РП физическая культура УО 1-4 кл.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2-4 классы
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Кошелев Данил Анатольевич,
учитель физической культуры,
1 квалификационная категория

с. Новопышминское
2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана учителем физической культуры Д.А. Кошелевым на основе программы для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой 0-4 классы.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью разработана на
основанииследующих нормативно-правовых документов:
 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
 Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Декларация о правах умственно отсталых лиц;
 Устав школы;
 Программа развития школы;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью школы;
 Календарный учебный график;
 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным,
эстетическим, трудовым обучением.
Цель – формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья жизненно важных двигательных умений и навыков,
приобщение к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления
здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
 формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни, соблюдение
индивидуального режима питания;
 воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности и систематических занятиях физической
культурой и доступных видах спорта;
 формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.;
 формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
 овладение основами доступных видов спорта (лёгкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
 коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
 развитие и совершенствование волевой сферы;
 воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и
физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на

разных возрастных этапах индивидуального развития. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы,
непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к
недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания, как при организации учебной работы,
так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, для 4 классапионербол.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения которые позволяют воздействовать на различные звенья опорнодвигательного аппарата. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им навыками в простейших видах построений. Построения и
перестроения для данной категории детей трудны, так как они забывают свое место в строю, теряются при новом построении. Упражнения
общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать как на весь организм в целом, так и на определенные
ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями, предусматривающими исходное положение стоя, сидя, выполняют упражнения и их
положения лежа для разгрузки позвоночника.Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений,
изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью, их выполнения. В отличии от программы
общеобразовательной школы в самостоятельный раздел выносятся общеразвивающие и корригирующие упражнения, а так же дыхательные
упражнения, так как они способствуют коррекции нарушения дыхания. Упражнения для укрепления мышц кистей рук способствуют
успешному овладению письмом. Упражнения для формирования и коррекции осанки помогают ребенку правильно держать свое тело сидя,
стоя, при ходьбе. На занятиях гимнастикой дети должны овладеть навыками лазания и перелезания. Упражнения на сохранение равновесия
способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве. Упражнения на
поднимание и перемещение грузов имеют прикладной характер( правильный захват, умение нести, мягко опускать.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание мяча. Обучение элементам легкой атлетики и их
совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств. Особое место в данном разделе уделено
метанию мяча. При выполнении этих упражнений у детей развиваются умение и ловкость действий с мелкими предметами.
При проведении уроков лыжной подготовки особое внимание уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья
учащихся. (Выбор места занятий, форма одежды, обувь, передвижение к месту занятий, двигательная нагрузка).
Важным разделом программы является «Игры». Включенные в программу подвижные игры направлены на развитие физических
качеств детей, внимания, памяти, инициативы, выдержки, восприятия, пространственных и временных ориентиров, последовательности
движений.
В каждый раздел включены упражнения на развитие двигательных способностей учащихся. Для правильного развития этих
способностей в 1-4 классах следует больше развивать координационные способности и гибкость.
Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей, класс разделён на
группы с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей.
На уроках теоретического характера содержится краткая информация о технике изучаемых упражнений, о правилах судейства, о
требованиях к спортивной форме, инвентарю, о подготовке мест для занятий.
Обязательным в программе является перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся на уроках физической
культуры. Учащиеся узнают о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной и
техники изучаемых упражнений.

2 класс
Основные требования к умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- правила изучаемых игр;
- правила переноски лыж;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять команды учителя;
- строиться в одну колонну, шеренгу, осуществлять перестроение;
- лазать по наклонной гимнастической скамейке;
- ходить с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук, с перешагиванием через предмет;
- прыгать в длину и в высоту;
- метать мяч в цель;
- ходить на лыжах скользящим, ступающим шагом;
- играть в подвижные игры.
3 класс
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- строевые команды;
- как оттолкнуться при соскоке с гимнастической стенки, как приземлиться;
- положения частей тела во время ходьбы бега, прыжков, метаний;
- правила поведения на занятиях;
- что входит в лыжный инвентарь;
- как выбрать лыжи и палки по росту;
- как должен одеваться лыжник;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять строевые команды учителя; отталкиваться двумя ногами от гимнастического мостика;
- сохранять равновесие на гимнастической скамейке с предметом в руках; лазать на четвереньках по наклонной плоскости вверх и
вниз;
- согласовывать движения рук и ног в лазании по гимнастической стенке; коллективно переносить гимнастические снаряды;
- выполнять высокий старт;
- бежать в медленном темпе 2 мин;
- быстро пробежать 30м;
- прыгать в длину и в высоту;
- метать малый мяч с места правой и левой руками;
- правильно выбирать лыжи и палки для занятий;
- выполнять повороты на месте и вокруг пяток в правую и левую стороны;
- выполнять спуск в основной стойке, преодолевать на лыжах расстояние на 500-100 м.

4 класс
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- рапорт дежурного;
- строевые команды;
- что такое дистанция;
- 1-2 комплекса утренней зарядки;
- правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетики;
- правила ухода за лыжами и обувью;
- как оказать помощь при обморожении;
- упрощённые правила игры в пионербол.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять комплекс утренней гимнастики;
- подавать команды при сдаче рапорта;
- соблюдать дистанцию при построении;
- выполнять повороты кругом переступанием;
- принимать правильную осанку;
- ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
- перелезать через препятствия и подлезать под них различными способами в зависимости от высоты;
- переносить несколько надувных мячей;
- правильно выполнять вскок на «козла» в упор, стоя на коленях;
- сохранять равновесие на гимнастической скамье;
- выполнять упражнения с предметами и в парах;
- ходить в различном темпе, выполнять бег с низкого старта на 40 м;
- бежать в медленном темпе 3 мин, мягко приземляться при прыжках в высоту и длину;
- метать теннисный мяч с одного шага;
- выполнять все изученные команды в строю;
- координ6ировать движения рук и ног в попеременном двухшажном ходе на отрезке 30-40 м;
- преодолевать спуск в высокой стойке на склоне крутизной 4-6 градусов и длиной 30-40 м;
- преодолевать на лыжах дистанцию 1 – 1,5 км (девочки), 1-2 км (мальчики);
- уметь ловить волейбольный мяч, выполнять передачу от груди.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение
программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими
упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая
культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных
действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся
использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает,
используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в мате риале, нет
должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения
заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки свопросами и с несколькими ответами на них.
Учащийся должен выбрать правильный ответ.
Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися вконкретной деятельности. Например,
изложение знаний упражнений по развитию силы свыполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умения ми, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, внадлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко,наблюдается некоторая скованность
движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена однагрубая или несколько мелких ошибок,
приведших к неуверенному или напряженномувыполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являютсяметоды наблюдения, вызова, упражнений и
комбинированный.

Календарно-тематическое планирование уроков по физкультуре во 2 классе (105 часов/3 часа в неделю)
№
урока

Тема

К-во
часов

Образовательные цели

Коррекционноразвивающие цели

1

Ходьба с высоким подниманием бедра

1

Лёгкая атлетика
Уметь соблюдать темп
развивать координацию
движений
движений

2-3

Ходьба с различными положениями рук:
на пояс, к плечам, перед грудью, за
голову.
Ходьба в полуприседе, с различными
положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову.

1

Уметь правильно принимать
исходное положение

2

5

Ходьба с перешагиванием через предмет
(2— 3 предмета), по разметке.

1

Уметь самостоятельно
определять нужное
направление движения по
словесной инструкции учителя
Способствовать
формированию развития
двигательных навыков и
умений

6-7

Бег на месте с высоким подниманием
бедра

2

Способствовать
формированию развития
двигательных навыков и
умений

8

Бег
на
носках
(медленно),
с
преодолением
простейших
препятствий
Медленный бег до 2 мин

1

Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя
Способствовать
формированию развития
двигательных навыков и
умений
Формировать умение
медленно бегать с
сохранением осанки
Формировать умение прыгать
в длину с места

4

0.

910

2

1.

11

Бег на скорость до 30 м.

1

2.

1213

Прыжки в длину с шага (с небольшого
разбега, 3—4 м,)

2

Словарь

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Снятие
эмоционального
напряжения
Развивать координацию
движений
Закреплять умения
ориентироваться в
пространстве
Снятие
эмоционального
напряжения

2.
4.

6.

Стопа

Чередование
Туловище

Направление

Дата
По плану По факту

3.

14

Прыжки в длину с небольшого разбега,
3—4 м,)

1

Формировать умение прыгать
в длину с небольшого разбега

развивать координацию
движений

4.

1516

Прыжки в высоту с шага

2

Формировать умение прыгать
в длину с шага

5.

1718

Прыжки в высоту с небольшого разбега,
3—4 м)

2

Формировать умение прыгать
в длину с небольшого разбега

6.

1920

Метание
малого
мяча
по
горизонтальной цели с расстояния 2—
6 м с места и на дальность.

2

Способствовать
формированию в подготовке
кистей рук к метанию

7.

2122

2

8.

2324

Метание
малого
мяча
по
вертикальной цели с расстояния 2—6 м
с места и на дальность.
Метание
малого
мяча
по
вертикальной и горизонтальной цели с
расстояния 2—6 м на дальность.

9.

25

Уметь выполнять
упражнения на правильный
захват мяча
Способствовать
формированию метания
метание малого мяча с места
правой и левой рукой
Гимнастика
Учащиеся должны знать
правила поведения. Значение
упражнений, зарядки.
Повторить
ходьбу с сохранением
правильной осанки.
Повторить построение из
одной шеренги в
другую
Повторить ходьбу с
сохранением правильной
осанки.
Учащиеся должны уметь
рассчитываться по порядку
Повторение чередования
ходьбы и бега

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти
Снятие
эмоционального
напряжения
Закреплять умения
ориентироваться в
пространстве

Строевые упражнения.
Построение в шеренгу и равнение по
носкам по команде учителя.
Выполнение строевых
команд:
«Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».

2

1

0.

2627

1.

28

Перестроение из колонны по одному в
круг, двигаясь за учителем.

1

2.

29

1

3.

3031
3233

Перестроение из колонны по одному в
колонну по двое через середину,
взявшись за руки..
Расчет по порядку
Общеразвивающие упражнения без
предметов: основные положения и

2

4.

2

1

Коррекция и развитие
координации движений

Перебежка

Длина

Метание

Захват

Зарядка

Развивать координацию
движений
Коррекция и развитие
мелкой моторики
кистей рук
развивать координацию
движений
Коррекция и развитие
внимания, мышления
Коррекция и развитие
мелкой моторики

Колонна
Расчет
Чередование

движения рук, ног, туловища, головы,
выполняемые на месте и в движении.
Сочетание движений ног, туловища с
одноименными и разноименными
движениями рук.
Дыхательные
упражнения
и
упражнения
для
формирования
правильной осанки.

кистей рук

5.

3435

6.

36

7.

3738

Простые комплексы общеразвивающих
и корригирующих упражнений.

2

8.

3940

Комплексы упражнений с
гимнастическими палками, флажками,
малыми обручами.

2

9.

41

Комплексы
скакалками.

со

1

0.

4243

2

1.

4445

2.

4647

Элементы акробатических
упражнений: Кувырок вперед по
наклонному мату, стойка на лопатках,
согнув ноги.
Лазанье: Лазанье по наклонной
гимнастической скамейке (угол 20°)
одноименным
и
разноименным
способами.
Передвижение на четвереньках по
полу по кругу на скорость и с
выполнением заданий (с толканием
мяча).

3.

4849

4.

5051

упражнений

2

1

Повторение сохранения
правил осанки и
чередования ходьбы и бега
Учащиеся должны правильно
выполнять несколько
упражненийгимнастическими
палками, флажками.
Уметь ходить по гимнастической скамейке с различным
положением рук. Кружение на
месте и в движении.
Уметь правильно выполнять
основные упражнения с
гимнастическими палками,
флажками, малыми обручами.
Уметь правильно выполнять
упражнения с большими и
малыми мячами
Уметь правильно выполнять
основные движения лежа на
спине

1

Уметь правильно выполнять
основные движения в упоре
стоя на коленях

1

Уметь соблюдать темп
движений, выполнять ОРУ в
определенном ритме и темпе

Перелезание со скамейки на скамейку
произвольным способом.

2

Висы: в висе на гимнастической стенке
сгибание и разгибание ног.

1

Уметь соблюдать темп
движений, выполнять ОРУ в
определенном ритме и темпе
Уметь соблюдать темп
движений, выполнять ОРУ в
определенном ритме и темпе

Коррекция и развитие
моторики рук
Развивать координацию
движений

Флажок

Развивать координацию
движений
Формировать умение
работать в парах, в
команде
Развивать координацию
движений

Обруч

Малый

Коррекция крупной и
моторики рук (развитие
ритмичности, плавности
движений)
Развивать координацию
движений

Группировка

Коррекция и развитие
крупной моторики
(развитие ритмичности,
плавности движений,
соразмерности
движений)
Развивать координацию
движений

Перекат

Коррекция и развитие
крупной моторики
(развитие ритмичности,

Упор

плавности движений,
соразмерности
движений)
Уметь произвольно лазать по Развивать координацию
Подлезание
гимнастической стенке,
движений
подлезать под препятствие и
перелезать через горку матов
и гимнастическую скамейку.
Уметь принимать упор в
Коррекция крупной и
Висы
положении присев и лежа на моторики (формирование
матах
ручной умелости,
плавности движений)
Уметь ходить по коридору с Снятие эмоционального Стойка
расстоянием друг от друга напряжения
в20 см.; уметь принимать стойку на носках (3—4 с).
Лыжная подготовка
Уметь правильно выполнять Снятие эмоционального
основные движения в ходьбе напряжения
и беге; организованно
строиться

5.

52

Упор на гимнастической стенке в
положении стоя, меняя рейки.

2

6.

5354

Равновесие: Ходьба по гимнастической
скамейке с предметами (по выбору), на
носках с различным движением рук

1

7.

55

Ходьба по полу по начертанной линии.

2

56-57

Переноска лыж.

2

58-59

Ступающий шаг без палок и с
палками.

2

Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя

60-61

Скользящий шаг.

2

62-63

Повороты на месте «переступанием»
вокруг пяток лыж.

2

64-65

Обучение
двухшажному шагу.

Формировать умение
медленно бегать с
чередованием ходьбой
Знать основные виды одежды Формировать,
Переступание
и обуви для занятий на улице совершенствовать
в зимний период
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Формировать умение
Снятие эмоционального
передвигаться на лыжах
напряжения
попеременным двухшажным
ходом

попеременному

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Снятие эмоционального
напряжения

Строй

66

Подъём «лесенкой».

Формировать умение
подъёма в гору «лесенкой»

Снятие эмоционального
напряжения

67-68

Передвижение на лыжах до 400 м .

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Снятие эмоционального
напряжения

69-70

Передвижение на лыжах до 400 м.

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Снятие эмоционального
напряжения

71-72

Передвижение на лыжах до 500 м.

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Снятие эмоционального
напряжения

73-74

Передвижение на лыжах до 500 м.

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Снятие эмоционального
напряжения

75-76

Передвижение на лыжах до 600 м.

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Снятие эмоционального
напряжения

77-78

Передвижение на лыжах до 600 м.

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Снятие эмоционального
напряжения

79

Подвижные игры: «Отгадай по голосу»

1

8081

Подвижные игры: «Карусели»

2

8182

Подвижные игры: «Что изменилось?»

2

8384

Подвижные игры: «Волшебный
мешок».

2

8586

Игры с элементами общеразвивающих
упражнений: «Салки маршем»

2

Подвижные игры
Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя
Уметь соблюдать темп
движений, обращая внимание
на музыку
Уметь самостоятельно
определять нужное
направление движения по
словесной инструкции
учителя
Уметь выполнять ходьбу с
приседанием, со сгибанием
коленей, на носках, широким
и мелким шагом
Способствовать
формированию развития
двигательных навыков и
умений

Снятие эмоционального
напряжения. Развитие
координации движений
Снятие эмоционального
напряжения

Бодрый

Уметь выполнять
задания после показа и
по словесной
инструкции учителя

Порядок

Формировать умение
работать в парах, в
команде

Совушка

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,

Сигнал

Космонавт

8788

Игры с элементами общеразвивающих
упражнений: «Повторяй за мной»,

2

Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя

8990

Игры с элементами общеразвивающих
упражнений «Веревочный круг»

2

9192

Игры с элементами общеразвивающих
упражнений «Часовые и разведчики»

2

93,
94,
95
96,
97,
98
99,
100,
101
102,
103,
104
105

Игры с бегом и прыжками: «У ребят
порядок строгий» «Кто быстрее?»

3

Игры с бегом и прыжками: «У
медведя во бору»

3

Игры с бегом и прыжками: «Пустое
место».

3

Уметь выполнять движения в
соответствии с изменением
характера музыки (быстро —
медленно)
Уметь выполнять движения в
соответствии с изменением
характера музыки (быстро —
медленно)
Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя
Способствовать
формированию развития
двигательных навыков и
умений

Игры с бросанием, ловлей, метанием:
3
«Охотники и утки» «Кто дальше
бросит?»
Игры с бросанием, ловлей, метанием:
3
«Охотники и утки» «Кто дальше
бросит?»
ИТОГО
105ч

Уметь ритмично выполнять
несложные движения руками
и ногами
Уметь ритмично выполнять
несложные движения руками
и ногами

наблюдательности
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Снятие эмоционального
напряжения
Снятие эмоционального
напряжения. Развитие
координации движений

Быстро,
медленно

Закреплять умения
ориентироваться в
пространстве
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности

Цель

Снятие эмоционального
напряжения
Снятие эмоционального
напряжения

Точность
движений

Календарно-тематическое планирование уроков по физкультуре в 3 классе (105часов/3 часа в неделю)
№
урока

Тема

К-во
часов

Образовательные цели

Коррекционноразвивающие цели

1-2

Ходьба: Ходьба в различном темпе, с
выполнениями упражнений для рук.

2

Лёгкая атлетика
Уметь соблюдать темп
развивать координацию
движений
движений

2-4

Ходьба с контролем и без контроля
зрения.

2

Уметь правильно принимать
исходное положение

5-6

Бег: Понятие высокий старт.

2

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности

7-8

Медленный бег до 3 мин (сильные
дети).

2

9-10

Бег в чередовании с ходьбой до 100 м.

2

Способствовать
формированию развития
двигательных навыков и
умений

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности

11-12

Челночный бег (3x5 м).

2

Способствовать
формированию развития
двигательных навыков и
умений

13-14

Бег на скорость до 40 м.

2

15-16

Понятие эстафетный бег (встречная
эстафета)

2

17-18

Прыжки: Прыжки с ноги на ногу с
продвижением вперед, до 15 м.

2

19-20

Прыжки в длину (место отталкивания
не обозначено) способом согнув ноги.

2

Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя
Способствовать
формированию развития
двигательных навыков и
умений
Формировать умение прыгать
с ноги на ногу с
передвижением вперед
Формировать умение прыгать
в длину с места

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Снятие
эмоционального
напряжения
Развивать координацию
движений
Закреплять умения
ориентироваться в
пространстве
Снятие
эмоционального
напряжения

Словарь
Темп

Стопа

Чередование
Туловище

Направление

Дата
По плану По факту

21-22

Ознакомление с прыжком с разбега
способом перешагивание

2

Формировать умение прыгать
в длину с небольшого разбега

развивать координацию
движений

Перебежка

23-24

Метание: Метание малого мяча левой
рукой на дальность в горизонтальную
цель

2

Способствовать
формированию в подготовке
кистей рук к метанию

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности

Метание

Коррекция и развитие
координации движений

Зарядка

25

26-27

28-29

30

31-32

33-34

35

36-37

38

Строевые упражнения. Построение в
колонну, шеренгу по инструкции
учителя.
Повороты на месте (направо, налево)
под счет. Размыкание и смыкание
приставными шагами.
Перестроение из колонны по одному в
колонну по два через середину зала в
движении с поворотом. Выполнение
команд: «Шире шаг!», «Реже шаг».
Перестроение из одной
шеренги
в две и наоборот. Основные положения
и движения рук, ног, туловища,
головы, выполняемые на месте и в
движении.
Сочетание движений ног, туловища с
одноименными и разноименными
движениями рук.
Дыхательные упражнения и
упражнения для формирования
правильной осанки. Простые
комплексы общеразвивающих и
корригирующих упражнений.
Комплексы упражнений с
гимнастическими палками, флажками,
малыми обручами, большими и
малыми мячами.
Комплексы
упражнений
со
скакалками.
Комплексы с набивными мячами.

1
2

1

Гимнастика
Учащиеся должны знать
значениеупражнений,
зарядки.
Повторить
ходьбу с сохранением
правильной осанки.
Повторить построение из
одной шеренги в
другую

Развивать координацию
движений
Коррекция и развитие
моторики (развитие
ритмичности,
плавности движений)
Развивать координацию
движений

1

Повторить ходьбу с
сохранением правильной
осанки.

Колонна

2

Учащиеся должны уметь
рассчитываться по порядку

Коррекция и развитие
внимания, мышления

Расчет

2

Повторение чередования
ходьбы и бега

Коррекция и развитие
моторики (развитие
ритмичности,
плавности движений)

Чередование

1

Коррекция и развитие
моторики рук (развитие
ритмичности,
плавности движений,
соразмерности
движений)

Флажок

2

Учащиеся должны правильно
выполнять несколько
упражнений с
гимнастическими палками,
флажками.

1

Учащиеся должны правильно

Снятие эмоционального

Набивной мяч

39-40

41

42

43

44

45-46

47-48

49-50

51-52

выполнять несколько
упражнений с набивными
мячами
Уметь правильно выполнять
основные движения лежа на
спине

Элементы
акробатических
упражнений: Перекаты в группировке.
Из положения лежа
на спине
«мостик». 2—3 кувырка вперед (строго
индивидуально).
Элементы
акробатических
упражнений: Из положения лежа на
спине «мостик». 2—3 кувырка вперед
(строго индивидуально).
Лазанье по гимнастической стенке
вверх и вниз разноименным и
одноименным способами, в сторону
приставными шагами, по наклонной
гимнастической скамейке (угол 20"
— 30°) с опорой на стопы и кисти рук.
Приседание с одновременным
выставлением ноги вперед в сторону.

1

Пролезание
обручи.

сквозь гимнастические

1

Висы: Вис на гимнастической стенке
на
согнутых
руках.
Упор
на
гимнастическом бревне и на скамейке,
гимнастическом козле.
Равновесие: Ходьба по гимнастической
скамейке с перешагиванием через
предмет, по рейке гимнастической
скамейки, с доставанием предметов с
пола в положении приседа.
Равновесие: Стойка на одной ноге,
другая в сторону, вперед, назад с
различными положениями рук
Равновесие «ласточка». Ходьба по

2

Уметь соблюдать темп
движений, выполнять ОРУ в
определенном ритме и темпе

2

Уметь соблюдать темп
движений, выполнять ОРУ в
определенном ритме и темпе

напряжения
Развивать координацию Круговые
движений
движения

Группировка

1

1

2

Уметь произвольно лазать по
гимнастической стенке,
подлезать под препятствие и
перелезать через горку матов
и гимнастическую скамейку.

Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя
Уметь пролезать сквозь
гимнастические обручи

Упор

развивать координацию
движений
Коррекция и развитие
крупной моторики
(развитие ритмичности,
плавности движений,
соразмерности
движений)
Развивать координацию
движений

Пролезание

Коррекция и развитие
крупной моторики

Равновесие

Висы

Снятие эмоционального
напряжения

2

2

Коррекция крупной и
моторики рук (развитие
ритмичности, плавности
движений)

Уметь

самостоятельно Коррекция крупной и

Стойка

гимнастическому бревну высотой 60
см

выполнять
«Ласточка»

упражнение моторики (формирование Ласточка
ручной умелости,
плавности движений)
Уметь соблюдать темп
Коррекция крупной и
Козел
движений, выполнять ОРУ в
моторики
определенном ритме и темпе
(формирование ручной
умелости, развитие
соразмерности
движений)
Лыжная подготовка (20 часов)
Уметь правильно выполнять Снятие эмоционального
основные движения в ходьбе напряжения
и беге; организованно
строиться

Опорные прыжки: Опорный прыжок
через гимнастического козла: наскок в
упор на колени. Соскок с поворотом.

2

55-56

Построение в одну шеренгу с лыжами
и на лыжах.

2

57-58

Выполнение команд: «Становись!»,
«Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».

2

Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя

59-60

Передвижение скользящим шагом
учебной лыжне.

по

2

61-62

Подъем ступающим шагом на склон,
спуск с горки в основной стойке.

2

Формировать умение
медленно бегать с
чередованием ходьбой
Формировать умение ходить
на лыжах

63-64

Передвижение
двухшажным ходом.

попеременным

65-66

Передвижение
бесшажным ходом.

одновременным

53-54

Формирование ручной
умелости, развитие
ритмичности, плавности
движений, соразмерности
движений

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Снятие эмоционального
напряжения
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Формировать и
совершенствовать
навыки передвижения на
лыжах попеременным
двухшажным ходом.
Формировать и
совершенствовать
навыки передвижения на
лыжах одновременным
бесшажным ходом.

Строй

67-68

Передвижение на лыжах (до 500 м за
урок).

2

69-70

Передвижение на лыжах (до 600 м за
урок).

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Снятие эмоционального
напряжения

71-72

Передвижение на лыжах (до 700 м за
урок).

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Снятие эмоционального
напряжения

73-74

Передвижение на лыжах (до 800 м за
урок).

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Развивать координацию
движений

75-76

Передвижение на лыжах (до 900 м за
урок).

2

Формировать умение ходить
на лыжах

77-78

Передвижение на лыжах (до 1000 м за
урок).

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Закреплять умения
ориентироваться в
пространстве
Снятие эмоционального
напряжения

7980

Подвижные игры: «Два сигнала»

2

8182

Подвижные
движение».

«Запрещенное

2

8384

Игры с элементами общеразвивающих
упражнений: «Шишки, желуди, орехи»

2

8586

Игры с элементами общеразвивающих
упражнений: «Самые сильные», «Мяч
— соседу».

2

8788

Игры с бегом и прыжками: «Пятнашки
маршем», «Прыжки по полоскам»

2

8990

Игры с бегом и прыжками: «Точный
прыжок»

2

игры:

Снятие эмоционального
напряжения

Подвижные игры
Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя
Уметь соблюдать темп
движений, обращая внимание
на музыку
Уметь самостоятельно
определять нужное
направление движения по
словесной инструкции
учителя
Уметь выполнять ходьбу с
приседанием, со сгибанием
коленей, на носках, широким
и мелким шагом
Уметь выполнять движения в
соответствии с изменением
характера музыки (быстро —
медленно)
Уметь выполнять задания
после показа и по словесной

Снятие эмоционального
напряжения. Развитие
координации движений
Снятие эмоционального
напряжения

Бодрый

Уметь выполнять
задания после показа и
по словесной
инструкции учителя

Порядок

Формировать умение
работать в парах, в
команде

Совушка

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Формировать,
совершенствовать

Сигнал

Космонавт

инструкции учителя

9192

Игры с бегом и прыжками: «К своим
флажкам».

2

9394

Игры с бросанием, ловлей, метанием:
«Попади в цель»

2

9596

Игры с бросанием, ловлей, метанием:
«Мяч —среднему»

2

9798

Игры с бросанием, ловлей, метанием:
«Гонка мячей по кругу».

2

99100

Игры с бросанием, ловлей, метанием:
«Зоркий глаз»

2

101102
103104

Игра: «Вот так карусель!».

2

Игры с бросанием, ловлей, метанием:
«Охотники и утки» «Кто дальше
бросит?»

2

105

Игры с бросанием, ловлей, метанием:
«Попади в цель»

1

ИТОГО

105ч

Уметь выполнять движения в
соответствии с изменением
характера музыки (быстро —
медленно)
Уметь выполнять движения в
соответствии с изменением
характера музыки (быстро —
медленно)
Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя
Уметь ритмично выполнять
несложные движения руками
и ногами
Уметь самостоятельно
определять нужное
направление движения по
словесной инструкции
учителя
Уметь самостоятельно
определять нужное
направление движения по
словесной инструкции
учителя
Уметь ритмично выполнять
несложные движения руками
и ногами

навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Снятие эмоционального
напряжения
Снятие эмоционального
напряжения. Развитие
координации движений

Быстро,
медленно

Закреплять умения
ориентироваться в
пространстве
Снятие эмоционального
напряжения

Цель

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Снятие эмоционального
напряжения

Точность
движений

Календарно-тематическое планирование уроков по физкультуре в 4 классе (105 часов/3 часа в неделю)
№
урока

Тема

К-во
часов

Образовательные цели

Коррекционноразвивающие цели

1, 2, 3

Ходьба: Ходьба
(наперегонки).

темпе

3

Лёгкая атлеткиа
Уметь соблюдать темп
развивать координацию
движений
движений

4, 5, 6

Ходьба в приседе. Сочетание различных
видов ходьбы.

3

Уметь правильно принимать
исходное положение

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти

7, 8, 9

Бег: Понятие низкий старт.

3

10,11,
12
13,14,
15

Быстрый бег на месте до 10 с.

3

Способствовать
формированию развития
двигательных навыков и
умений

Формировать,
совершенствовать
координацию движений

Челночный бег (3x10 м).

3

16,17,
18

Бег с преодолением небольших препятствий на отрезке 30 м.

3

19,20,
21

Понятие эстафета (круговая).

3

22,23,
24

Прыжки: Прыжки с ноги на ногу до 20 м,
в высоту способом перешагивание
(внимание на мягкость приземления).

3

25

Строевые упражнения. Сдача рапорта.
Построение в колонну, шеренгу по
инструкции учителя.

в

быстром

1

Уметь выполнять задания
развивать координацию
после показа и по словесной движений
инструкции учителя
Способствовать
Формировать,
формированию развития
совершенствовать
двигательных навыков и
навыки зрительного
умений
внимания, памяти
Уметь выполнять задания
Снятие
после показа и по словесной
эмоционального
инструкции учителя
напряжения
Формировать умение прыгать Закреплять умения
с ноги на ногу с
ориентироваться в
передвижением вперед
пространстве
Гимнастика
Учащиеся должны уметь
Коррекция и развитие
сдавать рапорт
координации движений

Словарь
Темп

Стопа
Препятствие

Чередование

Зарядка

Дата
По плану По факту

Поворот кругом на месте. Размыкание и
смыкание приставными шагами.

1

27-28

Расчет на
Выполнение
«Реже шаг».

2

29-30

Перестроение из одной
две и наоборот.

шеренги в

2

31-32

Перестроение из колонны по одному в
колонну по три в движении с поворотом
Общеразвивающие упражнения без
предметов: основные положения и
движения рук, ног, туловища, головы,
выполняемые на месте и в движении.
Ходьба по центру зала, умение намечать
диагональные линии из угла в угол.
Сохранение правильной дистанции во
всех видах построений с использованием
лент, обручей, скакалок.
Сочетание движений ног, туловища с
одноименными и разноименными
движениями рук.

1

Круговые движения головы..Повороты
туловища в положении стоя, сидя с
передачей предметов.

2

39

Дыхательные упражнения и упражнения
для формирования правильной осанки

1

40-41

Простые комплексы общеразвивающих и
корригирующих упражнений.

2

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения с предметами: Комплексы

1

26

33

34-35

36

37-38

42

«первый — второй».
команд: «Шире шаг!»,

1

Повторить
ходьбу с сохранением
правильной осанки.
Повторить построение из
одной шеренги в
другую
Повторить ходьбу с
сохранением правильной
осанки.
Учащиеся должны уметь
рассчитываться по порядку
Повторение чередования
ходьбы и бега

2

Уметь правильно выполнять
основные движения в ходьбе
и беге; организованно
строиться

1

Учащиеся должны правильно
выполнять несколько
упражнений с одноименными
и разноименными
движениями рук.

Развивать координацию
движений
Коррекция и развитие
моторики (развитие
ритмичности,
плавности движений)
развивать координацию
движений
Коррекция и развитие
внимания, мышления
Коррекция и развитие
моторики (развитие
ритмичности,
плавности движений)
Коррекция и развитие
мелкой моторики
кистей рук

Колонна
Расчет
Чередование

Коррекция и развитие
моторики рук (развитие
ритмичности,
плавности движений,
соразмерности
движений)
Уметьсоблюдать темп
развивать координацию
движений, обращая внимание движений
на смену частей музыки

Флажок

Уметь выполнять задания
развивать координацию
после показа и по словесной движений
инструкции учителя
Уметь правильно выполнять развивать координацию
основные движения в ходьбе
движений
и беге; организованно
строиться
Учащиеся должны правильно Развивать координацию
выполнять несколько
движений

Пояс

Передача

Малый

упражнений с гимнастическими
палками, флажками, малыми обручами,
большими и малыми мячами.

упражнений с
гимнастическими палками,
флажками.

Комплексы упражнений со скакалками, с
набивными мячами, с обручами.
Элементы акробатических упражнений:
кувырок назад, комбинация из кувырков,
«мостик» с помощью учителя.

2

Лазанье: Лазанье по гимнастической
стенке с переходом на гимнастическую
скамейку, установленную наклонно, и
слезание по ней произвольным
способом.

2

Лазанье по канату произвольным
способом. Перелезание через бревно,
коня, козла.
Висы: вис на рейке гимнастической
стенки на время, на канате с
раскачиванием. Подтягивание

1

51

Равновесие: Ходьба по наклонной доске
(угол 20°). Расхождение вдвоем
поворотом при встрече на полу и на
гимнастической скамейке

1

Уметь ходить по коридору с Снятие эмоционального
расстоянием друг от друга напряжения
в20 см.; уметь принимать стойку на носках (3—4 с).

52-53

Равновесие «ласточка». Ходьба по
гимнастическому бревну высотой 60 см

2

Уметь
выполнять
«Ласточка»

Опорные прыжки: Опорный прыжок
через гимнастического козла: наскок в
упор на колени. Соскок с поворотом

2

54

43-44
45

46-47

48

49-50

1

2

Уметь выполнять кувырок
назад, комбинацию из
кувырков, «мостик» с
помощью учителя.
Уметь пролезать по
гимнастической стенке с
переходом на
гимнастическую скамейку,
установленную наклонно, и
слезание по ней
Уметь соблюдать темп
движений, выполнять ОРУ в
определенном ритме и темпе
Уметь соблюдать темп
движений, выполнять ОРУ в
определенном ритме и темпе

Коррекция крупной и
моторики рук (развитие
ритмичности, плавности
движений)

Группировка
Упор

Коррекция и развитие
крупной моторики
(развитие ритмичности,
плавности движений,
соразмерности
движений)
Развивать координацию
движений

Пролезание

Коррекция и развитие
крупной моторики
(развитие ритмичности,
плавности движений)

Равновесие

Висы

самостоятельно Коррекция крупной и
Стойка
упражнение моторики (формирование Ласточка
ручной умелости,
плавности движений)
Уметь соблюдать темп
Коррекция крупной и
Козел
движений, выполнять ОРУ в
моторики
определенном ритме и темпе
(формирование ручной
умелости, развитие
соразмерности
движений)

Лыжная подготовка
Уметь правильно выполнять Снятие эмоционального
основные движения в ходьбе напряжения
и беге; организованно
строиться

55

Выполнение распоряжений в строю:
«Лыжи положить!»

1

56

Выполнение распоряжений в строю:
«Лыжи взять!»..

1

Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя

57-58

Ознакомление
с
двухшажным ходом.

2

59-60

Подъем «елочкой», «лесенкой»

2

Формировать умение
медленно бегать с
чередованием ходьбой
Формировать умение ходить
на лыжах

61-62

Спуски в средней стойке.

2

63-64

Передвижение
двухшажным ходом.

попеременным

65-66

Передвижение
двухшажным ходом

одновременным

67-68

Передвижение на лыжах одновременным
бесшажным ходом.

69-70

Передвижение на лыжах (до 1 км за
урок).

попеременным

2

Формировать умение
спускаться на лыжах в
средней стойке
Формировать и
совершенствовать навыки
передвижения на лыжах
попеременным двухшажным
ходом.
Формировать и
совершенствовать навыки
передвижения на лыжах
одновременным
двухшажным ходом
Формировать и
совершенствовать навыки
передвижения на лыжах
одновременным бесшажным
ходом
Формировать умение ходить
на лыжах

Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти
Снятие эмоционального
напряжения
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти
Снятие эмоционального
напряжения

Развивать координацию
движений

Строй

71-72

Передвижение на лыжах (до 1 км за
урок).

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Развивать координацию
движений

73-74

Передвижение на лыжах (до 1,2 км за
урок).

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Развивать координацию
движений

75-76

Передвижение на лыжах (до 1,5 км за
урок).

2

Формировать умение ходить
на лыжах

Развивать координацию
движений

77-78

Передвижение на лыжах (до 1,5 км за
урок).

2

Развивать координацию
движений

79,
80,
81
82,
83,84

Подвижные игры: «Музыкальные змейки».
Подвижные игры: «Найди предмет».

2

85,
86,
87

Игры с элементами общеразвивающих
упражнений: «Светофор».

3

88,
89,
90

Игры с элементами общеразвивающих
упражнений: «Запрещенное движение»,
«Фигуры».

3

91,
92,
93

Игры с бегом и прыжками:
обгонит?», «Пустое место».

«Кто

2

94,
95,
96

Игры с бегом и прыжками: «Бездомный
заяц», «Волк во рву».

3

Формировать умение ходить
на лыжах
Подвижные игры
Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя
Уметь соблюдать темп
движений, обращая внимание
на музыку
Уметь самостоятельно
определять нужное
направление движения по
словесной инструкции
учителя
Уметь выполнять ходьбу с
приседанием, со сгибанием
коленей, на носках, широким
и мелким шагом
Уметь выполнять движения в
соответствии с изменением
характера музыки (быстро —
медленно)
Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя

9798

Игры с бросанием, ловлей, метанием:
«Подвижная цель».

2

3

Уметь выполнять движения в
соответствии с изменением
характера музыки (быстро —

Снятие эмоционального
напряжения. Развитие
координации движений
Снятие эмоционального
напряжения

Бодрый

Уметь выполнять
задания после показа и
по словесной
инструкции учителя

Порядок

Формировать умение
работать в парах, в
команде

Совушка

Космонавт

Формировать,
Сигнал
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Снятие эмоционального
напряжения

Игры с бросанием, ловлей, метанием:
«Обгони мяч».
Игра: «Крепость».

1

медленно)

1

101

Пионербол: ознакомление с правилами
игры.

1

102

Пионербол: Передача мяча руками,
ловля его.
Пионербол: Подача одной рукой снизу,
учебная игра.

1

Пионербол: Подача одной рукой сверху,
учебная игра.

2

Уметь выполнять движения в
соответствии с изменением
характера музыки (быстро —
медленно)
Уметь выполнять задания
после показа и по словесной
инструкции учителя
Уметь ритмично выполнять
несложные движения руками
Уметь самостоятельно
определять нужное
направление движения по
словесной инструкции
учителя
Уметь самостоятельно
определять нужное
направление движения по
словесной инструкции
учителя

99
100

103

104105

ИТОГО

1

105ч

Снятие эмоционального
напряжения. Развитие
координации движений

Быстро,
медленно

Закреплять умения
ориентироваться в
пространстве
Снятие эмоционального
напряжения
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности
Формировать,
совершенствовать
навыки зрительного
внимания, памяти,
наблюдательности

Цель

Точность
движений

Точность
движений

Лист корректировки учебной программы
№
урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки

Список литературы
1. И. М. Бгажнокова, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида: 0-4 классы», «Просвещение»,
2008г.
2. М.Н.Перова Методика преподавания физической культуры в коррекционной школе, М., ВЛАДОС, 2013 г.
3. Е.С.Черник Физическая культура во вспомогательной школе, М., Учебная литература, 2015 г.
4. В.М. Качашкин Физическое воспитание в начальной школе, М., Просвещение, 2016 г.
5. Г.И. Погадаев Использование игр на уроках физической культуры, М., Просвещение, 2013 г.

Лист корректировки учебной программы
№
урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».