УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ПиктоМир»
на 2023-2024 учебный год
2024 год
Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе следующих нормативных
документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утверждённого
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020
№ ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 28.06.2019
№ МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме»;
- Устава МАОУ СОШ № 10.
Учебный план является частью дополнительной общеразвивающей
программы, регламентирующей организацию и содержание образовательного
процесса, определяет продолжительность обучения, распределение учебного
времени периодам обучения.
2
Направленность
программы
Название
предмета
Техническая
ПиктоМир
Учебный план
Возраст
Срок
детей
реализации
7 – 10
лет
1 год
Количество
часов в
неделю
Количество
часов в год
1 час
34 часа
Учебный (тематический) план (1 год обучения)
№
п/п
1.
2.
Количество часов
Название раздела (модуля)
в
сего
1
1
те
ория
3
8
Устный опрос
4
3
1
Устный опрос
4
4
Практическая
работа
Кооперативное программирование
2
2
Олимпиада 1
1
1
Раздел 1. Основные понятия
программирования
Робот Ползун – исполнитель команд.
Звуковые команды Ползуна. Управление
Ползуном с помощью звукового пульта.
Программа – способ составить план
управления
Ползуном.
Порядок
выполнения команд в простейших
программах. Компьютер – исполнитель
программ. Запоминание программы
компьютером.
Программирование
Ползуна,
Вертуна, Двигуна, Тягуна без обратной
связи.
Раздел 2. Правила составления
программ
Повторитель
Подпрограмма
Практикум
по
составлению
программ
с
использованием
повторителей и подпрограмм
Олимпиада 2
3.
Раздел 3. Робототехника. Азы
электротехники
Природа электричества. Постоянный
электрический ток. Плюс и минус.
Источник тока: батарейка, аккумулятор,
сетевое
зарядное
устройство.
Электрическая энергия и ее потребители:
лампочка
накаливания,
светодиод,
электронагреватель,
электромотор,
электромагнит, компьютер. Проводники
и изоляторы. Электрический провод.
Двухпроводная электрическая цепь.
Выключатель.
Потребители
электроэнергии в конструкции робота
1
практ
ика
Формы
аттестации/конт
роля
Практическая
работа
Практическая
работа
4
11
Устный опрос
2
2
2
2
Устный опрос
Устный опрос
6
6
Практическая
работа
1
1
Практическая
работа
5
4
4
4
4
Устный опрос
4
4
Устный опрос
3
Ползуна. Электрические устройства –
источники повышенной опасности.
4.
Резерв
4
3
Итого
Практическая
работа
4
11
4
23
Учебный (тематический) план (3 год обучения)
№
п
/п
Количество часов
Название раздела (модуля)
в
сего
1.
2.
3.
Раздел 1. Повторение
тео
рия
практ
ика
3
1
2
Управление
роботами
и
их
цифровыми
двойниками.
Подпрограммы.
Команды-вопросы.
Конструкции пока и если. Счетчики
3
1
2
Раздел 2. Знакомство с ЦОС
Пиктомир-К.
Текстовая
запись
программы.
2
1
1
Школьный алгоритмический язык.
Правила
записи
программы
и
подпрограмм.
Конструкции
алг А – нач - кон,
нц N раз - кц
Текстовое
представление
программы, подпрограмм и числовых
повторителей в ЦОС ПиктоМир-К
Раздел
3.
Робототехника.
Устройства,
управляемые
командами. Цифровой двойник.
Устройство «Светодиодная панель»
и ее цифровой двойник
Исполнитель
«Светодиодная
панель» и его команды. Задание
положения
светодиода
двумя
координатами. Задание координат,
цвета
и
яркости
светодиода
аргументами
команды
ЗАЖЕЧЬ.
Программа создания неподвижного
изображения.
Цифровой
двойник
устройства «Светодиодная панель».
Способы задания бесконечного
цикла и выходаиз него в школьном
алгоритмическом языке и ЦОС
ПиктоМир-К.
2
3
3
1
1
1
Формы
аттестации/
контроля
устный
опрос,
практическая
работа
устный
опрос,
практическая
работа
устный
опрос,
практическая
работа
1
устный
опрос,
практическая
работа
2
устный
опрос,
практическая
работа
2
устный
опрос,
практическая
работа
4
4.
Раздел 4. Команды роботов с
аргументами и подпрограммы с
аргументами в системе Пиктомир-К.
7
2
5
Исполнители
Чертежник
и
Черепашка. Простейшие примеры
программ управления Чертежником и
Черепашкой
с
числовыми
повторителями без использования
подпрограмм
с
аргументами,
переменных и числовых выражений.
Примеры построения неподвижных
изображений
на
«Светодиодной
панели». Демонстрация возможности
задания цвета изображения в качестве
аргумента подпрограммы.
6
2
4
Олимпиада 1
5.
6.
Раздел 5. Переменные величины
и арифметические выражения в
школьном алгоритмическом языке и
ЦОС ПиктоМир-К
Числовое выражение без скобок и
со скобками. Порядок действий.
Способ ввода числовых выражений в
ЦОС «Пиктомир-К».
Команда
присваивания.
Использование
целочисленной
переменной величины в качестве
счетчика. Терминология: имя, тип,
значение и вид величины.
Аналогия между целочисленной
величиной
и
исполнителем
«Волшебный
Кувшин».
Примеры
программ управления исполнителем
«Вертун» с использованиемвеличины
цел а вместо счетчика-Кувшина.
Аналоги
команд
Кувшина
«опустошить», «добавить камень»,
«выбросить камень» при замене
Кувшина целочисленной величиной а.
Раздел
6.
Использование
целочисленных
величин
для
управления
исполнителями
«Светодиодная панель», Чертежник
и Черепашка.
Использование
двух
целочисленных величин
цел х, у
для задания нужного светодиода на
«Светодиодной панели». Мысленное
сворачивание светодиодной панели в
1
1
5
2
3
2
1
1
3
6
5
1
2
2
устный
опрос,
практическая
работа
устный
опрос
практическа
я работа
устный
опрос,
практическая
работа
устный
опрос
2
устный
опрос,
практическая
работа
4
устный
опрос,
практическая
работа
3
устный
опрос,
практическая
работа
5
кольцо. Способы вычисления остатка и
частного в школьном алгоритмическом
языке.
Программы создания изображения
периодически меняющейся яркости и
движущегося
изображения
типа
«бегущей ленты» и «вращающегося
кольца»
для
исполнителя
«Светодиодная панель».
Рисование
параметризованных
изображений с помощью Чертежника.
Олимпиада 2
7.
8.
1
Раздел 7. Команды-вопросы и
подпрограммы-вопросы в школьном
алгоритмическом языке и ЦОС
ПиктоМир-К.
Управление роботами Вертун,
Двигун и Тягун в ЦОС ПиктоМир-К.
Логические значенияда и нет.
Правила использования подпрограммвопросов.
Сравнение значений чисел и
числовых выражений
Логические
операции И, ИЛИ, НЕ.
Использование
двучленных
логических выражений
4
4
Резерв
Итого
1
1
1
4
3
4
10
3
практическа
я работа
устный
опрос,
практическая
работа
3
устный
опрос,
практическая
работа
4
практичес
кая работа
24
Продолжительность занятий – 1 академический час
Количество учащихся, планируемое для обучения по программе:
не более 12 человек
Форма обучения: очная
Форма аттестации: зачет/незачет
6