РП Ритмика 4в кл-комплект уо

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Сухой Лог
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Принято:
на координационно - методическом совете
протокол № 1 от 28 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Ритмика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4в класса-комплекта

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ритмика» для 2,4 классов составлена
на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности
ребенка в процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков
двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая
достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия
способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в
пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового
образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Основные направления работы по ритмике:
упражнения на ориентировку в пространстве;
ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения,
упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
упражнения с детскими музыкальными инструментами;
игры под музыку;
танцевальные упражнения.
2. Общая характеристика предмета «Ритмика»
В
системе
проводится
коррекционно-развивающая
работа,
предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих
социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью,
коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению
ими содержания образования. Преподавание ритмики в образовательном
учреждении с обучающимися с умственной отсталостью обусловлено
необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности. Этот вид
деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными
возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных
функций.
Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие
музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых
интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также
коррекция недостатков двигательной сферы.
Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию
координации движений, дают возможность переключаться с одного вида
движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный
облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые
отношения со сверстниками.
2

Методы
и
формы
обучения,
используемые
современные
образовательные технологии. Методы ведения учебных занятий курса
различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части, и могут
быть следующими:
o Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения,
оценка.
o Практические: показ учителя, совместное выполнение данного
движения, индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем
классом.
o Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным
словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.
o Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов
и предложений.
o Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.
Формы занятий:
o ритмопластика и ритмическая гимнастика;
o логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку
или шумовое ритмичное сопровождение);
o психогимнастика под музыку;
o корригирующие игры с пением;
o коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
o коммуникативные танцы;
o хореографические этюды с предметами и без предметов;
o элементы музицирования;
o импровизация;
o ритмический диктант;
Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие
технологии: (уровневая дифференциация и индивидуализация, системность,
поэтапность, релаксация, рациональное дыхание, конкретные, доступные для
выполнения задачи, соотношение статического и динамического компонента
урока. Рациональность использования оптимального времени урока,
размещение учащихся в зале с учетом их особенностей здоровья (нарушения
зрения, осанки, рост), активность и работоспособность учащихся на разных
этапах урока. Интерес к теме или уроку. Распределение психической и
физической нагрузки, облегченная одежда, проветривание,влажная уборка.
Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях
ритмикой состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих
упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении
творческих выступлений. О достижении результатов следует судить по
следующим критериям:
o по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им
комплексов
упражнений
по

3

ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых
музыкальных
инструментах,
участию в различных сценических представлениях;
o по повышению уровня общей и физической культуры;
o по введению речевого материала занятий в активный словарь
воспитанников;
o по отношениям в коллективе.

3. Описание места учебного предмета «Ритмика» в учебном плане
На коррекционно-развивающий курс «Ритмика» в Учебном плане
МАОУ СОШ №10 отводится в 2,4 классах - 1 час в неделю – 34 занятия.
Общее количество часов, отводимых на курс «Ритмика» в 3,4 классах
составляет 34 часа.
4. Личностные и предметные результаты освоения курса
Освоение обучающимися коррекционно-развающего курса «Ритмика»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
4

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
2 класс
Минимальный уровень:
o готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить
свое место в строю и входить в зал организованно под музыку,
приветствовать учителя, занимать правильное исходное
положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего
напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в
шеренге, в колонне;
o ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в
разных направлениях, не мешая друг другу;
o ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций,
не сужая круг и не сходя с его линии;
o ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
o соотносить темп движений с темпом
музыкального
произведения;
o выполнять игровые и плясовые движения;
o выполнять задания после показа и по словесной инструкции
учителя;
o начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием
музыки.
Достаточный уровень:
o уметь самостоятельно принимать правильное исходное
положение в соответствии с содержанием и особенностями
музыки и движения;
o организованно строиться (быстро, точно);
o сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
o самостоятельно определять нужное направление движения по
словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным
сигналам;
o соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку,
выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме
и темпе;
o легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и
плясовые движения;
o ощущать смену частей музыкального произведения
в
двухчастной форме с контрастными построениями.
4 класс
5

Минимальный уровень:
o уметь принимать правильное исходное положение в соответствии
с содержанием и особенностями музыки и движения;
o организованно строиться (быстро, точно);
o сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
o самостоятельно определять нужное направление движения по
словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным
сигналам;
o соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку,
выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме
и темпе;
o легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и
плясовые движения;
o ощущать смену частей музыкального произведения
в
двухчастной форме с контрастными построениями.
Достаточный уровень:
o уметь рассчитываться на первый, второй, третий для
последующего построения в три колонны, шеренги;
o соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;
o самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и
темпа движений, руководствуясь музыкой;
o ощущать смену частей музыкального произведения
в
двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
o передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы
музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность,
игривость и т.д.;
o самостоятельно
передавать
хлопками
более
сложный
ритмический рисунок мелодии;
o повторять любой ритм, заданный учителем;
o задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность
его исполнения (хлопками или притопами).

6

5.Содержание коррекционно-развивающего курса «Ритмика»
Основные разделы программы
2 класс
№ Тема раздела
Форма
п.п
.
Упражнения на Групповое
1
ориентировку в занятие
пространстве.

2

3

Ожидаемый результат

1 уровень - знать пространственные
понятия,
понятия
«исходное
положение», «линия», «колонна»,
«круг»;
2 уровень - готовиться к занятиям,
строиться в колонну по одному,
находить свое место в строю;
равняться в шеренге, колонне;
ходить и бегать по кругу с
сохранением дистанции;
3 уровень - входить в зал
организованно
под
музыку,
занимать правильное исходное
положение,
приветствовать
учителя;
ходить свободным естественным
шагом, двигаться по залу в разных
направлениях;
Групповое 1 уровень – знать названия всех
Ритмикогимнастические занятие
частей тела; знать основные
упражнения.
упражнения;
2 уровень – выполнять несложные
движения
руками
и ногами;
выполнять
общеразвивающие
упражнения в определенном ритме;
3 уровень – выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции;
придумывать
и
показывать
простейшие
упражнения для разных частей тела;
Упражнения на Групповое 1 уровень – знать музыкальные
движения,
занятие
инструменты;
знать
звучание
координирован
музыкальных инструментов; знать и
ные музыкой.
отличать понятия «громко-тихо»,
«быстро-медленно»;
2 уровень – начинать и заканчивать
движения по сигналу музыки;
7

4

5

соотносить темп движений с
музыкальным сопровождением;
3 уровень – определять настроения
музыки
(веселая,
грустная,
спокойная);
координировать
движения в соответствием с
характером музыки;
Игры
под Групповое 1 уровень - знать правила игр;
2 уровень – целенаправленно
музыку.
занятие
действовать в подвижных играх под
руководством учителя;
3 уровень – выполнять игровые
движения после показа учителем;
играть,
соблюдая
правила;
выразительно передавать игровой
образ;
Танцевальные
Групповое 1 уровень – знать названия
упражнения.
занятие
движений и упражнений;
2 уровень – ловко и быстро
переходить от одного движения к
другому;
3 уровень – выполнять плясовые
движения; уметь работать в паре.

4 класс
№ Тема раздела
Форма
п.п
.
Упражнения на Групповое
1
ориентировку в занятие
пространстве.

2

Ожидаемый результат

1 уровень - знать пространственные
понятия, понятие «дистанция»
2 уровень - сохранять правильную
дистанцию в колонне парами;
3 уровень
организованно
строиться;
самостоятельно
определять нужное направление
движения по словесной инструкции
учителя
со
звуковым
и
музыкальным сигналами;
Групповое 1 уровень – знать понятие
Ритмикогимнастические занятие
«исходное
положение»,
знать
упражнения.
исходное
положение
всех
упражнений и движений; знать
названия некоторых движений и
упражнений;
8

3

4

5

2
уровень
–
выполнять
общеразвивающие
движения
в
определенном темпе и ритме;
3
уровень
–
самостоятельно
выполнять упражнения, заданные
словесной инструкцией учителя;
Упражнения на Групповое 1 уровень – знать понятия
движения,
занятие
«музыкальный акцент», «темп»;
2 уровень – ощущать смену частей
координирован
музыкального произведения;
ные музыкой.
3
уровень
–
самостоятельно
координировать
движения
в
соответствии со звучанием музыки;
Игры
под Групповое 1 уровень – знать о нюансах в
музыку.
занятие
музыке;
2 уровень – начинать и заканчивать
игру с началом и окончанием
музыки;
3 уровень – легко, непринужденно
выполнять игровые движения;
Танцевальные
Групповое 1 уровень – знать музыку,
упражнения.
занятие
используемую
для
отдельных
танцев и танцевальных движений;
2 уровень – соблюдать темп
движений, обращая внимание на
музыку; принимать правильное
исходное положение в соответствии
с содержанием и особенностями
музыки и движений;
3 уровень – легко, непринужденно
выполнять игровые и плясовые
движения.

5. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
2 класс
№

Тема урока

Кол-во Основные виды деятельности
часов
9

1

Упражнения
на 1
ориентировку
в
пространстве.
Ходьба вдоль стен с
поворотами.

2

Упражнения на
1
ориентировку в
пространстве.
Ходьба вдоль стен с
поворотами.

3-4

Упражнения
на 2
ориентировку
в
пространстве.
Построения
в
шеренгу, колонну,
цепочку, круг, пары.

Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Построения
в шеренгу, колонну, цепочку, круг,
пары. Построение в колонну по два.

5-6

Ритмикогимнастические

Построение в колонну по два.
Перестроение из колонны парами в

2

Совершенствование навыков ходьбы
и бега. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала.
Как строиться, ходить, положение
рук.

10

общеразвивающие
упражнения.
Упражнения
с
лентами
РК
Ритмико2
гимнастические
общеразвивающие
упражнения.
Наклоны
и
повороты головы

колонну по одному. Построение
круга из шеренги и из движения
врассыпную.

910

Ритмикогимнастические
общеразвивающие
упражнения.
Наклоны туловища

2

Упражнения на расслабление мышц.
Свободное падение рук с исходного
положения в стороны или перед
собой.

1112

Ритмико2
гимнастические
общеразвивающие
упражнения.
Наклоны
и
повороты туловища
в
сочетании
с
движениями рук

Перекрёстные движения рук и ног;
упр-ния
на
формирование
правильной
осанки.
Круговые
движения кистей, сгибание и
разгибание кистей рук. Передача в
движении частей музыкального
произведения. Передача в движении
частей музыкального произведения.

1314

Ритмикогимнастические
упражнения
координацию
движений.
Перекрестные
движения

2

Научиться: качественно, ритмично
выполнять разминку и правильно
выполнять
позиции
заданные
учителем
.
Выполнение
имитационных упражнений и игр.
Работа над качеством выполнения
упражнений.

1516

Ритмико2
гимнастические
упражнения
на
координацию
движений.
Сопряженные
движения рук и ног

Познакомить с танцами народов РФ.
Выполнение
имитационных
упражнений и игр. Работа над
качеством выполнения упражнений.

17-

Координационные

Выполнение

7-8

на

2

Выполнение во время ходьбы и бега
несложных заданий с предметами:
обегать их, собирать, передавать
друг другу, перекладывать с места на
место.

11

имитационных

18

движения,
регулируемые
музыкой. Круговые
движения руками.

1920

Упражнения
детских
музыкальных
инструментах.

2122

Игры под музыку. 2
Выполнение
движений
в
соответствии
с
разнообразным
характером музыки

2324

Игры под музыку. 2
Различение
изменений в музыке

2526

Танцевальные
2
упражнения. Тихая
ходьба,
пружинящий шаг.

2728

2
Танцевальные
упражнения.
Поскоки с ноги на
ногу,
легкие

на 2

упражнений и игр. Работа над
качеством выполнения упражнений.
Активизация внимания. Слушание
объяснений учителя. Научиться:
творчески мыслить, обыгрывать
любимых
сказочных
героев,
показать движениями их характер,
повадки.
Выразительно-эмоциональное
исполнение мелодий с простейшими
элементами динамических оттенков.
Участие в совместной творческой
деятельности. Научиться: правильно
и последовательно разучивать
элементы танца. Работа в паре.
Выполнение
общеразвивающих
упражнений,
упражнений
на
координацию
движений,
на
расслабление мышц. Участие в
совместной
творческой
деятельности.
Выполнение
имитационных
упражнений и игр. Работа над
качеством выполнения упражнений.
Активизация внимания. Слушание
объяснений учителя. Научиться:
качественно, ритмично выполнять
разминку и правильно исполнять
танцевальные движения и переходы
в позиции рук.
Выучить основные позиции рук и
ног.Научится: поглаживание рук и
ног в образно-игровой форме.
Свободное раскачивание руками при
поворотах
туловища,
шеи,
в
положении сидя. Развитие ловкости,
выразительности
движений,
развитие пластичности, гибкости,
мягкости рук
Научить маршировать марш от
других танцев, счет, темы марша,
постукивание на счет 1,2,3,4
Научится: выполнять не сложные
12

поскоки.
Полька.

2930

3132

3334

Хлопки.

Упражнения
на 2
ориентирование в
пространстве.
Перестроение
из
колонны парами в
колонну по одному.
Упражнения
на 2
ориентирование в
пространстве.
Построение круга из
шеренги
Упражнения
на 2
ориентирование в
пространстве.
Выполнение
во
время ходьбы и бега
заданий
с
предметами

элементы марша
Формирование
навыков
перестроения в пространстве зала,
навыки координации рук и ног при
ходьбе, развитие
ритмического
слуха,
воспитание
внимания,
быстроты
реакции,
самостоятельности
Рассмотреть и разучить основные
фигуры в танце. Выполнение
имитационных упражнений и игр.
Работа над качеством выполнения
упражнений.
Проверить знания учащихся
правой, левой руке, стороне.

о

Обучить основным танцевальным
точкам
в
зале.
Выполнение
имитационных упражнений и игр.
Работа над качеством выполнения
упражнений.

13

Итого

34 ч
4 класс
Кол-во Основные виды деятельности
часов
Совершенствование навыков ходьбы
1
и бега. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала.
на

№

Тема урока

1

Правильное
исходное
положение
уроках ритмики.

2

Ходьба и бег с 1
высоким
подниманием колен.

Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Построения
в шеренгу, колонну, цепочку, круг,
пары. Построение в колонну по два.

3-4

Перестроение в круг 2
из
шеренги,
цепочки.

5-6

2
Выполнение
простых движений с
предметами
во
время ходьбы.

7-9

Упражнение
расслабление
мышц.

на 3

1011

Основные
танцевальные
правила
танцевальной
технологии.

2

1213

Позиция
рук. 2
Основные правила.
Позиция
ног.
Основные правила.
Танцы народов РФ, 13

Построение в колонну по два.
Перестроение из колонны парами в
колонну по одному. Построение
круга из шеренги и из движения
врассыпную.
Выполнение во время ходьбы и бега
несложных заданий с предметами:
обегать их, собирать, передавать
друг другу, перекладывать с места на
место.
Упражнения на расслабление мышц.
Свободное падение рук с исходного
положения в стороны или перед
собой.
Перекрёстные движения рук и ног;
упр-ния
на
формирование
правильной
осанки.
Круговые
движения кистей, сгибание и
разгибание кистей рук. Передача в
движении частей музыкального
произведения. Передача в движении
частей музыкального произведения.
Научиться: качественно, ритмично
выполнять разминку и правильно
выполнять
позиции
заданные
учителем .
Познакомить с танцами народов РФ.

14-

14

16

1718

их особенности и
костюмы.
Познакомить
с
танцами
народов
РФ.
Игры под музыку. 2
Комбинация «Гуси»

1920

Позиции в паре. 2
Основные правила.
Танец
«Диско».
Элементы танца.

2123

Упражнения
улучшения
гибкости

для 3

2425

Комбинация
«Ладошки»

2

2627

2
Разучивание
позиций рук и ног.
Игра
«Группа
смирно»

Выполнение
имитационных
упражнений и игр. Работа над
качеством выполнения упражнений.
Активизация внимания. Слушание
объяснений учителя. Научиться:
творчески мыслить, обыгрывать
любимых
сказочных
героев,
показать движениями их характер,
повадки.
Выразительно-эмоциональное
исполнение мелодий с простейшими
элементами динамических оттенков.
Участие в совместной творческой
деятельности. Научиться: правильно
и
последовательно
разучивать
элементы танца. Работа в паре.
Выполнение
общеразвивающих
упражнений,
упражнений
на
координацию
движений,
на
расслабление мышц. Участие в
совместной
творческой
деятельности.
Выполнение
имитационных
упражнений и игр. Работа над
качеством выполнения упражнений.
Активизация внимания. Слушание
объяснений учителя. Научиться:
качественно, ритмично выполнять
разминку и правильно исполнять
танцевальные движения и переходы
в позиции рук.
Выучить основные позиции рук и
ног.Научится: поглаживание рук и
ног в образно-игровой форме.
Свободное раскачивание руками при
поворотах
туловища,
шеи,
в
положении
сидя.
Развитие
ловкости,
выразительности
движений,
развитие пластичности, гибкости,
15

2830

Три
«кита»
в 3
музыке. Песня,
танец,
марш.
Понятие о марше,
ритмический счет

3132
3334

Фигуры в танце.

2

Понятие о правой, 2
левой руке, правой,
левой стороне.
Итого
34ч

мягкости рук
Научить маршировать марш от
других танцев, счет, темы марша,
постукивание на счет 1,2,3,4
Научится: выполнять не сложные
элементы марша
Формирование
навыков
перестроения в пространстве зала,
навыки координации рук и ног при
ходьбе, развитие
ритмического
слуха,
воспитание
внимания,
быстроты
реакции,
самостоятельности
Рассмотреть и разучить основные
фигуры в танце.
Проверить знания учащихся о
правой, левой руке, стороне.

16

6. Материально – техническое обеспечение образовательной
деятельности
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Дидактический раздаточный материал:
карточки,шаблоны
Цифровые образовательные ресурсы
Мультимедийные обучающие презентации.

Технические средства обучения:
Музыкальный центр
Бубен
Мячи
Детские
шумовые
музыкаль
ные
инструме
нты

17

Ксилофон
Мультимедиа-проектор
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и
набором приспособлений для крепления таблиц и
репродукций
Компьютер
Нэтбук обучающегося
Специализированная учебная мебель
Стулья
Стол учителя

18

19


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».