ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "СДЕЛАЙ САМ" Возраст обучающихся: 3-5 класс Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Никитин Владимир Владимирович педагог дополнительного образования с. Новопышминское, 2024 год Содержание 1. 1.1 Комплекс основных характеристик 3 Пояснительная записка 3 Направленность общеразвивающей программы 3 Актуальность общеразвивающей программы 3 Отличительные особенности программы 3 Адресат общеразвивающей программы 4 Режим занятий, периодичность и периодичность занятий 4 Объем и срок освоения программы 4 Особенности организации образовательного процесса 4 Формы организации образовательного процесса 6 1.2 Цели и задачи программы 6 1.3 Учебный (тематический) план 7 1.4 Содержание учебного (тематического) плана 11 1.5 Планируемые результаты 12 2. Организационно-педагогические условия 13 Календарны учебный график 13 Условия реализации программы 13 Материально-техническое обеспечение 13 Кадровое обеспечение 13 Методические материалы 13 2.3 Формы аттестации 15 3. Список литературы 18 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сделай сам» (далее «программа») – техническая. Программа направлена на возрождение и развитие различных промыслов по художественной обработке дерева; на воспитание всесторонне развитой творческой личности, умеющей ставить перед собой практические задачи и решать их на техническом и технологическом уровне, доводя изделие до совершенного вида с художественной точки зрения; на профессиональную ориентацию учащихся, направленную на выбор своего будущего, связанного с обучением и работой на производствах, связанных с различными видами обработки дерева. Актуальность программы состоит в потребности изготавливать различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Художественная обработка древесины занимает особое место среди различных видов трудовой деятельности человека. Различные виды обработки дерева дошли до нас с древних времен, из Египта и Греции. Особая связь человека и дерева сложилась на Руси. Долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, русские люди брали в руки куски дерева и занимались различными видами деревообработки и резьбы, украшали свой быт. Прошли века, но и в настоящее время дерево имеет широкое применение в быту и в технике. Особенности строения этого природного материала позволяют широко применять его, начиная от силовых конструкций в строительстве до основы самых затейливых узоров и орнаментов, выходящих из-под руки резчика по дереву. Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Отличительные особенности программы Здесь особую роль играет материал, из которого будет изготовлено будущее изделие. Именно древесина, как исходный материал, придает будущему изделию неповторимый вид. Даже один и тот же мастер, используя один и тот же чертеж и рисунок, не способен изготовить две совершенно одинаковые вещи. Мастер должен учитывать свойства материала, плотность 3 дерева, расположение слоев, цвет, оттенок, рисунок и другие свойства заготовки, которые позволяют зачастую совершенно по-новому раскрыть авторский замысел. Новизна программы Обработка древесины занимает особое место среди технических кружков в системе дополнительного образования учащихся. Данное направление накладывается на общеобразовательную область "Технология". С одной стороны, учащиеся связаны с различными видами техники: ручной инструмент, измерительный инструмент, работа с чертежами, работа на станочном оборудовании и т.д. С другой стороны, это прикладной вид деятельности. Наконец, это в прямом смысле слова вид художественного творчества, т.к. на любом этапе, в первую очередь, ставится задача сделать не просто пригодный для использования предмет, но и отвечающий эстетическим критериям. Адресаты программы Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – обучающиеся 3 - 5 классов (10 -12 лет). К этому возрасту, дети уже имеют набор простейших навыков и знаний, необходимых для проведения работ, без которых невозможно изготовление моделей. Разница в навыках и знаниях выявляется на этапе изготовления первых простейших изделий и компенсируется индивидуальным подходом к обучающимся. Недостаток знаний компенсируется упрощением ставящихся перед обучаемым задач; инаоборот, перед более подготовленными школьниками ставятся более сложные задачи. В процессе обучения происходит развитие навыков ручной работы. Вырабатывается глазомер, координация движений и ловкость. Развивается память и наблюдательность, объёмное мышление. В группах неизбежно происходит дифференциация учащихся по "успеваемости". Отставание или резкое опережение в освоении программы часто служит источником ослабления интереса ребёнка к деятельности мастерской. Основой поддержания интереса к практической работе мастерской является постановка перед каждым учащимся сложных лично для него, но вполне решаемых конкретных задач. Для успешного освоения программы и в связи с работами с различным ручным инструментом и деревообрабатывающим станочным оборудованием, а так же из-за количества посадочных мест, которые можно расположить в кабинете, рекомендуется следующий численный состав групп: 15 человек Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут Перерыв между учебными занятиями – 10 минут Общее количество часов в неделю – 2 Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объем и срок освоения программы: Объем часов по программе составляет 68 часов в год. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; базируется на развивающих методах обучения детей; для того, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами, найти для себя занятие по душе. 4 При реализации программы используется традиционная модель – линейная последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Для успешного освоения программы и в связи с работами с различным ручным инструментом и деревообрабатывающим станочным оборудованием, а так же из-за общеобразовательную область "Технология". С одной стороны, учащиеся связаны с различными видами техники: ручной инструмент, измерительный инструмент, работа с чертежами, работа на станочном оборудовании и т.д. С другой стороны, это прикладной вид деятельности. Наконец, это в прямом смысле слова вид художественного творчества, т.к. на любом этапе, в первую очередь, ставится задача сделать не просто пригодный для использования предмет, но и отвечающий эстетическим критериям. Форма обучения. Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися. Формы организации образовательного процесса При проведении занятий используются следующие формы работы: − групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе; − фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; − самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания; − работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое занятие сопровождается физкультминутками и перерывами. Уровень сложности программы – «стартовый» «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Виды занятий: беседа; просмотр презентаций и мастер - классов, практическое занятие, творческие отчеты, посещение и организация выставок, подготовка и участие в конкурсах. Формы подведения результатов- беседа, викторина, организация выставки, проект, мастер - класс, презентация, ярмарка и др. 1.2 Цели и задачи программы Цель: развитие творческих способностей обучающихся через воспитание любви к труду; развитие определенных навыков и способностей, связанных с обработкой дерева ;формирование художественного вкуса; развитие ребенка в целом, как гармоничной личности; воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и грамотно решать их; Задачи: Обучающие(направленные на достижение предметных результатов): 1. Формировать у обучающихся знания по обработке древесины. 5 2. Приобретать знания и умения в процессе освоения техник изготовления изделий из древесины. 3. Формировать практические навыки (применение инструмента и оборудования, приёмы выполнения работ, последовательность изготовления деталей изделий, изготовление поделок). Развивающие(направленные на достижение метапредметных результатов): 1. Развивать творческую активность обучающегося путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи в реализации задуманного изделия. 2. Развивать внимание, память, воображение, художественно-конструкторские способности, мелкую моторику, фантазию обучающихся. 3. Становление способности творчески перерабатывать накопленный опыт с целью создания собственного уникального стиля в обработке дерева. Воспитывающие (направленные на достижение личных результатов): 1. Формировать коммуникативные навыки обучающихся через общение в коллективе, художественно-эстетический вкус, аккуратность, положительного отношения к труду и творчеству. 2. Воспитывать культуру труда (планирование и организация практической деятельности, экономное использование материалов, содержание в порядке рабочего места, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ с различными инструментами). 3. Формировать навыки здорового и безопасного образа жизни. Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание и формирование интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли; понимание значения техники в жизни российского общества; интереса к личностям конструкторов, организаторов производства; ценностей авторства и участия в техническом творчестве; навыков определения достоверности и этики технических идей; отношения к влиянию технических процессов на природу; ценностей технической безопасности и контроля; отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона; уважения к достижениям в технике своих земляков; воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов; опыта участия в технических проектах и их оценки. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п 1.1 1.2 Название раздела (модуля) Раздел 1. Выпиливание лобзиком Вводное занятие.Рабочее место при выпиливании лобзиком. Правила установки режущего полотна лобзика. Подготовка и перевод рисунка на основу Количество часов Форма аттестации /контроля всего теория практика 4 1 3 1 1 0 Опрос. Наблюдение за выполнением хода работ 1 0 1 Наблюдение за 6 1.3 Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание деталей Раздел 2. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру Инструменты для создания отверстий 1 0 1 1 0 1 4 1 3 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Раздел 3.Выжигание, выполнение задания по образцу Правила по технике безопасности при работе выжигателем 6 1 5 1 1 0 3.2 Подготовка основы для выжигания 1 0 1 3.3 Выжигание рисунка 2 0 2 3.4 Отделка точками штрихованием 1 0 1 3.5 Оформление рамки 1 0 1 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 Приемы коловоротом работы Приемы выпиливания по внутреннему контуру Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование элементов и 7 выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Раздел 4.Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию Выполнение чертежа или эскиза деталей 10 1 9 2 1 1 Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания Выпиливание лобзиком по внешнему контуру 1 0 1 1 0 1 4.4 Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру 1 0 1 4.5 Выжигание рисунка. 1 0 1 4.6 Шлифование, деталей отделка 2 0 2 4.7 Сборочные операции, склеивание деталей 2 0 2 Раздел 5. Изготовление тележки Изготовление круглой палки 10 3 7 2 1 1 5.2 Распиливание круглой палки на диски (колёса) 1 0 1 5.3 Просверливание отверстия в центре круга 1 0 1 5.4 Изготовление основания тележки 2 1 1 5.5 Изготовление осей из проволоки 1 0 1 4.1 4.2 4.3 5.1 8 Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением 5.6 Шлифование, деталей отделка 1 0 1 5.7 Способы соединения деталей из древесины 1 1 0 5.8 Сборка тележки 1 0 1 Раздел 6. Изготовление конструкции на колёсах Изготовление деталей изделия 6 0 6 3 0 3 6.2 Шлифование, деталей 1 0 1 6.3 Сборка изделия 1 0 1 6.4 Контроль изделия 1 0 1 18 0 18 2 0 2 6.1 7.1 отделка качества Раздел Моделирование игрушек Игрушечная мебель 7. 7.2 Трактор (бульдозер, экскаватор и др.) 4 0 4 7.3 Самолёт (вертолёт) 4 0 4 7.4 Грузовой автомобиль 4 0 4 7.5 Катер (парусник, пароход и др.) 4 0 4 9 хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ 8 0 8 8.1 Раздел 8. Кухонные принадлежности Доска разделочная 3 0 3 8.2 Лопатка кухонная 2 0 2 8.3 Подставка под горячую посуду 3 0 3 Раздел 9. Итоговая аттестация обучающихся 2 2 0 Подготовка к промежуточной аттестации. Систематизация знаний Проведение промежуточной аттестации обучающихся 1 1 0 1 1 0 9.1 9.2 Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ Наблюдение за выполнением хода работ 1.4 Содержание учебного плана 1.Выпиливание лобзиком Теория: Знакомство с правилами поведения в школьной мастерской и техникой безопасности при работе с основными инструментами. Рабочее место при выпиливании лобзиком. Правила установки режущего полотна лобзика. Практика: Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру. Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание. 2. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Теория: Инструменты для создания отверстий. Приемы работы коловоротом. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Практика: Подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу. Выпиливание по внутреннему контуру. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование. 3. Выжигание, выполнение задания по образцу. Теория: Правила по технике безопасности при работе выжигателем. Отделка точками и штрихованием. Практика: Подготовка основы для выжигания. Выжигание элементов рисунка. Оформление рамки. 4. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Теория: Правила по технике безопасности при работе выжигателем. Выпиливание по внешнему контуру. Выпиливание по внутреннему контуру. 10 Практика: Выполнение чертежа или эскиза деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички. 5. Изготовление тележки Теория: правила техники безопасности при работе на сверлильном станке, при работе столярным инструментом. Практика: изготовление круглой палки, изготовление колёс из круглой палки, просверливание отверстия в центре круга, изготовление основания тележки, изготовление осей из проволоки, шлифование и отделка деталей, сборка тележки. 6.Изготовление конструкции на колёсах Теория: правила техники безопасности при работе на сверлильном станке, при работе столярным инструментом. Практика: изготовление деталей изделия, шлифование, отделка деталей, сборка изделия, контроль качества изделия. 7.Моделирование игрушек Теория: правила техники безопасности при работе на сверлильном станке, при работе столярным инструментом. Практика: строгание заготовок, разметка деталей, выпиливание деталей, шлифование деталей, сборка игрушек из деталей, отделка поверхности игрушки. 8. Кухонные принадлежности Теория: правила техники безопасности при работе на сверлильном станке, при работе столярным инструментом. Практика: строгание заготовок, разметка , выпиливание, шлифование, сборка изделия, отделка поверхности изделия. 9.Итоговая аттестация обучающихся. Теория: Организационные аспекты проведения аттестации. Практика: Проверка знаний и повтор теории Проведение промежуточной аттестации обучающихся. Теория: Организационные аспекты проведения аттестации. Практика: Реализация формы аттестации по выбору обучающихся: тестирование, практическое применение на практике полученных знаний. 1.5 Планируемые результаты Предметные результаты: Ученик научиться: - получит набор навыков работы с различными видами древесины, инструментами и станками; - сразличным видам художественной обработки древесины; - ознакомиться с различными видами изделий из древесины; - научиться комплексному использованию различных техник обработки древесины в одном изделии; - выпиливать по чертежам изделия с учетом их индивидуальных особенностей; - скреплять детали разными способами; - художественно оформить свое творчество выжиганием, росписью , лаком. - проводить экономические расчёты; - установить «цену изделия» с учётом спроса и предложения. Ученик получит возможность: - приобрести опыт участия в выставках и конкурсах; - рациональное использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов труда; 11 - оценка технологических свойств древесины и областей их применения; - ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; - владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; - распознавание видов, назначения древесины, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах. Метапредметные результаты: - самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; - комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; - выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; - организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; - оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; - соблюдение норм и правил безопасности познавательной и трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Личностные результаты: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; - самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; - развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива. № 2.Организационно-педагогические условия 2.1 Календарный учебный график Основные характеристики образовательного Учебный год процесса 1 Количество учебных недель 34 2 Количество часов в неделю 2 3 Количество часов в год 68 12 4 Недель в первом полугодии 16 5 Недель во втором полугодии 18 6 Начало занятий 7 Каникулы 8 Окончание учебного года 4 сентября 2024 г 26.10.2024 - 04.11.2024 29.12.2024 08.01.2025 23.03.2024 - 30.03.2025 26 мая 2025 г 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое оснащение учебная мастерская соответствующая санитарно-гигиеническим и пожарным нормам; верстаки, станки, инструмент; − доски, бруски, фанера, проволока, листовой металл; − канцелярские принадлежности: линейка, карандаш, клей, копировальная бумага. Кадровое обеспечение Должность - педагог дополнительного образования. Методические материалы Специальная литература, методические разработки поэтапного изготовления изделий, наглядные пособия (иллюстрации, картины, фотоматериалы и т.п.), разработки конспектов, образцы изделий которые будут использоваться на занятиях. Методы обучения и воспитания 1. словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при проведении лекционной части; 2. наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов; 3. практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры; 4. дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения; проблемное обучение - самостоятельная разработка презентаций . Формы организации образовательной деятельности 1. групповая форма организации проведения лекций, бесед; 1. индивидуально-групповая форма организации выполнения работы, конкурсная деятельность; практической деятельности, 1. индивидуальная форма защиты проектов. № п/п Формы организации учебного занятия Название раздела, тема МатериальноФормы, технические методы, оснащение, приемы дидактикообучения, методический технологии 13 Формы учебного занятия 1. Раздел 1.Выпиливание лобзиком 2. Раздел 2. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру 3. Раздел 3.Выжигание, выполнение задания по образцу 4. Раздел 4.Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию 5. Раздел 5. Изготовление тележки 6. Раздел 6.Изготовление конструкции на колёсах 7. Раздел 7.Моделирование игрушек 8. Раздел 8.Кухонные принадлежности 9. Раздел 9.Итоговая аттестация обучающихся материал Иллюстрации, образцы готовых изделий Иллюстрации, образцы готовых изделий Иллюстрации, образцы готовых изделий Иллюстрации, образцы готовых изделий Иллюстрации, образцы готовых изделий Иллюстрации, образцы готовых изделий Иллюстрации, образцы готовых изделий Иллюстрации, образцы готовых изделий Творческие работы обучающихся, карточки Словесный, Беседа, показ приемов творческая работ работа Словесный, Беседа, опрос, показ приемов творческая работ работа Словесный, Беседа, показ приемов творческая работ работа Словесный, Беседа, показ приемов творческая работ работа Словесный, Беседа, показ приемов творческая работ работа Словесный, Беседа, показ приемов творческая работ работа Словесный, Беседа, показ приемов творческая работ работа Словесный, Беседа, показ приемов творческая работ работа Словесный, демонстрация творческих работ Беседа, опрос 2.3 Формы аттестации/ контроля Формы оценочных средств журнал посещаемости, • аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях • фотоотчет; • отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся • статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте». Формы итоговой аттестации Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем 14 занятии проводится защита проектов, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их. В качестве итоговой аттестации работы учащихся секции могут быть использованы результаты коллективного обсуждения изготовленных обучаемыми изделий; открытые уроки и мастер классы; участие в районных и городских выставках и конкурсах; результаты регулярного тестирования, проводимого педагогом Итоговая аттестация - проверка теоретических основ программы, теоретической самостоятельной работы; через выполнение - проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций, через выполнение практической работы. Критерии оценивания Во время обучения проводится контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждую работу, которую создают учащиеся показывает его творческие возможности, а также уровень программного материала определяется по конечным результатам выполненных практических работ. Критерии контроля качества выполненных изделий по всем разделам: 1. Удовлетворительное качество работы в соответствии ее художественным требованиям. 2. Четкое соблюдение алгоритма работы по технологической карте. 3. Художественная выразительность и оригинальность работ. 4. Культура поведения и общения. 5. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ. Характеристика оценочных материалов Планируемые Критерии Виды результаты оценивани контроля я личностные Формирование коммуникативных качеств детей через общение в коллективе, художественноэстетический вкус, аккуратность, положительное отношение к труду и творчеству Воспитание культуры труда (планирование и организация практической деятельности, экономное использование материалов, содержание в Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий 15 Беседа, опрос Беседа, опрос Диагности ческий инструмент арий Творчески й отчет, беседа Мастеркласс, беседа метапредметные порядке рабочего места, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ с различными инструментами) Развитие творческой активности, обучающегося путем самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализация задуманного образа) Развитие образного мышления и творческого поиска посредством освоения различных технологий изготовления поделок из древесины Развитие внимания, памяти, воображения, художественноконструкторской способности, мелкой моторики, фантазии обучающегося Развитие интереса к профессиям столяр, плотник Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Беседа, опрос Творческая работа Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до Беседа, опрос Мастер класс Беседа, опрос презентаци я Беседа, опрос Конкурс 16 предметные Формирование обучающихся знанийо технологиях обработки древесины у Приобретение знаний, умений, навыков необходимых для практического применения Формирование практических навыков (обработка древесины ручным инструментом и на станках) 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Беседа, опрос Тестирован ие Беседа, опрос Анкетирова ние Беседа, опрос Практическ ая работа Протокол оценивания № Фамилия и имя обучающегося теория Предметная составляющая Теор етическ ие знан В ла де н При обре тен иепе Метапредметная составляющая Ср ед ни й Поль зоват ьсяинс трум 17 Ум ен ие пл ан Ум ен ие пр им практика Личная составляющая Сред -ний балл Умени е прояв лять терпе Демонстрировать интере си Средни й балл Ито -говый бал л ия по осно вны м разд ела м учеб нотема тиче ского пла на и ес пе ц и ал ьн о й те р м ин о л оги е й рво нача льных знан ий в обла сти деко рати внопри клад ного твор чест ва ба лл ентами и прис пособ лениям и ир ов ат ьи ан ал из ир ова ть де ят ел ьно ст ь ен ит ь по лу че нн ые зна ни я на пр акт ик е ние, выдер жку, иници ативу и творч ество уважение к занятиям 3. Список литературы Нормативные документы: Дополнительное (нормативно-правовое) направление: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 18 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования. Литература, использованная при составлении программы (для педагога) 1. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. - М., 2014. 2. Бобров В.А. Справочник по деревообработке. - М., Феникс, 2013. 3. Браун Джереми. Энциклопедия методов обработки дерева. - М., Астрель, 2015. 4. Гарбер Н.Б. Декоративное шлифование и полирование. - М., Профтехобразование, 1978. 5. Завершинский В.В. Практика резьбы по дереву. - М., Народное творчество, 2015. 6. Колчин Б.А. Новгородские древности: резное дерево. - М., 2014. 7. Коршевер Н. Столярные и плотничьи работы. - М., Вече, 2015. 8. Крейндлин Л.Н. Столярные работы. - М., Высшая школа, 2012. 9. Куксов В.А. Столярное дело - М., Трудрезервиздат, 2015. 10. Кулебакин Г.И. Столярное дело. Издание 2. - М., 2014. 11. Кустов Б.С. Справочник домашнего столяра-плотника. - М., ВЛАСТА, 2010. 12. Луковский А.М. Окраска. Советы домашнему мастеру. - Л., Лениздат, 1986. 13. Журнал «Школа и производство»№1-9-(2014-2015 г.) 14. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта, - М., Просвещение, 2011. 15. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся, - М., Просвещение, 2014. 16. Рыкунин С., Кандалина Л. Технология деревообработки. - М., Академия, 2014. 17. Сафроненко В. М. Инструменты и приспособления для работы с древесиной. - М., Хэлтон, 2012. 18. СтендингЭнди. Изделия из дерева. - М., Мой мир, 2015. Литература, рекомендуема для обучающихся и родителей (законных представителей): 1. Леонтьев Т.А. Сделай сам. - Л., Детская литература, 2011. 2. Лямин И.В. Художественные работы по дереву. - М., 2010. 19 3. Тусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М., 2013. 4. Атаулова О.В. Система комплексного методического обеспечения образовательной области «Технология» - Брянск : Изд-во БГПУИМХ, 2012г. 5. Ариарский С. Сто удивительных поделок .Москва «детская литература», 2011г. 6. Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППКОНО. Научн. Ред .Шамова Т.И.- М., 2012г. 7. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по технологии /Авт. –сост. О.В. Атаулова.-Ульяновск. УИПКПРО, 2014г. 8. Методические рекомендации по разработке нетиповых (авторских)программ факультативов, спецкурсов к образовательной области «Технология» /авт.-сост. О.В. Атаулова-Ульяновск УИПКПРО, 2014 г. .Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации 1. /Сост. Н.К.Беспятова,- 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2015г. Интернет-ресурсы: https://resh.edu.ru https://uchebnik.mos.ru/main https://infourok.ru Аннотация Программа «Сделай сам» реализует содержание технической направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 10 – 12 лет. Уровень усвоения содержания программы - стартовый. Программа предназначена для обучения детей и основным приемам обработки древесины.. Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся черезвоспитание любви к труду; развитие определенных навыков и способностей, связанных с обработкой дерева;формирование художественного вкуса;развитие ребенка вцелом, как гармоничной личности;воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и грамотно решать их; Данная программа предлагает изучение основ и технологий изготовления различных изделий из древесины, направлена на возрождение и развитие различных промыслов по художественной обработке дерева; на воспитание всесторонне развитой творческой личности, умеющей ставить перед собой практические задачи и решать их на техническом и технологическом уровне, доводя изделие до совершенного вида с художественной точки зрения. Программа рассчитана на 68 часов. 20