Отряд ДЮП Огоньки

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято на заседании
координационно-методического совета
протокол№ 1 от 29 августа 2022 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
О.А.Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022 г.
2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Отряд юных пожарных «Огоньки»
Направленность: социально-педагогическая
Контингент обучающихся: 1 – 4 класс
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Кочнева А. В.
учитель начальных классов

с. Новопышминское
2022 г.

Пояснительная записка
Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательного учрежденияМАОУ СОШ № 10по изучению
основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса КБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством
образования РФ.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного
обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие
навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том,
что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению
правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с
самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении
чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей
основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам
пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на
предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Цель программы:
- повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности;
- воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде;
- привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности.
Задачи программы:
- познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров;
- научить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от них;
- закрепить полученные знания о правильных действиях в экстремальных ситуациях;
- привлечь к реализации данной программы различные структуры пожарной охраны и другие заинтересованные организации;
- создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
- пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем;
связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем
разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей.

Направленность: социально-педагогическая
Контингент обучающихся: учащиеся 1-4 классов (7- 10 лет).
Режим занятий: на реализацию программы отводится 1 академический час в неделю (всего 34 часа в год).
Срок реализации: 1 год
Формы проведения занятий: беседы, лекции, игры, практические занятия, самостоятельная работа, презентации, викторины, КВНы,
тесты, экскурсии и т.д.К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного
общества, медицинских работников, тренеров по пожарно-спасательному спорту.
Формы контроля: учебные мини-проекты, итоговый проект, участие в конкурсах, социальных акциях.
Для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании
первого полугодия - промежуточную диагностику, по окончании учебного года - итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в
форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады, экзамена и соревнований по пожарно-спасательному
спорту.
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны ЗНАТЬ:
* основные правила пожарной безопасности;
* причины возникновения пожаров;
* первичные средства пожаротушения;
* виды огнетушителей и область их применения;
* знаки пожарной безопасности и места их размещения;
* меры предосторожности при обращении с огнём,
* правила поведения в экстремальных ситуациях;
* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;
* главные исторические события становления пожарной охраны России, Свердловской области.
УМЕТЬ:
* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
* пользоваться огнетушителями;
* работать пожарным инвентарём;
* различать знаки пожарной безопасности;
* оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

1

0,5

0,5

Формы
аттестации/контроля

1

ДЮП: цели и задачи.

2

Историческая
справка
о
пожарной охраны в России.

развитии

3

2

1

участие в конкурсах

3

Причины возникновения пожаров в жилье
и общественных зданиях.
Основные причины пожаров и меры
предосторожности в окружающей среде.

7

4

3

мини-проекты

4

2

2

участие в конкурсах

5

Противопожарный
учреждении.

3

1

2

социальные акция

6

Пожарная техника и костюм пожарного.

4

1

3

мини-проекты

7

Огнетушители и их предназначение.

2

1

1

участие в конкурсах

8

Знаки пожарной безопасности.

2

1

1

итоговый проект

9

Основы медицинских знаний.

5

2

3

социальные акция

10

Строевая
подготовка
прикладной спорт.

пожарно-

6

2

4

итоговый проект

итого

34

16,5

17,5

4

режим

в

и

детском

-

Содержание учебного плана
В содержании учебного плана нужно отразить где теория где практика
Раздел 1. ДЮП: цели и задачи.
Теория:Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей, планирование работы на учебный год.
Практическое занятие:Виртуальная экскурсия в пожарную часть.
Раздел 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России.
1. Пожарная охрана - её история и традиции. История пожарной охраны Сухоложской области.
2. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России.
3. Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны.
Практическая: Подготовка к конкурсу: выбор главного, выбор название и девиза отряда, создание эмблемы.
Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.
1. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища.
2. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый
газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами.
3. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие
электрического тока на организм человека.
4. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках.
5. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей.
6. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том числе высотного).
7. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности.
Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде.
1. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай,
маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном).
2. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра.
3. Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки).
4. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. Принцип громоотвода.
Раздел 5. Противопожарный режим в детском учреждении.
1. Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения.
План эвакуации. Практическое изучение плана
эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам.
2. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их
установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

3. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий.
Раздел 6. Пожарная техника и костюм пожарного.
1. Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолёты и вертолёты, суда, поезда), их назначение.
2. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного оборудования.
3. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения,
материалы, применяемые для изготовления.
4. Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование. Моделирование пожарной каланчи или пожарной части.
Раздел 7. Огнетушители и их предназначение.
1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей.
2. Экскурсия в зарядный цех ВДПО.
Раздел 8. Знаки пожарной безопасности.
1. 3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места
установки.
2. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными своими руками.
Раздел 9. Основы медицинских знаний.
1. Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской
помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека.
2. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге.
3. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые
действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур.
4. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током.
5. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему
Раздел 10. Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт.
1. Строевая подготовка.
2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание.
3. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения.
4. Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка результатов. Знакомство со спортивным
оборудованием.
5. Практические занятия по ППС.
6. Посещение соревнований профессиональных пожарных.

Календарный учебный график

№
п/п

Месяц

Число

1.

Время
проведения

Форма
проведения

Количеств
о часов

Тема

Положение о ДЮП, выбор актива,
распределение обязанностей, планирование
работы на учебный год
Пожарная охрана - её история и традиции.
История пожарной охраны Сухоложской
области
Экскурсия в пожарную часть. Подготовка к
конкурсу: выбор главного, выбор название и
девиза отряда, создание эмблемы.
Добровольные пожарные формирования.
Движение ДЮП в России
Особенности современного жилья. Чем оно
опасно для человека. Виды опасных и вредных
факторов современного жилища
Причины возникновения бытовых пожаров.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации
электробытовых приборов.
Меры пожарной безопасности при
использовании предметов бытовой химии и
изделий в аэрозольных упаковках
Меры пожарной безопасности при эксплуатации
газовых приборов, отопительных печей
Основные правила поведения при
возникновении пожара.
Организация и проведения рейда в школе по
проверке выполнения правил пожарной
безопасности
Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у
водоёма, в зоне отдыха людей. Способы
разведения костра

15:00 – 15:40

беседа

1

15:00 – 15:40

презентаци
я

1

15:00 – 15:40

круглый
стол

1

15:00 – 15:40

практическ
ие занятия
самостоятел
ьная работа

1

1
1

15:00 – 15:40

беседа
презентаци
я
викторины

15:00 – 15:40

тесты

1

15:00 – 15:40

КВНы

1

15:00 – 15:40

экскурсии

1

15:00 – 15:40

беседы

1

2.

3.

сентябрь

8

4.

15

22
29

15:00 – 15:40

5.

6.
7.

октября

6
13
20

8.

15:00 – 15:40
15:00 – 15:40

1

1

27
9.

11.

ноября

10.

10
17

12.

декабря

24

1

Место
проведения

Форма
контроля

кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13

Плакаты,
листовки

кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13

Плакаты,
листовки

13.

8

14.

15

15.

22

15:00 – 15:40

игры

1

15:00 – 15:40

лекции

1

15:00 – 15:40

презентаци
и,
практическ
ие занятия,

1

15:00 – 15:40

викторины,

1

15:00 – 15:40

тесты,

1

15:00 – 15:40

экскурсии

1

15:00 – 15:40

КВНы,

1

15:00 – 15:40

самостоятел
ьная работа,
практическ
ие занятия,

1

15:00 – 15:40

беседы,

1

15:00 – 15:40
15:00 – 15:40

экскурсии
игры,

1
1

15:00 – 15:40

презентаци
и,

1

15:00 – 15:40

лекции,

1

15:00 – 15:40

самостоятел

1

15:00 – 15:40

16.
29
17.

1

18.

январь

12

19.

26

20.

22.

2

февраль

21.

19

9

15:00 – 15:40
16

23.

2
9

март

24.
25.

16

26.

28.

апрел
ь

23
27.

1

6
13

Основные причины пожаров при праздновании
Нового года.
Молниезащита. Меры предосторожности от
поражения молнией. Принцип громоотвода
Противопожарные требования к территории и
помещениям детского учреждения.
Правила пожарной безопасности при
проведении вечеров, дискотек, массовых
мероприятий
Первичные средства пожаротушения
(огнетушители, внутренние пожарные краны,
щиты с набором пожарного инвентаря).
Виды пожарной техники (Пожарные
автомобили, самолёты и вертолёты, суда,
поезда), их назначение
Общее устройство пожарных автомобилей,
размещение на них пожарного оборудования
Боевая одежда, снаряжение и средства защиты
органов дыхания пожарного.
Виды пожарных костюмов, область применения,
материалы, применяемые для изготовления
Изготовление пожарных машин из бумаги,
картона или рисование. Моделирование
пожарной каланчи или пожарной части
Назначение, устройство, принцип действия и
порядок применения ручных огнетушителей
Экскурсия в зарядный цех ВДПО
3наки пожарной безопасности: запрещающие,
предупреждающие, указательные,
предписывающие. Примеры их применения и
места установки
Укомплектование здания школы знаками
пожарной безопасности, изготовленными
своими руками
Ожоги. Характеристика и причины термических
ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге
Опасности переохлаждения организма. Правила

кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13

рисунки

кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13

кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13

минипроекты

ьная работа,

29.

20

30.

27

31.

4

32.

34.

май

33.

11

15:00 – 15:40

викторины,

1

15:00 – 15:40

1

15:00 – 15:40

практическ
ие занятия,
практическ
ие занятия,
тесты,

15:00 – 15:40

беседы,

1

15:00 – 15:40

экскурсии

1

15:00 – 15:40

1
1

18
25

оказания помощи при переохлаждении.
Характеристика обморожений. Недопустимые
действия при оказании помощи пострадавшему
от воздействия низких температур
Оказание помощи человеку при поражении
электрическим током
Практическая отработка по оказанию
медицинской помощи пострадавшему
Строевая подготовка
Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое
развёртывание
Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды
и характер соревнований, оценка результатов.
Знакомство со спортивным оборудованием
Практические занятия по ППС

кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13
кабинет №13

минипроекты

Список литературы:
Верховский Е.И. ОБЖ. 5-8 классы. Учебное пособие. – М., Просвещение, 2009.
Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно – методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 1 – 4 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».