ДООП Совет музея

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СОВЕТ МУЗЕЯ»
Возраст обучающихся: 5-11 класс
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Курицын Федор Иванович
педагог дополнительного образования

с. Новопышминское,
2024 год

Содержание

2. Комплекс основных характеристик программы ............................................................ 3
2.1. Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Направленность общеразвивающей программы .............................................................. 3
Актуальность общеразвивающей программы ..................................................................3
Отличительные особенности программы......................................................................... 3
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий ...................................... 4
Объем и срок освоения программы .................................................................................. 4
Особенности организации образовательного процесса ................................................... 4
Формы организации образовательного процесса ............................................................ 4
Виды занятий..................................................................................................................... 4
Формы подведения результатов ....................................................................................... 5
2.2. Цели и задачи программы........................................................................................... 5
2.3. Учебный (тематический) план ................................................................................... 7
2.4. Содержание учебного (тематического) плана ........................................................ 11
2.5. Планируемые результаты ......................................................................................... 13
3. Организационно-педагогические условия..................................................................... 14
3.1. Календарный учебный график................................................................................. 14
3.2. Условия реализации программы ............................................................................. 14
Материально-техническое оснащение ........................................................................... 14
Кадровое обеспечение..................................................................................................... 14
Методические материалы ............................................................................................... 14
3.3. Формы аттестации/ контроля................................................................................... 18
Характеристика оценочных материалов ........................................................................ 19
Протокол оценивания...................................................................................................... 21
4. Список литературы .......................................................................................................... 22

2

2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Совет музея» (далее «программа») – туристско-краеведческая. Уровень
освоения содержания программы – базовый.
Программа направлена как на овладение учащимися как основными краеведческими
знаниями о родном крае (хронология исторических событий, примеры известных людей
или достопримечательностей и т.д.), так и обучение базовым знаниям, необходимым для
овладения музейным делом (учёт, описание и уход за экспонатами, составление и
презентация музейной экспозиции и т.д.). Обучение по данной программе создаёт
благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности
обучающегося, для его социальнокультурного самоопределения, развития познавательной
активности и творческой самореализации.
Актуальность общеразвивающей программы
Актуальность программы состоит в потребности продуктивной деятельности
детей к возрождению и удержанию интереса к истории родного края, а также к изучению,
осмыслению и сохранению его истории. Ввиду того, что в последнее время происходит
разработка и реализация многочисленных региональных и местных краеведческих
программ, тема истории родного края становится всё более актуальной. Школьный музей
призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению
кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебнопрактическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям
совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности программы
Данная программа является авторской, а её содержание систематизировано и
структурировано на основе материала, разработанного в ходе собственной практической
деятельности.
3

Отличительной особенностью данной программы также можно считать и интегративную
форму обучения: программа предусматривает сочетание теоретических и практических
занятий, а также социальное взаимодействие (участие в мероприятиях). Программа
построена таким образом, что учащийся получает возможность изучить основы музейного
дела, начиная с простых шагов (учёт и классификация экспонатов), и заканчивая
сложными задачами (оформление музейной экспозиции).
Новизна программы
выражается в том, что обучение музейному делу дополнено не только практическими
занятиями, но и социальной деятельностью, выражающейся в участии в специальных
мероприятиях. Учащиеся получают возможность участвовать в актуальных музейных и
краеведческих мероприятиях.
Адресат общеразвивающей программы
Программа рассчитана на обучающихся 5-11 классов. Принцип отбора обучающихся
свободный, без предъявления требований к содержанию и уровню стартовых знаний,
умений и навыков, а также к уровню развития ребенка.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 академический час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Объем и срок освоения программы
Объем часов по программе составляет 34 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
При реализации программы используется традиционная модель – линейная
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения.
Занятия проводятся в групповом формате. Оптимальное количество детей в группе
составляет 20 человек.
Форма обучения по данной программе преимущественно очная в виду
непосредственной работы с музейными экспонатами, но при необходимости присутствует
возможность полной дистанционной формы обучения.
Формы организации образовательного процесса
При проведении занятий используются следующие формы работы:
 лекции;
 экскурсии;
 консультации;
 литературные и исторические гостиные;
 исторические и географические игры, викторины;
 проектная и исследовательская деятельность;
 использование интернет – технологий;
 посещение школьных музеев и музеев города и области, а также участие в
краеведческих мероприятиях;
 оформление выставок, обновление экспозиций;
Уровень сложности программы – базовый.
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно тематического направления программы.
Виды занятий
Виды занятий – семинары и беседы; просмотр презентаций, проведение мастерклассов, практические занятия. Время от времени учащиеся также принимают участие в
4

работе музея, непосредственно сопряжённой с жизнью школы – например, участие в
митингах или акциях.
Формы подведения результатов
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование);
- участие в различных конкурсах;
- организации я социальных акций патриотической направленности.
2.2. Цели и задачи программы
Цели:
1. Обучить учеников теоретическим (история родного края, функции школьного музея и
т.д.) и практическим (правильное оформление музейных записей, правила ведения
экскурсий и т.д.) знаниям.
2. Сформировать у обучающихся умения по музейной деятельности.
3. Воспитать посредством музейной деятельности у обучающихся гражданское и
патриотическое воспитание, сформировать социальную активность и интеллектуальное
развитие учащихся путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую
деятельность.
Задачи:
Обучающие(направленные на достижение предметных результатов):
1. дать учащимся знания по истории села и страны и сформировать у них умение свободно
ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей
России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России;
2. обучить учащихся навыкам, необходимым для успешного ведения музейного дела: учет
и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка,
систематизация и методическая обработка, оформление и экспонирование материалов;
организация научно-исследовательской работы.
Развивающие(направленные на достижение метапредметных результатов):
1. развить творческие способности учащихся в процессе создания и презентации
творческих работ по профилю музея;
2. развить у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического
знания, а также в сфере развития гражданского и патриотического сознания школьников;
3. сформировать у учащихся умения применять для решения учебных и практических
задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и
др.);
4. обучить учащихся способам организации, планирования различных видов деятельности
(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой) и пониманию специфики
каждой;
5. научить учащихся способам получения, анализа и обработки информации (обобщение,
классификация, чтение и др.), методам представления полученной информации
(моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Воспитывающие(направленные на достижение личных результатов):
1. сформировать у учащихсяготовность и способность к саморазвитию и самообучению, а
также достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
2. сформировать у учащихся личностные качества, позволяющие им как успешно
осуществлять учебную деятельность и взаимодействовать с её участниками, так
ипонимать роль человека в обществе, а также принимать нормы нравственного поведения
в природе и обществе и правильно взаимодействоватьсо взрослыми и сверстниками;
5

3. сформировать у учащихся основы российской гражданской идентичности, воспитать у
них чувство гордости за достижения своих односельчан, уважительное отношение к своей
станице и её истории, любовь к родному краю и своей семье;
4. сформировать у учащихся основы экологической культуры и понимание ценности
любой жизни, а также помочь им в освоении правил индивидуальной безопасной жизни с
учетом изменений среды обитания.
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в
соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на
воспитание и формирование ценностного отношения к региональной и местной культуре;
уважения к историческому и культурному наследию народов России, памятникам героям
и защитникам Отечества; уважения к ценностям, святыням традиционных религий
народов России; культуры общения, взаимопомощи; эстетической культуры; трудолюбия
и уважения к труду, к трудящимся, результатам труда; экологической культуры, навыков
охраны природы, сбережения природных ресурсов; стремления и умения применять
научные знания в природной среде; личной ответственности за действия в природной
среде, неприятие действий, приносящих вред природе; опыта сохранения уникального
природного и биологического многообразия России, природного наследия Российской
Федерации, ответственного отношения к животным; стремления к заботе о своём здоровье
и здоровье окружающих людей; способности видеть и реагировать на угрозы
безопасности; готовности брать на себя ответственность за достижение общих целей;
настойчивости,
последовательности,
принципиальности;
воли,
упорства,
дисциплинированности в туристической деятельности; готовности к анализу и реализации
своей нравственной позиции на основе российских базовых ценностей, традиционных
духовно-нравственных ценностей народов России.

6

2.3. Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела
(модуля)

Количество часов
Всего
4

теория
4

1.1.

Раздел 1. История
родного края и школы.
Родной край в истории
государства
Российского.

1.2.

Моя семья и родной
край.

1

1.3.

Краткая история
Новопышминской
школы.

1

1.4.

История
Новопышминской
школы. Значимые
педагоги.
Раздел 2. Деятельность
и организация
школьного музея. День
белых журавлей и День
народного единства.
Начало работы
школьного музея. Цели
и задачи. Вводный
инструктаж
Описание деятельности
школьного музея на
конкретных примерах.

1

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Форма
аттестации
/контроля
практика
Наблюдение
за
выполнением
хода работы
Наблюдение
за
выполнением
хода работы
Наблюдение
за
выполнением
хода работы
Наблюдение
за
выполнением
хода работы

1

5

4

1

1

1

Деятельность
школьного музея.
Мастер-класс по
проведению
мероприятия в рамках
Дня белых журавлей.
Описание организации
школьного музея.
Распределение ролей.

1

1

Распределение ролей в
школьном музее и
пробная работа в
команде.

1

7

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Фотоотчёт.

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.

3.1.

3.2.

4.1.

4.2.

5.1.

5.2.

5.3.

6.1.

Подготовка
мероприятия в рамках
Дня народного
единства.
Раздел 3. Фонды
школьного музея.
Коллекции школьного
музея.

2

2

Учёт фондов
школьного музея.
Раздел 4. Памятные
даты России. День
Конституции и День
неизвестного солдата.
Подготовка к
мероприятиям в рамках
Дня Конституции.
Проведение
мероприятий в рамках
Дня неизвестного
солдата.
Раздел
5.Комплектование
фондов школьного
музея.
Комплектование
фондов школьного
музея. Планирование
работы.
Комплектование
школьных музеев.
Выявление предметов
музейного значения.
Комплектование
фондов школьного
музея. Обеспечение
научной и физической
сохранности находок.
Раздел 6. Учёт и
описание музейных
предметов.
Учёт и описание
музейных предметов.
Задачи учёта и
научного описания
музейных предметов.

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.

1

1

2

1

1

1

1

3

1

2

1

1

1

5

2

1

8

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Фотоотчёт.

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.

3
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

7.1.

7.2.

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

8.5.

Учёт и описание
музейных предметов.
Составление научного
описания музейных
предметов.
Учёт и описание
музейных предметов.
Как заполняются
документы учёта.
Учёт и описание
музейных предметов.
Проверка заполнения
документов учёта.
Учёт и описание
музейных предметов.
Составление паспортов
музейных предметов.
Раздел 7. Военная слава
земляков. День
защитника отечества.
Подготовка к
мероприятиям в рамках
Дня защитника
отечества.
Проведение
мероприятий в рамках
Дня защитника
отечества.
Раздел 8. Экспозиции
школьного музея.
Экспозиция школьного
музея. Концепция
экспозиции школьного
музея.
Экспозиция школьного
музея. Виды
экспозиций и основные
приёмы
экспонирования
музейных предметов.
Экспозиция школьного
музея. Создание
экспозиции на
заданную тему.
Тексты в музейной
экспозиции.
Назначение и виды
текстов в экспозиции.
Тексты в музейной
экспозиции. Как
составлять этикетажи к

1

1

1

1

2

1

1

4

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.

1

1

1

9

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Фотоотчёт.

2

1

1

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.

1

1

6

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.

Фотоотчёт.

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением

8.6.

9.1.

экспонатам.
Тексты в музейной
экспозиции. Практикум
по составлению
этикетажа к
экспонатам.
Раздел 9. Военная слава
земляков. День
Победы.
История Дня Победы

9.2.

Подготовка к
мероприятиям в рамках
Дня Победы.

9.3.

Проведение
мероприятий в рамках
Дня Победы.
Раздел 9.
Экскурсионная работа
в школьном музее.
Экскурсионная работа
в школьном музее.
Подготовка экскурсии.

10.1.

10.2.

1

3

2

1

1

1

1

2

1

1

10

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Фотоотчёт.

1

1

Экскурсионная работа
в школьном музее.
Проведение экскурсии.

хода работы.
Наблюдение
за
выполнением
хода работы.

Наблюдение
за
выполнением
хода работы.
Фотоотчёт.

2.4. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. История родного края и школы.
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия.
Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод
выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и
использования.
Краткий экскурс в историю Новопышминской школы с рассказом об основных событиях
и людях в истории этого общеобразовательного учреждения.
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники
школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках.
Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных,
городских, областных и республиканских архивах.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и
рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы.
Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение
исторической хроники и летописи школы.
Тема 2. Деятельность и организация школьного музея. День белых журавлей и День
народного единства.
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация,
объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и
учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма
сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа
профессиональной ориентации детей.
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся.
Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности
актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея,
руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение
его состава.
Тема 3. Фонды школьного музея.
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные
фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций.
Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных
предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация
музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и
архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Тема 4. Памятные даты России. День неизвестного солдата и День Конституции.
Подготовка и проведение мероприятий в рамках Дня неизвестного солдата и Дня
Конституции. Мероприятия посвященные данному дню, проводятся в рамках акции
«Обелиск».
Тема 5. Комплектование фондов школьного музея.
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого
исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события,
явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной
информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного
значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической
11

сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других
полевых изысканий.
Тема 6. Учёт и описание музейных предметов.
Теоретические занятия - задачи учета и научного описания музейных предметов. Система
учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные
описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия – ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта
и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 7. Военная слава земляков. День защитника отечества.
Подготовка и проведение мероприятий в рамках Дня защитника отечества. Мероприятия
посвященные данному дню, проводятся в рамках акции «Обелиск».
Тема 8. Экспозиции школьного музея.
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные,
фондовые.
Теоретические занятия – назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и
сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы
размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия – игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы
размещения текстов в экспозиции.
Тема 9. Военная слава земляков. День Победы.
Подготовка и проведение мероприятий в рамках Дня Победы. Мероприятия, посвященные
данному дню, проводятся в рамках акции «Обелиск».
Тема 10. Экскурсионная работа в школьном музее.
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и
популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь,
внешний вид, свободное владение материалом, этика.

12

2.5. Планируемые результаты
Обучающие(направленные на достижение предметных результатов):
1. овладение необходимой информацией по истории села и страны, умение свободно
ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей
России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России;
2. овладение навыками, необходимыми для успешного ведения музейного дела: учет и
хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка,
систематизация и методическая обработка, оформление и экспонирование материалов;
организация научно-исследовательской работы.
Развивающие(направленные на достижение метапредметных результатов):
1. развитие творческих способностей в процессе создания и презентации творческих работ
по профилю музея;
2. развитие навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, а также в
сфере развития гражданского и патриотического сознания школьников;
3. овладение умениями, применяемыми для решения учебных и практических задач
различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
4. овладение способами организации, планирования различных видов деятельности
(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой) и пониманию специфики
каждой;
5. овладение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение,
классификация, чтение и др.), а также методами представления полученной информации
(моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Воспитывающие(направленные на достижение личных результатов):
1. сформированность готовности и способности к саморазвитию и самообучению, а также
достаточно высокого уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
2. сформированность личностных качеств, позволяющих как успешно осуществлять
учебную деятельность и взаимодействовать с её участниками, так и понимать роль
человека в обществе, а также принимать нормы нравственного поведения в природе и
обществе и правильно взаимодействоватьсо взрослыми и сверстниками;
3. сформированность основы российской гражданской идентичности, воспитание чувства
гордости за достижения своих односельчан, уважительного отношение к своей станице и
её истории, любовь к родному краю и своей семье;
4. сформированность основы экологической культуры и понимание ценности любой
жизни, овладение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды
обитания.

13

3.Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

8

Окончание учебного года

Учебный год
34
1
34
17
17
2 сентября 2024 г.
26.10.2024 - 04.11.2024
29.12.2024 - 08.01.2025
23.03.2024 - 30.03.2025
26 мая 2025

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
- помещение кабинета № 20, учебные комплекты мебели, соответствующие санитарногигиеническим и пожарным нормам;
- экспонаты и выставочные стенды школьного музея;
Кадровое обеспечение
Должность – учитель иностранного языка.
Методические материалы
Специальная литература, специальные мультимедийные материалы (иллюстрации,
фотографии, видеоматериалы, газетные и журнальные вырезки), образцы
исторических документов.
Методы обучения и воспитания
- словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части;
- наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
- практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры;
- дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения;
- проблемное обучение - самостоятельная разработка презентаций.
Формы организации образовательной деятельности
- групповая форма организации проведения лекций, бесед;
- индивидуально-групповая форма организации практической деятельности,
выполнения работы.
Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, минивыставки, практические занятия, конкурсы, творческие мастерские.
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков).
Сделать обучение более удобным и, таким образом, более продуктивным для каждого
обучаемого; сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его
потенциальных
возможностей
(способностей);
содействие
средствами
индивидуализации освоению программы каждым обучаемым, предупреждение
14

неуспеваемости; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону
ближайшего развития каждого обучаемого; улучшение учебной мотивации и развитие
познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности,
трудолюбия, творчества.
Изучение особенностей обучаемых: обучаемость, учебные умения, обученность,
познавательные
интересы.
Которые,
впоследствии
учитываются
при
индивидуализации работы. Учебно-познавательная деятельность обучаемых над
выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения
каждого ребенка сообразно его возможностям. Интеграция индивидуальной работы с
другими формами учебной деятельности. Взаимоконтроль обучаемых.
Результат использования:
Сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности.
Содействовует средствами индивидуализации выполнению программ каждым
обучаемым, предупреждает неуспеваемость. Формирует общеучебные умения и
навыки при опоре на зону ближайшего развития каждого обучаемого. Улучшает
учебную мотивацию и развивает познавательные интересы детей. Способствует
развитию самооценки, познавательной самостоятельности, организованности,
проявлению инициативы, находчивости, гибкости мысли, настойчивости в достижении
цели. Позволяет обучающемуся работать экономно, в оптимальное для себя время,
постоянно контролировать затраты своих сил, что позволяет достигать высоких
результатов обученности. Позволяет вовремя вносить необходимые коррекции в
деятельность как обучаемого, так и педагога, приспосабливать их к постоянно
меняющейся, но контролируемой ситуации, как со стороны педагога, так и со стороны
ребенка. Педагог имеет непосредственный контакт с обучаемым.
Групповые технологии.
Создание положительной мотивации учения; развитие внимания; интеллектуальное
развитие обучаемых; развитие личностных качеств обучаемых; развитие
коммуникативных способностей. Выполнение заданий в группах (2-6 человек) на
занятиях в объединении «Кукольный теремок».
Результат использования:
Повышение мотивации. Интеллектуальное развитие: развивается критическое
мышление, внимание становится более устойчивым. Качество усвоения материала:
возрастает объем и глубина знаний, повышается уровень осмысления материала,
растет число нестандартных решений, тратится меньше времени на усвоение. Влияет
на развитие личности: становление самооценки, развитие инициативы развитие
навыков необходимых для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить
свое поведение с учетом мнения другого человека, самостоятельность,
организаторские способности), усиливается вера в свои силы. Влияет на
коммуникативные особенности: развивается коллектив (развивается толерантность,
уважение к другим, желание помочь). Влияет на эмоциональную сферу: усиливается
переживание удовольствия от процесса обучения, снижается тревожность, есть
возможность оказать поддержку каждому. Влияет на поведение: повышается уважение
к труду педагога.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская).
15

Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику деятельности
учреждений дополнительного образования детей способствует отсутствие жесткой
регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников
объединений, комфортность условий для индивидуального и творческого развития
детей и адаптация их интересов в любой сфере жизни. В центре внимания –
неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная
на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Цель: развитие
индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. Технология
личностноориентированного развивающего обучения сочетает обучение (нормативносообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Педагог создает условия 16 для правильного выбора каждым содержания изучаемого и
темпов его освоения. Обучающийся приходит учиться по своему желанию, в свое
свободное время. Задача педагога – так давать материал, чтобы пробудить интерес,
раскрыть возможности каждого, активизировать его творческую и познавательную
деятельность. В данной технологии обучения центр всей образовательной системы –
индивидуальность детской личности, поэтому, методическую основу составляют
дифференциация и индивидуализация обучения.
Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов).
В современном обществе проблема сохранения здоровья детей стала наиболее
актуальной. Существует дефицит активной физической нагрузки в условиях
интенсивного предметного обучения и другой учебной деятельности обучающихся,
что привело к использованию технологий по охране здоровья. Цель: сохранение и
укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии должны
обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и
эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом
общения с людьми, природой и искусством. Они направлены на воспитание у
обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как о ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Основной принцип здоровьесбережения сформулировал Н.К.Смирнов: «Не навреди!».
Это означает, что все используемые средства и методы должны быть обоснованы,
проверены на практике и не наносили вред здоровью.
№
п/п

Название раздела, тема

1

Раздел
1.
История
родного края и школы.

2

Раздел 2. Деятельность и
организация школьного
музея.

Материальнотехнические
оснащение,
дидактикометодический
материал
Помещение и
экспонаты
музея,
распечатки,
презентации.
Помещение и
экспонаты
музея,
16

Формы,
методы,
приемы
обучения,
технологии

Формы
учебного
занятия

Словесный,
объяснительноиллюстративный
метод.

Беседа,
творческая
работа.

Словесный,
объяснительноиллюстративный

Беседа,
творческая
работа.

распечатки,
презентации.
3

Раздел 3. Фонды
школьного музея.

4

Раздел 4. Военная слава
земляков. День
неизвестного солдата.

Аппаратура
музея,
распечатки.
Помещение и
экспонаты
музея,
распечатки,
презентации.

5

Раздел 5.Комплектование
фондов школьного
музея.

Аппаратура
музея,
распечатки.

6

Раздел 6. Учёт и
описание музейных
предметов.

Помещение и
экспонаты
музея,
распечатки,
презентации.

7

Раздел 7. Военная слава
земляков. День
защитника отечества.

Помещение и
экспонаты
музея,
распечатки,
презентации.

8

Раздел 8. Экспозиции
школьного музея.

9

Раздел 9. Военная слава
земляков. День Победы.

Помещение и
экспонаты
музея,
распечатки,
презентации.

10

Раздел 10.
Экскурсионная работа в
школьном музее.

Помещение и
экспонаты
музея,
распечатки,
презентации.

Аппаратура
музея,
распечатки.

17

метод,
практический
метод.
Объяснительный
метод,
практический
метод.
Словесный,
объяснительноиллюстративный
метод,
практический
метод.
Объяснительный
метод,
практический
метод.
Словесный,
объяснительноиллюстративный
метод,
практический
метод.
Словесный,
объяснительноиллюстративный
метод,
практический
метод.
Объяснительный
метод,
практический
метод.
Словесный,
объяснительноиллюстративный
метод,
практический
метод.
Словесный,
объяснительноиллюстративный
метод.

Практическая
работа.

Практическая
работа.

Беседа,
творческая
работа.
Беседа,
творческая
работа.

Беседа,
творческая
работа.

Творческая
работа.
Практическая
работа.

Творческая
работа.

3.3. Формы аттестации/ контроля
Формы оценочных средств
- журнал посещаемости;
- аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
- яндекс форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
- фотоотчет;
- отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся;
- статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте».
Формы итоговой аттестации
- аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
- демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы в форме
отчетных выставок;
- защита творческих работ;
- участие в проектной деятельности и акциях «День пожилого человека», «Новогодние
чудеса», «День Защитника Отечества», «8 марта».
Итоговая аттестация проводится в два этапа, согласно Положению о формах
периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся Центра
- проверка теоретических основ программы, через выполнение теоретической
самостоятельной работы;
- проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций,
через выполнение практической работы.
Критерии оценивания
Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической
работы осуществляется по трем составляющим и критериям (Приложение №1.),
разработанным в соответствии с требованиями Программы и предусмотренным
Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации в объединении на
основании Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Центра.
Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой; словарный запас соответствует программным
требованиям, называет все слова (словосочетания) по каждой теме, не испытывая при
этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие ответы,
используя полные и краткие предложения; все звуки произносит четко и правильно, не
испытывая при этом затруднений).
Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет более 50% слов (словосочетаний) по
каждой теме, испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно
или с помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла,
содержащие ошибки; не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом
затруднения).
Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема знаний,
предусмотренных программой; называет менее половины слов (словосочетаний) по
каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения; часто ошибается,
выполняет задания с подсказкой детей и педагога)
18

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Характеристика оценочных материалов
Планируемые результаты

Критерии
оценивания

Виды контроля /
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы
диагностики)

Сформированность готовности и
способности к саморазвитию и
самообучению, а также достаточно
высокого уровень учебной
мотивации, самоконтроля и
самооценки.
Сформированность личностных
качеств, позволяющих как успешно
осуществлять учебную деятельность
и взаимодействовать с её
участниками, так и понимать роль
человека в обществе, а также
принимать нормы нравственного
поведения в природе и обществе и
правильно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками.
Сформированность основы
российской гражданской
идентичности, воспитание чувства
гордости за достижения своих
односельчан, уважительного
отношение к своей станице и её
истории, любовь к родному краю и
своей семье.
Сформированность основы
экологической культуры и
понимание ценности любой жизни,
овладение правил индивидуальной
безопасной жизни с учетом
изменений среды обитания.
Развитие творческих способностей в
процессе создания и презентации
творческих работ по профилю музея

Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.
Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.

Беседа, опрос

Творческий отчёт,
беседа

Беседа, опрос

Беседа

Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.

Беседа, опрос

Беседа

Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.
Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.
Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.
Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.
Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.
Высокий уровень

Беседа, опрос

Беседа

Беседа, опрос

Беседа

Беседа, опрос

Беседа

Беседа, опрос

Творческая
работа.

Беседа, опрос

Творческая работа

Беседа, опрос

Презентация

Развитие навыков самостоятельного
мышления в сфере исторического
знания, а также в сфере развития
гражданского и патриотического
сознания школьников.
Овладение умениями,
применяемыми для решения
учебных и практических задач
различные умственные операции
(сравнение, обобщение, анализ,
доказательства и др.).
Овладение способами организации,
планирования различных видов
деятельности (репродуктивной,
поисковой, исследовательской,
творческой) и пониманию
специфики каждой.
Овладение способами получения,

19

Предметные результаты

анализа и обработки информации
(обобщение, классификация, чтение
и др.), а также методами
представления полученной
информации (моделирование,
конструирование, рассуждение,
описание и др.).
Овладение необходимой
информацией по истории села и
страны, умение свободно
ориентироваться в исторических
событиях и фактах, связывать эти
факты с историей России в целом,
видеть неразрывную связь истории
родного края с историей России
Овладение навыками,
необходимыми для успешного
ведения музейного дела: учет и
хранение собранных документов
предметов, материалов, их научная
проверка, систематизация и
методическая обработка,
оформление и экспонирование
материалов; организация научноисследовательской работы.

– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.
Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.

Беседа, опрос

Опрос

Высокий уровень
– от 85% до 100%.
Средний уровень –
от 50% до 84%.
Низкий уровень –
49% и менее.

Беседа, опрос

Творческая работа

20

21

Итоговый балл

Средний балл

Демонстрация интереса и
уважения к занятиям

Метапредметная
составляющая

Умение проявлять
творческий подход при
выполнении заданий

Средний балл

Умение применять навыки
на практике

Владение навыками
музейного дела

Теория
Предметная
составляющая

Умение планировать и
анализировать деятельность

Средний балл

Приобретение
первоначальных знаний

Имя, фамилия и
отчество
учащегося

Владение терминологией,
знание дат и имён

№
п/п

Теоретические знания по
основным разделам

Протокол оценивания

уровня и качества образованности обучающегося
Практика
Личностная
составляющая

4. Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
22

14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16
июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

Литература, использованная при составлении программы (для педагога)
1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в
школе. Спб., 2002.
5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

Литература, рекомендуема для обучающихся и родителей
представителей):
1. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
2. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

(законных

Интернет-ресурсы:
www.culture.ru

Аннотация
Программа «Совет музея» реализует содержание туристско-краеведческой
направленности и предназначена для обучающихся 5-11 классов.
Программа предназначена для обучения детей и подростков основам музейного дела и
историко-краеведческой информации по родному краю.
Цель программы: развитие аналитических и организационных способностей обучающихся
посредством участия в музейной деятельности.
Данная программа предлагает изучение основ музейного дела (классификация экспонатов,
выявление экспонатов музейного значения, оформление и проработка экспозиций и т.д.), а
также изучение необходимой исторической информацией по истории села
Новопышминского и школы № 10.
Программа рассчитана на 34 часа.

23


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».