Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация городского округа Сухой Лог муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Принято: на координационно - методическом совете протокол № 1 от 28 августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Ритмика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4в класса-комплекта 1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Ритмика» для 2,4 классов составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные направления работы по ритмике: упражнения на ориентировку в пространстве; ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); упражнения с детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; танцевальные упражнения. 2. Общая характеристика предмета «Ритмика» В системе проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Преподавание ритмики в образовательном учреждении с обучающимися с умственной отсталостью обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций. Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. 2 Методы и формы обучения, используемые современные образовательные технологии. Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части, и могут быть следующими: o Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка. o Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом. o Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов. o Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и предложений. o Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения. Формы занятий: o ритмопластика и ритмическая гимнастика; o логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение); o психогимнастика под музыку; o корригирующие игры с пением; o коррекционные подвижные и пальчиковые игры; o коммуникативные танцы; o хореографические этюды с предметами и без предметов; o элементы музицирования; o импровизация; o ритмический диктант; Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие технологии: (уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, релаксация, рациональное дыхание, конкретные, доступные для выполнения задачи, соотношение статического и динамического компонента урока. Рациональность использования оптимального времени урока, размещение учащихся в зале с учетом их особенностей здоровья (нарушения зрения, осанки, рост), активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока. Интерес к теме или уроку. Распределение психической и физической нагрузки, облегченная одежда, проветривание,влажная уборка. Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях ритмикой состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении творческих выступлений. О достижении результатов следует судить по следующим критериям: o по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов упражнений по 3 ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых музыкальных инструментах, участию в различных сценических представлениях; o по повышению уровня общей и физической культуры; o по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников; o по отношениям в коллективе. 3. Описание места учебного предмета «Ритмика» в учебном плане На коррекционно-развивающий курс «Ритмика» в Учебном плане МАОУ СОШ №10 отводится в 2,4 классах - 1 час в неделю – 34 занятия. Общее количество часов, отводимых на курс «Ритмика» в 3,4 классах составляет 34 часа. 4. Личностные и предметные результаты освоения курса Освоение обучающимися коррекционно-развающего курса «Ритмика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 4 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: 2 класс Минимальный уровень: o готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; o ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; o ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; o ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; o соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; o выполнять игровые и плясовые движения; o выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; o начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Достаточный уровень: o уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; o организованно строиться (быстро, точно); o сохранять правильную дистанцию в колонне парами; o самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; o соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; o легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; o ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями. 4 класс 5 Минимальный уровень: o уметь принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; o организованно строиться (быстро, точно); o сохранять правильную дистанцию в колонне парами; o самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; o соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; o легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; o ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями. Достаточный уровень: o уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги; o соблюдать правильную дистанцию в колонне по три; o самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой; o ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями; o передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.; o самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии; o повторять любой ритм, заданный учителем; o задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами). 6 5.Содержание коррекционно-развивающего курса «Ритмика» Основные разделы программы 2 класс № Тема раздела Форма п.п . Упражнения на Групповое 1 ориентировку в занятие пространстве. 2 3 Ожидаемый результат 1 уровень - знать пространственные понятия, понятия «исходное положение», «линия», «колонна», «круг»; 2 уровень - готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю; равняться в шеренге, колонне; ходить и бегать по кругу с сохранением дистанции; 3 уровень - входить в зал организованно под музыку, занимать правильное исходное положение, приветствовать учителя; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; Групповое 1 уровень – знать названия всех Ритмикогимнастические занятие частей тела; знать основные упражнения. упражнения; 2 уровень – выполнять несложные движения руками и ногами; выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме; 3 уровень – выполнять задания после показа и по словесной инструкции; придумывать и показывать простейшие упражнения для разных частей тела; Упражнения на Групповое 1 уровень – знать музыкальные движения, занятие инструменты; знать звучание координирован музыкальных инструментов; знать и ные музыкой. отличать понятия «громко-тихо», «быстро-медленно»; 2 уровень – начинать и заканчивать движения по сигналу музыки; 7 4 5 соотносить темп движений с музыкальным сопровождением; 3 уровень – определять настроения музыки (веселая, грустная, спокойная); координировать движения в соответствием с характером музыки; Игры под Групповое 1 уровень - знать правила игр; 2 уровень – целенаправленно музыку. занятие действовать в подвижных играх под руководством учителя; 3 уровень – выполнять игровые движения после показа учителем; играть, соблюдая правила; выразительно передавать игровой образ; Танцевальные Групповое 1 уровень – знать названия упражнения. занятие движений и упражнений; 2 уровень – ловко и быстро переходить от одного движения к другому; 3 уровень – выполнять плясовые движения; уметь работать в паре. 4 класс № Тема раздела Форма п.п . Упражнения на Групповое 1 ориентировку в занятие пространстве. 2 Ожидаемый результат 1 уровень - знать пространственные понятия, понятие «дистанция» 2 уровень - сохранять правильную дистанцию в колонне парами; 3 уровень организованно строиться; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя со звуковым и музыкальным сигналами; Групповое 1 уровень – знать понятие Ритмикогимнастические занятие «исходное положение», знать упражнения. исходное положение всех упражнений и движений; знать названия некоторых движений и упражнений; 8 3 4 5 2 уровень – выполнять общеразвивающие движения в определенном темпе и ритме; 3 уровень – самостоятельно выполнять упражнения, заданные словесной инструкцией учителя; Упражнения на Групповое 1 уровень – знать понятия движения, занятие «музыкальный акцент», «темп»; 2 уровень – ощущать смену частей координирован музыкального произведения; ные музыкой. 3 уровень – самостоятельно координировать движения в соответствии со звучанием музыки; Игры под Групповое 1 уровень – знать о нюансах в музыку. занятие музыке; 2 уровень – начинать и заканчивать игру с началом и окончанием музыки; 3 уровень – легко, непринужденно выполнять игровые движения; Танцевальные Групповое 1 уровень – знать музыку, упражнения. занятие используемую для отдельных танцев и танцевальных движений; 2 уровень – соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку; принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движений; 3 уровень – легко, непринужденно выполнять игровые и плясовые движения. 5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 2 класс № Тема урока Кол-во Основные виды деятельности часов 9 1 Упражнения на 1 ориентировку в пространстве. Ходьба вдоль стен с поворотами. 2 Упражнения на 1 ориентировку в пространстве. Ходьба вдоль стен с поворотами. 3-4 Упражнения на 2 ориентировку в пространстве. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. 5-6 Ритмикогимнастические Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в 2 Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Как строиться, ходить, положение рук. 10 общеразвивающие упражнения. Упражнения с лентами РК Ритмико2 гимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны и повороты головы колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. 910 Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны туловища 2 Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. 1112 Ритмико2 гимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук Перекрёстные движения рук и ног; упр-ния на формирование правильной осанки. Круговые движения кистей, сгибание и разгибание кистей рук. Передача в движении частей музыкального произведения. Передача в движении частей музыкального произведения. 1314 Ритмикогимнастические упражнения координацию движений. Перекрестные движения 2 Научиться: качественно, ритмично выполнять разминку и правильно выполнять позиции заданные учителем . Выполнение имитационных упражнений и игр. Работа над качеством выполнения упражнений. 1516 Ритмико2 гимнастические упражнения на координацию движений. Сопряженные движения рук и ног Познакомить с танцами народов РФ. Выполнение имитационных упражнений и игр. Работа над качеством выполнения упражнений. 17- Координационные Выполнение 7-8 на 2 Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. 11 имитационных 18 движения, регулируемые музыкой. Круговые движения руками. 1920 Упражнения детских музыкальных инструментах. 2122 Игры под музыку. 2 Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки 2324 Игры под музыку. 2 Различение изменений в музыке 2526 Танцевальные 2 упражнения. Тихая ходьба, пружинящий шаг. 2728 2 Танцевальные упражнения. Поскоки с ноги на ногу, легкие на 2 упражнений и игр. Работа над качеством выполнения упражнений. Активизация внимания. Слушание объяснений учителя. Научиться: творчески мыслить, обыгрывать любимых сказочных героев, показать движениями их характер, повадки. Выразительно-эмоциональное исполнение мелодий с простейшими элементами динамических оттенков. Участие в совместной творческой деятельности. Научиться: правильно и последовательно разучивать элементы танца. Работа в паре. Выполнение общеразвивающих упражнений, упражнений на координацию движений, на расслабление мышц. Участие в совместной творческой деятельности. Выполнение имитационных упражнений и игр. Работа над качеством выполнения упражнений. Активизация внимания. Слушание объяснений учителя. Научиться: качественно, ритмично выполнять разминку и правильно исполнять танцевальные движения и переходы в позиции рук. Выучить основные позиции рук и ног.Научится: поглаживание рук и ног в образно-игровой форме. Свободное раскачивание руками при поворотах туловища, шеи, в положении сидя. Развитие ловкости, выразительности движений, развитие пластичности, гибкости, мягкости рук Научить маршировать марш от других танцев, счет, темы марша, постукивание на счет 1,2,3,4 Научится: выполнять не сложные 12 поскоки. Полька. 2930 3132 3334 Хлопки. Упражнения на 2 ориентирование в пространстве. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Упражнения на 2 ориентирование в пространстве. Построение круга из шеренги Упражнения на 2 ориентирование в пространстве. Выполнение во время ходьбы и бега заданий с предметами элементы марша Формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыки координации рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце. Выполнение имитационных упражнений и игр. Работа над качеством выполнения упражнений. Проверить знания учащихся правой, левой руке, стороне. о Обучить основным танцевальным точкам в зале. Выполнение имитационных упражнений и игр. Работа над качеством выполнения упражнений. 13 Итого 34 ч 4 класс Кол-во Основные виды деятельности часов Совершенствование навыков ходьбы 1 и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. на № Тема урока 1 Правильное исходное положение уроках ритмики. 2 Ходьба и бег с 1 высоким подниманием колен. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. 3-4 Перестроение в круг 2 из шеренги, цепочки. 5-6 2 Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. 7-9 Упражнение расслабление мышц. на 3 1011 Основные танцевальные правила танцевальной технологии. 2 1213 Позиция рук. 2 Основные правила. Позиция ног. Основные правила. Танцы народов РФ, 13 Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Перекрёстные движения рук и ног; упр-ния на формирование правильной осанки. Круговые движения кистей, сгибание и разгибание кистей рук. Передача в движении частей музыкального произведения. Передача в движении частей музыкального произведения. Научиться: качественно, ритмично выполнять разминку и правильно выполнять позиции заданные учителем . Познакомить с танцами народов РФ. 14- 14 16 1718 их особенности и костюмы. Познакомить с танцами народов РФ. Игры под музыку. 2 Комбинация «Гуси» 1920 Позиции в паре. 2 Основные правила. Танец «Диско». Элементы танца. 2123 Упражнения улучшения гибкости для 3 2425 Комбинация «Ладошки» 2 2627 2 Разучивание позиций рук и ног. Игра «Группа смирно» Выполнение имитационных упражнений и игр. Работа над качеством выполнения упражнений. Активизация внимания. Слушание объяснений учителя. Научиться: творчески мыслить, обыгрывать любимых сказочных героев, показать движениями их характер, повадки. Выразительно-эмоциональное исполнение мелодий с простейшими элементами динамических оттенков. Участие в совместной творческой деятельности. Научиться: правильно и последовательно разучивать элементы танца. Работа в паре. Выполнение общеразвивающих упражнений, упражнений на координацию движений, на расслабление мышц. Участие в совместной творческой деятельности. Выполнение имитационных упражнений и игр. Работа над качеством выполнения упражнений. Активизация внимания. Слушание объяснений учителя. Научиться: качественно, ритмично выполнять разминку и правильно исполнять танцевальные движения и переходы в позиции рук. Выучить основные позиции рук и ног.Научится: поглаживание рук и ног в образно-игровой форме. Свободное раскачивание руками при поворотах туловища, шеи, в положении сидя. Развитие ловкости, выразительности движений, развитие пластичности, гибкости, 15 2830 Три «кита» в 3 музыке. Песня, танец, марш. Понятие о марше, ритмический счет 3132 3334 Фигуры в танце. 2 Понятие о правой, 2 левой руке, правой, левой стороне. Итого 34ч мягкости рук Научить маршировать марш от других танцев, счет, темы марша, постукивание на счет 1,2,3,4 Научится: выполнять не сложные элементы марша Формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыки координации рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце. Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне. 16 6. Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения Дидактический раздаточный материал: карточки,шаблоны Цифровые образовательные ресурсы Мультимедийные обучающие презентации. Технические средства обучения: Музыкальный центр Бубен Мячи Детские шумовые музыкаль ные инструме нты 17 Ксилофон Мультимедиа-проектор Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций Компьютер Нэтбук обучающегося Специализированная учебная мебель Стулья Стол учителя 18 19