ДООП ЮИД Дорожная азбука

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Направленность: социально-педагогическая

«Отряд ЮИД «Дорожная азбука»
Возраст обучающихся: 3 - 5 класс
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Качусова Оксана Александровна
педагог дополнительного образования

с. Новопышминское,
2024 год

Содержание

1.Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность общеразвивающей программы
Отличительные особенности программы
Адресат общеразвивающей программы
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий
Объем и срок освоения программы
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
2.2. Цели и задачи программы
2.3. Учебный (тематический) план
2.4.Содержание учебного (тематического) плана
2.5. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1.Календарны учебный график
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методические материалы
3.3. Формы аттестации
3. Список литературы

3
3
3
3
4
4
4
5
5
6
6
7
9
10
11
11
11
11
11
11
13
16

1. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Направленностьдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Дорожная азбука» - социально-педагогическая.
Программа деятельности отряда юных инспекторов движения разработана в рамках
Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации
«О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» и в
соответствии с учебным планом дополнительного образования МАОУ СОШ № 10. Данная
программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на
дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и
к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем
процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных
ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности
дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение
человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Актуальность программы: актуальность и практическая значимость профилактики детского
дорожно транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями
ДТП сучастием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного
травматизмапоказывает, что основной причиной является низкая культура участников
дорожного движения, в том числе - детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в
транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций,
последствий нарушения правил дорожного движения. Ребёнок – это живой «материал», на
основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе
которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа обучения школьников
правилам дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий – это
программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим обучающихся культуре поведения
на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Данная программа является современным педагогическим средством формирования
социальной компетентности школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности. Для
предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение
детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и
формирование у них специальных навыков.
Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности программызаключается в создании условий для
формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с
сотрудниками ГИБДД. Активная деятельность отряда, прежде всего, направлена на обучении
ПДД учащихся начальной
школы,профилактику, распространение предупреждающих
листовок, акций.
Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в дорожном
движении:учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств
личности детей. Система обучения по данной программе включает в себя такие элементы, как:
организационные формы и методы обучения; o закрепление получаемых знаний путем
формирования специальных умений и навыков вовремя практических занятий и мероприятий
по безопасности дорожного движения. Работа проводится в форме теоретических и
практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к
сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения.
Новизна программы:Данная программа позволяет систематически знакомить с
обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая школьника правилам
безопасного и законопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Содержание
программы направлено на формирование у обучающихся культуры поведения на дорогах,
гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни
окружающих, как к ценности, так и к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны.В учебном плане по курсу ОБЖ школьной программы не
предусмотрены часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй
школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея
навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения,
выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной
жертвой. Программа подразумевает знакомство младших школьников с правилами
безопасногодвижению на дорог юных велосипедистов.Программа позволяет сформировать
совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Адресаты программы: программа ориентирована на дополнительное образование
обучающихся 7 – 10лет для профилактики и соблюдения правил дорожного движения.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут
Общее количество часов в неделю – 1 час
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу

Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 34 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
 программа отличается умелым сочетанием различных форм работы с детьми, направленных
на развитие ребенка с опорой на практическую деятельность;
 организация работы кружка предусматривает проведение теоретических и практических
занятий (с опорой на практику);
 программа разработана на основе многочисленных рекомендаций и собственного опыта
педагога;
 изменение количества часов по освоению данной программы, что связано с уменьшением
часовой нагрузки, отводимой на изучение тем блоков и безусловно ориентировано на
соблюдение санитарно- гигиенических нормативов для детей младшей возрастной группы.
Форма обучения:Работа проводится в форме теоретических и практических, групповых
занятий, индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа
больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожнотранспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков.
Формы организации образовательного процесса: основной формой являются групповые
занятия. В основе образовательного процесса лежит поисково-исследовательская,
профилактическая работа (участие в социальных акциях, профилактических мероприятиях);
учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и
мн.др.), прикладная, творческо-игровая (тематические конкурсы, слеты, фестивали,
соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.)
При проведении занятий используются следующие формы работы:
• фронтальная, когда обучающиеся работают вместе под управлением педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
• работа в парах;
• групповая.
тематические занятия
игровые тренинги
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
экскурсии
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам
дорожного движения;
выпуск стенгазет
разработка проектов по ПДД
встреча с работниками ГИБДД
просмотр видеофильмов

Уровень сложности программы –базовый
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно
тематического направления программы.

Виды занятий:
- Создание уголка безопасности дорожногодвижения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их вклассах;
- Встречи и беседы с инспекторомГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и
применения знаний напрактике;
- Проведение практических занятий по вождениювелосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований, акций вшколе, на территории села.
Формы подведения результатов это участие в творческих конкурсах, участие в
муниципальных конкурсах, акциях для отрядов ЮИД, разработка и выступление агитбригады
профилактического содержания, участие в социальных акциях тематического характера,
участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах по ПДД. Выпуск тематических газет,
практика
1.2. Цели и задачи программы
Цель: формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и
дорогах, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма через организацию
активной деятельности учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование интереса к профессии сотрудника полиции;
- Учить детей знать ПДД,использовать знания в повседневной жизни
- Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и
осознанного к ним отношения;
- Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Развивать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности
Воспитывающие:
- Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и
улицах.
- Воспитывать уважительное отношение к другим участникам дорожного движения
- Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в соответствии с
предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание и
формирование готовности к защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения
гражданских обязанностей; гражданского участия в жизни своего поселения; неприятия
дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; национального, этнокультурного
самосознания; ценностного отношения к отечественной культуре; уважения к старшим, людям
труда, педагогам, сверстникам; способности к командной деятельности; готовности к анализу

и представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности,
принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности; опыта социально
значимой деятельности.

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование темы

1.1

Введение. Правила движения
– закон улиц и дорог.
Безопасный путь в школу.
Как правильно переходить
дорогу. Инструктаж по ТБ.

1. 2

Оформление уголка по
2ч
2
безопасности дорожного
движения.
В рамках проф. мероприятия
2ч
4
«Внимание – дети» участие в
акции с ЮИД «ЮИД
соблюдать говорит».
История правил дорожного движения7 часов
История правил дорожного
1ч
1
движения

1. 3

2.1

2.1
2.2

Безопасные осенние
школьные каникулы
Подготовка к
муниципальному смотруконкурсу учебнометодического и
материального обеспечения
ученых кабинетов
«Светофор»

Количество часов
всего
теория
практика
Введение 5 часов
1 ч.
1

1
3ч

Беседа, опрос.
Акции,
познавательные
беседы
в классах 1-4
Изготовление
стенгазеты,
листовок
Акции
Проведение акции
«ЮИД соблюдать
говорит».
Устный опрос,
наблюдения.
Викторины
Распространение
листовок, опрос

2

Отработка
сценария

3.1

Изучение правил дорожного движения 12 часов
Обязанности пешеходов и
1ч
1
обязанности пассажиров.

3.2

Правила поведения в
общественном транспорте.

1ч

3.3
3.4

Урок-игра «Поле чудес»
Праздник «Посвящение
первоклассников в
пешеходы»
Дорога, её элементы и

1ч
1ч

3.5

Форма контроля

1ч

Разбор конкретных
ситуаций Беседы,
наблюдения.
Тесты Выпуск
тематических газет
Транспорт, каким ты
был раньше?
«Транспорт
прошлого»«Загляни в
будущее». Проведение
конкурса рисунков.

1

1
1

1

Агитбригада
Тест

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10
3.11

3.12

4.1
4.2
4.3
4.5

4.6
4.7

5.1

5.2

5.3

правила поведения на
дороге.
Назначение тротуаров,
обочин, проезжих
частей, разделительной
полосы, пешеходной и
велосипедной дорожек.
Викторина «Добрая дорога
детства».

1ч

1

1ч

1

Назначение и роль дорожных
знаков в
регулировании дорожного
движения.
История дорожных знаков.
Дорожные знаки и
их группы.

1ч

1

1ч

1

Виды перекрестков.
Безопасные места для детей.
Где можно и где нельзя
играть
Безопасная зимняя дорога.
Безопасные зимние
каникулы

1ч
1ч

1
1

Опрос
«Всемирный День
памяти жертв
ДТП»

Опрос

Опрос
Тест

Беседа.опрос
Памятки 1 классу
«Знает каждый:
безопасность – это
важно!»
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи6 часов
Основные требования при
1 ч.
1
оказании ПМП при ДТП.
ТестыПрактика
Аптечка автомобиля и ее
1 ч.
1
содержимое.
Опрос
Виды кровотечений.
1 ч.
1
Способы наложения повязок.
Практика
Переломы, их виды.
1 ч.
1
Оказание первой помощи
пострадавшему.
Практика
Обморок, обморожение.
1 ч.
1
Ожоги, степени ожогов.
Беседа, тест
Оказание первой помощи.
1 ч.
1
Транспортировка
пострадавшего, и
мобилизация.
Беседа, тест
Вождение велосипеда – 4 часа
История создания
1
1
велосипедов. Велосипед как
транспортное средство.
Опрос Тесты
Виды велосипедов. Правила
езды на велосипеде.
Обязанности водителей
1ч
1
Опрос Тесты
велосипедов. Езда на
Составление
велосипеде, технические
памятки: «Юному
требования, предъявляемые к
велосипедисту»
велосипеду.
Правила движения
1ч
1
Практика
велосипедистов.
1ч

1

5.4

Дополнительные требования
к движению велосипедистов:
Правила проезда
велосипедистами
нерегулируемых
перекрестков.
Основные виды нарушений
ПДД
велосипедистами.
Ответственность
за
допущенные
нарушения.Правила проезда
велосипедистами
пешеходного
перехода
Движение
групп
велосипедистов.

1ч

1

Практика

34 ч
1.4. Содержание учебного плана
Тема 1.Введение в образовательную программу кружка.
Теория:Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы
(структура отряда, положение, обязанности). Инструктаж по ТБ. Оформление уголка «Дорога,
транспорт, пешеход».
Практика:Оформление уголка по безопасности ДД, проведение Акций по ПДД
Тема 2. История правил дорожного движения.
Теория:История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре,
автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика: Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3. Изучение правил дорожного движения.
Теория: Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов,
водителей,велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины
дорожно транспортныхпроисшествий.Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная
полоса. Полоса движения.Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.Границы
перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.ПДД для
пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода
проезжейчасти дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и
колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
Знаки ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и
дорожные знаки,правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимо- вежливые
отношения пассажирови водителя.
Дорожные знаки - Предупреждающие знаки. Предписывающие знаки. Информационноуказательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Дорожная разметка и ее характеристики. Светофорное регулирование. Значение круглых
сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для
велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.
Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков
со светофорным регулированием.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств.
Проезд мимо транспортных средств, предназначенных для перевозки детей. Движение через

железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения
движения в случаях, когдадвижение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на
железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение
групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных
средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и
остановочный пути. Причины ДТП.Меры ответственности пешеходов и водителей за
нарушение ПДД.
Тема 4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория: Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
Аптечкаавтомобиля и ее содержимое.Раны, их виды, оказание первой помощи.Вывихи и
оказание первой медицинской помощи.Виды кровотечения и оказание первой медицинской
помощи.Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Обморок, оказание
помощи.Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Обморожение.
Оказание первой помощи.
Практика: Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание
первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном
приступе. Транспортировка пострадавшего.
Тема 5. Вождение велосипеда.
Теория.Правила езды на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. История создания
велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды велосипедов. Обязанности
водителей велосипедов. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к
велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к
движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за
допущенные нарушения.Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение
групп велосипедистов.
Практика.
Составление памятки: «Юному велосипедисту» Дополнительные требования к движению
велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного
перехода. Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- перестановка предмета
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности
дорожного движения
• овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения.
• знание и применение правил на практике
Метапредметные:
 навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числетворческого характера;

 установление причинно-следственных связей
Личностные:
 принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
 осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежд е
всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
установка на безопасный, здоровый образжизни
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
2.Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

8

Окончание учебного года

Учебный год
34
1
34
17
17
2 сентября 2024 г.
26.10.2024 - 04.11.2024
29.12.2024 - 08.01.2025
23.03.2024 - 30.03.2025
26 мая 2025

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
• кабинет;
Презентационное оборудование:
• проектор – 1 шт.
• ноутбук – 1 шт.
Дополнительное оборудование:
• учительский стол – 1 шт.
• учительский стул – 1 шт.
• парты – 10 шт.
• стулья ученические – 10 шт.
Кадровые обеспечение
Должность – педагог дополнительного образования
Методические материалы
• специальная литература, методические разработки, наглядные пособия (презентации, видео и
т.п.);
• дидактический материал (настольные игры, карточки - задания, схемы, таблицы,
инструкции, практические задания);

• тематические подборки теоретического материала, игр, практических заданий;
• ресурсы сети Интернет
Методы обучения и воспитания– практический, наглядный, словесный, работа с книгой,
видео метод, интернет ресурсы.В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования
сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. Программа кружка «ЮИД»
относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной
практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Формы организации образовательной деятельности
• групповая форма организации проведения лекций, бесед;
• индивидуально-групповая форма организации практической деятельности,
выполнения работы, олимпиадная деятельность;
• индивидуальное выполнение заданий.

Формы организации учебного занятия
№
п/п

Название
раздела,
тема

1

Раздел № 1
Введение

2

Раздел № 2
История
правил
дорожного
движения
Раздел № 3
Изучение
правил
дорожного
движения
Раздел № 4
Основы
оказания
первой
медицинской
доврачебной
помощи
Раздел № 5
Вождение
велосипеда

3

4

5

Материальнотехнические
оснащение,
дидактикометодический
материал
презентация,
видео, памятки

Формы, методы,
приемы обучения,
технологии

Формы
занятия

учебного

наглядный,
практический

Оформление
уголка
безопасности, проведение
акций

презентация,
видео, карточки
с заданиями

словесный,
объяснительноиллюстр
ативный,
наглядный

беседа, опрос,
практическая и
самостоятельная
работы

презентация,
видео, карточки
с заданиями

словесный,
объяснительно
иллюстративный,
наглядный

беседа, опрос,
практическая и
самостоятельная
работы

презентация,
видео, карточки
с заданиями

словесный,
объяснительно
иллюстративный,
наглядный

беседа, опрос,
практическая и
самостоятельная
работы

презентация,
видео, карточки
с заданиями

словесный,
наглядный

беседа, опрос,
практическая и
самостоятельная

работы
2.3. Формы аттестации/ контроля
Формы оценочных средств
• журнал посещаемости;
• участие обучающихся в акциях, конкурсных мероприятиях;
• фотоотчет
Формы итоговой аттестации
- Выставки;
- Праздники;
- театрализованные представления;
- соревнования;
- конкурсы.
Итоговая аттестация
• проверка теоретических основ ПДД, через выполнение творческих и самостоятельных работ;
• проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций,
через выполнение практической работы• организация тестирования и контрольных опросов по
ПДД
• организация игр-тренингов, проведение викторин
• участие в смотрах и конкурсах;
• анализ результатов деятельности
Критерии оценивания
Оценивание результатов теоретической самостоятельной и практической работы основана на
компетентностномподходе, ориентирующем образовательный процесс на получение
обучающимися результатов решения конкретных задач для достижения определенной
компетентности в творческой, технической деятельности и социальной адаптации.
Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала иуровня
социальной адаптации являются входной, текущий, промежуточный иитоговый контроли.
- вводный, проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений
и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме
(тестирование);
- промежуточный, проводится после завершения изучения каждого раздела опрос или
тестирование
- итоговый, проводимый после завершения всей дополнительной образовательной программы
тестирование, показательная программа.

Характеристика оценочных материалов

личностные

Планируемые
результаты
оценивать жизненные
ситуации (поступки,
явления, события) с точки

Критерии
оценивания
0 - не
справляется с
заданием

Виды
контроля
Опрос
тест

Диагностический
инструментарий
беседа,
практическая
работа

зрения, соблюдения правил
дорожного движения

в предложенных
ситуациях, опираясь на
знания правил дорожного
движения, делать выбор,
как поступить;

осознавать ответственное
отношение к собственному
здоровью, к личной
безопасности и
безопасности
окружающих.

метапредметные

Применять навыки
контроля и самооценки
процесса и результата
деятельности;

навыки осознанного и
произвольного построения
сообщения в устной форме

Н (низкий) справляется с
помощью
педагога
С (средний) справляется с
частичной
помощью
педагога
В (высокий) справляется
самостоятельно
0 - не
справляется с
заданием
Н (низкий) справляется с
помощью
педагога
С (средний) справляется с
частичной
помощью
педагога
В (высокий) справляется
самостоятельно
0 - не
справляется с
заданием
Н (низкий) справляется с
помощью
педагога
С (средний) справляется с
частичной
помощью
педагога
В (высокий) справляется
самостоятельно
0 - не
справляется с
заданием
Н (низкий) справляется с
помощью
педагога
С (средний) справляется с
частичной
помощью
педагога
В (высокий) справляется
самостоятельно
0 - не
справляется с
заданием
Н (низкий) справляется с
помощью
педагога
С (средний) справляется с
частичной
помощью

- диагностика в
форме
компьютерного
тестирования

- диагностика в
форме
компьютерного
тестирования

Беседа
опрос
тест
собеседован
ие
спортивные
игры

беседа,
практическая
работа

установление причинноследственных связей

Знание правил
безопасности
дорожного движения

предметные

соблюдение и выполнение
правил дорожного
движения

овладение
умениями
оказания
первой
медицинской помощи

педагога
В (высокий) справляется
самостоятельно
0 - не
справляется с
заданием
Н (низкий) справляется с
помощью
педагога
С (средний) справляется с
частичной
помощью
педагога
В (высокий) справляется
самостоятельно
0 - не
справляется с
заданием
Н (низкий) справляется с
помощью
педагога
С (средний) справляется с
частичной
помощью
педагога
В (высокий) справляется
самостоятельно
0 - не
справляется с
заданием
Н (низкий) справляется с
помощью
педагога
С (средний) справляется с
частичной
помощью
педагога
В (высокий) справляется
самостоятельно
0 - не
справляется с
заданием
Н (низкий) справляется с
помощью
педагога
С (средний) справляется с
частичной
помощью
педагога
В (высокий) справляется
самостоятельно

.

Опрос
Тест
собеседован
ие

беседа,
практическая
работа

Опрос
Тест

- диагностика в
форме
компьютерного
тестирования

практика

беседа,
практическая
работа

Протокол оценивания

№
п/п

Критерии (знания, умения, навыки)

1

История автотранспорта и правил дорожного
движения
Правила дорожного движения
Основы оказания первой медицинской доврачебной
помощи
Фигурное вождение велосипеда

2
3
4

Отметка / уровень
владения
0
н
с
в

2. Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №
10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями, осуществляющими
образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля
1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

Литература, использованная при составлении программы (для педагога):
- В.Белоусов Пленники добрых знаков. Ставрополь, Кн. изд-во, 1976 г.;
- Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В.В. Головко. – М.,2007.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М.,2008
Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком/
С.Ф. Зеленин. – М.,2007.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного
движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н.И. Клочанов. – М.,2004.
- Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. –
М.,2007.- «Дети и дорога». Методический комплект для учителей. Москва. 1994 г.;
- «Учись быть пешеходом» М.Л. Форштат Санкт-Петербург 1998 г.;
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? психологические игры и
упражнения. Практическое пособие. В 4 томах.-М.: Генезис, 2001 г.;
- Юсин А.А. Я купил велосипед. - М.: Молодая гвардия, 1984 г.;
- Охлябинин С.Д. Легенды и были об экомобиле. - М.: Советская Россия, 1987 г.;
- ГАИ 60 лет. История, воспоминания, очерки. М.: Объединенная редакция МВД
России, 1996 г.;
- Зайцева О.В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное
пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998 г.;
- Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организации
внеклассной работы с детьми по ПДД М.: Просвещение, 1982 г.;
- Суковицин В.И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстрированная
история службы. М.: Вариант, 2002 г.;
Психология обеспечения безопасности дорожного движения. – М.,2008.
Энциклопедия безопасности. –М.,2002.
Литература,
рекомендуема
для
обучающихся
и
родителей
(законных
представителей):
- Дорожная безопасность: учебная книжка – тетрадь для 3 класса: приложение к
учебно – методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание
младшего школьника. Под ред. В.А. Федорова. - М.: дом «Третий Рим», 2004 г.;
- Дети и дорога: часть 2.- М.: Информатика, 1994 г.;
- Методические рекомендации по профилактике ДДТТ. – Волгоград, 1994 г.;

- Стрелков, В.А. Автогородок во дворе. – М.: ДОСААФ СССР, 1983 г.;
Интернет-ресурсы:
Интернет-портал газеты «Добрая Дорога Детства»

На сайте можно найти много полезной информации по профилактике ДДТТ, сказки по ПДД и
методические разработки. На страницах газеты для детей открыта «школа безопасности»,
ответы на задания которой дети могут присылать в редакцию.
На портале "Соблюдай ПДД" размещены уникальные задания по ПДД для детей разного
возраста, интерактивные программы «Юный регулировщик», «ПДД для велосипедистов»,
«ПДД и ЮИД», информация об истории ПДД, административная ответственность за
нарушения ПДД.
Сайт «Азбука безопасности»

Правила, советы, рекомендации специалистов о безопасности на дороге. Видеоролики,
мультфильмы.
Раздел «Детская безопасность» на сайте Госавтоинспекции МВД России : энциклопедия,
конкурсы, онлайн-игры, дорожная азбука.
Портал детской безопасности «Спас-Экстрим»: методические пособия для учителей, основы
безопасности жизнедеятельности, тесты и инфографика для детей, галерея детского
творчества и другое.
Презентации
1) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 1-11 класс. ОБЖ
Средства регулирования дорожного движения. Светофоры.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/effa
2) Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Автомобиль. Дорога. Пешеход. http://festival.1september.ru/safety/
3) Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
Профилактика детского дорожного травматизма «Волшебный мир Дорожных
правил»
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/
4) Детские электронные презентации и клипы 1-4 класс. Окружающий мир
http://viki.rdf.ru/cat/ulisa/?page=1#list
5) Электронные образовательные ресурсы по обучению детей ПДД
Подборка презентаций с указанием возраста, на который ориентирован
материал
http://sadik.snovicy.ru/blog/ehor_po_obucheniju_detej_pdd/2015-01-13-7
Тесты и интерактивные задания
1) Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. 3-9 класс ОБЖ
Тест для проверки знаний обучающихся по теме: Правила безопасного поведения
на улице http://www.openclass.ru/node/235408
2) Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. 1-11 класс ОБЖ
Тесты КТС для проверки знаний правил дорожного движения обучающихся 1-11 классов
http://www.openclass.ru/node/235421
3) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 2,3 класс, Окружающий мир
Практикум "Безопасные маршруты в городе" (Задание, требующее определения пути
движения от одного объекта к другому по безопасному маршруту в городе)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
Конспекты к занятиям
1) Электронные образовательные ресурсы 1-11 класс Окружающий мир, ОБЖ
http://eorhelp.ru/?s=%D0%BF%D0%B4%D0%B4
2) Методический центр NUMI.RU ДОУ, 1-11 класс. Окружающий мир, ОБЖ
http://numi.ru

3) Школьник.ru 9-11 класс. ОБЖ
Правила дорожного движения Российской Федерации
http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml
4) Все для детского сада
ДОУ. Конспекты занятий по ПДД
http://ivalex.vistcom.ru/obz.htm
5) «Ресурсы образования»: портал информационной поддержки специалистов дошкольных
организаций.
ДОУ. Конспекты к занятиям с детьми по правилам дорожного движения в
различных возрастных группах детского сада
http://www.resobr.ru/materials/1466/
Сценарии мероприятий, классные часы
6) Методический центр NUMI.RU
ДОУ, 1-11 класс Окружающий мир, ОБЖ
http://numi.ru
7) Детские электронные презентации и клипы 1-4 класс Окружающий мир
http://viki.rdf.ru/cat/ulisa/?page=1#list
8) «Ресурсы образования»: портал информационной поддержки специалистов дошкольных
организаций.
ДОУ. Сценарий игры с детьми по правилам дорожного движения
«Путешествие в страну Светофорию» http://www.resobr.ru/materials/1466/
Инфографика
СПАС-ЭКСТРИМ Портал детской безопасности МЧС России
1-11 класс. ОБЖ
Практические советы о том, как действовать в той или иной чрезвычайной ситуации, узнать
простые правила безопасных прогулок, путешествий
http://www.spas-extreme.ru/obg
Интернет-ресурсы для организации работы по ПДД в образовательных организациях
1) Паспорт дорожной безопасности.
Одной из эффективных форм работы по формированию у детей безопасного поведения на
дороге является внедрение Паспортов дорожной безопасности образовательных организаций.
http://www.gibdd.ru/about/social/pasport-road-safety
2) Сайт по дорожной безопасности.
http://deti.gibdd.ru
3) «Добрая Дорога Детства».
Главная цель публикаций в газете – способствовать уменьшению детского дорожнотранспортного травматизма, уберечь ребенка от ДТП, сохранить его жизнь и здоровье.
http://www.dddgazeta.ru
4) Видеоролики, социальная реклама по дорожной безопасности
http://www.dddgazeta.ru/gallery/video
5) Классные уголки по ПДД в начальной школе (плакаты для скачивания)
http://shkola-abv.ru/biblioteka5.html
6) Оформление информационного уголка безопасности дорожного движения в ДОУ
http://www.resobr.ru/materials/48/5145
7) Учебное оборудование по ПДД для детских садов
http://www.zarnitza.ru/katalog-tovarov/
8) Оформление стендов для уголков и кабинетов ПДД
http://xn--24-6kce2dxan6a.xn--p1ai/index.php/
9) Оборудование для классов ПДД
http://gkst.org/business/oborudovanie-dlya-klassov-pdd
10) Детская безопасность http://www.gibdd.ru/about/social/children-safety
11) Безопасность пешехода http://www.gibdd.ru/about/social/pravo-peshehoda
12) Безопасность пассажира http://www.gibdd.ru/about/social/remni

13) Мультфильмы по ПДД http://luko-morie.ru/multfilmyi/detskie


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».