РП Цветоводство и декоративное садоводство 8б класс-комплект уо

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Сухой Лог
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято:
на координационно - методическом совете
протокол № 1 от 28 августа 2023 г.

Утверждаю:
директор МАОУ СОШ № 10
_________ О. А. Просвирякова
приказ № 165-од от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Профильный труд
(цветоводство и декоративное садоводство)»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
8б класса-комплекта (5, 7, 8 кл.)

Составитель: Никитин В.В.,
учитель, 1КК

с. Новопышминское,
2023 г.

Пояснительная записка
1.Статус документа
Рабочая программа по цветоводству составлена с учетом нормативно-правового
обеспечения:
● Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.,
№ 273-Ф3
● Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-03 "Об образовании в
Свердловской области"
● Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
(утверждено распоряжением правительства РФ от 17. 10. 2008 г. № 1662-р);
● Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 "О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
● Постановление Правительства Свердловской области от 02.08. 05 № 618-ПП и
нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением от 29.12.2010 №
189, в редакции изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного
врача РФ от 29.06.2011 № 85);
●Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N
26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.08.2015 N 38528)
●Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
● Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МАОУ СОШ № 10;
● Календарный учебный график школы;
●«Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 - 9 классы»,
сборника 2 под редакцией В.В.Воронковой,- М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,
2012.

2.Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
● пояснительная записка;
● основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам
курса;
● практические занятия по предмету;
● требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе;

● источники информации;
● средства обучения.
3. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
 овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными
приемами труда; умениями рациональной организации трудовой
деятельности;
 развитие познавательных интересов, пространственного воображения,
творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
 воспитание
трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
их труда.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно
выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и
воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой
происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются
познавательные способности.
Вербальные методы - рассказы, беседы, объяснения, лекции, а также
использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений,
процессов в натуре или в виде изображений (макетов, рисунков, фотографий,
таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач,
выполнение трудовых заданий.
Задачи:
 Развивать мышление, способности к пространственному анализу.
 Формировать эстетические представления и вкус.
Формировать практические умения по выращиванию растений и уходу за
ними.

Развивать интерес обучающихся к изучению растений.

Формировать у обучающихся ответственное отношение к труду, к
окружающей среде, к деятельности по её сохранению и
улучшению.
Развивать интерес школьников к профессиям, связанным с
выращиванием растений и уходом за ними.
 Воспитывать культуру труда и умение использовать в
практической деятельности общеобразовательные знания и
умения.



Озеленять территорию и помещения школы.
Коррекционная работа включает следующие направления:

- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие всех видов памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие различных видов мышления: наглядно-образного,
словесно-логического;
- развитие основных мыслительных операций: умение сравнивать,
анализировать; выделять сходство и различие понятий, умение работать
по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца,
формирование адекватности чувств, формирование умения анализировать
свою деятельность;
- коррекция развития речи: монологической речи; диалогической,
обогащение словаря.
Требования, предъявляемые к учебному занятию:
1. Целенаправленность занятий.
2. Оптимальность объема учебного

материала, подбираемого для

каждого занятия.
3. Соблюдение
дидактических этапов занятия. Обучение —
структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко
выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного,
изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура
занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и
организационных условий.
4. Соответствие
методов обучения дидактическим целям и
содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у
обучающихся доступных трудовых знаний.
Комплексные практические работы
Комплексные
практические работы — это такие практические
занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит
усвоение известных ранее знаний учащихся путем применения их при
выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений
(начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным
контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и
приобретаются навыки выполнения трудовых операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические
занятия, на которых обучающиеся совершенно самостоятельно выполняют
трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей

работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и
контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а
контрольные — в конце каждого года обучения.
Изучение тем учебных предметов, объединенных в данной рабочей
программе, опирается на такие учебные дисциплины, как математика,
биология, изобразительное искусство, естествознание, письмо и развитие
речи и другие. Таким образом, при изучении учебного материала
осуществляется межпредметная интеграция.
Технологии обучения: игровые моменты, релаксационные упражнения,
лабораторные работы, элементы программированного обучения, беседа.
Курс обучения в рамках данной программы направлен на достижение
целей,
обеспечивающих
реализацию
личностно-ориентированного,
когнитивно- коммуникативного, деятельностногоподходов к трудовому
обучению.

4. Место предмета в учебном плане
Программа 5, 7, 8 классов рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю;
5. Содержание программы
5 класс
Раздел 1. Мастерская цветоводства и декоративного садоводства.
Оборудование мастерской Знакомство с мастерской цветоводства и
декоративного садоводства. Изучение зон мастерской. Правила поведения и
безопасной работы в мастерской. Специальная одежда при работе в
мастерской. Правила личной гигиены.
Раздел 2. Цветочно-декоративные растения.
Сведения о садоводстве. Цветоводство. Цветы. Профессии садовника,
цветовода, озеленителя. Группы декоративных растений. Культурные и
дикорастущие растения. Растения открытого грунта. Растения закрытого
грунта оранжерейные, тепличные, комнатные растения. Однолетние,
двулетние и многолетние. Цветочные (красивоцветущие) и декоративнолиственные растения.
Культурные и дикорастущие растения.
Садовые и комнатные растения.
Строение цветочного растения. Корень, стебель, лист, цветки, плоды,
семена, подземная часть растения, надземная часть растения.
Однолетние и многолетние растения. Однолетние – петуния, бархатцы,
настурция, космея, сальвия. Многолетние - флоксы, георгины, ирисы,
золотые шары, гвоздики, пионы, розы.
Цветник. Клумба, рабатка, групповая посадка, фон газона, бордюр.
Раздел 3. Сбор семян однолетних цветочных растений.

Сведения о сборе семян однолетних цветочных растений и их хранении.
Сбор семян. Семенной участок. Однолетние цветочные растения с крупными
и средними семенами. Различие семян по форме, окраске, величине.
Неприхотливые растения – ноготки, настурция, бархатцы.
Созревание семян однолетних цветочных растений. Признаки созревания
семян.
Сбор семян однолетних цветочных растений. Само-посев семян. Правила
сбора семян в сухую и дождливую погоду.
Раздел 4.Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
Уборка однолетних цветочных растений в цветнике. Причины уборки
однолетних цветочных растений в цветнике.
Ручной инвентарь для уборки в цветнике. Совок, рабочая часть, мешки
для мусора и баки.
Уборка многолетних цветочных растений в цветнике. Корнеклубни.
Раздел 5.Вскапывание почвы в цветнике.
Обработка почвы в цветнике. Значение и виды обработки почвы.
Вскапывание или перекопка почвы. Ручная обработка почвы. Борозда,
глубина перекопки.
Ручной инвентарь для обработки почвы в цветнике. Лопата, штык,
черенок, мотыга, грабли. Правила безопасной работы лопатой, мотыгой и
граблями. Правила перекапывания почвы лопатой. Вскапывание (перекопка)
почвы лопатой.
Раздел 6.Заготовка земляной смеси для комнатных растений.
Почвенные смеси для комнатных растений. Почва, почвенная смесь,
специализированные магазины. Заготовка частей почвенных смесей для
комнатных растений. Дерновая земля, листовая земля, перегной, торф,
речной песок.
Раздел 7.Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев. Метла, скребок.
Раздел 8.Обмолот, сортировка и расфасовка семян, собранных осенью.
Бумажные пакетики для хранения семян. Развёртка, шаблон, этикетка.
Правила безопасной работы ножницами. Правила безопасной работы с
клеем.
Очистка, сортировка и расфасовка семян однолетников. Разборная доска,
бортик, шпатель, стек, расфасовка.
Раздел 9.Уход за комнатными растениями.
Условия содержания комнатных растений. Освещение. Естественный
свет. Дополнительное искусственное освещение. Температура воздуха.
Термометр. Влажность воздуха. Увлажнители воздуха.
Традесканция, кливия и хлорофитум – комнатные растения. Цветонос,
соцветие.
Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений. Цветочный
горшок, дренажное отверстие, поддон, почвенное сито, пульверизатор.

Уход за комнатными растениями. Светолюбивые и теневыносливые
растения. Отопительный прибор. Правила ухода за комнатными растениями.
Полив комнатных растений. Обильный, умеренный и редкий полив.
Правила полива комнатных растений. Способы полива комнатных растений.
Вода для полива. Отстоявшаяся вода. Почвенный ком, период покоя.
Раздел 10.Цветковые растения, размножаемые семенами.
Размножение семенное и вегетативное. Вегетативные органы. Способы
выращивания однолетних цветочных растений.
Раздел 11.Выращивание однолетних цветочных растений в горшках.
Бархатцы прямостоячие и раскидистые. Боковой побег.
Выращивание однолетних цветочных растений в горшках. Подбор
цветочных растений. Георгин однолетний «Весёлые ребята».
Раздел 12.Перевалка комнатного растения.
Перевалка комнатных растений. Признаки необходимости перевалки.
Раздел 13.Инвентарь для работы в цветнике.
Ручной инвентарь для работы в цветнике. Мерная лента, мотыга,
бороздовичок, рыхлитель-кошка.
Раздел 14.Выращивание рассады однолетних цветочных растений.
Выращивание рассады однолетних цветочных растений. Ручной
инвентарь для выращивания рассады: посевные ящики, маркёры, трамбовка,
лейка, совки. Выращивание рассады.
Пикировка. Прощипывание. Правила безопасной работы пикировочным
колышком.
Раздел 15.Использование однолетних цветковых растений для
оформления улиц и помещений.
Однолетние цветочные растения, используемые для оформления улиц и
помещений. Петуния, сальвия, флокс, львиный зев, астра, левкой.
Размещение однолетних цветочных растений на улицах и в помещениях.
Ваза, вазон, бетон, контейнер.
Раздел 16.Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.
Подготовка почвы в цветнике под посев однолетних цветочных растений.
Подготовка почвы весной.
Раздел 17.Выращивание крупносемянных однолетних растений.
Размещение цветочных растений в цветнике. Ландшафтный дизайнер.
Выращивание настурции, космеи в цветнике. Теплолюбивое растение.
Рядовой способ посева. Высадка рассады бархатцев раскидистых в цветник.
Время высаживания рассады в открытый Грунт.
7 КЛАСС
Вводное занятие.(1ч) Цветоводство. Цветковые растения: многообразие,
декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году.
Определение видов растений на школьной клумбе. (2 ч)
Определение растений для сбора семян. (2 ч)
Срезка подсохших плодов с частью стебля (2 ч)

Размещение плодов в картонные коробки на просушивание (1)
Практические работы. Определение видов растений на школьной клумбе.
Определение растений для сбора семян. Срезка подсохших плодов с частью
стебля. Размещение плодов в картонные коробки на просушивание. Приемы
сбора семян садовыми ножницами.
Сбор семян космеи. Рисование в альбоме цветов, размножаемых
вегетативно.
Сгребание опавших листьев (2 ч)
Практическая работа. Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно. (2 ч)
Рисование растения, размножаемого вегетативно. (1 ч)
Виды цветкового растения (однолетние, многолетние). Разница между ними.
(2 ч)
Виды многолетних цветковых растений (зимующие и не зимующие). (2 ч)
Пион: качества, биологические особенности. (2 ч)
Практические работы. Распознавание органов растения. Определение
растений с прямостоячими, вьющимися и стелющимися стеблями.
Определение растений с простыми и сложными листьями, с одиночными
цветками и соцветиями. Определение вида корня у растений.
Уход за комнатными растениями. (2 ч)
Правила ухода за комнатными растениями. (1 ч)
Перевалка растений. (1 ч)
Практические работы. Осмотр состояния цветов класса. Удаление
поврежденных стеблей и отмерших листьев. Легкое рыхление почвы вокруг
растений. Добавка земляной смеси по необходимости. Полив и выемка
растений с комом земли. Перевалка в новый горшок. Заготовка поливной
воды. Проверка влажности почвы. Полив растений из лейки.
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону. (2 ч)
Элементы цветочного оформления улицы: рабатка, бордюр, групповая
посадка. (3 ч)
Перекопка почвы на рабатке. (2 ч)
Практические работы. Распознавание элементов цветочного оформления.
Составление плана размещения рабатки. Вскапывание почвы в рабатке.
Оформление краев рабатки подручными средствами. Рыхление почвы.
Определение места и размещение бордюра. Вскапывание участков для
высокостебельчатых однолетников на фоне кустарников и газоне.
Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных
условиях. (2 ч)
Выкапывание молодых растений для прореживания посадок. (2 ч)
Практические работы. Выбор однолетников. Выполнение аппликации
«Цинния». Вскапывание почвы, рыхление и выравнивание. Разметка рядков с
помощью веревки и маркера, колышков и мерной ленты. Углубление
посевных рядков. Раскладка семян в

8 класс
Осенний уход за цветниками
Пользоваться знаниями для ускорения созревания семян однолетних
цветковых растений, их срезки. Выбирать маточные растения для
пересадки. Приёмам осеннего ухода за растениями канны: окучивание,
срезка.
Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана
Пользуясь полученными знаниями к подготовке почвы для выращивания
тюльпанов, уметь производить посадку луковиц, при этом производя
глубокое рыхление почвы после вскапывания. Сажать и выкапывать
луковицы тюльпанов.
Составление букета
Осознавать красоту, ценность природы и необходимость беречь её.
Применять в жизни знания об основных правилах составления букета. Знать,
какие цветы несовместимы.
Срезка побегов роз для черенкования
Применять на практике знания о времени срезки побегов роз, производить
срезку побегов роз садовым ножом или секатором по меловым отметкам
учителя. Уметь производить обрезку листьев, прикапывать почву на глубину
20 см.
Декоративное садоводство. Осенний уход за кустарниками
Используя практические знания, полученные на занятиях, ухаживать за
«живой изгородью». Уметь пользоваться инструментами для обрезки
побегов (секатор, садовые ножницы, садовая пила), устройства, соблюдать
правила безопасной работы. Готовить инструмент к работе. Производить
подрезку однолетнего прироста кустарника садовыми ножницами, вырезать
сухие стебли садовой пилой.
Практическое повторение
Выполнять уборку семян однолетних цветковых растений, выращиваемых с
помощью рассады. Пользоваться простыми навыками выполнения работы
по обработке почвы в цветниках.
Цветоводство. Красивоцветущие кустарники
Различать виды красивоцветущих кустарников, используемых в
цветоводстве (роза, сирень, гортензия и др.), преодолевать трудности
выращивания сортовых роз. Используя полученные навыки, создавать
условия для выращивания сортовых роз на срезку.
Размножение розы
Усвоить правила нарезки черенков розы, различать инструмент для нарезки
черенков розы: вид, правила безопасной работы. Правильно выполнять
подготовку почвы для посадки черенков, соблюдая при этом расстояние
между черенками при посадке.
Защищённый грунт в цветоводстве
Пользоваться знаниями о назначении теплицы, парника в цветоводстве, их

краткую характеристику и использование.
Декоративное садоводство. Кустарники для декоративного садоводства
Применять в жизни знания о кустарниках, в зависимости от их вида,
высоты, формы, строения, цвета листьев, цветков и соцветий,
Зимние работы в сквере
Применять на практике знания по разбивке цветника, сквера, их
назначение; правила расположения. Выполнять элементарные работы в
зимнем парке и сквере.
Практические работы
Пользоваться простыми навыками при расчистке дорожек и скверов от
снега. Объяснять необходимость укрытия снегом посадок роз и молодых
посадок других кустарников. Различать несколько видов кустарников в
безлистном состоянии.
Цветоводство. Выгоночные цветковые культуры
Пользоваться простыми навыками при выгонке цветковых растений, как
агротехническим приёмом. Знать основные правила выгонки.
Выгонка тюльпана
Осознавать, что только от нашего труда и старания зависит красота вокруг
школы и в школьных помещениях. Производить уход за «выгоняемыми»
растениями
Выращивание рассады бегонии клубневой
Пользоваться простыми навыками при выращивании бегонии клубневой.
Знать сроки посева и особенности семян бегонии.
Проращивание гладиолуса
Осознавать, что только мы, своим кропотливым трудом сможем прорастить
гладиолус, зная при этом строго сроки посадки клубнелуковиц на
проращивание. Производить предварительные операции перед посадкой.
Сажать клубнелуковицы на определённое расстояние и впоследствии создать
им оптимальные условия для роста.
Декоративное садоводство. Деревья для озеленения
Научиться различать лиственные породы деревьев, используемые для
озеленения территорий в местных условиях в средней полосе России (берёза,
клён, липа, ясень, рябина и др.) Знать назначение древесных насаждений для
улучшения экологической обстановки в городе и посёлке. Распознавать
деревья в безлистном состоянии. Определять вид дерева по листьям, цвету
коры, форме кроны и ветвей.
Озеленение двора
Применяя полученные знания на практике, уметь подбирать древесные и
кустарниковые породы для озеленения школьного двора, (двора жилого
дома), в зависимости от его размера и других условий
Практические работы
Применять в жизни навыки вырезки сухих и поломанных веток на
деревьях. Производить санитарную обрезку стеблей кустарников. Следить за
рассадой, производить её пикировку.

Цветоводство. Разбивка цветника
Используя теоретические знания производить разбивочный чертёж:
составные части, привязка к местности, основные разбивочные линии и
опорные точки. Прокладывать основные разбивочные линии: установка в
центр клумбы колышка, отмеривание радиуса для круглой клумбы или
сторон для рабатки. Выкапывание канавки по границе клумбы, посыпка
канавки по границе клумбы, посыпка канавки песком или кирпичной
крошкой.
Выращивание роз в открытом грунте
Зная условия выращивания садовых роз, подготавливать почву; знать
нормы внесения удобрений, сроки посадки в открытый грунт. Знать, что при
посадке роз растение устанавливают на холмик, засыпают смесью перегноя с
почвой (заглублять нижнюю часть побега на 2 см.). Укрытие, подвязка,
рыхление, подкормка.
Выращивание гладиолусов из деток
Имея теоретические знания, уметь выращивать гладиолусы из деток.
Высаживать детки гладиолусов в открытый грунт, соблюдая сроки и
технологию посадки.
Выращивание гладиолусов из крупных клубнелуковиц или подращенных
растений
Используя полученные знания выращивать гладиолусы в цветнике и на
срезку. Сроки посадки и размещение гладиолусов в цветнике.
Подготавливать клубнелуковицы к посадке.
Высадка рассады цветковых растений в цветник
Зная сроки высадки рассады разных цветковых растений, размещать их в
цветнике. Соблюдать правила посадки рассады и способы разметки
посадочных рядков на клумбе.
Подготовка почвы под газон
Используя простейшие практические знания, уметь готовить почву
газона под посев трав граблями: устройство, рабочая поза,
приём
пользования, техника безопасности. Знать виды используемых трав, и время
их посева.
Устройство газона
Посадка кустарника
Правильно выполнять посадки кустарника, соблюдая при этом: расстояние
между посадками, правила выкопки посадочных ям или борозд, соблюдать
глубину ямы или борозды от вида кустарника.
Практическое повторение
Выполнять правильно разбивать цветник. Подготавливать земляную смесь.
Осуществлять уход за кустарником (стрижка). Определять вид кустарника.
Различать групповые посадки, живую изгородь или бордюр.
6. Требования к уровню подготовки

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и
задают систему итоговых результатов обучения, которые должны достигать
все учащиеся, окончившие
5 класс.
Обучающиеся должны знать:
2 уровень развития по В.В.Воронковой.( с помощью учителя)
Разницу между культурными и дикорастущими цветковыми растениями.
Признаки созревания семян цветковых растений.
Устройство лопаты.
Земляные смеси для комнатных растений.
Правила и приёмы полива комнатного растения
Семенное и вегетативное размножение цветковых растений.
Виды бархатца (высокорослый, раскидистый)
Понятие перевалка и пересадка растения.
Виды однолетних цветковых растений.
Обучающиеся должны уметь: ( с помощью учителя)
Собирать семена и плоды
Работать лопатой.
Составлять земляную смесь.
Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
Очищать семена.
Поливать комнатные растения.
Выращивать комнатные бархатцы.
Проводить перевалку растений.
Ухаживать за комнатными растениями
Обучающиеся 7 класса должны знать:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Организацию рабочего места.
Инструменты и приспособления для работы в цветнике.
Названия цветковых растений.
Однолетние и многолетние цветковые растения: виды, разницу между
ними.
Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами.
Признаки созревания плодов и семян цветковых растений.
Тканевый мешочек для семян: назначение.
Приемы фасовки семян.
Правила и приемы ухода за комнатными растениями.
Строение цветкового растения.
Виды почв.
Уход за рассадой.

Обучающиеся 7 класса должны уметь:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Зарисовывать и раскрашивать цветковые растения.
Собирать семена и плоды.
Работать лопатой, граблями, метлой, секатором, садовыми ножницами.
Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
Расфасовывать семена по пакетам.
Поливать комнатные растения.
Заполнять цветочный горшок земляной смесью.
Сеять семена.
Пользоваться мерными инструментами.
Выращивать цветковые растения.
Выращивать рассаду.
Ухаживать за рассадой и комнатными растениями.

•
•
•

Организовывать рабочее место.
Ориентироваться в задании.
Самостоятельно оценивать свое изделие с учетом недостатков и
достоинств.

Обучающиеся 8 класса должны знать:
1. Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов;
2. Основные правила составления букетов;
3. Группы роз, используемые в цветоводстве;
4. Правила ухода за кустарником и поддержания определённой формы и
размеров путём обрезки побегов;
5. Условия для выращивания сортовых роз на срезку;
6. Назначение парников и теплиц;
7. Способы вегетативного размножения роз;
8. Правила ухода за сквером в зимнее время;
9. Особенности выращивания в открытом грунте тюльпанов,
предназначенных для выгонки;
10.Краткую характеристику бегонии клубневой, способы семенного и
вегетативного размножения, особенности и сроки посева семян, состав
земляной смеси.
Обучающиеся 8 класса должны уметь:
1. Производить осенний уход за цветником;
2. Сажать и заделывать луковицы тюльпана;
3. Составлять цветочный букет;
4. Выращивать гладиолусы;
5. Осенний уход за кустарниками. Работа секатором. Уход за «живой
изгородью»;
6. Распознавать кустарники;

7. Производить разбивку сквера;
8. Распознавать деревья в безлистном состоянии;
9. Построение разбивочного чертежа;
10. Разбивка газона;
11. Работа граблями;
Обучающиеся
должны
иметь
представление
о
предмете
«Цветоводство и декоративное садоводство», о назначении кабинета
и правилах поведения в нём.
7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала
при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем
устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным
темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании
Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
65% и более
50-65%%
35-50%%
менее 35%

Отметка
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

При выполнении практической работы
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех
предметных областях, выставляется отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2
мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере
(незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа,
опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний
учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного
материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях,
явлениях, процессе
Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик:
 полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой;
 изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию ;
 правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
 показал
умение
иллюстрировать
теоретические
положения
конкретными примерами;
 продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих
вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений и навыков;
 отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию
учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
 допущены один-два недочета при освещении основного содержания
ответа, исправленные по замечанию учителя:
 допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
 неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала
определенные настоящей программой;
Отметка «2»ставится в следующих случаях:
 не раскрыто основное содержание учебного материала;
 обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или
наиболее важной части учебного материала;
 допущены ошибки в определении понятий, при использовании
специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые
не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

8. Ресурсное обеспечение рабочей учебной программы
1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 1 под ред. В.В.Воронковой, М..:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г.
2.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.,
Просвещение, 2006г.,
3.С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск « Харвест»,
2003.
4.А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону
«Феникс»,2003.
5. Г.П.Озолин, В.А.Каргов «Деревья и кустарники для защитного
лесоразведения»;
Москва «Лесная промышленность», 1994.
6. В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;
Москва «Прейскурантиздат», 1991.
7. В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.
8. А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и
кустарники:
ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс»,
2002.
9. О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо»,
2004.
10. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005
11.
З.А.Клепинина,
В.С.Капралова
«Трудовое
обучение:
сельскохозяйственные
работы. 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990.
12. В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва
«Издательство
Мир книги», 2010.

Календарно - тематическое планирование в 5 классе. 34 часа
№

Учебно-тематическое планирование

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Вводное занятие.
Сведения о цветоводстве.
Группы цветочно-декоративных растений.
Культурные и дикорастущие цветковые растения.
Осенние работы в цветнике.

15.
16.
17.
18.
19.

Подготовка цветника к весенне-летнему сезону

Сгребание опавших листьев

Сведения о сборе семян однолетних цветочных растений и их хранении.
Рисование растения, размножаемого вегетативно (флокс, пион, канна и др.)
Виды цветкового растения (однолетние и многолетние). Разница между видами
Уход за комнатными растениями
Виды многолетних цветковых растений (зимующее и не зимующее)
Пион: качества, биологические особенности
Правила ухода за комнатными растениями
Перевалка растений

Элементы цветочного оформления улицы: рабатка, бордюр, групповая посадка
Перекопка почвы на рабатке.
Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях
Выкапывание молодых растений для прореживания посадок
Размещение цветочных растений в цветнике.
Высадка рассады бархатца раскидистого.

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
34

план

дата
факт

Календарно - тематическое планирование в 7 классе. 34 часа
№

Учебно-тематическое планирование

Кол-во часов
план

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Вводное занятие

1

Осенние работы в цветнике
Выбор и подготовка однолетних цветочных растений к сбору семян
Петуния крупноцветковая
Высокорослые кустарники, используемые в озеленении
Осенний уход за кустарниками
Многолетники, не зимующие в открытом грунте
Благоустройство участков с зелёными насаждениями
Понятие о благоустройстве
Благоустройство парков
Садовые дорожки
Удобрения для цветочно-декоративных растений
Виды органических удобрений
Минеральные удобрения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Классификация цветковых растений
12
13
14
15
16

Система классификации
Двулетние цветочно-декоративные растения
Двулетники весеннего цветения
Двулетники летнего цветения
Сорные растения

1
1
1
1
1

дата
факт

Размножение комнатных растений
17

Вегетативное размножение комнатных растений

1

18

Размножение комнатных растений черенками

1

19
20

Размножение комнатных растений делением корневища
Выбор растений для оформления помещений

1
1

21
22

Выращивание рассады однолетних цветочных растений
Сроки посева семян на рассаду
Однолетние растения раннего посева

1
1

23
24
25
26
27

Почвенные смеси
Тара (ёмкости) для посева семян на рассаду
Уход за сеянцами
Цветковые растения более поздних сроков посева
Астра однолетняя

1
1
1
1
1

28
29

Условия выращивания рассады астры
Закаливание растений

1
1

30
31
32
33

Весенние работы в цветнике
Уход за зимующими многолетниками из группы лилейных
Цветники. Устройство цветника.
Клумба
Высадка канны в клумбу

1
1
1
1

34

Рабатка.

1

Календарно - тематическое планирование в 8 классе. 34 часа
№

Учебно-тематическое планирование

Кол-во часов
план

1

Вводное занятие

1
Осенние работы в цветнике

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11

Осенний уход за цветниками.
Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана
Составление букета.
Выкопка клубнелуковиц гладиолуса.
Срезка побегов роз для черенкования.
Благоустройство участков с зелёными насаждениями
Декоративное садоводство. Осенний уход за кустарниками.
Уход за «живой изгородью». Инструменты для обрезки побегов (секатор, садовые
ножницы, садовая пила), устройства, правила безопасной работы.
Кустарники, выращиваемые в качестве живых изгородей (боярышник, акация жёлтая,
шиповник и др.
Красивоцветущие кустарники.
Виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве (роза, сирень,
гортензия и др.).
Роза: группы и сорта, их разнообразие. Группы и сорта розы, используемые в
цветоводстве.
Классификация цветковых растений

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

дата
факт

12
13
14
15
16

Система классификации
Двулетние цветочно-декоративные растения
Двулетники весеннего цветения
Двулетники летнего цветения
Сорные растения

1
1
1
1
1

Размножение комнатных растений
17

Вегетативное размножение комнатных растений

1

18

Размножение комнатных растений черенками

1

19
20

Размножение комнатных растений делением корневища
Выбор растений для оформления помещений

1
1

21
22

Выращивание рассады однолетних цветочных растений
Сроки посева семян на рассаду
Однолетние растения раннего посева

1
1

23
24
25
26
27

Почвенные смеси
Тара (ёмкости) для посева семян на рассаду
Уход за сеянцами
Цветковые растения более поздних сроков посева
Астра однолетняя

1
1
1
1
1

28
29

Условия выращивания рассады астры
Закаливание растений

1
1

Весенние работы в цветнике
30
31
32
33

Устройство газона
Подготовка почвы под газон
Посадка кустарника
Разбивка цветника

1
1
1
1

34

Высадка рассады цветковых растений в цветник

1


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».