Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Принято на заседании координационно - методического совета протокол № 1 от 29 августа 2022 г. Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 10 О. А. Просвирякова приказ № 182-од от 29 августа 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Секция «Волейбол» Направленность: физкультурно-спортивная Контингент обучающихся: 5 – 11 класс Срок реализации: 1 год Составитель: Артюшин П.А., учитель физической культуры. с. Новопышминское 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Спорт является важной составляющей здоровья детей. Секция волейбола направлена на подготовку обучающихся к школьным и районным соревнованиям, формирование здорового образа жизни, физического совершенствования, а также на отказ от негативных проявлений, в том числе вредных привычек. Внедрение новой игровой дисциплины поможет обучающимся без напряжения и с естественным любопытством приобщиться к легкодоступным формам оздоровления и разовьёт у них потребность в здоровом образе жизни, совершенствовании физических качеств человека, укреплении здоровья и формировании мотивации здорового образа жизни; достижения оздоровительно-корригирующего эффекта. Актуальность программы волейбола начальной подготовки обусловлена проблемой развития функциональных и физических качеств школьников, а проблема обусловлена тем, что при существующих нагрузках в режиме дня двигательная активность неуклонно снижается, что чревато многими последствиями для здоровья растущего поколения. Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель – 2013. Цель программы–развитие физических качеств обучающихся через организацию практических и теоретических занятий по волейболу. . Основными задачами программы являются: укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приемами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу; подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу. Направленность: физкультурно-спортивная Контингент учащихся: учащиеся 5-11 классов (11-18 лет). Режим занятий: 2 академических часа в неделю (всего 68 часов в год) Срок реализации: 1 год Формы проведения занятий и виды деятельности: Однонаправленные занятия посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техническому, тактическому или физическому. Комбинированные занятия включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия построены на учебной двусторонней игре в волейбол по упрощённым правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия: приём нормативов у занимающихся, выполнение контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне техникотактической и физической подготовленности занимающихся Подобная реализация рабочей программы по «Волейболу» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик. Программа предусматривает достижение следующих результатов образования: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учеников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Планируемые результаты По завершению реализации программы по «Волейболу» учащиеся должны знать: особенности воздействия двигательной активности на организм человека; правила игры в волейбол; способы сохранения и укрепление здоровья; основы развития познавательной сферы; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; и должны уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; выполнять физические упражнения для развития физических навыков; заботиться о своём здоровье; применять коммуникативные навыки; принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать: значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; правила безопасного поведения во время занятий волейболом; названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники; наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, а также выносливости, гибкости); контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения; основное содержание правил соревнований по волейболу; жесты волейбольного судьи; игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола; и смогут научиться: соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом; выполнять технические приёмы и тактические действия; контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом; играть в волейбол с соблюдением основных правил; демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу. Формы предъявления результатов: соревнования, дружеские встречи, турниры. УЧЕБНЫЙ ПЛАН N п/п Название раздела, темы 1 Основы знаний Общая и специальная 2 физическая подготовка 3 Техника и тактика игры итого Количество часов Всего Теория Практика 7 7 0 14 0 14 47 68 0 7 47 61 Формы аттестации/контроля опрос Соревнования Содержание учебного плана В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила игры, правила проведения соревнований. В разделе «Общая и специальная физическая подготовка»: развитие быстроты Бег в переменном темпе с изменением направления, с включением ускорений, прыжков, старты из различных исходных положений. Бег 30м., бег 60м., бег 100м. Бег с высоким подниманием бедра, приставными и скрестными шагами, по малому кругу, семенящий, с ускорением, по отметкам, бег прыжками, бег эстафетный, бег по наклонной дорожке, бег за лидером. развитие силы Подтягивания, поднимание и опускание ног в висе, отжимания от пола, приседание на двух ногах. Лазанье на гимнастической стенке. Поднимание ног, лёжа на спине. Из виса прогнувшись на гимнастической стенке поднимать прямые или согнутые ноги до горизонтального положения. Подтягивание на низкой перекладине; хват сверху, снизу; туловище держать прямо. Лазание по канату с помощью рук в положении виса, из виса углом 90градусов ноги согнуты в коленях; прямые ноги. Запрыгивание на возвышение (гимнастическая скамейка, конь, козел). Прыжок в длину с места, прыжки на скакалке, количество в зависимости от возраста. Метание мячей. Упражнения с гантелями, прыжки на большой скакалке. Упражнения в паре, броски набивного мяча. Выпады. Прыжки с разбега в песок, прыжки через гимнастического козла. Приседание с гантелями. развитие выносливости Бег на длинные дистанции. Стойка на локтях (планка). Прыжки со скакалкой, прыжки на возвышенность. Приседания с выпрыгиванием, приседания с набивными мячами. Выпады с гантелями – на каждую ногу. Поднимание туловища, лёжа на спине. Сгибание разгибание рук в упоре лежа. Бег прыжками вперед, пытаясь добиться максимальной длины шага. Бег вверх по наклонной дорожке с различным углом подъема. Полоса препятствий. развитие ловкости Кувырки вперед и назад. Падения назад и быстрое вставание. Гимнастическое «колесо» влево и вправо. Прыжки на месте с поворотом на 180°- 360°. Упражнения с волейбольными и баскетбольными мячами. Прохождение полосы препятствий. Ходьба по гимнастической скамейке, бег по скамейке. Бег и ходьба по рейке скамейки. Подвижные игры-эстафеты. Упражнения с гимнастическими палками, скакалками. В разделе «Техника и тактика игры»: представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.Подача мяча: верхняя и нижняя, прямая.Передача мяча: сверху двумя руками с места; в прыжке, после перемещения;из зоны в зону;из глубины площадки к сетке; стоя у сетки сверху двумя руками; стоя спиной в направлении передачи; сверху из глубины площадки. Прием мяча: на задней линии от нижней прямой и боковой подачи; нижней и верхней прямой подачи в зоне нападения; сверху двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину;с низу двумя руками и одной рукой с падением в перед на руку и перекатом на грудь. Нападающий удар через сетку: в зонах 4 и 2 с передачей из глубины площадки; по ходу из зоны 3,4 и 2; из зоны 3 с высоких и средних передач;с удаленных от сетки передач. Блокирование нападающих ударов: одиночные и групповые в зонах 4 и 2, выполненных с передачи из зоны 3; по ходу, выполняемых из зон 4-3 и 2-3 в известном направлении. Выбор места для выполнения блокирования нападающего удара.Выбор места для выполнения нападающего удара. Взаимодействие игроков передней линии в нападении. Взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении и при приеме подачи.Защитные действия игроков внутри линии при приеме подач. Нападающие действия игроков передней линии при второй передаче.Система игры в защите. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Время N проведе Форма Месяц Число п/п ния занятия занятия 1 09 02 2 09 05 3 09 09 4 09 12 5 09 16 6 09 19 7 09 23 Кол-во часов КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Теорет ическое Теорет ическое Теорет ическое Практи ческое Практи ческое Практи 16.00- ческое 16.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 17.00- Практи 17.40 ческое Тема занятия Форма Место контрол проведения я История волейбола.Инструктаж по Спортивная площадка Т.Б. Спортивная 1 Правила игры в волейбол. 1 Действие без мяча: имитация передачи мяча. Учебная игра. Действие без мяча: имитация 1 передачи мяча. Учебная игра. Действия без мяча: имитация 1 нападающего удара. Игра. площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Действия без мяча: имитация нападающего удара. Игра. Спортивная площадка 1 Правила игры в волейбол. 1 1 опрос опрос 8 09 26 9 09 30 10 10 03 11 10 07 12 10 10 13 10 14 14 10 17 15 10 21 16 10 24 17 11 11 18 11 14 19 11 18 20 11 21 21 11 25 22 11 28 23 12 02 24 12 05 25 12 09 26 12 12 27 12 16 28 12 19 29 12 23 30 12 26 31 12 30 32 01 09 Теорет ическое Теорет ическое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Теорет ическое Теорет ическое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи 16.00- ческое 16.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 Спортивная площадка Спортивная Правила игры в волейбол. площадка Спортивная Подача мяча: верхняя и нижняя, площадка прямая. Учебная игра. Спортивная Подача мяча: верхняя и нижняя, площадка прямая. Учебная игра. Спортивная Подача мяча: верхняя боковая. площадка Учебная игра. Спортивная Подача мяча: верхняя боковая. площадка Учебная игра. Спортивный Правила игры в волейбол. зал Спортивный Правила игры в волейбол. зал Передача мяча: сверху двумя руками Спортивный зал с места. Учебная игра. Передача мяча: сверху двумя руками Спортивный зал с места. Учебная игра. Спортивный Передача мяча: в прыжке, после зал перемещения. Игра. Спортивный Передача мяча: в прыжке, после зал перемещения. Игра. Спортивный Передача мяча: из зоны в зону. зал Учебная игра. Спортивный Передача мяча: из зоны в зону. зал Учебная игра. Спортивный Передача мяча: из глубины зал площадки к сетке. Игра. Спортивный Передача мяча: из глубины зал площадки к сетке. Игра. Передача мяча: стоя у сетки сверху Спортивный зал двумя руками. Игра. Передача мяча: стоя у сетки сверху Спортивный зал двумя руками. Игра. Спортивный Передача мяча: стоя спиной в зал направлении передачи. Игра. Спортивный Передача мяча: стоя спиной в зал направлении передачи. Игра. Передача мяча: сверху из глубины Спортивный зал площадки. Учебная игра. Передача мяча: сверху из глубины Спортивный зал площадки. Учебная игра. Спортивный Прием мяча: на задней линии от нижней прямой и боковой подачи. зал 1 Правила игры в волейбол. опрос 1 опрос 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебная игра. Практи Прием мяча: на задней линии от 17.00- ческое 1 нижней прямой и боковой подачи. 17.40 Учебная игра. Прием мяча: нижней и верхней 16.00- Практи 1 ческое 16.40 прямой подачи в зоне нападения. Спортивный зал Спортивный зал опрос 33 01 13 34 01 16 35 36 01 01 20 23 37 01 27 38 01 30 39 02 03 40 02 06 41 02 10 42 02 13 43 02 17 44 02 20 45 02 24 46 02 27 47 03 03 48 03 06 49 03 10 50 03 13 51 03 17 17.00- Практи 17.40 ческое Практи 16.00- ческое 16.40 Практи 17.00- ческое 17.40 Практи 16.00- ческое 16.40 Практи 17.00- ческое 17.40 Практи ческое Практи ческое Практи 16.00- ческое 16.40 16.0016.40 17.0017.40 17.00- Практи 17.40 ческое Практи 16.00- ческое 16.40 Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи 16.00- ческое 16.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 17.00- Практи 17.40 ческое Практи 16.00- ческое 16.40 17.00- Практи 17.40 ческое Практи 16.00ческое 16.40 17.00- Практи 17.40 ческое 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Спортивный Прием мяча: нижней и верхней зал прямой подачи в зоне нападения. Прием мяча: сверху двумя руками с Спортивный зал падением в сторону на бедро и перекатом на спину. Учебная игра. Прием мяча: сверху двумя руками с Спортивный зал падением в сторону на бедро и перекатом на спину. Учебная игра. Прием мяча: с низу двумя руками и Спортивный одной рукой с падением в перед на зал руку и перекатом на грудь. Учебная игра. Прием мяча: с низу двумя руками и Спортивный одной рукой с падением в перед на зал руку и перекатом на грудь. Учебная игра. Спортивный Упражнениядля развития зал скоростных качеств Нападающий удар через сетку: по Спортивный зал ходу из зоны 3,4 и 2. Игра. Спортивный Нападающий удар через сетку: в зонах 4 и 2 с передачей из глубины зал площадки. Учебная игра. Спортивный Упражнения на развитие зал выносливости. Спортивный Нападающий удар через сетку: из зоны 3 с высоких и средних передач. зал Учебная игра. Спортивный Упражнения на развитие силы. зал Спортивный Нападающий удар через сетку: с 1 удаленных от сетки передач. Игра. зал Упражнения для развития ловкости Спортивный 1 зал Блокирование нападающих ударов: Спортивный зал одиночные и групповые в зонах 1 1 1 1 1 1 4 и 2, выполненных с передачи из зоны 3. Учебная игра. Упражнениядля развития скоростных качеств Блокирование нападающих ударов: по ходу, выполняемых из зон 4-3 и 2-3 в известном направлении. Учебная игра. Упражнения на развитие выносливости. Индивидуальные тактические действия: выбор и способ отбивания мяча через сетку. Учебная игра. Упражнения на развитие силы Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал 52 03 20 53 04 03 54 04 07 55 04 10 56 04 14 57 04 17 58 04 21 59 04 24 60 04 28 61 05 05 62 05 08 63 05 12 64 05 15 65 05 19 66 05 22 67 05 26 68 05 29 Итого: 68 час. Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи 17.00ческое 17.40 16.0016.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи 16.00- ческое 16.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 17.0017.40 16.0016.40 17.0017.40 16.0016.40 Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал Взаимодействие игроков передней Спортивная площадка линии в нападении. Игра. Упражнения для развития ловкости Спортивная площадка Спортивная Взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении и при площадка Передача сверху двумя руками, кулаком снизу. Учебная игра. Упражнениядля развития скоростных качеств Выбор места для выполнения блокирования нападающего удара. Упражнения на развитие выносливости. Выбор места для выполнения нападающего удара. Игра. Упражнения на развитие силы приеме подачи. Учебная игра. Упражнениядля развития скоростных качеств Защитные действия игроков внутри линии при приеме подач. Игра. Упражнения на развитие выносливости. Нападающие действия игроков передней линии при второй передаче. Учебная игра. Упражнения на развитие силы 1 Система игры в защите. Игра. 1 1 Система игры в нападении. Игра. Система игры в комплексе. Игра. Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Материально-техническое обеспечение Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д – демонстрационный экземпляр; К – полный комплект (на каждого обучающегося); Г – комплект (для работы в группах). № п/п Наименование объектов и средств материально-технического кол-во 1 Стандарт основного общего образования по физической культуре Д 2 Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам) Д 3 Дидактические материалы по основным разделам Г 4 Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению Д 5 Методические издания по физической культуре для учителей Д 6 Аудиозаписи Д 7 Мультимедийный компьютер Д 8 Стенка гимнастическая Г 9 Скамейка гимнастическая жёсткая Г 10 Мячи: футбольные, теннисные, малые мячи (мягкие), набивное Г 11 Палка гимнастическая К 12 Мячи: баскетбольные, волейбольные К 13 Скакалка детская К 14 Табло перекидное Д 15 Стойки волейбольные универсальные Д 16 Обруч детский Г 17 Жилетки игровые Г 18 Сетка волейбольная Д 19 Аптечка Д 20 Конус сигнальный Г 21 Насос ручной Д 22 Секундомер Д 23 Площадка игровая волейбольная Д обеспечения Литература для учителя: 1.Г.П. Богданов. Уроки физической культуры IV-VI классов: Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 2010 г. 2.Железняк Ю. Д. «120 уроков по волейболу» М.:, 2013г. 3.Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н., Волейбол в школе, М.: – «Просвещение» 2005 г. г. 4.Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М.: – «Физкультура и спорт» 2012г. 5. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростовна-Д: «Феникс», 2001 г. 6.Лях В.И.. Координационные способности школьников. – Минск, «Полымя», 2016 г. 7.Колоднйцкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов.- М.: Просвещение, 2012 8.Хомутский В. С. «Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры - М.: Просвещение, 2011г.