УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный шахматист» на 2024-2025 учебный год 2024 год Пояснительная записка Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 28.06.2019 № МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»; - Устава МАОУ СОШ № 10. Учебный план является частью дополнительной общеразвивающей программы, регламентирующей организацию и содержание образовательного процесса, определяет продолжительность обучения, распределение учебного времени периодам обучения. 2 Направленность программы Название предмета Физкультурноспортивная Юный шахматист Учебный план Возраст Срок детей реализации 7 – 15 лет 1 год Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 34 часа Учебный (тематический) план (1-4 класс) № п/п Название раздела 1 Повторение программного материала Повторение изученного материала. Повторение изученного материала. Игровая практика 1.1 1.2 2 2.1 Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). 2.2 Двух- и трехходовые партии. 2.3 Решение задания “Мат в 1 ход” 2.4 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. 2.5 Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. 2.6 Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. 2.7 2.8 Решение заданий. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Решение заданий Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Формы аттестационного контроля Лекция, беседа 1 1 19 8 11 Лекция, беседа, игра 1 1 1 1 1 1 1 1 2.9 2.10 Быстрейшее развитие фигур. 1 2.11 Решение заданий 2.12 Принципы игры в дебюте. Темпы. Гамбиты. 1 1 1 3 2.13 Решение задания “Выведи фигуру”. 1 2.14 1 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. 2.15 Решение заданий. 2.16 Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. 2.17 Решение заданий. 2.18 Безопасное положение 1 1 1 1 короля. Рокировка. 2.19 Решение заданий. 3 Основы дебюта 9 1 4 5 3.1 Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. 1 3.2 Связка в дебюте. Полная и неполная связка. 1 3.3 3.4 Решение заданий. 3.5 3.6 Решение заданий. Типичные комбинации в дебюте. Решение заданий. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Решение заданий. Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала 3.7 3.8 3.9 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Лекция, беседа, игра 1 1 Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. 1 1 1 1 1 4 4 Лекция, беседа, игра 1 1 1 1 34 13 21 4 Учебный (тематический) план (5-9 класс) № п/п Название раздела 1 1.1 Вводное занятие Повторение изученного материала. Повторение изученного материала. Шахматная партия Термины. 1.2 2 2.1 2.2 Количество часов Всего Теория Практика 2 2 1 1 Запись шахматной партии. 5 1 1 2.3 Запись шахматной партии. 1 2.4 Понятие о тактике. Тактический прием связка 1 2.5 2.6 Двойной удар 19 2.7 Открытое нападение. Вскрытый шах. Двойной шах Двойной шах 14 1 1 Открытое нападение. Вскрытый шах. 1 2.8 2.9 2.10 Борьба за центр 1 1 1 2.11 Борьба за центр 2.12 Атака на слабый пункт 1 1 2.13 Атака на слабый пункт 1 2.14 Сквозной удар 1 2.15 Сквозной удар 2.16 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя 2.17 Взлом 2.18 Взлом 1 1 2.19 Взлом 3 Дебютный репертуар 1 1 9 3 1 6 3.1 Основы дебюта 1 3.2 3.3 Принципы игры в дебюте 1 1 3.4 Правила игры в дебюте 1 3.5 Мат Легаля 1 3.6 Быстрый мат в дебюте 1 Правила игры в дебюте Формы аттестационного контроля Лекция, беседа 5 3.7 3.8 3.9 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Гамбит Эванса Королевский гамбит Ферзевый гамбит Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала 1 1 1 4 4 1 1 1 1 34 10 24 Продолжительность занятий – 1 академический час Количество учащихся, планируемое для обучения по программе: не более 25 человек Форма обучения: очная Форма аттестации: зачет/незачет 6