Школа вожатых

Управление образования Администрация городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято
на координационно-методическом совете
Протокол №1 от 29 августа 2022 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
____________О.А. Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Школа вожатых»
Направленность: социально-педагогическая
Контингент обучающихся: 6-8 класс
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Новоселова Е.С.,
педагог-психолог

с. Новопышминское
2022 год

Пояснительная записка.
В последние годы наблюдается повсеместное возрождение детского
летнего отдыха. Проблемы культуры и здоровья подрастающего поколения
вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской
Федерации. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и
открываться новые площадки лагерей дневного пребывания.
Важной стратегией работы дополнительного образования детей
становится допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация
детей, которая включает в себя не только получение знаний по выбранной
специальности, но и широкий диапазон практической работы, где каждый
воспитанник может воспитывать и реализовывать свои возможности.
Начальная допрофессиональная подготовка в дополнительном образовании
не просто актуальна и диктуется веянием времени, а по-настоящему
востребована.
Профессия вожатый – как традиционное явление советской школы
воспитания и образования – тоже проходит этап перестройки.
Вожатый реализует уникальные возможности воспитательного
процесса, как в условиях образовательного процесса школы, так и в условиях
лагеря дневного пребывания.
Однако, достаточный уровень педагогических знаний, вожатым крайне
необходим для их успешной работы по организации досуга детей не только в
школе, во вне урочное время, но и в клубах по месту жительства, и в летних
оздоровительных лагерях, в каникулярное время.
Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и
индивидуальные особенности вверенных ему детей – и здесь не обойтись без
помощи специальной литературы, овладеть методикой организации
временного детского коллектива, познакомить детей с традициями и
возможностями лагеря, научится организовывать прогулки, походы,
экскурсии, и, наконец, выяснить планы и ожидания ребят, с которыми
придется работать. Главное в работе вожатого – это не злоупотреблять своей
«властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой
детского самоуправления.
Таким
образом,
возникла
необходимость
в
создании
общеобразовательной программы «Школа вожатого».
Нормативные основания составления рабочей программы
1.
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря
2010 года; зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года,
регистрация № 19644);
3.
Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.
– 342 с. – (Стандарты второго поколения);

4.
Программа«Подготовка вожатых к работе в детском оздоровительном
лагере» Д.В. Мячиной;
5.
Программ«Школа педагогической ориентации» М.Г.Андреевой;
6.
Устав школы;
7.
Программа развития школы;
8.
Образовательная программа школы;
9.
Учебный график на учебный год;
10. Учебный план дополнительного образования школы.
Направленность: социально-педагогическая
Цель программы:обеспечивать подготовку вожатых для работы по
организации досуговой деятельности детей в школе и лагере дневного
пребывания, развивая их творческие, лидерские и коммуникативноорганизаторские способности.
Задачи:
 стимулировать обучающихся к самовоспитанию личностных качеств и к
самообразованию в области педагогики и психологии;
 учить планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие
качества детей;
 формировать умение анализировать проблемы взаимоотношений между
людьми и находить их оптимальные решения;
Контингент учащихся:
Программа рассчитана на детей 12 – 15 лет (6 – 8 классы), реализуется
в течение одного учебного года.
Режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю, рассчитаны на один
академический час (34 часа в год).
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые и прогнозируемые результаты
Изучение курса деятельности вожатского отряда в основной школе
обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные УУД
- сформированность
познавательных,
интеллектуальных и
творческих способностей и
интересов в деятельности;
- самостоятельность в

Метапредметные УУД
-владение способами поиска
дополнительной информации;
- умение продуктивно
работать, общаться и
взаимодействовать друг с
другом, планировать и

Предметные УУД
- владение базовыми
понятиями и терминологией,
умение объяснять их с
позиций явлений социальной
действительности;
- приобретение опыта

приобретении новых знаний,
практических умений и
навыков;
- развитие теоретического, и
исследовательского
мышления;
- развитие трудолюбия и
ответственности;
- толерантное сознание,
готовность и способность
вести диалог с другими
людьми;
- приобретение опыта
педагогической деятельности;
-проявление эмоциональноличностного отношения к
ценностям народной
культуры, патриотизм.

выполнять коллективную
работу, корректировать
результаты совместной
деятельности;
- владение навыками
исследовательской и
проектной деятельности;
- умение определять цели и
задачи, планировать
деятельность;
- овладение нормами
культуры труда на рабочем
месте и правилами
безопасности при
выполнении различных
технологических процессов.

использования полученных
знаний и умений
припланировании и освоении
педагогических процессов;
- осознание ответственности
за здоровый образ жизни,
качество результатов труда;
- умение работать в
коллективе при выполнении
практических и проектных
работ с учётом интересов и
возможностей всех
участников трудового
коллектива

Показателями результативностиработы вожатых может служить
организация дел в классах, проведение игр на переменах, участие в
школьных мероприятиях.
Формы и методы работы в объединении:
Групповые:
-беседы,
-игровые программы,
- конкурсы,
- соревнования,
- творческая мастерская
- круглый стол,
- творческий отчёт.
Индивидуальные:
-творческие проекты.
Формойподведения итоговможет стать конкурс-отбор вожатых для
работы в школьном лагере дневного пребывания.
Учебный план
N
п/п
1
2
3

тема
Кто такой вожатый?
Что должен знать
начинающий вожатый
«Игра – дело серьёзное»

количество

теория

практика

4

3

1

4

1

3

11

3

8

4
5

Современные формы работы
вожатого
КТД
Итого

9

4

5

6

3

3

34

14

20

Содержание учебного плана:
1. Кто такой вожатый? (4 часа)
Знание личностных качеств вожатого. Навык культурной речи и поведения.
Умение создать собственный успешный имидж.Имидж современного
вожатого. Знание сферы деятельности вожатого. Само презентация.
2.Что должен знать начинающий вожатый (4 часа)
Вожатый: что нужно знать и уметь, чтобы организовать хорошую работу в
команде. Игры на само презентацию «Это здорово!», «Ассоциации»,
«Рекламное объявление».
Оформление уголка. Командная игра. «Каким должен быть уголок
объединения». Типы уголков. Способы оформления уголка. Тематика
уголков. Возможные рубрики для уголка. Работа творческой мастерской
«Наш уголок».
Отрядный огонёк. Условия, необходимые для проведения огонька. Огоньки
организационного периода, огонёк – анализ дела, тематический огонёк,
прощальный огонек. МК по проведению огонька.
3. «Игра – дело серьёзное» (11 часов)
Игры на знакомство.Понятие игры. Типы игр. Технология проведения игр.
Способы разделения участников на команды. Выявление интересов команды.
Игры с залом (с командами, болельщиками, участниками)
Особенности игр с залом. Типы игр с большой аудиторией.
Игры на взаимодействие (общение, сплочение). Задачи игр на сплочение
коллектива. Создание дружной команды. Развитие коммуникативных
навыков. Разработка блока игр, на взаимодействие между членами отряда.
Сюжетно-ролевые игры.
Ролевые игры - средство для осмысления человеческой деятельности,
человеческих отношений. Необходимости выработки собственной позиции.
Игры на выявление лидера.
Игры на местности. Задачи проведения игр на местности. Особенности
проведения игр на местности.
Игры на внимание. Задачи игр на внимание. Подвижные игры. Игры за
столом.
Тренинг. Технология проведения различных тренингов. Методы проведения
тренинговых занятий навыкого вида: игровые (деловые, ролевые игры),
кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация.
Деловая игра. Принципы проведения деловой игры. Признаки деловой игры.
Структура деловой игры.
Мозговой штурм. Этапы и правила проведения мозгового штурма.
Постановка проблемы. Генерация идей. Группировка, отбор и оценка идей.

Преимущества мозгового штурма. Проведение мозговой атаки. Разделение
команды на группы. Мозговой штурм «Банк идей».
4. Современные формы работы вожатого (9 часов)
Организация работы творческих площадок. Способы организации работы
творческих площадок. Участники площадок. Временные рамки работы
площадки. Подготовка раздаточных материалов. Способы привлечения
внимания к работе творческой площадки. Работа творческой площадки
«Наши таланты».
Технология проведения мастер-классов. Разновидности МК. Участники МК.
Время проведения. Подбор тематики МК. Подбор материалов МК.
Подготовка к проведению МК. Работа в группах. Проведение МК
«Покормите птиц зимой».
Проведение современных командных игр. Современные виды командных
игр. Пейнтбол. ТБ при игре в пейнтбол. Суть игры. Проведениеквеста.
Разработка сценария квеста. Работа в командах. Ответственность всех членов
команды.
Танцевальный интерактив - флешмоб.Задача проведения фллешмоба.
Разучивание флешмоба.
Социальное проектирование.Типы проектов. Выбор темы направления
проекта. Технология проведения акций. Технология проведения операций.
Реализация проекта «Мир не без добрых людей». Оформление материалов
социального проекта.
5. КТД (6 часов)
Что такое КТД? Стадии организации КТД: предварительная работа,
планирование, подготовка, проведение, подведение итогов. Алгоритм КТД.
Разработка коллективного творческого дела. Реализация КТД.
КТД, направленные на знакомство. Задачи КТД на знакомство. Разработка
собственных КТД на знакомство.КТД, направленные на выявление лидеров в
группе. Задачи КТД на выявление лидеров. Методика выявление активных
ребят. КТД, направленные на сплочение отряда. Художественные КТД. Типы
творческих талантов: сочинительские, актёрские, режиссёрские.

Календарный учебный график
№

Месяц

Число

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

сентябрь
сентябрь
сентябрь

06
13
20

сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь

27
04
11
18

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь

25
08
15
22
29

21.

Время
проведения
занятия
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40

Форма занятия

Теория
Круглый стол

Теория
Круглый стол
Теория

Практикум
КТД

январь

17
24
31

16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40

февраль

07

16:00 – 16:40 Теория

06
13
20
27
10

Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Тренинг
Игра
КТД

Ко-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема занятия

Личность вожатого
Культура вожатого
Имидж вожатого
Деятельность вожатого
Вожатый
Игры на самопрезентацию
Творческая мастерская «Наш
уголок»
Отрядный огонёк
Игры на знакомство
Игры с залом
Игры на взаимодействие
Сюжетно-ролевые игры
Игры на выявление лидера
Игры на местности
Игры на внимание
Игры народов России
Игры народов мира
Тренинг
Деловая игра
Организация работы творческих
площадок
Технология проведения матер-

Место
проведения
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14

Форма
контроля

Опрос
Викторина

Изготовление
макета

Викторина

22.
23.

февраль
февраль

14
21

16:00 – 16:40 Мастер-класс
16:00 – 16:40 Практикум

1
1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

февраль

28

март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель

07
14
21
04
11
18
25
02
23
30

16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40
16:00 – 16:40

1
1
1
1
1
1
1
1

май
май
май

Игра
Практикум
Практика
Теория
КТД
КТД
КТД
КТД
КТД
Теория
Проект

1
1
1

классов
Мастер-класс
Проведение современных
командных игр
Квест
Танцевальные интерактивы
Флешмоб
Что такое КТД?
КТД на знакомство
КТД на выявление лидеров
КТД на сплочение
Художественные КТД
Спортивные КТД
Социальное проектирование
Проект

Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14
Каб. № 14

Опрос

Зачетная работа

Условия реализации программы:
Условием реализации программы является наличие:
- кабинета, оборудованного специальной техникой (компьютер, проектор)
- методической литературы для учителя и ученика.
Методическая литература:
1. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2001/сост. Кулагина И.Ю.,
Колюцкий В.Н.
2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся во
внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1987г.
4. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2004.
5. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./ М.:
Центр «Педагогический поиск», 2006.
6. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и
творческие дела/ авт.-сост. А.Ю.Соловьѐв, С.С. Шихарев. – Волгоград:
Учитель, 2007.
7. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации/ сост. Н.К.Беспятова – М.: Айрис –пресс, 2003.
8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения,
коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг: 2004. (Практическая психология в школе).
9. Сборник авторских программ
дополнительного образования
детей/сост. А.Г.Лазарева. – Москва: Илекса; Народное образование;
Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
10. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? - М.,1991.
11. Астахова Н.И., Васильев К.Г. Классному вожатому. Издание второе.
Дополненное и переработанное. Барнаул. 2002
12. Коморин С., Афанасьев С. Сто отрядных дел. - Кострома, 2000г.
13. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и
забавы для детей, - М, 2001.
14. Поломис К. Дети на отдыхе. - М., 1995.


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».