Эколята-защитники природы

Содержание
2. Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность общеразвивающей программы
Отличительные особенности программы
Адресат общеразвивающей программы
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий
Объем и срок освоения программы
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
2.2. Цели и задачи программы
2.3. Учебный (тематический) план
2.4. Содержание учебного (тематического) плана
2.5. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методические материалы
3.3. Формы аттестации
4. Список литературы

2

3
3
3
3
4
4
5
5
5
6
7
8
12
15
17
17
17
17
17
19
23

2. Комплекс основных характеристик
2.1 Пояснительная записка
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Эколята – защитники природы» (далее «программа») – естественнонаучная.
Программа направлена на развитие природоохранной и экологической деятельности
школьников, формирование у них экологической культуры и культуры природолюбия.
Актуальность программы
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности,
поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и
приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе
и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо
природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Также актуальность состоит в том, что патриотическое воспитание подрастающего
поколения является одним из основных направлений развития государства и объединения
многонационального общества. Проявлением патриотизма также является любовь к
природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к ее животному и
растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего
экологического образования, конечной целью которого является формирование человека с
новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по
отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.
Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно

-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).

3

5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности программы: особенностью детского объединения
«Эколята»

является

его

направленность

на

духовно-нравственное,

эстетическое

воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности и
формирования у первоклассника культуры природолюбия с использованием образов
сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и
развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного
опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе
естественного и общественного развития.
Программа занятий составлена таким образом, что позволяет включиться в процесс
обучения любому ребёнку на любом этапе. Основные виды занятий тесно связаны,
дополняют друг друга и проводятся в течение всего года с учётом особенностей времен
года и интересов обучающихся. Программа предусматривает не только групповые, но и
индивидуальные задания, а также коллективные формы работы. В объединение
принимаются все желающие независимо от способностей.
Новизна программы заключается в том, что в ее основе лежит игровая технология.
Игра создает прекрасные естественные условия для овладения экологическими навыками.
Обучающиеся включаются в активную предметно-практическую деятельность, которая не
только повышает мотивацию овладения навыками и умениями, полезными для
окружающей

экологической среды,

но и создает

«материальную» основу для

качественного формирования элементов экологической культуры в сознании ребенка,
базируется на принципах коммуникативного обучения.
Адресаты

программы:

возраст

обучающихся,

участвующих

в

программе

дополнительного образования – 7-10 лет. Обучающиеся младшего школьного наиболее
открыты

и

любопытны.

Они

обладают

повышенной

восприимчивостью,

впечатлительностью, игровым отношением ко многому из того, с чем они сталкиваются.
4

Дети с удовольствием своими руками изготавливают изделия для практического
применения. Благодаря практическому результату уже на первых занятиях у обучающихся
сохраняется интерес к дальнейшему обучению.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут
Общее количество часов в неделю – 1.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1академическому часу.
Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 34 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности

организации

образовательного

процесса:

в соответствии с

календарным учебным графиком, в сформированных группах детей одного возраста или
разновозрастных группах, являющихся основным составом объединения; состав группы
постоянный. Занятия проводятся в группах и индивидуально, а также возможна
организация занятий в дистанционном формате - в режиме реального времени при
помощи платформы Сферум.
Организация образовательного процесса возможно в следующих формах:
1) Групповое обучение - традиционное занятие с объяснением нового материала на

доске, с флеш-карты на экране телевизора, беседа, отработка общего навыка;
2) праздники, экскурсии, выездные ознакомительные мероприятия вне учебного

класса;
3) индивидуальная

работа

-

выполнение

самостоятельных

работ,

подготовка

индивидуального проекта, сбор данных для портфолио, и т.д.
В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала
строится от простого к сложному. Занятия проводятся в сформированных группах детей
одного

возраста

или

разных

возрастных

категорий

(разновозрастные

группы),

являющихся основным составом объединения; состав группы постоянный. Виды занятий
по программе определяются ее содержанием и предусматривают проведение обучающих
занятий, практических занятий, творческих проектов, бесед, дидактических игр,
конкурсов, упражнений, просмотра видео, совместного творчества и пр.
Программа разработана на основе модульного подхода. Каждый модуль (раздел)
представляет собой относительно самостоятельные дидактические единицы (части
образовательной программы). Все модули программы взаимосвязаны друг с другом и
объединены

единой

целью

программы.

Содержание

дополнительной

каждого

модуля
5

образовательной
формируется

с

общеразвивающей
учетом

сохранения

преемственности образовательных частей. В программе учитываются возрастные
особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному.
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в
мероприятиях, выставках или в программу могут быть включены дополнительные
задания: соответствующие тематике определенной выставки или конкурса; при работе над
междисциплинарными проектами.
Некоторые из заданий (по выбору педагога) могут быть изменены в ходе
экспериментально-поисковой работы. При организации образовательного процесса
педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая
активность, предпочтения детей).
Форма обучения: преимущественно очная форма обучения, допускается сочетание
с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки
образовательной деятельности с использованием онлайн-платформ.
Формы организации образовательного процесса: при проведении занятий
используются следующие формы работы:
 групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
 фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
 самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
 работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую
деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое
занятие сопровождается физкультминутками и перерывами.
Уровень сложности программы: «базовый»
«Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно тематического направления программы.
Виды занятий: экскурсия, поход, викторина, беседа, просмотр презентаций,
кинофильмов и тематических мультипликационных фильмов, театрализация, организация
выставки, тематическое занятие, наблюдение, игра, проведение опыта, акция.
Формы подведения результатов: интеллектуальные соревнования, презентация
творческих работ, реализация социальных проектов экологического содержания, участие
в конкурсах экологической направленности.
6

2.2. Цели и задачи программы
Цель: формирование у обучающегося богатого внутреннего мира и системы
ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие
внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней,
воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
1. Обучающие:
 дать обучающимся общеобразовательных организаций знания обокружающей их
Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой Родины,
показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
 формировать практические навыки;
 разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных
организаций новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы,
способные сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и
уважительное отношение к Природе
 расширять общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей
2. Развивающие:
 способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы,
понимания общечеловеческой ценности Природы;
 развивать

внимание,

память,

воображение,

художественно-конструкторские

способности, мелкую моторику, фантазию обучающихся;
 развивать творческую активность обучающегося путём самостоятельной постановки
и решения творческой задачи.
3. Воспитательные:
 развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы;
 воспитывать экологическую культуру личности;
 способствовать

воспитанию

потребности

принимать

активное

участие

в

природоохранной и экологической деятельности;
 формировать осознание необходимости сохранения, охраны и спасения Природы,
необходимости активного участия в природоохранной и экологической деятельности.

7

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела
(модуля)

1.
1.1.

Раздел 1. Введение.
Вводное занятие. Что
такое экология?

1.2.

Образы сказочных
героев - друзей
природы проекта
«Эколята».
Диагностика
экологических
интересов учащихся.
Раздел 2.
Путешествие в осень
Эко-занятие
"Путешествие в
осенний лес. Краски
осени". Изучение
текстов о природе.
Экскурсия на
пришкольный участок.
Определение названий
растений по опавшим
листьям, плодам.
Подготовим природу к
зиме. Изготовление
кормушек для птиц
Мини-поход в осенний
лес. Развешивание
заготовленных
кормушек для птиц
Раздел 3. Мой родной
край
Биография
Свердловской области.
Памятники и объекты
природы
Свердловской области.
«Рисование»
петроглифов.
«Жалобная книга»
природы.
Экологические
проблемы

2.
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.
3.1.

3.2.

Количество часов

Форма
аттестации
/контроля

всего
2
1

теория
1
1

практика
1
0

1

0

1

4

1

3

1

1

0

Беседа

1

0

1

Устный опрос

1

0

1

1

0

1

Конкурс
творческих
работ
Устный опрос,
решение
проблемных
задач

6

3

3

2

1

1

Конкурс
творческих
работ, беседа

1

1

0

Устный опрос

8

Устный опрос,
решение
проблемных
задач
Диагностика

3.3.

3.4.

4.

4.1.

4.2.

4.3.
4.4.

5.
5.1.

5.2.

5.3.

Свердловской области.
Охраняемые
территории и объекты
своей местности.
Конкурсно-игровая
викторина «Знаешь ли
ты свой край?»
Свердловская область
– моя малая Родина!
Защита ее экологии –
мой долг!
Раздел 4.
Удивительный мир
животных
Знакомство с
животными родного
края. Животные
Красной книги
Свердловской области.
Причины
исчезновения и
необходимость их
защиты каждым
человеком. Меры по
их охране.
Наблюдения за
домашними
животными. Правила
ухода за животными в
доме. Составление
рассказов о любимых
домашних питомцах.
Фотовыставка «Наши
любимцы».
Экскурсия в
краеведческий музей.
Звери.
Наши пернатые
друзья
Чтение стихов,
рассказов,
разгадывание загадок о
птицах.
Зимующие и
перелётные птицы.
Причины отлёта птиц
в тёплые края.
Экскурсия на
пришкольный участок.
Наблюдение за
птицами.

1

0

1

Викторина

2

1

1

Устный опрос,
квест-игра

5

3

2

2

2

0

Устный опрос

2

1

1

Наблюдение за
выполнением
хода работы

1

1

0

Фотовыставка

1

0

1

Устный опрос

5

3

2

1

1

0

Устный опрос

1

1

0

Беседа

1

0

1

Беседа

9

5.4.

6.
6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

7.
7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

8.
8.1.

Изготовление и
развешивание
скворечников для птиц
Лес – наше богатство
Рассказы о лесе.
Охрана растительных
богатств края. Лесные
пожары и ихпричины
и последствия.
Растения Красной
книги Свердловской
области. Причины
исчезновения и
необходимость их
защиты каждым
человеком. Меры по
их охране.
Экскурсия в
лесничество. Правила
охраны леса.
Экскурсия в
Екатеринбургский
ботанический сад
Сад на подоконнике
Наблюдение за
комнатными
растениями школы и
узнавание их по
рисункам.
Определение названий
частей растений
«Секретный разговор с
комнатными
растениям»
Познавательная игра
«Вырасти новое
растение»
Правила ухода за
комнатными
растениями. Рассказ об
особенностях
любимого комнатного
растения.
Экскурсия по школе
(растения классных
комнат и рекреаций).
Пересадка цветов.
Подведение итогов
Подведение итогов за
год. Конкурс
творческих работ

Наблюдение за
выполнением
хода работы

2

1

1

5
1

3
1

2
0

2

1

1

Конкурс
творческих
работ, устный
опрос

1

1

0

Устный опрос

1

0

1

Наблюдение за
выполнением
хода работы

5
1

2
1

3
0

Устный опрос

1

0

1

Ролевая игра

1

0

1

Интерактивная
игра

1

1

0

Устный опрос

1

0

1

Наблюдение за
выполнением
хода работы

2
1

1
1

1
0

10

Устный опрос

Конкурс
творческих
работ

8.2.

«Зеленая планета»
«Экологический
калейдоскоп
Итого за год:

1

0

1

34

17

17

11

Квест-игра

2.4. Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение.
1.1 - 1.2. Знакомство с программой. Образы сказочных героев - друзей природы проекта
«Эколята». Диагностика экологических интересов учащихся.
Теория: Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Общая характеристика
учебного процесса. Знакомство с программой, порядком и содержанием работы
объединения. Правила по технике безопасности труда на занятиях. Знакомство с понятием
«Экология», его значения в современном мире.
Практика: Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при
проведении практических работ. Просмотр фильма про Эколят – молодых защитников
природы.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая.
Раздел 2. Путешествие в осень.
2.1. Эко-занятие "Путешествие в осенний лес. Краски осени". Изучение текстов о природе.
2.2-3 Экскурсия на пришкольный участок. Определение названий растений по опавшим
листьям, плодам.
Теория: Изучение текстов о природе осенью. Различение деревьев и кустарников на
природе по кроне и листьям.
Практика: Экскурсия на пришкольный участок. Сбор опавших листьев и семян этих
растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам,
шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры. «Праздник Осени».
Форма

организации

деятельности:

групповая,

парная,

индивидуально-групповая,

индивидуальная.
Раздел 3. Мой родной край
3.1. Биография Свердловской области. Памятники и объекты природы Свердловской
области. «Рисование» петроглифов.
3.2-3 «Жалобная книга» природы. Экологические проблемы Свердловской области.
Охраняемые территории и объекты своей местности.
3.4-6 Конкурсно-игровая викторина «Знаешь ли ты свой край?».
12

Экскурсия в музей. Автобусная экскурсия по городу.
Теория: Биография

Свердловской

области.

Коренные

жители.

Границы,

города

Свердловской области. Экологические проблемы области. Охраняемые территории и
объекты области.
Практика: Свердловская область на карте России (определение границ области, основные
реки и озера, ландшафт). «Рисование» петроглифов. «Жалобная книга» природы.
Конкурсно-игровая викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и
проведении. Экскурсия в музей. Автобусная экскурсия по городу.
Форма

организации

деятельности:

групповая,

парная,

индивидуально-групповая,

индивидуальная.
Раздел 4. Удивительный мир животных.
4.1-2. Знакомство с животными родного края. Животные Красной книги Свердловской
области. Причины исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком. Меры по
их охране.
4.3. Наблюдения за домашними животными. Правила ухода за животными в доме.
Составление рассказов о любимых домашних питомцах.
4.4-5. Фотовыставка «Наши любимцы». Экскурсия в краеведческий музей. Звери.
Теория: Знакомство с животными родного края. Сравнивание и различие диких и
домашних животных. Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере
своей местности). Знакомство с работой человека на пасеке. Животные Красной книги
Свердловской области. Причины исчезновения и необходимость их защиты каждым
человеком. Меры по их охране.
Практика: Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей
насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдения за домашними
животными. Составление правил ухода за животными в доме. Составление рассказов о
любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».
Форма

организации

деятельности:

групповая,

индивидуальная.
Раздел 5. Наши пернатые друзья.

13

парная,

индивидуально-групповая,

5.1-2. Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок о птицах. Зимующие и перелётные
птицы. Причины отлёта птиц в тёплые края.
5.3-5. Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за птицами. Развешивание
кормушек и подкормка птиц.
Теория: Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в
тёплые края. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов,
разгадывание загадок.
Практика: Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными
особенностями птиц на улице. Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц
по рисункам и в природе. Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц.
Составление правил подкормки птиц. Презентации по материалам экскурсионного
занятия. Развешивание кормушек и подкормка птиц.
Форма

организации

деятельности:

групповая,

парная,

индивидуально-групповая,

индивидуальная.
Раздел 6. Лес – наше богатство.
6.1-2. Рассказы о лесе. Охрана растительных богатств края. Лесные пожары и их причины
и последствия. Растения Красной книги Свердловской области. Причины исчезновения и
необходимость их защиты каждым человеком. Меры по их охране.
6.3-5. Экскурсия в лесничество. Правила охраны леса.
Интерактивная игра «Растительный мир края».
Теория: Изучение текстов о лесе. Анализ использования человеком богатств природы.
Охрана растительных богатств края. Лесные пожары и их причины и последствия.
Растения Красной книги Свердловской области. Причины исчезновения и необходимость
их защиты каждым человеком. Меры по их охране.
Практика: Экскурсия в лесничество. Наблюдения за лиственными и хвойными деревьями.
Определение различий. Составление в группах и объяснение правил поведения в
различных ситуациях в лесу. Составление правил охраны леса. Интерактивная игра
«Растительный мир края». Форма организации деятельности: групповая, парная,
индивидуально-групповая, индивидуальная.

14

Раздел 7. Сад на подоконнике.
7.1. Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам.
Определение названий частей растений. 2. «Секретный разговор с комнатными
растениями».
Познавательная игра «Вырасти новое растение»
7.3-5. Правила ухода за комнатными растениями. Рассказ об особенностях любимого
комнатного растения. Экскурсия по школе (растения классных комнат и рекреаций).
Пересадка цветов.
Теория: Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам.
Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений. Определение
названий частей растений. «Секретный разговор с комнатными растениями».
Практика: Составление правил ухода за комнатными растениями. Подготовка рассказа об
особенностях любимого комнатного растения. Экскурсия по школе (растения классных
комнат и рекреаций). Пересадка цветов.
Форма

организации

деятельности:

групповая,

парная,

индивидуально-групповая,

индивидуальная.
Раздел 8. Подведение итогов
8.1. Конкурс творческих работ «Зеленая планета».
8.2. Квест-игра «Экологический калейдоскоп».
Практика: Квест - игра.

2.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 знание истории Свердловской области, некоторых виды растений и животных
родного края, сезонных изменений в их жизни, пользу и вред некоторых растений и
животных для природы и человека;
 умение наблюдать за жизнью растений и животных, ухаживать за животными и
растениями;
 умение выполнять несложные практические и опытнические работы в группе;
15

 умение определять основные экологические группы растений: травы, кустарники,
деревья, изготовлять кормушки для птиц из подручного материала и твердых бытовых
отходов, вести дневники наблюдений.
Метапредметные результаты:
 освоение доступных способов изучения природы, правил безопасного нахождения в
природе;
 навыки

самостоятельного

оценивания

ситуаций,

способствующих

охране

окружающей среды;
 навыки продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной
деятельности.
Личностные результаты:
 мотивация личности обучающегося к познанию и творчеству;
 готовность работать в группе и самостоятельно;
 ценностно-смысловые установки учащихся, связанные с осознанием целостности и
ценности окружающего мира;
 освоение элементарных правил нравственного поведения в природе.

16

3.Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

8

Окончание учебного года

Учебный год
34
1
34
17
17
4 сентября 2023 г.
29.10 – 06.11
30.12 – 08.01
24.03 – 31.03
24 мая 2024

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
 помещение кабинета №7;
 компьютер, монитор;
 мультимедийный проектор;
 канцелярские и хозяйственные принадлежности для изготовления творческих
проектов.
Кадровые обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
 подборка гербарного материала по темам: «Деревья», «Кустарники», «Травы»,
«Растения красной книги», «Лекарственные растения»;
 подборка фотографий, таблиц, рисунков, плакатов по темам: «Насекомые»,
«Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Звери», «Животные Красной книги»,
«Экосистемы», «Экологические катастрофы», «Правила поведения в природе», «Среда
обитания»;
Методы обучения и воспитания:
 дидактический и раздаточный материал: полезные ископаемые, муляжи культурных
растений, плодов;
 словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части;
 наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
 практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры;
 дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения;
 проблемное обучение - самостоятельная разработка презентаций.

17

Формы организации образовательной деятельности:
 групповая форма организации проведения лекций, бесед;
 индивидуально-групповая форма организации практической
выполнения работы, конкурсная деятельность;
 индивидуальная форма защиты проектов.

деятельности,

Формы организации учебного занятия:
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, минивыставки, практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. При организации
внеучебной деятельности проводятся выставки, конкурсы.
№ Название
п/п тема

раздела,

Материальнотехнические
оснащение,
дидактикометодический
материал
Презентация

1

Раздел 1. Введение

2

Раздел
Путешествие
осень

2. Презентация
в

3

Раздел
3.
родной край

Мой Презентация

4

Раздел
4. Презентация
Удивительный мир
животных

5

Раздел 5. Наши Презентация
пернатые друзья

6

Раздел 6. Лес – наше Презентация
богатство

7

Раздел 7. Сад на Презентация,
интерактивная
подоконнике
игра

8

Раздел
8. Презентация
Подведение итогов

Формы, методы, приемы
обучения, технологии

Словесный,
объяснительноиллюстративный
методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративныйметоды.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
практический методы.
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
18

Формы
учебного
занятия

Беседа

Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа,
викторина,
квест-игра
Беседа,
фотовыставка,
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
творческая
работа
Беседа,
ролевая игра,
интерактивная
игра
Творческие
работы, квест

практический методы.
3.3. Формы аттестации/ контроля
Формы оценочных средств:








журнал посещаемости,
аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
яндекс форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
фотоотчет;
отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся;
статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте».

Формы итоговой аттестации:
 аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
 демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы в форме
отчетных выставок;
 защита творческих работ;
 участие в природоохранных социальных акциях
Итоговая аттестация: проводится в два этапа, согласно Положению о формах
периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся Центра - проверка теоретических основ программы, через
выполнение теоретической самостоятельной работы; - проверка достигнутых
практических умений и навыков и ценностных ориентаций, через выполнение
практической работы.
Критерии оценивания
Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической
работы осуществляется по трем составляющим и критериям (Приложение №1.),
разработанным в соответствии с требованиями Программы и предусмотренным
Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации в объединении на
основании Положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой; словарный запас соответствует программным
требованиям, называет все слова (словосочетания) по каждой теме, не испытывая при
этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие ответы,
используя полные и краткие предложения; все звуки произносит четко и правильно, не
испытывая при этом затруднений).
Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет более 50% слов (словосочетаний) по
каждой теме, испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно или с
помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла, содержащие
ошибки; не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения).
19

Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема
знаний, предусмотренных программой; называет менее половины слов (словосочетаний)
по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения; часто ошибается,
выполняет задания с подсказкой детей и педагога)
Характеристика оценочных материалов

личностные

Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

Виды
контроля

мотивация
личности
обучающегося к познанию
и творчеству

Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее

Беседа,
опрос

готовность работать в
группе и самостоятельно

ценностно-смысловые
установки
учащихся,
связанные с осознанием
целостности и ценности
окружающего мира
освоение
элементарных
правил
нравственного
поведения в природе.

метапредмет освоение
доступных
ные
способов
изучения
природы,
правил
безопасного нахождения в
природе
навыки самостоятельного
оценивания
ситуаций,
способствующих охране
окружающей среды

20

Диагностиче
ский
инструмента
рий
беседа

Беседа,
опрос

Беседа,
творческая
работа

Беседа,
опрос

Беседа,
презентация

Беседа,
опрос

Беседа

Беседа,
опрос

Беседа,
презентация

беседа

Беседа,
викторина

Высокий
навыки
продуктивного
уровень
– от
общения
и
85% до 100%
взаимодействия
в
Средний
уровень
процессе
совместной
–
от
50%
до 84%
деятельности

Беседа,
опрос

Беседа, тест

Высокий
знание
истории
уровень – от
Свердловской
области,
85% до 100%
некоторых виды растений
Средний
уровень
и животных родного края,
–
от
50%
до 84%
сезонных изменений в их
Низкий уровень
жизни, пользу и вред
– 49% и менее
некоторых растений и
животных для природы и
человека
Высокий
умение наблюдать
за
уровень
– от
жизнью
растений
и
85%
до
100%
животных, ухаживать за
животными и растениями Средний уровень

Беседа,
опрос

Беседа,
викторина

Беседа,
опрос

Беседа,
творческая
работа

умение
выполнять
несложные практические
и опытнические работы в
группе;

Беседа,
опрос

Творческая
работа

Беседа,
опрос

Беседа,
практическая
работа

Низкий уровень
– 49% и менее

предметные

умение
определять
основные экологические
группы растений: травы,
кустарники,
деревья,
изготовлять кормушки для
птиц
из
подручного
материала
и
твердых
бытовых отходов, вести
дневники наблюдений.

– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее
Высокий
уровень – от
85% до 100%
Средний уровень
– от 50% до 84%
Низкий уровень
– 49% и менее

21

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12

22

Итоговый балл

Средний балл

Демонстрировать интерес и
уважение к занятиям

Практика
Метапредметная составляющая

Умение проявлять терпение,
выдержку, инициативу и
творчество

Средний балл

Умение применить
полученные знания на
практике

Умение планировать и
анализировать деятельность

Теория
Предметная составляющая

Пользоваться
инструментами и
приспособлениями

Средний балл

ФИО обучающегося

Приобретение
первоначальных знаний в
области экологии

№
п/п

Владение специальной
терминологией

Теоретические знания по
основным разделам учебнотематического плана

Протокол оценивания

Личная составляющая

4. Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно

-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими
23

рекомендациями

по

организации

образовательной

деятельности

с

использованием

сетевых

форм

реализации

образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля
1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

Литература, использованная при составлении программы (для педагога):
1.

Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М:

Эгмонт Россия Лтд, 2013.
2.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего

школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 2012. – С. 35 –42
3.

Г.Н. Элькин «Красная книга России: Чудеса – природы» / Словарик – справочник

школьника.
4.

Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков //

Начальная школа. – 2011. – М., – № 11–12. – С. 19–22.
5.

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст

А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.
6.

Плешаков, А. А. Зелѐные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение,

2015.
7.

Цветкова

И.В.

Экология

для

начальной

Ярославль:«Академия развития», 2012.
24

школы.

Игры,

проекты

8.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.

9.

Суворова,

В.М.

Опыт

экологической

работы

со

школьниками:

занятия,

экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. М. Суворова. – Волгоград:
Учитель, 2009. – 189 с.

Литература,

рекомендуемая

для

обучающихся

и

родителей

(законных

представителей):
1.

Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М:

Эгмонт Россия Лтд, 2013.
2.

В. Бианки, Н. Сладков, С. Сахарнов, А. Ливеровский. Зеленые страницы

3.

Хрестоматия по экологии для начальной школы Издательство: Детское время

Интернет-ресурсы:
1. Природоохранные

социально-образовательные

проекты

«Эколята-дошколята»,

«Эколята» и «Молодые защитники природы»http://эколята.рф/
2. Сообщество

«Эколята

–

молодые

https://vk.com/public196453020

25

защитники

природы»

Аннотация
Программа

«Эколята

–

защитники

природы»

реализует

содержание

естественнонаучной направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 7-10
лет. Уровень усвоения содержания программы - базовый. Программа предназначена для
обучения обучающихся начального звена основам экологической культуры и воспитания
социально-нравственных экологических качеств. Цель программы: формирование у
обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её
животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и,
как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия. Данная
программа предлагает изучение основ и технологий экологического природопользования
и охраны окружающей среды.
Программа рассчитана на 34 часа (1 учебный год) по 1 часу в неделю.

26


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».