Отряд ЮИД Дорожная азбука

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято на заседании
координационно - методического совета
протокол № 1 от 29 августа 2022 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
___________ О. А. Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
детское объединение «Отряд ЮИД «Дорожная азбука»
Направленность: социально-педагогическая
Контингент обучающихся: 1 - 4 класс
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Качусова Оксана Александровна,
учитель начальных классов, 1КК

с. Новопышминское
2022

1.Пояснительная записка.
Программа деятельности отряда юных инспекторов движения «Дорожная азбука» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности
дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» и в
соответствии с учебным планом дополнительного образования МАОУ СОШ № 10.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в
случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные
аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с
сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся пятых классов. Их активная деятельность,
прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной школы.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических
знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Актуальность
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное
число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожнотранспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у
них специальных навыков.
Цель программы - создание условий для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма через организацию активной деятельности
учащихся.
Задачи программы:





сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
обучить грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику





обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
повысить интерес школьников к велоспорту;
практически закрепить знания и умения по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.

Направленность программы: социально-педагогическая
Контингент учащихся: учащиеся 1-4 классов (7-10 лет).
Продолжительность реализации программы: 1 год
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 академического часа (всего 34 часа в год).
Общая характеристика учебного курса.
Программа обучения школьников Правилам дорожного движения «ЮИД» - это тематическая образовательная программа по дополнительному
образованию детей социально-педагогической направленности.
В программу «ЮИД» заложен комплексный, системный подход к обучению детей младшего школьного возраста Правилам дорожного движения.
Результаты обучения детей Правилам дорожного движения должны отвечать главной задаче, стоящей перед образовательными учреждениями,
педагогами, сотрудниками ГИБДД, родителями – это снижению статистики детского дорожно-транспортного травматизма, и как следствие – снижение
детской смертности на дорогах.
Образовательная программа «ЮИД» - это программа, интегрирующая в себе основное и дополнительное образование – систему организации
внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.
Кроме того, программный материал взаимосвязан с учебными предметами «ОБЖ», «Окружающий мир» и может быть рекомендован как
дополнение к реализации данных курсов. Преемственность обучения, интегрированный подход, взаимосвязь обучения Правилам дорожного движения
с другими учебными предметами, вот то, что поможет любому педагогу, используя коллективную (индивидуальную), групповую, самостоятельную
деятельность обучающихся, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста обучать
детей основам безопасности дорожного движения. Умелое использование современных образовательных технологий, разнообразных форм и методов
обучения будет способствовать качественному усвоению детьми учебного материала.
Программный материал также позволит активировать роль родителей в обучении детей Правилам дорожного движения, привитию интереса
школьников к Правилам через совместную познавательную и практическую деятельность: экскурсии, праздники, конкурсы, викторины и др.

Формы работы: поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ), профилактическая работа (участие в социальных акциях,
профилактических мероприятиях); учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и мн.др.), прикладная,
творческо-игровая (тематические конкурсы, слеты, фестивали, соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.)
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен; прослушивание аудиороликов;
Наглядные – рисование, показ иллюстраций, пособий, занятия по прикладному и техническому творчеству; экскурсия (виртуальная, реальная),
просмотр документальных и учебных фильмов; работа с учебной и специальной литературой, дидактическим материалом;
Практические – моделирование дорожной ситуации (магнитные доски, стенды по БДД), выполнение заданий в рабочих тетрадях, изготовление
наглядной агитации, макетов (рисование, аппликация, макетирование); с применением игр: познавательных, ролевых (ситуативный тренинг, минутки
безопасности, устный журнал и др.), спортивных, познавательных (конкурсы, турниры, олимпиады и др.); решение задач, тестовых заданий;
совместное патрулирование, выставки и мн. др.
Информационные (интерактивное обучение) – электронные образовательные ресурсы, в.т.ч. ИКТ технологии с использованием мультимедийных
компьютерных тестов, презентаций, компьютерных тестов, сложных программные продукты – компьютерные игры.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Обновление содержания образования в условиях перехода на ФГО НОО предусматривает новые подходы к обучению детей младшего школьного
возраста Правилам дорожного движения.
В программе используются принципы обучения:
 связь с жизнью:
 личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении;
 принцип интеграции: связь с общеобразовательными предметами эстетического, математического, естественнонаучного, гуманитарного цикла,
историей, психологией, физической культурой; умственного, физического развития, транспортное воспитание в процессе сочетания различных
дидактических инновационных игр, стимулирующих развитие психофизиологических качеств ребёнка, обеспечивающих его безопасность в
процессе дорожного движения;
 принцип политехнизма: знакомство школьников с новейшими информационными технологиями области организации дорожного движения
(автоматизированная система управления дорожным движением и др.), профессиями, транспортными средствами, промышленным
производством, достижениями науки техники в области дорожного движения;
 взаимодействие социальных ролей в комплексной системе: транспортное средство – водитель – пешеход – дорожные знаки – среда;
 система проблемно-развивающего обучения с применением творческо-поисковой деятельности школьников;
 ситуационный метод, направленный на моделирование и анализ дорожных ситуаций.

Программа обучения младших школьников ПДД «ЮИД» способствует:
 умственному развитию (обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить,
анализировать, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом и оценивать действия других, грамотно излагать мысли,
отвечать на вопросы);
 нравственному развитию (формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, в социуме, закрепляются навыки соблюдения
Правил дорожного движения, желание оказывать помощь другим людям по мере необходимости, толерантное поведение по отношению к
сверстникам, уважительное и внимательное отношение к старшим);
 гражданско-патриотическому воспитанию с активной жизненной позицией, через привитие любви к родному краю, традициям, отношению к
истории развития дорожного движения, службе обеспечивающей порядок на дорогах – ГИБДД, страшим товарищам ЮИД.
 эстетическому воспитанию (обучающиеся участвуют в фестивалях, конкурсах творческих работ, рисунков, плакатов и др.; на занятиях
работают с красочным наглядным и дидактическим материалом);
 физическому воспитанию (на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры, соревнования, физкультминутки и различные двигательные
задания по темам).
Планируемые результаты.
Результатами изучения курса является формирование таких знаний, умений и навыков как:
 определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
 учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
 учиться планировать практическую деятельность;
 с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
 учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных ситуаций;
 ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для
открытия нового знания и умения;
 добывать новые знания: находить необходимую информацию;
 перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности.

договариваться сообща;
 учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
-знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог.
-знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков.
- определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.
- знать название, назначение дорожных знаков, изучаемых за два года обучения и места их установки.
-знать значение сигналов светофора, регулировщиков.
-знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах.
-самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.
- знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и виды.
-знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах.
-знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице.


Обучающийся должен научится проявлять самостоятельность в принятии правильного решения в соответствии с правилами ПДД; проявлять
внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения.
Форма предъявления результатов: участие в творческих конкурсах, участие в муниципальных конкурсах для отрядов ЮИД, разработка и
выступление агитбригады профилактического содержания, участие в социальных акциях тематического характера, участие в интеллектуальных
конкурсах и олимпиадах по ПДД.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N п/п

3

Вводные занятия
Знай и соблюдай ПДД!
Оказание первой медицинской помощи

4
5

Фигурное вождение велосипеда
Мы, играя, повторяем, что умеем и что знаем!

1
2

Количество часов
Всего
Теория
4
2
7
5

Название раздела, темы

итого

2
2
19
34

1
9
17

Практика
2
2
1
2
10
17

Формы аттестации/контроля

Тест
Викторина
Тест
Тест
Тест

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел

Теория

Практика

Вводные занятия

Углубленное изучение правил дорожного
движения;

Знай и соблюдай
ПДД!

Виды светофоров. Регулировщик. Сигналы
регулирования.

Оказание первой
медицинской
помощи

Первая медицинская помощь.

Овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи
пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;

Фигурное
вождение
велосипеда

Подача сигнала рукой при повороте.

Организация работы с юными велосипедистами; Прохождение отдельных

Мы, играя,
повторяем, что
умеем и что знаем!

Овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного
движения. Освоение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Что
можно, а что нельзя делать на улицах и дорогах. Акция «Безопасный
маршрут!». Конкурс рисунков «Дорожная азбука»
Овладение практическими методами предупреждения детского дорожнотранспортного травматизма; Экскурсия «Правила перехода через
перекресток». Проведение школьного конкурса рисунков «Дорога глазами
детей». Рейд «Юный пешеход». Экскурсия на опасные перекрестки. Акция
«Осторожно, горка!».

препятствий на велосипеде. Повороты велосипедистами вправо, влево.

Повторение правил дорожного движения.
Железнодорожный транспорт. Меры
предосторожности. Обязанности пассажиров во
всех видах транспорта. Дорожная разметка.

Акция «Учусь, играя!». Экскурсия «Повторяем дорожные знаки». Конкурс
«Умелые руки» (наглядное пособие по ПДД). Викторина для учащихся 5-7
классов «ПДД в каверзных вопросах и ответах!». Рейд по соблюдению ПДД
учащимися. «Веселые старты». Решение тестов и дорожных задач.
Настольные игры по ПДД для учащихся младших классов. Участие в слетах,
смотрах, конкурсах и соревнованиях.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Время
проведения Форма
N п/п Месяц Число занятия
занятия

Кол-во
часов

1
2
3
4

09
09
09
09

08
15
22
29

15.00-15.40
15.00-15.40
15.00-15.40
15.00-15.40

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

1
1
1
1

5

10

06

15.00-15.40 Групповая

1

6

10

13

15.00-15.40 Групповая

1

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

1
1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13

10
10
11
11
11
12

20
27
10
17
24
1

15.00-15.40
15.00-15.40
15.00-15.40
15.00-15.40
15.00-15.40
15.00-15.40
15.00-15.40

14

12

08

15.00-15.40 Групповая

1

15

12

15

15.00-15.40 Групповая

1

16

12

22

15.00-15.40 Групповая

1

Тема занятия

Вводные занятия
Цели, задачи кружка ЮИД. Планирование работы.
Обновление уголка по БДД. Акция «Безопасный маршрут!»
Конкурс рисунков «Дорожная азбука»
Из истории ЮИД
Знай и соблюдай ПДД!
Виды светофоров.
Подготовка и проведение праздника для первоклассников «Посвящение в
пешеходы»
Экскурсия «Правила перехода через перекресток». Проведение школьного
конкурса рисунков «Дорога глазами детей». Рейд «Юный пешеход»
«Улица полна неожиданностей» фильм.
Регулировщик. Сигналы регулирования.
Экскурсия на опасные перекрестки. Акция «Пристегни самое дорогое!»
Выпуск стенгазеты по итогам рейда «Юный пешеход»
Викторина «Знатоки дорожных знаков»
Экскурсия «Знаем дорожные знаки». Акция «Горка»
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь.
Оказание помощи пострадавшему при травме головы, грудной клетки,
живота.
Мы, играя, повторяем, что умеем и что знаем!
Повторение правил дорожного движения. Акция «Учусь, играя!» (игровая
программа для 1-4 классов)

Место
проведения

Форма
контроля

Каб.23
Каб. 23
Каб. 23
Каб. 23
Каб. 23

тест

Каб.23
улицы села
Каб.23
Каб.23
улицы села
Каб. 23
Каб. 23
улицы села
Каб. 23

тест
тест

викторина

тест

Каб. 23

Каб. 23

викторина

17

12

29

15.00-15.40 Групповая

1

18

01

12

15.00-15.40 Групповая

1

Конкурс «Умелые руки» на лучшее наглядное пособие по ПДД
Викторина для учащихся 5-7 классов «ПДД в каверзных вопросах и
ответах!»

19

01

19

15.00-15.40 Групповая

1

20

01

26

15.00-15.40 Групповая

1

21

02

02

15.00-15.40 Групповая

1

22

02

09

15.00-15.40 Групповая

1

23

02

16

15.00-15.40 Групповая

1

24

02

22

15.00-15.40 Групповая

1

25
26
27

03
03
03

02
09
16

15.00-15.40 Групповая
15.00-15.40 Групповая
15.00-15.40 Групповая

Экскурсия «Повторяем дорожные знаки».

Рейд по соблюдению ПДД учащимися.
ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ПДД.
Решение тестов и дорожных задач.
«Веселые старты».
Настольные игры по ПДД для учащихся младших классов.
Подготовка игровой программы «Безопасное колесо!»
1

Игровая программа «Безопасное колесо!» для учащихся начальной школы.
1

Железнодорожный транспорт. Меры предосторожности.
1

Обязанности пассажиров во всех видах транспорта.

28

03

23

15.00-15.40 Групповая

1

29

04

06

15.00-15.40 Групповая

1

30

04

13

15.00-15.40 Групповая

1

31

04

20

15.00-15.40 Групповая

1

32

04

27

15.00-15.40 Групповая

1

33

05

04

15.00-15.40 Групповая

1

34

05

11

15.00-15.40 Групповая

1

Обязанности пассажиров во всех видах транспорта.
Дорожная разметка.
Викторина «Я знаю дорожные знаки».
Фигурное вождение велосипеда.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Повороты вправо и влево велосипедистами. Подача сигнала рукой при
повороте.
Выступление агидбригады в МБДОУ№27

Каб. 23
Каб. 23
улицы села
Каб. 23
Каб. 23

викторина

улицы села
Каб. 23
Каб. 23

тест

спортзал
Каб. 23
Каб. 23
Территория
школы
Каб. 23

тест

Каб. 23
Каб. 23
Каб. 23
школьный двор тест

МБДОУ№27

В ходе обучения учащиеся узнают:








о деятельности ГИБДД;
приемы маневрирования на велосипеде, транспортными средствами;
закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях;
правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемов пользования внешними световыми приборами;
ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;
виды транспорта: водный, воздушный;
об истории развития деятельности отрядов ЮИД, положение об отрядах ЮИД.

Научатся:
 определять безопасные места для игр на улице;
 определять направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;
 умеют оценивать и анализировать действия других участников движения в реальных условиях дорожного движения;
 выполнять объемные конструкции из бумаги;
 решать экзаменационные билеты по ПДД на ПК;
 вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП;
 применять на практике главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй».
владеют:
 приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;
 осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;
 культурой участников дорожного движения через демонстрационное поведение (пешеход-пассажир-водитель).

Описание материально-технического обеспечения.
Цифровые ресурсы:
1 Википедия: Свободная энциклопедия (Электронный ресурс).Электронные данные. – URL: https://ru.wikipedia.org
2
3
4

Правила дорожного движения для детей и родителей http://scshurma.narod.ru/
Сайт «Безопасность детей на дорогах» http://www.bdd.mosuzedu.ru/
Сайты по ПДД http://perekrestok.ucoz.com/

Демонстрационный материал
№ Название ресурса
1
Комплект. Безопасность на улицах и дорогах. Комплект состоит из 12 плакатов
2
3

Набор дорожных знаков
Подборка плакатов по ПДД для младшего школьного возраста «Палочка-выручалочка». Комплект
состоит из 16 плакатов

Характеристика ресурса
Бумага
Картон ламинированный
Бумага

Список литературы:
1.
Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/Д, 2009.
2.
Газета «Добрая дорога детства».
3.
Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014.
4.
Комментарии к Правилам дорожного движения.
5.
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012.
6.
Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012.
7.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011.
8.
Петров С.В. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. – М., 2004Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры
с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012.
9.
Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012.
10.
Рекомендательный материал по пропаганде правил дорожного движения. - Вологда, 2002
11. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011
12. Учителю о правилах дорожного движения./ Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2009

13.Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,
14. 2002Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2009.

Словарь терминов:
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой
перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) либо появлением препятствия на дороге.
Дорога - обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога
может включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных
средств или без таковых в пределах дорог.
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором
погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по
дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см 3 и имеющее
максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные
средства с аналогичными характеристиками.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него; трех- и четырехколесные механические
транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада, а также в сумерки.
Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы движения.

Опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут
при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные
ценности.
Организованная перевозка группы детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в
механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом
по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным
проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.
Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для
посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
Пассажир - лицо, кроме водителя, которое находится в транспортном средстве, или входит в транспортное средство (садится на него), или выходит из
транспортного средства (сходит с него).
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими
соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками
выезды с прилегающих территорий.
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее дорожных работ, в том числе лица, самостоятельно
передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную
коляску.
Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При
отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для
движения автомобилей в один ряд.
Преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств
(дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Разделительная полоса — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения
или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разрешённая максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства (с грузом, водителем и пассажирами), установленная предприятиемизготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть транспортных
средств, сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс всех транспортных средств, образующих
состав.
Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов,
установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование (сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции,
а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах). Регулировщик должен быть
в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или
высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей и грузов.
Тротуар - примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.
Уступить дорогу (не создавать помех) - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или
продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему
преимущество, изменить направление движения или скорость.
Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира
транспортного средства.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Игра «Автобусы»
«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки
быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по
счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на
конечную остановку.
Игра «Будь внимательным!»
Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу:
«Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»
Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.
Регулировщик — ученик старшего класса — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники
игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик
штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п
Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом
одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово « Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо
слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта;
на слово «Пешеход!» можно ответить - светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок
выбывает из игры.
Игра «Лови - не лови»
Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его
любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), шли слова,
обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует).
Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий
произнес слово, а потом бросил мяч.

Игра «Огни светофора»
На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди - свободен
путь - переходи.
В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в
шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете - все замирают на
месте. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Когда переходишь улицу - следи за сигналами светофора.
Игра «Разные машины»
Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» — и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые
машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или кто-то отмечает) число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к
своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды
строго по очереди — интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и
легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот
звучит: «Ма-ши-ны лег-ко...»
Игра «Сдаем на права шофера»
В игре участвуют 5—7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего(автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора
«Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые
учащимся), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек
картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера I класса, другим
соответственно шофера II и III класса.
Игрок, занявший первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.

Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения
1 задание. «Устройство улицы».
Цель: определить уровень знания детей устройства улицы, перекрёстка.
Материал: макет улицы.
Вопросы (ответь и покажи):
1. По какой части улицы движутся машины, пешеходы?
2. Где можно переходить улицу? Какие виды переходов ты знаешь? Какой самый безопасный? Почему?
3. Если вы не успели перейти улицу, а на светофоре зажёгся красный свет, где вы должны остановиться?
4. Что разделяет проезжую часть дороги с двусторонним движением?
5. Как называется место на улице, где пересекаются две дороги?
2 задание. «Светофор».
Цель: выявить знания о светофоре, его назначении.
Материал: макет транспортной площадки, модели светофоров.
Вопросы:
1. Посмотри на сигналы светофора, что они обозначают?
Задание: расставь светофоры на макете и объясни выбор места установки светофора.
3 задание. «Дорожные знаки».
Цель: определить уровень знания у детей знаков дорожного движения.
Материал: картинки с изображением знаков.
Вопросы:
1. Зачем нужны дорожные знаки?
2. Какие группы знаков ты знаешь?
3. К какой группе относятся эти знаки? (Воспитатель показывает.)
Задание: назови дорожный знак.
4 задание. «Мы пешеходы».
Цель: выявить знания детей правил поведения на улице – движение по улице и переход через улицу.
Задание (объяснить ситуации):
1. Дети бегут по тротуару, навстречу идёт женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли её и отдали

женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно?
2. Пешеход переходит улицу, вдруг он останавливается посередине дороги. Почему он это сделал?
3. Мальчик увидел друга на другой стороне улицы, он бежит через дорогу и слышит, как резко тормозит машина. Почему так произошло? Какое
правило движения нарушил мальчик? Что он должен был сделать?
4. Дети собираются в поход. Воспитатель просит одного мальчика взять два красных флажка с собой. Зачем воспитателю флажки?
5. Ребята отправились в поход за город. Они должны пройти путь от города до села Ивановка. Самый короткий путь до села по проезжей части. Что
должны сделать ребята, чтобы не попасть под машину?
5 задание. «Мы пассажиры».
Цель: выявить знания детей правил поведения в общественном транспорте.
Материал: сюжетные картинки.
Задание: какое правило нарушается на картинке.
Вопросы:
1. Где пассажиры ожидают транспорт?
2. Почему нельзя высовываться из окна?
3. Почему необходимо держаться в общественном транспорте за поручни?
4. Почему нельзя кричать в общественном транспорте?
5. Кому нужно уступать места?
6. Почему в маршрутном такси нельзя стоять во время движения?
6 задание. «Регулировщик».
Цель: выявить знания детей о профессии регулировщика, соответствие сигналов светофора и регулировщика.
Материал: картинки с изображением сигналов светофора и сигналов-движений, подаваемых регулировщиком.
Вопросы:
1. Иногда на сложных участках дороги движением управляет регулировщик. Как вы думаете, когда это происходит?
2. Что означают сигналы регулировщика?
Задание: дидактическая игра «Найди пару».
7 задание. «Где и как надо играть, ездить на велосипеде».
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Где можно кататься на велосипеде?
2. Почему велосипедистам не разрешается ездить по тротуару?
3. Как велосипедист должен пересекать улицу?
4. Где детям разрешается играть?
Задание: объясни, какие правила движения нарушены на этой картинке.
8. Зачётная игра.
Материал: транспортная площадка, светофор, знаки дорожного движения, нагрудные знаки, макеты домов, пост ГИБДД, автозаправка.

Задания:
1. Расставь знаки на площадке.
2. Пройти от дома в школу, в больницу, столовую, магазин.
3. На машине проехать к автозаправке, в больницу, в школу.
4. Организовать движение по перекрёстку, регулируемому регулировщиком.
Оценка
Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно, их выполнение не вызывает затруднений, на вопросы отвечает уверенно, поясняя свои
ответы.
Средний уровень – ребёнок задания выполняет с небольшими затруднениями, после наводящих вопросов самостоятельно справляется с заданием, на
вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания, только по подсказке взрослого, с его помощью, на вопросы ответить затрудняется,
объяснить свои ответы не может.


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».