ДООП Юный натуралист

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙНАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
Возраст обучающихся: 5-8 класс
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Вигонен Юлия Андреевна
педагог дополнительного образования

с. Новопышминское,
2025 год

Содержание
1. Комплекс основных характеристик…………………………………………..
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………...
Направленность общеразвивающей программы……………………………………
Актуальность общеразвивающей программы……………………………………….
Отличительные особенности программы……………………………………………
Адресат общеразвивающей программы……………………………………………..
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий…………………………
Объем и срок освоения программы…………………………………………………..
Особенности организации образовательного процесса…………………………….
Формы организации образовательного процесса…………………………………...
2.1. Цели и задачи программы……………………………………………………..
2.3. Учебный (тематический) план…………………………………………………...
2.4.Содержание учебного (тематического) плана…………………………………..
2.5. Планируемые результаты………………………………………………………...
3. Организационно-педагогические условия…………………………………….
3.1.Календарный учебный график…………………………………………………...
3.2. Условия реализации программы………………………………………………...
3.3. Материально-техническое обеспечение………………………………………...
3.4. Кадровое обеспечение…………….……………………………………………...
3.5. Методические материалы……………….……………………………………….
4. Формы аттестации………………………………………………………………
5. Список литературы……………………………………………………………...
6. Аннотация к программе………………………………………………………...

2

3
3
3
3
4
5
5
5
5
6
8
9
12
15
17
17
17
17
17
17
19
23
25

Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Название» (далее «программа») – естественнонаучная.
Программа направлена наразвитие природоохранной и экологической деятельности
школьников, формирование у них экологической культуры и культуры природолюбия.
Актуальность программыобъясняется возросшей потребностью современного
информационногообщества

в

образованных,нравственных,

предприимчивых,

приниматьрешения

в

принципиально

ситуации

отличающихсямобильностью,

выбора,

динамизмом,

иных

которые

молодых
могут

способных

к

конструктивностью,

людях:

самостоятельно
сотрудничеству,
готовых

к

межкультурномувзаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу
страны иумеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать

этим

высоким

требованиям

сегодня

может

лишь

человек,владеющий навыками научного мышления, умеющий работать синформацией,
обладающий способностью самостоятельно осуществлятьисследовательскую, опытноэкспериментальную и инновационнуюдеятельность. Учитывая то, что приоритетные
способы мышленияформируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что
навыкиисследовательской деятельности необходимо прививать еще в младшемвозрасте.
Однако узкие временные рамки занятия в объединении непозволяют в полной мере
использовать потенциал исследовательскойдеятельности для развития учащихся.
В этой связи большое значение имеетформа работы с детьми в системе
дополнительного образования, нацеленнойна формирование учебных исследовательских
умений у учащихся старшеговозраста.
Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

образования детей».

3

региональных

систем

дополнительного

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно

-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности программы: данная образовательная программа
направлена на более подробное изучение природы родного края. Учитываются
психологические и возрастные особенности детей 7 – 114 лет, на которых и рассчитана
программа. Ведущей идеей является принцип развития личности ребёнка.
Программа занятий составлена таким образом, что позволяет включиться в процесс
обучения любому ребёнку на любом этапе. Основные виды занятий тесно связаны,
дополняют друг друга и проводятся в течение всего года с учётом особенностей времен
года и интересов обучающихся. Программа предусматривает не только групповые, но и
индивидуальные задания, а также коллективные формы работы. В объединение
принимаются все желающие независимо от способностей.
Новизна

программы

заключается

в

сочетании

различных форм

работы,

направленных на дополнение и углубление эколого-биологических знаний, с опорой на
практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических,
особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и
каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете
поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь учащихся в процесс
познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри
биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их  это основа организации
биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего
поколения понимание жизни как величайшей ценности.

4

Адресаты программы:обучающиеся 5-8 классов(11-14 лет) с любым видом итипом
психофизиологических особенностей (в том числе и с детьми ОВЗ,талантливыми детьми,
детьми,

находящимися

в

трудной

жизненнойситуации),

с

разным

уровнем

интеллектуального развития, имеющимиразную социальную принадлежность, пол и
национальность и не имеющихмедицинских противопоказаний для занятий данным видом
деятельности.
Обучающиеся младшего школьного возраста (10 – 12 лет) наиболее открыты и
любопытны. Они обладают повышенной восприимчивостью, впечатлительностью,
игровым отношением ко многому из того, с чем они сталкиваются. Дети с удовольствием
своими руками изготавливают сувениры, игрушки, подарки близким (маме, бабушке,
подруге). Благодаря практическому результату уже на первых занятиях у обучающихся
сохраняется интерес к дальнейшему обучению.
Подростковый

возраст

(13-14

лет)

характеризуется

интенсивными

психологическими и физическими изменениями. В это время происходит жизненное
самоопределение подростка, формирование мировоззрения, а также благоприятный
период для развития творческих способностей. Все это способствует развитию у
обучающихся художественного вкуса, позволяет выразить и подчеркнуть аккуратность,
мастерство и индивидуальность.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут
Общее количество часов в неделю – 1.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1академическому часу.
Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 34 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
В соответствии с календарным учебным графиком, в сформированных группах детей
одного возраста или разновозрастных группах, являющихся основным составом
объединения; состав группы постоянный. Занятия проводятся в группах и индивидуально,
а также возможна организация занятий в дистанционном - в режиме реального времени
при помощи платформы ZOOM, Skype или в режиме офлайн с применением мессенджера
WhatsApp и электронной почты.
Организация образовательного процесса возможно в следующих формах:

5

1) Групповое обучение - традиционное занятие с объяснением нового материала на

доске, с флеш-карты на экране телевизора, беседа, отработка общего навыка;
2) праздники, экскурсии, выездные ознакомительные мероприятия вне учебного

класса;
3) индивидуальная

работа

-

выполнение

самостоятельных

работ,

подготовка

индивидуального проекта, сбор данных для портфолио, и т.д.
В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала
строится от простого к сложному. Занятия проводятся в сформированных группах детей
одного

возраста

или

разных

возрастных

категорий

(разновозрастные

группы),

являющихся основным составом объединения; состав группы постоянный. Виды занятий
по программе определяются ее содержанием и предусматривают проведение обучающих
занятий, практических занятий, творческих проектов, бесед, дидактических игр,
конкурсов, упражнений, просмотра видео, совместного творчества и пр.
Программа разработана на основе модульного подхода. Каждый модуль (раздел)
представляет собой относительно самостоятельные дидактические единицы (части
образовательной программы). Все модули программы взаимосвязаны друг с другом и
объединены

единой

целью

программы.

Содержание

дополнительной

каждого

модуля

образовательной
формируется

с

общеразвивающей
учетом

сохранения

преемственности образовательных частей. В программе учитываются возрастные
особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному.
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в
мероприятиях, выставках или в программу могут быть включены дополнительные
задания: соответствующие тематике определенной выставки или конкурса; при работе над
междисциплинарными проектами.
Некоторые из заданий (по выбору педагога) могут быть изменены в ходе
экспериментально-поисковой работы. При организации образовательного процесса
педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая
активность, предпочтения детей).
Форма обучения: преимущественно очная форма обучения, допускается сочетание
с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки
образовательной деятельности с использованием онлайн-платформ.
Формы организации образовательного процесса: при проведении занятий
используются следующие формы работы:
 групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
6

 фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
 самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
 работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую
деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое
занятие сопровождается физкультминутками и перерывами.
Уровень сложности программы: «базовый»
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно тематического направления программы.
Виды занятий: экскурсия, поход, викторина, беседа, просмотр презентаций,
кинофильмов и тематических мультипликационных фильмов, театрализация, организация
выставки, тематическое занятие, наблюдение, игра, проведение опыта, акция.
Формы подведения результатов: интеллектуальные соревнования, презентация
творческих работ, реализация социальных проектов экологического содержания, участие
в конкурсах экологической направленности.

7

2.1. Цели и задачи программы
Цель: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и
творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную
почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области
экологии.
Задачи:
1. Обучающие:
 систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии
живых организмов;
 развивать представления о значении растений и животных в природе и жизни
человека;
 познакомить обучающихся со строением и составлением бонсаи и икебан.
 формировать практические навыки;
 разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных
организаций новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы,
способные сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и
уважительное отношение к Природе.
2. Развивающие:
 способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы,
понимания общечеловеческой ценности Природы;

 способствовать развитию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с
функцией, с условиями обитания;
 развивать

внимание,

память,

воображение,

художественно-конструкторские

способности, мелкую моторику, фантазию обучающихся;
 развивать творческую активность обучающегося путём самостоятельной постановки
и решения творческой задачи.
3. Воспитательные:
 развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы;
 осуществлять экологическое и природоохранительное воспитания, раскрывая вред,
наносимый человеком растениям и животным;
 воспитывать экологическую культуру личности;

8

 способствовать

воспитанию

потребности

принимать

активное

участие

в

природоохранной и экологической деятельности;
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в
соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на
воспитание и формирование интереса к науке, к истории естествознания; познавательных
интересов, ценностей научного познания; понимания значения науки в жизни российского
общества; интереса к личностям деятелей российской и мировой науки; ценностей
научной этики, объективности; понимания личной и общественной ответственности
учёного, исследователя; стремления к достижению общественного блага посредством
познания,

исследовательской

деятельности;

уважения

к

научным

достижениям

российских учёных; понимания ценностей рационального природопользования; опыта
участия в значимых научно-исследовательских проектах; воли, дисциплинированности в
исследовательской деятельности.

2.2. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№ п/п

Наименование
раздела/ темы

Количество часов

Форма контроля

Всего
часов

Теория

Практи
ка

Раздел 1. Введение

2

1

1

1.1

Вводное занятие.
Жизнь на Земле

1

1

0

2.2

Экскурсия «Живая и
неживая природа».
Акция «Очищаем
природу»

1

0

1

Раздел 2. Среда обитания

6

3

3

9

Беседа, акция

Беседа, устный опрос,
экологический проект

2.1

Времена года на Земле.
Наблюдения за
сезонными
изменениями в природе

1

0

1

2.2

Условия жизни
растений

1

1

0

2.3

Природные зоны

1

1

0

2.4

Растения природных
зон

1

1

0

2.5

Экологический проект
«Растения наши
друзья»

2

0

2

Раздел 3. Жизнь животных

6

4

2

3.1

Динозавры – вымерший
вид животных

1

1

0

3.2

Животные, какие они?

1

1

0

3.3

Хищники. Травоядные.
Падальщики

1

1

0

3.4

Взаимоотношения в
животном мире.

1

0

1

3.5

Экологический проект
«Почему нужно
защищать природу?»

1

0

1

3.6

Красная книга –
способ защиты редких
видов животных

1

1

0

Раздел 4. Вода

7

4

3

4.1

Реки и озера

1

1

0

4.2

Получение
кислорода под
водой

1

0

1

4.3

Пресноводные
животные и
растения

1

1

0

10

Беседа, устный опрос,
викторина,
экологический проект

Беседа, устный опрос,
экологический проект,
акция

4.4

Морские
обитатели.
Обитатели глубин

1

1

0

4.5

Вода – источник
жизни.

1

1

0

4.6

Экологический проект
«Человек и его
деятельность – причина
загрязнения водоемов»

1

0

1

4.7

Акция « Сохраним
воду!»

1

0

1

4

2

2

Раздел 5. Человек и животные
5.1

Одомашнивание
животных

1

1

0

5.2

Проект «Ты в ответе за
тех, кого приручил»

2

0

2

5.4

Значение животных в
жизни человека

1

1

0

Раздел 6.
Сельскохозяйственный труд

9

4

5

6.1

Семена овощных и
декоративных культур

1

1

0

6.2

Изготовление
«Посадочных лент»
семян культурных
растений

1

0

1

6.3

Подготовка почвы на
пришкольном участке

1

0

1

6.4

Составление проекта
клумбы. Выбор
растений для клумбы.

1

0

1

6.5

Высадка рассады на
участке. Составление
графика полива.

1

0

1

11

Беседа, устный опрос,
проект, викторина

Беседа, устный опрос,
практическая
деятельность,
наблюдение за ходом
деятельности,
викторина

6.6

Рыхление.

1

0

1

6.7

Вредители
сельскохозяйственных
культур.Биологические
методы борьбы с
вредителями

1

1

0

6.8

Насекомые опылители.

1

1

0

6.9

Птицы помощники на
огороде.

1

1

0

34

18

16

Итого за год:

12

2.3. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение
Тема 1. Вводное занятие. Жизнь на Земле
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в
природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со
схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между
растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 2. Среда обитания
Тема 1. Времена года на Земле
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм
жизни от изменений температуры и осадков.
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо,
деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 2. Условия жизни растений
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 3. Природные зоны
Природные зоны Земли. Условия жизни. Климат. Особенности природы.
Тема 4. Растения природных зон.
Приспособления и адаптация растений к разным условиям обитания в природных зонах
Земли
Тема 5. Экологический проект «Растения наши друзья»
Создание проекта о роли и значении растений в жизни человека
Раздел 3. Жизнь животных
Тема 1. Динозавры – вымерший вид животных
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 2. Животные – какие они?
Обсуждение многообразия животного мира на планете
Тема 3. Хищники. Травоядные. Падальщики
Знакомство с типами питания животных. Сравнение анатомических особенностей
животных в зависимости от типа их питания
Тема 4. Взаимоотношения в животном мире
13

Знакомство с понятием «Пищевая цепь», изучение трофических уровней (продуценты,
консументы, редуценты). Создание пищевой цепи.
Тема 5. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
Создание творческого проекта экологической направленности с целью просвещения
молодежи
Тема 6. Красная книга – способ защиты редких видов животных
Знакомство с вымирающими видами животных Свердловской области
Раздел 4. Вода
Тема 1. Реки и озера
Знакомство с картой рек и озер Свердловской области. Питание рек. Круговорот воды в
природе
Тема 2. Получение кислорода под водой
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки
комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 3. Пресноводные животные и растения
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии, млекопитающие. Сообщения детей о
жителях пресных водоемов
Тема 4. Морские обитатели. Обитатели глубин
Беседа об обитателях соленых вод. Рыбы, амфибии, млекопитающие. Сообщения детей о
жителях морей и океанов
Тема 5. Вода – источник жизни
Викторина о роли воды в природе и жизни человека
Тема 6. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения
водоемов»
Создание творческого проекта экологической направленности с целью просвещения
молодежи
Тема 7. Акция «Сохраним воду!»
Создание и раздача листовок по тематике бережливого отношения к воде и водным
ресурсам
Раздел 5. Человек и животные
Тема 1. Одомашнивание животных

14

История «приручения» диких зверей с целью использования в хозяйственной
деятельности человека
Тема 2. Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил»
Создание творческих проектах о домашних питомцах
Тема 3. Значение животных в жизни человека
Викторина о роли и значении животных в жизни человека и его хозяйственной
деятельности
Раздел 6. Сельскохозяйственный труд
Тема 1. Семена овощных и декоративных культур
Беседа о многообразии семян различных культур. Различение семян по внешнему виду.
Закрепление знаний о правилах хранения и посева семян.
Тема 2. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на
«Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту
клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 3. Подготовка почвы на пришкольном участке
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным
Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

инвентарём.

Тема 4. Составление проекта клумбы. Выбор растений для клумбы.
Проект рассадки растений на клумбе.
Тема 5. Высадка рассады на участке. Составление графика полива.
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой
гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 6. Рыхление
Изучение роли рыхления почвы. Практическая деятельность по рыхлению почвы
пришкольной клумбы
Тема 7. Вредители сельскохозяйственных культур. Биологические методы борьбы с
вредителями
Знакомство с различными вредителями сельскохозяйственных культур и способами
борьбы с ними. Викторина о сельскохозяйственных вредителях
Тема 8. Насекомые опылители

15

Знакомство с различными видами насекомых, опыляющих сельскохозяйственные и
культурные растения. Роль опылителей в природе.
Тема 9. Птицы-помощники на огороде
Знакомство с различными видами птиц, встречающихся в огородах и садах. Роль птиц в
жизни растений. Распространение семян

2.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 знание основ и основных путей развития и прогрессивного значения авиации;
 знание различных технических устройств;
 умение разрабатывать и выполнять несложные технические устройства;
 умение выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
Метапредметные результаты:
 развитие активной и всесторонне развитой личности;
 подготовка к труду и сознательному выбору профессии;
 умение ставить цели и выполнять задачи для реализации этих целей; умение
грамотно планировать учебное время; навыки работы в коллективе;
 умение оценивать свою работу и работу товарищей.
Личностные результаты:
 мотивация личности обучающегося к познанию и творчеству;
 готовность работать в группе и самостоятельно;
 ценностно-смысловые установки учащихся, связанные с осознанием целостности и
ценности окружающего мира;
 освоение элементарных правил нравственного поведения в природе.

16

3.Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

8

Окончание учебного года

Учебный год
34
1
34
17
17
1 сентября 2025 г.
26.10. 2025 – 04.11.2025
31.12.2025 – 11.01.2026
29.03.2026 – 05.04.2026
26 мая 2026

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:кружок «Юный натуралист» требует
наличия учебного кабинета. Помещение кабинета должно удовлетворить требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью,
необходимой для организации занятий, хранения и показа, и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Для
организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в
котором представлены в достаточном объёме наглядно-информационные материалы,
оборудование для студийной фотосъемки, компьютеры для обработки фотографий,
хорошее освещение. Учитывая специфику работы детей с осветительными приборами,
компьютерами, фотоаппаратами, необходима инструкция по технике безопасности.
Кадровые обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
 подборка гербарного материала по темам: «Жизненные формы растений», «Растения
красной книги», «Лекарственные растения»;
 подборка фотографий, таблиц, рисунков, плакатов по темам: «Классы животных»,
«Животные Красной книги», «Экосистемы», «Экологические катастрофы», «Правила
поведения в природе», «Среда обитания», «Цепи питания».
Методы обучения и воспитания:
 дидактический и раздаточный материал: полезные ископаемые, муляжи культурных
растений, плодов;
 словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части;
 наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
 практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры;

17

 дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения;
 проблемное обучение - самостоятельная разработка презентаций.
Формы организации образовательной деятельности:
 групповая форма организации проведения лекций, бесед;
 индивидуально-групповая форма организации практической
выполнения работы, конкурсная деятельность;
 индивидуальная форма защиты проектов.

деятельности,

Формы организации учебного занятия:
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, минивыставки, практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. При организации
внеучебной деятельности проводятся выставки, конкурсы.
№ Название
п/п тема

раздела,

Материальнотехнические
оснащение,
дидактикометодический
материал
Презентация

1

Раздел 1. Введение

2

Раздел 2. Осень в Презентация
природе

3

Раздел 3. Осенние Презентация
работы в цветнике

4

Раздел
4. Презентация
Многообразие
растительного
и
животного
мира
России
Раздел 5. Природа Презентация
зимой

5

6

Раздел 6.
уголок

7

Раздел 7. Весна в Презентация,
интерактивная
природе

Формы, методы, приемы
обучения, технологии

Словесный,
объяснительноиллюстративный
методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративныйметоды.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительно-

Живой Презентация

18

Формы
учебного
занятия

Беседа

Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа,
викторина,
квест-игра
Беседа,
фотовыставка,

Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
ролевая игра,

игра
8

Раздел 8. Весенние Презентация
работы в живом
уголке

9

Раздел
9. Презентация
Подведение итогов

иллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.

интерактивная
игра
Беседа,
творческая
работа
Творческие
работы, квест

4. Формы аттестации/ контроля
Формы оценочных средств:








журнал посещаемости,
аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
яндекс форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
фотоотчет;
отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся;
статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте».

Формы итоговой аттестации:
 аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
 демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы в форме
отчетных выставок;
 защита творческих работ;
 участие в проектной деятельности и акциях «День пожилого человека»,
«Новогодние чудеса», «День Защитника Отечества», «8 марта»
Итоговая аттестация: проводится в два этапа, согласно Положению о формах
периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся Центра - проверка теоретических основ программы, через
выполнение теоретической самостоятельной работы; - проверка достигнутых
практических умений и навыков и ценностных ориентаций, через выполнение
практической работы.
Критерии оценивания
Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической
работы осуществляется по трем составляющим и критериям (Приложение №1.),
разработанным в соответствии с требованиями Программы и предусмотренным
Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации в объединении на
основании Положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой; словарный запас соответствует программным
19

требованиям, называет все слова (словосочетания) по каждой теме, не испытывая при
этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие ответы,
используя полные и краткие предложения; все звуки произносит четко и правильно, не
испытывая при этом затруднений).
Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет более 50% слов (словосочетаний) по
каждой теме, испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно или с
помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла, содержащие
ошибки; не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения).
Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет менее половины слов (словосочетаний)
по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения; часто ошибается,
выполняет задания с подсказкой детей и педагога)
Характеристика оценочных материалов

личностные

Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

Виды
контроля

мотивация
личности
обучающегося к познанию
и творчеству

Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от

Беседа,
опрос

готовность работать в
группе и самостоятельно

ценностно-смысловые
установки
учащихся,
связанные с осознанием
целостности и ценности
окружающего мира
освоение
элементарных
правил
нравственного
поведения в природе.

метапредмет освоение
ные
способов

доступных
изучения

20

Диагностиче
ский
инструмента
рий
беседа

Беседа,
опрос

Беседа,
творческая
работа

Беседа,
опрос

Беседа,
презентация

Беседа,
опрос

Беседа

Беседа,
опрос

Беседа,
презентация

85% до 100%
природы,
правил
Средний
уровень
безопасного нахождения в
– от 50% до 84%
природе

навыки самостоятельного
оценивания
ситуаций,
способствующих охране
окружающей среды

беседа

Беседа,
викторина

Беседа,
опрос

Беседа, тест

Высокий
знание
истории
уровень
– от
Свердловской
области,
85%
до
100%
некоторых виды растений
и животных родного края, Средний уровень
сезонных изменений в их – от 50% до 84%
Низкий уровень
жизни, пользу и вред – 49% и менее
некоторых растений и
животных для природы и
человека
Высокий
умение наблюдать
за
уровень
– от
жизнью
растений
и
85%
до
100%
животных, ухаживать за
животными и растениями Средний уровень

Беседа,
опрос

Беседа,
викторина

Беседа,
опрос

Беседа,
творческая
работа

умение
выполнять
несложные практические
и опытнические работы в
группе;

Беседа,
опрос

Творческая
работа

Беседа,
опрос

Беседа,
практическая
работа

навыки
продуктивного
общения
и
взаимодействия
в
процессе
совместной
деятельности

предметные

Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее

умение
определять
основные экологические
группы растений: травы,
кустарники,
деревья,
изготовлять кормушки для
птиц
из
подручного
материала
и
твердых
бытовых отходов, вести
дневники наблюдений.

– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее

21

22

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12

23

Итоговый балл

Средний балл

Демонстрировать интерес и
уважение к занятиям

Практика
Метапредметная составляющая

Умение проявлять терпение,
выдержку, инициативу и
творчество

Средний балл

Умение применить
полученные знания на
практике

Умение планировать и
анализировать деятельность

Теория
Предметная составляющая

Пользоваться
инструментами и
приспособлениями

Средний балл

ФИО обучающегося

Приобретение
первоначальных знаний в
области экологии

№
п/п

Владение специальной
терминологией

Теоретические знания по
основным разделам учебнотематического плана

Протокол оценивания

Личная составляющая

5. Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно

-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).

24

11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях»
образовательной

(вместе

с

деятельности

«Методическими
с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

организации

форм

реализации

образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля
1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

Литература, использованная при составлении программы (для педагога):
1. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий
мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М. – 2004.
2. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М. – 2002.
3. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М. – 2003.
4. Елизарова Е.М. Такие незнакомые и знакомые растения. Волгоград, –2006.
5. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – М. – 2002.
6. Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. – Москва. – 2005.
7. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М. –
2001.
8. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое
пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М. – 2005.
9. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. – Москва. – 2000.
10. Хасанов А.Г. Занимательная биология. – Казань. – 2002.

25

11. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов,
практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. – Арзамас. – 2000.
Литература,

рекомендуемая

для

обучающихся

и

родителей

(законных

представителей):
1. «Азбука природы». – 2003.
2. Л.В. Сорокина. Тематические игры и праздники по биологии. – М. – 2005.

3. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. – М. –
2010
Интернет-ресурсы:
1. http://unnaturalist.ru/
2. http://ecosystema.ru/
3. https://www.zin.ru/

26

6. Аннотация
Программа

дополнительного

образования

«Юный

натуралист»

реализует

содержание естественнонаучной направленности и предназначена для обучающихся в
возрасте 11-14 лет. Уровень усвоения содержания программы - базовый. Программа
предназначена для обучения обучающихся среднего звена основам экологической
культуры

и

воспитания

социально-нравственных

экологических

качеств.

Цель

программы:дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и
творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную
почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области
экологии. Данная программа предлагает изучение основ и технологий экологического
природопользования и охраны окружающей среды.
Программа рассчитана на 34 часа (1 учебный год) по 1 часу в неделю.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».