ПРИЛОЖЕНИЕ
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2028 гг,
утв. приказом директора МАОУ СОШ № 10
№ 147-од от 10.07.2025.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
на 2025-2026 учебный год
муниципальный округ Сухой Лог
с. Новопышминское
2025
Пояснительная записка
Учебный план предназначен для обучающихся с умственной отсталостью,
разработан с учетом их особенностей и составлен на основе следующих нормативноправовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г №
1599);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026);
- Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15 (далее СанПиН ОВЗ),
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 г. № 26.
Учебный план определяет: перечень учебных предметов, осваиваемых на каждой
ступени обучения; распределение их по годам обучения; количество часов, отводимых на
каждый предмет; распределение этих часов в течение учебной недели.
В 2025-2026 учебном году в школе обучается 20 учащихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Образовательный
процесс
осуществляется в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой для
умственно отсталых детей. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной
недостаточностью осуществляется с целью коррекции отклонений в их развитии
средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической
реабилитации для последующей интеграции в общество.
Деятельность педагогов, работающих в этих классах, строится в соответствии с
принципами гуманизации, свободного развития личности. Важнейшей задачей в работе с
обучающимися является охрана и укрепление физического и нервно-психического
здоровья этих детей, их позитивная социализация.
Исходя из специфических особенностей личности умственно отсталых школьников
(нарушения высшей нервной деятельности, недоразвития психических процессов)
приоритет отдаётся практической деятельности.
В 2025-2026 учебном году в школе организовано обучение учащихся с умственной
отсталостью в классах-комплектах (4г, 8в), в которые зачислены 20 человек с 1-го по 9-й
класс. В связи с этим количество часов по учебным предметам максимально адаптировано
для умственно отсталых учащихся каждого класса-комплекта.
Исходя из разъяснений Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016
№ ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» при составлении учебного плана для классовкомплектов был использован учебный план, утвержденный приказом Минобразования
России от 10.04.2002. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии».
Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные
учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно
отсталых обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того, план
содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на
коррекцию имеющихся нарушений. Учебный план предусматривает девятилетний срок
обучения как наиболее оптимальный для получения обучающимися соответствующего
образования.
В учебный план для обучающихся с умственной отсталостью входят следующие
учебные предметы: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и
человека, природоведение, биология, география, мир истории, история Отечества,
изобразительное искусство, музыка, труд (технология), физическая культура (адаптивная
физическая культура), основы социальной жизни.
Содержание всех учебных предметов имеет коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся.
В соответствии с СанПин ОВЗ обучение в данных классах организовано в режиме
5-дневной учебной недели. Начало и продолжительность учебного года и каникул
соответствует годовому календарному учебному графику работы школы в 2025-2026
учебном году.
Образовательный процесс в классах для обучающихся с умственной отсталостью
организуется с учётом повышенной утомляемости обучающихся: учебные занятия в
первую смену, продолжительность уроков не более 40 минут. В целях реабилитации
личности умственно отсталого ребёнка на уроках проводится коррекционная работа:
развитие восприятия, внимания, памяти, мышления; развитие пространственной
ориентировки; развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных
навыков и обогащение словарного запаса через ориентировку в задании и составлении
плана работы; через приёмы, повышающие активную мыслительную деятельность
(сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, обобщение и классификация);
через формирование умения ориентироваться в различных источниках информации в ходе
проведения игр, экскурсий, практических работ.
На уроки физической культуры в учебном плане отведено по три часа. Это связано
с необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных
школьников, укреплении их здоровья, увеличения двигательной активности
обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической
подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Для проведения уроков
физической культуры используются возможности спортивного зала школы, спортивной
площадки.
Организация образовательного процесса детей с интеллектуальными нарушениями,
прежде всего, направлена на социализацию их в обществе. Она носит комплексный
характер, соединяющий в себе методы и приемы общеобразовательной и коррекционноразвивающей работы.
С целью коррекции отклонений в развитии детей, проводятся индивидуальные и
групповые коррекционные занятия по ритмике, логопедические и психокоррекционные
занятия. В расписании отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня.
Продолжительность таких занятий 15-25 минут. Группы на коррекционные занятия
комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и
индивидуальных, психосенсорных и других нарушений. В учебную нагрузку
обучающихся часы коррекционно-развивающей области не входят. Коррекционноразвивающий блок входит в программу коррекционной работы с учащимися с ОВЗ. В
школе работают специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог,
социальный педагог.
Занятия по выбору и факультативные занятия относятся к компоненту
образовательного учреждения и представлены в учебном плане курсами: «Умелые ручки»,
«Музыка вокруг нас», «Основы безопасности и защиты Родины», «Основы компьютерной
грамотности», «Мир вокруг нас».
Обучение по общеобразовательным учебным предметам имеет практическую
направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая
роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.
Учебный план для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант
1-4 классы
на 2025-2026 учебный год
Количество часов
Предметные области
в неделю
Классы
Учебные предметы
1
2
3
4
Обязательная часть
1.Язык и речевая практика
Класскомпл.
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Изобразительное искусство
Адаптивная физическая культура
Труд (технология)
3
3
2
3
2
2
1
3
2
3
4
2
4
1
1
1
3
1
3
4
2
4
1
1
1
3
1
3
4
2
4
1
1
1
3
1
Итого
21
20
20
20
3
4
2
4
2
2
1
3
2
23
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Умелые ручки
-
3
3
3
3
-
1
1
1
1
Музыка вокруг нас
-
1
1
1
1
Мир вокруг нас
-
1
1
1
1
21
5
2
1
2
23
5
2
1
2
23
5
2
1
2
23
5
2
1
2
5
1
1
1
2
5
1
1
1
2
5
1
1
1
2
5
1
1
1
2
26
5
2
1
2
5
1
1
1
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство
5. Физическая культура
6. Технология
Максимально допустимая нагрузка
Коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия
Ритмика
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность
Азбука этикета
Разговоры о важном
«Юный художник» (через кружок дополнительного образования)
Спортивные игры (через спортивные секции)
2
Учебный план для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант
5-9 классы
на 2025-2026 учебный год
Количество часов
Предметные области
в неделю
Учебные предметы
Классы
5
6
7
8
Обязательная часть
1.Язык и речевая практика
Русский язык
Чтение
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Музыка
Изобразительное искусство
Адаптивная физическая
культура
Труд (технология):
-с/х труд
-швейное дело (девочки)
-столярное дело (мальчики)
-цветоводство и
декоративное садоводство
9
класскомплект
4
4
4
2
2
1
2
2
4
4
4
2
2
2
2
2
4
4
3
1
2
2
2
2
2
4
4
3
1
2
2
2
2
2
4
4
3
1
2
2
2
2
2
4
4
4
1
6:
2
3
3
1
6:
2
3
3
1
7:
3
3
3
1
7:
3
3
3
1
7:
3
3
3
1
7 (+3):
3
3
3
1
27
28
29
29
29
35
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Основы безопасности и защиты Родины
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
Основы компьютерной грамотности
1
1
-
-
-
Максимально допустимая нагрузка
Коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия
Ритмика
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
«Юный художник» (через кружок дополнительного
образования)
Спортивные игры (через спортивные секции)
29
5
2
1
2
5
1
1
30
5
2
1
2
5
1
1
-
30
5
2
1
2
5
1
1
-
30
5
2
1
2
5
1
1
-
30
5
2
1
2
5
1
1
-
3
3
3
3
3
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
5. Физическая культура
6. Технология
Итого
2
2
2
2
1
2
2
37
5
5