ДОП Школьное научное общество_литература

Содержание
2. Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность общеразвивающей программы
Отличительные особенности программы
Адресат общеразвивающей программы
Режим занятий, периодичность и периодичность занятий
Объем и срок освоения программы
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса
2.2. Цели и задачи программы
2.3. Учебный (тематический) план
2.4.Содержание учебного (тематического) плана
2.5. Планируемые результаты
3. Организационно-педагогические условия
3.1.Календарны учебный график
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методические материалы
3.3. Формы аттестации
3. Список литературы

3
3
3
3
4
4
4
4
4
5
5
6
7
7
8
8
8
8
8
8
9
11

2. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Современная литература» (далее программа) -гуманитарная.
Программа направлена на изучение учащимися произведений, которые объединяются
своим философским, нравственным началом и тематически:
•

роль деревенской прозы в литературе последнего десятилетия;

•

городская проза как осмысление судьбы человека в современном мире;

•

человек на войне глазами современного писателя;

•

постмодернизм; другая проза; поиски, потери, обретения;

В русской национальной культуре и традициях гуманитарного образования
художественная литература всегда являлась важным компонентом духовного развития
народа. В российской школе литература - ведущий предмет в системе нравственного,
патриотического и эстетического воспитания школьников.
Актуальность и причина появления данной разработки заключается в том, что
существующие программы недостаточно полно раскрывают особенности развития
литературного процесса конца 20 века, современные программы и пособия предлагают
лишь обзорное
знакомство с
литературно-художественными произведениями
последних десятилетий.
Подростковый возраст - период формирования мировоззрения, становления его
гражданской позиции. Когда необходимость формирования духовной и нравственной
культуры учащихся становится очевидной, возрастает значение уроков гуманистического
цикла, в особенности уроков литературы. Задача учителя - помочь ученику в этом
нравственном выборе, оказывая моральную поддержку, попытаться помочь разобраться в
этом мире и в самом себе.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образования
в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).«Об
утвержденииЦелевой
модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
4.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными 28.09.2020 г. № 28(регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.).

5.Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24 декабря 2018 года №16)
6.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.032018 г. № 162-Д «об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности программы:
•
изучение произведений конца 20 века, а именно его последнего десятилетия, и
начала 21 века, не вошедшие в современные программы литературного образования;
•
необходимость выявления тех черт, которые показывают пути воссоединения
современного периода и русской классической литературы как эстетического целого;
•
соединение
литературоведческих
аспектов
и
поисков
нравственных,
общечеловеческих ценностей, которые утверждает своим творчеством современный
писатель;
•
необходимость взаимосвязанного изучения произведений прозы традиционной и
новаторской, выявление эстетических принципов, провозглашаемых различными
направлениями современной прозы, и нравственных основ творчества различных авторов.
Новизна программы:
•
представлены повести и рассказы авторов, творчество которых изучается в школе,
но последние их произведения не вошли в школьный курс литературного образования;
•
сделан акцент на литературно- художественные произведения, ориентированные на
исследование социально-психологических и нравственных координат современной
жизни, глубины частной жизни современного человека;
•

сделан упор на выявление, сквозных тем, мотивов, сюжетов.

Адресаты программы: учащиеся 8-11 классов МАОУ СОШ №10.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Объем и срок освоения программы:
Объем часов по программе составляет 34 часов.
Данная программа рассчитана на 1 год
Особенности организации образовательного процесса: образовательный процесс
основан на изучении произведений современной литературы

Форма обучения – очная
Формы организации образовательного процесса: курс предполагает сочетание
лекционных, семинарских занятий, уроков анализа текста, занятий, посвященных анализу
языка, стиля, выявлению архетипов, сходных мотивов, сюжетов, самостоятельных,
творческих работ учащихся. Лекции будут давать общетеоретический материал, вводить
учащихся в проблему, наибольшее внимание будет уделено авторам и произведениям,
требующим новых, современных подходов в изучении, вызывающим затруднение в
понимании художественного мира, нравственной, философской позиции автора.
Самостоятельная творческая работа учащихся завершится выступлением на урокепрактикуме, семинаре, итоговой конференции. Таким образом, возникают два
направления в изучении спецкурса: лекция учителя и самостоятельная работа учащихся.
Уровень сложности программы: базовый.
Виды занятий: сочетание лекционных, семинарских занятий, уроков анализа текста,
посвященных анализу языка, стиля, выявлению архетипов, сходных мотивов, сюжетов,
самостоятельных, творческих работ учащихся.
Фомы подведения итогов:
сценария, реферата, проекта).

создание творческих работ (эссе, отзыва, рецензии,

Завершающее занятие - читательская конференция «Я хочу рассказать...», где учащиеся
рассказывают о своих литературных пристрастиях, находках, открытиях в области
современной литературы или «Мое любимое произведение»
2.2 Цели и задачи программы
Цель:формирование и развитие умений творческого, т. е. эстетического чтения,
приводящих к формированию
читательской самостоятельности.
Задачи:
Обучающие:



познакомить учащихся с наиболее характерными направлениями в современной
прозе, дать представления о самых ярких представителях различных направлений,
течений.
показать сложность и неоднозначность современного литературного процесса, его
богатство и разнообразие, эстетическую неравноценность произведений,
особенности идейных и нравственных поисков современной литературы.

Развивающие:
•
выяснить, что объединяет нравственный, идейный, эстетический поиск
современной прозы с духовными и художественными традициями русской классической
литературы.
•
формирование
способности
понимать
и
художественные произведения современной литературы

эстетически

воспринимать

Воспитывающие:
воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности,
адаптированной к условиям жизни в современном обществе, чувствующей свою
принадлежность к родной культуре, формирование чувств справедливости, чести, совести,

патриотизма, толерантности; обогащение жизненного
приобщения к современной отечественной литературе.

опыта

школьников

путем

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический план)
№
п\п
1

Название раздела

2

Введение.
Общественно-литературная
жизнь конца 20 века
Валентин Распутин

2.1
2.2.
2.3
3
3.1
3.1
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
6.3
7
7.1
7.2
8
8.1
8.2
8.3
9
9.1
9.2
9.3
10
10.1
10.2
11
11.1
11.2

Количество часов
всего теория практика
1
1

3

1

Рассказы «Женский разговор»
Рассказы «Женский разговор»
«Нежданно-негаданно».
Владимир Крупин

1
1
1
2

1

Сборник миниатюр «Крупинки».
Сборник миниатюр «Крупинки».
А. Варламов.
Повесть «Рождение».
Повесть «Рождение».
Повесть «Рождение».
Борис Екимов
Рассказы «Ночь исцеления»
Рассказы «Фетисыч»
Григорий Петров
Рассказы «Страстная седмица»
Рассказы «Страстная седмица»
«Царство земное и небесное»
Дмитрий Бакин
Рассказы «Сын дерева»
«Стражник лжи»
Татьяна Толстая
«Факир»
«Река Оккервиль»
«Сомнамбула в тумане».
Виктор Пелевин
Рассказы «Хрустальный мир»
Рассказы «Хрустальный мир»
«Бубен внешнего мира»
Виктор Астафьев
Рассказ «Пролетный гусь»
Рассказ «Пролетный гусь»
Василь Быков
Рассказ «Крутой берег реки».
Рассказ «Крутой берег реки».

1
1
3
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
3
1
1

1
1
1
1

1
1

1

1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

2

Форма
контроля

Анализ рассказа
по выбору

1

анализ рассказа по
выбору

1

эссе,

2

рецензия

1
1
1
1
1
2

реферат
Эссе

1
1
1

отзыв

1
2

реферат

1
1
2

Отзыв

1
1
1

Рецензия

1
2

Отзыв

1

Рассказ «Крутой берег реки».
Виктор Маканин
Рассказы «Кавказский пленный»
Рассказы «Лаз»
Рассказы «Буква «А»
Итоговая
читательская
конференция
13.1 Итоговая
читательская
конференция
«Мое
любимое
произведение»
13.2 Итоговая
читательская
конференция «Роль литературы в
жизни человека»
11.3
12
12.1
12.2
12.3
13

1
3
1
1
1
2

1
1

1
2

Сопоставительный
анализ
произведений

1
1
2

1

1

1

1

2.5.Планируемые результаты
Предметные:
учащиеся должны знать:
•
авторов и названия произведений;
•
сюжетную особенность и композиционное своеобразие изученных произведений;
•
основные теоретико-литературные термины;
•
основные направления современной литературы;
•
традиционные темы, мотивы, образы.
Метапредметные:
учащиеся должны уметь:
•
выявлять архетипические мотивы, анализировать осмысление переосмысление,
развитие в произведении традиционных тем, проблем, мотивов, сюжетов, образов;
•
определять идейно-тематические особенности художественного произведения;
•
определять авторскую позицию в произведении;
•
самостоятельно сопоставлять различные литературно-критические позиции;
•
аргументировать свою точку зрения с опорой на литературоведческий понятийный
аппарат;
•
обнаруживать взаимосвязь явлений первичной реальности с художественной
действительностью произведений литературы;
соблюдать культуру диалога в дискуссиях; выполнять работы творческого характера.
Личностные результаты:
формирование чувств справедливости, чести, совести, патриотизма, толерантности;
обогащение жизненного опыта школьников путем приобщения к современной
отечественной литературе.
3.Организационно-педагогические условия.
3.1 Календарно-учебный график.
№
1
2
3
4
5
6

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий

Учебный год
34
1
34
17
17
4 сентября 2023

7

Каникулы

8

Окончание учебного года

29.10.23-06.11.23
30.12.23-08.01.24
24.03.24-31.03.24
24.05.2024

3.2Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
кабинет, ноутбук, проектор
Кадровое обеспечение:
учитель литературы и русского языка
Методы обучения и воспитания:
На первом месте стоят педагогические технологии, основанные на личностной
ориентации педагогического процесса такие, как педагогика сотрудничества и технология
проблемного обучения (Ш. А. Амонашвили, Д. Дьюи), а также идея известного русского
мыслителя А. А. Ухтомского о развитии личности на базе формирования доминанты
самосовершенствования. В основе их лежит гуманно-личностный подход, который
объединяет следующие идеи:
•
личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизацию
педагогических отношений;
•
формирование положительной Я-концепции; отказ от прямого принуждения как
метода, не дающего результатов в современных условиях.
Формы организации образовательной деятельности: курс предполагает сочетание
лекционных, семинарских занятий, уроков анализа текста, занятий, посвященных анализу
языка, стиля, выявлению архетипов, сходных мотивов, сюжетов, самостоятельных,
творческих работ учащихся.
Формы организации учебного процесса:
№
п\п

Название раздела

Материальнотехническое
оснащение
-

Формы,
методы, приемы
обучения,технология
Технология
критического
мышления

Формы
учебного
занятия
леция

Ноутбук.
Проектор

Технология
критического
мышления
Технология
критического
мышления
Технология
критического
мышления
Технология

Лекция,
дискуссия

2

Введение.
Общественнолитературная жизнь
конца 20 века
Валентин Распутин

3

Владимир Крупин

Ноутбук.
Проектор

4

А. Варламов.

Ноутбук.
Проектор

5

Борис Екимов

Ноутбук.

1

Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,

Проектор
6

Григорий Петров

Ноутбук.
Проектор

7

Дмитрий Бакин

Ноутбук.
Проектор

8

Татьяна Толстая

Ноутбук.
Проектор

9

Виктор Пелевин

Ноутбук.
Проектор

10

Виктор Астафьев

Ноутбук.
Проектор

11

Василь Быков

Ноутбук.
Проектор

12

Виктор Маканин

Ноутбук.
Проектор

13

Итоговая читательская
конференция

Ноутбук.
проектор

критического
мышления
Технология
критического
мышления
Технология
критического
мышления
Технология
критического
мышления
Технология
критического
мышления
Технология
критического
мышления
Технология
критического
мышления
Технология
критического
мышления
Технология
критического
мышления

дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
конференция

3.3 Формы контроля
Формы оценочных средств:
Для выявления уровня подготовленности учащихся используются следующие формы
проверки:
•

высказывания учеников;

•

создание творческих работ: эссе, отзыва, рецензии, сценария, реферата, проекта.

Форма итоговой аттестации:
Завершающим занятием спецкурса предлагается проведение читательской конференции
«Я хочу рассказать...», где учащиеся рассказывают о своих литературных пристрастиях,
находках, открытиях в области современной литературы, «Мое любимое произведение».
Диагностика учебной деятельности учащихся
Диагностируемые качества:
1.

Уровень восприятия, осознания, осмысления:

•
В - быстро воспринимает, перерабатывает информацию, улавливает и формулирует
тему и идею произведения, выявляет единство, взаимодействие разных компонентов
текста; отбирает и классифицирует художественный материал в той последовательности,

которую требует выбранный аспект анализа; умеет обобщить ряд картин в единую
картину действительности с авторской оценкой её;
•
ВС - достаточно быстро воспринимает информацию, улавливает, выявляет идею,
тему текста, не всегда точен в ответах на понимание, выявляет взаимодействие разных
компонентов текста, затрудняется в отборе и классификации материала ;
•
С - медленно воспринимает и улавливает информацию, не всегда может точно
сформулировать тему и идею произведения, затрудняется в выявлении разных
компонентов текста и их взаимодействии, требуется помощь членов группы или учителя.
2.

Навыки анализа:

•
В - на высоком уровне выделяет сюжетные линии и композиционные особенности
изучаемого произведения, определяет родовую, жанровую специфику художественного
произведения в связи с художественной стратегией автора; самостоятельно анализирует
художественное произведение в разных аспектах: культурно-историческом, эстетическом;
самостоятельно определяет стратегию изучения произведения в зависимости от
художественного метода, индивидуального стиля художника слова;
•
ВС - выделяет сюжетные линии, композиционные особенности изучаемого
произведения, умеет определить родовую, жанровую специфику художественного
произведения в связи с художественной стратегией автора; самостоятельно анализирует
произведение в разных аспектах: культурно-историческом, эстетическом; испытывает
затруднения в выявлении архетипов, сквозных тем, мотивов, образов, а также в
определении родовой, жанровой специфики художественного произведения в
зависимости от стратегии автора.
• С - умеет выделять сюжетные линии и композиционные
особенности изучаемого произведения, испытывает затруднения в определении родовой,
жанровой специфики произведения в связи с художественной стратегией автора,
нуждается в помощи в выявлении архетипов, традиционных тем, мотивов, сюжетов;
3.

Умение сопоставлять:

•
В - анализирует осмысление, переосмысление, развитие в произведениях
традиционных тем, мотивов, образов, проблем, форм в художественных произведениях 19
и 20 веков; самостоятельно сопоставлять различные литературно-критические позиции,
умеет обнаруживать взаимосвязь явлений первичной реальности с художественной
действительностью произведения литературы;
•
С - испытывает затруднения в умении самостоятельно сопоставлять различные
литературно- критические позиции, умении обнаруживать взаимосвязь явлений
первичной реальности с художественной действительностью произведения литературы;
•
ВС -затрудняется в умении выявлять архетипические мотивы в изучаемом
произведении.
4.

Личностное отношение к прочитанному:

•

В - позиция отражена и аргументирована.

•

ВС - позиция выражена, но не аргументирована.

•

С - позиция заявлена формально.

5. Творческий отклик (рецензия, эссе, отзыв):
•
В - тема и идея произведения, позиция автора поняты и отражены без искажения,
включение литературных параллелей, направленность на раскрытие темы или ее
формулировки, наличие цитат из анализируемого произведения, наличие комментариев к
цитате и информации о содержании текста, обращение к художественной форме и
деталям, отсутствие фактических ошибок;
•
ВС - тема и идея, позиция автора отражены, включение литературных параллелей,
направленность на раскрытие темы или её формулировки, наличие информации о
содержании текста (сюжет, основные персонажи и т. д.),наличие цитат, но нет
комментариев к цитате, наличие фактических ошибок(1 - 2);
• С - тема и идея, позиция автора и отражены, направленность на раскрытие темы или её
формулировки, наличие информации о содержании произведения, отсутствие
литературных параллелей и ассоциаций, наличие цитат, но отсутствие комментариев к
ним, отсутствие доказательств хотя бы одного тезиса, наличие фактических ошибок (1 —
3).

Литература, использованная при составлении программы:
1. Беляева Н.В. «Современная русская поэзия. 10-11 классы». Элективный курс, 2017;
2. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе: Книга для учителя. М.:
Просвещение, 2002.
3. Ланина Б.А. «Современная русская литература». Элективный курс. 2019;
Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1.

Большой школьный энциклопедический словарь. - Олма-пресс. -2001.-Т. 1.

2.

Борисович Я. Виктор Пелевин как зеркало русской литературной традиции.-

3.

Быков Д., Басинский П. Два мнения о романе Виктора Пелевина Чапвев и Пустота.-

4.

Гадамер Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.

5.

Гефсен Е. Вокруг Маканина или штрихи к портрету. / / Грани. -1991.-№44.

6.Ю.Елисеев В. Сюжет усреднения. //Постскриптум. - 1996. - № 3. 11.Кац Э., Карнаух Н.
Новейшая проза. Опыт рецензирования. / /
7.

Крупин В. Господь посетил меня еще в детстве. - 2004.

8.

Крупин В. Положить злу предел. / / Время России. - 2001. - №4.

9.
Лейдерман П., Липовецкий М. В конце века (1986 - 1990 годы) -Едиториал. УРСС.-2001.
10.Литературный энциклопедический словарь. - М., 2001.
11..Нагорная Н. Сновидения в постмодернистской прозе, -www.ro.ru
12.Панкеев И. Валентин Распутин: по страницам произведений. - М.,

13 .Русские писатели. 20 век. Библиографический словарь. В 2-х частях.Под редакцией
Николаева П. - М., 1996.
14.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т.- Спб.- 1996.
15.Фрилансер В. В. Пелевин. Чапаев и Пустота. -

Интернет-ресурсы:
www.magasines.rus.ru/authors/p/pelevin
www.as.ru/pelevin.bio.htm
www.vagrius.com/authors
www.ro.ru


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».