УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный шахматист»
на 2023-2024 учебный год
Принят педагогическим советом
Протокол № 15 от 25.07. 2023 г.
2023 год
Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе следующих нормативных
документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утверждённого
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020
№ ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 28.06.2019
№ МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме»;
- Устава МАОУ СОШ № 10.
Учебный план является частью дополнительной общеразвивающей
программы, регламентирующей организацию и содержание образовательного
процесса, определяет продолжительность обучения, распределение учебного
времени периодам обучения.
2
Направленность
программы
Название
предмета
Физкультурноспортивная
Юный
шахматист
Учебный план
Возраст
Срок
детей
реализации
7 – 13
лет
1 год
Количество
часов в
неделю
Количество
часов в год
1 час
34 часа
Учебный (тематический) план (1 класс)
№ п/п
Название раздела
1
Знакомство с шахматной
доской
Шахматная доска
Шахматная доска
Знакомство с шахматными
фигурами
Знакомство с шахматными
фигурами
Знакомство с шахматными
фигурами
Начальное положение
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
1
19
1
2
1
1
17
1
1
Знакомство с шахматной
фигурой. Ладья.
1
2.5
Ладья в игре.
1
2.6
Знакомство с шахматной
фигурой. Слон.
1
2.7
Слон в игре.
1
2.8
Ладья против слона.
1
2.9
Знакомство с шахматной
фигурой. Ферзь.
Ферзь в игре.
Ферзь против ладьи и слона.
Знакомство с шахматной
фигурой. Конь.
Конь в игре.
Конь против ферзя, ладьи
слона.
Знакомство с пешкой.
Пешка в игре.
1
2.13
2.14
2.15
2.16
Лекция, беседа,
игра
1
2.4
2.10
2.11
2.12
Формы
аттестационного
контроля
Лекция, беседа,
игра
1
1
1
1
1
1
1
3
2.17
2.18
2.19
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Пешка против ферзя, ладьи,
коня, слона.
Знакомство с шахматной
фигурой. Король.
Король против других
фигур.
Шах и мат
Шах.
Шах.
Мат.
Мат
Ставим мат.
Ставим мат.
Ничья, пат.
Рокировка.
Рокировка.
Начало шахматного
сражения
Шахматная партия.
Шахматная партия.
Повторение программного
материала.
Повторение программного
материала.
1
1
1
9
4
5
Лекция, беседа,
игра
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
4
Лекция, беседа,
игра
1
1
1
1
34
7
27
Учебный (тематический) план (2-3 класс)
№
п/п
Название раздела
1
Повторение программного
материала
Повторение изученного
материала.
Повторение изученного
материала.
Игровая практика
1.1
1.2
2
2.1
Практика матования
одинокого короля (дети
играют попарно).
2.2
Двух- и трехходовые
партии.
2.3
Решение задания “Мат в 1
ход”
2.4
Невыгодность раннего ввода
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
Формы
аттестационного
контроля
Лекция, беседа
1
1
19
8
11
Лекция, беседа,
игра
1
1
1
1
4
в игру ладей и ферзя.
2.5
Решение заданий “Поймай
ладью”, “Поймай ферзя”.
2.6
Игра “на мат” с первых
ходов партии. Детский мат.
Защита.
2.7
2.8
Решение заданий.
Вариации на тему детского
мата. Другие угрозы
быстрого мата в дебюте.
Защита.
Решение заданий
1
1
1
1
2.9
2.10 Быстрейшее развитие фигур.
1
2.11 Решение заданий
2.12 Принципы игры в дебюте.
Темпы. Гамбиты.
1
1
1
2.13 Решение задания “Выведи
фигуру”.
1
2.14
1
Наказание за несоблюдение
принципа быстрейшего
развития фигур.
2.15 Решение заданий.
2.16 Борьба за центр. Гамбит
Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит.
2.17 Решение заданий.
2.18 Безопасное положение
1
1
1
1
короля. Рокировка.
2.19 Решение заданий.
3
Основы дебюта
9
1
4
5
3.1
Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение. Какие
бывают пешки.
1
3.2
Связка в дебюте. Полная и
неполная связка.
1
3.3
3.4
Решение заданий.
3.5
3.6
Решение заданий.
Типичные комбинации в
дебюте.
Решение заданий.
3.7
Лекция, беседа,
игра
1
1
Очень коротко о дебютах.
Открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты.
1
1
1
5
3.8
3.9
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Решение заданий.
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
1
1
4
4
Лекция, беседа,
игра
1
1
1
1
34
13
21
Учебный (тематический) план (4-6 класс)
№
п/п
Название раздела
1
1.1
Вводное занятие
Повторение изученного
материала.
Повторение изученного
материала.
Шахматная партия
Термины.
1.2
2
2.1
2.2
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
2
1
1
Запись шахматной партии.
5
1
1
2.3
Запись шахматной партии.
1
2.4
Понятие о тактике.
Тактический прием связка
1
2.5
2.6
Двойной удар
2.7
Открытое нападение.
Вскрытый шах.
Двойной шах
Двойной шах
Открытое нападение.
Вскрытый шах.
Формы
аттестационного
контроля
Лекция, беседа
19
14
1
1
1
2.8
2.9
2.10 Борьба за центр
1
1
1
2.11 Борьба за центр
2.12 Атака на слабый пункт
1
1
2.13 Атака на слабый пункт
1
2.14 Сквозной удар
1
2.15 Сквозной удар
1
6
2.16 Невыгодность раннего ввода
в игру ладей и ферзя
2.17 Взлом
2.18 Взлом
2.19 Взлом
3
Дебютный репертуар
1
1
1
9
3
1
6
3.1
Основы дебюта
1
3.2
3.3
Принципы игры в дебюте
1
1
3.4
Правила игры в дебюте
1
3.5
Мат Легаля
1
3.6
3.7
3.8
3.9
4
Быстрый мат в дебюте
Гамбит Эванса
Королевский гамбит
Ферзевый гамбит
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
1
1
1
1
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Правила игры в дебюте
4
1
1
1
1
34
10
24
Продолжительность занятий – 1 академический час
Количество учащихся, планируемое для обучения по программе:
не более 15 человек
Форма обучения: очная
Форма аттестации: зачет/незачет
7