ДООП Творческая мастерская Сказочные узоры

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

МАСТЕРСКАЯ «СКАЗОЧНЫЕ УЗОРЫ»
Возрастобучающихся: 1-4 класс
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Кочнева Анна Владимировна
педагог дополнительного образования

с. Новопышминское, 2024 год

Содержание
1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность общеразвивающей программы
Отличительные особенности программы
Адресат общеразвивающей программы
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий
Объем и срок освоения программы
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
2.1 Цели и задачи программы
2.2 Учебный (тематический) план
2.3 Содержание учебного (тематического) плана
2.4 Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарны1 учебный график
3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методические материалы
3.3 Формы аттестации
4. Список литературы

3
3
3
3
4
4
4
4
4
5
6
9
11
12
12
12
14
14
14
15
21

1. Комплекс основных характеристик
1.1Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Мастерская «Сказочные узоры»» (далее «программа») – художественная.
Программа направлена на овладение обучающимися основных приемов
декоративно-прикладных искусств: вязание крючком, бисероплетение и оригами;
изготовление украшений крючком,из бисера; навыки работы с крючком, бисером;
овладение техникой изготовления украшений, оригами. Обучение по данной программе
создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности
обучающегося, для его социальнокультурного и профессионального самоопределения,
развития познавательной активности и творческой самореализации.
Актуальность программысостоит в удовлетворении возросшего интереса у детей к
бисероплетениюкак к одному из старинных видов прикладного искусства, вязанию и
оригами. Радость созидания и самореализация в творчестве приносит детям большое
эмоциональное удовлетворение.Кроме этого вязание хорошо развивает мелкую моторику
пальцев, что позволяет избежать трудностей при обучении письму. Приобщение
школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию
усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, позитивно влияет на нервную
систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
Данная программа предполагает формирование ценностных эстетических
ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой
деятельности, дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир
декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие
способности.
Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности программы
Программа составлена таким образом, что занятия проходит в определенной
тематике. Изделия изготавливаются от легкого к сложному. В процессе обучения

возможна корректировка изделий, внесение каких - то дополнительных элементов. Дети
узнают ключевые понятия: элементы вязания, бисероплетения, оригами.
Каждая работа оценивается индивидуально. Обязательно похвалой, если у кого - то
не получается, руководитель и дети исправляют. Работа должна быть выполнена в любом
случае.
Данная программа предлагает изучение основ вязания, бисероплетения и оригами:
 формирование ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит
обучение рациональному использованию материалов и правильной организации
труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление,
воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно;
 обучение детей бисероплетению и знакомство детей с работами старых мастеров и
с лучшими работами современных мастеров, расширение знаний в области растительного
и животного мира, расширение кругозора;использование на занятиях авторских
дидактических материалов в виде схем изделий и методических разработок, выполненных
автором программы и воспитанниками объединения бисероплетения;
 многообразие ручных операций, таких, как вырезание разных видов, сминание,
скручивание, вытягивание, скатывание, использование активных форм работы с детьми:
обучающая экскурсия, экспедиция, туристический поход, ситуационная учебная игра,
«День добрых сюрпризов» и т.д. формирует навыки социального служения.
Новизна программызаключается в том, что в образовательный процесс введено
такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком,
бисероплетение, оригами, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость,
терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного
досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание
крючком, бисероплетение и оригами.
Адресаты программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 7- 10 лет (1 – 4 класс).
Данным рукоделиям могут обучаться школьники с 1 класса. В этом возрасте дети
легко осваивают технику вязания, бискроплетения и оригами, с интересом вяжут
небольшие изделия, изготавливают украшения из бисера, складывают оригами, быстро
видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и
посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений,
навыков.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут
Общее количество часов в неделю – 2 часа
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 68 часов в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Отличительной особенностью данной программы является ее вариативность: возможность
свободно планировать и изменять порядок изучения тем; использование правил
дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении,
переход от простого к сложному. Основанием данной программы является создание
благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих
потребностей развивающейся личности.
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде
элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной
деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и
подгрупповую работу с обучающимися.

Формы организации образовательного процесса
При проведении занятий используются следующие формы работы:
− групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
− фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
− самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
− работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую
деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации.
Уровень сложности программы – «стартовый»
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Виды занятий- беседа; просмотр презентаций и мастер - классов, практическое
занятие, творческие отчеты, посещение и организация выставок, подготовка и участие в
конкурсах.
Формы подведения результатов- беседа, викторина, организация выставки, проект,
мастер - класс, презентация, ярмарка и др.

2.1 Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихсячерез декоративноприкладное творчество посредством освоения техники вязания крючком, бисероплетения,
оригами.
Задачи:
Обучающие (направленные на достижение предметных результатов)
1. Формировать у обучающихся знания об истории вязания крючком,
бисероплетения и оригами.
2. Приобретать знания и умения в процессе освоения техник вязания крючком,
бисероплетения и оригами.
3. Формировать практические навыки (виды элементов вязания крючком,
последовательность соединения деталей, изготовление украшений из бисера, складывание
оригами).
Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов)
1. Развивать творческую активность обучающегося путём самостоятельной
постановки и решения творческой задачи в реализации задуманного образа.
2. Развивать внимание, память, воображение, художественно-конструкторские
способности, мелкую моторику, фантазию обучающихся.
3. Развивать интерес к видам декоративно-прикладного творчества.
Воспитывающие (направленные на достижение личностных результатов)
1. Формировать коммуникативные навыки обучающихся через общение в
коллективе, художественно-эстетический вкус, аккуратность, положительного отношения
к труду и творчеству.
2. Воспитывать культуру труда (планирование и организация практической
деятельности, экономное использование материалов, содержание в порядке рабочего
места, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ с различными
инструментами).
3. Формировать навыки здорового и безопасного образа жизни

Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются
соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на
воспитание и формирование уважения к художественной культуре, искусству народов
России; восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства,
достижениям и биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
концертах, выставках и т. п.; стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности; опыта
представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей,
исторического и культурного наследия народов России; опыта художественного
творчества как социально значимой деятельности.

2.2 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела
(модуля)

Количество часов

Форма
аттестации
/контроля

всего
4

теория
2

практика
2

1

0,5

0,5

Практическая
работа

1

0,5

0,5

Практическая
работа

1

0,5

0,5

Практическая
работа
Практическая
работа

1.3

Азбука
бисероплетения
Вводное
занятие.
История
развития
бисероплетения.
Техника безопасности.
Основные
приемы
бисероплетения.
Параллельное плетение

1.4

Петельное плетение

1

0,5

0,5

2
2.1

Украшения из бисера
Основные
приемы
украшений,
используемые
для
изготовления
украшений. «Колечко».
Выполнение
украшений:
сережки,
браслет.
Выполнение
брошисумочки.
Игрушки из бисера
Приемы
бисероплетения
при
изготовлении плоских
фигурок
Приемы

3
1

1
0,5

2
0,5

1

0

1

Практическая
работа

1

0,5

0,5

Практическая
работа

5
1

2
0,5

3
0,5

2

1

0,5

1
1.1

1.2

2.2

2.3
3
3.1

3.2

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая

5.2

бисероплетения
при
изготовлении плоских
фигурок: параллельное,
петельное «Стрекоза».
Приемы
бисероплетения
при
изготовлении плоских
фигурок: параллельное,
петельное «Змея».
Вводное занятие по
вязанию крючком
Основные
приёмы
вязания.
Косичка из воздушных
петель.
Изделие «Панно»

5.3

Полустолбик.

1

0,5

0,5

5.4

Цветы «Ромашка»

2

0,5

1,5

5.6

Изделие
«Панно с ромашками»
Оригами
Немного
истории.
Этапы
развития
оригами. Демонстрация
работ. История про
тысячу
бумажных
журавлей
Понятия о базовых
формах. Базовая форма
«треугольник».
Базовая
форма
«треугольник».
Ветряная мельница
Зверята:
щенки,
лисенок, зайчонок
Журавлик счастья.
Садако и тысяча
журавлей. Базовая
форма «птица».
Тюльпаны. Базовая
форма «двойной
треугольник».
Попрыгушка-лягушка

3

1,5

1,5

11
1

5,5
0,5

5,5
0,5

1

0,5

0,5

Практическая
работа

1

0,5

0,5

Практическая
работа

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Практическая
работа
Практическая
работа

1

0,5

0,5

Практическая
работа

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая

3.3

4
5
5.1

6
6.1

6.2

6.3

6.4
6.5

6.6

6.7
6.8
6.9
6.10

Сюрикен —
метательная звезда.
Истребитель. Самолет.
Аэрошоу
Ирисы. Базовая форма

работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

1

1

Самостоятельная
работа

9

4

5

1

0,5

0,5

2

1

1

Практическая
работа
Коллективная
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Коллективная
работа
Практическая
работа

6.11
7
7.1

7.2

7.3

8

9
9.1
10
10.1
10.2
11
11.1
12
12.1

«лягушка»
Колокольчик. Базовая
форма «лягушка».
Игрушки из бисера
(продолжение)
Приемы
бисероплетения
при
изготовлении плоских
фигурок: параллельное,
петельное «Ангел».
Приемы
бисероплетения
при
изготовлении плоских
фигурок: параллельное,
петельное «Паук».
Приемы
бисероплетения
при
изготовлении плоских
фигурок: параллельное,
петельное «Дракон».
Плетение
на
проволоке. Игрушки
из сказки
Основные
приемы
бисероплетения,
используемые
для
изготовления фигурок
сказочных героев
Изготовление фигурок
сказочных
героев
«Колобок».
Составление
композиции.
Сборка
изделий. Прикрепление
элементов композиции
к основе.
Вязание. Столбик без
накида.
Изделие «Салфетка»

работа
Практическая
работа

1

0,5

0,5

6

3

3

2

1

1

Практическая
работа

2

1

1

Практическая
работа

2

1

1

Практическая
работа

6

2

4

1

0,5

0,5

Практическая
работа

3

1

2

Практическая
работа

2

0,5

1,5

Практическая
работа

2

1

1

2

1

1

Столбик с накидом в
два приёма.
Цветы «Роза»

5

2

3

2

1

1

Настенное панно с
розами
Вывязывание полотен
различной формы.
Круглове полотно.
Изделие «Яблоко»
Модульное оригами
Модульное оригами.

3

1

2

4

1

3

4

1

3

Практическая
работа

10
1

5
0,5

5
0,5

Практическая

Практическая
работа
Практическая
работа
Коллективная
работа

12.2

12.3

12.4

12.5
12.6

12.7

12.8
12.9
13

Что такое модуль?
Салфетка подстаканник
Цветочек из 12
квадратов. Нахождение
центра квадрата двумя
способами.
Базовая форма
«Воздушный змей».
Валентинка.
Базовая форма
«Воздушный змей»
Крокус. Звездочка.
Колокольчик. Базовая
форма «Дом»
Базовая форма «дверь»
Модуль «Сонобе».
Кубик.
Кусудамаволшебные
шары. Кусудама
«Камелия»
Сборка кусудамы
«Камелия»
Цветок сакуры.
Кусудама цветочная.
Итоговое занятие

работа.минипроект
Практическая
работа

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Практическая
работа

1

0,5

0,5

Практическая
работа

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Практическая
работа
Практическая
работа

1

0,5

0,5

Практическая
работа

1

0,5

0,5

2

0,5

0,5

1

0

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Мини-проект

2.3 Содержание учебного плана
1. Азбука бисероплетения (4 ч.)
Теория: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий.
История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места.
Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности,
ПДД, ППБ.
2. Украшения из бисера (3 ч.)
Теория: Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе
плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор
материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.
Практическая работа. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги) на основе
изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.
3. Игрушки из бисера (5 ч.)
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских
игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор
материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление.
Применение.
4. Вязание крючком. Вводное занятие (2 ч.)

Из истории вязания. Из истории ниток. Какие бывают нити. О пряже и волокнах. Виды
крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее место. Как
правильно смотать клубок. Цветовое решение. Техника безопасности при вязании
крючком. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и
выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.
5. Основные приёмы вязания (9ч.)
Положение рук и крючка. При вязании крючок держат в правой руке, как карандаш.
Головка крючка при любом движении повернута к себе. Конец нити от клубка перекинут
через указательный палец левой руки ( у самого ногтя ) на себя и прижат большим
пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец, затем поверх
безымянного и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный конец, а
остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она имела
некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего вязания). Во
время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на крючке. Нить, идущая
от клубка, называется рабочей.
Косичка из воздушных петель – введи крючок под рабочую нить, лежащую на
указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью
так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним – перехлёст нити. Немного растяни
петлю и прижми перехлёст большим пальцем левой руки к указательному, чтобы
удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя)
и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую
петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая
петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель
задуманной длины.
6. Оригами (11 ч.)
Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра –
знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике
безопасности. Знакомство с историей искусства оригами, коллекцией бумаги,
материалами для занятий оригами. Классификация бумаги, ее свойства, виды и
назначения, подготовка и подбор бумаги. Беседа о разновидностях изделий в технике
«Оригами». Традиционные и новые техники оригами. Входная диагностика. Викторина
«Что я знаю об оригами».
Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на 2, 4 частей.
Изготовление «квадрата» из бумаги формата А4.
Базовые формы оригами.
Теория. Знакомство с основными базовыми формами оригами: треугольник, книга,дверь,
блин, воздушный змей, рыба, катамаран, двойной треугольник, двойной квадрат.
Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы
готовых изделий.
Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Складывание базовых Форм оригами.
Изготовление оригами согласно базовым формам.
7. Игрушки из бисера (6 ч.)
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских
игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор
материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление.
Применение.
8. Плетение на проволоке. Игрушки из сказки (6ч.)

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок
сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей.
Зарисовка схем.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев.
Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью.
Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление
панно.
9. Полустолбик (2 ч.) – связав косичку из 10 – 15 воздушных петель, введи крючок в
третью петлю от крючка, захвати рабочую нить и протяни её сразу через петлю косички и
петлю на крючке. Так провяжи все петли до конца косички. Закончив первый ряд, прежде
чем повернуть вязание, сделай ещё одну воздушную петлю. Это так называемая петля для
высоты ряда. Она как бы поднимает вязание на следующий ряд. Такую петлю надо
обязательно провязывать в конце каждого ряда. Повернув вязание, провяжи
полустолбикив каждую петлю нижнего ряда. Их должно получиться столько же, сколько
их было в первом ряду.
10. Столбики без накида (5 ч.) – свяжи косичку их 12 воздушных петель. Введи крючок в
третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке образуются две петли.
Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни ее через обе
петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Провяжи вязание. (Не забудь о петле для
высоты ряда.) в зависимости от того, куда ты будешь вводить крючок при провязывании
следующего ряда, у тебя будут получаться различные вязки. Если надо связать полотно,
имеющее гладкую поверхность, вводи крючок под обе дужки петли косички предыдущего
ряда. Если будешь захватывать крючком только заднюю дужку косички, вводя его в ее
середину, получится выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную
спицами.
11. Столбик с накидом в один приём (4 ч.) – свяжи косичку из 12 воздушных петель.
Сделай накид – накинь на крючок рабочую нить. Придерживая средним пальцем петлю и
накид, введи крючок в четвертую петлю косички и вытяни через неё рабочую нить. Опять
подхвати крючком рабочую нить и протяни ее сразу через все три петли, находящиеся на
крючке, образуя одну новую до конца ряда. Для высоты подъёма сделай две воздушные
петли, так как ряд столбиков с накидом выше ряда столбиков без накида.
12. Модульное оригами
Разновидности модулей в оригами. (7ч.) Теория. Знакомство с модульным оригами.
Презентация. Практическая работа. Изготовление модулей.
Кусудама. (3 ч.) Теория. Знакомство с моделями из бумаги – кусудама. Виды.
Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы
готовых изделий. Практическая работа. Цветочные шары кусудама. Оригамический
орнамент.
13. Итоговое занятие.
Практическая работа. Защита проектов.
2.4 Планируемые результаты
Предметные результаты:
1. формирование у обучающихся знания об истории вязания крючком, бисероплетения и
оригами.

2. приобретение знаний и умений в процессе освоения техник вязания крючком,
бисероплетения и оригами.
3. формирование практических навыков (виды элементов вязания крючком,
последовательность соединения деталей, изготовление украшений из бисера, складывание
оригами).
Метапредметные результаты:
1. развитие творческой активности обучающегося путём самостоятельной постановки и
решения творческой задачи в реализации задуманного образа.
2. развитие внимания, памяти, воображения, художественно-конструкторской
способности, мелкой моторики, фантазииобучающихся.
3. развитие интереса к видам декоративно-прикладного творчества.
Личностные результаты:
1. формирование коммуникативных навыков обучающихся через общение в коллективе,
художественно-эстетический вкус, аккуратность, положительного отношения к труду и
творчеству.
2. воспитание культуры труда (планирование и организация практической деятельности,
экономное использование материалов, содержание в порядке рабочего места, соблюдение
правил техники безопасности при выполнении работ с различными инструментами).
3. формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

3.Организационно-педагогические условия
3.1Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

8

Окончание учебного года

Учебный год
34
1
34
17
17
2 сентября 2024 г.
26.10.2024 - 04.11.2024
29.12.2024 - 08.01.2025
23.03.2024 - 30.03.2025
26 мая 2025

3.2Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
− помещение аудитории №13, учебные комплекты мебели, соответствующее
санитарно-гигиеническим и пожарным нормам;
− нитки для вязания, крючки, бисер, бусины, леска, проволока тонкая, цветная бумага
− канцелярские принадлежности: клей, простой карандаш, ножницы
Кадровые обеспечение
Должность –учитель начальных классов

Методические материалы
Специальная литература, методические разработки поэтапного изготовления изделий,
наглядные пособия (презентации, иллюстрации, картины, фотоматериалы и т.п.),
разработки конспектов, модели, которые будут использоваться на занятиях.
Методы обучения и воспитания
- словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ)
проведении лекционной части;
- наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
- практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры;
- дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения;
- проблемное обучение - самостоятельная разработка презентаций.

при

Формы организации образовательной деятельности
- групповая форма организации проведения лекций, бесед;
- индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения
работы, конкурсная деятельность;
- индивидуальная форма защиты проектов.
Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, минивыставки, практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. При организации
внеучебной деятельности проводятся выставки, конкурсы.
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая,
В.Д.Шадриков).Сделать обучение более удобным и, таким образом, более продуктивным
для каждого обучаемого; сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка,
его
потенциальных
возможностей
(способностей);
содействие
средствами
индивидуализации освоению программы каждым обучаемым, предупреждение
неуспеваемости; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону
ближайшего развития каждого обучаемого; улучшение учебной мотивации и развитие
познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности,
трудолюбия, творчества. Изучение особенностей обучаемых: обучаемость, учебные
умения, обученность, познавательные интересы. Которые, впоследствии учитываются при
индивидуализации работы. Учебно-познавательная деятельность обучаемых над
выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения
каждого ребенка сообразно его возможностям. Интеграция индивидуальной работы с
другими формами учебной деятельности. Взаимоконтроль обучаемых.
Результат использования:
Сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности.
Содействовует средствами индивидуализации выполнению программ каждым обучаемым,
предупреждает неуспеваемость. Формирует общеучебные умения и навыки при опоре на
зону ближайшего развития каждого обучаемого. Улучшает учебную мотивацию и
развивает познавательные интересы детей. Способствует развитию самооценки,
познавательной самостоятельности, организованности, проявлению инициативы,
находчивости, гибкости мысли, настойчивости в достижении цели. Позволяет

обучающемуся работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно
контролировать затраты своих сил, что позволяет достигать высоких результатов
обученности. Позволяет вовремя вносить необходимые коррекции в деятельность как
обучаемого, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но
контролируемой ситуации, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Педагог
имеет непосредственный контакт с обучаемым.
Групповые технологии. Создание положительной мотивации учения; развитие
внимания; интеллектуальное развитие обучаемых; развитие личностных качеств
обучаемых; развитие коммуникативных способностей. Выполнение заданий в группах (26 человек) на занятиях в объединении ДЮП «Огоньки».
Результат использования:
Повышение мотивации. Интеллектуальное развитие: развивается критическое
мышление, внимание становится более устойчивым. Качество усвоения материала:
возрастает объем и глубина знаний, повышается уровень осмысления материала, растет
число нестандартных решений, тратится меньше времени на усвоение. Влияет на развитие
личности: становление самооценки, развитие инициативы развитие навыков необходимых
для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом
мнения другого человека, самостоятельность, организаторские способности), усиливается
вера в свои силы. Влияет на коммуникативные особенности: развивается коллектив
(развивается толерантность, уважение к другим, желание помочь). Влияет на
эмоциональную сферу: усиливается переживание удовольствия от процесса обучения,
снижается тревожность, есть возможность оказать поддержку каждому. Влияет на
поведение: повышается уважение к труду педагога.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С.
Якиманская). Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику
деятельности учреждений дополнительного образования детей способствует отсутствие
жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников
объединений, комфортность условий для индивидуального и творческого развития детей
и адаптация их интересов в любой сфере жизни. В центре внимания – неповторимая
личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный
выбор в различных жизненных ситуациях. Цель: развитие индивидуальных
познавательных способностей каждого ребенка. Технология личностноориентированного
развивающего обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность
общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Педагог создает условия для
правильного выбора каждым содержания изучаемого и темпов его освоения.
Обучающийся приходит учиться по своему желанию, в свое свободное время. Задача
педагога – так давать материал, чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности
каждого, активизировать его творческую и познавательную деятельность. В данной
технологии обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской
личности,
поэтому,
методическую
основу составляют
дифференциация
и
индивидуализация обучения.
Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов). В современном обществе
проблема сохранения здоровья детей стала наиболее актуальной. Существует дефицит
активной физической нагрузки в условиях интенсивного предметного обучения и другой
учебной деятельности обучающихся, что привело к использованию технологий по охране
здоровья. Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие

технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума,
нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении
первоначальным опытом общения с людьми, природой и искусством. Они направлены на
воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как о ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Основной принцип здоровьесбережения сформулировал Н.К.Смирнов: «Не
навреди!». Это означает, что все используемые средства и методы должны быть
обоснованы, проверены на практике и не наносили вред здоровью.
№
п/
п

1

2

3

4

5

6

7

8

Название
раздела, тема

Материально
Формы, методы, приемы
-технические
обучения, технологии
оснащение,
дидактикометодически
й материал
Раздел
1. презентация Словесный,
объяснительноиллюстративн
Азбука
ый методы.
бисероплетени
я
Раздел
2. презентация Словесный,
объяснительноиллюстративн
Украшения из
ый методы.
бисера
Раздел 3.
Игрушки
бисера

презентация

Словесный,
объяснительноиллюстративн
ый методы.

презентация

Словесный,
объяснительноиллюстративн
ый методы.

5.

презентация

Словесный,
объяснительноиллюстративн
ый методы.

6.

презентация

Словесный,
объяснительноиллюстративн
ый методы.

Раздел
7.
Игрушки
из
бисера
(продолжение)
Раздел
8.
Плетение
на
проволоке.
Игрушки
из
сказки

презентация

Словесный,
объяснительноиллюстративн
ый методы.

презентация

Словесный,
объяснительноиллюстративн
ый методы.

Раздел
Вводное
занятие
вязанию
крючком
Раздел
Основные
приёмы
вязания.
Раздел
Оригами

из
4.
по

Формы
учебного
занятия

Беседа, опрос

самостоятельна
я работа,
практические
занятия
самостоятельна
я работа,
практические
занятия
самостоятельна
я работа,
практические
занятия
самостоятельна
я работа,
практические
занятия
самостоятельна
я работа,
практические
занятия
самостоятельна
я работа,
практические
занятия
самостоятельна
я работа,
практические
занятия

9

10

11

12

13

Раздел
9.
Вязание.
Столбик
без
накида.
Раздел
10.
Столбик
с
накидом в два
приёма.
Раздел
11.
Вывязывание
полотен
различной
формы.
Раздел
12.
Модульное
занятие

Итоговое
занятие

презентация

Словесный,
объяснительноиллюстративн
ый методы.

презентация

Словесный,
объяснительноиллюстративн
ый методы.

презентация

Словесный, объяснительно
иллюстративный методы.

презентация

Словесный, объяснительно
иллюстративный методы.

конспект

Словесный, объяснительно
иллюстративный методы.

самостоятельна
я работа,
практические
занятия
самостоятельна
я работа,
практические
занятия
самостоятельна
я работа,
практические
занятия
самостоятельна
я работа,
практические
занятия,
творческая
работа, минипроекы
Защита минипроектов

3.3. Формы аттестации/ контроля
Формы оценочных средств
- журнал посещаемости,
- аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях
- яндекс форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
- фотоотчет;
- статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте».
Формы итоговой аттестации
- аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
- демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы в форме
отчетных выставок;
- защита творческих работ;
- участие в конкурсах
Итоговая аттестация проводится в два этапа, согласно Положению о формах
периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся
- проверка теоретических основ программы, через выполнение теоретической
самостоятельной работы;
- проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций,
через выполнение практической работы.

Критерии оценивания
Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической
работы осуществляется по трем составляющим и критериям (Приложение №1.),
разработанным в соответствии с требованиями Программы и предусмотренным
Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации в объединении на
основании Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь
объем знаний, предусмотренных программой; словарный запас соответствует
программным требованиям, называет все слова (словосочетания) по каждой теме, не
испытывая при этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает
четкие ответы, используя полные и краткие предложения; все звуки произносит четко
и правильно, не испытывая при этом затруднений)
Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет более 50% слов (словосочетаний) по
каждой теме, испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно
или с помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла,
содержащие ошибки; не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом
затруднения.)
Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет менее половины слов
(словосочетаний) по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения; часто
ошибается, выполняет задания с подсказкой детей и педагога)
Характеристика оценочных материалов

личностные

Планируемые
результаты
1.
формирование
коммуникативных
навыков
обучающихся через
общение
в
коллективе,
художественноэстетический вкус,
аккуратность,
положительного
отношения к труду
и творчеству.
воспитание
культуры труда
(планирование и
организация
практической
деятельности,
экономное
использование
материалов,

Критерии
Виды
оценивания контроля
Высокий
Беседа,
уровень – от опрос
85%
до
100%
Средний
уровень – от
50% до 84%
Низкий
уровень
–
49% и менее
Высокий
Беседа,
уровень – от опрос
85% до
100%
Средний
уровень – от
50% до 84%
Низкий
уровень –

Диагностический
инструментарий
беседа

Практическая
работа

содержание в
порядке рабочего
места, соблюдение
правил техники
безопасности при
выполнении работ
с различными
инструментами).
формирование
навыков здорового
и безопасного
образа жизни

49% и менее

Высокий
уровень – от
85% до
100%
Средний
уровень – от
50% до 84%
Низкий
уровень –
49% и менее
метапредметные развитие
Высокий
творческой
уровень – от
активности
85% до
обучающегося
100%
путём
Средний
самостоятельной
уровень – от
постановки
и 50% до 84%
решения
Низкий
творческой задачи уровень –
в
реализации 49% и менее
задуманного
образа.
развитие внимания, Высокий
памяти,
уровень – от
воображения,
85% до
художественно100%
конструкторской
Средний
способности,
уровень – от
мелкой моторики,
50% до 84%
фантазии
Низкий
обучающихся.
уровень –
49% и менее
развитие интереса к Высокий
видам декоративно- уровень – от
прикладного
85% до
творчества.
100%
Средний
уровень – от
50% до 84%
Низкий
уровень –
49% и менее
предметные
формирование
у Высокий
обучающихся
уровень – от

Беседа,
опрос

Творческая работа

Беседа,
опрос

Практическая
работа

Беседа,
опрос

анкетирование

Беседа,
опрос

презентация

Беседа,
опрос

презентация

знания об истории
вязания крючком,
бисероплетения и
оригами.

2приобретение
знаний и умений в
процессе освоения
техник
вязания
крючком,
бисероплетения и
оригами.

формирование
практических
навыков (виды
элементов вязания
крючком,
последовательность
соединения
деталей,
изготовление
украшений из
бисера,
складывание
оригами).

85% до
100%
Средний
уровень – от
50% до 84%
Низкий
уровень –
49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до
100%
Средний
уровень – от
50% до 84%
Низкий
уровень –
49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до
100%
Средний
уровень – от
50% до 84%
Низкий
уровень –
49% и менее

Беседа,
опрос

Практическая
работа

Беседа,
опрос

анкетирование

№
п/п
Фамилия и имя обучающегося

Итоговый балл

Средний балл

Демонстрировать интерес и
уважение к занятиям

Метапредметная
составляющая

Умение проявлять терпение,
выдержку, инициативу и
творчество

Средний балл

Теория

Умение применить
полученные знания на
практике

Умение планировать и
анализировать деятельность

Предметная составляющая

Пользоваться
инструментами и
приспособления

Средний балл

Приобретение
первоначальных знаний в
области декоративноприкладного творчества

Теоретические знания по
основным разделам учебнотематического плана
Владение специальной
терминологией

Протокол оценивания
Практика
Личностная
составляющая

3. Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16
июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.

15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

Литература, использованная при составлении программы (для педагога)
1. Карельская И.Ю. Вязаная игрушка.
2. Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
3. Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999
г.
4. Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом
"МиМ". 1997 г. 3. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. "Мартин" 2004 г.
5. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера.издательство "Феникс",
2004.
6. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. Издательство "культура и
традиции", 2004 г.
7. « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В. 2014 г.
8. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В. 2014 г.
Литература, рекомендуема для обучающихся и родителей (законных
представителей):
1. Зайцева Анна Анатольевна "Я собираю модульное оригами. Животные, цветы,
насекомые своими руками" - Эксмо-Пресс, 2023 г.
2. Бисер. Подробное пошаговое пособие со схемами плетения. 30 крутых
моделей–Контэнт
Интернет-ресурсы:
http://crtdu-kis.ucoz.ru/metodmaterial/uchebnoe_posobie_igrushki_iz_bisera.pdf
https://disputabcedu.livejournal.com/589871.html
http://nikalogos.ru/wp-content/uploads/2015/11/ОРИГАМИ.pdf
Аннотация
Программа «Мастерская «Сказочные узоры»» реализует содержание
художественной направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 7 - 10
лет. Уровень усвоения содержания программы - стартовый.
Программа предназначена для обучения детей декоративно-прикладному
искусству, в частности бисероплетения, вязания рючком и оригами.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихсячерез
декоративно-прикладное творчество посредством освоения техники вязания крючком,
бисероплетения, оригами.
Данная программа предлагает совершенствования системы обучения школьников
декоративно-прикладному искусству, знанию истории бисероплетения, вязания
крючком и оригами, развитию мелкой моторики, внимания, фантазии, памяти.
Программа рассчитана на 68 часов.


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».