РП столярное дело 8б класс-комплект уо

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Сухой Лог
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято:
на координационно - методическом совете

Утверждаю:
директор МАОУ СОШ № 10
_________ О. А. Просвирякова
приказ № 165-од от 31.08.2023 г.

протокол № 1 от 28 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Профильный труд (столярное дело)»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
8б класса-комплекта (5, 8 кл.)

Составитель: Никитин В.В.,
учитель, 1КК

с. Новопышминское,
2023 г.

Пояснительная записка
1. Статус документа
Рабочая программа по столярному делу составлена с учетом нормативно-правового
обеспечения:
● Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-Ф3
● Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-03 "Об образовании в
Свердловской области"
● Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
● Постановление Правительства Свердловской области от 02.08. 05 № 618-ПП и
нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением от 29.12.2010 №
189, в редакции изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного
врача РФ от 29.06.2011 № 85);
● Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015
№ 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.08.2015 № 38528)
● Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
● Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МАОУ СОШ № 10;
● Календарный учебный график школы
2. Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
● пояснительная записка;
● основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам
курса;
● практические занятия по предмету;
● требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе;
● источники информации;
● средства обучения.
3. Общая характеристика учебного предмета
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы
VIII вида.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением,
строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением
их.
Приобретают
навыки
владения
столярными
инструментами
и
приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того ребята учатся
работать на сверлильном станке, применять лаки, клеи, краски, красители.
Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения
трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в
программу обучения.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель, исходя
из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся,
вправе заменять темы.

4. Цели и задачи предмета:
- формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и
общетрудовых умений;
- повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их
способности к осознанной регуляции трудовой деятельности;
- развитие умений и навыков обучающихся в планировании и выполнений
различных трудовых операций при помощи учителя;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
поиска и использования технологической информации, проектирования и создания
продуктов труда, ведения домашнего хозяйства. Самостоятельного и осознанного
определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными
приемами труда;
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития
личности учащихся;
- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование
лучших качеств личности в процессе труда.
5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Приоритетным для учебного предмета «Столярное дело» являются умения:
1. Умение рационально организовать учебную и производственную деятельность.
2. Умение формулировать и ставить перед собой цель.
3. Умение планировать конкретные результаты своей деятельности.
4. Умение составлять и читать чертеж.
5. Умение анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
6. Умение составлять отчет о последовательности выполнения работы.
7. Овладение приемами переноса ЗУН в новые условия и использовании их в
реальной жизни.

8. Умение анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать объекты,
изучаемый материал.
6. Место предмета в учебном плане
Программа в 5, 8 классах рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
7. Содержание программного материала.
5 класс
Пиление столярной ножовкой
Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и
формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение
правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с
инструментом.
Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в
столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при
пилении и работе шкуркой.
Столярные инструменты и приспособления
Виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка,
стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на
обработку.
Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.
Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью
линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование
торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в
стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью
линейки и угольника.
Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и
ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины
Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень),
породы (хвойное, лиственное). Древесина: использование, заготовка,
разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование.
Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок:
(квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под
прямым углом), торец.
Игрушки из древесного материала
Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение,
обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной
работы.
Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и
ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок
фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок
фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с
помощью шила. Сборка и контроль изделий.
Самостоятельная работа
Изготовление игрушечной мебели.
Сверление отверстий на станке
Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска,
выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).
Теоретические
сведения.
Понятия сквозное и несквозное
отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части.
Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы
на настольном сверлильном станке.
Умение. Работа на настольном сверлильном станке.
Практические работы. Разметка параллельных одинаково удаленных друг от
друга линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне
сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением
страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке
на сверле или муфтой. Контроль глубины сверления.
Игрушки из древесины и других материалов
Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.
Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот:
устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка:
устройство, применение, правила безопасной работы
Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Работы на
верстаке.
Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля,
гусеничного трактора, грузовика.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака.
Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем
(драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и
клея.
Выжигание
Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка
и др.).
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила
безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на
изделие
Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию.
Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа
выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.
Самостоятельная работа. Выжигание рисунка.
Пиление лучковой пилой

Изделие. Заготовка будущего изделия.
Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница
между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для
поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и
переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.
Умение. Работа лучковой пилой.
Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по
заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление
заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон.
Контроль правильности отпила угольником.
Строгание рубанком
Изделие. Заготовка изделия.
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска
(доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение,
последовательность разметки при строгании. Общее представление о
строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс
строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования,
подготовка к работе.
Умение. Работа рубанком.
Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание
широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка
ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка
выполненной работы.
Соединение деталей с помощью шурупов
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение.
Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и
применение.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила
безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.
Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды
линии, видимый контур, размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.
Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.
Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы
шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов.
Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и
лакированием. Изготовление подставки для отверток.
Изготовление кухонной утвари
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения
кухонного инструмента на занятиях по домоводству.
Теоретические сведения. Вводное занятие Черчение: построение, нанесение
размеров, отличие от технического рисунка. Древесина для изготовления
кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие:
назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места.
Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая
разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Соединение рейки с бруском врезкой
Изделие. Подставка из реек для цветов.
Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз:
назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений.
Требования к качеству разметки.
Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.
Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений
врезкой.
Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски)
внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала.
(Выполняется на материалоотходах).
Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная
разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка
деталей.
Предупреждение
неисправимого
брака.
Контрольная
работа. Измерение и строгание брусков по чертежу. Изготовление подставки
из реек для цветов.
8 класс
Задачи обучения в 8 кл. план работы на четверть.
Первичный инструктаж по охране труда. Организация работы в мастерской.
Обязанности школьников по сбережению оборудования мастерской.
Повторение обязанностей дежурных по мастерской.
Пожарная безопасность
Причины возникновения пожара. Первичные средства пожаротушения. План
эвакуации. Сигнал. Выход. Сбор. Правила поведения при пожаре.
Представление о процессе резания древесины
Технические сведения. Элементы резца рубанка: передняя грань, задняя
грань, фаска, лезвие. Угол заточки. Абразивный инструмент для заточки
строгальных ножей: бруски для заточки и правки. Промывка бруска водой.
Приспособления для заточки. Влияние угла заточки на величину усилия при
строгании. Правила безопасной работы при затачивании.
Приёмы работы. Заточка ножа рубанка на бруске в приспособлении.
Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки. Контроль
наличия заусенца. Снятие заусенца.. на бруске. Правка фаски и передней
грани. Контроль остроты лезвия на глаз. При строгании древесины.
Пиломатериалы
Технические сведения. Лесоматериалы. Пиломатериалы: виды (бруски,
доски, брусья, обапол, рейки и т.д.), назначение, получение. Распознание
вида пиломатериалов. Деревянные детали для строительства. Характеристика
основных видов пиломатериалов. Значение правильного хранения материала.

Хранение и сушка пиломатериалов. Обмер и стоимость. Правила безопасной
работы при укладывании пиломатериала в штабель и при его разборке.
Практические работы. Сортировка и укладывание пиломатериала в
штабель на складе.
Заделка пороков и дефектов древесины
Объекты работы. Отходы материалов. Заготовки для последующих тем.
Технические сведения.
Группы пороков древесины: сучки, грибные окраски и гнили, повреждения
насекомыми, пороки строения. Сучки круглые, овальные и продолговатые.
Сросшиеся и несросшиеся сучки. Плесень и синева древесины. Виды
червоточины: неглубокая, глубокая. Мебельный точильщик. Свилеватость.
Косослой. Наросты.
Вертикальный сверлильный станок. Его устройство и назначение. Основные
части. Устройство для крепления свёрл (патрон).
Правила безопасной работы при работе на сверлильном станке. Правила
уборки станка после работы в условиях школьной мастерской.
Практические работы. Определение формы заделки. Изготовление заделки.
Выполнение разметки под заделку. Вставка заделки на клею. Застрагивание
заделки. Выполнение заделки в середине детали, на кромке, угловой и
открытой с трёх сторон, в фальце. Подготовка реек к заделке крупных щелей.
Организация рабочего места. Крепление свёрл в патроне. Подготовка станка
к работе: фиксация детали, установка ограничителя. Сверление отверстий на
станке. Высверливание сучков. Сверление несквозных отверстий.
Выполнение сквозных и несквозных гнёзд с предварительным сверлением.
Упражнения. Изготовление заделки различной формы и разных размеров.
Разметка сучков и выбоин под заделку. Подмазка щелей клеевой шпатлёвкой.
Изготовление размёточного инструмента
Изделия. 1. Столярный угольник. 2. Ярунок. 3. Рейсмус.
Технические сведения. Требования к материалу изготовления размёточного
инструмента. Правила проверки угольника.
Умения и приёмы работы. Ориентировка в задании по чертежу и образцу.
Планирование в беседе.
Подготовка рубанка для строгания твёрдой породы. Проверка правильности
рабочих граней размёточного инструмента. Проверка правильности
угольника контрольным угольником и на доске.
Упражнения. 1. Проверить правильность линейки. 2. Проверить
правильность угольника.
Практическое повторение
Виды работ. Изготовление (несложной конструкции) изделия для школы.
Закрепление и совершенствование приёмов и навыков при строгании,
пилении, разметке. Контроль качества изделий.
Самостоятельная работа
Изготовление изделия на выбор: Угольник или рейсмус
Работа в мастерской
Технический уход столярного оборудования

Обсуждение работы учащихся в 1 чет. План работы на 2 четверть.
Повторение: организация работы в мастерской; обязанности дежурных по
мастерской.
Причины возникновения пожара. Первичные средства пожаротушения. План
эвакуации. Сигнал. Выход. Сбор. Правила поведения при пожаре.
Заточка рубаночной железки
Технические сведения. Элементы резца рубанка: передняя грань, задняя
грань, фаска, лезвие. Угол заточки. Абразивный инструмент для заточки
строгальных ножей: бруски для заточки и правки. Промывка бруска водой.
Приспособления для заточки. Влияние угла заточки на величину усилия при
строгании. Правила безопасной работы при затачивании.
Приёмы работы. Заточка ножа рубанка на бруске в приспособлении.
Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки. Контроль
наличия заусенца. Снятие заусенца.. на бруске. Правка фаски и передней
грани. Контроль остроты лезвия на глаз. При строгании древесины.
Строение древесины
Теоретические сведения. Общие понятия о составных частях дерева; разрезы
ствола (поперечный, тангенциальный, радиальный и продольный). Общие
понятия о строении древесины (кора, заболонь, ядро, годичные кольца.
текстура).
Упражнение: Пиление древесины поперек волокон и определить возраст
дерева по годичным кольцам. Пиление вдоль волокон – текстура.
Свойства древесины
Технические сведения. Общие понятия о физических свойствах древесины
(внешний вид, микроструктура, влажность, усушка, разбухание, плотность,
электро- и теплопроводность).
Общие понятия о механических свойствах древесины (прочность материала
при сжатии, растяжении, изгибе, способность удерживать металлические
крепления. Твёрдость и вязкость).
Опыты. Выявление влажности древесины весовым методом. Определение
основных механических свойств на образцах.
Обработка древесины твёрдых пород
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота. Топорище.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб,
бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики: твердость,
прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество).
Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для
ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание
заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка
изделий. Насадка ручек.
Художественная отделка изделий из древесины: резьба, выжигание,
раскраска..

Технические сведения. Контурная резьба. Породы древесины для украшения
резьбы. Подготовка материала. Нанесение рисунка. Выполнение несложного
рисунка из плавных криволинейных форм. Возможный брак при выполнении
резьбы.
Инструменты и приспособления. Виды стамесок и уход за ними.
Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Практические работы. Заготовка материала. Нанесение рисунка. Освоение
приёмов работы резцами. Отделка морилкой, анилиновыми красителями.
Коллективный анализ выполненных работ.
Практическое повторение
Виды работ. Изготовление (несложной конструкции) изделия для школы.
Закрепление и совершенствование приёмов и навыков при строгании,
пилении, разметке. Контроль качества изделий.
Самостоятельная работа
Изготовление изделия на выбор: ручка для молотка с последующей насадкой
на молоток, топорище, токарные работы
Работа в мастерской
Технический уход столярного оборудования
Выполнение отверстий разной формы
Изделия. 1. Средник для лучковой пилы. 2. Ручки для ножовок.
Технические сведения. Выпуклые и вогнутые криволинейные поверхности.
Сопряжение поверхностей различной формы. Гнезда, пазы, проушины,
сквозные и несквозные отверстия.
Устройство сверла. Стержень, хвостовик. Режущие кромки инструмента.
Сверла для механизированного сверления; спиральное с центром и
подрезателями, станочное центровое. Раззенковка.
Умения. Ориентировка в задании по чертежу и образцу.
Практические работы. Разметка деталей криволинейной формы по шаблону.
Разметка мест сверления. Зачистка гнезда стамеской после сверления.
Обработка высверленных отверстийстамесками, напильниками, рашпилем.
Упражнения. Выполнение
сквозных
отверстий
прямоугольной
и
цилиндрической формы (таких же несквозных отверстий) сверлением и
долблением. Выполнение гнезда сверлением и обработкой стамеской.
Подготовка пил к работе
Объекты работы. Полотно пилы, ножовки.
Технические сведения. Элементы и форма зубьев пил: передняя режущая
кромка, боковые кромки. Шаг и высота зуба. Углы резания.
Фугование зубьев пилы. Типы разводов. Приспособления для крепления
полотна пилы при заточке. Напильники для затачивания пил. Снятие
заусенцев и лишнего развода. Величина развода. Правила безопасной работы
при заточке пил.
Практические работы. Фугование зубьев пил. Разведение зубьев пилы
разводкой. Затачивание пилы. Контроль качестваразвода, заточки,
фуговки. Снятие заусенцев бруском. Уменьшение развода.

Упражнения. Фугование, заточка, развод зубьев. Снятие заусенцев.
Подготовка пил к работе
Объекты работы. Полотно пилы, ножовки.
Технические сведения. Элементы и форма зубьев пил: передняя режущая
кромка, боковые кромки. Шаг и высота зуба. Углы резания.
Фугование зубьев пилы. Типы разводов. Приспособления для крепления
полотна пилы при заточке. Напильники для затачивания пил. Снятие
заусенцев и лишнего развода. Величина развода. Правила безопасной работы
при заточке пил.
Практические работы. Фугование зубьев пил. Разведение зубьев пилы
разводкой. Затачивание пилы. Контроль качества развода, заточки,
фуговки. Снятие заусенцев бруском. Уменьшение развода.
Упражнения. Фугование, заточка, развод зубьев. Снятие заусенцев.
Ремонт столярного изделия
Объекты работы. 1. Стулья различной конструкции. 2. Табуреты. 3. Столы.
Технические сведения. Виды повреждений простых столярно-мебельных
изделий и технические требования, предъявляемые к ремонту. Осмотр
повреждений сборочных единиц и выявление повреждений.
Умения. Обсуждение планов работы на различные виды ремонта мебели в
групповой беседе. Самостоятельное проведение ремонтных работ.
Практические работы. Разборка и подготовка изделия к переклейке с учетом
сохранения узлов. Удаление старого клея. Подготовка отремонтированной
мебели и столярных изделий к отделке. Отделка изделий. Проверка качества
изделия.
Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.
Теоретические сведения. Износ мебели; причины, виды. Ремонт: технические
требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений,
покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей),
правила безопасности при выполнении.
Умение. Ремонт простейшей мебели.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Усиление узлов и
соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки.
Изготовление и замена поврежденных деталей.
Заточка рубаночной железки
Технические сведения. Элементы резца рубанка: передняя грань, задняя
грань, фаска, лезвие. Угол заточки. Абразивный инструмент для заточки
строгальных ножей: бруски для заточки и правки. Промывка бруска водой.
Влияние угла заточки на величину усилия при строгании. Правила
безопасной работы при затачивании.
Приёмы работы. Заточка ножа рубанка на бруске в приспособлении.
Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки. Контроль
наличия заусенца. Снятие заусенца на бруске. Правка фаски и передней
грани. Контроль остроты лезвия на глаз. При строгании древесины.
Художественная отделка древесины: резьба, выжигание, раскраска

Технические сведения. Резьба. Выпиливание. Выжигание. Породы древесины
для украшения резьбы. Подготовка материала. Нанесение рисунка.
Выполнение несложного рисунка из плавных криволинейных форм.
Инструменты: виды стамесок и уход за ними, эл.выжигатель. Организация
рабочего места. Правила безопасной работы.
Практические работы. Заготовка материала. Нанесение рисунка. Закрепление
и совершенствование приёмов работы резцами, выжигателем. Отделка
морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных
работ.
Практическое повторение
Виды работ. Изготовление (несложной конструкции) изделия для школы.
Закрепление и совершенствование приёмов и навыков при строгании,
пилении, разметке. Контроль качества изделий.
Контрольная работа
На выбор:
1. Ручка для ножовки. 2. Ручка молотка с последующей насадкой на молоток.
3. Швабра.
8.Критерии и нормы оценки
«5»
Теория: учащийся правильно изложил теоретический вопрос, привел примеры,
раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал
вывод;
Практика: учащийся полностью правильно выполнил задание, грамотно применил
соответствующие умения и теоретические знания при выполнении предложенного
практического
задания,
обосновал
свои
действия;
«4»
Теория: учащийся правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно
полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности.
Практика: учащийся выполнил задание, но допустил незначительные ошибки или
некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий
«3»
Теория: учащийся смог частично раскрыть теоретический вопрос, привести
некоторые
примеры,
иллюстрирующие
те
или
иные
положения.
Практика: учащийся в основном справился с заданием, но не смог объяснить или
обосновать свои действия;

9. Учебно-методическое обеспечение
Учебная литература
1. Столярное дело 5-6кл. Журавлев Б.А., 1992г. Вспомогательная школа.

2. Столярное дело 7-8 класс. Журавлев Б. А. 1993г. Вспомогательная школа.
3. Рабочая тетрадь по столярному делу А.Н.Перелетов специальная
(коррекционная) школа VIII вида. Владос 2005г.
Научно-методическая литература
1. Кодекс законов о труде. Издат. Москва 2010г.
2. Столярные и плотничные работы. Л.Н. Крейндлиц. Издат. Москва 1989г.
3. Занятия по трудовому обучению. М. «Просвещение» 1990г.
Д.А.Тхоржевского.
4. Столяр-плотник Мельников И, В., Прохорова Е. Б. 2003г.
5. Охрана труда в школе С. Н. Цыганков 2007г. 6. Трудовое обучение. 5-9
классы. Столярное дело: развернутое тематическое планирование авт. – сост.
О. В. Павлова. Волгоград : Учитель, 2010 – 243 с.
Литература для обучающихся
1. В.О. Шпаковетский «Для тех кто любит мастерить». М. «Просвещение»
1990г.
2. Резьба по дереву Семенов А. Ю. 2002г.
3. Домовая резьба (альбом орнаментов) 2003г. А.Ф.Афанасьев
4. Резчикам по дереву (альбом орнаментов) выпуск 10 2006г. В. Н. Кузьмин
5. Резчикам по дереву (альбом орнаментов) выпуск 8 2006г. А

Календарно-тематическое планирование по столярному делу в 5 классе (3 часа в неделю)
№

1.

Учебно-тематическое
планирование

1 четверть
Вводное занятие.
Правила поведения
учащихся в мастерской

Колво часов

1

Пиление столярной
ножовкой. Правила
безопасности при работе с
инструментом.
Понятие плоская
поверхность.
Миллиметр как основная
мера длины в столярном
деле.
Виды брака при пилении
Столярные инструменты и
приспособления
Промышленная заготовка
древесины
Игрушки из древесного
материала.

2

9.

Рисунок детали изделия.

2

10

Шило, назначение,
пользование.

2

2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.

2
1

1
1
2
4

дата
план

Знать

уметь

Коррекционная
работа

контроль

Развитие речи,
внимания,
памяти.

Предварительный
контроль

Коррекция
моторики рук,
точности
движений.

Текущий
контроль

факт

Правила поведения в
мастерской. Правила
безопасности при работе с
инструментом.
Виды брака при пилении.
Понятие: припуск на
обработку.
Виды (измерительная
линейка, столярный
угольник, столярная
ножовка, стусло),
устройство, правила
пользования
и назначение.
Основные части дерева:
крона, ствол, корень.
Древесина: использование,
заготовка, разделка,
транспортировка.
Пиломатериалы: доски,
брусья.
Рисунок детали изделия:
назначение, выполнение,
обозначение размеров.

Работа столярной
ножовкой. Разметка
длины деталей с
помощью линейки и
угольника. Шлифование
торцов деталей шкуркой.
Пиление под углом в
стусле.

Различать основные
породы древесины.
Пиломатериал: виды,
использование. Доска:
виды, размеры. Брусок:
грани и ребра, их
взаиморасположение,
торец.
Изображение детали
(технический рисунок).

Коррекция речи Текущий
через работу
контроль
над предложением.

Текущий

11

Самостоятельная работа
Изготовление игрушечной
мебели.

5

12

Техническое обслуживание
столярного инструмента

1

2 четверть
Вводное занятие.

1

14

Сверление отверстий

2

15

Назначение станка и виды
сверл

2

16

Разметка и сверление

2

17

Игрушки из древесины и
других материалов

4

18

Выжигание

3

19

Правила безопасности при
выжигании
Выжигание, обработка
изделия.
Самостоятельная
работа. Выжигание
рисунка.
Техническое обслуживание
столярного инструмента

2

13

20

21

22

2
4

2

Правила поведения в
мастерской.
Понятия сквозное и
несквозное отверстие.
Понятия сквозное и
несквозное отверстие.
Настольный сверлильный
станок: назначение и
основные части. Сверла:
виды (спиральное,
перовое), назначение.
Правила безопасной
работы на настольном
сверлильном станке.
Рашпиль, напильник
драчевый, коловорот:
устройство, применение,
правила безопасной
работы. Шурупы,
отвертка: устройство,
применение, правила
безопасной работы.
Устройство и принцип

Разметка деталей из
выстроганных по
толщине и ширине
брусков. Пиление
полосок фанеры в
приспособлении. Сборка
и контроль изделий.

Развитие
способности к
осознанной
регуляции
трудовой
деятельности.

контроль

Подготавливать рабочее
место, содержать его в
порядке.
Работа ручной дрелью и
коловоротом.
Работа на настольном
сверлильном станке.

Развитие
связной речи
через
повторение
правил Т.Б.
Развитие
умений через
планомерное
сокращение
помощи.

Предварительный
контроль
Текущий
контроль

Развитие
способностей
через
осознанную
регуляцию
трудовой
деятельности.

Текущий
контроль

Работа рашпилем,
напильником,
коловоротом, отверткой.
Организовывать работу
на верстаке.

Работать электровжигателем. Перевод
рисунка на изделие.
Работа лаком.

Тематический
контроль

Текущий
контроль
Тематический

23

3 четверть
Вводное занятие

1

24

Пиление лучковой пилой

2

25

Понятие о процессе пиления 2

26

Подготовка заготовки и
пиление

2

27

Строгание рубанком.
Устройство рубанка
Размеры заготовок,
измерение.
Строгание с последующим
контролем.

2

28
29

2
3

2

33

Соединение деталей с
помощью гвоздей и
шурупов.
Знакомство с инструментом
для сверления
Диаметр отверстия под
шуруп.
Работа дрелью.

34

Работа коловоротом.

2

30

31
32

2
2
2

35

Чтение чертежей.

36

Самостоятельная работа. 4
Изготовление подставки для
отверток.

2

работы выжигателя.
Правила Б.Т. при
выжигании.
Правила поведения в
мастерской.
Назначение и устройство
лучковой пилы. Зубья для
продольного и
поперечного пиления
Правила безопасной
работы.
Составные части рубанка.
Правила безопасной
работы рубанком.
Шуруп: элементы,
взаимодействие с древесиной. Дрель ручная:
применение, устройство,
правила работы. Правила
безопасности при работе
шилом, отверткой и
дрелью. Чертеж:
назначение, виды линии,
видимый контур,
размерная, выносная.
Правила поведения в
мастерской.
Черчение: построение,
нанесение размеров,
отличие от технического
рисунка. Древесина для
изготовления кухонных

Содержать в порядке
рабочее место.
Работать лучковой
пилой.

Работать рубанком.
Работа молотком,
отверткой.
Работа раззенковкой,
буравчиком, ручной
дрелью.

Развитие речи
при планировании.
Формир-е
необходимого
объема
профессиональных
знаний.

контроль
Предварительный
контроль
Текущий
контроль

Текущий
контроль

Текущий
контроль

Содержать в порядке
рабочее место.
Выполнение чертежа,
ориентировка в работе по
чертежу. Подбор
материала и подготовка
рабочего места. Черновая
разметка заготовки по
чертежу изделия.

Тематический
контроль

37
38
39

4 четверть
Вводное занятие
Изготовление кухонной
утвари
Понятие о чертеже.

1
1
2

41

Древесина для изготовления 1
изделий для кухни.
Выполнение разметки.
2

42

Строгание заготовки.

2

43

Изготовление разделочной
доски.
Соединение рейки с
бруском врезкой
Паз: назначение, ширина,
глубина.
Стамеска: устройство,
применение.
Работа стамеской.

2

48

Строгание по чертежу.

2

49

Контрольная работа.
Измерение и строгание
брусков по чертежу.
Изготовление подставки из
реек для цветов.
Техническое обслуживание
столярного инструмента

2

40

44
45
46
47

50

2
2
2
3

1

инструментов и
приспособлений.
Выполняемое изделие:
назначение, эстетические
требования.

Врезка как способ
соединения деталей. Паз:
назначение, ширина,
глубина. Необходимость
плотной подгонки
соединений. Требования к
качеству разметки.
Стамеска: устройство,
применение, размеры,
правила безопасной
работы.

Строгание. Чистовая
разметка и обработка
заготовки. Отделка
изделия. Проверка
качества работы.

Развитие речи
Предварипри повторении тельный
контроль
Текущий
Развитие
контроль
умений путем
планомерного
сокращения
помощи.

Работа стамеской.
Пользование чертежом.
Выполнение соединений
врезкой. Запиливание
бруска на определенную
глубину (до риски)
внутрь от линии
разметки. Удаление
стамеской подрезанного
материала. (Выполняется
на материалоотходах).

Текущий
контроль

Формир-е
необходимого
объема
профессиональных
знаний.

Тематический
контроль

Календарно-тематическое планирование по столярному делу в 8 классе (3 часа в неделю)
№

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.

Учебно-тематическое
планирование
1 четверть
Вводное занятие.
Заделка пороков и
дефектов древесины
Дефекты и пороки
древесины.
Группы пороков древесины.
Дефекты обработки и
хранения.
Шпатлевка, назначение,
виды, характеристика
Станок одношпиндельный
сверлильный.
Подготовка станка к работе.
Сверление глухих и
сквозных отверстий.
Выдалбливание глухих и
сквозных гнезд.
Заделка пороков и дефектов
древесины.
Пиломатериалы
Виды пиломатериалов.
Назначение и характеристика
пиломатериалов.
Изготовление столярномебельного изделия

Кол- дата
во
чаплан
сов
24
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1

знать

7

Коррекционная
работа

контроль

факт
Первичный инструктаж
по охране труда.
Организация работы в
мастерской.
Дефекты и пороки
древесины. Дефекты
обработки и хранения.
Шпатлевка, назначение,
виды (сухая, жидкая),
характеристика по
основному составу
пленкообразующего
вещества. Станок
сверлильный:
назначение,
конструкция, устройство
механизмов.

1
2
1
1

уметь

Пиломатериалы:
назначение и
характеристика
основных видов,
получение, хранение,

Готовить верстак к
работе.
Заточка ножа
рубанка на бруске в
приспособлении.
Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки.
Контроль наличия
заусенца. Снятие
заусенца на бруске.
Контроль остроты
лезвия на глаз. При
строгании
древесины
Заделка пороков
древесины.
Распознавать виды
пиломатериалов.
Крепление свёрл в
патроне. Подготовка
станка к работе:
фиксация детали,

Коррекция
речи через
повторение
правил техники
безопасности.

Предварительный
контроль
Текущий
контроль

Формирование
необходимого
объема профессиональных
знаний.

Развитие речи,
внимания,
памяти.

Текущий
контроль

Виды мебели.
Назначение и
комплектование мебели.
Производственные
изготовители мебели.
Сборочный чертеж.
Изготовление неподвижных
элементов мебели.
Отделка поверхности
изделия.
Самостоятельная работа по
теме "Анализ чертежа ящика
для гвоздей"
ТО столярного инструмента

1
1

24
1

25.

2 четверть
Вводное занятие.
Изготовление
разметочного инструмента
Разметочный инструмент.
Ярунок: назначение,
применение.
Подбор материала для
изделия.
Подготовка рубанка

26.

Изготовление инструмента.

2

27.

Проверка изготовленного
угольника
Установка малки по
транспортиру.
Проверка ярунка.

1

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.

21.

22.
23.
24.

28.
29.

1
1
2
1
4

1

8
1
1
1
2

1
1

установка
ограничителя.
Мебель: виды (стул,
Сверление отверстий
кресло, стол, шкаф,
на станке.
тумба и др.), назначение Выполнение
и комплектование для
сквозных и
разных помещений.
несквозных гнёзд с
Ознакомление с
предварительным
производственным
сверлением.
изготовлением мебели.
Проверка правильСодержание сборочного ности рабочих
чертежа: спецификация и граней размёточобозначение составных
ного инструмента.
частей изделия.
Проверка правильности угольника
контрольным
Правила поведения в
угольником.
мастерской.
Заточка ножа
рубанка на бруске в
Разметочный
приспособлении.
инструмент: материал,
Проверка
качество изготовления,
прямолинейности и
точность. Ярунок:
прямоугольности
назначение, применение. режущей кромки.
Контроль наличия
заусенца. Снятие
заусенца на бруске.
Правка фаски и
передней грани.
Контроль остроты
лезвия на глаз, при
строгании
древесины.
Токарный станок:
обмер.

Тематический
контроль
Коррекция
речи через
повторение
правил техники
безопасности.

Предварительный
контроль
Текущий
контроль

Развитие
умений путем

Текущий
контроль

30.

Токарные работы
Токарный станок.

7
2

31
32
33

Скоба и штангенциркуль.
Снятие конуса резцом.
Выполнение шипов у ножек.

1
2
2

34

Сверление с использованием
задней бабки.
Проверка размеров изделия.
Изготовление изделий на
токарном станке
Самостоятельная работа по
теме "Изготовление деталей
рейсмуса по чертежу".
ТО столярного инструмента

1

35

36

37

38

39

40
41
42
43
44

3 четверть
Вводное занятие. Вводный
инструктаж по охране труда.
Пожарная безопасность.
Приемы заточки рубаночной
железки. Охрана труда при
заточке
Выполнение отверстий
разной формы
Инструменты для
выполнения отверстий
Методы получения
отверстий
Изготовление ручки для
ножовки
Обработка изделия

1
4
3

1
30
1

2

1
1
2
2
2

управление, уход,
неисправности и меры
по предупреждению
поломки. Правила
безопасной работы.
Скоба и
штангенциркуль.
Устройство
штангенциркуля.
Использование нулевого
деления нониуса (отсчет
до целых миллиметров).

Пиление древесины
поперек волокон и
определить возраст
дерева по годичным
кольцам. Пиление
вдоль волокон –
текстура.

Безопасность при
выполнении столярных и
плотницких работ.
Безопасное
обращение с
Причины возникновения инструментом.
пожара. Первичные
средства
пожаротушения. План
эвакуации. Сигнал.
Выпуклые и вогнутые
Разметка деталей
криволинейные
криволинейной
поверхности.
формы по шаблону.
Сопряжение
Разметка мест
поверхностей различной сверления. Зачистка
формы. Гнезда,
гнезда стамеской
пазы, проушины,
после сверления.
сквозные и
Обработка
несквозные отверстия.
высверленных
Устройство сверла.
отверстий
Стержень, хвостовик.
стамесками,
Режущие кромки

планомерного
сокращения
помощи.

Текущий
контроль
Тематический
контроль
Развитие речи
через
повторение
правил техники
безопасности.
Развитие
способности к
осознанной
регуляции
трудовой
деятельности.

Предварительный
контроль
Текущий
контроль

Пиление древесины. Заточка
пил.
Эксплуатация мебели и
причины её износа.
Виды ремонта мебели

2

инструмента.

1

2

49

Планирование работы при
ремонте мебели.
Ремонт столярного изделия.

Причины износа мебели,
виды износа.
Технические требования
к ремонту мебели.
Названия и назначение
крепежных изделий и
мебельной фурнитуры.

50

Ремонт стула

2

51

Способы соединения деталей в столярных изделиях
Мебельная фурнитура и
крепежные изделия
Самостоятельная работа
Выбор заготовок для работ и
разметка.
Составление плана на
изготовление изделия.
Изготовление изделия
(изготовление изделия на
выбор учителя: ручка для
молотка; ручка для стамески
и др.)
ТО столярного изделия

2

45
46
47
48

52
53

54

55
56

4 четверть
Вводное занятие. Вводный
инструктаж по охране труда.
Художественная отделка
столярного изделия.

2

2

1

напильниками,
рашпилем.
Выполнение
сквозных отверстий
прямоугольной и
цилиндрической
формы (таких же
несквозных отверсти
й) сверлением и
долблением.
Выполнение гнезда
сверлением и
обработкой
стамеской.
Простейший ремонт
мебели.

Формирование
необходимого
объема профессиональных
знаний.

Текущий
контроль

Тематический
контроль

4

1
24
1
1

Организация работы в
мастерской; обязанности
дежурных по
мастерской.
Инструменты: виды

Заготовка материала.
Нанесение рисунка.
Закрепление и
совершенствование
приёмов работы
резцами;

Развитие речи
через
повторение
правил техники
безопасности.

Преварительный
контроль
Текущий
контроль

57

Инструменты.

2

58

Резьба несложного рисунка

3

59

Выжигание

2

60

Раскраска красками

2

61

Обработка изделия

3

62

Безопасность труда во время
столярных работ.
Причины травм.
Практическое повторение
Ремонт и изготовление
носилок
Ремонт и изготовление
граблей и лопат.
Контрольная работа
Сборка книжной полки.
ТО столярного инструмента

1

63
64
65
66
67

1
2
2
2
2

стамесок и уход за ними,
электрический лобзик,
электрический
выжигатель.
Организация рабочего
места. Правила
безопасной работы.

выжигателем.
Отделка морилкой,
анилиновыми красителями. Коллективный анализ
выполненных работ.
Изготовление
(несложной
конструкции) изделия для школы.
Закрепление и
совершенствование
приёмов и навыков
при строгании,
пилении, разметке.
Контроль качества
изделий.

Формирование
необходимого
объема профессиональных
знаний.
Развитие речи
через правильное построение
высказываний.
Формирование
необходимого
объема профессиональных
знаний.

Текущий
контроль

Тематический
контроль


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».