ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПИКТОМИР»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Таразанова Ксения Николаевна
педагог дополнительного образования
с. Новопышминское
2025
Содержание
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность общеразвивающей программы
Отличительные особенности программы
Адресат общеразвивающей программы
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий
Объем и срок освоения программы
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Учебный (тематический) план
1.4.Содержание учебного (тематического) плана
1.5. Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1.Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методические материалы
2.3. Формы аттестации
3. Список литературы
2
3
3
3
3
4
4
4
4
4
5
6
7
11
13
14
14
14
14
14
14
17
22
1. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «» (далее «программа») – техническая.
Программа направлена на развитие технического и творческого мышления у
обучающихся начального школьного возраста через изучение понятий об основах
алгоритмизации и программирования. Это инновационная деятельность, направленная на
организацию в образовательном пространстве начальной школы цифровой
образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а
также предметной техносреды, соответствующими возрастным особенностям учеников
начальной школы в условиях реализации ФГОС и адекватной современным требованиям
к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и
телекоммуникационных технологий.
Актуальность программы.
Информатизация начального образования на современном этапе является
актуальным
социально-востребованным
процессом,
важнейшим
элементом
изменяющейся парадигмы начального образования. Образовательный стандарт начальной
школы пока не декларирует идею начала изучения информатики 1 сентября в 1 классе, но
тенденции снижения стартового возраста в обучении информатике школьников
реализуются сегодня не только в многочисленных научных исследованиях (достаточно
посмотреть публикации в журнале «Информатика и образование» и его приложениях), но
и в руководящих методических и административных документах.
Актуальность программы «ПиктоМир» обусловлена стремительным развитием
нанотехнологий, электроники, механики и программирования, что создает благоприятные
условия для быстрого внедрения компьютерных технологий и робототехники в
повседневную жизнь.
Программа «ПиктоМир» актуальна, т.к. современные технологии стали
неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Сегодня робототехника приобретает
все большую значимость и актуальность, становится одним из наиболее востребованных и
перспективных направлений, как в научно-производственной сфере, так и в сфере
образования. Современное образование принимает активное участие в реализации
концепции формирования инженерно-технических кадров. На начальном этапе – это
поддержка научно-технического творчества обучающихся, использование достижений в
области робототехники, направление познавательных интересов детей в увлекательный
мир роботов.
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
3
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс
мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта
у детей и молодежи».
Отличительные особенности программы от уже существующих в области
обучения (преподавания) алгоритмике и начальному программированию заключаются в
том, что:
дидактическое обеспечение предполагает использование на занятиях заданий на
логику, интеллектику и алгоритмику и пиктограммного лото (набора карточек на
пространственную ориентировку и полей-матриц для составления алгоритмов);
методическое обеспечение предполагает проведение занятий в форме квеста
(игры на прохождение испытаний (заданий) с использованием и без
использования интерактивной доски), сохранение единой сюжетной линии для
всех занятий (квестов);
техническое обеспечение программы позволяет проводить занятие с
использованием аудиовизуальных материалов (просмотр видеоуроков,
мультфильмов, обучающих видеоматериалов и т.п.).
Новизна
программы
заключается
в
исследовательское-технической
направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях,
что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром
технического творчества. Авторское воплощение замысла в несложные программы,
управляющие виртуальным исполнителем-роботом, особенно важно для детей 1-4
классов, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их
освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников
и даже дошкольников.
Адресаты программы. Программа ориентирована на дополнительное образование
обучающихся 7-10 лет.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут
Перерыв между учебными занятиями – 20 минут.
Общее количество часов в неделю – 3.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы:
На изучение отводится 102 часов: в 1 год обучения – 34 часа (1 час в неделю), во 2
год обучения – 34 часа (1 час в неделю), в 3 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проходят 3 раза в
неделю. На каждом занятии предполагается работа учащихся на планшетах или
компьютерах продолжительностью не более 15 минут в первом классе и не более 20
минут в последующих классах.
4
Форма обучения. Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с
заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки
образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать
индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися.
Формы организации образовательного процесса. Основной формой являются
групповые занятия.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением
педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
работа в парах;
групповая.
Уровень сложности программы – базовый.
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно тематического направления программы.
Виды занятий:
беседа, дискуссия, обсуждение с элементами самостоятельной работы;
практическое занятие;
занятие-соревнование;
самостоятельная работа.
Формы подведения результатов:
Выполнение детьми тестовых заданий по модулям, творческое программирование с
использованием игр по подгруппам.
По окончанию курса ребёнок должен научиться составлять линейные,
разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке
программирования «ПиктоМир».
5
1.2. Цели и задачи программы
Цель: сформировать у учеников начальной школы базовые представлений о языках
программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.
Задачи:
Обучающие (направленные на достижение предметных результатов):
1. Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.
2. Обучение навыкам алгоритмизации задачи.
3. Освоение основных этапов решения задачи.
4. Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.
5. Обучение проекта, его структуры, дизайна и разработки.
Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов):
1. Развивать познавательный интерес воспитанников.
2. Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление
учащихся.
3. Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными
источниками информации.
4. Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитывающие (направленные на достижение личных результатов):
1. Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
2. Воспитывать культуру общения между детьми.
3. Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
4. Воспитывать культуру работы в глобальной сети.
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в соответствии с
предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года», они направлены на воспитание и
формирование интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к
достижениям российской и мировой технической мысли; понимание значения техники в
жизни российского общества; интереса к личностям конструкторов, организаторов
производства; ценностей авторства и участия в техническом творчестве; навыков
определения достоверности и этики технических идей; отношения к влиянию технических
процессов на природу; ценностей технической безопасности и контроля; отношения к
угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и
своего региона; уважения к достижениям в технике своих земляков; воли, упорства,
дисциплинированности в реализации проектов; опыта участия в технических проектах и
их оценки.
6
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план (1 год обучения)
Количество часов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Название раздела (модуля)
Раздел 1. Основные понятия
программирования
Робот Ползун – исполнитель команд.
Звуковые команды Ползуна. Управление
Ползуном с помощью звукового пульта.
Программа – способ составить план
управления
Ползуном.
Порядок
выполнения
команд
в
простейших
программах. Компьютер – исполнитель
программ.
Запоминание
программы
компьютером.
Программирование Ползуна, Вертуна,
Двигуна, Тягуна без обратной связи.
всего
теория
практика
11
3
8
4
3
1
4
4
Кооперативное программирование
2
2
Олимпиада 1
1
1
Раздел 2. Правила составления
программ
15
4
11
Повторитель
4
2
2
Подпрограмма
4
2
2
Практикум по составлению программ с
использованием
повторителей
и
подпрограмм
6
6
Олимпиада 2
1
1
Раздел 3. Робототехника. Азы
электротехники
Природа
электричества.
Постоянный
электрический ток. Плюс и минус.
Источник тока: батарейка, аккумулятор,
сетевое
зарядное
устройство.
Электрическая энергия и ее потребители:
лампочка
накаливания,
светодиод,
электронагреватель,
электромотор,
электромагнит, компьютер. Проводники и
изоляторы.
Электрический
провод.
Двухпроводная
электрическая
цепь.
Выключатель.
Потребители
электроэнергии в конструкции робота
Ползуна. Электрические устройства –
источники повышенной опасности.
4
4
4
4
Резерв
4
Итого
34
7
Устный
опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Устный
опрос
Устный
опрос
4
11
Формы
аттестации/
контроля
Устный
опрос
23
Практическая
работа
№
п/п
1.
2
Учебный (тематический) план (2 год обучения)
Количество часов
Название раздела (модуля)
всего теория практика
Раздел 1. Повторение
3
1
2
Управление
роботами.
Линейные
программы.
Повторители.
Подпрограммы
3
1
2
Раздел 2. Программирование с
обратной связью
15
6
9
6
2
4
устный опрос
4
2
2
практическая
работа
Клоны управление и параллельное
несколькими разными роботами.
4
2
2
устный опрос,
практическая
работа
Олимпиада 1
1
1
практическая
работа
Команды-вопросы.
Цикл
пока.
Программирование Вертуна, Двигуна,
Тягуна сиспользованием цикла пока.
Универсальные программы, способные
управлять роботом в нескольких
однотипных обстановках
Команды-вопросы
конструкция
Совместное и «если». использование
пока и если
3
Раздел 3. Программирование с
обратной связью с использованием
чисел и счета
Исполнитель Волшебный Кувшин.
Простой
и
сложный
(двойной)
кувшины.
Практикум по составлению программ с
обратной связью с использованием
чисел и счета. Задача «дойти до
препятствия и вернуться в точку
старта».
Исполнитель Паровозик. Работа с
прицепами. Составы.
Олимпиада 2
4
5
Формы
аттестации/
контроля
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
10
4
6
устный опрос,
практическая
работа
3
1
2
устный опрос
4
2
2
практическая
работа
2
1
1
1
Раздел
4.
Робототехника.
Устройства,
управляемые
командами.
Реальный Ползун и его цифровой
двойник. Отладка программ по
управлению Ползуном с помощью
цифрового двойника.
2
1
1
устный опрос,
практическая
работа
2
1
1
практическая
работа
4
практическая
работа
Резерв
4
Итого
34
8
1
практическая
работа
практическая
работа
12
22
Учебный (тематический) план (4 год обучения)
№
п/п
1
2
3
4
5
Количество часов
Название раздела (модуля)
всего теория практика
Формы
аттестации/
контроля
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
Раздел 1. Повторение
4
2
2
Управление
роботами
в
ЦОС
Пиктомир-К. Подпрограммы. Команды
вопросы. Переменные
4
2
2
Раздел 2. Компьютер помогает
решать комбинаторные задачи
3
1
2
Исполнитель Водолей и его задачи.
Обобщенный алгоритм Водолея
3
1
2
4
2
2
4
2
2
устный опрос
4
2
2
устный опрос,
практическая
работа
4
2
2
устный опрос,
практическая
работа
Раздел 5. Знакомство с ЦОС КуМир
6
2
4
устный опрос,
практическая
работа
Программа на алгоритмическом языке
в ЦОС КуМир. Текстовый ввод
программы. Синтаксические ошибки и
необходимость
их
исправления.
3
1
2
устный опрос
Раздел 3. Компьютер помогает
автоматизировать оперативную
обработку информации.
Алгоритм поддержания температуры в
доме (набор «Домик»). Алгоритм
охраны дома (набор «Охранный
комплекс»).Алгоритм
поиска
освещенного места в тупике (робот
«Вездеход). Алгоритм поиска в
коридоре клетки с положительной
температурой (исполнитель Робот)
Раздел
4.
Робототехника.
Управление роботом с обратной
связью.
Система команд робота «Вездеход».
Отличия
«Вездехода» от
ранее
изученных
роботов:
команды
движения выполняется до тех пор,
пока не будут отменены. Составление
простейших алгоритмов управления
«Вездеходом»
с
использованием
датчиков прикосновения, расстояния,
освещенности:
движение
до
ближайшего препятствия, выезд на
освещенное место, объезд небольшого
препятствия. Практикум по измерению
скорости Вездехода при различных
уровнях мощности моторов
9
6
Диагностика синтаксических ошибок
вЦОС КуМир «на полях программы».
Способы исполнения программы в
ЦОС
КуМир:
непрерывное
и
пошаговое выполнение с выводом и
без вывода информации на поля
программы.
Порядок
исполнения
главного
алгоритма,
имеющего
аргументы.
Раздел
6.
Способы
задания,
запоминания, ввода и вывода
текстовой информации в школьном
алгоритмическом языке.
Команды ввода-вывода информации в
ЦОС КуМир. Литерные величины
(строки). Операция соединения двух
строк. Организация диалога человеккомпьютер с помощью команд вывода
на
экран
и
ввода
текстовой
информации с помощью клавиатуры.
Игрушечная
справочная
система
«Таблица умножения».
Сбор информации о температурах
клеток коридора Робота и вывод этой
информации в текстовой и в
графической формах.
Олимпиада 1
7
3
1
2
устный опрос,
практическая
работа
6
2
4
устный опрос,
практическая
работа
3
1
2
устный опрос,
практическая
работа
2
1
1
устный опрос
1
практическая
работа
1
Раздел 7. Запоминание больших
объемов
информациив
памяти
компьютера. Таблицы (массивы) в
школьном алгоритмическом языке.
Измерение радиации и температуры на
полеРобота.
Как
запомнить
температуры всех клеток коридора.
Правила
работы
с
числовыми
таблицами в ЦОС КуМир: создание
таблицы, чтение информации из
таблицы, занесение информации в
таблицу.
Задача сбора и задача обработки
информации
могут
выполняться
независимо друг от друга. Задача
перемещения Робота в самую теплую
клетку коридора.
7
3
4
устный опрос,
практическая
работа
2
1
1
устный опрос
2
1
1
устный опрос,
практическая
работа
2
1
1
устный опрос,
практическая
работа
1
практическая
работа
Олимпиада 2
1
Итого
34
10
14
20
1.4. Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел 1. Основные понятия программирования
Введение. Программируем роботов (Вертуна, Двигуна, Тягуна, Ползуна) без
обратной связи. Кооперативное программирование. Олимпиада1.
Раздел 2. Правила составления программ
«Как записать программу короче…». Практикум по составлению программ с
использованием повторителей и подпрограмм. Олимпиада 2.
Раздел 3. Робототехника. Азы электротехники
Природа электричества. Постоянный электрический ток. Плюс и минус. Источник
тока: батарейка, аккумулятор, сетевое зарядное устройство. Электрическая энергия и ее
потребители: лампочка накаливания, светодиод, электронагреватель, электромотор,
электромагнит, компьютер. Проводники и изоляторы. Электрический провод.
Двухпроводная электрическая цепь. Выключатель.
Потребители электроэнергии в
конструкции робота Ползуна. Электрические устройства – источники повышенной
опасности.
Резерв
2 год обучения
Раздел 1. Повторение
Управление роботами. Линейные программы. Повторители. Подпрограммы
Раздел 2. Программирование с обратной связью
Команды-вопросы. Цикл пока. Программирование Вертуна, Двигуна, Тягуна с
использованием цикла пока. Универсальные программы, способные управлять роботом в
нескольких однотипных обстановках. Команды-вопросы конструкция Совместное и
«если». использование пока и если. Клоны управление и параллельное несколькими
разными роботами. Олимпиада 1
Раздел 3. Программирование с обратной связью с использованием чисел и счета
Исполнитель Волшебный Кувшин. Простой и сложный (двойной) кувшины.
Практикум по составлению программ с обратной связью с использованием чисел и счета.
Задача «дойти до препятствия и вернуться в точку старта». Исполнитель Паровозик.
Работа с прицепами. Составы. Олимпиада 2
Раздел 4. Робототехника. Устройства, управляемые командами.
Реальный Ползун и его цифровой двойник. Отладка программ по управлению
Ползуном с помощью цифрового двойника.
Резерв
11
4 год обучения
Раздел 1. Повторение
Управление роботами в ЦОС Пиктомир-К. Подпрограммы. Команды вопросы.
Переменные
Раздел 2. Компьютер помогает решать комбинаторные задачи
Исполнитель Водолей и его задачи. Обобщенный алгоритм Водолея
Раздел 3. Компьютер помогает автоматизировать оперативную обработку
информации.
Алгоритм поддержания температуры в доме (набор «Домик»). Алгоритм охраны
дома (набор «Охранный комплекс»). Алгоритм поиска освещенного места в тупике (робот
«Вездеход). Алгоритм поиска в коридоре клетки с положительной температурой
(исполнитель Робот)
Раздел 4. Робототехника. Управление роботом с обратной связью.
Система команд робота «Вездеход». Отличия «Вездехода» от ранее изученных
роботов: команды движения выполняется до тех пор, пока не будут отменены.
Составление простейших алгоритмов управления «Вездеходом» с использованием
датчиков прикосновения, расстояния, освещенности: движение до ближайшего
препятствия, выезд на освещенное место, объезд небольшого препятствия. Практикум по
измерению скорости Вездехода при различных уровнях мощности моторов
Раздел 5. Знакомство с ЦОС КуМир
Программа на алгоритмическом языке в ЦОС КуМир. Текстовый ввод программы.
Синтаксические ошибки и необходимость их исправления. Диагностика синтаксических
ошибок в ЦОС КуМир «на полях программы». Способы исполнения программы в ЦОС
КуМир: непрерывное и пошаговое выполнение с выводом и без вывода информации на
поля программы. Порядок исполнения главного алгоритма, имеющего аргументы.
Раздел 6. Способы задания, запоминания, ввода и вывода текстовой
информации в школьном алгоритмическом языке.
Команды ввода-вывода информации в ЦОС КуМир. Литерные величины (строки).
Операция соединения двух строк. Организация диалога человек-компьютер с помощью
команд вывода на экран и ввода текстовой информации с помощью клавиатуры.
Игрушечная справочная система «Таблица умножения». Сбор информации о
температурах клеток коридора Робота и вывод этой информации в текстовой и в
графической формах. Олимпиада 1
Раздел 7. Запоминание больших объемов информации в памяти компьютера.
Таблицы (массивы) в школьном алгоритмическом языке. Измерение радиации и
температуры на поле Робота. Как запомнить температуры всех клеток коридора. Правила
работы с числовыми таблицами в ЦОС КуМир: создание таблицы, чтение информации из
таблицы, занесение информации в таблицу. Задача сбора и задача обработки информации
могут выполняться независимо друг от друга. Задача перемещения Робота в самую
теплую клетку коридора. Олимпиада 2
12
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
знание правил безопасной работы в компьютерном классе;
знание основных компонентов программы «ПиктоМир»;
знание компьютерной среды ПиктоМир, включающую в себя графический язык
программирования;
знание основных алгоритмических конструкции, этапов решения задач;
умение использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
умение использовать созданные программы;
умение применять полученные знания в практической деятельности;
владение навыками работы с программной средой ПиктоМир.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на
основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов;
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели,
функций участников, способов взаимодействия.
Личностные результаты:
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с робототехникой.
13
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного процесса
1
2
3
4
5
6
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
7
Каникулы
8
Окончание учебного года
Учебный год
34
3
102
16
18
1 сентября 2025 г.
26.10.25 – 04.11.25
31.12.25 – 11.01.26
29.03.26 – 05.04.26
27.05.26 – 31.08.26
26 мая 2026
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
кабинет;
робот Ползун (говорящий, без обратной связи);
Компьютерное оборудование:
персональный компьютер – 10 шт.
Программное обеспечение:
ОС Windows
ПиктоМир
ПиктоМир-К
Microsoft Power Point
Презентационное оборудование:
проектор – 1 шт.
ноутбук – 1 шт.
Дополнительное оборудование:
учительский стол – 1 шт.
учительский стул – 1 шт.
парты – 10 шт.
стулья ученические – 10 шт.
Кадровые обеспечение
Должность – педагог дополнительного образования
Методические материалы
специальная литература, методические
(презентации, видео и т.п.);
14
разработки,
наглядные
пособия
дидактический материал (карточки задания, схемы, таблицы, инструкции,
практические задания);
тематические подборки теоретического материала, игр, практических заданий;
ресурсы сети Интернет.
Методы обучения и воспитания
словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части;
наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация;
практический – составление программ, моделирование;
репродуктивный метод – восприятие и усвоение готовой информации;
частично-поисковый – выполнение вариативных заданий;
исследовательский метод;
метод стимулирования и мотивации деятельности – игровые эмоциональные
ситуации, похвала, поощрение.
Формы организации образовательной деятельности
групповая форма организации проведения лекций, бесед;
индивидуально-групповая форма организации практической деятельности,
выполнения работы;
индивидуальное выполнение заданий;
конструирование, программирование, творческие исследования;
моделирование отношений между объектами на мониторе;
соревнования между группами.
Формы организации учебного занятия (1 год обучения)
Материальнотехнические
оснащение,
дидактикометодический
материал
Формы, методы,
приемы
обучения,
технологии
Формы учебного
занятия
объяснительноиллюстративный,
наглядный,
практический
беседа, опрос,
практическая
работа
наглядный,
практический
беседа, опрос,
практическая и
самостоятельная
работы
№
п/п
Название раздела,
тема
1.
Раздел 1. Основные
понятия
программирования
презентация, ЦОС
«ПиктоМир»
2.
Раздел 2. Правила
составления
программ
презентация,
карточки с
заданиями, ЦОС
«ПиктоМир»
3.
Раздел 3.
Робототехника. Азы презентация, видео
электротехники
4.
презентация, видео,
практические
задания, ЦОС
«ПиктоМир»
Резерв
15
словесный,
объяснительноиллюстративный,
наглядный
практический,
дискуссионный,
частичнопоисковый
беседа, опрос
беседа, опрос,
практическая и
самостоятельная
работы
Формы организации учебного занятия (2 год обучения)
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
Название раздела,
тема
Раздел 1. Повторение
Раздел 2.
Программирование с
обратной связью
Раздел 3.
Программирование с
обратной связью с
использованием чисел
и счета
Раздел 4.
Робототехника.
Устройства,
управляемые
командами.
Резерв
Материальнотехнические
оснащение,
дидактикометодический
материал
презентация,
ЦОС
«ПиктоМир»
презентация,
ЦОС
«ПиктоМир»
словесный,
наглядный,
практический
объяснительноиллюстративный,
практический
беседа, опрос,
практическая
работа
практическая и
самостоятельная
работы
презентация,
ЦОС
«ПиктоМир»
наглядный,
практический,
частично-поисковый
беседа,
практическая и
самостоятельная
работы
презентация,
ЦОС
«ПиктоМир»
презентация,
карточки с
заданиями,
ЦОС «Пиктомир-К»
объяснительноиллюстративный
, практический
практический
практическая и
самостоятельная
работы
ЦОС
«ПиктоМир»
Формы, методы,
приемы обучения,
технологии
Формы
учебного
занятия
Формы организации учебного занятия (4 год обучения)
№
п/
п
Название раздела, тема
1.
Раздел 1. Повторение
2.
Раздел 2. Компьютер
помогает решать
комбинаторные задачи
3.
4.
Раздел 3. Компьютер
помогает
автоматизировать
оперативную обработку
информации.
Раздел 4. Робототехника.
Материальнотехнические
Формы, методы,
оснащение,
приемы
дидактикообучения,
методический
технологии
материал
презентация,
карточки с
словесный,
заданиями,
наглядный,
ЦОС «Пиктомир- практический
К»
Формы
учебного
занятия
беседа, опрос,
практическая
работа
презентация,
объяснительноЦОС «Пиктомир- иллюстративный,
К»
практический
беседа,
практическая и
самостоятельная
работы
презентация,
объяснительноЦОС «Пиктомир- иллюстративный,
К»
практический
практическая и
самостоятельная
работы
презентация,
беседа, опрос,
16
объяснительно-
5.
6.
7.
Управление роботом с
обратной связью.
ЦОС «Пиктомир- иллюстративный,
практический
К»
практическая
работа
Раздел 5. Знакомство с
ЦОС КуМир
наглядный,
презентация,
практический,
ЦОС «ПиктомирчастичноК»
поисковый
беседа,
практическая и
самостоятельная
работы
презентация,
наглядный,
ЦОС «Пиктомир- практический,
частичноК»
поисковый
беседа,
практическая и
самостоятельная
работы
презентация,
объяснительноЦОС «Пиктомир- иллюстративный,
К»
практический
практическая и
самостоятельная
работы
Раздел 6. Способы
задания, запоминания,
ввода и вывода текстовой
информации в школьном
алгоритмическом языке.
Раздел 7. Запоминание
больших объемов
информации в памяти
компьютера.
17
2.3. Формы аттестации/ контроля
Формы оценочных средств
журнал посещаемости;
фотоотчет.
Реализация
программы
предусматривает
входной,
текущий
контроль,
промежуточную (полугодовую) и итоговую аттестацию обучающихся.
Входная диагностика осуществляется в форме игры.
Текущий контроль включает следующие формы: самостоятельного выполнения
заданий.
Промежуточная аттестация проводится в виде олимпиад.
Формы итоговой аттестации
самостоятельное выполнение заданий;
олимпиады.
Итоговая аттестация
проверка достигнутых практических умений и навыков
ориентаций, через выполнение практической работы.
и ценностных
Критерии оценивания
Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической
работы осуществляется по составляющим и критериям, разработанным в соответствии с
требованиями Программы.
Высокий уровень – от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой; словарный запас соответствует программным
требованиям, называет все слова (словосочетания) по каждой теме, не испытывая при
этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие ответы,
используя полные и краткие предложения; все звуки произносит четко и правильно, не
испытывая при этом затруднений).
Средний уровень – от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет более 50% слов (словосочетаний) по
каждой теме, испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно или с
помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла, содержащие
ошибки; не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения.)
Низкий уровень – 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет менее половины слов (словосочетаний)
по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения; часто ошибается,
выполняет задания с подсказкой детей и педагога).
По окончанию курса ребёнок должен научиться составлять линейные,
разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке
программирования «ПиктоМир».
Кроме того, у учеников должен быть сформирован познавательный интерес к
предмету информатика. Полученные знания и умения учащихся способствуют развитию
мышления и формированию информационной культуры учеников начальной школы.
18
Характеристика оценочных материалов
метапредметные
личностные
Планируемые результаты
осмысление мотивов своих действий
при выполнении заданий
развитие
любознательности,
сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного
и эвристического характера
развитие
внимательности,
настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности
развитие
самостоятельности
суждений,
независимости
и
нестандартности мышления
воспитание чувства справедливости,
ответственности
начало
профессионального
самоопределения, ознакомление с
миром профессий, связанных с
робототехникой
принимать и сохранять учебную
задачу
планировать
последовательность
шагов алгоритма для достижения
цели
формировать умения ставить цель –
создание
творческой
работы,
планировать достижение этой цели
Критерии
оценивания
Высокий
уровень – от
85%
до
100%
Средний
уровень – от
50% до 84%
Низкий
уровень
–
49% и
менее
Виды
контроля
беседа,
опрос
беседа
беседа,
опрос
беседа
беседа,
опрос
беседа
беседа,
опрос
беседа
беседа,
опрос
беседа
беседа,
опрос
беседа
беседа,
опрос
19
беседа
беседа,
опрос
беседа,
опрос
осуществлять
итоговый
и
пошаговый контроль по результату
Высокий
уровень – от
вносить коррективы в действия в
85%
до
случае
расхождения
результата
100%
решения задачи на основе ее оценки
Средний
и учета характера сделанных ошибок
уровень – от
в сотрудничестве с учителем ставить
50% до 84%
новые учебные задачи
Низкий
ориентироваться на разнообразие
уровень
–
способов решения задач
49% и
строить логические рассуждения в менее
форме связи простых суждений об
объекте
устанавливать аналогии, причинноследственные связи
синтезировать, составлять целое из
частей, в том числе самостоятельное
достраивание
с
восполнением
недостающих компонентов
аргументировать свою точку зрения
на выбор оснований и критериев при
Диагностический
инструментарий
беседа,
опрос
беседа,
опрос
беседа,
опрос
беседа,
опрос
беседа,
практическая
работа
беседа,
практическая
работа
беседа,
практическая
работа
беседа,
практическая
работа
беседа
практическая
работа
беседа,
опрос
беседа
беседа,
опрос
беседа
беседа,
опрос
беседа
беседа,
опрос
беседа
предметные
выделении признаков, сравнении и
классификации объектов
планировать
учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками – определять цели,
функций
участников,
способов
взаимодействия
знание правил безопасной работы в
компьютерном классе
знание
основных
компонентов
программы «ПиктоМир»
знание
компьютерной
среды
ПиктоМир, включающую в себя
графический
язык
программирования
знание основных алгоритмических
конструкции, этапов решения задач
умение
использовать
основные
алгоритмические конструкции для
решения задач
умение использовать созданные
программы
умение
применять
полученные
знания в практической деятельности
владение навыками работы
программной средой ПиктоМир
беседа,
опрос
беседа
тестирование
тестирование
Высокий
уровень – от
85%
до
100%
Средний
уровень – от
50% до 84%
Низкий
уровень –
49% и
менее
с
тестирование
беседа,
опрос,
решение
задач
тестирование
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
20
№
п/п
Фамилия и имя
обучающегося
Итоговый балл
Средний балл
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром
профессий, связанных с робототехникой
воспитание чувства справедливости, ответственности
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности
Теория
Метапредметная составляющая
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий
Средний балл
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками –
определять цели, функций участников, способов взаимодействия
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте
ориентироваться на разнообразие способов решения задач
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения
задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок
Практика
Предметная составляющая
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
формировать умения ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели
принимать и сохранять учебную задачу
Средний балл
владение навыками работы с программной средой ПиктоМир
умение применять полученные знания в практической деятельности
умение использовать созданные программы
умение использовать основные алгоритмические конструкции для решения
задач
знание основных алгоритмических конструкции, этапов решения задач
знание компьютерной среды ПиктоМир, включающую в себя графический
язык программирования
знание основных компонентов программы «ПиктоМир»
знание правил безопасной работы в компьютерном классе
Протокол оценивания
Личностная составляющая
3. Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16
июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, использованная при составлении программы (для педагога)
1. Инструкция по эксплуатации. Радиоуправляемый робот «Ползун» (модель РМ-РП). –
М.: 2020
2. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе
системы Кумир (edu.1september.ru).
Литература, рекомендуема для обучающихся и родителей (законных
представителей):
1. Грибанова И.Н., Зайдельман Я.Н., Кушниренко А.Г., Райко М.В. Практикумы и
олимпиады по кооперативному. Программированию в начальном курсе.
Программирования для дошкольников и младшеклассников. Вестник кибернетики.
2018; (4 (32)):159-169.
Интернет-ресурсы:
1. Стартовая страница проекта «ПиктоМир» на сайте ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН.
[Электронный ресурс] URL: https://www.niisi.ru/piktomir.
2. Программная система для изучения азов программирования дошкольниками и
младшими школьниками – https://piktomir.ru/.
Аннотация
Программа «ПиктоМир» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть
для учащихся 1-4 классов. Курс включает 102 часа: в 1 год обучения – 34 часа (1 час в
неделю), во2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю), в 4 год обучения – 34 часа (1 час в
неделю). Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная
работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников.
Группа детей – 8-10 человек. Занятия проходят во второй половине дня.
ПиктоМир – свободно распространяемая программная система для изучения азов
программирования. Удобство использования данной системы обусловлено тем, что
система не требует записывать программу с помощью текстовых команд, а предлагает
собирать программу из готовых элементов пиктограмм, управляющую виртуальным
исполнителем-роботом.
Курс предполагает использование компьютеров, важно отметить, что компьютер
используется как средство управления моделью; его использование направлено на
составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают
представление об особенностях составления программ управления, автоматизации
механизмов, моделировании работы систем. Методические особенности реализации
программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих
способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в
группе.
23