УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ПиктоМир» на 2023-2024 учебный год 2024 год Пояснительная записка Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 28.06.2019 № МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»; - Устава МАОУ СОШ № 10. Учебный план является частью дополнительной общеразвивающей программы, регламентирующей организацию и содержание образовательного процесса, определяет продолжительность обучения, распределение учебного времени периодам обучения. 2 Направленность программы Название предмета Техническая ПиктоМир Учебный план Возраст Срок детей реализации 7 – 10 лет 1 год Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 34 часа Учебный (тематический) план (1 год обучения) № п/п 1. 2. Количество часов Название раздела (модуля) в сего 1 1 те ория 3 8 Устный опрос 4 3 1 Устный опрос 4 4 Практическая работа Кооперативное программирование 2 2 Олимпиада 1 1 1 Раздел 1. Основные понятия программирования Робот Ползун – исполнитель команд. Звуковые команды Ползуна. Управление Ползуном с помощью звукового пульта. Программа – способ составить план управления Ползуном. Порядок выполнения команд в простейших программах. Компьютер – исполнитель программ. Запоминание программы компьютером. Программирование Ползуна, Вертуна, Двигуна, Тягуна без обратной связи. Раздел 2. Правила составления программ Повторитель Подпрограмма Практикум по составлению программ с использованием повторителей и подпрограмм Олимпиада 2 3. Раздел 3. Робототехника. Азы электротехники Природа электричества. Постоянный электрический ток. Плюс и минус. Источник тока: батарейка, аккумулятор, сетевое зарядное устройство. Электрическая энергия и ее потребители: лампочка накаливания, светодиод, электронагреватель, электромотор, электромагнит, компьютер. Проводники и изоляторы. Электрический провод. Двухпроводная электрическая цепь. Выключатель. Потребители электроэнергии в конструкции робота 1 практ ика Формы аттестации/конт роля Практическая работа Практическая работа 4 11 Устный опрос 2 2 2 2 Устный опрос Устный опрос 6 6 Практическая работа 1 1 Практическая работа 5 4 4 4 4 Устный опрос 4 4 Устный опрос 3 Ползуна. Электрические устройства – источники повышенной опасности. 4. Резерв 4 3 Итого Практическая работа 4 11 4 23 Учебный (тематический) план (3 год обучения) № п /п Количество часов Название раздела (модуля) в сего 1. 2. 3. Раздел 1. Повторение тео рия практ ика 3 1 2 Управление роботами и их цифровыми двойниками. Подпрограммы. Команды-вопросы. Конструкции пока и если. Счетчики 3 1 2 Раздел 2. Знакомство с ЦОС Пиктомир-К. Текстовая запись программы. 2 1 1 Школьный алгоритмический язык. Правила записи программы и подпрограмм. Конструкции алг А – нач - кон, нц N раз - кц Текстовое представление программы, подпрограмм и числовых повторителей в ЦОС ПиктоМир-К Раздел 3. Робототехника. Устройства, управляемые командами. Цифровой двойник. Устройство «Светодиодная панель» и ее цифровой двойник Исполнитель «Светодиодная панель» и его команды. Задание положения светодиода двумя координатами. Задание координат, цвета и яркости светодиода аргументами команды ЗАЖЕЧЬ. Программа создания неподвижного изображения. Цифровой двойник устройства «Светодиодная панель». Способы задания бесконечного цикла и выходаиз него в школьном алгоритмическом языке и ЦОС ПиктоМир-К. 2 3 3 1 1 1 Формы аттестации/ контроля устный опрос, практическая работа устный опрос, практическая работа устный опрос, практическая работа 1 устный опрос, практическая работа 2 устный опрос, практическая работа 2 устный опрос, практическая работа 4 4. Раздел 4. Команды роботов с аргументами и подпрограммы с аргументами в системе Пиктомир-К. 7 2 5 Исполнители Чертежник и Черепашка. Простейшие примеры программ управления Чертежником и Черепашкой с числовыми повторителями без использования подпрограмм с аргументами, переменных и числовых выражений. Примеры построения неподвижных изображений на «Светодиодной панели». Демонстрация возможности задания цвета изображения в качестве аргумента подпрограммы. 6 2 4 Олимпиада 1 5. 6. Раздел 5. Переменные величины и арифметические выражения в школьном алгоритмическом языке и ЦОС ПиктоМир-К Числовое выражение без скобок и со скобками. Порядок действий. Способ ввода числовых выражений в ЦОС «Пиктомир-К». Команда присваивания. Использование целочисленной переменной величины в качестве счетчика. Терминология: имя, тип, значение и вид величины. Аналогия между целочисленной величиной и исполнителем «Волшебный Кувшин». Примеры программ управления исполнителем «Вертун» с использованиемвеличины цел а вместо счетчика-Кувшина. Аналоги команд Кувшина «опустошить», «добавить камень», «выбросить камень» при замене Кувшина целочисленной величиной а. Раздел 6. Использование целочисленных величин для управления исполнителями «Светодиодная панель», Чертежник и Черепашка. Использование двух целочисленных величин цел х, у для задания нужного светодиода на «Светодиодной панели». Мысленное сворачивание светодиодной панели в 1 1 5 2 3 2 1 1 3 6 5 1 2 2 устный опрос, практическая работа устный опрос практическа я работа устный опрос, практическая работа устный опрос 2 устный опрос, практическая работа 4 устный опрос, практическая работа 3 устный опрос, практическая работа 5 кольцо. Способы вычисления остатка и частного в школьном алгоритмическом языке. Программы создания изображения периодически меняющейся яркости и движущегося изображения типа «бегущей ленты» и «вращающегося кольца» для исполнителя «Светодиодная панель». Рисование параметризованных изображений с помощью Чертежника. Олимпиада 2 7. 8. 1 Раздел 7. Команды-вопросы и подпрограммы-вопросы в школьном алгоритмическом языке и ЦОС ПиктоМир-К. Управление роботами Вертун, Двигун и Тягун в ЦОС ПиктоМир-К. Логические значенияда и нет. Правила использования подпрограммвопросов. Сравнение значений чисел и числовых выражений Логические операции И, ИЛИ, НЕ. Использование двучленных логических выражений 4 4 Резерв Итого 1 1 1 4 3 4 10 3 практическа я работа устный опрос, практическая работа 3 устный опрос, практическая работа 4 практичес кая работа 24 Продолжительность занятий – 1 академический час Количество учащихся, планируемое для обучения по программе: не более 12 человек Форма обучения: очная Форма аттестации: зачет/незачет 6