РП Чтение уо 7класс

Пояснительная записка
1. Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена с учетом следующего
нормативно-правового обеспечения:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
(Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование
в Российской Федерации, Статья 79. Организация получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья (адаптированные рабочие программы)).
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013№78 – 03 «Об образовании в Свердловской
области».
- САНПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях». (X. Гигиенические требования к
режиму образовательного процесса).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.08.2015 N 38528).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599“Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:
В 2сб./ Под ред.В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1.
- Образовательная программа школы на 2023-2024 учебный год.
- Календарный учебный график школы на 2023-2024 учебный год.
- Устав МАОУ СОШ № 10.
2.Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, требования к уровню с
планируемым результатом обучения и основное содержание с примерным распределением
учебных часов по разделам курса.
3.Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний,
частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы.
На уроках идёт формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все
обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме
того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его
чтении и понимании содержания.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные
писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте.
Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений.
В исторических произведениях обучающиеся с трудом воспринимают описываемые события,
не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного
факта, поступка героя.

Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных
произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы полно, правильно и последовательно;
передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в
произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристики,
адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинноследственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального
плана.
Обучение чтению ведется с использованием учебников для коррекционных школ.
З.Ф. Малышева, А. К. Аксенова, М. И. Шишкова «Чтение» 7 классов, учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы М. – Просвещение, 2021 г.
Учебные пособия содержит в доступной форме изложенный теоретический материал,
условные обозначения, принятые в книге, позволяют свободно ориентироваться в нем;
репродукции картин, которыми снабжены учебники, хорошего качества, что, дает
возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Учебники содержат материалы устного народного творчества, произведения русских
писателей XIX, XX века, произведения зарубежных писателей.
Выбранная программа реализует минимальные требования к содержанию и уровню
подготовки обучающихся.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году
обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения,
которым умственно отсталые школьники в силу особенностей психического развития
овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется
постепенно.
Усвоение содержания, прочитанного осуществляется в процессе анализа произведений.
При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и
закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из
эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции
недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной
устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом
в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений,
обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений,
и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью, в зависимости от
сложности текста, используются вопросы, готовый или коллективно составленный план,
картинный план.
Внеклассное
чтение
ставит
задачу
начала
формирования
читательской
самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими,
доступными их пониманию произведениями детской литературы, формированию навыков
самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения
выбирать книгу по интересу.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению,
поэтому большое значение придается работе с авторским словом, развитию умения отвечать
на вопросы и ставить вопросы к тексту, читать по ролям, пересказывать текст полно, кратко,
выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные
выражения текста. Особое внимание уделяется развитию полноценного восприятия
художественных произведений, научно-популярных статей, установлению причинноследственных связей, определению главной мысли, идеи, а также пониманию образного языка
литературного текста на использование таких выразительных средств, как тон голоса,
синтаксические паузы, логические ударения (под наблюдением учителя).

Дальнейшее совершенствование техники чтения направлено на овладение обучающимися
навыками правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения доступных их
пониманию произведений. Подраздел «Работа с текстом» предусматривает последовательное
углубление умений, обучающихся и воспитанников анализировать прочитанное, высказывать
суждения по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию
автора.
Изучение художественных произведений и работа по ним направлены на развитие речи и
мышления, кругозора, расширению словарного запаса, исправлению недостатков речевого
развития детей с отклонениями в развитии, поэтому принцип коррекционной направленности
с данной категорией детей является ведущим.
С учётом того, что подростковый возраст характеризуется более осознанным
восприятием социальных связей и отношений, данная рабочая программа предусматривает
комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания
обучающихся и воспитанников на основе произведений художественной литературы. Их
содержание позволяет детям с проблемами в развитии осваивать эталоны нравственного
поведения в обществе, способствует социальной адаптации.
4. Целью изучения учебного предмета «Чтение» является создание условий для
социализации и реабилитации обучающихся воспитанников в современном обществе.
Задачи: - развитие всех сторон речи, обогащение активного словарного запаса, коррекция
психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.
- формирование навыка беглого осознанного чтения.
- расширение знаний учащихся об окружающем мире, исторических событий, воспитывать
интерес к самостоятельному чтению художественных произведений, - умение пользоваться
знаниями в необходимых ситуациях с помощью содержания программного материала,
основанного на связи с окружающей действительностью.
- формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- развитие позитивных, гуманистических взаимоотношений на примере положительных
поступков героев произведений;
- коррекция недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей с отклонениями
в развитии.
5. Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение предмета «Чтение» отводится по 4 часа в неделю
(136 ч. в год).
Навыки чтения и рекомендации по внеклассному чтению (урок внеклассного чтения и
проводится один раз в месяц), а также перечень произведений для заучивания наизусть,
прослеживается в содержании предметных тем, в тематическом и поурочном планировании
согласно количеству часов в каждом классе.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета
«Чтение», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других
народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1)в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения
(элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их
с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по чтению на конец
школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по
содержанию текстов (после предварительной подготовки); определение темы произведения (под
руководством учителя); ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения
своими словами; участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя); выбор
заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление последовательности событий в
произведении;
определение главных героев текста; составление элементарной характеристики героя на основе
предложенного плана и по вопросам учителя; нахождение в тексте незнакомых слов и выражений,
объяснение их значения с
помощью учителя; заучивание стихотворений наизусть (7-9); самостоятельное чтение небольших по
объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных
заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение); определение темы
художественного произведения; определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста; формулировка
заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения
и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану; нахождение в тексте непонятных слов и
выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; ориентировка в круге доступного

чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение
художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 7класса
Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать
содержание прочитанного.
Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений.
Навыки чтения. Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со
знаками препинания. Выделение главной мысли произведения.
Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков,
подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью
учителя. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте
метких выражений, художественных определений и сравнений. Подробный пересказ прочитанного.
Пересказ с изменением
лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений
Содержание тем учебного курса
«Чтение» 7 класс (4 ч. в неделю).
Устное народное творчество. (17 ч)
Русская народная сказка «Сивка бурка». Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская
народная сказка «Умный мужик». Проверка техники чтения. Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Народные песни. Пословицы. Загадки. Урок внеклассного чтения.
Из произведений русской литературы XIX века. (58 ч)
А.С. Пушкин. Биографические сведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…». Просмотр
мультфильма по одноименной сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». А.С. Пушкин
«Зимний вечер». А.С. Пушкин «У Лукоморья». Урок внеклассного чтения.
М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. М.Ю. Лермонтов «Бородино». И.А. Крылов. Жанр басня.
Особенности басен Крылова. Басня «Кукушка и Петух». Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и
Моська». Урок внеклассного чтения. Н.А. Некрасов. Биографические сведения; «Несжатая полоса»,
«Генерал Топтыгин».
Л.Н. Толстой. Биографические сведения. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Просмотр фильма по
одноименной повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов.
Биография писателя; «Хамелеон». Урок внеклассного чтения. Проверка техники чтения. В.Г.
Короленко. Биографические сведения. Повесть «Дети подземелья». Тестирование по пройденному
материалу. В.Г. Короленко «Дети подземелья». Урок внеклассного чтения.
Из произведений русской литературы XX века. (61 ч)
А. М. Горький. Биографические сведения. Отрывки из повести «Детство». Отрывки из повести «В
людях». Обобщающий урок по творчеству М. Горького. Урок внеклассного чтения. М. Исаковский
«Детство», «Ветер», «Весна». К. Паустовский. Биографические сведения. Рассказ «Последний черт».
Урок внеклассного чтения. М. Зощенко «Великие путешественники» Урок внеклассного чтения. К.
Симонов. Биографические сведения. К. Симонов «Сын артиллериста». Урок внеклассного чтения. В.
Катаев. Биографическая справка. «Флаг». Урок внеклассного чтения. Н. Рыленков. Биографическая
справка. «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки», «Все в танцующей дымке». Проверка техники
чтения. Ю. Коваль. Биографическая справка. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Ю.
Яковлев «Багульник». Р. Погодин. Биографическая справка. «Время говорит - пора». Проверка
техники чтения. А. Алексин. Биографическая справка. «Двадцать девятое февраля». Урок
внеклассного чтения. К. Ваншенкин. Библиографическая справка. «Мальчишка». Итоговый
обобщающий урок за курс 7 класса. Тестирование по пройденному материалу. Задания на лето.

Распределение учебных часов и последовательность изучения разделов по программе
осуществляется следующим образом:
№ п/п

Наименование раздела

1
2

Устное народное творчество.
Из произведений русской
литературы XIX века.
Из произведений русской
литературы XX века.
Итого:

3

Кол-во
часов
17
58

Техника
чтения
1
2

Внеклассное
чтение
1
5

61

2

6

136

5

12

Формы организации учебного процесса
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить
примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как
словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания
на установление соответствия, ответы на вопросы.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Цель: изучение и
первичное закрепление новых знаний.
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Цель: выработка умений
по применению знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Цель: обобщение
знаний.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Цель: определение
уровня овладения знаниями, умениями и навыками.
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой).
Наглядный (наблюдение, демонстрация).
Практический.
Методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и
разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в
авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста по предполагаемым вопросам;
- продолжение текста;
- выразительное чтение;
- чтение наизусть;
- чтение по ролям.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения
тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольноизмерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями
каждого ученика. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный
контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Виды контроля:
1) самоконтроль;
2) контроль учителя

№п
/п

Раздел, тема урока

Колво
часов

Календарно-тематическое планирование.
«Чтение» 7 класс (136 часов).
Дата
Результаты обучения УУД
план

факт

Коррекционная работа

Материальнотехническое
оснащение

Виды и формы
контроля

Устное народное творчество (15 ч. + 1 ч. вн. чт. + 1 ч. ТЧ)
Устное народное творчество.
Жанры. Пословицы и
поговорки. Загадки.

2

Толкование пословиц и поговорок. Анализ
загадок. Составление плана пересказа
статьи. Пересказ по плану. Чтение с
делением на части.

Иллюстрации к
русским народным
сказкам.

3

Сказка как жанр устного
народного творчества.

1

Называние сказок, которые читали,
определение, к какой группе они
относятся. Пересказ по плану Чтение с
делением на части.

Иллюстрации к
русским народным
сказкам.

Пересказ статьи об
устном народном
творчестве.

4

Особенности волшебной
сказки. Сказка «СивкаБурка» (русская народная
сказка)

1

Высказывание по иллюстрациям.
Составление плана. Чтение с делением
текста на части. Чтение по ролям.

Иллюстрации к
русским народным
сказкам.

Пересказ статьи о
сказках.

5

Сказка «Сивка-Бурка»
(русская народная сказка)

1

Составление плана. Пересказ сказки по
плану. Восстановление
последовательности событий по плану, по
сюжетным картинкам. Чтение с делением
текста на части. Выразительное чтение.

Иллюстрации к
русским народным
сказкам.

Рассказ об
особенностях
волшебной сказки.

6

Особенности сказок о
животных. «Журавль и
Цапля» (русская народная
сказка)

1

Пересказ по ролям. Чтение по ролям.

Иллюстрации к
русским народным
сказкам.

Пересказ сказки
«Сивка-Бурка» по
плану.

7

«Умный мужик» (русская
народная сказка).
Особенности бытовых
сказок.

1

Определение и доказательство, кто из
героев сказки поступает справедливо.
Характеристика действующих лиц.
Описание иллюстраций. Пересказ по
коллективно составленному плану.
Выборочное чтение. Чтение с делением на

Иллюстрации к
русским народным
сказкам.

Пересказ по ролям
сказки «Журавль и
Цапля».

1-2

части.
8

Урок техники чтения. («0»
срез).

1

9

Былина как жанр устного
народного творчества.
Былина «Три поездки Ильи
Муромца»

2

Былина «Три поездки Ильи
Муромца»

2

Составление плана. Пересказ по плану.
Цитирование с опорой на иллюстрации.
Чтение с делением на части. Выборочное
чтение.

Сравнение былины и
сказки.

10

11
12

Характеры героев былины.
Язык былины.

Сравнение особенностей былины и сказки.
Разбор устаревшей лексики. Цитирование
с опорой на иллюстрации. Выборочное
чтение. Выразительное чтение.

Репродукция
картины
В.М. Васнецова
«Богатыри»

Пересказ по
коллективно
составленному плану
сказки «Умный
мужик»

13

Народные песни. «Эх, кабы
на цветы не морозы…»

1

Выразительное чтение.

Пересказ былины
«Три поездки Ильи
Муромца»

14

Народная песня «По улице
мостовой»

1

Работа с образными словами и
выражениями. Настроение песни.
Особенности народных песен.
Выразительное чтение.

Выразительное
чтение народной
песни «Ах, кабы на
цветы не морозы…»

15

Пословицы, загадки

2

Подбор пословиц о чтении книг, о
временах года, о животных. Правильное
чтение.

Выразительное
чтение народной
песни «По улице
мостовой»

Внеклассное чтение.
Русские народные сказки.

1

Пересказ эпизодов. Словесное рисование.
Чтение по ролям.

Подбор пословиц к
главной мысли
каждой сказки.

16

17

Из произведений русской литературы XIX века (51 час + 5 ч. вн. чт. + 2 ч. ТЧ)
18

Биография А.С. Пушкина

1

Рассказ биографии поэта по плану. Чтение
с делением текста на части.

Портрет А.С.
Пушкина.
Иллюстрации
учебника

19

А.С. Пушкин «Сказка о царе

2

Цитирование с опорой на иллюстрации.

Пересказ

20

Салтане» Решение царя.
Заговор сестёр.

Составление плана. Чтение с делением на
части. Выборочное чтение. Чтение по
ролям.

21

А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане». Чудеса на острове.

1

Словесное рисование. Составление
высказываний по иллюстрациям с опорой
на авторский текст. Составление плана.
Работа с репродукцией картины Врубеля
«Царевна Лебедь». Выборочное чтение.
Выразительное чтение. Чтение с делением
на части.

22

А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане». Сёстры матери
чинят препятствия.

1

Словесное рисование. Составление
высказываний по иллюстрациям с опорой
на авторский текст. Составление плана.
Выборочное чтение. Выразительное
чтение. Чтение с делением на части.

23

А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане». Поведение сестер
и бабы Бабарихи. Обещания
царя Салтана.

1

Характеристика действующих героев по
вопросам. Выборочный пересказ.
Составление плана. Чтение с делением на
части.

24

А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане» Встреча царя
Салтана с сыном.

1

Характеристика действующих героев по
вопросам. Выборочный пересказ.
Составление плана. Чтение с делением на
части. Выборочное чтение. Чтение по
ролям. Выразительное чтение.

25

Просмотр мультфильма по
одноименной сказке А.С.
Пушкина «Сказка о царе
Салтане…».

1

26

Урок техники чтения.

1

27

А.С. Пушкин «Зимний

1

биографической
статьи по плану.
Иллюстрации
учебника

Пересказ по плану.
Выразительное
чтение отрывков.
Портрет писателя.
Иллюстрации к
сказке.
Иллюстрации
учебника

Портрет писателя.
Иллюстрации к
сказке.

Составление плана. Краткий пересказ
сказки по данному плану. Сходство и
различие авторской сказки и народной.
Чтение с делением на части. Выборочное
чтение. Чтение по ролям. Заучивание
отрывка наизусть.

Работа с эпитетами и сравнениями

Пересказ по плану.
Выборочное чтение
по ролям.

Пересказ по плану.

Выборочный
пересказ.

Чтение отрывков по
ролям.

Грамзапись

Сходство авторской

вечер»

28

А.С. Пушкин «У Лукоморья
дуб зелёный…»

Словесное рисование. Выразительное
чтение. Заучивание наизусть (отрывка).

1

романса

Работа с устаревшей лексикой. Словесное
рисование. Выразительное чтение.
Заучивание наизусть.

сказки и народной
(ответы на вопросы).
Выборочный
пересказ.
Чтение наизусть
отрывка из
стихотворения
А.С. Пушкина
«Зимний вечер».

29

Внеклассное чтение. А.С.
Пушкин «Руслан и
Людмила».

1

Пересказ эпизодов. Ответы на вопросы.
Выборочное чтение.

30

М.Ю. Лермонтов.
Творческий портрет.

1

Составление плана.
Рассказ биографии по плану. Чтение с
делением текста на части.

Чтение отрывка
наизусть. Краткий
пересказ сказки по
плану.
Портрет М.Ю.
Лермонтова.
Иллюстрации
учебника.

Чтение наизусть
А.С. Пушкин
«У Лукоморья дуб
зелёный…».

31

М.Ю. Лермонтов
«Бородино»

1

Работа с устаревшей лексикой.
Составление плана. Чтение с делением на
части. Выборочное чтение. Чтение по
ролям. Выразительное чтение отрывка
«Перед боем»

Портрет писателя,
иллюстрации к
произведению

Пересказ
биографической
статьи по плану.

32

М.Ю. Лермонтов
«Бородино»

1

Словесное рисование. Цитирование с
опорой на иллюстрации. Выборочное
чтение. Выразительное чтение отрывка
«Бой». Заучивание наизусть.

Портрет писателя,
иллюстрации к
произведению

Выразительное
чтение отрывка
«Перед боем»

33

И.А. Крылов. Биография
баснописца.

1

Рассказ биографии по плану. Работа с
пословицами и поговорками. Чтение с
делением текста на части.

34

И.А. Крылов. Басня
«Кукушка и Петух»

1

Словесное рисование. Выявление морали
басни. Работа с пословицами. Чтение по

Портрет
И.А. Крылова
Иллюстрации
учебника.
Иллюстрации к
басням.

Чтение наизусть
отрывка из
стихотворения
М.Ю. Лермонтова
«Бородино»
Пересказ по плану
биографической

ролям.

статьи И.А. Крылова.

35

И.А. Крылов. Басня «Волк и
Журавль»

1

Словесное рисование. Выявление морали
басни. Работа с пословицами. Чтение по
ролям. Заучивание наизусть.

Иллюстрации к
басням.

Выразительное
чтение
стихотворения.

36

И.А. Крылов Басня «Слон и
Моська»

1

Словесное рисование. Выявление морали
басни. Работа с пословицами.
Выразительное чтение.

Иллюстрации к
басням.

Чтение басни «Волк и
Журавль» наизусть

37

Внеклассное чтение. В.В.
Бианки. Рассказы
«Мышарик», «Вести из
леса».

1

Выборочный пересказ. Словесное
рисование. Выборочное чтение. Чтение по
ролям.

38

Н.А. Некрасов. Биография
писателя, его творчество

1

Рассказ о жизни Некрасова в Петербурге.
Главная тема его поэзии. Объяснение
строчек о смысле творчества поэта. Чтение
с делением на части.

Выразительное
чтение басни «Слон и
Моська»

Портрет Н.А.
Некрасова.
Презентация
«Биография

Определение уровня
знаний по теме в
процессе
индивидуального
опроса при пересказе

Н.А. Некрасова».
39

Н.А. Некрасов. «Несжатая
полоса»

1

Словесное рисование. Олицетворение,
эпитеты. Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

Выборочный пересказ
биографической
статьи (А.Н. Некрасов
в Петербурге).

40

Н.А. Некрасов. «Генерал
Топтыгин»

1

Составление плана. Пересказ по плану с
цитированием. Словесное рисование.
Чтение с делением на части. Выборочное
чтение. Выразительное чтение.

Выразительное
чтение стихотворения

Объяснение названия стихотворения. Что
смешного, комичного в ситуации,
описанной поэтом? В чем драматизм,
тяжесть случившегося? Характеристика
смотрителя по плану и опорным словам.
Выборочное чтение.

Выразительное
чтение стихотворения

41

42

Н.А. Некрасов. «Генерал
Топтыгин». Комичность и
драматизм в стихотворении

1

Л.Н. Толстой. Творческий
портрет.

1

Пересказ по плану биографической статьи.
Чтение с делением на части.

Н.А. Некрасова
«Несжатая полоса»

Н.А. Некрасова
«Генерал Топтыгин»

Презентация.
Портрет

Характеристика
смотрителя по плану

Л.Н. Толстого.
Диапозитивы,
слайды музея
«Ясная поляна».

и данным словам.

Л.Н. Толстой. «Кавказский
пленник». I часть. Пленение
Жилина.

2

Составление плана. Краткий пересказ по
плану. Чтение с делением на части.

Пересказ по плану
биографии писателя.

Л.Н. Толстой. «Кавказский
пленник». II часть. В
горском поселении.

2

Составление рассказа по иллюстрации
«Как жили горцы». Сравнение поведения
Жилина и Костылина по вопросам.
Краткий пересказ по плану. Чтением по
ролям. Чтение с делением текста на части.

Краткий пересказ I
части повести
«Кавказский
пленник»

Л.Н. Толстой. «Кавказский
пленник». II часть.
Поведение Жилина и
Костылина в плену

2

Сравнение поведения Жилина и
Костылина по вопросам. Чтением по
ролям. Выборочное чтение.

Сравнение поведения
Жилина и Костылина
в плену.

Л.Н. Толстой. «Кавказский
пленник». III часть.
Отношение окружающих к
Жилину.

2

Выборочный пересказ по данному плану.
Выборочное чтение. Подбор отрывков к
данному плану.

Сравнение поведения
Жилина и Костылина
по вопросам.

Л.Н. Толстой. «Кавказский
пленник». IV часть. Жилин
планирует побег.

2

Сравнение описания природы и
переживаний Жилина. Составление плана.
Выборочный пересказ по плану. Чтение с
делением на части. Выборочное чтение.

Выборочный пересказ
по данному плану
«Отношение
окружающих к
Жилину»

Л.Н. Толстой. «Кавказский
пленник». V часть.
Неудачный побег.

2

Составление плана. Пересказ по плану.
Сравнение поведения Жилина и
Костылина. Чтение по ролям. Чтение с
делением на части.

Выборочный пересказ
IV части.

55

Л.Н. Толстой. «Кавказский
пленник». VI часть. Дружба
Жилина и Дины.

1

Рассказ о дружбе Жилина и Дины по
данному плану и опорным словам. Чтение
по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ по плану V
части повести Л.Н.
Толстого «Кавказский
пленник».

56

Просмотр фильма по

1

43
44
45
46

47
48

49
50

51
52

53
54

одноименной повести
Л.Н. Толстого «Кавказский
пленник».
57

Обобщающий урок по
повести Л.Н. Толстого
«Кавказский пленник»

1

Сравнительная характеристика Жилина и
Костылина по данному плану и опорным
словам. Краткий пересказ по плану.
Выборочное чтение.

Рассказ о дружбе
Жилина и Дины по
данному плану и
опорным словам.

58

Внеклассное чтение. Л.Н.
Лагин «Старик Хоттабыч»

1

Ответы на вопросы. Пересказ с опорой на
иллюстрации. Восстановление
последовательности событий. Выборочное
чтение. Чтение по ролям.

Краткий пересказ
повести Л.Н. Толстого
«Кавказский
пленник» по плану и
опорным словам.
Сравнительная
характеристика
Жилина и Костылина
по плану.

59

А.П. Чехов. Биография
писателя, его творчество

1

Составление плана. Пересказ по плану.
Беседа о самовоспитании. Чтение с
делением на части.

Портрет
А.П. Чехова.
Иллюстрации к
произведению.

Определение уровня
знаний по теме в
процессе
фронтального опроса

Презентация
«Жизненный путь
писателя».
60

А.П. Чехов. «Хамелеон».

1

Описание базарной площади,
действующих лиц. Выборочное чтение.
Чтение по ролям.

Иллюстрации к
произведению.

Пересказ
биографической
статьи.

61

А.П. Чехов. «Хамелеон».

1

Характеристика действующих лиц по
данному плану и опорным словам.
Выборочное чтение.

Выборочное чтение
по ролям рассказа
А.П. Чехова
«Хамелеон»

62

Внеклассное чтение. А.П.
Чехов «Спать хочется»,

1

Выборочный пересказ. Характеристика
действующего лица. Выборочное чтение.

Характеристика
действующих лиц
«Хамелеона» по

плану и опорным
словам.

«Каштанка».
63

Урок техники чтения.

1

64

В.Г. Короленко. Биография
писателя, его творчество

1

Пересказ биографии по плану. Чтение с
делением текста на части.

В.Г. Короленко. «Дети
подземелья». Я и мой отец

2

Рассказ об отношениях

В.Г. Короленко. «Дети
подземелья». Я приобретаю
новое знакомство. 1 часть.

2

В.Г. Короленко. «Дети
подземелья». Я приобретаю
новое знакомство. 2 часть.

2

Деление главы на части по плану.
Пересказ по плану. Чтение с делением
текста на части.

Описание часовни и
её обитателей по
опорным словам.

71

В.Г. Короленко. «Дети
подземелья». Знакомство
продолжается.

1

Сравнение по плану двух девочек.
Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

72

В.Г. Короленко. «Дети
подземелья». Осенью.

1

Характеристика Валека и Васи, их
отношения с сёстрами. Характеристика
судьи по плану и опорным словам.
Выборочное чтение.

Сравнительное
описание по данному
плану двух девочек.

73

В.Г. Короленко. «Дети
подземелья». Кукла.

1

Устное сочинение на тему «Минуты
радости и тревоги». Пересказ главы по
плану. Чтение по ролям. Чтение с
делением на части.

Характеристика судьи
по плану и опорным
словам.

74

В.Г. Короленко. «Дети
подземелья». Обобщающий
урок. Тестирование по
пройденному материалу.

1

Объяснение названия повести.

Пересказ отрывка
«Кукла» из повести
В.Г. Короленко «Дети
подземелья»

65
66

67
68

69
70

Васи с сестрой, Васи с отцом.
Самостоятельное чтение. Выборочное
чтение.
Описание часовни и её обитателей по
опорным словам. Выборочное чтение.

Портрет писателя.

Иллюстрации к
произведению.

Рассказ биографии по
плану.

Рассказ об
отношениях
Васи с сестрой и
отцом.

Характеристика Васи и Валека по
опорным словам. План повести. Краткий

пересказ по плану. Выборочное чтение.
75

Внеклассное чтение. В.Г.
Короленко. «Купленные
мальчики»

1

Беседа по содержанию. Выборочное
чтение.

Краткий пересказ по
плану повести
В.Г. Короленко «Дети
подземелья»

Из произведений русской литературы XX века (53 часа + 6 ч. вн. чт. + 2 ч. ТЧ)
76

А.М. Горький.

1

Составление плана. Пересказ по плану.
Чтение с делением текста на части.

2

Характеристика обитателей дома деда, их
взаимоотношений по вопросам и опорным
словам. Пересказ от имени героя. Чтение
по ролям.

Биография писателя, его
творчество
77
78

А.М. Горький. «Детство».
Жизнь в доме деда глазами
Алеши

Пересказ
биографической
статьи по плану.
Портреты
писателей, поэтов,
сборники
открыток,
иллюстрации
учебника.

А.М. Горький. «Детство».
История с напёрстком.

2

Составление плана. Пересказ по плану.
Чтение с делением текста на части. Чтение
по ролям.

Пересказ от первого
лица «Жизнь в доме
деда глазами Алёши»

А.М. Горький. «Детство».
Наказание Алёши.

1

Составление плана. Пересказ по плану.

Пересказ по плану
«История с
напёрстком»

82

А.М. Горький. «Детство».
Бабушка и Цыганок.

1

Характеристика Бабушки и Цыганка по
вопросам и опорным словам. Выборочное
чтение.

Пересказ отрывка
«Наказание Алёши»
по данному плану.

83

А.М. Горький «В людях». В

1

Художественные определения для
описания дома и его хозяев. Пересказ по

Характеристика
Бабушки и Цыганка

79
80

81

Характеристика матери Алёши по
вопросам. Чтение с делением текста на
части. Чтение по ролям.

доме чертёжника. 1часть.
84

А.М. Горький «В людях». В
доме чертёжника.

плану. Чтение с делением текста на части.
Выборочное чтение.

по вопросам и
опорным словам.

1

Пересказ по плану. Чтение с делением
текста на части. Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

2 часть.
85

А.М. Горький «В людях».
Страсть к чтению.

1

Характеристика Алёши по плану и
опорным словам. Выборочное чтение.
Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

86

Обобщающий урок по
произведениям

1

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ
с опорой на иллюстрации и авторский
текст. Автобиографические повести.
Выборочное чтение. Чтение по ролям.
Слушание отдельных глав из повести
Детство» А. М. Горького

Характеристика
Алёши по плану и
опорным словам.

А.М. Горького.

87

Внеклассное чтение. А.М.
Горький «Детство»

1

88

М.В. Исаковский. Краткая
биография.

1

Пересказ биографии М.В. Исаковского по
плану. Ответы на вопросы по тексту
стихотворения.

89

М.В. Исаковский «Детство».

1

Образные слова и выражения. Словесное
рисование. Чтение с делением на части.
Выразительное чтение.

90

М.В. Исаковский «Ветер»

1

Словесное рисование. Выразительное
чтение. Заучивание наизусть.

91

М.В. Исаковский «Весна»

1

Олицетворение. Словесное рисование.
Выразительное чтение.

Портреты
писателей, поэтов,
сборники
открыток,
иллюстрации
учебника.
Выразительное чтение
стихотворения М.В.
Исаковского
«Детство»
Иллюстрации на
тему «Весна».

Чтение стихотворения
М.В. Исаковского

«Ветер» наизусть.
92

К.Г.
Паустовский. Биографическ
ие сведения.

1

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

93

К.Г. Паустовский
«Последний чёрт».

2

Словесное рисование. Составление плана.
Пересказ по плану. Деление текста на
части. Выборочное чтение.

95

К.Г. Паустовский «На
глухом озере»

1

Последовательность событий.
Составление плана. Деление текста на
части. Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

96

Внеклассное чтение. К.Г.
Паустовский «Жильцы
старого дома»

1

Ответы на вопросы. Выборочный
пересказ. Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

97

М.М. Зощенко. Краткие
биографические сведения

1

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

94

98
99

М.М. Зощенко «Великие
путешественники».

100

Внеклассное чтение.
Юмористические рассказы

Выразительное чтение
стихотворения М.В.
Исаковского «Весна»
Портреты
писателей, поэтов,
сборники
открыток,
иллюстрации
учебника.

Портреты
писателей, поэтов,
сборники
открыток,
иллюстрации
учебника.

Ответы на вопросы по
биографии писателя.

2

Последовательность событий.
Составление плана. Деление текста на
части. Чтение по ролям.

Пересказ
биографической
статьи по плану.

1

Ответы на вопросы. Выборочный
пересказ. Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

М. М. Зощенко.
101

К.М. Симонов. Творческий
портрет.

1

Составление плана. Пересказ биографии
по плану. Рассказ о войне. Чтение с
делением текста на части.

Пересказ по плану.

102

К.М. Симонов. «Сын
артиллериста», I часть.

1

Ответы на вопросы. Описание внешности
лейтенанта Петрова по плану. Чтение по
ролям. Выборочное чтение.

Пересказ
биографической
статьи по плану.

103

К.М. Симонов. «Сын

1

Ответы на вопросы. Слова,

Выразительное

артиллериста», II часть.

характеризующее состояние майора Деева,
поступок Лёньки. Выборочное чтение.
Чтение по ролям. Выразительное чтение.
Заучивание наизусть.

чтение. Описание
внешности лейтенанта
Петрова по плану.
Чтение наизусть
отрывка из
стихотворения К.М.
Симонова «Сын
артиллериста»

104

Внеклассное чтение. А.А.
Сурков. Стихотворения из
цикла «Победители».

1

Выборочный пересказ. Ответы на
вопросы. Беседа о событиях войны.
Выборочное чтение.

105

В.П. Катаев. Краткие
биографические сведения.

1

Составление плана. Пересказ биографии
по плану. Рассказ о войне. Чтение с
делением текста на части.

106

В.П. Катаев. Флаг. 1 часть.

1

Беседа о событиях войны. Цитирование с
опорой на иллюстрации. Пересказ плану и
по опорным словам 1 части. Чтение с
делением текста на части. Выборочное
чтение.

107

В.П. Катаев. Флаг. 2 часть.

1

Составление плана. Пересказ по плану.
Оценка подвига русских моряков. Чтение с
делением текста на части. Выборочное
чтение.

108

Внеклассное чтение. В.П.
Катаев «Хуторок в степи»

1

109

Урок техники чтения.

1

110

Н.И.
Рыленков. Биографическая
справка.

1

111

Н.И. Рыленков «Деревья»

1

Пересказ
биографической
статьи по плану.

Портреты
писателей, поэтов;
иллюстрации
учебника,
дневники
внеклассного
чтения, открытки.

Выборочный пересказ. Словесное
рисование. Выборочное чтение.

Сравнение стихотворения М.В.
Исаковского «Детство», Н.И. Рыленкова
«Деревья». Выборочное чтение.
Выразительное чтение.
Работа с образными словами и
выражениями. Изменение настроения
стихотворения. Выразительное чтение.

Пересказ по плану и
опорным словам 1
части.

Пересказ по плану 2
части.

Портреты
писателей, поэтов;
иллюстрации
учебника,

Пересказ
биографической

Словесное рисование.
112

113

Н.И. Рыленков «Весна без
вещуньи-кукушки…»

Н.И. Рыленков «Всё в
тающей дымке…»

1

1

Словесное рисование. Работа с образными
словами и выражениями. Выразительное
чтение. Словесное рисование. Заучивание
наизусть.
Участие в беседе. Цитирование. Словесное
рисование. Выразительное чтение.

дневники
внеклассного
чтения, открытки.

статьи по плану.
Выразительное чтение
стихотворения
Н. Рыленкова
«Деревья»
Выразительное чтение
стихотворения
Н. Рыленкова «Весна
без вещуньикукушки»

Ответы на вопросы по биографической
статье. Самостоятельное чтение.

Чтение наизусть

Ю.И.
Коваль. Биографическая
справка.

1

Ю.И. Коваль «Капитан
Клюквин»

2

Описание клеста по плану и опорным
словам. Определение основной мысли и
художественных особенностей рассказа.
Выборочное чтение.

Пересказ
биографической
статьи по плану.
Ответы на вопросы по
содержанию статьи и
рассказа.

117

Ю.И. Коваль «Картофельная
собака». 1 часть.

1

Озаглавливание частей. Пересказ по
плану. Чтение с делением на части. Чтение
по ролям.

Описание клеста по
плану и опорным
словам (Ю.И. Коваль
«Капитан Клюквин»)

118

Ю.И. Коваль «Картофельная
собака». 2 часть.

1

Пересказ по данному плану. Словесное
рисование. Выборочное чтение. Деление
текста на части по данному плану.

Пересказ 1 части по
плану.

119

Ю.И. Коваль «Картофельная
собака». 3 часть.

1

Описание собаки по данному плану и
опорным словам. Выборочное чтение.
Чтение с делением текста на части.

Пересказ по данному
плану 2 части.

120

Ю.Я. Яковлев. Краткая
биография.

1

Пересказ по коллективно составленному
плану биографической статьи. Чтение с

Описание собаки по
данному плану и

114

115
116

Выборочное чтение.

Н. Рыленкова «Всё в
тающей дымке…»

делением текста на части.

121

Ю.Я. Яковлев «Багульник».
Герои рассказа.

1

Составление рассказа о героях по опорным
словам. Выборочное чтение.

122

Ю.Я. Яковлев «Багульник».
Секрет Кости.

1

Составление плана. Пересказ по плану.

123

Ю.Я. Яковлев «Багульник».
Верность собак и отношение
к ним людей.

1

Описание собак по опорным словам.
Рассказ о Косте по плану и опорным
словам. по ролям. Выборочное чтение.

124

Р.П. Погодин.
Биографическая справка.

1

Пересказ по коллективному плану. Чтение
с делением текста на части.

125

Р.П. Погодин «Время
говорит – пора» 1 часть.

1

126

Р.П. Погодин «Время
говорит – пора» 2 часть.

1

Оценка поступков отца и мальчика.
Чтение по ролям.

127

Р.П. Погодин «Время
говорит – пора» 3 часть.

1

Сравнительная характеристика Володи и
его отца по плану и опорным словам.
Выборочное чтение.

128

Урок техники чтения.

1

129

А.Г.
Алексин. Биографические
сведения.

1

Портреты
писателей, поэтов;
иллюстрации
учебника,
дневники
внеклассного
чтения, открытки.

Пересказ по
коллективно
составленному плану
биографической
статьи.

Составление рассказа
о героях по опорным
словам.

Рассказ о собаках от лица Кости. Чтение с
делением текста на части.

Ответы на вопросы по биографической
статье. Составление плана. Краткий
пересказ по плану. Самостоятельное

опорным словам
(Ю.И. Коваль
«Картофельная
собака»)

Пересказ по плану
«Секрет Кости»

Портреты
писателей, поэтов;
иллюстрации
учебника,
дневники
внеклассного
чтения, открытки.

Рассказ о Косте по
плану и опорным
словам.
Пересказ по плану 1
части.
Чтение по ролям 2
части.

чтение. Чтение текста с делением на части.
А.Г. Алексин. «Двадцать
девятое февраля»

2

132

Внеклассное чтение. А.Н.
Алексин «Звоните и
приезжайте».

1

133

К. Я.
Ваншенкин. Биографически
е сведения.

1

130
131

Составление характеристики Лили по
плану и опорным словам. Чтение по
ролям.

Ответы на вопросы по биографии поэта.
Деление текста стихотворения на части.
Характеристика героя, описание его
настроения, чувств. Самостоятельное
чтение биографической статьи.

134

К.Я. Ваншенкин
Стихотворение
«Мальчишка»

1

Словесное рисование. Выборочное чтение.
Выразительное чтение. Самостоятельное
чтение.

135

К.Я. Ваншенкин. Снежки.

1

Словесное рисование. Выборочное чтение.
Выразительное чтение. Самостоятельное
чтение.

136

Итоговый обобщающий урок
за курс 7
класса. Тестирование по
пройденному материалу.

1

Викторина. Выборочный пересказ. Работа
с иллюстрациями. Выборочное чтение.
Выразительное чтение.

Сравнительная
характеристика
Володи и его отца по
плану и опорным
словам. Краткий
пересказ по плану
рассказа А.Г.
Алексина «Двадцать
девятое февраля».
Составление
характеристики Лили
по плану и опорным
словам.

Портреты
писателей, поэтов;
иллюстрации
учебника,
дневники
внеклассного
чтения, открытки.

Выразительное чтение
стихотворения К.Я.
Ваншенкина
«Мальчишка»
Выразительное чтение
стихотворения К.Я.
Ваншенкина
«Снежки»

Задания на лето.

Система оценивания.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание
читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную
мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа,
исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые
ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в
соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет
основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется
назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Контрольно-измерительные материалы по чтению (7 класс)
Текст для проверки техники чтения («0» срез)
"Купание медвежат"В.В. Бианки
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег
большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун - её годовалый сын, медвежья нянька.
Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не
выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого. Полоскал,
полоскал его - да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну
таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Вопросы:
1. Кто шёл по берегу реки?
2. Кто такой пестун?
3. Что он делал с медвежатами?

Текст для проверки техники чтения за I четверть
СыновьяВ.А. Осеева
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины,
останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к мате
подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
Вопросы:
1. Чем хвалилась первая женщина?
2. Чем хвалилась вторая женщина?
3. Почему старик ответил, что видит только одного сына?
Текст для проверки техники чтения за II четверть
Джек – поводырьГ. Юрмин
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках он каждый день проходит по тротуару и тук-тук —
постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках — бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих
глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл
своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину
или лужу. «Джек на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место
слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно...
«Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.
- Джек теперь мне взамен глаз! - не хвалится своим поводырём бывший лётчик.

Вопросы:
1. Кем был человек в больших чёрных очках?
2. Как он ходил по тротуару?
3. Как собака помогала лётчику?
Текст для проверки техники чтения за III четверть
Ёжпо М. Пришвину
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Я решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Принёс я ежа домой. Положил колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на него. Недолго он лежал неподвижно: как
только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу - какой-то шелест у меня в комнате.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол,
а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в
гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочки
дам - съест.
Вопросы:
1. Где автор нашёл ежа?
2. Куда спрятался ёжик в доме?
3. Чем кормили ежа?
Текст для проверки техники чтения за учебный год
Мушка В. В. Чаплина
Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её
на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.
Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с
ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей
спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.
- Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.
Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она
залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.
Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на
большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл
домой. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не
оставила.
Вопросы:
1. Почему над Людой все смеялись?
2. Откуда выскочила большая собака?

3. Как Мушка спасла Люду?


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».