Театр на английском

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято
на координационно-методическом совете
протокол № 1 от 29 августа 2022г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №10
_______ О.А. Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Театр на английском»
Направленность: художественная
Контингент обучающихся: 2-4 класс
Срок реализации: 3 года

Составитель:
Валова Г.А.,
учитель английского языка,
первая квалификационная категория

с. Новопышминское
2022г.
2

Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Театр на английском языке» имеет художественную
направленность, ориентирует ребенка на самостоятельное приобретение опыта познавательной,
практической, духовно-нравственной и творческой деятельности в ходе социализации через
освоение театральной культуры, постижение общекультурных ценностей, формирование
художественного

вкуса,

что

имеет

конечной

целью

воспитание

и

становление

высоконравственной, ответственной, интеллектуальной, инициативной творческой личности,
нацеленной на саморазвитие и самореализацию.
Программа имеет общекультурный уровеньобучения. Что достигается посредством
вовлечения учащихся в коммуникацию на иностранном (английском) языке.
Актуальность данной программы заключается в учете разных интересов и способностей
детей,

увлеченных

театральной

деятельностью.

Это

обеспечивается

созданием

такой

воспитательно-обучающей среды, которая непосредственным образом влияет на личностное
развитие подростка, взращивая в нем самостоятельную творческую индивидуальность, способную
к дальнейшему саморазвитию и самораскрытию.
Современные тенденции в обучении иностранным языкам предполагают интегративный
подход в обучении, то есть одновременно с развитием иноязычного общения решаются
воспитательные, культурные, межкультурные и прагматические задачи.
Использование английского языка, как инструмента выражения мыслей, дает возможность
получить опыт реального иноязычного общения.
Отличительной особенностью данной программы является включение в содержание не
только основ актерской игры и азов режиссуры, как в практическом, так и теоретическом
ракурсах. Также программа отличается от аналогичных программ существенным уклоном в
практику воспитания и углублением содержания базовой дисциплины «Английский язык».
Обучение строится на основе изучения норм и правил фонетической стороны речи,
интонационных норм построения иноязычных высказываний.
Каждое занятие театра имеет тему, идею и сверхзадачу, основой в достижении сверхзадачи
является сквозное действие, а композиция занятия строится путем монтажа сценарных эпизодов.
На занятиях обучающиеся учатся использовать модели речи английского языка, правильно
употреблять фонетические правила, посредством практического повторения.
Основываясь на вопросе формирования и развития всех видов речевой деятельности можно
сделать вывод: изучение иностранных языков является не только важным в современном мире, но
и является важным этапом развития совокупности анализаторов в их сложном взаимодействии.
Обучение свободному мыслеизъявлению на иностранном языке можно осуществить через
создание в школе театральной студии.
Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, что
само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или
3

речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и
эмоциональные потребности, достигать практического результата.
Таким образом, открытие в школе театральной студии подразумевает создание особого
социолингвистического пространства, в рамках которого может и должна осуществляется
активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с
выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.
Цель программы: воспитание самостоятельной духовно развитой творческой личности учащихся
в процессе освоения опыта деятельности актера; расширение и углубления сферы применения
знаний, навыков и умений, приобретаемых в процессе иноязычного общения в рамках
обязательного курса английского языка в учебной деятельности и расширение языковой среды
изучаемого языка.
Задачи:
Воспитательные:
 формировать ценностное отношение учащихся к действительности в целом и художественной
культуре в частности;
 способствовать формированию духовно-нравственной позиции личности;
 воспитывать чувство ответственности перед собой и творческим коллективом, умение
работать в команде;
 воспитывать устойчивую потребность в общении с произведениями искусства, развивать
специфическое восприятие произведения театрального искусства.
 духовно- нравственное воспитывать школьников, понимание и соблюдение им таких
нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о
младших.
Обучающие:
 формировать целостное представление о роли актера и режиссера в синтетическом искусстве
театра;
 способствовать овладению учащимися актерской и режиссерской грамотой на теоретическом
уровне;
 обучать практическим основам актерского мастерства и режиссерской работы в театральном
процессе;
 формировать навыки наблюдения, режиссерского анализа, работы актера над собой.
 формировать представления об иностранном языке как средстве общения, позволяющем
добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке;
 расширять лингвистический кругозор школьников; освоение лингвистических представлений
об изучаемом языке;
 обеспечивать коммуникативно-психологическую адаптацию детей к новому языковому миру
для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка
4

как средства общения;
Развивающие:
 способствовать развитию внимания, памяти, воображения, чувства ритма, пространства и
времени, нешаблонного мышления;
 развивать артистические способности, эмоциональную выразительность;
 культивировать творческий подход применительно к любому виду деятельности.
 развивать эмоциональную сферу детей в процессе постановки спектаклей на иностранном
языке;
 приобщать школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном
языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном языке;
 развивать познавательные способности, овладение умением координирования работы в
разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.
Для реализации поставленных целей необходимо использование следующих приемов,
средств и методов.
1. Реализация

личностно-

ориентированного

подхода.

Формирование

и

развитие

языкового и речевого потенциала каждого учащегося через творчество, познавательную
активность должны проходить осмысленно, предоставляя каждому возможность осознать
новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых
навыков и умений.
2. Учащиеся должны осознавать возможность самостоятельного мышления, решать
интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать над возможными путями
решения этих проблем. Внимание учащихся должно быть направлено, прежде всего, на со держание высказываний. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей
первичной функции — как средство формирования и формулирования мыслей.
3. Организация кружка «Театр на английском языке» нацелена на развитие иноязычной
языковой компетенции и развития межкультурной компетенции учащихся.
4. Реализация деятельностного подхода предполагает

одинаковое по

значимости

вовлечение всех участников в общую деятельность и сочетание различных режимов работы:
индивидуальной, парной, групповой; использование так называемой проектной методики.
5. Системность и целостность в обучении английскому языку и театральному искусству
предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимо связи, причем
каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство обучения.
6. Поэтапность

предполагает

уровневое

построение

процесса

обучения:

отработка

отдельных речевых действий и выполнения этих действий с опорой на образец в дальнейшем
позволяет перейти к действиям без опор, к так называемому свободному устному общению,
то есть происходит формирование основ для развития коммуникативной компетенции
учащихся.
5

7. Принцип автономности обучения реализуется в процессе получения и освоения
учащимися большого потока информации. Важной целью данного принципа яв ляется
обучение школьников самостоятельной работе с информацией, выделению главного,
критическому осмысливанию, умению делать выводы на основе полученной информации и
аргументировать их, подкрепляя необходимыми фактами, решать возникающие проблемы,
добывая необходимый для этого материал.
В современном мире необходимо давать возможность учащимся реализовывать себя в
различных сферах. Одной из таких сфер и является театральная деятельность. Важной
особенностью организации кружка «Театр на английском языке», направленной на
формирование личности учащегося, является создание у каждого учащегося системы
моральных

ценностей,

способности

учащихся

оценочно-эмоционального
свободно

и

творчески

отношения

к

мыслить,

миру,

повышение

саморазвиваться

и

самосовершенствоваться.
Направленность программы: художественная
Контингент обучающихся: обучающиеся 2-4 классов (8-10 лет)
Режим занятий:занятия проходят два раза в неделю по 1 академическому часу (всего 68
часов в год).
Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года обучения. Зачисление на данный
курс производиться посредством отбора учащихся, чьи знания и способности в изучении
английского языка соответствуют уровню подготовки для успешного прохождения программы.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметными результатами являются:
1.

Расширение общего лингвистического кругозора школьника.

2.

Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; формирование

мотивации к изучению иностранного языка.
Личностные:
В результате обучения по данной дисциплине учащиеся:


узнают общие сведения из истории развития театра России и мира;



сумеют самостоятельно изготовить костюмы, декорации;



будут иметь понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;



разовьют способность творчески подходить к выполнению любого задания;



приобретут умение работать в команде, соблюдать принципы, традиции и ценности

коллектива, научатся брать на себя ответственность, вести за собой остальных и двигаться к
поставленной цели.


разовьют

мыслительные

эмоциональную
процессы:

сферу,

внимание,

психологическую

память,

речь,

восприимчивость,

воображение,

образное

а

также

мышление,

аналитический ум, чувство ритма, ощущение пространства и времени;
6



в области английского языка: расширяется лексический запас учащихся в пределах

программных тем, повышается уровень практического владения английским языком, улучшается.
Метапредметные
К концу обучения по данной программе учащиеся будут владеть:
 познавательными учебными универсальными действиями (УУД):
- сумеют находить необходимую информацию из разных источников для создания этюдов,
концертных номеров и сценария спектакля,
- разовьют умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в
пределах речевых потребностей и возможностей школьников
- смогут выполнить самостоятельно творческую работу с опорой на логику, воображение,
интуицию, развитое образное мышление, художественное видение мира,
 регулятивными УУД:
- сумеют спланировать и скорректировать свои действия при выполнении творческой работы,
проанализировать ее результаты;
- формируется мотивация к изучению английского языка.
 коммуникативными УУД
- сумеют выстраивать взаимоотношения с педагогом и своими сверстниками при работе в
команде, сотрудничать при выполнении общей работы.
- разовьют коммуникативные способности, умения выбирать адекватные языковые и речевые
средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- происходит расширение общего лингвистического кругозора школьника
Предметные
К концу обучения по данной программе учащиеся:


сформируют представление о профессии актера и режиссера;



обучатся основам актерской и режиссерской грамоты на теоретическом уровне;



овладеют практическими навыками актерского мастерства, режиссерской постановки

любого театрализованного действа на английском языке;


воспитают уважение к великим актерам и режиссерам прошлого и настоящего.

Формы организации деятельности:


вводное занятие-беседа;



игра- тренинг;



экскурсия, виртуальная экскурсия;



творческая мастерская; мастер-класс;игра, упражнение;



постановочная работа над спектаклем- репетиция;спектакль.

При организации деятельности обучающихся используетсяпроведение индивидуальных и сводных
репетиций с другими учащимися данной театральной подростковой студии, спектаклей, совместно
участии в конкурсах и студийных мероприятиях воспитательного характера.
7

Формы и виды контроля. Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при
помощи текущего контроля в форме викторин и зачетов по этюдным работам на материале пьес и
спектаклей, фонетических зачетов.Возможно проведение мастер-класса в форме открытого
занятия кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации изучения
английского языка.
Главным видом контроля является театрализованное представление, которое приурочено к
весенним каникулам.
Основные формы контроля, используемые для оценки качества обучения учащихся,
посещающих театральную студию:


Беседа, Опрос, Наблюдение;



Прослушивание на репетициях;



Праздничные мероприятия, Концерты;



Выставки, Конкурсы.
К способам выявления результатовотносятсяоткрытые и итоговые занятия, анализ

мероприятий, диагностические игры (в том числе фонетические), анкетирование и самооценка
учащихся.
К способам фиксации результатов относятся протоколы мероприятий, видео- и фотосъемка,
отзывы детей и родителей в книге отзывов, методические разработки, портфолио.
Задача на первый год обучения:
 формировать целостное представление о роли актера в синтетическом искусстве
театра;
 способствовать

овладению

учащимися

основой

актерской

грамотой

на

теоретическом и практическом уровне;
 способствовать

развитию

внимания,

памяти,

воображения,

чувства

ритма,

пространства и времени, нешаблонного мышления
 способствовать развитию начальных азов свободного общения на английском языке
посредством вербальных и невербальных средств.
Ожидаемые результаты в конце учебного года
Обучающиеся по данной программе:
 сформируют представление о сути актерской профессии;
 освоят первичные навыки актерской работы на теоретическом и практическом уровнях;
 разовьют психофизический аппарат актера;
 получат опыт общения на английском языке в различных сферах общения.
Особенности 1-го года. Очень важно, что на 1 годе обучения оценка результатов и
подведение итогов реализации программы происходит во время демонстрации творческих
8

способностей учащимися - показов, которые проходят в форме показов творческих проектов,
открытых занятий, участия в праздничных концертах и иных мероприятиях студии.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
1.

2.
3.

4.

5.

6.

Название раздела

Кол-вочасов
Всего Теория Практика
Знакомство с программой «Театра на 2
1
1
английском». Целями и задачами.
Определение
уровня
подготовки
учащихся.
Фонетическая разминка. Работа с 1
0
1
артикуляционным аппаратом.
Гласные звуки английского языка. 2
1
1
Правила употребления. Работа с
речевым аппаратом.
Простые согласные звуки английского 2
1
1
языка. Правила употребления. Работа с
речевым аппаратом.
Гласные
звуки.
Использование 2
1
1
скороговорок для улучшения работы
артикуляционного аппарата.
Дифтонги. Правила употребления.
2
1
1

14.

Звук /Ɵ/ и его звонкий эквивалент. 2
Использование скороговорок, стихов
для закрепления навыка произношения.
Звук /ƞ/ и /n/. Использование
2
скороговорок, стихов для закрепления
навыка произношения.
Шипящие звуки в английской речи. 2
Различение и правила употребления.
Практическое использование.
Изучение правил чтения сочетаний 4
букв.
Выразительные
средства
языка. 2
Вербальные средства.
Выразительные
средства
языка. 2
Невербальные средства.
Вопросы
различных
типов
и 6
использование их в речи.
Репетиции.
37

15.

Всего

7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.

68

Формы контроля
Педагогическое
наблюдение,
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

2

2

1

1

1

1

1

5

10

27

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание на
репетициях

23

45

9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Знакомство с программой «Театра на английском». Целями и задачами (1ч). Определение
уровня подготовки учащихся (1 ч).
2. Фонетическая разминка (0,5ч). Знакомство с устройством системы английской фонетики.
Знакомство с устройством артикуляционного аппарата (0,5ч. ). Работа с артикуляционным
аппаратом (1 ч).
3. Гласные звуки английского языка. Правила употребления. (1ч). Работа с речевым аппаратом.
Практика произношения гласных звуков ( 1ч). Совершенствование навыка произношения гласных
звуков (2 ч).
4. Простые согласные звуки английского языка. Правила употребления (1ч). Работа с речевым
аппаратом (0,5ч). Практика произношения простых согласных звуков ( 0,5 ч). Совершенствование
навыка произношения простых согласных звуков (2ч).
5. Гласные звуки. Повторение правил артикуляции (0,5ч). Использование скороговорок для
улучшения работы артикуляционного аппарата (0,5ч). Закрепление полученного навыка..
Совершенствование звукопроизносительных навыков (1ч).
6. Дифтонги. Правила употребления. Практика употребления дифтонгов в речи (1 ч).
Совершенствование использования полученного навыка (1ч).
7. Звук /Ɵ/ и его звонкий эквивалент. Теория. (1ч). Работа с артикуляцией по произношению звука
/Ɵ/ . Работа с артикуляцией по произношению звонкого эквивалента звука /Ɵ/ (1 ч).
Совершенствование навыка произношения звуков и распознавания их в речи. Закрепление навыка
использования в речи звуков, посредством проговаривания скороговорок, чтения и заучивания
стихов (1 ч).
8. Звуки /ƞ/ и /n/.. Теория. Работа с артикуляцией по произношению звука /ƞ/ . Работа с
артикуляцией по произношению звука /n/ (1 ч). Совершенствование навыка произношения звуков
и распознавания их в речи. Закрепление навыка использования в речи звуков, посредством
проговаривания скороговорок, чтения и заучивания стихов (1 ч).
9. Шипящие звуки в английской речи. Различение и правила употребления в речи. Практическое
использование (1 ч). Закрепление навыка чтения шипящих звуков. Совершенствование навыка
использования в речи шипящих звуков (1ч).
10. Изучение правил чтения сочетаний букв. Теория (1ч). Чтение сочетаний двух букв (2ч). Чтение
сочетаний трех букв (1ч).
11. Выразительные средства языка. Вербальные средства. Теория. Практическая отработка
использования вербальных средств языка (1ч). Закрепление полученного навыка. Выполнение
заданий по применению вербальных средств в речи. Совершенствование навыка использования в
речи вербальных средств, посредством их самостоятельного подбора (1 ч).

10

12. Выразительные средства языка. Невербальные средства. Теория. Практическая отработка
использования невербальных средств языка (1ч). Закрепление полученного навыка. Выполнение
заданий по применению невербальных средств в речи. Совершенствование навыка использования
в речи невербальных средств, посредством их самостоятельного подбора (1 ч).
13. Вопросы различных типов и использование их в речи. Теория (1ч). Практическая отработка
использования различных типов интонации для правильной постановки вопросов разных типов (2
ч). Закрепление полученного навыка посредством выполнения задания (1ч). Совершенствование
звукопроизносительного навыка использования интонации различных типов вопросов (2 ч).
14. Репетиции. Репетиция спектакля ко дню матери. Знакомство со сценарием. Распределение ролей
(1 ч). Первичная репетиция. Работа с ошибками (1 ч). Индивидуальные репетиции (2ч). Групповые
репетиции на сцене (5ч). Репетиция Новогоднего представления. знакомство со сценарием.
Распределение ролей (1 ч). Первичная репетиция. Работа с ошибками (1 ч). Индивидуальные
репетиции (2ч). Групповые репетиции на сцене (5ч). Репетиция спектакля ко Дню Святого
Валентина. Знакомство со сценарием. Распределение ролей (1 ч). Первичная репетиция. Работа с
ошибками (1 ч). Индивидуальные репетиции (2ч). Групповые репетиции на сцене (5ч). Репетиция
спектакля на 8 марта. Знакомство со сценарием. Распределение ролей (1 ч). Первичная репетиция.
Работа с ошибками (1 ч). Индивидуальные репетиции (2ч). Групповые репетиции на сцене (6 ч).

11

Календарно – тематическое планирование (1 год обучения)
№

МЕСЯЦ

ЧИСЛО

ВРЕМЯ

ФОРМА

К

ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАНЯТИЙ

О

ПРОВЕДЕНИЯ

Л-

ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЙ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

МЕСТО

В
О
Ч
А
С
О
В

1

СЕНТЯБРЬ

6

2

СЕНТЯБРЬ

8

15.30-16.10

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ
ГРУППОВАЯ

1

1

Знакомство. Театр на английском.

Кабинет № 11

Определение уровня подготовки

Кабинет № 11

учащихся.

3

СЕНТЯБРЬ

13

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Системы английской фонетики.

Кабинет № 11

Знакомство с устройством
артикуляционного аппарата.
4

СЕНТЯБРЬ

15

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

5

СЕНТЯБРЬ

20

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1 15. Знакомство с гласными звуками

Артикуляционный аппарат.

Кабинет № 11

16. Кабинет № 11 17.

английского языка.
6

СЕНТЯБРЬ

22

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Практика произношения гласных звуков.

Кабинет № 11

7

СЕНТЯБРЬ

27

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Совершенствование навыка произношения

Кабинет № 11

гласных звуков.

ФОРМА КОНТРОЛЯ

8

СЕНТЯБРЬ

29

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Совершенствование навыка произношения

Кабинет № 11

гласных звуков.

9

ОКТЯБРЬ

4

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Простые согласные звуки английского

Кабинет № 11

языка
10

ОКТЯБРЬ

6

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Практика произношения простых согласных

Кабинет № 11

звуков.

11

ОКТЯБРЬ

11

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Совершенствование навыка произношения

Кабинет № 11

простых согласных звуков.

12

ОКТЯБРЬ

13

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Совершенствование навыка

Кабинет № 11

произношения простых согласных
звуков.
13

ОКТЯБРЬ

18

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Гласные звуки. Скороговорки.

Кабинет № 11

14

ОКТЯБРЬ

20

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Детский фольклор. Скороговорки.

Кабинет № 11
Кабинет № 11

15

ОКТЯБРЬ

25

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1 18. Дифтонги. Правила употребления.

16

ОКТЯБРЬ

27

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Дифтонги. Скороговорки.

Кабинет № 11

17

НОЯБРЬ

8

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Звук /Ɵ/ и его звонкий эквивалент.

Кабинет № 11

Стихи.
18

НОЯБРЬ

10

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Звук /Ɵ/ и его звонкий эквивалент. Стихи.

Кабинет № 11

19

НОЯБРЬ

15

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Звуки /ƞ/ и /n/. Скороговорки, стихи.

Кабинет № 11

20

НОЯБРЬ

17

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Звуки /ƞ/ и /n/. Чтение адаптированных

Кабинет № 11

текстов.
21

НОЯБРЬ

22

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1 19. Шипящие звуки в английской речи.

Кабинет № 11

Чтение адаптированных текстов.
22

НОЯБРЬ

24

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Шипящие звуки в английской речи.

Кабинет № 11

13

Чтение адаптированных текстов.
23

НОЯБРЬ

29

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Правила чтения сочетаний букв.

Кабинет № 11

24

ДЕКАБРЬ

1

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Чтение сочетаний двух букв.

Кабинет № 11

25

ДЕКАБРЬ

6

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Чтение сочетаний трех букв.

Кабинет № 11

8

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Чтение сочетаний четырех букв.

Кабинет № 11

26

ДЕКАБРЬ

27

ДЕКАБРЬ

13

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Вербальные средства речи.

Кабинет № 11

28

ДЕКАБРЬ

15

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1 20. Вербальные средства речи.

Кабинет № 11

29

ДЕКАБРЬ

20

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1 21. Выразительные средства языка.

Кабинет № 11

Невербальные средства.
30

ДЕКАБРЬ

22

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Выразительные средства языка.

Кабинет № 11

Невербальные средства.
31

ДЕКАБРЬ

27

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Общий вопрос. Интонация.

Кабинет № 11

32

ДЕКАБРЬ

29

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Специальный вопрос. Интонация.

Кабинет № 11

33

ЯНВАР

10

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Разделительный вопрос. Интонация.

Кабинет № 11

34

ЯНВАРЬ

12

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Вопрос с отрицанием. Интонация.

Кабинет № 11

35

ЯНВАРЬ

17

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Альтернативные вопросы. Интонация.

Кабинет № 11

36

ЯНВАРЬ

19

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Вопросы к подлежащему. Интонация.

Кабинет № 11

37

ЯНВАРЬ

24

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Вопросы. Диалоги.

Кабинет № 11

38

ЯНВАРЬ

26

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Вопросы. Диалоги.

Кабинет № 11

39

ЯНВАРЬ

31

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Вопросы. Диалоги.

Кабинет № 11

40

ФЕВРАЛЬ

2

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Подготовка к Дню Святого Валентина.

Кабинет № 11

Разбор сценария.
41

ФЕВРАЛЬ

7

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Подготовка к Дню Святого Валентина.

Кабинет № 11

14

Выбор ролей. Репетиция
индивидуальная.
42

ФЕВРАЛЬ

9

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

43

ФЕВРАЛЬ

14

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая

Кабинет № 11

44

ФЕВРАЛЬ

16

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Показ сценки.

Кабинет № 11

45

ФЕВРАЛЬ

21

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Подготовка к празднику 8 марта. Разбор

Кабинет № 11

сценария.
46

ФЕВРАЛЬ

28

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Выбор ролей. Репетиция

Кабинет № 11

индивидуальная.
47

МАРТ

2

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

48

МАРТ Ь

7

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

49

МАРТ

9

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

50

МАРТ

14

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

51

МАРТ

16

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Кабинет № 11

52

МАРТ

21

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Подготовка к отчетному спектаклю. Разбор
сценария.
Выбор ролей. Репетиция индивидуальная.

53

МАРТ

23

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

54

МАРТ

28

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

55

АПРЕЛЬ

4

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

56

АПРЕЛЬ

6

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

57

АПРЕЛЬ

11

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

58

АПРЕЛЬ

13

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

59

АПРЕЛЬ

20

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

60

АПРЕЛЬ

25

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

Кабинет № 11

15

61

АПРЕЛЬ

27

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

62

МАЙ

4

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

63

МАЙ

11

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

64

МАЙ

16

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

65

МАЙ

18

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

66

МАЙ

23

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

67

МАЙ

25

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Репетиция групповая.

Кабинет № 11

68

МАЙ

30

15.30-16.10

ГРУППОВАЯ

1

Показ сказки.

Кабинет № 11

16

Второй год обучения
Задача на год:
 развивать артистические способности, эмоциональную выразительность;
 воспитывать чувство ответственности перед собой и творческим коллективом,
умение работать в команде;
 способствовать овладению учащимися актерской грамотой на практическом и
теоретическом уровне;
 обучать практическим основам актерской работы в театральном процессе;
 совершенствовать навык говорения на английском языке, спонтанности в речи;
 обучить

неосознанному

применению

в

процессе

общения

вербальных

и

невербальных средств выразительности английского языка.
Ожидаемые результаты в конце учебного года
Обучающиеся по данной программе:
 овладеют навыками актерского мастерства и режиссуры, освоят законы постановки малых
театральных форм;
 разовьют эмоциональную сферу, а также внимание, память, воображение, чувство ритма,
пространства и времени;
 обучатся основам актерской и режиссерской грамоты на теоретическом и практическом
уровнях;
 обучаться строить речь посредством использования всех правил и норм английского языка;
 обучаться самостоятельно применять те или иные средства выразительности английской
речи в реальном общении.
Особенности 2-го года. На второй год обучения в кружке «Театр на английском» происходит
совершенствование навыков, полученных в 1 год обучения. Даются углубленные знания,
умения и навыки в области английской фонетики. Речь обучающихся становиться более
спонтанной и повышается качественный уровень говорения и спонтанной речи. Обучающиеся
могут использовать полученные знания как в рамках театральной студии так и в бытовых
ситуациях, сходных с изученными в процессе подготовки к спектаклям.
Второй год обучения
№
1.
2.
3.
4.

Название раздела

Количество часов
Всего Теория Практика
Фонетическая разминка. Работа с
2
0
2
артикуляционным аппаратом.
Простые звуки английского языка.
2
1
1
Работа со скороговорками.
Простые звуки английского языка.
2
1
1
Чтение стихов.
Простые звуки английского языка.
4
2
2
Работа
с
адаптированными

Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

5.
6.

7.

8.

9.

произведениями.
Сложные
звуки
английского
языка. Работа со скороговорками.
Сложные
звуки
английского
языка. Работа со стихами и
песнями.
Сложные
звуки
английского
языка.
Чтение
коротких,
неадаптированных рассказов.
Интонация
и
выразительные
средства языка в речи при
общении на английском языке.
Адаптация сказки для постановки
в театре.
для

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

4

2

2

Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Прослушивание на
репетициях

10.

Адаптация
рассказа
постановки в театре.

11.

Репетиции.

36

10

26

Всего

68

25

43

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Фонетическая разминка. Работа с артикуляционным аппаратом (2 ч).
2. Простые звуки английского языка. Гласные звуки. Повторение теоретических основ. Практика
употребления. Совершенствование навыка- работа со скороговорками. (1) Согласные звуки.
3. Простые звуки английского языка. Совершенствование теоретических знаний (1 ч).
Совершенствование навыка чтения и говорения простых звуков посредством работы с
адаптированными произведениями (1 ч).
4. Простые звуки английского языка. Теория (2 ч).Чтение адаптированных произведений вслух с
соблюдением всех правил чтения звуков и соблюдением интонации (2ч).
5. Сложные звуки английского языка. Гласные звуки и дифтонги. Повторение теоретических
основ. Практика употребления (1ч). Согласные звуки и сочетания. Практика употребления (1 ч).
6. Сложные звуки английского языка. Работа со стихами и песнями. Закрепление теоретических
знаний (1ч). Закрепление навыка чтения и говорения сложных английских звуков- фонетическая
зарядка. Исполнение песен вслух с инсценировкой (1 ч). Совершенствования произносительных
навыков посредством групповой инсценировки песни (2 ч).
7. Сложные звуки английского языка. Чтение коротких, неадаптированных рассказов.
Закрепление теоретических знаний (1ч). Закрепление навыка чтения и говорения сложных

18

английских звуков- фонетическая зарядка (1ч). Чтение отрывков неадаптированных рассказов
вслух (1ч). Инсценировка диалога и монолога выбранного неадаптированного рассказа (1 ч).
8. Интонация и выразительные средства языка в речи при общении на английском языке.
Повторение теоретических основ (1ч). Закрепление навыка употребления различных
выразительных средств языка и использования интонации в речи (1ч). Совершенствование навыка
спонтанной речи с применением различных интонационных особенностей и выразительных
средств языка (1 ч). Инсценировка небольшого по объему произведения (1ч).
9. Адаптация сказки для постановки в театре. Теоретический аспект (1ч). Знакомство с
произведением. Анализ (1ч). Самостоятельная работа обучающихся по адаптации произведения (1
ч). Распределение ролей. Первичная репетиция (1ч). Инсценировка сказки (1ч).
10. Адаптация рассказа для постановки в театре. Повторение правил адаптации произведения
(1ч). Знакомство с произведением. Самостоятельная работа обучающихся по адаптации
произведения (1ч). Анализ результатов деятельности обучающихся по адаптации произведения.
Корректировка (1ч). Распределение ролей. Первичная репетиция (1ч).
11. Репетиции. Знакомство со сценарием. Распределение ролей (7ч). Первичная репетиция (7ч).
Индивидуальные репетиции (14 ч). Групповые репетиции на (8 ч)
Третий год обучения
Задачи на год:
 формировать целостное представление о работе актера и режиссера над
произведением;
 воспитывать чувство ответственности перед собой и творческим коллективом,
умение работать в команде;
 способствовать овладению учащимися актёрской и режиссерской грамотности на
теоретическом и практическом уровнях;
 развивать воображение, сюжетное мышление, импровизацию в актерской работе,
режиссерские навыки композиционного построения этюда;
 развивать навык самостоятельной подготовки сценария спектакля на английском
языке, выстраивать диалоги и монолог согласно заявленной речевой ситуации.
Ожидаемые результаты в конце учебного года
Обучающиеся по данной программе:
 сформируют представление о системе работы актера и режиссера над произведением
постановкой;
 обучатся основам импровизации на площадке;
 овладеют практическими навыками этюдной работы над постановкой;
 воспитают самодисциплину в индивидуальной и коллективной работе в театре;
 повысят уровень и качество воображения, сюжетного мышления, мышечного и
19

психологического раскрепощения;
 повысят качество говорения на английском языке, использования его в спонтанной речи,
тем самым повысив уровень коммуникативной компетенции.
Особенности 3-го года. На 3 год обучения в театральной студии, навык говорения и
использования обучающимися выразительных средств языка доводиться до автоматизма.
Обучающиеся могут самостоятельно подготовить не только сценарий постановки, но и написать
диалоги и монологи, которые будут соответствовать всем правилам и нормам английской речи.
Кроме того, обучающиеся способны безошибочно произнести любые звуки в любом сочетании, а
также определить их принадлежность в речи, предугадывая возможные ошибки.
Третий год обучения
№
1.

Название раздела

Количество часов
Всего Теория Практика
Фонетическая разминка. Работа с
2
0
2
артикуляционным аппаратом.

2.
3.

Гласные звуки английского языка.
Простые и сложные дифтонги
английского языка. Трифтонги.

4
4

0
0

4
4

4.

4

0

4

4

0

4

4

0

4

7.

Простые
согласные
звуки
английского языка. Пары звуков в
речи.
Трудные
в
произношении
согласные звуки
английского
языка. Слепые звуки.
Выразительные
средства
английского языка. Вербальные и
невербальные.
Интонация. Пауза в интонации.

4

1

3

8.

Интонация. Вопросы.

4

1

3

9.

Интонация. Восклицания.

4

1

3

10.

Работа
над
сценарием
школьной постановки.

для

10

2

8

11.

Работа с характером персонажа.
Диалоги.

4

0

4

12.

Работа с характером персонажа.

4

0

4

5.

6.

Формы контроля
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
20

Монолог.
13.
14.

Изготовление
декораций
костюмов к постановке.
Репетиции.

Всего

и

8

0

8

8

0

8

68

5

63

наблюдение,
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
Прослушивание

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Фонетическая разминка. Работа с артикуляционным аппаратом (2 ч).
2. Гласные звуки английского языка. Практика произношения посредством рассказа скороговорок
и стихов наизусть (1 ч). Чтение длинных стихотворных произведений с выделением в них
указанных гласных звуков (1 ч). Чтение отрывков произведений с голосовым выделением в них
указанных гласных звуков (1 ч). Закрепление навыка употребления в речи гласных звуков
посредством устного рассказа с использованием лексики включающей указанные гласные звуки
(1ч).
3. Простые и сложные дифтонги. Выполнение упражнений на определение их в тексте (2ч).
Выполнение упражнений на определение дифтонгов в речи (2ч).
4. Простые согласные звуки английского языка. Пары звуков в речи. Фонетическая разминка
(1ч). Выполнение упражнений по определению в речи пар согласных звуков (1 ч). Закрепление
полученных навыков посредством написания собственных стихотворных произведений с
использованием в качестве рифмовки слов с парными согласными звуками 1 ч). Закрепление
речепроизносительных навыков с использованием парных согласных звуков, в т. ч. с
использованием парных и групповых игр. Инсценировка с использованием невербальных средств
языка (1 ч).
5. Трудные в произношении согласные звуки английского языка. Практическое повторение всех
трудных согласных звуков (1ч). Закрепление полученных звукопроизносительных навыков
посредством создания произведений с ними (1 ч). Совершенствование звукопроизносительных
навыков посредством инсценировки созданных произведений в парах, группах (1 ч). Слепые
звуки. Повторение правил произношения слепых звуков. Закрепление правил произношения
слепых звуков. выполнение упражнений по работе с текстами (1ч).
6. Выразительные средства языка. Вербальные и невербальные. Выполнение упражнений по
использованию вербальных средств языка и восклицаний (1ч). Закрепление полученного навыка
посредством инсценировки бытовой ситуации (1ч). Выполнение упражнений по использованию
невербальных средств выразительности языка (1ч). Совершенствование наыка использования
невербальных средств языка. Игра «Крокодил» (1ч).

21

7. Интонация. Пауза в интонации. Теоретические основы. Роль паузы в интонации (1ч).
Практическое применение паузы в интонации при чтении и рассказе (1 ч). Закрепление
полученного навыка посредством выступления с монологом, диалогом (2ч).
8. Интонация. Вопросы. Теоретические основы. Роль интонации для понимания смыла вопроса
(1ч). Практическое применение интонации при расспросе (1ч). Закрепление полученного навыка
посредством выступления- интервью (1ч). Совершенствование полученного навыка по
использованию интонации вопроса через диалог -расспрос(1ч).
9. Интонация. Восклицания. Теоретические основы. Роль восклицания в интонации (1ч).
Практическое применение восклицания в интонации (1ч). Закрепление полученного навыка
посредством монолога с использованием восклицания (1ч). Совершенствование полученного
навыка по использованию восклицания. Инсценировка.(1ч).
10. Работа над сценарием для школьной постановки. Идея. Разработка сценария (2ч).
Корректировка. (2ч). Распределение ролей (3ч). Прорисовка эскизов декораций и костюмов (3ч).
11. Работа с характером персонажа. Составление характеристик героев постановки (1 ч). Диалоги.
Создание диалогов между персонажами (1 ч). Корректировка. Индивидуальная репетиция (1 ч).
Групповая репетиция (1 ч).
12. Работа с характером персонажа. Создание монологов (1 ч). Совершенствование речи героев
посредством добавления выразительных средств языка (1 ч). Индивидуальные репетиции. Работа с
речью и интонацией (1 ч). Групповые репетиции (1 ч)
13. Изготовление декораций и костюмов к постановке. Изготовление афиши (1 ч). Изготовление
декораций (3 ч). Изготовление костюмов (4 ч).
12. Репетиции. Знакомство со сценарием. Распределение ролей (1 ч). Первичная репетиция (2 ч).
Индивидуальные репетиции (2 ч). Групповые репетиции на сцене (3 ч)

22

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
На протяжении обучения предусматривается проведение педагогических наблюдений для
определения глубины освоения программы учащимися, а также для диагностики личностного
роста и развития, достижения ожидаемых результатов.
Система контроля результативности с описанием форм выявления, фиксации и
предъявления результатов и их периодичности
текущий
промежуточный
итоговый
Формы
контроля
Постоянно
1 раз в четверть
По окончании обучения
Периодичность
Педагогическое
Праздничные
Спектакль
Формы
наблюдение
мероприятия
выявления
результата
Формы
фиксации
результата

Формы
предъявления
результата

Фотофиксация
Анкета
Учебный журнал,
страница учет
массовых
мероприятий
Показы: стихи, песни
и пр.

Фотофиксация
Анкета
Учебный журнал,

Открытые занятия,
выступления на
праздничных
мероприятиях
День матери

Документы общественного
признания (грамоты и
дипломы, благодарности)

Спектакль

23

Новый год
День
Валентина
8 Марта
9 Мая

святого

Материально-техническое обеспечение


кабинет иностранного (английского) языка;



мультимедийный проектор, экран, ноутбук для проведения занятий, репетиций, спектаклей;



видеокамера и фотоаппарат для создания архива театрального коллектива;

Список рекомендуемой литературы для педагогов
1.

Акимов Н.П. Театральное наследие. Том 1. Об искусстве театра. Театральный художник.

Том 2. О режиссуре. Режиссерские экспликации и заметки. –Л., 2003.
2.

Бруссер А., Оссовская М., Упражнения по дикции и орфоэпии. М., 2005

3.

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?

Практическое пособие. – Москва, изд-во «Аркти» , 2005.
4.

Выготский Л.С. Психология искусства. Любое издание.

5.

Ганелин Е.Р., Богданов В.А. Дела актерские. СПб, 1997.

6.

Герасина Е. В. Детская психология. – М.: Изд-во Владос-пресс, 2010.

7.

Гиппиус С. Актерский тренинг. Гимнастика чувств - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

8.

Голубовский Б.Г. Между репетициями. Самостоятельная работа артиста. Труд актера. – М.,

1988.
9.

Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы.

– М.: ВАКО, 2010.
10.

Драматерапия. Практические исследования Текст. /Сборник. –М., 2002.
24

11.

Ерхова Е.Л., Захаркина С.В., Атаманчук Е.С.. Английский язык. 5-11 классы: театрально –

языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей/ сост.– Волгоград: Учитель, 2009.
12.

Жолобов, М. А. Детский самодеятельный театр: световое и звуковое оформление

спектаклей Текст. / М. А. Жолобов // Дополнительное образование. 2002.- N3.-C.24-28.
13.

Захаров М. А. Театр без вранья, АСТ, Зебра Е , 2007.

14.

Корогодский З.Я. Начало: Записки театрального режиссера и пёдагога. –СПб.,1996.

15.

Копылова В.В.. Методика проектной работы на уроках английского языка. _ Москва,

«Дрофа», 2006.
16.

Кулиш В.Г.. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные

истории. – Донецк, «АСТ», 2002.
17.

Ласкавая Е. Сценическая речь. М., 2006

18.

Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. М: Просвещение, 2005.

19.

Михайлов Л.Д. Семь глав о театре. –М., 1985.

20.

Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в

документах и комментариях. – «Астрель».
21.

Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. –М.:

Айрис-пресс, 2003.
22.

Рубина

Ю.И.

Основы

педагогического

руководства

школьной

театральной

самодеятельностью. М: Просвещение, 2004.
23.

Сазонов Е.И. Город мастеров. Из опыта работы театра юношеского творчества ГДТЮ. –

СПб., 2004.
24.

Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 1999.

25.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 2009.

26.

Сценарное мастерство: Методическое пособие в помощь начинающему автору. – М.:

ВЦХТ, 2002
27.

Титов В.А. Психология и педагогика –СПб, Методическое пособие 2007.

28.

Трубникова Т.О., ШеварихинаЮ.С.. Сценарии тематических вечеров и предметной недели

английского языка в 5,6,7 классах. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
29.

Федорова Г.Н.. Тематические вечера на английском языке. Пособие для учителей средний

общеобразовательных и специализированных школ. – Москва – Ростов-на-Дону, «Март», 2005.
30.

Феофанова И. Актерский тренинг для детей. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011

31.

Чернецкая

Т.А.

Как

стать

артистичным

(Психотренинг

актерского

мастерства).

Методическое пособие. – М., 2000.
32.

Чехов М. Литературное наследие в двух томах. Том 1.Воспоминания.Письма.Том 2. Об

искусстве актера –М., 2005.
33.

Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды. Я вхожу в мир искусства. –М., 2006.

34.

Интернет материалы и сайты для педагога
25

35.

http://www.orenipk.ru/partner/alexrn/dopobr/dop4.htm

36.

http://dramateshka.ru/
Список рекомендуемой литературы для учащихся

1.Арго А. Звучит слово. –М. 2002.
2.Калмановский Е. Книга о театральном актере. – М., 2008.
3.Климовский В. Л. Мы идем за кулисы. – М., 2006.
4.Макарьев Л.Ф. С утра до вечера в театре. – М., 1993.
5.Михайлов Л.Д. Семь глав о театре. –М.,1995.
6.Морозов А. Три века русской сцены. – М., 1998.
7.Оржеховская Ф. Воображаемые встречи. –М., 1994.

26


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».