Содержание 2. Комплекс основных характеристик 2.1. Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Актуальность общеразвивающей программы Отличительные особенности программы Адресат общеразвивающей программы Режим занятий, периодичность и периодичность занятий Объем и срок освоения программы Особенности организации образовательного процесса Формы организации образовательного процесса 2.2. Цели и задачи программы 2.3. Учебный (тематический) план 2.4.Содержание учебного (тематического) плана 2.5. Планируемые результаты 3. Организационно-педагогические условия 3.1.Календарны учебный график 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение Методические материалы 3.3. Формы аттестации 3. Список литературы 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 5 6 11 13 13 13 13 13 13 13 17 22 1. Комплекс основных характеристик 1.1.Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Отряд юных пожарных «Огоньки» (далее «программа») – социальнопедагогическая. Программа направлена на овладение обучающимися основ пожарной безопасности в соответствии с программой курса КБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования РФ .Обучение по данной программе создает благоприятные условия для воспитания детей, предотвращения мелких пожаров, помощи профессиональным спасательным службам, воспитания высших моральных качеств, формирования у детей пожарно-технических навыков и информирования населения о правилах безопасности при возгорании. Актуальность программы состоит в том, что статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся, незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами. Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию творческих способностей, приобретению социального опыта и повышению статуса профессии пожарного. Планируется привлечение к проведению занятий работников пожарной охраны, медработников, тренеров по пожарно-спасательному спорту. Новизна программы заключается в: - предоставлении возможности предпрофессиональных проб спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов; - изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет в доступной форме познакомить обучающихся с предпрофессиональными компонентами деятельности спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей. Адресаты программы Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 7- 10 лет (1 – 4 класс). Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут Общее количество часов в неделю – 1 час Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Объем и срок освоения программы: Объем часов по программе составляет 34 часа в год. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса Отличительной особенностью данной программы является ее вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Все образовательные блоки предусматривают как усвоение теоретического материала (знаний), так и формирование деятельностно-практического опыта. Практические занятия способствуют развитию творческих способностей, приобретению социального опыта и повышению статуса профессии пожарного. Форма обучения Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися Формы организации образовательного процесса При проведении занятий используются следующие формы работы: − групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе; − фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; − самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания; − работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Уровень сложности программы – «стартовый» «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Виды занятий Беседы, лекции, игры, практические занятия, самостоятельная работа, презентации, викторины, КВНы, тесты, экскурсии, подготовка и участие в конкурсах. К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарно-спасательному спорту. Формы подведения результатов Беседы, лекции, игры, практические занятия, самостоятельная работа, презентации, викторины, КВНы, тесты, экскурсии и т.д. Формы контроля: учебные мини-проекты, итоговый проект, участие в конкурсах, социальных акциях. Для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого полугодия промежуточную диагностику, по окончании учебного года - итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады, экзамена и соревнований по пожарно-спасательному спорту. 2.2. Цели и задачи программы Цель: - повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности; - воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде; - привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности. Задачи программы: - познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров; - научить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от них; - закрепить полученные знания о правильных действиях в экстремальных ситуациях; - привлечь к реализации данной программы различные структуры пожарной охраны и другие заинтересованные организации; - создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей; - пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного. Задачи: Обучающие(направленные на достижение предметных результатов): 1. Формироватьзнание о пожарной безопасности, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях. 2. Ознакомить с порядком работы первичных средств пожаротушения; умениям правильно действовать в экстремальной ситуации. 3. Формировать культуру безопасности жизнедеятельности детей в экстремальных ситуациях (пожары бытовые). Развивающие(направленные на достижение метапредметных результатов): 1. Развивать навыки осторожного обращения с огнем и умение воспринимать и перерабатывать информацию, выдвигать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности. 2.Развивать внимание, память, воображение, самостоятельно определять цели и задачипо безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. 3. Развивать интерес к противопожарным мерам и воспитать чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. Воспитывающие (направленные на достижение личных результатов): 1. Формировать чувства патриотизма, гражданской ответственности, уважения к профессии пожарного. 2. Воспитывать активную жизненную позицию, чувство ответственности за личную безопасность и коллективное дело, воспитание дисциплинированности. 3. Формировать чувства личной ответственности за сохранность жизни и своего здоровья, материальных ценностей. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 Название раздела (модуля) Количество часов Форма аттестации /контроля всего 1 теория 0,5 практика 0,5 - Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей, планирование работы на учебный год Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. 1 0,5 0,5 - 3 2 1 Пожарная охрана - её история и традиции. История пожарной охраны Сухоложской области Экскурсия в пожарную часть. Подготовка к конкурсу: выбор главного, выбор название и девиза отряда, создание эмблемы. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России 1 1 0 участие в конкурсах 1 0,5 0,5 участие в конкурсах 1 0,5 0,5 участие в конкурсах ДЮП: цели и задачи. 3 Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. 7 4 3 3.1 Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища Причины возникновения бытовых пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей Основные правила поведения при возникновении пожара. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. 1 0,5 0,5 минипроекты 1 0,5 0,5 минипроекты 1 0,5 0,5 минипроекты 1 0,5 0,5 минипроекты 1 0,5 0,5 минипроекты 1 0,5 0,5 минипроекты 1 1 0 минипроекты 4 2 2 Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра 1 0,5 0,5 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4 4.1 участие в конкурсах 4.2 4.3 4.3 5 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 6.3 6.4 Основные причины пожаров при праздновании Нового года. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. Принцип громоотвода Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения. Противопожарный режим в детском учреждении. 1 0,5 0,5 участие в конкурсах 1 0,5 0,5 участие в конкурсах 1 0,5 0,5 участие в конкурсах 3 1 2 Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолёты и вертолёты, суда, поезда), их назначение Пожарная техника и костюм пожарного. 1 0,5 0,5 социальные акция 1 0 1 социальные акция 1 0,5 0,5 социальные акция 4 1 3 Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного оборудования Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления Изготовление пожарных машин из 1 0,5 0,5 минипроекты 1 0,5 0,5 минипроекты 1 0 1 минипроекты 1 0 1 мини- 7 7.1 7.2 8 8.1 8.2 9 9.1 9.2 бумаги, картона или рисование. Моделирование пожарной каланчи или пожарной части Огнетушители и их предназначение. проекты 2 1 1 Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей Экскурсия в зарядный цех ВДПО Знаки пожарной безопасности. 1 1 0 участие в конкурсах 1 0 1 участие в конкурсах 2 1 1 3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными своими руками Основы медицинских знаний. 1 0,5 0,5 проект 1 0,5 0,5 проект 5 2 3 Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур 1 0,5 0,5 социальные акция 1 0,5 0,5 социальные акция Оказание помощи человеку при поражении электрическим током Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему Строевая подготовка 1 1 0 социальные акция 1 0 1 социальные акция 1 0 1 социальные акция Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт. 3 1 2 10.1 Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание 10.2 Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка результатов. Знакомство со спортивным оборудованием 10.3 Практические занятия по ППС 1 0,5 0,5 итоговый проект 1 0,5 0,5 итоговый проект 1 0 1 итоговый проект 9.3 9.4 9.5 10 2.4. Содержание учебного плана 1. ДЮП: цели и задачи. Теория: Положение о ДЮП, выбор актива, распределение планирование работы на учебный год. Практическое занятие: Виртуальная экскурсия в пожарную часть. обязанностей, 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. 1. Пожарная охрана - её история и традиции. История пожарной охраны Сухоложской области. 2. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России. 3. Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны. Практическая: Подготовка к конкурсу: выбор главного, выбор название и девиза отряда, создание эмблемы. 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. 1. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. 2. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами. 3. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие электрического тока на организм человека. 4. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках. 5. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей. 6. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том числе высотного). 7. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности. 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. 1. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном). 2. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра. 3. Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки). 4. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. Принцип громоотвода. 5. Противопожарный режим в детском учреждении. 1. Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения. План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам. 2. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. 3. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий. 6. Пожарная техника и костюм пожарного. 1. Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолёты и вертолёты, суда, поезда), их назначение. 2. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного оборудования. 3. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления. 4. Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование. Моделирование пожарной каланчи или пожарной части. 7. Огнетушители и их предназначение. 1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей. 2. Экскурсия в зарядный цех ВДПО. 8. Знаки пожарной безопасности. 1. 3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки. 2. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными своими руками. 9. Основы медицинских знаний. 1. Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека. 2. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге. 3. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур. 4. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током. 5. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему 10. Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт. 1. Строевая подготовка. 2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание. 3. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения. 4. Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка результатов. Знакомство со спортивным оборудованием. 5. Практические занятия по ППС. 6. Посещение соревнований профессиональных пожарных. 2.5. Планируемые результаты Предметные результаты: - сформированы знания о пожарной безопасности, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; - сформированы знания о порядке работы первичных средств пожаротушения; уменияправильно действовать в экстремальной ситуации; - освоена культура безопасности жизнедеятельности детей в экстремальных ситуациях (пожары бытовые). Метапредметные результаты: - развиты навыки осторожного обращения с огнем и умение воспринимать и перерабатывать информацию, выдвигать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности; - развиты внимание, память, воображение, самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - развит интерес к противопожарным мерам и воспитать чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. Личностные результаты: повышение уровня сформированностичувства патриотизма, гражданской ответственности, уважения к профессии пожарного; - повышение уровня сформированностиактивной жизненной позиции, чувства ответственности за личную безопасность и коллективное дело, воспитание дисциплинированности; - повышение уровня сформированности чувства личной ответственности за сохранность жизни и своего здоровья, материальных ценностей. 3.Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график № 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов в год Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы 8 Окончание учебного года Учебный год 34 1 34 17 17 4 сентября 2023 г. 29.10 – 06.11 30.12 – 08.01 24.03 – 31.03 24 мая 2024 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение − помещение аудитории №13, учебные комплекты мебели, соответствующее санитарно-гигиеническим и пожарным нормам; − бумага А4, ватман, картон, цветная бумага; − канцелярские принадлежности: клей, карандаши, фломастеры, ножницы Кадровые обеспечение Учитель начальных классов Методические материалы Специальная литература, методические разработки поэтапного изготовления изделий, наглядные пособия (презентации, иллюстрации, картины, фотоматериалы и т.п.), разработки конспектов, модели, которые будут использоваться на занятиях. Методы обучения и воспитания - словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) проведении лекционной части; - наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов; - практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры; - дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения; - проблемное обучение - самостоятельная разработка презентаций. при Формы организации образовательной деятельности - групповая форма организации проведения лекций, бесед; - индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения работы, конкурсная деятельность; - индивидуальная форма защиты проектов. Формы организации учебного занятия Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, минивыставки, практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. При организации внеучебной деятельности проводятся выставки, конкурсы. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков).Сделать обучение более удобным и, таким образом, более продуктивным для каждого обучаемого; сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); содействие средствами индивидуализации освоению программы каждым обучаемым, предупреждение неуспеваемости; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого обучаемого; улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. Изучение особенностей обучаемых: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. Которые, впоследствии учитываются при индивидуализации работы. Учебно-познавательная деятельность обучаемых над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого ребенка сообразно его возможностям. Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности. Взаимоконтроль обучаемых. Результат использования: Сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности. Содействовует средствами индивидуализации выполнению программ каждым обучаемым, предупреждает неуспеваемость. Формирует общеучебные умения и навыки при опоре на зону ближайшего развития каждого обучаемого. Улучшает учебную мотивацию и развивает познавательные интересы детей. Способствует развитию самооценки, познавательной самостоятельности, организованности, проявлению инициативы, находчивости, гибкости мысли, настойчивости в достижении цели. Позволяет обучающемуся работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил, что позволяет достигать высоких результатов обученности. Позволяет вовремя вносить необходимые коррекции в деятельность как обучаемого, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Педагог имеет непосредственный контакт с обучаемым. Групповые технологии. Создание положительной мотивации учения; развитие внимания; интеллектуальное развитие обучаемых; развитие личностных качеств обучаемых; развитие коммуникативных способностей. Выполнение заданий в группах (26 человек) на занятиях в объединении ДЮП «Огоньки». Результат использования: Повышение мотивации. Интеллектуальное развитие: развивается критическое мышление, внимание становится более устойчивым. Качество усвоения материала: возрастает объем и глубина знаний, повышается уровень осмысления материала, растет число нестандартных решений, тратится меньше времени на усвоение. Влияет на развитие личности: становление самооценки, развитие инициативы развитие навыков необходимых для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом мнения другого человека, самостоятельность, организаторские способности), усиливается вера в свои силы. Влияет на коммуникативные особенности: развивается коллектив (развивается толерантность, уважение к другим, желание помочь). Влияет на эмоциональную сферу: усиливается переживание удовольствия от процесса обучения, снижается тревожность, есть возможность оказать поддержку каждому. Влияет на поведение: повышается уважение к труду педагога. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская). Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику деятельности учреждений дополнительного образования детей способствует отсутствие жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников объединений, комфортность условий для индивидуального и творческого развития детей и адаптация их интересов в любой сфере жизни. В центре внимания – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Цель: развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. Технология личностноориентированного развивающего обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Педагог создает условия для правильного выбора каждым содержания изучаемого и темпов его освоения. Обучающийся приходит учиться по своему желанию, в свое свободное время. Задача педагога – так давать материал, чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, активизировать его творческую и познавательную деятельность. В данной технологии обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, поэтому, методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов). В современном обществе проблема сохранения здоровья детей стала наиболее актуальной. Существует дефицит активной физической нагрузки в условиях интенсивного предметного обучения и другой учебной деятельности обучающихся, что привело к использованию технологий по охране здоровья. Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой и искусством. Они направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как о ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Основной принцип здоровьесбережения сформулировал Н.К.Смирнов: «Не навреди!». Это означает, что все используемые средства и методы должны быть обоснованы, проверены на практике и не наносили вред здоровью. № п/ п Название раздела, тема Материальн отехнические Формы, методы, приемы обучения, технологии Формы учебного занятия 1 2 оснащение, дидактикометодически й материал Раздел 1. ДЮП: презентация Словесный, объяснительноиллюстративн цели и задачи. ый методы. Раздел 2. презентация Словесный, объяснительноиллюстративн Историческая ый методы. справка о развитии пожарной охраны в России. Беседа, опрос Презентация, круглый стол, практические занятия 3 Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. презентация 4 Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожност и в окружающей среде. презентация 5 Раздел 5. Противопожарн ый режим в детском учреждении. презентация Словесный, практические объяснительноиллюстративн занятия, ый методы. викторины, тесты 6 Раздел Пожарная техника костюм пожарного. презентация Словесный, Экскурсии, объяснительноиллюстративн КВНы, ый методы. самостоятельн ая работа, практические занятия, 6. и Словесный, самостоятельн объяснительноиллюстративн ая работа, ый методы. беседа, презентация, викторины, тесты, КВНы, экскурсии Словесный, Беседы, объяснительноиллюстративн игры, ый методы. лекции, презентации 7 Раздел 7. Огнетушители и их предназначение. презентация Словесный, беседы, объяснительноиллюстративн экскурсии ый методы. 8 Раздел 8. Знаки пожарной презентация Словесный, игры, объяснительноиллюстративн презентации, ый методы. безопасности. 9 Раздел 9. Основы медицинских знаний. презентация 10 Раздел Строевая подготовка пожарноприкладной спорт. презентация 10. и Словесный, лекции, объяснительноиллюстративн самостоятельн ый методы. ая работа, викторины, практические занятия, практические занятия, Словесный, тесты, объяснительноиллюстративн беседы, ый методы. экскурсии 3.3. Формы аттестации/ контроля Формы оценочных средств - журнал посещаемости, - аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях - яндекс форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях; - фотоотчет; - статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте». Формы итоговой аттестации - аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации; - демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы в форме отчетных выставок; - защита творческих работ; - участие в конкурсах Итоговая аттестация проводится в два этапа, согласно Положению о формах периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся - проверка теоретических основ программы, через выполнение теоретической самостоятельной работы; - проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций, через выполнение практической работы. Критерии оценивания Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической работы осуществляется по трем составляющим и критериям (Приложение №1.), разработанным в соответствии с требованиями Программы и предусмотренным Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации в объединении на основании Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; словарный запас соответствует программным требованиям, называет все слова (словосочетания) по каждой теме, не испытывая при этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие ответы, используя полные и краткие предложения; все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений) Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема знаний, предусмотренных программой; называет более 50% слов (словосочетаний) по каждой теме, испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно или с помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла, содержащие ошибки; не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения.) Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема знаний, предусмотренных программой; называет менее половины слов (словосочетаний) по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения; часто ошибается, выполняет задания с подсказкой детей и педагога) Характеристика оценочных материалов Планируемые результаты личностные Формирование чувства патриотизма, гражданской ответственности, уважения к профессии пожарного. Воспитание активной жизненной позиции, чувство ответственности за личную безопасность и коллективное дело, воспитание дисциплинированност и. Критерии оценивани я Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Виды контрол я Беседа, опрос Беседа, опрос Диагностически й инструментарий беседа конкурс Формирование чувства личной ответственности за сохранность жизни и своего здоровья, материальных ценностей. метапредметны Развитие навыков е осторожного обращения с огнем и умение воспринимать и перерабатывать информацию, выдвигать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности. и поддержки. Развитие внимание, память, воображение, самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Развитие интереса к противопожарным мерам и воспитать чувства товарищества, взаимопомощи предметные Формирование знания о пожарной безопасности, Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Беседа, опрос Творческая работа Беседа, опрос Практическая работа Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до Беседа, опрос анкетирование Беседа, опрос презентация Беседа, опрос презентация помогающие выжить в 100% чрезвычайных Средний ситуациях. уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Ознакомление с Высокий порядком работы уровень – первичных средств от 85% до пожаротушения; 100% умениям правильно Средний действовать в уровень – экстремальной от 50% до ситуации. 84% Низкий уровень – 49% и менее Формирование Высокий культуру безопасности уровень – жизнедеятельности от 85% до детей в экстремальных 100% ситуациях (пожары Средний бытовые). уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Беседа, опрос конкурс Беседа, опрос анкетирование № п/п Фамилия и имя обучающегося Итоговый балл Средний балл Демонстрировать интерес и уважение к занятиям Метапредметная составляющая Умение проявлять терпение, выдержку, инициативу и творчество Средний балл Теория Умение применить полученные знания на практике Умение планировать и анализировать деятельность Предметная составляющая Пользоваться инструментами и приспособления Средний балл Приобретение первоначальных знаний Теоретические знания по основным разделам учебнотематического плана Владение специальной терминологией Протокол оценивания Практика Личностная составляющая 4. Список литературы Нормативные документы: Дополнительное (нормативно-правовое) направление: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования. Литература, использованная при составлении программы (для педагога) 1. Верховский Е.И. ОБЖ. 5-8 классы. Учебное пособие. – М., Просвещение, 2009. 2. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006. 3. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006. 4. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005. 5. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006. 6. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007. Литература, рекомендуема для обучающихся и родителей (законных представителей): 1. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно – методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005. 2. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 1 – 4 классы. - Волгоград, Учитель, 2006. 3. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998. Интернет-ресурсы: https://урок.рф/library/«ne_shuti_s_ognyom»_konkursnoigrovaya_programma_172546.html https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-kabanova/igra-yestafeta-veselye-pozharnye1-4-klasy.html https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/489923-igra-viktorina-po-pravilampozharnoj-bezopasn https://fireman.club/statyi-polzovateley/uchim-rebenka-pravilno-reagirovat-pri-pozharepravila-povedeniya-pri-pozhare/ https://fireman.club/statyi-polzovateley/urok-po-pravilam-pozharnoj-bezopasnosti/ Аннотация Программа Отряд Дружина Юных пожарных «Огоньки» реализует содержание социально-педагогической направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 7 - 10 лет. Уровень усвоения содержания программы -стартовый. Программа предназначена для обучения детей и подростков основам пожарной безопасности. Цель программы: повышение эффективности обучения школьников основам пожарной безопасности и привлечение школьников к пожарно-профилактической деятельности. Данная программа предлагает совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Программа рассчитана на 34 часа.