Планируют ход работы с опорой
на
предметноопорой
на
предметно- операционный
план
с
операционный
план
с частичной помощью учителя.
частичной помощью учителя

Работа с глиной и пластилином – 2 часа
12

Лепка из пластилина 1
предметов
цилиндрической
формы.«Кружка»

Представления о глине как о Знакомятся с глиной как с Знакомятся с глиной как с
материале для изготовления материалом для изготовления материалом для изготовления
посуды.
посуды.
посуды.
Геометрическое
«цилиндр».

тело Знакомятся с геометрическим Знакомятся с геометрическим
телом «цилиндр».
телом «цилиндр».

Проверка знаний о пластилине Сравнивают
форму
и его физических свойствах.
геометрического
тела
с
предметами быта по вопросам
Лепка чашки цилиндрической
учителя.
формы.
Рассказывают о пластилине и
Приемы
«раскатывание
его физических свойствах по
пластилина в ладонях до
вопросам учителя.
овальной
формы»,

Сравнивают
геометрического
предметами быта.

форму
тела
с

Рассказывают о пластилине и
его физических свойствах.
Лепят чашки цилиндрической
формы.
20

«вдавливание
пальцем».

пластилина Лепят чашки цилиндрической
формы
под
контролем
учителя.
Работа
с
опорой
на
предметно—операционный
Владеют
приемами
план с частичной помощью «раскатывание пластилина в
учителя
ладонях до овальной формы»,
«вдавливание
пластилина
пальцем».
Работают
с
опорой
предметно-операционный
план с помощью учителя
13

Лепка из пластилина 1
предметов
конической формы
(конструктивный
способ).«Чашка из
пластилиновых
жгутиков»

на

Пластилин и его физические Рассказывают о пластилине и
свойства.
его физических свойствах по
вопросам учителя.
Лепка
конструктивным
способом изделия конической Лепят
конструктивным
формы.
способом изделия конической
формы под контролем учителя.
Понятия «конус»,«усеченный
конус».
Знакомятся
с
понятиями
«конус», «усеченный конус».
Прием
«скатывание
пластилина
столбиком Владеют приемом «скатывание
(палочкой)».
пластилина
столбиком
(палочкой)».
Осуществление
контроля
способом сравнивания длины Сравнивают
предметы
по
вылепленной из пластилина величине по вопросам учителя.
заготовки со схемами в
Осуществляют контроль длины
рабочей тетради.
вылепленной из пластилина

Владеют
приемами
«раскатывание пластилина в
ладонях до овальной формы»,
«вдавливание
пластилина
пальцем».
Работают
с
опорой
на
предметно-операционный
план с частичной помощью
учителя

Рассказывают о пластилине и
его физических свойствах.
Лепят
конструктивным
способом изделия конической
формы.
Знакомятся
с
понятиями
«конус», «усеченный конус».
Владеют
приемом
«скатывание
пластилина
столбиком (палочкой)».
Сравнивают
величине.

предметы

по

Осуществляют
контроль
длины
вылепленной
из
пластилина
заготовки
со
21

Планирование
работы
с заготовки со схемами в рабочей
опорой на изобразительно- тетради с помощью учителя.
графический план
Планируют работу с опорой на
изобразительно-графический
план по вопросам учителя

схемами в рабочей тетради.
Планируют работу с опорой
на
изобразительнографический план.

Работа с природными материалами – 1 час
14

Работа с
природными
материалами.
Аппликации из
листьев «Мальчик»,
«Девочка»

1

Представления о деревьях,
листьях.

Рассказывают о деревьях,
листьях по вопросам учителя.

Рассказывают о деревьях,
листьях.

Представления о природном
материале как о поделочном и
его художественновыразительные свойства.

Сравнивают и находят
сходство и различия в листьях
деревьев по вопросам учителя.

Сравнивают и находят
сходство и различия в листьях
деревьев.

Рассказывают о природном
материале как о поделочном и
его художественновыразительных свойствах по
вопросам учителя.

Рассказывают о природном
материале как о поделочном и
его художественновыразительных свойствах.

Понятие «аппликация».
Анализ аппликации и
выделение основных
признаков и свойств
аппликационных
изображений.
Составление аппликации из
сухих листьев с опорой на
предметно—операционный
план в коллективной беседе

Анализируют аппликацию и
выделяют основные признаки
и свойства аппликационных
изображений по вопросам
учителя.
Составляют аппликацию из
сухих листьев с опорой на
предметно-операционный
план под контролем учителя

Анализируют аппликацию и
выделяют основные признаки
и свойства аппликационных
изображений.
Составляют аппликацию из
сухих листьев с опорой на
предметно-операционный
план

22

Работа с бумагой и картоном – 2 часа
15

Разметка бумаги и
картона по
шаблонам сложной
конфигурации.«Маш
ина»

1

Проверка знаний о картоне:
сорт, цвет, физические
свойства, особенности
Правила работы с шаблоном.
Понятия «контур», «силуэт».
Вырезание ножницами по
контурной линии

Рассказывают о картоне: сорт,
цвет, физические свойства,
особенности по вопросам
учителя.
Повторяют правила работы с
шаблоном.
Знакомятся с понятиями
«контур», «силуэт».
Вырезают ножницами по
контурной линии под
контролем учителя

16

Изготовление
1
плоских
елочных
игрушек,
украшенных
аппликацией.«Яблок
о», «Рыба»

Приемы изготовления плоских Знакомятся
с
понятием
елочных игрушек в форме «бумажная мозаика».
стилизованных изображений.
Выполняют
приемы:
Понятие «бумажная мозаика». «разметка
по
шаблону»,
«вырезание по контурной
Приемы:
«разметка
по
линии», «обрывание бумаги»,
шаблону», «вырезание по
«наклеивание
небольших
контурной
линии»,
кусочков бумаги на основу»
«обрывание
бумаги»,
под контролем учителя.
«наклеивание
небольших
кусочков бумаги на основу».
Анализируют
изделие
из
бумаги и картона, выделяя его

Рассказывают о картоне: сорт,
цвет, физические свойства,
особенности.
Повторяют правила работы с
шаблоном.
Знакомятся с понятиями
«контур», «силуэт».
Вырезают ножницами по
контурной линии

Знакомятся
с
понятием
«бумажная мозаика».
Выполняют
приемы:
«разметка
по
шаблону»,
«вырезание по контурной
линии», «обрывание бумаги»,
«наклеивание
небольших
кусочков бумаги на основу».
Анализируют
изделие
из
бумаги и картона, выделяя его

23

Анализ изделия из бумаги и признаки и свойства по
картона, выделение признаков вопросам учителя.
и свойств.
Изготавливают изделия по
Изготовление изделий по предметно-операционному
предметно-операционному
плану с частичной помощью
плану с частичной помощью учителя.
учителя
Изготавливают
плоские
елочные игрушки в форме
стилизованных изображений

признаки и свойства.
Изготавливают изделия по
предметно-операционному
плану с частичной помощью
учителя.
Изготавливают
плоские
елочные игрушки в форме
стилизованных изображений

Работа с текстильными материалами – 1 час
17

Изготовление
1
стилизованных
фигурок
из
связанных
пучков
нитей.
«Девочка»,
«Мальчик»

Представления об изделиях из Изучают
изделия Изучают
изделия
ниток как о декоративных (декоративные украшения) из (декоративные украшения) из
украшениях.
ниток.
ниток.
Анализ изделия из ниток, Анализируют
изделие
из
выделение его признаков и ниток, выделяя его признаки и
свойств по вопросам учителя. свойства,
по
вопросам
учителя.
Изготовление изделия по
предметно-операционному
Изготавливают изделия по
плану с частичной помощью предметно-операционному
учителя.
плану с помощью учителя.
Приемы
наматывания, Владеют
связывания, резания ниток
наматывания,
резания ниток

Анализируют
изделие
из
ниток, выделяя его признаки и
свойства,
по
вопросам
учителя.
Изготавливают изделия по
предметно-операционному
плану с частичной помощью
учителя.

приемами
связывания, Владеют
наматывания,
резания ниток

приемами
связывания,

Работа с глиной и пластилином – 1 час
24

18

Лепка
посуды
шара.
«Чайник
заварки»

в

чайной 1
форме
для

Представления о глине как о
поделочном материале и ее
применение для изготовления
посуды.

Изучают новые сведения о
глине как о поделочном
материале и ее применении
для изготовления посуды.

Изучают новые сведения о
глине как о поделочном
материале и ее применении
для изготовления посуды.

Анализ объекта, выделение Анализируют объект, выделяя
его признаков и свойств.
его признаки и свойства по
вопросам учителя.
Геометрическое тело «шар»,
его признаки.
Рассказывают
о
геометрическом теле «шар»,
Скатывание
пластилина
его признаках по вопросам
кругообразными движениями
учителя.
до получения формы шара.
Скатывают
пластилин
Планирование хода работы по
кругообразными движениями
изобразительно-графическому
до получения формы шара.
плану и работа по плану при
выполнении изделия.
Планируют ход работы по
изобразительно-графическому
Подробный анализ своего
плану и придерживаются
изделия по вопросам учителя
плана работы при выполнении
изделия
под
контролем
учителя.

Анализируют объект, выделяя
его признаки и свойства.
Рассказывают
о
геометрическом теле «шар»,
его признаках.
Скатывают
пластилин
кругообразными движениями
до получения формы шара.
Планируют ход работы по
изобразительно-графическому
плану и придерживаются
плана работы при выполнении
изделия.
Подробно анализируют свое
изделие по вопросам учителя

Подробно анализируют свое
изделие по вопросам учителя

25

Работа с бумагой и картоном – 2 часа
19

Изготовление
из 1
бумаги игрушек в
форме шара.
«Шар из кругов»

Геометрические формы «круг» Рассказывают
о
и «шар», их признаки.
геометрических
формах
«круг» и «шар», их признаках
Анализ объекта, выделение
по вопросам учителя.
его признаков и свойств.
Устанавливают сходства круга
Изготовление шара из бумаги,
и
шара
с
предметами,
состоящего из двух кругов.
имеющими округлую форму,
и рассказывают о применении
Понятие «симметрия».
этих изделий в быту по
Приемы
«разметка
по вопросам учителя.
шаблону»,
«симметричное
вырезание
из
бумаги, Анализируют объект, выделяя
сложенной пополам», «надрез его признаки и свойства по
вопросам учителя.
по прямой линии».

Рассказывают
о
геометрических
формах
«круг» и «шар», их признаках.
Устанавливают сходства круга
и
шара
с
предметами,
имеющими округлую форму,
и рассказывают о применении
этих изделий в быту.
Анализируют объект, выделяя
его признаки и свойства.
Изготавливают шар из бумаги,
состоящей из двух кругов.

Повторяют
понятие
Сборка способом соединения Изготавливают шар из бумаги,
«симметрия».
состоящей из двух кругов под
заготовок в прорези
контролем учителя.
Владеют
приемами:
«разметка
по
шаблону»,
Повторяют
понятие
«симметричное вырезание из
«симметрия».
бумаги, сложенной пополам»,
Владеют
приемами: «надрез по прямой линии».
«разметка
по
шаблону»,
Осуществляют
сборку
«симметричное вырезание из
способом
соединения
бумаги, сложенной пополам»,
заготовок в прорези
«надрез по прямой линии».
Осуществляют
способом

сборку
соединения
26

заготовок
в
прорези
помощью учителя

с

27

20

Изготовление
1
игрушек в форме
шара из бумаги.
«Шар из полос»

Геометрические формы «круг» Рассказывают
о
и «шар», их признаки.
геометрических
формах
«круг» и «шар», их признаках
Анализ объекта, выделение
по вопросам учителя.
его признаков и свойств.
Анализируют объект, выделяя
Изготовление шара из бумаги,
его признаки и свойства по
состоящего из 4—5 и более
вопросам учителя.
полос бумаги.
Изготавливают
шар,
Технические
состоящий из 4—5 и более
приемы«разметка полос по
полос бумаги под контролем
шаблону», «разрез по длинной
учителя.
линии», «склеивание полосызаготовки кольцом».
Владеют приемами «разметка
полос по шаблону», «разрез по
Сборка способом склеивания
длинной линии», «склеивание
заготовок
полосы-заготовки кольцом» с
помощью учителя.

Рассказывают
о
геометрических
формах
«круг» и «шар», их признаках.
Анализируют объект, выделяя
его признаки и свойства.
Изготавливают
шар,
состоящий из 4—5 и более
полос бумаги.
Владеют приемами «разметка
полос по шаблону», «разрез по
длинной линии», «склеивание
полосы-заготовки кольцом».
Собирают изделие способом
склеивания заготовок

Собирают изделие способом
склеивания заготовок под
контролем учителя
Работа с текстильными материалами – 1 час
21

Сматывание ниток в 1
клубок.
«Шарики из ниток
разной величины»

Представления о нитках.

Изучают новые сведения о Изучают новые сведения о
нитках.
нитках.

Правила хранения ниток в
виде бобин, катушек, мотков, Знакомятся
с
правилами
клубков.
хранения ниток в виде бобин,
катушек, мотков, клубков.
Геометрическая форма «шар»
Рассказывают
о

Знакомятся
с
правилами
хранения ниток в виде бобин,
катушек, мотков, клубков.
Рассказывают

о
28

и его признаки.

геометрической форме «шар» геометрической форме «шар»
и его признаках по вопросам и его признаках.
Приемы наматывания ниток
учителя.
на картон.
Наматывают нитки на картон.
Наматывают нитки на картон.
Сматывание ниток в клубок на
Сматывают нитки в клубок на
бумажный шарик.
Сматывают нитки в клубок на бумажный шарик.
бумажный
шарик
под
Приемы сминания бумаги и
Выполняют прием сминания
контролем учителя.
скатывания в шарик
бумаги и скатывания в шарик
Выполняют прием сминания
бумаги и скатывания в шарик
Работа с глиной и пластилином – 2 часа
22

Лепка по образцу 1
стилизованных
фигур животных.
«Медвежонок»

Представления о глине как о
поделочном материале и ее
применение для изготовления
скульптуры.

Изучают новые сведения о
глине как о поделочном
материале и ее применении
для изготовления скульптуры.

Изучают новые сведения о
глине как о поделочном
материале и ее применении
для изготовления скульптуры.

Понятие
«скульптура»
и Знакомятся
с
понятием
произведения
этого
вида «скульптура»
и
искусства.
произведениями этого вида
искусства.
Лепка фигурок животных
конструктивным способом.
Лепят фигурки животных
конструктивным
способом
Анализ образца, выделение
под контролем учителя.
основных
геометрических
форм.
Рассказывают о животных по
вопросам учителя.
Составление плана лепки
изделия
с
опорой
на Анализируют
образец,
выделяют в нем основные

Знакомятся
с
понятием
«скульптура»
и
произведениями этого вида
искусства.
Лепят фигурки животных
конструктивным способом.
Рассказывают о животных.
Анализируют
образец,
выделяют в нем основные
геометрические формы.

29

наглядность.

геометрические формы
вопросам учителя.

по Анализируют
объект
самостоятельно
или
с
Приемы соединения деталей в
частичной помощью учителя.
одно целое
Анализируют
объект
самостоятельно
или
с Составляют
план
лепки
частичной помощью учителя. изделия
с
опорой
на
наглядность.
Составляют
план
лепки
изделия
с
опорой
на Соединяют детали в одно
наглядность
с
помощью целое
учителя.
Соединяют
целое
23

Лепка
стилизованных
фигур птиц.
«Утка»

1

детали

в

одно

Сведения о скульптуре и ее Рассказывают о скульптуре и
предназначении.
ее
предназначении
по
вопросам учителя.
Конструктивный
способ
лепки.
Рассказывают
о
конструктивном
способе
Пластический способ лепки из
лепки по вопросам учителя.
пластилина.
Знакомятся с пластическим
Приемы лепки «скатывание
способом лепки.
овальной
и
конической
форм»,«вытягивание»,«прищи Рассказывают о птицах по
пывание»,«вдавливание».
вопросам учителя.

Рассказывают о скульптуре и
ее предназначении.
Рассказывают
конструктивном
лепки.

о
способе

Знакомятся с пластическим
способом лепки.
Рассказывают о птицах.

Владеют приемами лепки
«скатывание
овальной
и
Составление плана лепки Владеют приемами лепки конической
форм»,
изделия
с
опорой
на «скатывание
овальной
и «вытягивание»,
наглядность и с частичной конической
форм», «прищипывание»,
помощью учителя
«вытягивание»,
«вдавливание».
«прищипывание»,«вдавливани
30

е».

Составляют
план
лепки
изделия
с
опорой
на
Составляют
план
лепки
наглядность и с частичной
изделия
с
опорой
на
помощью учителя
наглядность и с помощью
учителя
Работа с природными материалами – 1 час
24

Изготовление
из 1
шишки
стилизованных
фигурок человечка и
птички.

Представления
о Изучают новые сведения о
растительном мире (хвойные растительном мире.
деревья).
Рассказывают о ели и ее
Ели
и
ее
характерные характерных особенностями
особенностями.
по вопросам учителя.

«Человечек
шишки».

Сосна и ее особенности.

из

«Сова»,
«Утка»,
«Журавль»,
«Лебедь»

Строение сосновой и еловой
шишек.
Изготовление
из
шишек
человечка с использованием
дополнительных поделочных
материалов (пластилин).
Составление плана работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно или частично
по вопросам учителя.
Работа в соответствии с
планом и отчет о проделанной

Изучают новые сведения о
растительном мире.
Рассказывают о ели и ее
характерных особенностями.

Знакомятся с сосной и ее
Знакомятся с сосной и ее особенностями.
особенностями.
Сравнивают деревья и находят
Сравнивают деревья и находят сходства и различия между
сходства и различия между ними.
ними по вопросам учителя.
Изучают строения и другие
Изучают строения и другие свойства и признаки сосновой
свойства и признаки сосновой и еловой шишек.
и еловой шишек.
Изготавливают из шишек
Изготавливают из шишек человечка
сиспользованием
человечка
сиспользованием дополнительных поделочных
дополнительных поделочных материалов.
материалов.
Составляют план работы с
Составляют план работы с опорой на наглядный образец
опорой на наглядный образец самостоятельно или частично
31

работе

по вопросам учителя.

по вопросам учителя.

Работают в соответствии с Работают в соответствии с
планом
под
контролем планом и отчитываются о
учителя и отчитываются о проделанной работе
проделанной
работе
по
вопросам учителя
Работа с бумагой и картоном – 1 час
25

Аппликация
«Грузовик»

1

Анализ
композиции, Рассказывают о линейке по
состоящей из геометрических вопросам учителя.
фигур.
Называют
геометрические
Способ разметки деталей по фигуры.
линейке.
Анализируют
композицию,
Резание
ножницами
по состоящую из геометрических
размеченным линиям.
фигур по вопросам учителя.
Составление аппликаций из Размечают детали по линейке
размеченных
деталей под контролем учителя.
(«Грузовик» и «Автофургон»).
Владеют навыками резания
Осуществление контрольных ножницами по размеченным
действий
линиям.

Рассказывают о линейке.
Называют
фигуры.

геометрические

Анализируют
композицию,
состоящую из геометрических
фигур.
Размечают детали по линейке.
Владеют навыками резания
ножницами по размеченным
линиям.
Составляют аппликацию из
деталей.

Составляют аппликацию из
Осуществляют контрольные
деталей.
действия.
Осуществляют контрольные
Отвечают на вопросы учителя
действия по вопросам учителя
связными предложениями

32

Работа с текстильными материалами – 3 часа
26

Составление
1
коллекции тканей.
«Коллекция тканей»

Применение и назначение Рассказывают о ткани и
ткани в жизни людей.
нитках, о применении и
назначении ткани в жизни
Процесс изготовления ткани.
людей по вопросам учителя.
Различение ткани по окраске и
Знакомятся
с
процессом
другим свойствам.
изготовления ткани.
Сорта ткани и их применение
Различают ткани по окраске и
в одежде.
другим свойствам.
Составление
коллекции
Знакомятся с сортами ткани и
тканей
их применением в одежде.

Рассказывают о ткани, о
применении и назначении
ткани в жизни людей.
Рассказывают о нитках.
Знакомятся
с
процессом
изготовления ткани.
Различают ткани по окраске и
другим свойствам.
Знакомятся с сортами ткани и
их применением в одежде.

Составляют коллекцию тканей
Составляют коллекцию тканей
под контролем учителя
27

Раскрой из ткани 1
заготовки изделия.
«Квадраты из ткани
5 Х 5 см»

Профессия портного.

Рассказывают о ткани
вопросам учителя.

Инструменты
и
приспособления, необходимые Знакомятся
для швейных работ.
портного.

с

по Рассказывают о ткани.

Знакомятся
профессией портного.

с

профессией

Знакомятся с инструментами и
Технология раскроя и резания Знакомятся с инструментами приспособлениями,
ткани по выкройке
и
приспособлениями, необходимыми для швейных
необходимыми для швейных работ.
работ.
Знакомятся
с
технологий
Знакомятся
с
технологий раскроя и резания ткани по
раскроя и резания ткани по выкройке.
выкройке.
Учатся
правильному
33

Учатся
правильному движению рук при работе
движению рук при работе ножницами
в
процессе
ножницами
в
процессе раскроя ткани
раскроя ткани
28

Соединение деталей, 1
выкроенных
из
ткани,
прямой
строчкой.
«Игольница»

Проверка знаний о профессии Рассказывают о профессии
портного, швеи.
портного, швеи по вопросам
учителя.
Технология
сшивания
сметочными стежками на Знакомятся с технологией
бумаге в клетку и на ткани.
сшивания
сметочными
стежками на бумаге в клетку и
Правила хранения игл.
на ткани.
Представления
о
форме
Знакомятся
с
правилами
игольниц
и
материалах,
хранения игл.
используемых
для
их
изготовления.
Изучают новые сведения о
форме игольниц и материалах,
Изготовление игольницы по
используемых
для
их
образцу.
изготовления.
Составление плана работы с
Изготавливают игольницы по
опорой на наглядный образец
образцу
под
контролем
самостоятельно или частично
учителя.
по вопросам учителя
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец
по вопросам учителя.

Рассказывают о
портного, швеи.

профессии

Знакомятся с технологией
сшивания
сметочными
стежками на бумаге в клетку и
на ткани.
Знакомятся
с
хранения игл.

правилами

Изучают новые сведения о
форме игольниц и материалах,
используемых
для
их
изготовления.
Изготавливают игольницы по
образцу.
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно или частично
по вопросам учителя.

Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя связными предложениями
связными предложениями

34

Работа с бумагой и картоном – 1 час
29

Поздравительная
открытка
«Сказочный цветок»

1

Анализ
объекта Рассказывают о значении
(поздравительная открытка), открытки в жизни людей по
выделение его признаков и вопросам учителя.
свойств.
Знакомятся
с
историей,
Составление плана работы с формой,
величиной
и
опорой на наглядный образец оформлением открытки.
самостоятельно
или
по
Рассказывают о праздниках по
вопросам учителя.
вопросам учителя.
Способ вырезания из бумаги,
Изготавливают
сложенной пополам.
поздравительную открытку по
Изготовление
образцу
под
контролем
поздравительной открытки по учителя.
образцу
Анализируют объект, выделяя
его признаки и свойства по
вопросам учителя.

Рассказывают о значении
открытки в жизни людей.
Знакомятся
с
историей,
формой,
величиной
и
оформлением открытки.
Рассказывают о праздниках.
Изготавливают
поздравительную открытку по
образцу.
Анализируют объект, выделяя
его признаки и свойства.
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно
или
по
вопросам учителя.

Составляют план работы с
Работают в соответствии с
опорой на наглядный образец
планом.
по вопросам учителя.
Владеют способом вырезания
Работают в соответствии с
из
бумаги,
сложенной
планом
под
контролем
пополам
учителя.
Владеют способом вырезания
из
бумаги,
сложенной
пополам
35

Работа с пластилином – 1 час
30

Изготовление
1
композиции
из
пластилина к сказке
«Колобок»

Понятия
«макет».

«иллюстрация»

и Знакомятся
с
понятиями Знакомятся
с
понятиями
«иллюстрация» и «макет».
«иллюстрация» и «макет».

Анализ
содержания Находят сходства и различия
иллюстративного материала к между
этими
видами
сказке «Колобок».
изображений по вопросам
учителя.
Составление плана работы с
опорой на наглядность.
Анализируют
содержание
иллюстративного материала к
Приемы:
«скатывание
сказке «Колобок»: выделяют
пластилина в форме шара,
главное и второстепенное в
жгутиков,
конуса»,
изделии;
определяют
«вытягивание, сплющивание и
пространственное положение
сгибание
пластилина
в
деталей на макете; выявляют
нужном направлении».
пропорциональное и цветовое
элементов
Лепка
изделия соотношение
макета по вопросам учителя.
конструктивным способом.
Сборка макета

Находят сходства и различия
между
этими
видами
изображений.
Анализируют
содержание
иллюстративного материала к
сказке «Колобок»: выделяют
главное и второстепенное в
изделии;
определяют
пространственное положение
деталей на макете; выявляют
пропорциональное и цветовое
соотношение
элементов
макета.

Составляют план работы с
Составляют план работы с опорой на наглядность.
опорой на наглядность с
Выполняют
изделие
в
помощью учителя.
соответствии с планом.
Выполняют
изделие
в
Владеют
приемами:
соответствии с планом под
«скатывание пластилина в
контролем учителя.
форме
шара,
жгутиков,
Владеют
приемами: конуса»,
«вытягивание,
«скатывание пластилина в сплющивание и сгибание
форме
шара,
жгутиков, пластилина
в
нужном
конуса»,
«вытягивание,
36

сплющивание и
пластилина
в
направлении».

сгибание направлении».
нужном
Лепят
изделие
конструктивным способом.
Лепят
изделие
Собирают макет
конструктивным способом.
Собирают макет
Работа с бумагой и картоном – 2 часа
31

Изготовление
1
композиции к сказке
«Колобок»
из
складных бумажных
фигурок

Проверка знаний детей о Рассказывают о иллюстрации
иллюстрации и макете, их и макете, их сходстве и
сходстве и различиях.
различиях
по
вопросам
учителя.
Анализ
содержания
иллюстративного материала к Анализируют
содержание
сказке «Колобок».
иллюстративного материала к
сказке «Колобок» по вопросам
Составление плана работы над
учителя.
изделием
с
опорой
на
наглядность.
Составляют план работы над
изделием
с
опорой
на
Складывание
из
бумаги
наглядность
с
помощью
фигурок колобка и волка.
учителя.
Приемы сгибания бумаги:
Складывают
из
бумаги
«сгибание
квадрата
и
фигурки колобка и волка
прямоугольника
пополам»,
частично с помощью учителя
«сгибание квадрата с угла на
в
соответствии
с
угол».
пооперационным планом.
Составление композиции из
Составляют композицию из

Рассказывают о иллюстрации
и макете, их сходстве и
различиях.
Анализируют
содержание
иллюстративного материала к
сказке «Колобок».
Составляют план работы над
изделием
с
опорой
на
наглядность самостоятельно и
частично с помощью учителя.
Выполняют
изделие
самостоятельно и частично с
помощью
учителя
в
соответствии
с
пооперационным планом.
Складывают
из
бумаги
фигурки колобка и волка.
Составляют композицию из
37

бумажных фигурок

32

Изготовление
1
модели дорожного
знака.
Модель
дорожного указателя
«Переход»

бумажных фигурок

бумажных фигурок

Проверка знаний дорожных Рассказывают о дорожных Рассказывают о дорожных
знаков
и правил перехода знаках и правилах перехода знаках и правилах перехода
улицы.
улицы по вопросам учителя.
улицы.
Сравнение образца модели Сравнивают образец модели
указателя
«Переход»
с указателя
«Переход»
с
иллюстрацией.
иллюстрацией по вопросам
учителя.
Скручивание трубочки из
бумаги с использованием Рассказывают
о
приема «накручивание бумаги геометрических фигурах.
на карандаш».
Выполняют модель указателя
Приемы вырезания из бумаги. «Переход» по предметнооперационному
плану
с
Изготовление
модели
помощью учителя.
указателя
«Переход»
с
составлением
Скручивают
трубочки
из
последовательности действий бумаги с использованием
по предметно-операционному приема «накручивание бумаги
плану
из
бумажных на карандаш» с помощью
заготовок,
соблюдая учителя.
правильное
расположение
Владеют приемами вырезания
деталей, пропорции и размеры
из бумаги.
Составляют
бумажных
соблюдая
расположение

Сравнивают образец модели
указателя
«Переход»
с
иллюстрацией.
Рассказывают
геометрических фигурах.

о

Выполняют модель указателя
«Переход» по предметнооперационному плану.
Скручивают
трубочки
из
бумаги с использованием
приема «накручивание бумаги
на карандаш».
Владеют приемами вырезания
из бумаги.

Составляют
модель
из
бумажных
заготовок,
соблюдая
правильное
модель
из расположение
деталей,
заготовок, пропорции и размеры
правильное
деталей,
38

пропорции и размеры под
контролем учителя
Работа с текстильными материалами – 2 часа
33

34

Вышивание
1
сметочным стежком.
«Закладка из канвы»

Вышивка.

Вышивание стежком 1
с
перевивом
(«шнурок»).

Понятия
«вышивка»,
«расстояние
стежками».

«Салфетка из канвы»

Понятия
«вышивка»,
«расстояние
стежками».

Изучают новые
вышивке.

сведения

о Изучают новые сведения о
вышивке.

«шитье»,
«стежок», Знакомятся
с
понятиями Знакомятся
с
понятиями
между «шитье», «вышивка», «стежок», «шитье»,
«вышивка»,
«расстояние между стежками».
«стежок», «расстояние между
стежками».
Виды отделочных ручных Знакомятся с видами отделочных
стежков
(сметочный ручных стежков (сметочный Знакомятся
с
видами
стежок).
стежок).
отделочных ручных стежков
(сметочный стежок).
Правила безопасной работы Вышивают закладки сметочным
с иглой.
стежком и оформляют концы Вышивают
закладки
закладки кисточками с помощью сметочным
стежком
и
Вышивание
закладки
учителя.
оформляют концы закладки
сметочным
стежком
и
кисточками.
оформлению
концов Повторяют правила безопасной
закладки кисточками
работы с иглой по вопросам Повторяют
правила
учителя
безопасной работы с иглой
«шитье», Изучают новые сведения о
«стежок», вышивке.
между
Рассказывают
о
понятиях
«шитье», «вышивка», «стежок»,
Виды отделочных ручных «расстояние между стежками» по
стежков.
вопросам учителя.
Вышивание

Изучают новые сведения о
вышивке.
Рассказывают о понятиях
«шитье»,
«вышивка»,
«стежок», «расстояние между
стежками».

сметочным Знакомятся с видами отделочных Знакомятся

с

видами
39

стежком.

ручных стежков (стежок
перевивом, или «шнурок»).

с отделочных ручных стежков
(стежок с перевивом, или
Правила безопасной работы
«шнурок»).
с иглой
Вышивают сметочным стежком
под контролем учителя.
Вышивают
сметочным
стежком.
Соблюдают правила безопасной
работы с иглой
Соблюдают
правила
безопасной работы с иглой

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».