ДООП Театральная студия Колосок

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности
Театральная студия «Колосок»
Возраст обучающихся: 1-4 класс
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Есаулкова Маргарита Рудольфовна
педагог дополнительного образования

с. Новопышминское,
2024 год
1

Содержание
2. Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность общеразвивающей программы
Отличительные особенности программы
Адресат общеразвивающей программы
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий
Объем и срок освоения программы
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
2.2. Цели и задачи программы
2.3. Учебный (тематический) план
2.4.Содержание учебного (тематического) плана
2.5. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1.Календарны учебный график
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методические материалы
3.3. Формы аттестации
3. Список литературы

2

3
3-4
4-5
5
6
6
6
7
7-8
8-9
10-11
12-14
14
15
15
15
15
15
15-16
17-21
22-25

Комплекс основных характеристик
2.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность общеразвивающей программы
Программа

«Театральная

(художественно-эстетическое)

студия»

направление

во

реализует

общекультурное

внеурочной

деятельности

в

соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального

общего образования второго поколения, уставом ОУ, примерными

программами внеурочной деятельности «Начальное и основное образование»
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых
образовательных

программ

по

всеобщему

и

специальному театральному

образованию и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности.
И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста
прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с
помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация,
мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных
литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы,
глубоко

чувствовать

события,

взаимоотношения

между

героями

этого

произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии,
воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого,
музыкально-игрового,
Одновременно

танцевального,

способствует

сценического)

сплочению

коллектива

в

жизни
класса,

школьника.
расширению

культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности

театрального

искусства

–

массовость,

зрелищность,

синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - сочетание
3

многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия
втеатральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным
искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и
рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую
культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения
мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать
других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут
театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги
взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального
искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского
мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его
личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию
воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических
особенностях развития младших школьников.
Актуальность

программы

состоит

в

потребности

продуктивной

деятельности детей к возрождению традиционного искусства, в частности,
изготовления народной и современной текстильной куклы. История текстильной
игрушки насчитывает уже не один век, но, как и в древние времена, она остается
актуальной и востребованной. Данная программа предполагает формирование
ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и
овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку
открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и
реализовать свои творческие способности.
4

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические

требования

к организациям

воспитания

и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5.

Федеральный

проект

«Успех

каждого

ребенка»,

утвержденный

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117
«Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей
и таланта у детей и молодежи».
Отличительные особенности программы состоят в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления работы:
воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской
деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются
5

друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных
качеств у воспитанников объединения.
Программа

способствует

подъему

духовно-нравственной

культуры

и

отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Адресат общеразвивающей программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 7-10 лет. Дети
этого

возраста

способны

на

высоком

уровне

усваивать

разнообразную

информацию о видах искусства. Обучающиеся младшего школьного возраста
наиболее открыты и любопытны. Они обладают повышенной восприимчивостью,
впечатлительностью, игровым отношением ко многому из того, с чем они
сталкиваются. Дети с удовольствием своими руками изготавливают игрушки,
декорации, реквизит, участвуют в инсценировках. Благодаря практическому
результату уже на первых занятиях у обучающихся сохраняется интерес к
дальнейшему обучению. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая
принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей
в коллектив: принимаются все желающие.
Режим занятий и периодичность занятий
Продолжительность одного занятия - 40 мин.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 68 часов в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
6

Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является
разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и
практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
базируется на развивающих методах обучения детей; для того, чтобы обеспечить
такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое
позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами, найти для себя
занятие по душе. При реализации программы используется традиционная модель –
линейная последовательность освоения содержания в течение одного года
обучения. В соответствии с учебным планом в объединениях по интересу
сформированы группы обучающихся разного возраста, являющиеся основным
составом объединения. Состав группы постоянный.
Форма обучения.
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной
формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки
образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать
индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися.
Формы организации образовательного процесса.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
− групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
− фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением
педагога;
− самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
− работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу
материала (словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также
практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления
информации. Каждое занятие сопровождается физкультминутками и перерывами.
Уровень сложности программы – стартовый «Стартовый уровень» – предполагает
7

освоение основных знаний и развитие творческих способностей обучающихся в
процессе их деятельности на занятиях. Обучающиеся могут реализовывать свои
идеи в творческих мероприятиях разного уровня (выставки, конкурсы, театральные
недели).
Виды занятий - беседа; просмотр презентаций и мастер - классов,
практическое занятие, творческие отчеты, посещение и организация выставок,
подготовка и участие в конкурсах, спектакли, инсценировки, театральные игры.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка
сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству
Формы подведения результатов - беседа, викторина, организация выставки,
проект, мастер - класс, презентация, спектакль и др.

2.2 Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через воплощение
выбранного образа, путём создания театральной постановки, развития интереса и
любови к истокам русской культуры, через изучение народной куклы, народного
костюма, истории театра.
Задачи:
Обучающие (направленные на достижение предметных результатов)
1. Формировать у обучающихся знания об истории театра;
2. Приобретать знания и умения в процессе освоения техник изготовления
кукол, костюмов, декораций
3. Формировать практические навыки (изготовление эскизов, шитье,
вязание, правила поведения, работа над дикцией, выразительностью и т.д).
Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов)
8

1. Развивать творческую активность обучающегося путём самостоятельной
постановки и решения творческой задачи в реализации задуманного образа.
2.

Развивать

внимание,

память,

воображение,

художественно-

конструкторские способности, мелкую моторику, фантазию обучающихся.
3. Развивать интерес к театральному творчеству, речевой культуре, развитие
эстетического вкуса.
Воспитывающие(направленные на достижение личностных результатов)
1. Формировать коммуникативные навыки обучающихся через общение в
коллективе, художественно-эстетический вкус, аккуратность, положительного
отношения к труду и творчеству.
2. Воспитывать культуру труда (планирование и организация деятельности,
содержание в порядке рабочего места, соблюдение правил техники безопасности
при выполнении работ с различными инструментами).
3. Формировать навыки здорового и безопасного образа жизни.
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в
соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными
«Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они
направлены на воспитание и формирование уважения к художественной культуре,
искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства; интереса к
истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; опыта творческого
самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого
продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; стремления к
сотрудничеству,

уважения

к

старшим;

ответственности;

воли

и

дисциплинированности в творческой деятельности; опыта представления в работах
российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и
культурного наследия народов России; опыта художественного творчества как
социально значимой деятельности.
9

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела
(модуля)

1.
1.1
1.2

Вводное занятие
Задачи и особенности
занятий в театральном
кружке, коллективе.
Игра «Театр –
экспромт».

2.

Основы театральной
культуры

Количество часов

Форма аттестации
/контроля

всего
2
2

теория
1
1

практика
1
1

10

5

5

2.1
2.2

«Зарождение
искусства»

2

1

1

2.3
2.4

«Театр, как вид
искусства»

2

1

1

2

1

1

4

2

2

2.5 «Театр и зритель»
2.6
2.7 «Театральное
2.8 закулисье»
2.9
2.10
3.

Техника и культура
речи

18

8

10

3.1
3.2

Речевой тренинг

2

1

1

3.3

Строение
голосового
речевого аппарата

1

0,5

0,5

3.4

Дыхательная
гимнастика

1

0,5

0,5

10

Решение
организационных
вопросов.
Опрос, игра
«Продолжи…»

Театр-экспромт
«Перед охотой на
динозавра».
Наблюдение
Кроссворд «Виды
искусств»
Игра «Соедини
картинки»
Викторина
«Этикет в театре»
Загадки.
Творческое
задание «Эскиз
костюма
сказочного героя»
(Конкурс на
лучшего чтеца)
промежуточный
Речевые
упражнения,
чтение стихов,
скороговорок
Викторина
«Особенности
голоса»
Упражнения на
дыхание,
правильность
осанки

3.5
3.6

Интонационная
выразительность

2

1

1

Конкурс стихов и
скороговорок

4

2

2

4

2

2

Промежуточный
контроль.
Наблюдение.
Конкурс чтецов
Наблюдение.
Конкурс чтецов.
Чтение по ролям

Инсценировка
произведения

4

1

3

3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
4.

Работа над
литературнохудожественным
произведением

Ритмопластика

12

6

6

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10

Пластический тренинг

2

1

1

Этюд и его виды

4

2

2

Парные этюды

2

1

1

2

1

1

4.11 Возрастные
4.12 особенности персонажа

2

1

1

Актерское мастерство
Сценическое действие

4
2

2
1

2
1

«Творческая
мастерская»

2

1

1

21
2

5
1

16
1

опрос

4

1

3

Наблюдение,
анализ

5.
5.1
5.2
5.3
5.4

Основной сюжет

Пластический
персонажа

образ

Выполнение
контрольных
заданий

Контрольные
упражнения
Викторина
«Понятие этюд и
его виды»
Контроль за
выполнением
«Домашние
животные»
творческое задание
Пластические
импровизации
Конкурс на
изображение
сказочных этюдов
Этюд, миниатюра
Театрализованное
представление

Работа над спектаклем
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6

Выбор и анализ
сценария
Выразительность речи,
мимики, жестов

11

6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17
6.18
6.19
6.20
6.21
7.

Изготовление
реквизита, декораций

4

1

3

Творческое
задание

Репетиции (прогонные
и генеральные)

8

2

6

Наблюдение,
анализ

Показы спектакля

3

3

Отчетный
спектакль

Итоговое занятие

1

0.5

0.5

Итого

68

27,5

40.5

7.1
7.2

Творческие
задания. Итоговый
контроль

2.4. Содержание учебного плана
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. Вводные занятия.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре
«Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка,
правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.

В конце

занятия - опрос, игра «Продолжи…»
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами разных городов (презентация)
– исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид
деятельности, свойственный человеку.
Задача.

Учить

детей

ориентироваться

в

пространстве,

равномерно

размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
12

развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы
мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое
внимание,

память,

наблюдательность,

воображение, интерес

образное

мышление,

фантазию,

к сценическому искусству; упражнять в четком

произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические
качества.
2 раздел. Основы театральной культуры.
Детей

знакомят

с

элементарными

понятиями,

профессиональной

терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды
театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи.

Познакомить детей с театральной терминологией; с основными

видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
3 раздел. Техника и культура речи.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое
произношение

согласных

в

конце

слова;

пользоваться

интонациями,

выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
4 раздел. Ритмопластика.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и
упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных
способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение
ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

13

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный
сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно
или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать
заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в
любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью
выразительных пластических движений.
5раздел. Актерское мастерство.
Задачи .Развитие памяти, воображения, внимания, снятия зажимов и комплексов,
развитие фантазии. Применяются актерские тренинги: общеразвивающие и
театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских
пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от
этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться

интонациями,

выражающими

разнообразные

эмоциональные

состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
7 раздел. Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
2.5. Планируемые результаты
Реализация программы строится на ориентации предметных, метапредметных и
личностных и результатов:
14

Предметные результаты:
– сформированные знания у обучающихся об истории театра;
– знания, умения, навыки необходимые для реализации театральной деятельности в
процессе освоения техник работы над спектаклем;
– практические навыки ( работа над пьесой, чтение по ролям, работа над
интонацией, пластикой движений , изготовление одежды и аксессуаров для куклы,
театральной афиши, программки, декораций, бутафории).
Метапредметные результаты
– проявление творческой активности обучающегося путем самостоятельной
постановки и решения творческой задачи в реализации задуманного образа;
– повышение уровня развития внимания, памяти, воображения, художественнотворческих способностей образного мышления, мелкой моторики фантазии
обучающегося в процессе работы над спектаклем;
– развитие интереса театральному творчеству.
Личностные результаты
– повышения уровня сформированности коммуникативных навыков через
обращение в коллективе, художественно-эстетический вкус, аккуратность,
положительное отношение к труду и творчеству;
– проявление воспитанности в культуре поведения на сцене, в театре. Культура
труда (умение планировать и организовывать практическую деятельность,
содержание в порядке рабочего места, соблюдение правил техники безопасности
при выполнении работ с различными инструментами)
– сформированные навыки здорового, безопасного образа жизни;

3.Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
№
1

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
15

Учебный год
34

2
3
4
5
6
7

Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

8

Окончание учебного года

2
68
17
17
2 сентября 2024 г.
26.10.2024 - 04.11.2024
29.12.2024 - 08.01.2025
23.03.2024 - 30.03.2025
26 мая 2025

3.2. Условия реализации программы
Материально – техническое оснащение
− помещение кабинет №26, актовый зал, учебные комплекты мебели,
соответствующее санитарно-гигиеническим и пожарным нормам;
− костюмы, декорации, перчаточные и пальчиковые игрушки, бутафория;
− канцелярские принадлежности: линейка, карандаш, клей; вата, синтепон,
проволока.
Кадровое обеспечение
Должность - педагог дополнительного образования
Методические материалы
Специальная литература, методические разработки, сценарии, презентации,
фонотека, наглядные пособия (иллюстрации, фотоматериалы и т.п.), разработки
конспектов, образцы кукол, которые будут использоваться на занятиях.
Методы обучения и воспитания
• словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части;
• наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация
презентаций;
• практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры;
• дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы,
обсуждения;
• проблемное обучение - самостоятельная разработка эскизов.
Формы организации образовательной деятельности
• групповая форма организации проведения лекций, бесед;
• индивидуально-групповая форма организации практической деятельности,
выполнения работы, конкурсная деятельность;
• индивидуальная форма защиты проектов.
16

Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции,
практические занятия, конкурсы, спектакли, творческие мастерские.
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Название
тема

раздела, Материально- Формы, методы,
технические
приемы
оснащение,
обучения,
дидактикотехнологии
методический
материал
Презентация, Словесный,
Вводное занятие
фонотека
объяснительноиллюстративный
методы.
Презентация, Словесный,
Ритмопластика
фонотека
объяснительноиллюстративный
,практический
методы.
Культура и техника Презентация, Словесный,
фонотека
объяснительноречи
иллюстративный,
практический
методы.
Основы театральной Презентация, Словесный,
фонотека
объяснительнокультуры
иллюстративный,
практический
методы.
Словесный,
Работа над
Презентация, объяснительноспектаклем
фонотека
иллюстративный,
практический
методы.

Формы
учебного
занятия

Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа

Словесный,
Беседа,
объяснительнотворческая
иллюстративный
методы.
работа

Заключительное
занятие

3.3. Формы аттестации/контроля
17

Формы оценочных средств
• журнал посещаемости,
• аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях
(Опросы,

кроссворды,

викторины,

творческие

задания,

конкурсы,

выполнение контрольных заданий)
• фотоотчет;
• отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся
• статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети
• демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы
в форме отчетных спектаклей;
• участие в проектной деятельности и акциях «Осенний бал», Новогодние
утренники, «День Защитника Отечества», «8 марта».
Итоговая аттестация обучающихся проводится в два этапа, согласно
Положению о формах периодичности и порядка текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
теоретических

основ

программы,

через

Центра

выполнение

- проверка

теоретической

самостоятельной работы; - проверка достигнутых практических умений и навыков
и ценностных ориентаций, через выполнение практической работы.
Критерии оценивания.
Оценивание

результатов

теоретической

самостоятельной

работы

и

практической работы осуществляется по трем составляющим и критериям,
разработанным в соответствии с требованиями Программы и предусмотренным
Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации в объединении
на основании Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Центра
Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь
объем знаний, предусмотренных программой; словарный запас соответствует
программным требованиям, называет все слова (словосочетания) по каждой теме,
18

не испытывая при этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге
дает четкие ответы, используя полные и краткие предложения; все звуки
произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений)
Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины
объема знаний, предусмотренных программой; называет более 50% слов
(словосочетаний) по каждой теме, испытывает при этом затруднения; задания
выполняет самостоятельно или с помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но
не нарушающие смысла, содержащие ошибки; не все звуки произносит четко и
правильно, испытывая при этом затруднения.)
Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема
знаний,

предусмотренных

программой;

называет

менее

половины

слов

(словосочетаний) по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения;
часто ошибается, выполняет задания с подсказкой детей и педагога).
Характеристика оценочных материалов
Планируемые
Критерии Виды
результаты
оцениван контро
ия
ля

Диагностичес
кий
инструментар
ий

Личностные
Формирование
коммуникативных
качеств детей через
общение в коллективе,
художественноэстетиче
ский вкус,
аккуратность,
положительное
отношение к труду и
творчеству

Воспитание культуры
труда (планирование и
организация
19

Высокий
уровень –
от 85% до
100%
Средний
уровень –
от 50% до
84%
Низкий
уровень –
49% и
менее
Высокий
уровень –

Беседа,
опрос

Творческий
отчет, беседа

Беседа,
опрос

Мастер-класс,
беседа

практической
деятельности,
экономное
использование
материалов,
содержание в порядке
рабочего места,
соблюдение правил
техники безопасности
при выполнении работ
с различными
инструментами)
творческой
метапредметн Развитие
активности,
ые
обучающегося
путем
самостоятельной
постановки и решения
творческой
задачи
(реализация
задуманного образа)

Развитие
образного
мышления
и
творческого
поиска
посредством освоения
различных технологий

Развитие
внимания,
памяти, воображения,
художественнотворческой
способности, фантазии
20

от 85% до
100%
Средний
уровень –
от 50% до
84%
Низкий
уровень –
49% и
менее
Высокий
уровень –
от 85% до
100%
Средний
уровень –
от 50% до
84%
Низкий
уровень –
49% и
менее
Высокий
уровень –
от 85% до
100%
Средний
уровень –
от 50% до
84%
Низкий
уровень –
49% и
менее
Высокий
уровень –
от 85% до
100%
Средний

Беседа,
опрос

Творческая
работа

Беседа,
опрос

Творческая
работа

Беседа,
опрос

Творческая
работа

обучающегося

Развитие интереса
театральному
творчеству

предметные

к

Формирование
у
обучающихся знания
об истории театра и
видах
театрального
искусства

Приобретение знаний,
умений,
навыков
необходимых
для
реализации
театральной
деятельности

21

уровень –
от 50% до
84%
Низкий
уровень –
49% и
менее
Высокий
уровень –
от 85% до
100%
Средний
уровень –
от 50% до
84%
Низкий
уровень –
49% и
менее
Высокий
уровень –
от 85% до
100%
Средний
уровень –
от 50% до
84%
Низкий
уровень –
49% и
менее
Высокий
уровень –
от 85% до
100%
Средний
уровень –
от 50% до
84%
Низкий
уровень –

Беседа,
опрос

Творческая
работа

Беседа,
опрос

тестирование

Беседа,
опрос

анкетирование

22

Итоговый балл

Средний балл

Беседа,
опрос

Демонстрировать интерес и уважение к занятиям

Метапредметная
составляющая

инициативу и творчество

Предметная составляющая

выдержку,

обучающегос

терпение,

Практика

проявлять

на

Теория

Умение

знания

анализировать

полученные

и

и

ФИО

Средний балл

Умение применить
практике

Умение планировать
деятельность

приспособления

инструментами

я

Пользоваться

Средний балл

Приобретение первоначальных знаний в области
театрального творчества

Владение специальной терминологией

Теоретические знания по основным разделам
учебно- тематического плана

Формирование
практических навыков
(виды
ручных
и
машинных
швов,
раскрой
изделий,
последовательность
соединений
деталей.
Изготовление одежды и
аксессуаров для куклы)
49% и
менее
Высокий
уровень –
от 85% до
100%
Средний
уровень –
от 50% до
84%
Низкий
уровень –
49% и
менее
Творческая
работа

Протокол оценивания

Личная составляющая

2.Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
23

профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от
16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.
Литература, использованная при составлении программы (для педагога)
1.Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование. М., Просвещение, 2011.
3.Григорьев

Д.В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический

конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.
:Просвещение, 2010.
4.Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
5.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование. М., Просвещение, 2011.
6.Григорьев

Д.В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический

конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.
:Просвещение, 2010.
24

7.Григорьев

Д.В.,

Куприянов

Б.В.

Программы

внеурочной

деятельности.

Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011
8.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции –
М., 2003
9.Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002
10.Чурилова

Э.Т.

Методика

и

организация

театральной

деятельности

дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
11.Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ автсост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006
12. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2018
Интернет-источники:

1.https://yandex.ru/video/preview/12783621297224782088?text=презентация%20истор
ия%20театра%20в%20россии&path=yandex_search&parentreqid=1697271121091111-6341378244631689021-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-57BAL-8828&from_type=vast
2.https://yandex.ru/video/preview/13323695572962358790?text=презентация%20театр
альные%20профессии%20для%20начальной%20школы&path=yandex_search&paren
t-reqid=1697271153265483-17430317390535768200-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-57BAL-519&from_type=xl
3.https://yandex.ru/video/preview/9100703039962699391?text=презентация%20виды%
20театров&path=yandex_search&parent-reqid=169727122047753312770632733654214407-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-57-BAL-4112&from_type=vast
4.https://yandex.ru/video/preview/16153953031374282887?text=сказки%20чуковского
%20для%20детей%20слушать&path=yandex_search&parentreqid=1697271278449091-12370501964364739046-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-57BAL-5869&from_type=vast
25

5.https://yandex.ru/video/preview/10841471012267602618?text=сказки%20бианки%20
слушать&path=yandex_search&parent-reqid=169727130836688417997756954136295184-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-57-BAL-841&from_type=vast

26


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».