РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2 класс
Составитель: Арудова Е. Д.., учитель
с. Новопышминское
2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 4
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 8
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной
области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Речевая практика» во 2 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая
практика».
Цель обучения - развитие речевой коммуникации обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для
осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование умений и навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» во 2
классе определяет следующие задачи:
− формирование
умения
составлять
развернутые
связные
высказывания с опорой на план;
− совершенствование диалогических умений обучающихся;
− формирование умения участвовать в контекстном диалоге;
− формирование
интонационной
и
жестово-мимической
выразительности;
− формирование умения составлять рассказ с использованием
различных опор (картинок, символов, вопросов);
− воспитание уважительного отношения к собеседнику, его
пожеланиям.
3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение речевой практике во 2 классе неразрывно связано с
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а
также, с воспитанием любознательности, культуры поведения в обществе.
Содержание программы включает четыре раздела:
− аудирование и понимание речи;
− дикция и выразительность речи;
− общение и его значение в жизни;
− организация речевого общения (базовые формулы речевого общения,
примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой
ситуацией).
Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи»,
«Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни»
обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников
умений правильно воспринимать речь на слух, точно её интонировать,
владеть этикетными средствами общения. Центральным в программе
является раздел «Организация речевого общения». В нём определены
речевые ситуации, которые встречались или могли встретиться в реальной
жизни детей. В этих ситуациях школьники должны вести себя (вербально и
невербально) в традициях данного общества. Иными словами, в процессе
реализации программных тем предполагается научить детей понимать
речевую ситуацию, правильно вести себя в ней, точно использовать
языковые средства для поддержания общения.
Во 2 классе расширяются возможности понимания обучающимися
обращённой речи, в том числе за счёт включения упражнений на
прослушивание знакомой речи в записи, совершенствуются диалогические
умения школьников, много внимания уделяется развитию у них умений
участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые связные
высказывания с опорой на план. Актуальными во 2 классе остаются задачи
развития интонационной и жестово-мимической выразительности речи.
Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов:
содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития
обучающихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным
материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние
коррекционная направленность обучения, а также решение задач
социальной адаптации. На уроках речевой практики широкое применение
находят следующие методы обучения: конструирование диалогов,
тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией,
проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, составление
предложений, ролевые игры, дидактические игры, а также методы и
приемы интерактивного обучения с применением аудио- и
видеоматериалов, ИКТ.
Известно, что если ребенок заинтересован
работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность уроков
заметно возрастает.
4
Обучение речевой практике носит коррекционную и практическую
направленность и тесно связано с другими предметами.
Содержание разделов
№
п/п
1
2
3
4
Итого:
Название раздела, темы
Аудирование
Дикция и выразительность речи
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания
Культура общения
Количество
часов
Контрольные
работы
13
18
1
24
1
13
68
1
3
5
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметные:
Минимальный уровень
− формулировать просьбы и желания с использованием этикетных
слов и выражений;
− участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми
возможностями;
− воспринимать на слух сказки и рассказы; отвечать на вопросы
учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с
опорой на образец чтения учителя;
− участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
− отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
− понимать содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; отвечать на вопросы;
− понимать содержания детских радио - и телепередач, отвечать на
вопросы учителя;
− выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи
учителя и анализ речевой ситуации;
− активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− высказывать свои просьбы и желания; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
− участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по
темам речевых ситуаций;
− составлять рассказы с опорой на картинный или картинносимволический план.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
6
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов в течение 1 полугодия не
проводится, используется только качественная оценка. Со 2 полугодия
оценка достижения обучающимися предметных результатов базируется на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
2-х
классов
осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5»ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном,
последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4»ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в
формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению
отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями.
Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить
правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в
постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием
смысла учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
7
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Слушают и понимают
речь других
Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Повторяют слова
приветствия
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Добро пожаловать! - 9 часов
1
Добро пожаловать!
1
2
Добро пожаловать!
1
Приветствие, представление новых учеников
Игра «Приветствие»
Введение в ситуацию (ответы на вопросы на
основе иллюстраций)
Повторение основных правил поведения в
диалоге, при знакомстве: собеседники
приветливо смотрят друг на друга, первым
представляется старший (тренировочные
упражнения в изображении доброжелательного
выражения лица с использованием зеркал)
Участвуют в диалоге
Игра «Подари улыбку»
8
3
У нас новая ученица
1
4
У нас новая ученица
1
Повторение правил поведения при
знакомстве Участие в игре «Подари
улыбку» (тренировочные упражнения Называют своё имя
в изображении доброжелательного
Слушают и понимают
выражения лица)
речь других
Введение детей в ситуацию
знакомства
Повторяют слова
приветствия
Слушание песни «Улыбка» В.
Шаинского
Закрепляют правила
поведения при
знакомстве
Конструирование диалогов на основе
иллюстраций, моделирование
диалогов учитель—ученик, ученик—
ученик
5
Кто нас лечит и
кормит
1
Экскурсия по школе: посещение
медицинского кабинета, столовой
Закрепление полученных знаний
(употребление в речи слов
здравствуйте, доброе утро, до
свидания, вестивежливый диалог,
соблюдать правила поведения при
знакомстве)
Участие в беседе по итогам
экскурсии
Называют своё имя
Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Закрепляют правила
поведения при
знакомстве
Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Закрепляют правила
поведения при
знакомстве
Участвуют в диалоге
Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Закрепляют правила
поведения при
знакомстве
Участвуют в диалоге
9
6
Правила для
школьника
1
7
Правила для
школьника
1
Повторение правил поведения в
школе Конструирование реплик по
теме урока
Развитие умения участвовать в
вопросно-ответном диалоге
Слушают и понимают
речь других
Выполняют правила
поведения в школе
Высказывают свое
мнение при
обсуждении задания
Участвуют в диалоге
Слушают и понимают
речь других
Участие в игре «Дополни
предложение» по условнографическим схемам
Проигрывание диалога знакомства
игрушек Выполнение практического
задания «Знакомство игрушек»
8
«Ура! Перемена!»
1
Знакомство с основными правилами
поведения на перемене
Самостоятельно
организовывают своё
Самостоятельно
организовывают своё
10
9
«Ура! Перемена!»
1
Формированиеумения слушать и
отвечать на вопросы по
стихотворению «Перемена»
Выявление знаний и умений детей по
теме, с помощью вопросов учителя и
с опорой на иллюстративный
материал
рабочее место
рабочее место
Выполняют правила
поведения на перемене
Слушают и отвечают на
вопросы по
стихотворению
Выполняют правила
поведения на перемене
Составляют
высказывание- просьбу
Составляют диалоги по
опорным схемам
Закрепление умения строить
высказывание-просьбу и отвечать на
просьбу согласием или отказом
Проигрывание диалогов с
использованием соответствующей
мимики, силы голоса, жестов
Истории о лете – 4 часа
10
1
Моделирование диалогов на основе
изображенной на картинке ситуации
Истории о лете
11
Истории о лете
Слушание и отгадывание загадок о
лете
1
Знакомство с правилами участия в
беседе
Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Слушают и понимают
речь других
Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Моделируют диалоги
11
Игра «Рассказ по кругу»
12
13
Я расскажу вам, где
отдыхал
1
Я расскажу вам, где
отдыхал
1
Разучивание считалок
Моделирование диалогов на основе
изображенной на картинке ситуации
и по собственному опыту
Соблюдение правил участия в беседе
Составление рассказа о лете с опорой
на вопросительно – символический
план
Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Слушают и понимают
речь других
Составляют
предложения по
сюжетной картинке
Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Моделируют диалоги
Составляют рассказ о
лете с опорой на
вопросительно –
символический план
Играем в сказку - 7 часов
14
Сказка «Три
медведя»
1
Разучивание чистоговорок
Знакомство с русской народной
сказкой «Три медведя»
Выкладывание картинок в
правильной сюжетной
последовательности
Воспроизводят
чистоговорки
Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
по картинкам
Выкладывают картинки
в правильной сюжетной
последовательности
Отвечают на простые
вопросы учителя
Находят нужную
информацию в тексте
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий Маши
12
15
Инсценировка
сказки «Три
медведя»
1
Инсценирование сказки с
использованием элементов костюмов
Слушают и понимают
речь других
Развитие интонационных и жестовомимических умений обучающихся в
процессе инсценировки сказки
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем
Беседе «Самая интересная сказка» с
привлечением личного опыта
обучающихся
16
Сказка «Три
поросенка»
1
Знакомство со сказкой «Три
поросенка»
Выбор из нескольких, близких по
содержанию картинок, той, которая
соответствует услышанной сказке
Формирование навыков
взаимопомощи на примере героев
сказки
Выкладывание изображений
персонажей сказки на парте после
ответа на вопрос учителя «Кто из
чего построил домик?»
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий Маши
Проговаривают фразы
героев самостоятельно
Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем
Выбирают из
нескольких, близких по
содержанию картинок,
той, которая
соответствует
услышанной сказке
Находят нужную
информацию в тексте
Называют героев
сказки
Выбирают из
нескольких, близких по
содержанию картинок,
той, которая
соответствует
услышанной сказке
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
13
17
Инсценировка
сказки «Три
поросенка»
1
Слушание аудиозаписи сказки «Три
поросенка» Инсценировка сказки с
использованием элементов костюмов
Развитие интонационных и жестовомимических умений школьников в
процессе инсценировки сказки
18
Сказка «Маша и
медведь»
1
Загадки в форме «звукового письма»
Знакомство обучающихся со сказкой
«Маша и медведь»
Повторение правил поведения при
знакомстве
Игра «Расскажи по кругу» с опорой
на картинки
Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
Проговаривают фразы
героев самостоятельно
Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки с
на картинки
Отвечают на простые
вопросы учителя
Находят нужную
информацию в тексте
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
14
19
20
Инсценировка
сказки «Маша и
медведь»
1
Инсценировка
сказки «Маша и
медведь»
1
Коллективное рассказывание сказки
Инсценировка сказки с
использованием элементов костюмов
Развитие интонационных и жестовомимических умений школьников в
процессе инсценировки сказки
Умение рассказывать сказку с опорой
на предметные картинки
Слушают и понимают
речь других
Называют героев
сказки
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
Рассказывают сказку по
картинкам
Проговаривают фразы
героев самостоятельно
Расскажи мне о школе – 4 часа
21
Играем во дворе
Слушают и понимают
речь других
1
Знакомство со стихотворением Г.П.
Шалаевой «Умей играть
самостоятельно»
Ответы на вопросы по произведению
Формирование умения школьников
разворачивать диалог в игровых
ситуациях
Умение играть по правилам
Участие в игре «Кто быстрее?»
Отвечают на простые
вопросы учителя
Соблюдают правила
игры
Отвечают на вопросы
по произведению
Участвуют в диалоге
Слушают и понимают
речь других
Читают вслух тексты,
понимают прочитанное
Соблюдают правила
игры
15
22
Не надо больше
ссориться
1
Знакомство со стихотворением Э.
Мошковской «Не надо больше
ссориться»
Моделирование спорных ситуации и
способы их решения
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Соблюдают правила
игры
Формирование доброжелательного
отношения друг к другу
Отвечают на вопросы
по произведению
Участвуют в диалоге
Слушают и понимают
речь других
Читают вслух тексты,
понимают прочитанное
Проигрывание диалогов с
использованием соответствующей
мимики, силы голоса, жестов
Моделируют ситуации
Участие в игре «Что такое хорошо?»
23
Дружат в нашем
классе девочки и
мальчики
1
Выявление представлений детей по
теме ситуации, с помощью вопросов
учителя и с опорой на
иллюстративный материал
Умение строить высказываниепросьбу и отвечать на просьбу
согласием или отказом
Проигрывание диалогов с
использованием соответствующей
мимики, силы голоса, жестов
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Участвуют в диалоге
Слушают и понимают
речь других
Составляют
высказывание-просьбу
и отвечают на просьбу
согласием или отказом
16
Уточнение обязанностей дежурных
24
Наш товарищ
заболел
1
Знакомство со стихотворением Г.П.
Шалаевой «Если друг попал в беду,
помоги ему»
Ответы на вопросы по произведению
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Выявление представлений детей по
Составляют рассказ по
теме «Опасные ситуации» с помощью сюжетным картинкам
вопросов учителя и с опорой на
иллюстративный материал
Закрепление умений строить
высказывание-просьбу, обращенную
к учителю
Отвечают на вопросы
по произведению
Участвуют в диалоге
Составляют
высказывание-просьбу
и отвечают на просьбу
согласием или отказом
Составляют рассказ по
сюжетным картинкам
Составление рассказа по сюжетным
картинкам, определение порядка
действий в опасной ситуации
Алло! Алло! – 4 часа
25
В воскресенье все
дома
1
Знакомство со стихотворением Е.
Благининой «Посидим в тишине»
Слушают и понимают
речь других
Называют членов семьи,
их имена, места их
Закрепление представлений о прямых работы
родственных отношениях: мама,
Составляют
папа, дедушка, бабушка, братья,
предложения по
Ответы на вопросы по произведению
Называют членов семьи
их имена, отчества и
фамилии своих
родителей, места их
работы
Составляют
предложения по
17
сестры; знаний имени, отчества и
фамилии своих родителей, места их
работы, имёна братьев и сестёр, их
занятий
сюжетным картинкам
сюжетным картинкам
Называют свое имя,
отчество, фамилию,
адрес
Называют свое имя,
отчество, фамилию,
адрес
Составляют рассказ о
себе с помощью учителя
Составляют рассказ о
себе по образцу
Выявление знаний обучающихся о
членах своей семьи, о понимании
отношений: старше - младше
Составление предложения по
сюжетным картинкам
26
Расскажи о себе
1
Называние своего имени, отчества,
фамилии, адреса
Составление рассказа о себе по
образцу
27
Я звоню себе домой
1
Разучивание чистоговорки
Моделирование телефонных
разговоров с мамой Знакомство с
правилами общения по телефону
Чтение номера телефонов близких
взрослых, записывание домашнего
номера телефона
Воспроизводят
чистоговорки
Слушают и понимают
речь других
Знакомятся с правилами
общения по телефону
Повторяют номер мамы
с помощью учителя
Воспроизводят
чистоговорки
Называют домашний
номер телефона или
номер мамы
Знакомятся с
правилами общения по
телефону
18
28
Я звоню в
экстренные службы
1
Повторение чистоговорки
Конструирование диалога с
диспетчером «Скорой помощи»
Повторение правил общения по
телефону Составление рассказа с
опорой на картинки
Воспроизводят
чистоговорки
Слушают и понимают
речь других
Составляют
предложения с опорой на
картинки
Слушают и понимают
речь других
Конструируют диалог
Повторяют правила
общения по телефону
Составляют рассказ с
опорой на картинки
Готовим новогодний праздник – 4 часа
29
Готовимся к Новому
году
1
Разучивание новогоднего
стихотворения (по выбору учителя)
Составление письма Деду Морозу с
опорой на условно-графические
схемы предложений
Коллективное составление рассказа о
новогоднем празднике с опорой на
сюжетные картинки
30
Новогодние чудеса
1
Повторение песенки «В лесу
родилась елочка» Моделирование
ситуации знакомства «На карнавале»
Воспроизводят
новогоднее
стихотворение, повторяя
за учителем
Составляют
предложение по
сюжетным картинкам
Воспроизводят
новогоднее
стихотворение
самостоятельно
Составляют письмо
Деду Морозу по
опорной схеме
Воспроизводят песню «В Воспроизводят песню
лесу родилась елочка»
«В лесу родилась
елочка»
Моделируют диалог с
19
Развитие у школьников жестовомимическую и интонационную
выразительность
помощью учителя
Слушают и понимают
речь других
Моделируют диалог
Слушают и понимают
речь других
Игра «Узнай меня»
31
Новогодние
поздравления
1
Выбор на рисунке ситуации,
соответствующей реплике,
произнесенной учителем
Конструирование поздравлений и
ответных реплик, в том числе реплик,
сопровождающих вручение подарка
32
Практическое
занятие
1
Составление рассказа о праздновании
дня рождения с опорой на картинносимволический план
Слушают и понимают
речь других
Слушают и понимают
речь других
Составляют
Составляют
поздравление с помощью поздравление по
учителя
опорным схемам
Составляют рассказ по
сюжетным картинкам
Отвечают на вопросы
учителя
Составляют рассказ о
праздновании дня
рождения с опорой на
картинносимволический план
С днем рождения! – 7 часов
33
Приглашаем гостей!
1
Введение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта
обучающихся)
Разучивание чистоговорки
Рассматривание предметных
картинок
Воспроизводят
чистоговорки
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на вопросы по
предметным картинкам
Составляют устное
приглашение по
опорным схемам
Участвуют в диалоге
Участвуют в диалоге
20
Ответы на вопросы по картинкам
Составление устного приглашения на
праздник
Проигрывание ситуации «Приглашаю
на День рождения»
34
35
Мы в гостях на дне
рождения
1
Мы в гостях на дне
рождения
Расширение представлений,
обучающихся о правилах поведения
при знакомстве с ровесниками и
старшими
Знакомство с правилами поведения
при знакомстве со старшим по
возрасту гостем
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ с
помощью учителя
Составляют рассказ
«Как мы ходили в
гости» по опорным
картинкам
Выбирают предложение,
наиболее подходящего к
картинке из двух с
помощью учителя
Выбирают
предложение, наиболее
подходящего к
картинке из двух
Составляют
поздравления с
помощью учителя
Моделируют диалог
Составление рассказа «Как мы
ходили в гости» по опорным
картинкам
36
Поздравляем с Днем
рождения!
1
Выбор предложения, наиболее
подходящего к картинке из двух,
произнесенных учителем
Моделирование возможных диалогов
между героями картинки
Составление поздравления с опорой
на картинный план
Составляют
поздравления с опорой
21
на картинный план
37
Накрываем
праздничный стол
1
Ответы на вопросы по сюжетным
картинкам
Закрепление умения строить
высказывание, в связи с ситуацией
Использование в речи слова
«передайте, пожалуйста», «подайте,
пожалуйста»
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на вопросы
по картинкам
Используют в речи слова Используют в речи
«передайте,
слова «передайте,
пожалуйста», «подайте,
пожалуйста», «подайте,
пожалуйста»
пожалуйста»
Составляют рассказ с
помощью учителя
Составляют рассказы с
опорой на картинный
план
Слушают и понимают
речь других
Умеют работать
индивидуально, в паре
Отвечают на простые
вопросы учителя
Участвуют в диалоге
Знакомство с отрывком из сказки А.
Милна «Вини-Пух и все, все, все…»
Слушают и понимают
речь других
Слушают и понимают
речь других
Знакомство с правилами поведения
Отвечают на простые
Отвечают на простые
Игре «Кукла накрывает на стол»
Составление рассказа с опорой на
картинный план
38
День рождения!
1
Знакомимся с
гостями
Разучивание чистоговорки
Закрепление умения строить
высказывание, в связи с ситуацией
Составление рассказа с опорой на
картинный план Повторение правил
поведения при знакомстве со
старшими по возрасту
39
День рождения!
Провожаем гостей
1
22
при прощании с ровесниками и
старшими
Игра «Кукла провожает гостей»
вопросы по
произведению
вопросы по
произведению
Знакомятся с
Знакомятся с правилами правилами поведения
поведения при прощании при прощании
Работают
индивидуально, в паре
Участвуют в диалоге
Дежурство - 6 часов
40
Дежурство в классе
1
Знакомство со стихотворением
«Беспорядок в нашем классе»
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на вопросы
учителя
Ответы на вопросы по картинкам
Отвечают на простые
вопросы учителя
Слушают и понимают
речь других
Знакомятся с
обязанностями
дежурных
Знакомятся с
обязанностями
дежурных
Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
картинки с помощью
учителя
Составляют диалоги по
теме
Моделирование возможных диалогов
в ситуации распределения
обязанностей
Составление рассказа о дежурстве с
опорой на картинки
Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
23
картинки
41
42
Дежурство в
столовой
Дежурим с другом
(подругой)
1
1
Составление предложенийо
распределении обязанностей между
мальчиками по опорным схемам
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на вопросы
учителя
Моделирование возможных диалогов Отвечают на простые
в ситуации распределения
вопросы учителя
обязанностей
Повторяют обязанности
Игра «В столовой»
дежурных
Слушают и понимают
речь других
Составление рассказа о дежурстве с
опорой на картинки
Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
картинки с помощью
учителя
Составляют диалоги по
теме
Слушают и понимают
речь других
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на вопросы
учителя
Повторяют обязанности
Повторяют обязанности
Слушание песни «Мы дежурные»
Ответы хором на вопросы из песни
Закрепление умений строить
высказывание-просьбу и отвечать на
просьбу согласием или отказом
Повторяют обязанности
дежурных
Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
картинки
24
Составление диалогов с
использованием, соответствующей
мимики, силы голоса, жестов.
дежурных
дежурных
Составляют диалоги с
помощью учителя
Составляют диалог по
теме
Уточнение обязанностей дежурных
43
Обязанности
дежурного
1
Повторение основных обязанностей
дежурного
Повторяют обязанности
дежурных
Ответы на вопросы по картинкам
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составление рассказа о дежурстве от
имени мальчика
Конструирование предложений по
картинкам
Составляют
предложения по
картинкам
Отвечают на простые
вопросы учителя
Слушают и понимают
речь других
Повторяют обязанности
дежурных
Составляют диалог по
теме
Составляют рассказ о
дежурстве от имени
мальчика
44
Дежурство в
столовой
1
Составление предложений о
распределении обязанностей между
мальчиками по опорным схемам
Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Моделирование возможных диалогов
в ситуации распределения
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Слушают и понимают
речь других
Повторяют обязанности
25
обязанностей
Ролевая игра «В столовой»
Повторяют обязанности
дежурных
Составление плана дежурства с
опорой на картинки
45
Практическое
занятие
Составление рассказа о дежурстве
1
дежурных
Составляют диалог по
теме
Составляют рассказ о
дежурстве
Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
картинки
Составляют рассказ о
дежурстве
У меня есть щенок! – 6 часов
46
У меня есть щенок!
1
Введение в тему (подбор слов, точно
характеризующих щенков на
иллюстрациях)
Слушают и понимают
речь других
Слушание песни «Мой щенок» Ю.
Чичкова
Отвечают на простые
вопросы учителя
Ответы на вопросы
Составляют
предложения по
картинке
Конструирование предложения на
тему «У меня появился щенок»
Отвечают на вопросы
по прослушанному
произведению
Работают
индивидуально
Составляют
предложения
Игра- соревнование «Раз вопрос, два
вопрос…»
26
47
В зоомагазине
1
Рассматривание картинок домашних
питомцев, подбор слов для описания
животных
Ответы на вопросы по картинкам
Составление рассказа – описания
щенка с опорой на картинки
48
Описание
домашнего питомца
1
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ
описание с помощью
учителя
Работают
индивидуально
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ –
описание с опорой на
картинки
Рассматривание картинок домашних
питомцев, подбор слов для описания
животных
Подбирают слова для
описания животных по
картинкам
Подбирают слова для
описания животных по
картинкам
Составление рассказа-описания,
Игра «Узнай моего питомца»
Принимают участие в
игре
Принимают участие в
игре
Выбор картинки, соответствующей
предложению, произнесенному
учителем
Составляют рассказ описание с помощью
учителя
Участвуют в игре
Составляют рассказ–
описание
27
49
Знакомство со
стихотворением С.
Михалкова «Мой
щенок»
1
Разучивание четверостишья из
стихотворения Знакомство
обучающихся с творчеством С.
Михалкова
Воспитание у детей любви к
животным Воспроизведение
содержания стихотворения по
сюжетным картинкам
50
Расскажи о своем
домашнем питомце!
51
Расскажи о своем
домашнем питомце!
1
Составление рассказа о
происшествии со щенком по серии
картинок
Игра «Раз вопрос, два вопрос»
1
Составление рассказа – описания
щенка с опорой на картинки
Слушают и понимают
речь других
Повторяют
стихотворение за
учителем
Составляют рассказ о
происшествии со
щенком по серии
картинок
Составляют
вопросительные
предложения с помощью
учителя
Составляют рассказ описание с помощью
учителя
Слушают и понимают
речь других
Воспроизводят
стихотворение
самостоятельно
Составляют рассказ о
происшествии со
щенком по серии
картинок
Составляют
вопросительные
предложения
Составляют рассказ описание с опорой на
картинки
«Красная Шапочка» - 5 часов
52
Сказка «Красная
Шапочка»
1
Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, отгадывание загадки)
Отгадывают загадки
Отгадывают загадки
Называют героев сказки
Знакомство со сказкой «Красная
Рассказывают сказку по
Находят нужную
информацию в тексте
28
Шапочка»
картинкам
Выкладывание картинок по мере
изложения текста учителем
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
Игра «Расскажи по кругу» с опорой
на картинки
53
54
Сказка «Красная
Шапочка»
1
Сказка «Красная
Шапочка»
1
Закрепление содержания сказки
(прослушивание аудиозаписи сказки,
просмотр мультипликационного
фильма)
Развитие интонационных и жестовомимических умений школьников в
процессе инсценировки сказки
Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем
Рассказывание сказки с опорой на
предметные картинки
55
Инсценировка
сказки «Красная
Шапочка»
1
Выборочный пересказ сказки с
опорой на иллюстрации
Инсценировка сказки с
использованием элементов костюмов
56
Инсценировка
сказки «Красная
Шапочка»
1
Развитие интонационных и жестовомимических умений школьников в
процессе инсценировки сказки
Рассказывание сказки с опорой на
Называют героев
сказки
Пересказывают сказку
с помощью учителя
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
Проговаривают фразы
героев самостоятельно
Пересказывают сказку
с опорой на картинки
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
Проговаривают фразы
29
предметные картинки
героев самостоятельно
Я записался в кружок! -12 часов
57
Я иду в кружок. Кто
со мной?
1
Введение в ситуацию (беседа на
основе личного опыта, иллюстраций,
выбор картинки, подходящей к
предложению, произнесенному
учителем) Конструирование
возможных реплик-обращений в
ситуации записи в кружок
Знакомство с основными моделями
поведения в ситуации записи в
кружок
Слушают и понимают
речь других
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют репликиобращения с помощью
учителя
Составляют репликиобращения
Применяют основные
правила поведения в
ситуации записи в
кружок
Применяют основные
правила поведения в
ситуации записи в
кружок
Работают в паре
30
58
Я записался в
кружок!
1
59
Я записался в
кружок!
1
Выбор картинки, подходящие к
предложению, произнесенному
учителем от имени героев картинок
Проигрывание ситуации «Я
записываюсь в кружок»
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют репликиКонструирование возможных реплик- обращения с помощью
обращений в ситуации записи в
учителя
кружок
Называют свой
Повторение домашнего адреса и
домашний адрес
номер телефона Моделирование
возможных диалоги между
руководителем кружка и
обучающимся
60
Я люблю играть в
футбол
1
Конструирование возможных реплик- Составляют репликиобращений в ситуации записи в
обращения с помощью
кружок
учителя
Беседе по теме урока с опорой на
личный опыт
Игра «Живое слово»
Составление предложений о том, что
он делает на занятиях в кружке
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют репликиобращения
Работают в паре
Называют свой
домашний адрес и
номер телефона
Составляют репликиобращения
Работают в паре
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам
31
61
Я люблю рисовать
1
Конструирование возможных репликобращений в ситуации записи в
Составляют репликикружок
обращения с помощью
Проигрывание ситуации«Я
учителя
записываюсь в кружок»
Составляют
Участие в беседе по теме урока с
предложения о том, что
опорой на личный опыт
он делает на занятиях в
кружке по картинкам
Игра «Живое слово»
Составляют репликиобращения
Умеют работать в паре
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам
Составление предложений о том, что
он делает на занятиях в кружке
62
Я люблю танцевать
1
Конструирование возможных репликобращений в ситуации записи в
Составляют репликикружок
обращения с помощью
Проигрывание ситуации «Я
учителя
записываюсь в кружок»
Составляют
Участие в беседе по теме урока с
предложения о том, что
опорой на личный опыт
он делает на занятиях в
кружке по картинкам
Игра «Живое слово»
Составляют репликиобращения
Умеют работать в паре
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам
Составление предложений о том, что
он делает на занятиях в кружке
32
63
Я люблю театр
1
Конструирование возможных репликобращений в ситуации записи в
Составляют репликикружок
обращения
Проигрывание ситуации «Я
записываюсь в кружок»
с помощью учителя
Участие в беседе по теме урока с
опорой на личный опыт
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам
Игра «Живое слово»
Составляют репликиобращения
Умеют работать в паре
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам
Составление предложений о том, что
он делает на занятиях в кружке
64
65
Поклонимся памяти
Героев
1
1
Слушание песен о Великой
Отечественной войне Ответы на
вопросы по прослушанным
музыкальным произведениям
Участие в беседе с опорой на
иллюстрацию Составление
поздравления
Тренировка в произнесение
поздравлений с торжественной
интонацией
Моделирование и проигрывание
диалогов по теме
Слушают песни
Отвечают на простые
вопросы
Участвуют в беседе с
опорой на иллюстрацию
Проговаривают
поздравления с
помощью учителя
Слушают песни
Отвечают на простые
вопросы
Участвуют в беседе с
опорой на
иллюстрацию
Проговаривают
поздравления с
торжественной
интонацией
33
66
Скоро лето!
1
Знакомствосо стихотворением И.
Гуриной
«Здравствуй лето!»
Рассказывают признаки
лета
Слушают и понимают
Расширение словарного запаса
школьников, обозначающие признаки речь других
лета
Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторение правил поведения на
Составляют рассказ по
воде
картинкам с помощью
Составление рассказа о лете
учителя
Умеют работать
индивидуально
Участвуют в диалоге
Читают вслух тексты
учебников, понимают
прочитанное
Составляют короткий
рассказ по теме
Игра «Морские фигуры»
67
Практическое
занятие
1
Чтение отрывка стихотворения
наизусть
Рассказывают отрывок
стихотворения с
помощью учителя
68
Итоговый урок
1
Повторение пройденного материала
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют короткие
рассказы с помощью
учителя по картинкам
Составление коротких рассказов
Повторение изученных сказок
Рассказывают отрывок
стихотворения наизусть
Отвечают на простые
вопросы учителя.
Составляют короткий
рассказ по теме
34