ДОП Футбол

Содержание
2. Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность общеразвивающей программы
Отличительные особенности программы
Адресат общеразвивающей программы
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий
Объем и срок освоения программы
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
2.2. Цели и задачи программы
2.3. Учебный (тематический) план
2.4.Содержание учебного (тематического) плана
2.5. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1.Календарны учебный график
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методические материалы
3.3. Формы аттестации
3. Список литературы

3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
5
7
15
17
17
17
17
18
18
20
24

2. Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Футбол» - физкультурно-спортивная. Программа
направлена на
оздоровление и физическое развитие детей, на формирование таких физических и
психологических качеств и способностей, которые позволят осваивать футбольные
навыки.
Актуальность общеразвивающей программы «Футбол» состоит в решении
проблемы более качественного физического развития детей посредством футбола, т.к. в
основу программы положены нормативные требования по физической и технической
подготовке, данные научных исследований и спортивной практики, опыт педагогов
физической культуры и спорта.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительной особенностью данной программы является упор на обучение и
совершенствование технических приемов и тактических действий, развитие физических
способностей, формирование знаний по теории и методике игры в футбол, что позволяет
достигнуть более высокого результата. Применение метода психорегуляции в
тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших
результатов в освоении игры и стремлению к победам.
Новизна программы заключается в том, что в ней введен раздел «Техническая и
тактическая подготовка игры в футбол», благодаря чему введено большее количество
учебных часов на разучивание и совершенствование технико-тактических приемов, что
позволяет привлечь как можно больше учащихся к занятиям по футболу и привить им
любовь к этому виду спорта. Реализация программы предусматривает также
психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало
внимания.

Адресат программы.
Программа предназначена для детей 8-15 лет
Условия набора. Зачисление учащихся в объединение производится по желанию
учащегося вне зависимости от его способностей, уровня физического развития на
основании заявления родителей (законных представителей) и при наличии медицинской
справки, разрешающей обучающемуся заниматься данным видом деятельности.
При наличии организационно-педагогических условий возможен добор обучающихся в
группу в течение учебного года.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа- 40 минут
Общее количество часов в неделю – 1 час
Занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 34 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная, при необходимости с использованием дистанционного
обучения.
Формы занятий: учебно-тренировочные занятия, контрольные испытания,
товарищеские встречи, соревнования школьного и муниципального уровня.
Формы организации обучения: групповая с организацией индивидуальных форм
работы внутри группы, в парах, подгрупповая.
Уровень сложности программы – «стартовый уровень», который предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- диагностика уровня сформированности знаний по теории программы;
в мае – контрольное тестирование по итогам обучения, контрольные игры с заданиями,
товарищеские встречи, соревнования.
2.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование физической культуры личности в процессе
всестороннего развития физических качеств учащихся, овладения техникой и тактикой
игры в футбол и ее основными правилами.
Задачи:
Образовательные:
 формирование необходимых теоретических знаний;
 обучение технике и тактике игры;
 обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях.
Воспитательные:
 воспитание моральных и волевых качеств;
 выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе,
воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
 формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом;
 формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению
здоровья.
Развивающие:
 развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
 повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
 совершенствование навыков и умений игры.

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план (1-4 класс)
№
п/п

Название раздела

Количество часов
Всего

Теория
1

Практика

Формы
аттестационного
контроля
Лекция, беседа

Тренировка

1

Знания о футболе

1

2

Общая физическая
подготовка
Правила техники
безопасности. Стойка игрока.
Учебная игра.
Перемещение в стойке
боком, лицом. Остановка и
передача мяча на месте.
Учебная игра.
Остановка и передача мяча в
движении. Учебная игра
Игра «Квадрат». Учебная
игра
Игра «Квадрат». Учебная
игра
Ведение мяча с изменением
направления. Игра
«Квадрат».
Специальная физическая
подготовка
Развитие двигательных
качеств. Учебная игра
Остановка мяча лбом.
Учебная игра.

6

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

10

1

1

1

1

Остановка мяча грудью.
Учебная игра.
Техника игры вратаря.
Учебная игра.

1

1

1

1

Удары по катящемуся мячу.
Учебная игра.
Развитие двигательных
качеств. Учебная игра.

1

1

1

1

Удары по мячу носком,
пяткой. Учебная игра.
Удары по мячу головой.
Учебная игра.

1

1

1

1

1

1

1

1

17

17

2.1

2.2

2.3
2.4
2.5
2.6

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

Обманные движения
(финты). Игра «Квадрат».
3.10 Отбор мяча. Вбрасывание.
Учебная игра.
3.9

4

Индивидуальные действия в

Тренировка

Тренировка

защите и в нападении.
Тактика вратаря. Учебная
игра.
4.1

Индивидуальные действия в
защите и в нападении.
Тактика вратаря. Учебная
игра.

1

1

4.2

Групповые действия в защите
и в нападении. Учебная игра.
Совершенствование навыков
остановки мяча. Учебная
игра.
Совершенствование навыков
передачи мяча. Учебная игра.
Обучение остановки мяча
бедром. Учебная игра.

1

1

1

1

1

1

1

1

4.6

Обучение ударам по
мячу. Учебная игра.

1

1

4.7

Совершенствование навыков
удара по мячу с
лета. Учебная игра.

1

1

4.8

Обучение отбору мяча у
соперника. Учебная игра.

1

1

4.9

Обучение розыгрышу мяча в
стандартных положениях
(штрафной). Учебная игра

1

1

4.10 Совершенствование навыков
розыгрыша мяча в
стандартных
положениях. Учебная игра.
4.11 Совершенствование ударов
мячом по воротам. Учебная
игра.
4.12 Учебная игра.

1

1

1

1

1

1

4.13 Учебная игра.

1

1

4.14 Учебная игра.

1

1

4.15 Учебная игра.

1

1

4.16 Учебная игра

1

1

4.17 Учебная игра

1

1

4.3

4.4
4.5

34

1

33

2.4. Содержание учебного плана
Содержание программы для обучающихся 1-4 классов
1. Общая физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
 Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи,
отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
 Упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты головы в различных
направлениях.
 Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в
различных исходных положениях — наклоны, повороты туловища; в положении
лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног,
поднимание и опускание туловища.
 Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на
одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
 Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны
туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с
партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке,
игры с элементами сопротивления.
2.Специальная физическая подготовка.
 Подвижные игры и эстафеты.
 Игры с мячом;
 игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;
 эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из
гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов,
переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в
различных сочетаниях перечисленных элементов.
 Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
 Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
 Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность.
 Для
вратаря:
из
упора
стоя
у
стены
одновременное
и
попеременное
сгибание
рук
в
лучезапястных
суставах.
То
же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на
месте).
 Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
 Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных
Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.
 Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево),
изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег
(с повторным скачком на одной ноге).
 Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух
ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.



Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега
(вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во
время бега — выпадом, прыжком и переступанием.
3.Техника и тактика игры
Техника игры.
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней частью подъема,
внутренней стороной стопы и серединой, внутренней и внешней частью подъема по
неподвижному и катящемуся мячу. Удары по неподвижному и катящемуся мячу носком.
Выполнение ударов после остановки, ведения и рывков. Удары по летящему мячу
внутренней стороной стопы и внутренней частью подъема. Удары на точность: в ноги
партнеру, в ворота, в цель, на ход двигающемуся партнеру. Удары по мячу головой.
Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу
мячу. Удары на точность: партнеру, в ворота, в цель, на ход двигающемуся партнеру.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и
опускающегося мяча. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего
навстречу мяча — на месте и в движении. Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней
частями подъема правой и левой ногой и поочередно: по прямой, меняя направление
движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения.
Ложные движения (финты). После замедления бега или неожиданной остановки — рывок
с мячом в другом направлении или внезапная передача мяча назад (откатывая подошвой)
партнеру. Ложный замах ногой для удара по мячу. Ложное движение туловища в одну
сторону — рывок с мячом в другую сторону. Имитируя удар по мячу, перенести в
последний момент ногу через мяч, наклонить туловище в одну сторону и сделать рывок с
мячом в другую. Отбор, мяча, перехват мяча. Отбор мяча у соперника, находящегося на
месте и в движении, применяя выбивание мяча, толчки. Вбрасывание мяча из-за боковой
линии с места — из положения шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги и на ход
партнеру.
Техника игры вратаря.
Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным,
приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от
вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко
летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко
летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и разбега). Ловля
летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем
с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с
места и разбега).Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча
ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и
подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры. Тактические действия полевых игроков. Обучение занимающихся
правильному расположению на футбольном поле и умению выполнять основные
тактические действия в нападении и защите.
В нападении: передача мяча открывшемуся партнеру; выбор места для получения мяча;
взаимодействие с партнером во время атаки при численном преимуществе над
защитниками; выбор места вблизи ворот противника, не нарушая правила «вне игры» для
завершения атаки ударом по воротам. Простейшие комбинации (по одной) при начале

игры, при подаче углового, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, при свободном и
штрафном ударах.
В защите: зонный метод обороны. Отбор мяча у соперника при единоборстве
перехватом, выбиванием, толчком плеча.
Тактика вратаря. Выбор исходной позиции в воротах в зависимости от места и угла
удара. Розыгрыш свободного удара от своих ворот. Вбрасывание мяча открывшемуся
партнеру. Позиция при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Остановка мяча.
Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и
опускающегося мяча с поворотом на 90° (в зависимости от расположения игроков
противника и создавшейся игровой обстановки). Остановка грудью летящего мяча с
поворотом на 90°. Остановка опускающегося мяча бедром и лбом .Остановка изученными
способами мячей, катящихся или летящих с различной скоростью и траекторией, с разных
расстояний и направлений; на высокой скорости движения с последующим ударом или
рывком.
Ведение мяча.
Ведение серединой подъема, носком и внутренней стороной стопы. Ложные движения
(финты). При ведении имитировать остановку мяча подошвой или удар пяткой назад (без
касания или с касанием мяча подошвой) и рывком вперед уйти с мячом. Быстро отвести
мяч подошвой ноги под себя — уйти с мячом вперед. Быстро отвести мяч ногой под себя
— повернуться и уйти с мячом в сторону или назад. При ведении неожиданно остановить
мяч, оставив его партнеру, находящемуся за спиной, и уйти без мяча вперед, увлекая за
собой соперника («скрещивание»). Ложная передача мяча партнеру.
Отбор мяча.
Отбор мяча у соперника накладыванием стопы на мяч, выполняя ложные движения и
вызывая противника на определенные действия с мячом с целью его отбора.
Вбрасывание мяча.
Вбрасывание из-за боковой линии с места— из положения, параллельного расположению
ступней ног. Вбрасывание мяча изученными способами с разбега: на точность и
дальность (по коридору шириной 2—3 м). Техника игры вратаря. Ловля в броске мяча,
летящего в сторону от вратаря на высоте живота, груди, головы и колен. Ловля
катящегося в сторону мяча в броске. Ловля катящегося и летящего на различной высоте
мяча на выходе из ворот без падения, с падением и в броске. Ловля опускающихся и
прыгающих мячей. Отбивание ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих в сторону
от вратаря на высоте живота, груди, головы и колен. Отбивание ладонями, пальцами рук
катящегося мяча в броске. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя,
одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу на точность и
дальность. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на дальность и точность. Выбивание мяча
с рук и с полулета на точность и дальность. Выбивание мяча с земли и с рук на дальность
и точность.

Учебный (тематический) план (5-7 классы)
№
п/п

Название раздела

1

Знания о футболе

Количество часов
Всего

Теория

1

1

Практика

Формы
аттестационного
контроля
Лекция, беседа

Тренировка

Общая физическая
подготовка
Введение. История футбола

5

5

1

1

2.2

Передвижения боком, спиной
вперёд, ускорение,
остановки, повороты, старты
из различных исходных
положений.

1

1

2.3

Комбинации из освоенных
элементов техники
передвижений (бег,
остановки, повороты, рывки)

1

1

2.4

Удары по неподвижному и
катящемуся мячу внутренней
стороной стопы и средней
частью подъема

1

1

2.5

Удары по неподвижному и
катящемуся мячу

1

1

3

Специальная физическая
подготовка
Удары по неподвижному и
катящему мячу.

8

8

1

1

3.2

Остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы и
подошвой

1

1

3.3

Остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы и
подошвой

1

1

3.4

Остановка катящегося мяча
внешней стороной стопы

1

1

3.5

Остановка катящегося мяча
внешней стороной стопы

1

1

3.6

Остановка мяча грудью

1

1

3.7

Ведение мяча внешней и
внутренней стороной стопы
по прямой, с изменением
направления и скорости
ведения правой и левой
ногой (без сопротивления
защитника)

1

1

3.8

Ведение мяча внешней и

1

1

2
2.1

3.1

Тренировка

внутренней стороной стопы
по прямой, с изменением
направления и скорости
ведения правой и левой
ногой (без сопротивления
защитника)
4
4.1

Техника и тактика
Ведение мяча с пассивным
сопротивлением защитника

20
1

20
1

4.2

Ведение мяча с пассивным
сопротивлением защитника

1

1

4.3

Ведение мяча с активным
сопротивлением защитника

1

1

4.4

Ведение мяча с активным
сопротивлением защитника

1

1

4.5

Отбор мяча толчком плеча в
плечо

1

1

4.6

Отбор мяча толчком плеча в
плечо

1

1

4.7

Отбор мяча в подкате

1

1

4.8

Отбор мяча в подкате

1

1

4.9

Отбор мяча в подкате

1

1

4.10 Вбрасывание мяча из-за
боковой линии с места и с
шагом

1

1

4.11 Ловля катящегося мяча

1

1

4.12 Ловля катящегося мяча

1

1

4.13 Ловля мяча, летящего
навстречу

1

1

4.14 Ведение, удар (перемещение
мяча, остановка, удар по
воротам)

1

1

4.15 Тактика свободного
нападения

1

1

4.16 Позиционные нападения без
изменения позиций

1

1

4.17 Нападение в игровых
заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с
атакой и без атаки ворот

1

1

4.18 Индивидуальные, групповые
и командные тактические
действия в нападении и
защите

1

1

Тренировка

4.19 Двусторонняя учебная игра

1

1

4.20 Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей, выносливости,
гибкости

1

1

4.21 Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей, выносливости,
гибкости

1

1

34

1

33

Содержания программы для обучающихся 5-7 классов
1. Обще физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и
вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре
на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук.
Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх).
Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с
различными положениями рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и
движениями рук. Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в
упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения с набивным мячом.(масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя руками от
груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом.
Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с
мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок назад
из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты
вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мост» из положения лёжа на спине.
«Полушпагат».Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2
– 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на гимнастической скамейке сгибание и
разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз.
Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м.
Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег повторный до 6 х
30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м.
Прыжки с разбега в длину (310-340 см.) и в высоту (95-105 см.). Прыжки с места в длину.
Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с местаи с подхода шагом).
2. Специальная физическая подготовка.
Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за
мяч», «Не давай мяч водящему», «Квадрат». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий,
переноской набивных мячей.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам.
Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой
скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 м. из различных исходных
положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа.

Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой»
между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением
скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить
новый рывок в том же или другом направлении.
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух
ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот
направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в
воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой.
Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».
3. Техника и тактика игры.
Техника игры
Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный
удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения
технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу
внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба;
остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и
внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и
действительная фазы движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника;
вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря:
ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук.
Практические занятия. Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и
направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с
места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки
во время бега (выпадом и прыжками на ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней
и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу;
направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения
и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу
внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу
двигающемуся партнёру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по
летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч
верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на
поле, в ворота, партнёру.
Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и
опускающегося мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих
действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении
вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной
стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и
движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над
мячом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки –
неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча
назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для
сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя
передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище
влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в
другую сторону.

Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника,
которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом,
- выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.
Введение мяча из-за боковой линии. Введение мяча на точность (с ограничением по
времени): под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в
сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота
без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча
без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега).
Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением
перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному
из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры в футбол. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика
игровых действий: вратаря, защитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их
сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в
футбол.
Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение
заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во
время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения
мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько
игроков на ограниченной площади водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно
наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на
футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие
партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное
место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов
ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления,
траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования
ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с
изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от
игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно
выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю
передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом,
штрафном и свободном ударах, введении мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению
опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание».
Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить
игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при
розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в
зависимости от «угла удара», ввести мяч в игру открывшемуся партнёру, занимать правильную
позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.

2.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
учащиеся познакомятся с историей возникновения игры футбол;
учащиеся познакомятся с историей и развитием физической культуры и спорта;
учащиеся познакомятся с правилами игры в футбол,
учащиеся овладеют различными приемами владения мячом.
учащиеся получат возможность научиться:
применять тактические и стратегические приемы организации игры в футбол в
быстроменяющейся обстановке;
применять во время игры в футбол все основные технические элементы (технику
перемещения, передачи и ловли мяча);
применять в игре индивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и
командных тактических действиях в нападении и защите;
организовывать и судить школьные соревнования.
Метапредметные результаты:
учебно-интеллектуальные:
учащиеся научатся:
выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ
объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
использовать физические упражнения с целью индивидуального физического развития.
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учётом конечного результата;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу
действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и
уровень усвоения.
учебно-коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников;
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
соблюдения правил спортивных игр.
учащиеся получат возможность научиться:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
учебно-организационные
учащиеся научатся:
работать с информацией;
применять правила и пользоваться инструкциями;
использовать знаки, символы, схемы;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи;

строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений,
рассуждений;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
игровой деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания.
Распределение часов на разделы и темы условно, т.к. в большинстве занятий
предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения и
комплексы упражнений различных разделов и тем в одном занятии.
Программа подготовки предусматривает этапы:
- начальной подготовки (1-2 год обучения);
- учебно-тренировочный (3 год обучения).
Организация и проведение тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
предполагает систематический учет динамики возрастного и индивидуального развития
учащихся.
На начальном этапе подготовки игроков в лапту решаются следующие задачи:
– укрепление здоровья;
– всестороннее физическое развитие;
– привитие интереса к занятиям футболом;
–приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных
упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
– обучение основам техники и тактики;
– привитие навыков участия в игровом процессе и соревновательной деятельности;
– отбор способных детей в учебно-тренировочные группы.
На этапе начального обучения занятия должны быть направлены в основном, на
развитие общей физической подготовленности с широким использованием разнообразных
и доступных средств с целью выявления задатков учащихся.
На следующих годах обучения происходит:
совершенствование навыков двигательных действий и в их вариативном использовании в
учебных занятиях;
расширение двигательного опыта учащихся посредством движений различной
координационной сложности;
расширение границ двигательной активности учащихся за счет развития их физических
способностей;
активизация и совершенствование основных психических процессов: внимания,
восприятия, памяти и наглядно-действенного мышления.
Наиболее важными в эти два года обучения в учебно-тренировочных группах
являются упражнения общего воздействия, направленные на разностороннюю подготовку,
на укрепление опорно-двигательного аппарата и воспитание скоростно-силовых качеств,
координационных способностей, быстроты, гибкости и общей (аэробной) выносливости.
Ожидаемые результаты обучения по программе
После обучения по программе у учащихся будут:
-сформированы умения выполнения новых видов двигательных видов деятельности в
футболе, умения применять их в быстроменяющейся обстановке;
знания о требованиях и нормах физической подготовленности, спортивной
классификации;

знания об истории и развитии физической культуры и спорта
сформированы умения использовать физические упражнения с целью индивидуального
физического развития;
сформированы умения оценивать уровень своего здоровья, физического развития,
двигательную подготовленность и в соответствии с этим решать задачи личного
физического совершенствования
развиты координационные способности: ориентирование в пространстве, перестроение
двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласованность
движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения основных параметров движений и
кондиционные (скоростно-силовые, скоростные, выносливость, сила и гибкость)
способности сформирован индивидуальный двигательный режим;
-сформированы навыки самоконтроля и самоорганизации;
-сформированы нравственные качества: упорство и настойчивость, стремление к
достижению цели, взаимопомощь и взаимовыручка, умение выходить из конфликтных
ситуаций во время игры.
3.Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

8

Окончание учебного года

Учебный год
34
1
34
17
17
4 сентября 2023 г.
28.10.23 – 06.11.23
30.12.23 – 08.01.24
25.03.24 – 31.03.24
24 мая 2024

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект (на каждого обучающегося);
Г – комплект (для работы в группах).
№
Наименование объектов и средств материально-технического
кол-во
п/п обеспечения
1
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Д
2
Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: пособие для учителей и
Д
методистов / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.:
Просвещение, 2011. – 77 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам)
3
Дидактические материалы по основным разделам
Г
4
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, Д

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

спорту, олимпийскому движению
Методические издания по физической культуре для учителей
Аудиозаписи
Мультимедийный компьютер
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жёсткая
Мячи: футбольные, теннисные, малые мячи (мягкие), набивное
Палка гимнастическая
Мячи: баскетбольные, волейбольные
Скакалка детская
Табло
Стойки футбольные универсальные
Обруч детский
Жилетки игровые
Ворота футбольные
Аптечка
Конус сигнальный
Насос ручной
Секундомер
Футбольное поле

Д
Д
Д
Г
Г
Г
К
К
К
Д
Д
Г
Г
Д
Д
Г
Д
Д
Д

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, среднее профессиональное образование без
предъявления требований к стажу педагогической работы или лицо, не имеющее
соответствующего образования, но прошедшее профессиональную переподготовку,
направленность (профиль) которой соответствует направленности Программы.
Методы обучения и воспитания.
При реализации программы используются следующие методы обучения: словесный,
наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский, игровой, проектный. А также следующие методы
воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного деятельности.
При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и
индивидуально-групповая формы обучения. При наличии в объединении детей с особыми
образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ОВЗ) возможно использование
индивидуальной формы обучения, по индивидуальному образовательному маршруту.
Формы организации учебного занятия.
№
п/п

Название раздела, тема

1

Знания о футболе

Материальнотехнические
оснащение,
дидактикометодический
материал
Футбольные

Формы,
методы,
приемы
обучения,
технологии
беседа

Формы
занятия

учебного

ознакомительное

2
3
4

Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая подготовка
Техника и тактика

мячи
Футбольные
мячи
Футбольные
мячи
Футбольные
мячи

Словеснокомбинированное
иллюстративый
Словеснокомбинированное
иллюстративый
Словеснокомбинированное
иллюстративый

3.3. Формы аттестации/ контроля
Формами аттестации программы являются:
- сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке;
- участие в соревнованиях различного уровня (школьных, районных, региональных);
- участие в спортивных праздниках.
Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании выполнения футболистами контрольно-переводных
нормативов (тестов) по общей и специальной физической подготовке. Тестирование по общей физической и технической подготовке
проводится в начале и конце учебного года. Основной критерий – повышение результата к концу учебного года по сравнению с результатом
в начале года.
Развиваемое
Контрольные упражнения (тесты)
физическое
Норматив
качество
8 лет
9 лет
10 лет
Быстрота
Бег на 30 м
6,5 с
6,0 с
5.5
Бег 60м со старта
12.3
11.8
11.5
Челночный бег 3х10
10.2
9,5 с
9.3
м
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с
110 см
125 см
140
качества
места
Тройной прыжок
300 м
330 м
360
Прыжок вверх со
10см
12см
14
взмахом руками
Выносливость
Бег 1000 метров
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Развиваемое
Контрольные упражнения (тесты)
физическое
Норматив
качество
11-12 лет
13-14 лет
15-17 лет
Быстрота
Бег на 15 м с
3.0
2.9
2.8
высокого старта
Бег на 15 м с хода
2.8
2.6
2.4
Бег на 30 м с
5.3
5.1
4.9

Скоростно-силовые
качества

высокого старта
Бег наместа
30вмдлину
с ходас
Прыжок
Тройной прыжок
Прыжок в высоту без
взмаха
Прыжок в высоту со
взмахом рук
Бросок набивного
мяча 1 кг из-за
головы
Ударнапо
точность
мячу ногой

Сила
Техническое
мастерство

4.7
1.80

4.6
1.85

4.5
1.90

5.80
9

6.00
10

6.20
12

16

18

20

6

7

8

50%

45%

40%

Удар по мячу на
25
27
30
дальность (сумма
ударов правой и
левой ногой)
Обводка стоек и удар
6.8
6.7
6.6
по воротам
Вбрасывание аута
11
12
13
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные процедуры освоения программы в рамках данной образовательной программы осуществляются в ходе текущего контроля
за успеваемостью, промежуточной аттестации, итоговой аттестации и представляют собой совокупность регламентированных процедур,
организационную форму процесса оценивания, посредством которого тренерами-преподавателями производится оценка освоения
обучающимися образовательной программы.
Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию данной образовательной программы представлены тестовыми заданиями по
оценке уровня физической, технической подготовки и контрольно-переводными нормативами.
1.

Тестовые задания для оценки освоения программы в части практической подготовки

1.1. При проведении тестирования по физической подготовке следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и
создания условий для выполнения упражнений.
1.1.1. Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса).
И.П. – вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание рук до положения «подбородок над перекладиной»,
возвращение в и.п. до полного выпрямления в локтевом суставе.
Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног, перехват рук не допускаются. Критерием служит
максимальное число подтягиваний за 30 сек.
1.1.2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой (динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а
так же статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).
И.П. – упор лежа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки), разгибание – до полного выпрямления рук.
Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад в стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую
линию, которая сохраняется на протяжении всего выполнения упражнения. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий при
условии при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе без отдыха. Критерием служит максимальное число
отжиманий за 30 сек.
1.1.3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (для оценки уровня силовой (динамической) выносливости мышц
брюшного пресса).
И.П. – лежа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях на 90 градусов, ступни зафиксированы. Сесть, локтями
коснуться коленей, лечь.
Методические указания: фиксируется максимальное количество подъемов за 30 секунд в одной попытке. Упражнение выполняется на
гимнастическом мате.
1.1.4.
Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей).
И.П. – скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1 минуту в одной попытке. Критерием служит
максимальное количество прыжков за 1 мин.
1.1.5.
Бег 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей)
Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге определяется
условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается
старт. Критерием, служит минимальное время.
1.2. Для оценки освоения программы обучающимися в части технической подготовки используются тестовые упражнения,
перечисленные в таблице. Для обучающихся определенных возрастных категорий представлены и нормативы.

№

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Упражнение

Удар по мячу ногой
на точность (число
попаданий)
Ведение мяча,
обводка стоек и удар
по воротам (сек.)
Жонглирование
мячом (количество
раз)
Удары по мячу ногой
с рук на дальность и
точность (м)
Доставание
подвешенного мяча
кулаком в прыжке
(см)
Бросок мяча на
дальность (м)

7-8
лет

9-10
лет

3

6

до
30,0

до
30,0

4

8

11
лет

12
13
14
лет
лет
лет
Для полевых игроков
7
8
6
7

до
20,0
10

15 лет

16 лет

17 лет

18 лет

8

6

7

8

до
20,0

10,0

9,5

9,0

8,7

8,5

8,3

12

20

25

более
25

более
25

более
25

более
25

34

38

40

43

45

45

50

55

58

60

62

20

24

26

30

32

34

Для вратарей
30

3.Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16
июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.

15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
16. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.
Литература для учителя
1. Андреев С.Н. Футбол твоя игра. – М.: Просвещение, 2006..
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И, Психология физического воспитания и спорта. М.: ACADEMIA,
2000..
3. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений \ Под ред.
О.Е. Лебедева – М.: Гуманит. –изд центр ВЛАДОС, 2000.
4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Михайлова Н.Н. доп. образование детей: Учеб. Пособие для студ.
Учреждений сред. проф. Образования. - М.: Гуманит. –изд центр ВЛАДОС, 2000.
5. Исакова Т.Г. Организация опытно-экспериментальной работы учреждения дополнительного
образования. – Магнитогорск, 2001.
6. Колесник В.И., Соловьева Н.И., Кожин В.И., Резанов А.А. Сборник материалов 1-й Региональный
научно-практической конференции «Содержание образования в сфере физической культуры и
спорта. Реализация новых идей и технологий». –Ростов-на-дону, 2001.
7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11х классов общеобразовательной
школы, 2004.
8. Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: Физкультура и спорт, 2004.
9. Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск
стратегии, подходов, технологий: Метод. Пособие для учителя. – Спб., 2000.
10. Андреев С.Н., Левин В.С., Алиев Э.Г., Мини футбол (многолетняя подготовка юных футболистов
в спортивных школах) – ОАО Издательство «Советский спорт» 2008.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся и их родителей (законных
представителей):
1. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Владос-пресс,
2003.
2. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М.: ФиС.2001г.
3. Спортивная гимнастика. Программа. – М.: Советский спорт, 2005
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: ФиС,
2000.
5.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.:
ФиС, 1988.
6. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. - М.: ФиС, 2001.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. -М.: ФиС, 2003.
Интернет – ресурсы:
https://www.dokaball.com/trenirovki1/programma-podgotovki/546-vedeniya- myacha
www.football.kulichki.net
www.soccer.ru


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».