ДООП эколого-волонтерский отряд ЭРОН

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЭКОЛОГО-ВОЛОНТЕРСКИЙ ОТРЯД «ЭРОН»
Возраст обучающихся: 5-11 класс
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Вигонен Юлия Андреевна
педагог дополнительного образования

с. Новопышминское,
2024 год

Содержание
Комплекс основных характеристик
1. Пояснительная записка
1.1.Направленность общеразвивающей программы
1.2.Актуальность общеразвивающей программы
1.3.Отличительные особенности программы
1.4.Адресат общеразвивающей программы
1.5.Режим занятий, периодичность и периодичность занятий
1.6.Объем и срок освоения программы
1.7.Особенности организации образовательного процесса
1.8.Формы организации образовательного процесса
2. Цели и задачи программы
2.1. Учебный (тематический) план
2.2.Содержание учебного (тематического) плана
2.3. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1.Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое обеспечение
3.4. Кадровое обеспечение
3.5. Методические материалы
4. Формы аттестации и контроля
5. Список литературы

2

3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
5
5
5
7
7
7
7
7
7
8
10

Комплекс основных характеристик
1. Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Эколого-волонтерский отряд «ЭРОН» (далее «программа») –
естественнонаучная.
Программа направлена на развитие коммуникативных, организаторских
способностей, добровольческих качеств. Обучающимся предоставляется возможность
самореализоваться в различны видах деятельности: игровой, трудовой, общественнополезной, социально-значимой, художественно-эстетической.
Актуальность программы заключается в необходимости создания в школе
условий, способствующих развитию экологической культуры и социально активной
личности, способной к самоорганизации, организации общественности и работе в отряде.
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности программы: в процессе реализации программы
подростки изучают разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию у
обучающихся организаторских, коммуникативных и креативных способностей через
включение в активную социально-экологическую деятельность.
Новизна программы заключается в обобщении и структурировании материала,
который направлен на развитие у подростков экологической культуры через включение в
волонтерскую деятельность в школе.
Адресаты программы обучающиеся, участвующих в реализации данной
программы, 11-17 лет. Она интересна тем учащимся, которые хотят помогать людям,
развивать свои коммуникационные навыки и творческие способности.
В группу набираются учащиеся 5– 9 классов по желанию.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут
Общее количество часов в неделю – 1 час
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
3

Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 34 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является
разнообразным как по форме, так и по содержанию; базируется на развивающих методах
обучения детей.
При реализации программы используется традиционная модель – линейная
последовательность освоения содержания в течение одного учебного года.
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения, допускает сочетание с заочной формой в
виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной
деятельности учреждения.
Формы организации образовательного процесса
При проведении занятий используются следующие формы работы:
 групповая;
 фронтальная;
 самостоятельная;
 работа в парах.
Методика проведения занятии предусматривает теоретическую подачу материала с
демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность, являющуюся
основой, необходимой для закрепления информации.
Уровень сложности программы – «стартовый».
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Виды занятий – беседа, круглый стол, игра, мастер-класс, КТД, практическое
занятие, просмотр презентаций, социальные акции.
Формы подведения результатов – беседа, викторина, мастер-класс.
2. Цели и задачи программы
Цель: создание условий для формирования и развития у обучающихся осознания и
принятия ценностей человеческой жизни формирования и основ экологической культуры.
Задачи:
Обучающие (направленные на достижение предметных результатов):
1. Обучить подростков разработке и организации экологических акций.
2. Дать первоначальные знания о добровольческой деятельности.
3. Создание условий для самореализации личности на основе индивидуального и
дифференцированного подхода, через включение в активную экологическую
деятельность.
Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов):
1. Развить волонтерские способности, коммуникативные умения и навыки
межличностного и делового общения.
2. Развить навыки краеведческо-исследовательской деятельности подростков.
3. Создать условия для развития творческих и познавательных способностей и
индивидуальных наклонностей.
Воспитательные (направленные на достижение личных результатов):
1. Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в
процессе экологической деятельности и межличностного общения.
2. Придать добровольческой деятельности развивающий и воспитывающий характер.
3. Приобщить подрастающее поколение к истинным экологическим ценностям.
4

Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в
соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на
воспитание и формирование интереса к науке, к истории естествознания; познавательных
интересов, ценностей научного познания; понимания значения науки в жизни российского
общества; интереса к личностям деятелей российской и мировой науки; ценностей
научной этики, объективности; понимания личной и общественной ответственности
учёного, исследователя; стремления к достижению общественного блага посредством
познания, исследовательской деятельности; уважения к научным достижениям
российских учёных; понимания ценностей рационального природопользования; опыта
участия в значимых научно-исследовательских проектах; воли, дисциплинированности в
исследовательской деятельности.
2.2. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
N
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9

Наименование раздела
Кто такой волонтер?
Вводное занятие. Знакомство.
Инструктаж
Возникновение и развитие
добровольческого движения
«Я – волонтер»
Культура общения
Что должен знать
начинающий волонтер
Лидерство в волонтерском
объединении
Игровые технологии в работе
волонтера
Информационные технологии
в работе волонтера
Основы проведения
социальных дел
«Экология-дело каждого»
Эко-волонтеры
«Зеленый патруль»
«Бумбатл»
«Добрые крышечки»
«Хранители воды»
«Разделяй с нами»
«Добро руками»
«Съедобная кормушка»
«Про хвост»

Количество часов
Форма аттестации/ контроля
всего
теория практика
4
3
1
опрос, наблюдение
1
опрос, наблюдение

1
1
1
4

1

3

1
1
1
1
20

7
1

1
1
1
1
1

5

беседа, наблюдение,
тестирование, игра
творческое задание: проект
игровой программы
творческое задание:
листовка, брошюра
проект, социальная акция

13
1
1

1

опрос, наблюдение
тренинг, викторина

наблюдение, беседа
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции

«Вторая жизнь пластика»
«Экологическая азбука»
«Есть дело до лесного дела»
«Батарейки, сдавайтесь»
«День Земли»
«Разноцветные капли»
«Моя зеленая школа»
«Сила леса»
«Чистый город начинается с
тебя»
3.19 «Приключения электроники»
3.20 «Чистый берег»
4
Экологические КТД
4.1
«Экологический квест»
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18

1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

3

1

4.2

«Береги планету»

1

4.3

«Моя красная книга»

1

4.4

«Что я могу сделать с
мусором»
«Экологический турнир
знатоков природы»

4.5
4.6

1
1
3

1
1

«Экологическая тропа»

1
Итого

34

14

проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции
проведение акции

наблюдение за
выполнением хода работы
наблюдение за
выполнением хода работы
наблюдение за
выполнением хода работы
наблюдение за
выполнением хода работы
наблюдение за
выполнением хода работы
наблюдение за
выполнением хода работы

20

2.3.Содержание учебного плана
1. Кто такой волонтер? (4 часа)
Знание личностных качеств волонтера. Навык культурной речи и поведения.
Умение создать собственный успешный имидж. Имидж современного волонтера. Знание
сферы деятельности волонтера. Само презентация.
2.Что должен знать начинающий волонтер (4 часа)
Волонтер: что нужно знать и уметь, чтобы организовать хорошую работу в отряде.
Игры на самопрезентацию.
Оформление отрядного экологического стенда. Способы оформления стенда.
Возможные рубрики для стенда. Работа творческой мастерской.
Отрядная этика.
3. «Экология-дело каждого» (20 часов)
Проведение экологических акций и мероприятий, а также исследовательская
деятельность. Выявление и помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Чистка и благоустройство родников села. Проведение рейдов чистоты и эколого-трудовых
десантов по селу. Выступление агитбригады, проведение лекториев для подростков.
6

Организация и участие в конкурсах, выставках на экологическую тему. Организация и
участие в маршах, акциях, походах.
4. Экологическое КТД (6 часов)
Что такое КТД? Стадии организации КТД: предварительная работа, планирование,
подготовка, проведение, подведение итогов. Алгоритм КТД. Разработка экологического
коллективного творческого дела. Реализация экологического КТД.
2.4.Планируемые результаты
Предметные результаты:
- сформированность познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и
интересов в деятельности;
- самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;
- развитие теоретического, экологического и исследовательского мышления;
- развитие трудолюбия и ответственности;
- толерантное сознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми;
- приобретение опыта природоохранной деятельности;
-проявление эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры,
патриотизм.
Метапредметные результаты:
- владение способами поиска дополнительной информации;
- умение продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом,
планировать и выполнять коллективную работу, корректировать результаты совместной
деятельности;
- владение навыками исследовательской и проектной деятельности;
- умение определять цели и задачи, планировать деятельность;
- овладение нормами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при
выполнении различных технологических процессов.
Личностные результаты:
- владение базовыми понятиями и терминологией, умение объяснять их с позиций
явлений социальной действительности;
- приобретение опыта использования полученных знаний и умений при планировании и
освоении экологических процессов;
- осознание ответственности за здоровый образ жизни, качество результатов труда,
экономию материалов, сохранение экологии;
- умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ с
учётом интересов и возможностей всех участников трудового коллектива.

7

3. Организационно-педагогические условия
3.1.Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

8

Окончание учебного года

Учебный год
34
1
34
17
17
2 сентября 2024 г.
26.10.2024 - 04.11.2024
29.12.2024 - 08.01.2025
23.03.2024 - 30.03.2025
26 мая 2025

3.2.Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
 помещение кабинет ЦДИ, учебные комплекты мебели, соответствующие
санитарно-гигиеническим и пожарным нормам;
 канцелярские принадлежности: бумага, карандаши, фломастеры.
Кадровое обеспечение
Должность – учитель биологии и географии
Методические материалы
Специальная литература, методические разработки, наглядные пособия, разработки
конспектов.
Методы обучения и воспитания
 словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части;
 наглядный – работа по образцу;
 практический – упражнения, практические задания, наблюдения, игры.
Формы организации образовательной деятельности
 групповая форма организации проведения лекций, бесед;
 индивидуально-групповая форма организации практической деятельности.
Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, практические
занятия, конкурсы, творческие мастерские.

8

N
п/п

Наименование
раздела

1

Кто такой
волонтер?

2

Что должен знать
начинающий
волонтер

3

«Экология-дело
каждого»

4
Экологическое КТД

Материальнотехническое
Формы, методы приемы
оснащение, дидактикообучения, технологии
методический
материал
Презентация
Словесный, объяснительноиллюстративный методы,
практические методы
Презентация
Словесный, объяснительноиллюстративный методы,
практические методы
Презентация
Словесный, объяснительноиллюстративный методы,
практические методы
Презентация
Словесный, объяснительноиллюстративный методы,
практические методы

9

Формы учебного
занятия
Беседа, круглый
стол
Беседа, круглый
стол, игра
Беседа, игра,
тренинг, акция
Беседа, игра,
тренинг, мастер
класс

4. Форма аттестации/ контроля
Формы оценочных средств
 журнал посещаемости;
 фотоотчет.
Формы итоговой аттестации
 организация мероприятий для волонтеров экологического отряда «ЭРОН»
Итоговая аттестация
Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической
работы осуществляется по трем составляющим и критериям:
 Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой; словарный запас соответствует программным
требованиям, называет все слова (словосочетания) по каждой теме, не испытывая при
этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие ответы,
используя полные и краткие предложения; все звуки произносит четко и правильно, не
испытывая при этом затруднений).
 Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет более 50% слов (словосочетаний) по
каждой теме, испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно или с
помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла, содержащие
ошибки; не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения).
 Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет менее половины слов (словосочетаний)
по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения; часто ошибается,
выполняет задания с подсказкой детей и педагога).

10

5.Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля
1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, использованная при составлении программы (для педагога)
11

1. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся во внеклассной
работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.
2. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./ М.: Центр
«Педагогический поиск», 2006.
3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/
сост. Н.К.Беспятова – М.: Айрис –пресс, 2003.
4. Сборник авторских программ дополнительного образования детей/сост.
А.Г.Лазарева. – Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
5. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание
школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания,
2005.Научно-методический журнал «Биология в школе»
6. Наша окружающая среда (основы экологической культуры) учебная программа для
8 классов средних общеобразовательных школ и учреждений дополнительного
образования – Екатеринбург: учебно-методический центр «Гринскул», 2002
7. Обухов В.Л., Сапунов В.Б. Основы экологии – СПб: «Специальная литература»,
1998
8. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг окружающей среды - М.: «Творческий
центр», 2005г.
9. Суровегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: методическое пособие для
учителя. – М.: Новая школа, 1994
10. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: практикум.
– М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2002
11. Химия и экология. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по
экологическому воспитанию. / Сост. Г.А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2005.

12

Аннотация к рабочей программе дополнительного образования «Экологоволонтерский отряд ЭРОН»
Программа «Эколого-волонтерский отряд «ЭРОН» реализует содержание
естественнонаучной направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 11 – 16
лет.
Программа предназначена для обучения детей экологическомуволонтерству. Цель
программы: создание условий для формирования и развития у обучающихся осознания и
принятия ценностей человеческой жизни формирования и основ экологической культуры.
Работа по данной программе предполагает прохождение 4 разделов: «Кто такой
волонтер?», «Что должен знать начинающий волонтер»,
анная программа предлагает изучение роли волонтера, каким должен быть
волонтер, что такое экологическое волонтерство. В ходе данной программы обучающиеся
знакомятся с эколого-волонтерской деятельностью.
Программа рассчитана на 34 часа.

13


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».