Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» 624829, Российская Федерация I Свердловская обл., Сухоложский р-он с. Новопышминское, ул. Ленина, 70 « Руководителю МКУ «Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог Н.А.Нохриной Аналитическая информация по итогам мониторинга работы по самоопределению и профессиональной ориентации в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» в 2022-2023 учебном году Профориентационная работа в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» основывается на дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, уровень образовательных результатов. Профориентационная работа в школе строится по направлениям: ® профессиональное информирование - ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать люди соответствующей профессии, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; © профессиональная консультация оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения о выборе профессионального пути; © профессиональный подбор - представление рекомендаций обучающимся о возможных направлениях . профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизическим, физиологическим особенностям, на основе результатов диагностик; © профессиональная и социальная адаптация - система мер, способствующих формированию у обучающихся соответствующих социальных, профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду. Цели профориентационной работы в школе: активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о профессиях, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях; повышение уровня психологической компетенции обучающихся, раскрытие потребности в самосовершенствовании. Задачи профориентационной работы: © обеспечить профориентационную направленность учебно-воспитательного процесса в целом; участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; © совершенствовать систему профориентационной работы с обучающимися; © сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с его интересами, состоянием здоровья и особенностями и с учетом потребности муниципального образования и региона в кадрах; © формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей муниципального образования и региона в кадрах; © развивать систему профессионального просвещения и консультирования обучающихся; © «осуществить взаимодействие с образовательными организациями и предприятиями городского округа Сухой Лог по реализации мероприятий профориентационной направленности; © обеспечить организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения для более полного раскрытия индивидуальных интересов, способностей и склонностей обучающихся; © обеспечить сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с использованием возможностей психологической службы школы. В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» в течение 2022-2023 учебного года с целью профориентации обучающихся был организован ряд мероприятий. 1) Для выявления предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации: В течение года в 11 классе с целью формирования психологической готовности подростов к профессиональной карьере педагогом-психологом проводился учебный курс «Основы психологии». Программа была направлена на формирование адекватного представления обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. Данный курс был разработан на основе программы «Психология и выбор профессии» Резапкиной Г.В.: программа предпрофильной подготовки. Учебно методическое пособие для психологов и педагогов: Генезис, 2005. В рамках проведения данной программы проводилась профориентационные диагностики: 1. Методика «Профиль» 2.Методика «Тип мышления» 3.Методика «Карта интересов» Также диагностики проводились для обучающиеся 5 - 1 1 классов, по результатам которых были организованы консультации с педагогами, родителями и обучающимися по вопросам выбора профиля дальнейшего обучения. Таким образом, со всеми обучающимися 8 - 9 классов была проведена диагностика профессиональных склонностей и был осуществлен подбор сфер профессиональной деятельности. 100% обучающихся 10-11 классов прошли профориентационное тестирование, по результатам которого все 100% получили индивидуальные рекомендации. 2) Организация обучающихся сопровождения профессионального самоопределения Комплексная работа с обучающимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения проводилась при непосредственном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, учителей предметников и заместителей директора по УВР и ВР, с привлечением ведущего инспектора (профконсультанта) отдела специальных программ, профессионального обучения и профессиональной ориентации ГКУ «Сухоложский ЦЗ». 100% обучающихся школы охвачены профориентационными мероприятиями (в каждом классном коллективе в соответствии с планом воспитательной работы проводились классные часы профориентационной направленности). В течение учебного года в учебном плане школы, в части формируемой участниками образовательных отношений, были курсы профориентационной направленности: «В мире профессий» (5-8 классы), «Психология и выбор профессии» (9 класс). План внеурочной деятельности в 10 классе представлен курсом «Профориентология». 46,4% из числа обучающихся 5-11 классов охвачены дополнительными общеразвивающими программами технической, социально-педагогической и естественнонаучной направленности. 3) Учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации предметы, соответствующие профилю обучения и профильной подготовке. Выбор предметов на государственную итоговую аттестацию был обусловлен выбором дальнейшего профиля обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, поэтому 80 % обучающихся выбрали для сдачи только обязательные предметы, 1 выпускник - экзамен по английскому языку. В зависимости от интересов и склонностей учащихся, в учебном плане школы в части формируемой участниками образовательных отношений и в плане внеурочной деятельности в 9 классе содержалось 11 курсов (от 8 до 34 часов), которые позволили учащимся сориентироваться в мире профессий, определиться в выстраивании дальнейшей профессиональной траектории. Посещаемость данных курсов обусловила выбор учащимися предметов на государственную итоговую аттестацию (100% учащихся, посещавших курс «Практическое обществознание», 100% - курс «Линия жизни», 100% курс «Решение задач по физике» , 100% - курс « Познание мира по картам», 100% -курс «Решение задач по информатике»). Как показали результаты, интерес и мотивация учащихся к определенному направлению деятельности по большинству предметов был обоснован и позволил получить выпускникам на государственной итоговой аттестации отметки «4» и «5». Выпускники 9 классов при выборе предметов на государственную итоговую аттестацию руководствовались 1) планируемым профилем обучения в 10 классе (35%) последующим обучением в образовательных организациях среднего профессионального образования (65%). 4) Организация и проведение ранней профориентации обучающихся В целях профориентационной деятельности было организовано взаимодействие школы с учреждениями, организациями и предприятиями, расположенными на территории городского округа: ООО Новопышминское, АО Сухоложский литейно механический завод, Сухоложская ЦБ, ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» и др. В рамках взаимодействии с социальными партнерами учащиеся 9-х классов приняли участие в Дне открытых дверей «Сухоложский многопрофильный техникум - мы открываем дорогу в жизнь» с посещением учебных аудиторий и мастер-классов по профессиям и специальностям техникума. Посетили Сухоложский филиал ГБОУ СПО "Свердловский областной медицинский колледж". Обучающиеся 8-9 классов участие в IV Межрегиональном медицинском форум УФО «Технологии эффективного здравоохранения» в рамках 4-й международной выставки-форума «Здравоохранение Урала-2023». В 2022-2023 учебном году обучающиеся 8 и 9 классов стали участниками образовательной программы, организованной Уральской горно-металлургической компанией для школьников 7-10 классов регионов присутствия УГМК. С октября по май в дистанционном формате посещали занятия по математике, физике и химии. В течение года участники проекта «Инженерная школа УГМК» посетили металлургическое предприятие АО «Сухоложский литейно-механический завод». В ходе ознакомительной экскурсии на предприятие, был показан полный цикл производства отливок, помещены участок по производству моделей, участок чугунного литья, участок механической обработки и шаропрокатного производства. Специалисты предприятия познакомили обучающихся с деятельностью УГМК, рассказали о перспективах обучения и дальнейшего трудоустройства на предприятиях металлургической отрасли. Выпускник 9 класса продолжил обучение от предприятия АО «Сухоложское литьё» в Верхнепышмиснком механико-технологическом техникуме «Юность». На протяжении всего учебного года обучающиеся стали участниками онлайнуроков по профессиональной ориентации на платформе портала «ПроеКТОриЯ» и «Шоупрофессий.ру»: «Швейная промышленность», «Выбор профессии в цифровом мире», «Мир профессий», «Такие разные профессии» и другие. В 2022- 2023 учебном году 37 обучающихся 6-10 классов, в том числе обучающиеся с ОВЗ (7 человек) приняли участие в профориентационном проекте «Билет в будущее». Все участники проекта приняли участие во Всероссийском профориентационном уроке, прошли профориентационную онлайн-диагностику, получили индивидуальные рекомендации и посетили выставку-практикум «Лаборатория будущего» на базе мультимедийного исторического парка «Россия - моя история». Нужно отметить, что данного спектра мероприятий недостаточно для полноценного профессионального определения ребенка, поэтому необходимо вовлекать учащихся в активную деятельность профориентационного характера. В апреле текущего года команда учащихся 8 класса приняла участие в областном квизе по профориентации «Создаем будущее». В июне учащиеся 8-9 классов (17 человек) приняли участие в региональной профильной смене Русского географического общества на базе загородного оздоровительного лагеря «Дружба» центра «Юность Урала» (географический профиль). 5) Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ 100% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья были охвачены профориентационными мероприятиями (информирование, просвещение, диагностика и консультации; а также в играх и викторинах, просмотре мультфильмов и видео о профессиях, открытых онлайн - уроках). В мае 2023 года стали участниками «Дня открытых дверей» по программам профессиональной подготовки: оператор швейного оборудования, слесарь-ремонтник, садовник-рабочий зеленого хозяйства. Результатом целенаправленной работы по профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ стало поступление в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» по специальности «Оператор швейного оборудования» и «Слесарьремонтник». 6) Осуществление взаимодействия учрежден иям и/предпр ият иям и образовательных организаций с С целью организации и сопровождения взаимодействия школы в реализации образовательных программ для обеспечения индивидуализации образовательных .траекторий учащихся школой заключено 7 соглашений о взаимодействии: о соглашение о взаимодействии с: Акционерным обществом «Сухоложский литейно механический завод» (АО «Сухоложское литье»); о соглашение о взаимодействии с главным врачом ГАУЗ СО «Сухоложская РБ» в области организации профильного обучения (организации социальных практик и профессиональных проб); о соглашение о взаимодействии с обществом с ограниченной ответственностью «CJIK Цемент» в области организации профильного обучения (организации социальных; практик и профессиональных проб) о соглашение о взаимодействии с ООО «Новопышминское» по сотрудничеству и интеграции в области организации социальных практик и профессиональных проб о соглашение о взаимодействии с государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Сухоложский многопрофильный техникум» (о совместной деятельности по созданию условий для учащихся 10-11 классов, имеющих склонность и потребность в профессиональной направленности а также проведению профориентационной работы с учащимися 8-9 классов); ® ГКУ СЗН СО « Сухоложский центр занятости»; в соглашение о взаимодействии с Асбестовско-Сухоложским филиалом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж» (Медицинский колледж) об организации социальной практики обучающихся. В рамках Соглашения о взаимодействии, в целях улучшения условий реализации образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы между АО «Сухоложское Литье» обучающиеся 8 и 9 классов в марте 2023 года приняли участие в профориентационном мероприятии для обучающихся Инженерной школы УГМК в ГАПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность». В течение года, согласно соглашению о взаимодействии с ООО «Новопышминское» по сотрудничеству и интеграции в области организации социальных практик и профессиональных проб для обучающиеся были проведены экскурсии, организованы профориентационные встречи со специалистами агропромышленного предприятия, на которых выпускники 9 и 11 классов познакомились с особенностями сельскохозяйственного производства, перспективах обучения и трудоустройства. 37 обучающихся 8-11 классов, в рамках соглашения о взаимодействии с государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Сухоложский многопрофильный техникум», стали участниками профессиональных проб. Участниками профессиональных проб на базе Асбестовско-Сухоложского филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж» стали 19 обучающихся 8-11 классов. Доля обучающихся, выбравших для поступления в образовательные организации профессионального образования профильные предметы, на востребованные в городском округе Сухой Лог специальности в 11 классе (1 человек - 20%), в 9 классе - (17 человек 65,4%); о о о о о о о о • Фельдшер - 20% (1 выпускник 11 класса), медицинская сестра 15.4 % (4 выпускника 9 класса); Электрогазосварщик - 3,8% (1 выпускник 9 класса); Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - 7,6 % (2 выпускника 9 класса); Технолог - 11,5% (3 выпускника 9 классов); Мастер общестроительных работ - 3,8% (1 выпускник 9 класса); Машинист крана - 3,8% (1 выпускник 9 класса); Делопроизводитель -7,6% (2 выпускника 9 класса); Техник - 3,8% (1 выпускник 9 класса); Слесарь по ремонту автомобилей - 7,6% (2 выпускника 9 класса). 7) Создание условий и учёт обучающихся, профориентационной направленности участвующих в конкурсах 16% от общего числа обучающихся 8-11 классов, приняли участие в муниципальных конкурсах профориентационной направленности (турнир юных физиков, турнир юных химиков, игре «Умники и умницы». Обучающиеся 3 классов приняли участие в муниципальной игре "Путешествие в мир профессий". Для «осуществления мониторинга профессионального самоопределения и профессиональной ориентации были использованы статистические данные о результатах государственной итоговой аттестации в 4 9 и 11 классах; информация о результатах поступлении выпускников в образовательные организации среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования; результаты диагностик (тестирования) обучающихся; информация, представленная специалистами ГКУ «Сухоложский ЦЗ» о востребованных специальностях в городском округе Сухой Лог, информационные справки заместителя директора по воспитательной работе, педагогапсихолога, классных руководителей. Проведенный анализ показал, что в школе выстроена система работы по профориентации и самоопределению выпускников. Из 26 выпускников 9 классов, реализовавших основную образовательную программу основного общего образования, продолжают образование 100% обучающихся. Пять выпускников с ОВЗ освоили адаптированную основную общеобразовательную программу для учащихся с умственной отсталостью, трое продолжают обучение в Сухоложском многопрофильном техникуме по программе профессиональной подготовки «Оператор швейного оборудования» и «Слесарь-ремонтник». Из 5 выпускников средней школы, 4 человека (80%) поступили в образовательные организации среднего профессионального образования, 1 выпускник призван в ряды Российской Армии. В 2023-2024 учебном году педагогу-психологу, классным руководителям и учителям-предметникам необходимо активизировать работу по профориентации и мотивации осознанного выбора обучающимися, особенно выпускных классов предметов на государственную итоговую аттестацию, что позволит выпускникам адекватно оценить свои возможности при выстраивании дальнейшей траектории получения образования и профессионального самоопределения. Предусмотреть обучение педагога-психолога и классных руководителей 5-11 классов посредством семинаров и курсов повышения квалификации, направленных на организацию профориентационной деятельности с обучающимися. Познакомить всех обучающихся 5-9 классов с ОВЗ с компетенциями на площадке Abilympics, в том числе в дистанционном формате. В 2024-2024 учебном году необходимо расширять приемы и методы профориентационной работы с обучающимися, активизировать участие обучающихся в конкурсах профориентационной направленности. Этому будет способствовать участие образовательной организации в реализации единой модели профессиональной ориентации - профориентационного минимума. Директор МАОУ СОШ № 10: к fs jV м аоу |||1 С О Ш № 10 Исп.: Н.Л.Коетылева Тел. 8(34373)99245 /,?J = % О .А .П росвирякова