ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА ВОЖАТЫХ» Возраст обучающихся: 6-8 класс Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Новоселова Евгения Сергеевна педагог-психолог с. Новопышминское 2024 год Содержание 2. Комплекс основных характеристик 2.1. Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Актуальность общеразвивающей программы Отличительные особенности программы Адресат общеразвивающей программы Режим занятий, периодичность и периодичность занятий Объем и срок освоения программы Особенности организации образовательного процесса Формы организации образовательного процесса 2.2. Цели и задачи программы 2.3. Учебный (тематический) план 2.4.Содержание учебного (тематического) плана 2.5. Планируемые результаты 3. Организационно-педагогические условия 3.1.Календарны учебный график 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение Методические материалы 3.3. Формы аттестации 3. Список литературы 2 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 5 6 7 9 9 9 9 9 9 10 11 2. Комплекс основных характеристик 2.1.Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатых» (далее «программа») – социально-педагогическая. Программа направлена на развитие коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств. Обучающимся предоставляется возможность самореализоваться в различны видах деятельности: игровой, трудовой, общественнополезной, социально-значимой, художественно-эстетической. Актуальность программызаключается в необходимости создания в школе условий, способствующих развитию социально активной личности, способной к самоорганизации, организации общественности и работе в коллективе. Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Отличительные особенности программы в процессе реализации программы подростки изучают разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию у обучающихся организаторских, коммуникативных и креативных способностей через включение в активную социально-досуговую деятельность. Новизна программы заключается в обобщении и структурировании материала, который направлен на развитие у подростков навыков вожатской работы через включение в социально-досуговую деятельность в школе. Адресаты программы обучающиеся, участвующих в реализации данной программы, 11-14 лет. Она интересна тем, которые хотят общаться, развивать свои коммуникационные навыки, творческие способности, которые либо стремятся к лидерству в детском коллективе, либо желают развить в себе коммуникативные навыки. В группу набираются учащиеся 6 – 8 классов по желанию. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут Общее количество часов в неделю – 1 час Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. 3 Объем и срок освоения программы: Объем часов по программе составляет 34 часа в год. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является разнообразным как по форме, так и по содержанию; базируется на развивающих методах обучения детей. При реализаций программы используется традиционная модель – линейная последовательность освоения содержания в течение одного учебного года. Форма обучения Преимущественно очная форма обучения, допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения. Формы организации образовательного процесса При проведении занятий используются следующие формы работы: групповая; фронтальная; самостоятельная; работа в парах. Методика проведения занятии предусматривает теоретическую подачу материала с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Уровень сложности программы – «стартовый». «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Виды занятий – беседа, круглый стол, игра, мастер-класс, КТД, практическое занятие, просмотр презентаций Формы подведения результатов – беседа, викторина, мастер-класс. 2.2.Цели и задачи программы Цель: обеспечивать подготовку вожатых и дать первичные навыки практической деятельности организатора, для работы по организации досуговой деятельности детей в школе и лагере дневного пребывания, развивая их творческие, лидерские и коммуникативно-организаторские способности. Задачи: Обучающие (направленные на достижение предметных результатов): 1. Обучить подростков разработке и организации конкурсно-познавательных программ, викторин, игр, конкурсов. 2. Дать первоначальные знания о работе вожатого в детском оздоровительном лагере. 3. Ранняя профессиональная ориентация в сфере педагогики и психологии детей младшего школьного возраста. 4. Создание условий для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода, через включение в активную педагогическую деятельность. Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов): 1. Развить организаторские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения. 2. Развить навыки поисково-исследовательской деятельности подростков. 3. Создать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей. 4 Воспитательные (направленные на достижение личных результатов): 1. Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения. 2. Придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер. 3. Приобщить подрастающее поколение к истинным культурным ценностям. Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание, формирование готовности к защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения гражданских обязанностей; гражданского участия в жизни своего поселения; неприятия дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; национального, этнокультурного самосознания; ценностного отношения к отечественной культуре; уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способности к командной деятельности; готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности; опыта социально значимой деятельности. 2.3.Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план N п/п 1 1.1 1.2. 1.3 1.4 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Наименование раздела Кто такой вожатый? Личность вожатого Культура вожатого Имидж вожатого Вожатый Что должен знать начинающий вожатый Деятельность вожатого Самопрезентация Творческая мастерская «Наш уголок» Отрядный уголок Ответственность вожатого «Игра – дело серьёзное» Игры на знакомство Игры с залом Игры на взаимодействие Сюжетно-ролевые игры Игры на выявление лидера Игры на местности Игры на внимание Игры народов России Количество часов Форма аттестации/ контроля всего теория практика наблюдение за 4 3 1 выполнением хода работы 1 1 1 1 наблюдение за 5 2 3 выполнением хода работы 1 1 1 1 1 11 3 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 наблюдение за выполнением хода работы 3.9 3.10 3.11 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 Игры народов мира Тренинг Деловая игра Современные формы работы вожатого Организация работы творческих площадок Технология проведения мастер-классов Мастер-класс Проведение современных командных игр Квест Танцевальные интерактивы Флешмоб Интерактив КТД Что такое КТД? КТД на знакомство КТД на выявление лидеров КТД на сплочение Художественные КТД Спортивные КТД Итого 1 1 1 8 4 4 наблюдение за выполнением хода работы 1 1 1 1 1 1 1 1 6 3 3 наблюдение за выполнением хода работы 1 1 1 1 1 34 1 15 19 2.4.Содержание учебного плана 1. Кто такой вожатый? (4 часа) Знание личностных качеств вожатого. Навык культурной речи и поведения. Умение создать собственный успешный имидж. Имидж современного вожатого. Знание сферы деятельности вожатого. Само презентация. 2.Что должен знать начинающий вожатый (5 часов) Вожатый: что нужно знать и уметь, чтобы организовать хорошую работу в команде. Игры на само презентацию «Это здорово!», «Ассоциации», «Рекламное объявление». Оформление уголка. Командная игра. «Каким должен быть уголок объединения». Типы уголков. Способы оформления уголка. Тематика уголков. Возможные рубрики для уголка. Работа творческой мастерской «Наш уголок». Отрядный огонёк. Условия, необходимые для проведения огонька. Огоньки организационного периода, огонёк – анализ дела, тематический огонёк, прощальный огонек. МК по проведению огонька. 3. «Игра – дело серьёзное» (11 часов) Игры на знакомство. Понятие игры. Типы игр. Технология проведения игр. Способы разделения участников на команды. Выявление интересов команды. Игры с залом (с командами, болельщиками, участниками) Особенности игр с залом. Типы игр с большой аудиторией. 6 Игры на взаимодействие (общение, сплочение). Задачи игр на сплочение коллектива. Создание дружной команды. Развитие коммуникативных навыков. Разработка блока игр, на взаимодействие между членами отряда. Сюжетно-ролевые игры. Ролевые игры - средство для осмысления человеческой деятельности, человеческих отношений. Необходимости выработки собственной позиции. Игры на выявление лидера. Игры на местности. Задачи проведения игр на местности. Особенности проведения игр на местности. Игры на внимание. Задачи игр на внимание. Подвижные игры. Игры за столом. Тренинг. Технология проведения различных тренингов. Методы проведения тренинговых занятий навыкого вида: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация. Деловая игра. Принципы проведения деловой игры. Признаки деловой игры. Структура деловой игры. Мозговой штурм. Этапы и правила проведения мозгового штурма. Постановка проблемы. Генерация идей. Группировка, отбор и оценка идей. Преимущества мозгового штурма. Проведение мозговой атаки. Разделение команды на группы. Мозговой штурм «Банк идей». 4. Современные формы работы вожатого (8 часов) Организация работы творческих площадок. Способы организации работы творческих площадок. Участники площадок. Временные рамки работы площадки. Подготовка раздаточных материалов. Способы привлечения внимания к работе творческой площадки. Работа творческой площадки «Наши таланты». Технология проведения мастер-классов. Разновидности МК. Участники МК. Время проведения. Подбор тематики МК. Подбор материалов МК. Подготовка к проведению МК. Работа в группах. Проведение МК «Покормите птиц зимой». Проведение современных командных игр. Современные виды командных игр. Пейнтбол. ТБ при игре в пейнтбол. Суть игры. Проведениеквеста. Разработка сценария квеста. Работа в командах. Ответственность всех членов команды. Танцевальный интерактив - флешмоб. Задача проведения флешмоба. Разучивание флешмоба. Социальное проектирование. Типы проектов. Выбор темы направления проекта. Технология проведения акций. Технология проведения операций. Реализация проекта «Мир не без добрых людей». Оформление материалов социального проекта. 5. КТД (6 часов) Что такое КТД? Стадии организации КТД: предварительная работа, планирование, подготовка, проведение, подведение итогов. Алгоритм КТД. Разработка коллективного творческого дела. Реализация КТД. КТД, направленные на знакомство. Задачи КТД на знакомство. Разработка собственных КТД на знакомство. КТД, направленные на выявление лидеров в группе. Задачи КТД на выявление лидеров. Методика выявление активных ребят. КТД, направленные на сплочение отряда. Художественные КТД. Типы творческих талантов: сочинительские, актёрские, режиссёрские. 2.5. Планируемые результаты Предметные результаты: владение базовыми понятиями и терминологией, умение объяснять их с позиций явлений социальной действительности; приобретение опыта использования полученных знаний и умений при планировании и освоении педагогических процессов; 7 осознание ответственности за здоровый образ жизни, качество результатов труда; умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ с учётом интересов и возможностей всех участников трудового коллектива. Метапредметные результаты: владение способами поиска дополнительной информации; умение продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности; умение определять цели и задачи, планировать деятельность; овладение нормами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов. Личностные результаты: сформированность познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в деятельности; самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков; развитие теоретического, и исследовательского мышления; развитие трудолюбия и ответственности; толерантное сознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми; приобретение опыта педагогической деятельности; проявление эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, патриотизм. 8 3. Организационно-педагогические условия 3.1.Календарный учебный график № 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов в год Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы 8 Окончание учебного года Учебный год 34 1 34 17 17 2 сентября 2024 г. 26.10.2024 - 04.11.2024 29.12.2024 - 08.01.2025 23.03.2024 - 30.03.2025 26 мая 2025 3.2.Условия реализации программы Материально-техническое оснащение помещение кабинет № 14, учебные комплекты мебели, соответствующие санитарно-гигиеническим и пожарным нормам; канцелярские принадлежности: бумага, карандаши, фломастеры. Кадровое обеспечение Должность – педагог-психолог Методические материалы Специальная литература, методические разработки, наглядные пособия, разработки конспектов. Методы обучения и воспитания словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при проведении лекционной части; наглядный – работа по образцу; практический – упражнения, практические задания, наблюдения, игры. Формы организации образовательной деятельности групповая форма организации проведения лекций, бесед; индивидуально-групповая форма организации практической деятельности. Формы организации учебного занятия Согласно календарному учебному графику, проводятся, беседы, лекции, практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. 9 N п/п 1 2 3 4 5 Материальнотехническое Наименование Формы, методы приемы оснащение, дидактикораздела обучения, технологии методический материал Презентация Словесный, объяснительноКто такой вожатый? иллюстративный методы, практические методы Что должен знать Презентация Словесный, объяснительноначинающий иллюстративный методы, вожатый практические методы Презентация Словесный, объяснительно«Игра – дело иллюстративный методы, серьёзное» практические методы Современные Презентация Словесный, объяснительноформы работы иллюстративный методы, вожатого практические методы Презентация Словесный, объяснительноКТД иллюстративный методы, практические методы 3.3.Форма аттестации/ контроля Формы оценочных средств журнал посещаемости; фотоотчет. Формы итоговой аттестации организация мероприятий для учащихся 1 – 4 классов участие в конкурсах соответствующей направленности 10 Формы учебного занятия Беседа, круглый стол Беседа, круглый стол, игра Беседа, игра, тренинг Беседа, круглый стол, игра Беседа, игра, тренинг, мастер класс 4. Список литературы Нормативные документы: Дополнительное (нормативно-правовое) направление: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 11 Литература, использованная при составлении программы (для педагога) 1. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2001/сост. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. 2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005. 3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1987г. 4. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 5. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела/ авт.-сост. А.Ю.Соловьѐв, С.С. Шихарев. – Волгоград: Учитель, 2007. 6. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/ сост. Н.К.Беспятова – М.: Айрис –пресс, 2003. 7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004. (Практическая психология в школе). 8. Сборник авторских программ дополнительного образования детей/сост. А.Г.Лазарева. – Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. 9. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? - М.,1991. Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей (законных представителей) 1. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 2. Астахова Н.И., Васильев К.Г. Классному вожатому. Издание второе. Дополненное и переработанное. Барнаул. 2002 3. Коморин С., Афанасьев С. Сто отрядных дел. - Кострома, 2000г. 4. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей, - М, 2001. 5. Поломис К. Дети на отдыхе. - М., 1995. Интернет-ресурсы 1. https://www.prodlenka.org/scenarii-prazdnikov/letnij-lager 2. https://ped-kopilka.ru/letnii-lager/scenari-meroprijatii-v-letnem-lagere.html 3. https://www.youtube.com/@user-xx3lw2lb7l 12 Аннотация Программа «Школа вожатых» реализует содержание социально-педагогической направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 11 – 14 лет. Программа предназначена для обучения детей вожатскому мастерству. Цельпрограммы:обеспечивать подготовку вожатыхи дать первичные навыки практической деятельности организатора, для работы по организации досуговой деятельности детей в школе и лагере дневного пребывания, развивая их творческие, лидерские и коммуникативно-организаторские способности. Данная программа предлагает изучение роли вожатого, каким должен быть вожатый, что такое лагерь и его разновидности, режим дня. В ходе данной программы обучающиеся знакомятся с различными видами игровой деятельности, творческими мастерскими, коллективно-творческими делами. Программа рассчитана на 34 часа. 13