ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный шахматист» Возраст обучающихся: 1-9 класс Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Шамбер Сергей Леонидович, учитель физической культуры, высшая квалификационная категория с. Новопышминское 2024 г. Содержание 2. Комплекс основных характеристик 3 2.1. Пояснительная записка 3 Направленность общеразвивающей программы 3 Актуальность общеразвивающей программы 3 Отличительные особенности программы 3 Адресат общеразвивающей программы 4 Режим занятий, периодичность и периодичность занятий 4 Объем и срок освоения программы 4 Особенности организации образовательного процесса 4 Формы организации образовательного процесса 4 2.2. Цели и задачи программы 5 2.3. Учебный (тематический) план 5 2.4.Содержание учебного (тематического) плана 9 2.5. Планируемые результаты 10 3. Организационно-педагогические условия 11 3.1.Календарны учебный график 11 3.2. Условия реализации программы 12 Материально-техническое обеспечение 12 Кадровое обеспечение 12 Методические материалы 13 3.3. Формы аттестации 14 4. Список литературы 22 2. Комплекс основных характеристик 2.1. Пояснительная записка Направленность программы физкультурно-спортивная . Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Дополнительная общеразвивающая программа по шахматам физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Отличительные особенности программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Новизной данной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями. Адресат программы: обучающиеся 7 – 15 лет. Занятия проводятся в двух возрастных группах: 1-4 классы, 5-9 классы Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут Общее количество часов в неделю – 1 час Занятия проводятся 1 раз в неделю. Объем и срок освоения программы: Объем часов по программе составляет 34 часа в год. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса основной формой учебной и воспитательной работы по программе является групповое занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастерклассы, тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновременной игры, участие в шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство. Форма обучения по программе - очная. Предусмотрены теоретические и практические (преимущественно) занятия; инструктаж по технике безопасности. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления. Основные формы и средства обучения: 1.Практическая игра. 2.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4.Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. 5.Участие в турнирах и соревнованиях. Уровень сложности программы – «стартовый уровень», который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2.2. Цели и задачи программы Цель программы: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре и создание условий для развития интеллектуально творческой, одаренной личности посредством занятий шахматами. Задачи: Обучающие: - формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы; - формирование критического мышления; - формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре; - умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес; - овладение навыками игры в шахматы. Развивающие: - формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; - формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность) и Воспитательные: - формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года», они направлены на воспитание и формирование понимания ценности жизни и здорового образа жизни; культуры самоконтроля своего физического состояния; стремления к соблюдению норм спортивной этики; уважения к старшим, наставникам; дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности; сознания ценности физической культуры, эстетики спорта; интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план (1-4 класс) № п/п 1 1.1 1.2 2 Название раздела Повторение программного материала Повторение изученного материала. Повторение изученного материала. Игровая практика Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Формы аттестационного контроля Лекция, беседа 1 1 19 8 11 Лекция, беседа, игра 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Двух- и трехходовые партии. Решение задания “Мат в 1 ход” Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Решение заданий. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Решение заданий Быстрейшее развитие фигур. Решение заданий Принципы игры в дебюте. Темпы. Гамбиты. Решение задания “Выведи фигуру”. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. Решение заданий. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Решение заданий. Безопасное положение короля. Рокировка. Решение заданий. Основы дебюта Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Решение заданий. Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Решение заданий. Типичные комбинации в дебюте. Решение заданий. Типичные комбинации в дебюте (более сложные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 4 5 1 1 1 1 1 1 1 1 Лекция, беседа, игра 3.9 4 4.1 4.2 4.3 4.4 примеры). Решение заданий. Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала 1 4 4 Лекция, беседа, игра 1 1 1 1 34 13 21 Учебный (тематический) план (5-9 класс) № п/п Название раздела 1 1.1 Вводное занятие Повторение изученного материала. Повторение изученного материала. Шахматная партия Термины. Запись шахматной партии. Запись шахматной партии. Понятие о тактике. Тактический прием связка Двойной удар Открытое нападение. Вскрытый шах. Открытое нападение. Вскрытый шах. Двойной шах Двойной шах Борьба за центр Борьба за центр Атака на слабый пункт Атака на слабый пункт Сквозной удар Сквозной удар Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя Взлом Взлом Взлом Дебютный репертуар Основы дебюта Принципы игры в дебюте Правила игры в дебюте Правила игры в дебюте 1.2 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Количество часов Всего Теория Практика 2 2 1 1 19 5 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 3 1 1 1 1 1 6 1 Формы аттестационного контроля Лекция, беседа 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Мат Легаля Быстрый мат в дебюте Гамбит Эванса Королевский гамбит Ферзевый гамбит Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала 1 1 1 1 1 4 4 1 1 1 1 34 10 24 2.4. Содержание учебного плана 1-4 класс Игровая практика Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Двух- и трехходовые партии. Решение задания “Мат в 1 ход”партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Быстрейшее развитие фигур. Принципы игры в дебюте. Темпы. Гамбиты. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Безопасное положение короля. Рокировка. Основы дебюта Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. 5-9 класс Вводное занятие. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Практика: повторение изученного материала. Шахматная партия. Теория: виды преимущества в шахматах. Рекомендации по рациональному расходованию времени. Практика: игра с записью, игра с часами. Дебютный репертуар Теория: основы дебюта. Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?». Шахматная комбинация: понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема связки. Сочетание тактических приемов. Комбинации на «вечный» шах. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Можно ли побить пешку?». 2.5. Планируемые результаты Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания 3.Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график № 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов в год Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы 8 Окончание учебного года Учебный год 34 1 34 17 17 2 сентября 2024 г. 26.10.2024 - 04.11.2024 29.12.2024 - 08.01.2025 23.03.2024 - 30.03.2025 26 мая 2025 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука; шахматные часы – 6 штук; словарь шахматных терминов; комплекты шахматных фигур с досками – 20 штук; ноутбук.10 штук Кадровые обеспечение для успешной реализации программы «Шахматы» на отделении работает педагог с высшим специальным образованием. Методические материалы В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный. В процессе обучения используются следующие технологии: личностноориентированные; коммуникативные; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие; игровые. Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния. Алгоритм учебного занятия: I. Вводная часть II. Основная часть. III. Заключительная часть. Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к восприятию материала, целеполагание. В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки. В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, 35 к тому, что им понравилось, а что было трудным. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов: - принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; - принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; - принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; - принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Формы организации образовательной деятельности: - групповая форма организации проведения лекций, бесед; - индивидуально-групповая форма организации практической деятельности Формы организации учебного занятии: лекция, беседа, практическое занятие № п/п Название раздела, тема 1-4 класс Материальнотехнические оснащение, дидактикометодический материал Формы, методы, приемы обучения, технологии Формы учебного занятия 1 Повторение изученного материала 2 Игровая практика Шахматная Словеснодоска, шахматы, иллюстративный ноутбуки Практическое занятие 3 Основы дебюта Шахматная Словеснодоска, шахматы, иллюстративный ноутбуки Практическое занятие 4 Повторение программного материала Шахматная Словеснодоска, шахматы, иллюстративный ноутбуки Практическое занятие № п/п Словесный Название раздела, тема 5-9 класс Материальнотехнические оснащение, дидактикометодический материал Формы, методы, приемы обучения, технологии Словесный Беседа Формы учебного занятия 1 Вводное занятие Беседа 2 Шахматная партия Шахматная Словеснодоска, шахматы, иллюстративный ноутбуки Практическое занятие 3 Дебютный репертуар Шахматная Словеснодоска, шахматы, иллюстративный ноутбуки Практическое занятие 4 Повторение программного материала Шахматная Словеснодоска, шахматы, иллюстративный ноутбуки Практическое занятие 3.3. Формы аттестации/ контроля Формы аттестации Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер, так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Предусматривает выполнение разбора партий, умение играть по всем турнирным профессиональным правилам, выполнение игровых логических заданий. Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития обучающегося. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Оценочные материалы Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при отслеживании результатов работы. Виды контроля 1 Предварительный контроль Контролируемые знания, умения, навыки Шахматная доска, шахматные фигуры, их ходы, шахматная нотация, элементы шахмат- Форма контроля Индивидуально, в ходе шахматного турнира. ной партии. 2 Текущий контроль Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. 3 Промежуточная аттестация Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. Индивидуально, в ходе шахматного турнира. Итоговая аттестация Основы шахматной тактики, участие в турнире, использование шахматной литературы. Индивидуально, в ходе шахматного турнира. 4 Индивидуально, в ходе шахматного турнира. Протокол оценивания Приложение 1. Викторина по шахматам Когда отмечается Международный день шахмат? а) 22 июня; б) 20 июля; в) 10 ноября; г) 12 декабря. Что можно сказать о шахматисте? а) Ходит сидя; б) Бежит лёжа; в) Ползает стоя; г) Плывёт летая. Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам? а) Дебют; б) Рашпиль (это напильник); в) Гамбит; г) Эндшпиль. Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона? а) Отобрал корону; б) Свергнул с трона; в) Вырвал мантию; г) Выхватил скипетр. Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича Горького. а) Конев; б) Слонов; в) Пешков; г) Королёв. Кто из российских поэтов жил в Шахматово? а) Лермонтов; б) Есенин; в) Блок; г) Некрасов. (С 1981 года Государственный историко-литературный и природный музейзаповедник А. А. Блока.) Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно популярна в 19721991 годах? а) «Пешка»; б) «Ферзь»; в) «Королева»; г) «Ладья». («Куин»/Queen – «Королева».) Из скольких клеток состоит шахматная доска? а) 32; б) 64; в) 81; г) 100. Какой шахматной фигуры не существует? а) Пешка; б) Король; в) Конь; г) Дама. Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку? а) Один; б) Два; в) Три; г) Четыре. (Так же, как и белые.) Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии? а) Чёрный король; б) Чёрная пешка; в) Белый ферзь; г) Белый слон. Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры? а) Конь; б) Ферзь; в) Пешка; г) Слон. Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию? а) Слон; б) Ладья; в) Конь; г) Ферзь. Какое из этих названий предметов столового прибора также шахматным термином? а) Лопатка; б) Вилка; в) Ложка; г) Нож. является В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка? а) Ферзь; б) Король; в) Конь; г) Слон. Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём? а) Проходная; б) Пробивная; в) Пронырливая; г) Козырная. Как называется Миттельшпиль; б) Гамбит; в) Цугцванг; в) Мидлтайм. середина шахматной партии? а) Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы? а) Правой; б) Левой; в) Любой; г) Той, которой сделали ход. (Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.) Назовите самую шахматную республику Калмыкия; б) Татария; в) Карелия; г) Мордовия. в составе России. а) Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация – ФИДЕ? а) «Мы одна семья»; б) «Весь мир в шахматном порядке»; в) «Мы все свои в доску»; г) «Сильнее, хитрее, умнее». Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона мира? а) Экс-чемпион; б) Претендент; в) Делегат; г) Кандидат. К какому виду программ относятся компьютерные шахматы? а) Шутеры; б) Квесты; в) Стратегии; г) Симуляторы. Кто победил первого чемпиона мира по шахматам? а) Э. Ласкер; б) А. Алёхин; в) Х.Р. Капабланка; г) М. Эйве. Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам? а) Алёхин; б) Карпов; в) Крамник; г) Смыслов. Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных? а) Михаил Таль; б) Василий Смыслов; в) Борис Спасский; г) Александр Алёхин. (Чемпион мира номер десять, 1969 год.) Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером? а) Гарри Каспаров; б) Марат Сафин; в) Владимир Крамник; г) Руслан Пономарёв. Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону? а) Борису Спасскому; б) Тиграну Петросяну; в) Василию Смыслову; г) Анатолию Карпову. Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных представлений» Фамилия, имя, возраст обучающегося Примечание Показатели развития Оценка показателей 1 Знания, представления Количество Знание шахматной доски Знание шахматных фигур 2 н к н к Запоминание 15 предметов за 15 секунд н (логические игры) к Форма Знание всех ходов фигурами н к 5 правил невозможности сделать рокировку н к Умение отличать шах от мата н 3 к Умение отличать мат от шаха н к н 6 правил ничейных позиций к Знание записи шахматных ходов н к Ориентировка в пространстве Знание всех шахматных линий (диагонали, н вертикали, горизонтали) к Ориентировка во времени Запоминание расставленных шахматных фигур н на доске (логические игры) к Умения, навыки Количество Умения применять правила квадрата Умения применять понятия применения на практике «связка» н к и н к Умения применять понятия применения на практике «вилка» и н к Умения применять понятия «двойной удар» и н применения на практике к Умения применять понятия мат и виды мата и н применения на практике к Критерии оценки показателей: 1. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б). 2. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б). 3. Характеристики достижений (вносятся в примечание): познавательная активность, сообразительность, оригинальность суждений, осознанность, проявления самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт; творческие проявления, проявления познавательных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, критичности, инициативности. 3. Список литературы Нормативные документы: Дополнительное (нормативно-правовое) направление: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 21 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования. Список литературы для педагога Основная литература: 1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с. 2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с. 3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. Дополнительная литература: 1. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с. 2. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с. 3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторысоставители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с. Список литературы для обучающихся 1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2015. 2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012. 3. Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014. 4. Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013. 5. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014. 6. Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2015. 7. Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011. 8. Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011. 9. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011. 10. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 2010. Список литературы для родителей 1. Костров В.В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2011. 2. Костров В.В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011. 3. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011. 4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 2013. 5. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 2013. 6. Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 2010. 7. Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 2016. 37 8. Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 2016. 9. Попова М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков. – Тула: 2012. 10. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014 22 Интернет ресурсы 1. http://do.gendocs.ru/docs/index-144641.html 2. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/obrazovatelnaya-programmashahmaty-0 23