СОШ 10 - информация о самоопределении 2023

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №10»
624829, Российская Федерация
I Свердловская обл., Сухоложский р-он
с. Новопышминское, ул. Ленина, 70

«

Руководителю МКУ
«Управление образования
Администрации городского округа Сухой Лог
Н.А.Нохриной

Аналитическая информация по итогам мониторинга работы по
самоопределению и профессиональной ориентации
в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
в 2022-2023 учебном году

Профориентационная работа в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа №
10» основывается на
дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и
психологические особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации,
жизненные планы, уровень образовательных результатов.
Профориентационная работа в школе строится по направлениям:
® профессиональное информирование - ознакомление обучающихся с современными
видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного
комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития
рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, которым
должны соответствовать люди соответствующей профессии, возможностями
профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе
трудовой деятельности;
© профессиональная
консультация оказание
помощи
обучающимся
в
профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения о
выборе профессионального пути;
© профессиональный подбор - представление рекомендаций обучающимся о
возможных
направлениях . профессиональной
деятельности,
наиболее
соответствующих их психологическим, психофизическим, физиологическим
особенностям, на основе результатов диагностик;
© профессиональная и социальная адаптация - система мер, способствующих
формированию у обучающихся соответствующих социальных, профессиональных
качеств, установок и потребностей к активному творческому труду.
Цели
профориентационной
работы
в
школе: активизация
процесса
профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о
профессиях, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в
будущей профессии; развитие способностей к профессиональной адаптации в
современных социально-экономических условиях; повышение уровня психологической
компетенции обучающихся, раскрытие потребности в самосовершенствовании.
Задачи профориентационной работы:
© обеспечить профориентационную направленность учебно-воспитательного
процесса в целом; участие в этой работе педагогического коллектива,
родительской общественности, специалистов соответствующих организаций
и учреждений;
© совершенствовать систему профориентационной работы с обучающимися;

© сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в
соответствии с его интересами, состоянием здоровья и особенностями и с
учетом потребности муниципального образования и региона в кадрах;
© формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе
комплексного
изучения
личности
с учетом
их
индивидуальных
психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также
потребностей муниципального образования и региона в кадрах;
© развивать систему профессионального просвещения и консультирования
обучающихся;
© «осуществить взаимодействие
с
образовательными организациями и
предприятиями городского округа Сухой Лог по реализации мероприятий
профориентационной направленности;
© обеспечить организацию предпрофильной подготовки и профильного
обучения для более полного раскрытия индивидуальных интересов,
способностей и склонностей обучающихся;
© обеспечить
сопровождение
профессионального
самоопределения
обучающихся с использованием возможностей психологической службы
школы.
В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа № 10» в течение 2022-2023 учебного года с целью
профориентации обучающихся был организован ряд мероприятий.

1) Для выявления предпочтений обучающихся в области профессиональной
ориентации:
В течение года в 11 классе с целью формирования психологической готовности
подростов к профессиональной карьере педагогом-психологом проводился учебный курс
«Основы психологии». Программа была направлена на формирование адекватного
представления обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе
самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного
рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Данный курс был разработан на основе программы «Психология и выбор
профессии» Резапкиной Г.В.: программа предпрофильной подготовки. Учебно­
методическое пособие для психологов и педагогов: Генезис, 2005.
В рамках
проведения данной программы проводилась профориентационные
диагностики:
1. Методика «Профиль»
2.Методика «Тип мышления»
3.Методика «Карта интересов»
Также диагностики проводились для обучающиеся 5 - 1 1 классов, по результатам
которых были организованы консультации с педагогами, родителями и обучающимися
по вопросам выбора профиля дальнейшего обучения.
Таким образом, со всеми обучающимися 8 - 9
классов была проведена
диагностика
профессиональных
склонностей
и был осуществлен
подбор сфер
профессиональной деятельности.
100% обучающихся 10-11 классов прошли профориентационное тестирование, по
результатам которого все 100% получили индивидуальные рекомендации.
2) Организация
обучающихся

сопровождения

профессионального

самоопределения

Комплексная работа с обучающимися по обоснованному и жизненно важному
выбору дальнейшего пути обучения проводилась при непосредственном взаимодействии
педагога-психолога, классного руководителя, учителей предметников и заместителей

директора по УВР и ВР, с привлечением ведущего инспектора (профконсультанта) отдела
специальных программ, профессионального обучения и профессиональной ориентации
ГКУ «Сухоложский ЦЗ».
100% обучающихся школы охвачены профориентационными мероприятиями (в каждом
классном коллективе в соответствии с планом воспитательной работы проводились
классные часы профориентационной направленности). В течение учебного года в
учебном плане школы, в части формируемой участниками образовательных отношений,
были курсы профориентационной направленности: «В мире профессий» (5-8 классы),
«Психология и выбор профессии» (9 класс). План внеурочной деятельности в 10 классе
представлен курсом «Профориентология».
46,4% из числа обучающихся 5-11 классов охвачены дополнительными
общеразвивающими
программами
технической,
социально-педагогической
и
естественнонаучной направленности.
3) Учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой
аттестации предметы, соответствующие профилю обучения и профильной
подготовке.
Выбор предметов на государственную итоговую аттестацию был обусловлен
выбором дальнейшего профиля обучения в образовательных организациях среднего
профессионального образования, поэтому 80 % обучающихся выбрали для сдачи только
обязательные предметы, 1 выпускник - экзамен по английскому языку.
В зависимости от интересов и склонностей учащихся, в учебном плане школы в
части формируемой участниками образовательных отношений и в плане внеурочной
деятельности в 9 классе содержалось 11 курсов (от 8 до 34 часов), которые позволили
учащимся сориентироваться в мире профессий, определиться в выстраивании дальнейшей
профессиональной траектории. Посещаемость данных курсов обусловила выбор
учащимися предметов
на государственную итоговую аттестацию (100% учащихся,
посещавших курс «Практическое обществознание», 100% - курс «Линия жизни», 100% курс «Решение задач по физике» , 100% - курс « Познание мира по картам», 100% -курс
«Решение задач по информатике»). Как показали результаты, интерес и мотивация
учащихся к определенному направлению деятельности по большинству предметов был
обоснован и позволил получить выпускникам на государственной итоговой аттестации
отметки «4» и «5».
Выпускники 9 классов при выборе предметов на государственную итоговую
аттестацию руководствовались 1) планируемым профилем обучения в 10 классе (35%)
последующим обучением в образовательных организациях среднего профессионального
образования (65%).

4) Организация и проведение ранней профориентации обучающихся
В целях профориентационной деятельности было организовано взаимодействие
школы с учреждениями, организациями и предприятиями, расположенными на
территории городского округа: ООО Новопышминское, АО Сухоложский литейно­
механический завод, Сухоложская ЦБ, ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» и др.
В рамках взаимодействии с социальными партнерами учащиеся 9-х классов приняли
участие в Дне открытых дверей «Сухоложский многопрофильный техникум - мы
открываем дорогу в жизнь» с посещением учебных аудиторий и мастер-классов по
профессиям и специальностям техникума. Посетили Сухоложский филиал ГБОУ СПО
"Свердловский областной медицинский колледж". Обучающиеся 8-9 классов участие в IV
Межрегиональном
медицинском
форум
УФО
«Технологии
эффективного
здравоохранения» в рамках 4-й международной выставки-форума «Здравоохранение
Урала-2023».
В
2022-2023 учебном году обучающиеся 8 и 9 классов стали участниками
образовательной
программы, организованной Уральской горно-металлургической

компанией для школьников 7-10 классов регионов присутствия УГМК. С октября по май
в дистанционном формате посещали занятия по математике, физике и химии. В течение
года участники проекта «Инженерная школа УГМК» посетили металлургическое
предприятие АО «Сухоложский литейно-механический завод». В ходе ознакомительной
экскурсии на предприятие, был показан полный цикл производства отливок, помещены
участок по производству моделей, участок чугунного литья, участок механической
обработки и шаропрокатного производства. Специалисты предприятия познакомили
обучающихся
с деятельностью УГМК, рассказали о перспективах обучения и
дальнейшего трудоустройства на предприятиях металлургической отрасли. Выпускник
9 класса продолжил обучение
от предприятия АО «Сухоложское
литьё» в
Верхнепышмиснком механико-технологическом техникуме «Юность».
На протяжении всего учебного года обучающиеся стали участниками онлайнуроков по профессиональной ориентации на платформе портала «ПроеКТОриЯ» и
«Шоупрофессий.ру»: «Швейная промышленность», «Выбор профессии в цифровом
мире», «Мир профессий», «Такие разные профессии» и другие.
В 2022- 2023 учебном году 37 обучающихся 6-10 классов, в том числе обучающиеся
с ОВЗ (7 человек) приняли участие в профориентационном проекте «Билет в будущее».
Все участники проекта приняли участие во Всероссийском профориентационном уроке,
прошли
профориентационную
онлайн-диагностику,
получили
индивидуальные
рекомендации и посетили выставку-практикум «Лаборатория будущего» на базе
мультимедийного исторического парка «Россия - моя история».
Нужно отметить, что данного спектра мероприятий недостаточно для полноценного
профессионального определения ребенка, поэтому необходимо вовлекать учащихся в
активную деятельность профориентационного характера. В апреле текущего года
команда учащихся 8 класса приняла участие в областном квизе по профориентации
«Создаем будущее». В июне учащиеся 8-9 классов (17 человек) приняли участие в
региональной профильной смене Русского географического общества на базе загородного
оздоровительного лагеря «Дружба» центра «Юность Урала» (географический профиль).

5) Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ
100% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья были охвачены
профориентационными мероприятиями (информирование, просвещение, диагностика и
консультации; а также в играх и викторинах, просмотре мультфильмов и видео о
профессиях, открытых онлайн - уроках). В мае 2023 года стали участниками «Дня
открытых дверей» по программам профессиональной подготовки: оператор швейного
оборудования, слесарь-ремонтник, садовник-рабочий зеленого хозяйства.
Результатом целенаправленной работы по профессиональному самоопределению
обучающихся с ОВЗ стало поступление в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» по специальности «Оператор швейного оборудования» и «Слесарьремонтник».
6) Осуществление
взаимодействия
учрежден иям и/предпр ият иям и

образовательных

организаций

с

С целью организации и сопровождения взаимодействия школы в реализации
образовательных программ для обеспечения индивидуализации образовательных
.траекторий учащихся школой заключено 7 соглашений о взаимодействии:
о соглашение о взаимодействии с: Акционерным обществом «Сухоложский литейно­
механический завод» (АО «Сухоложское литье»);
о соглашение о взаимодействии с главным врачом ГАУЗ СО «Сухоложская РБ» в
области организации профильного обучения (организации социальных практик и
профессиональных проб);

о

соглашение о взаимодействии с обществом с ограниченной ответственностью
«CJIK Цемент» в области организации профильного обучения (организации
социальных; практик и профессиональных проб)
о соглашение о взаимодействии с ООО «Новопышминское» по сотрудничеству и
интеграции в области организации социальных практик и профессиональных
проб
о соглашение о взаимодействии с государственным бюджетным профессиональным
образовательным учреждением «Сухоложский многопрофильный техникум» (о
совместной деятельности по созданию условий для учащихся 10-11 классов,
имеющих склонность и потребность в профессиональной направленности а также
проведению профориентационной работы с учащимися 8-9 классов);
® ГКУ СЗН СО « Сухоложский центр занятости»;
в соглашение
о
взаимодействии
с
Асбестовско-Сухоложским
филиалом
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Свердловский областной медицинский колледж» (Медицинский колледж) об
организации социальной практики обучающихся.
В рамках Соглашения о взаимодействии, в целях улучшения условий реализации
образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы
между АО «Сухоложское Литье» обучающиеся 8 и 9 классов
в марте 2023 года
приняли участие в профориентационном мероприятии для обучающихся Инженерной
школы УГМК в ГАПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум
«Юность».
В течение года, согласно соглашению о взаимодействии с ООО «Новопышминское»
по сотрудничеству и интеграции
в области организации социальных практик и
профессиональных проб для обучающиеся были проведены экскурсии, организованы
профориентационные встречи со специалистами агропромышленного предприятия, на
которых выпускники
9 и 11 классов
познакомились
с
особенностями
сельскохозяйственного производства, перспективах обучения и трудоустройства.
37 обучающихся 8-11 классов, в рамках соглашения о взаимодействии с
государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением
«Сухоложский многопрофильный техникум», стали участниками
профессиональных
проб.
Участниками профессиональных проб на базе Асбестовско-Сухоложского филиала
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Свердловский областной медицинский колледж» стали 19 обучающихся 8-11 классов.
Доля обучающихся, выбравших для поступления в образовательные организации
профессионального образования профильные предметы, на востребованные в городском
округе Сухой Лог специальности в 11 классе (1 человек - 20%), в 9 классе - (17 человек 65,4%);
о
о
о
о
о
о
о
о
•

Фельдшер - 20% (1 выпускник 11 класса), медицинская сестра 15.4 % (4
выпускника 9 класса);
Электрогазосварщик - 3,8% (1 выпускник 9 класса);
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - 7,6 % (2
выпускника 9 класса);
Технолог - 11,5% (3 выпускника 9 классов);
Мастер общестроительных работ - 3,8% (1 выпускник 9 класса);
Машинист крана - 3,8% (1 выпускник 9 класса);
Делопроизводитель -7,6% (2 выпускника 9 класса);
Техник - 3,8% (1 выпускник 9 класса);
Слесарь по ремонту автомобилей - 7,6% (2 выпускника 9 класса).

7) Создание условий и учёт обучающихся,
профориентационной направленности

участвующих

в

конкурсах

16% от общего числа обучающихся 8-11 классов, приняли участие в
муниципальных конкурсах профориентационной направленности (турнир юных физиков,
турнир юных химиков, игре «Умники и умницы».
Обучающиеся 3 классов приняли участие в муниципальной игре "Путешествие в
мир профессий".
Для «осуществления мониторинга профессионального самоопределения
и
профессиональной ориентации были использованы статистические данные о результатах
государственной итоговой аттестации в 4 9 и 11 классах; информация о результатах
поступлении выпускников в образовательные организации среднего общего, среднего
профессионального и высшего профессионального образования; результаты диагностик
(тестирования) обучающихся; информация, представленная специалистами ГКУ
«Сухоложский ЦЗ» о востребованных специальностях в городском округе Сухой Лог,
информационные справки заместителя директора по воспитательной работе, педагогапсихолога, классных руководителей.
Проведенный анализ показал, что в школе
выстроена система работы по
профориентации и самоопределению выпускников.
Из 26 выпускников 9 классов, реализовавших основную образовательную программу
основного общего образования, продолжают образование 100% обучающихся. Пять
выпускников с ОВЗ освоили адаптированную основную общеобразовательную программу
для учащихся с умственной отсталостью, трое продолжают обучение в Сухоложском
многопрофильном техникуме по программе профессиональной подготовки «Оператор
швейного оборудования» и «Слесарь-ремонтник». Из 5 выпускников средней школы, 4
человека (80%) поступили в образовательные организации среднего профессионального
образования, 1 выпускник призван в ряды Российской Армии.
В 2023-2024 учебном году педагогу-психологу, классным руководителям и
учителям-предметникам
необходимо активизировать работу по профориентации и
мотивации осознанного выбора обучающимися, особенно выпускных классов предметов
на государственную итоговую аттестацию, что позволит выпускникам адекватно оценить
свои возможности при выстраивании дальнейшей траектории получения образования и
профессионального самоопределения.
Предусмотреть обучение
педагога-психолога и классных руководителей 5-11
классов посредством семинаров и курсов повышения квалификации, направленных на
организацию профориентационной деятельности с обучающимися. Познакомить всех
обучающихся 5-9 классов с ОВЗ с компетенциями на площадке Abilympics, в том числе
в дистанционном формате.
В 2024-2024 учебном году необходимо расширять приемы и методы
профориентационной работы с обучающимися, активизировать участие обучающихся в
конкурсах профориентационной направленности. Этому будет способствовать участие
образовательной организации
в
реализации единой модели профессиональной
ориентации - профориентационного минимума.

Директор МАОУ СОШ № 10:

к

fs jV
м аоу
|||1 С О Ш № 10
Исп.: Н.Л.Коетылева
Тел. 8(34373)99245

/,?J =

%

О .А .П росвирякова


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».