Учебный план ДОП Юный шахматист

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный шахматист»
на 2023-2024 учебный год

Принят педагогическим советом
Протокол № 15 от 25.07. 2023 г.

2023 год

Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе следующих нормативных
документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утверждённого
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020
№ ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 28.06.2019
№ МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме»;
- Устава МАОУ СОШ № 10.
Учебный план является частью дополнительной общеразвивающей
программы, регламентирующей организацию и содержание образовательного
процесса, определяет продолжительность обучения, распределение учебного
времени периодам обучения.

2

Направленность
программы

Название
предмета

Физкультурноспортивная

Юный
шахматист

Учебный план
Возраст
Срок
детей
реализации

7 – 13
лет

1 год

Количество
часов в
неделю

Количество
часов в год

1 час

34 часа

Учебный (тематический) план (1 класс)
№ п/п

Название раздела

1

Знакомство с шахматной
доской
Шахматная доска
Шахматная доска
Знакомство с шахматными
фигурами
Знакомство с шахматными
фигурами
Знакомство с шахматными
фигурами
Начальное положение

1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2

1

1
1
19

1
2

1

1
17

1
1

Знакомство с шахматной
фигурой. Ладья.

1

2.5

Ладья в игре.

1

2.6

Знакомство с шахматной
фигурой. Слон.

1

2.7

Слон в игре.

1

2.8

Ладья против слона.

1

2.9

Знакомство с шахматной
фигурой. Ферзь.
Ферзь в игре.
Ферзь против ладьи и слона.
Знакомство с шахматной
фигурой. Конь.
Конь в игре.
Конь против ферзя, ладьи
слона.
Знакомство с пешкой.
Пешка в игре.

1

2.13
2.14
2.15
2.16

Лекция, беседа,
игра

1

2.4

2.10
2.11
2.12

Формы
аттестационного
контроля
Лекция, беседа,
игра

1
1
1
1
1
1
1
3

2.17
2.18
2.19
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4
4.1
4.2
4.3
4.4

Пешка против ферзя, ладьи,
коня, слона.
Знакомство с шахматной
фигурой. Король.
Король против других
фигур.
Шах и мат
Шах.
Шах.
Мат.
Мат
Ставим мат.
Ставим мат.
Ничья, пат.
Рокировка.
Рокировка.
Начало шахматного
сражения
Шахматная партия.
Шахматная партия.
Повторение программного
материала.
Повторение программного
материала.

1
1
1
9

4

5

Лекция, беседа,
игра

1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

4

Лекция, беседа,
игра

1
1
1
1
34

7

27

Учебный (тематический) план (2-3 класс)
№
п/п

Название раздела

1

Повторение программного
материала
Повторение изученного
материала.
Повторение изученного
материала.
Игровая практика

1.1
1.2
2
2.1

Практика матования
одинокого короля (дети
играют попарно).

2.2

Двух- и трехходовые
партии.

2.3

Решение задания “Мат в 1
ход”

2.4

Невыгодность раннего ввода

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2

1

1

Формы
аттестационного
контроля
Лекция, беседа

1
1
19

8

11

Лекция, беседа,
игра

1

1
1
1
4

в игру ладей и ферзя.
2.5

Решение заданий “Поймай
ладью”, “Поймай ферзя”.

2.6

Игра “на мат” с первых
ходов партии. Детский мат.
Защита.

2.7
2.8

Решение заданий.
Вариации на тему детского
мата. Другие угрозы
быстрого мата в дебюте.
Защита.
Решение заданий

1
1

1
1

2.9
2.10 Быстрейшее развитие фигур.

1

2.11 Решение заданий
2.12 Принципы игры в дебюте.
Темпы. Гамбиты.

1

1
1

2.13 Решение задания “Выведи
фигуру”.

1

2.14

1

Наказание за несоблюдение
принципа быстрейшего
развития фигур.

2.15 Решение заданий.
2.16 Борьба за центр. Гамбит
Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит.
2.17 Решение заданий.
2.18 Безопасное положение

1
1

1
1

короля. Рокировка.
2.19 Решение заданий.
3
Основы дебюта

9

1
4

5

3.1

Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение. Какие
бывают пешки.

1

3.2

Связка в дебюте. Полная и
неполная связка.

1

3.3
3.4

Решение заданий.

3.5
3.6

Решение заданий.
Типичные комбинации в
дебюте.
Решение заданий.

3.7

Лекция, беседа,
игра

1
1

Очень коротко о дебютах.
Открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты.
1

1
1
5

3.8

3.9
4
4.1
4.2
4.3
4.4

Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Решение заданий.
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала

1

1
4

4

Лекция, беседа,
игра

1
1
1
1
34

13

21

Учебный (тематический) план (4-6 класс)
№
п/п

Название раздела

1
1.1

Вводное занятие
Повторение изученного
материала.
Повторение изученного
материала.
Шахматная партия
Термины.

1.2
2
2.1
2.2

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2

2
1
1

Запись шахматной партии.

5
1
1

2.3

Запись шахматной партии.

1

2.4

Понятие о тактике.
Тактический прием связка

1

2.5
2.6

Двойной удар

2.7

Открытое нападение.
Вскрытый шах.
Двойной шах
Двойной шах

Открытое нападение.
Вскрытый шах.

Формы
аттестационного
контроля
Лекция, беседа

19

14

1
1
1

2.8
2.9
2.10 Борьба за центр

1
1
1

2.11 Борьба за центр
2.12 Атака на слабый пункт

1
1

2.13 Атака на слабый пункт

1

2.14 Сквозной удар

1

2.15 Сквозной удар

1
6

2.16 Невыгодность раннего ввода
в игру ладей и ферзя
2.17 Взлом
2.18 Взлом
2.19 Взлом
3
Дебютный репертуар

1
1
1
9

3

1
6

3.1

Основы дебюта

1

3.2
3.3

Принципы игры в дебюте

1
1

3.4

Правила игры в дебюте

1

3.5

Мат Легаля

1

3.6
3.7
3.8
3.9
4

Быстрый мат в дебюте
Гамбит Эванса
Королевский гамбит
Ферзевый гамбит
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала

1
1
1
1
4

4.1
4.2
4.3
4.4

Правила игры в дебюте

4

1
1
1
1
34

10

24

Продолжительность занятий – 1 академический час
Количество учащихся, планируемое для обучения по программе:
не более 15 человек
Форма обучения: очная
Форма аттестации: зачет/незачет

7


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».