РП изобразительное искусство УО 5,6 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

6 класс
на 2020 - 2021 учебный год

Составитель: Шамбер В.С.,
учитель технологии и
изобразительного искусства,
первая квалификационная категория

с. Новопышминское
2020 г.

Пояснительная записка
Изобразительное искусство – вид человеческой деятельности, которая
осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности,
эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в
процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт
представлений составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируется
лучшие положительные личные качества человека.
Настоящая программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста
изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и
физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитываются своеобразие
формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, опыт обучения
этому предмету. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному
искусству детей с умственной недостаточностью являются:
1. Развитие учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и
явлений действительности.
2. Развитие творческой изобразительной деятельности через формирование
компонентов деятельности воображения.
3. Приобщение учащихся к творческому социально значимому труду, умению
работать коллективно.
4. Использование изобразительной деятельности как средство компенсаторного
развития детей на всех этапах обучения в школе.
5. Дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в
связи с глубиной и тяжестью дефекта).
В процессе преподавания изобразительного искусства в средних классах решаются
следующие задачи:
 развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей
действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;
 овладение учащимися практической деятельности элементами художественноизобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка,
живописи, композиции, ДПИ;
 воспитание эстетических
чувств, понимания красоты окружающей
действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм
растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по
памяти, воображению;
 развитие интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при
использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы,
художественных материалов и техник работы;
 знакомство детей с произведениями искусства, созданные художниками,
скульпторами, мастерами ДПИ, и обучение учащихся приемам рассматривания,
умению установить смысловые связи, рассказывать содержание картины,
книжной иллюстрации, высказывать свое мнение и отношение к увиденному;
 воспитание у учащихся умения работать коллективно, выполняя определенные
этапы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной
деятельности
осуществляется
коррекция
развития
детей
с
умственной
недостаточностью, следует выделить:
 развитие мыслительной операции в процессе восприятия изображаемых с
натуры предметов;
 развитие зрительно-двигательной памяти, пространственного расположения
предметов;

совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и
практическую деятельность, функцию общения;
 обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планирование
своей деятельности;
 формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои
возможности адекватно;
 развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственные
эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт
межличностных отношений.
Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму
предметов, пропорций, конструкции предметов», «Развитие у учащихся восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».
Каждому из направлений соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в
определенной последовательности с усложнением. Они решаются на протяжении всех лет
обучения.
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное
искусство» в основной школе выделяется - 1 час в неделю 35 в год.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе
Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, 5-7классы, под редакцией длин. В.В. Воронковой
- М.: «Просвещение», 2010 г.) автор: И.А.Грошенков.



Распределение учебного времени
№

Темы программного материала

Количество
часов

1.

Декоративное рисование

12

2.

Рисование с натуры

11

3.

Рисование на темы

6

4.

Беседы об изобразительном искусстве

5
Итого:

34

Содержание программы
Рисование с натуры
Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в предыдущем классе; развитие
эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов;
совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей
последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая,
прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в
определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение,
предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными

линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму
предметов доступными учащимися средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.
Декоративное рисование
Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и
общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия
о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей
художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование
элементарных представлений о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам;
совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования,
подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы
Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать наблюдения в рисунке;
обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка,
чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга,
передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке своё представление
об образах литературного произведения; развитие творческого воображения;
совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию
рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая
изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о
своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с
широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с
народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и
гармоничных цветовых сочетаний.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности
рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в
рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в
рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в
изобразительной деятельности;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных
на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных
мастеров
Учащиеся должны знать:
- виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное
рисование, рисование на тему);
- основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
- особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве
(акварель, гуашь, масло, мрамор, гранит, дерево, фарфор).
Критерии и нормы оценки учащихся по изобразительному искусству

Оценка «5» ставится, если: учащийся полностью справляется с поставленной целью
урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на
практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между
собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее
характерное.
Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом,
но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично
согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем
точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.

•

Программно-методические материалы:
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида / Пол редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой/ Москва, «Просвещение», 2012 г.

Интернет ресурсы:
1. http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей)
2. http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
3. http://www.edu.ru (Российское образование - федеральный портал)
•

Дополнительная литература для учителя и учащихся:
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 кл.: Кн. для учителя/
Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др.-М.: Просвещение, 2016.-198 с., 8 л.: ил.

Календарно – тематическое планирование по ИЗО для 6-го года обучения
№
п/п

№
п/п
в году

Тема урока

1

2

3

Коррекционная
деятельность

Кол-во
часов

4

5

I четверть
1.

1.

Беседа на тему « Декоративно-прикладное искусство» (народные
игрушки – глина дерево).

Карточка

1

2.

2.

Рисование народной игрушки (дымковской, филимоновской и т.д.) Карточка

1

3.

3.

Составление сетчатого узора для детской ткани (графическое
изображение).

1

4.

4.

Роспись сетчатого узора для детской ткани.

5.

5.

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей
(например, морковь и огурец).

Д/и « Из чего состоит
натюрморт», «Составь
натюрморт»

1

6.

6.

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов
(например, яблоко и груша)

Д/и « Из чего состоит
натюрморт», «Составь
натюрморт»

1

7.

7.

Декоративное рисование – составление симметричного узора.

Упр. «Составь узор»

1

8.

8.

Декоративное рисование – составление эскиза для значка на
предложенной учителем форме (по выбору учащихся).

Карточка

1

9.

9.

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины
художников В.Фирсова «Юный живописец», В.Серова «Девочка с

Карточка
Д/и «Угадай картину»

1

Карточка
Д/и «Составь узор»

1

Сроки проведения
план

факт

6

7

персиками», П.Канчаловского «Сирень».
Итого:

9
II четверть

10.

10.

Рисование с натуры игрушки (по выбору учеников).

Карточка
Д/и «Узнай по профилю»

1

11.

11.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного
материала.

Игра «Танграм»

1

12.

12.

Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (содержание
рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный
подъёмный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет
плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы,
бульдозер засыпает яму и т.п.).

Карточка
Д/и «Угадай картину»

1

13.

13.

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» Карточка
(Э.Фальконе «Медный всадник», Ф.Фивейский «Сильнее смерти», Игра «Танграм», «Узнай
Е.Вучетич «Статуя воина-освободителя» в Трептов - парке в
по профилю»
Берлине).

1

14.

14.

Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, Карточка
снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные
игрушки и т. п.).

1

15.

15.

Изготовление новогодних карнавальных масок.

Карточка

1

16.

16.

Рисование на тему «Зимние развлечения».

Д/и «Времена года»

1

Итого:

7
III четверть

17.

17.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы,
расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и
кружка).

Карточка

1

18.

18.

Рисование с натуры объемного предмета конической формы
(кофейник).

Карточка

1

19.

19.

Рисование с натуры объемного предмета сложной
(комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза,
кувшин).

Карточка

1

20.

20.

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях
живописи» (А.Бубнов «Утро на Куликовом поле», В.Васнецов
«Богатыри», В.Суриков «Переход Суворова через Альпы).

Карточка
Д/И «Угадай картину»

1

21.

21.

Рисование на тему «Русский солдат»

22.

22.

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).

Карточка

1

23.

23.

Рисование поздравительной открытки к празднику 8 марта, с
использованием «ленточного» шрифта.

Карточка

1

24.

24.

Рисование с натуры объемного предмета сложной
(комбинированной) формы и его декоративное оформление
(торшер, подсвечник со свечой).

Карточка

1

25.

25.

Иллюстрирование отрывка из «Сказки о Царе Салтане»
А.Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать
велят…», «Белка песенки поет, да орешки все грызет…» и др.).
Композиционное решение.

Карточка
Д/И «Найди
недостающего героя»

1

26.

26.

Иллюстрирование отрывка из «Сказки о Царе Салтане»
А.Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать
велят…», «Белка песенки поет, да орешки все грызет…» и др.).
Цветовое решение.

Карточка
Д/И «Найди
недостающего героя»

1

1

Итого:

10
IV четверть

27.

27.

Экскурсия в парк. Наблюдение за природой.

Д/и «Времена года»

1

28.

28.

Рисование по памяти и представлению «Весенние ручьи»

29.

29.

Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны,
галки – по выбору).

30.

30.

Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (примерное
Карточка
содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с
распустившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем
плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись: «Птицы –
наши друзья»). В рисунке преобладают краски наступившей весны:
голубые, светло-зеленые, желтые, коричневые.

1

31.

31.

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).

Карточка

1

32.

32.

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций
картин о Великой Отечественной войне против немецкофашистских захватчиков (В.Корецкий «Воин Красной Армии,
спаси!», Д.Шмаринов «не забудем, не простим», Ф.Богородский
«Слава павшим героям»).

Карточка
Д/И «Угадай картину»

1

33.

33.

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по
выбору.

Карточка

1

34

34

Рисование предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).

Карточка

1

Итого:

1
Игра «Танграм», «Узнай
по профилю»

1

34

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

5 класс

на 2020 - 2021 учебный год

Составитель: Шамбер В.С.,
учитель технологии и
изобразительного искусства,
первая квалификационная категория

с. Новопышминское
2020 г.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на
основе Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, 5-7классы, под редакцией длин. В.В. Воронковой
- М.: «Просвещение», 2010 г.) автор: И.А.Грошенков.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения его к художественной культуре и обучению умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве. Формирование элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации); развитие зрительного восприятия формы,
величины, конструкции, цвета предмета, его положение в пространстве, а так же
адекватное отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умений пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета
• воспитание интереса к изобразительному искусству;
• раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
• воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
• сформировать элементарные знания основ реалистического рисунка;
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного
рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной
деятельности;
• сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для
изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в
практической деятельности и в будущей профессии;
• использовать процесс обучения изобразительному искусству для
повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных
качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных
возможностей каждого ученика;
• развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать
красивое;
оценочные суждения о произведениях изобразительного
искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры,
архитектуры, дизайна.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного,
деятельностного,
дифференцированного,
компетентностного
и
культурноориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ; направлен на
формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации
возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением
специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств
ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств
социальной адаптации в условиях современного общества.
Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму
предметов, пропорций, конструкции предметов», «Развитие у учащихся восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».

Каждому из направлений соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в
определенной последовательности с усложнением. Они решаются на протяжении всех лет
обучения.
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное
искусство» в основной школе выделяется - 1 час в неделю 35 в год.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе
Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, 5-7классы, под редакцией длин. В.В. Воронковой
- М.: «Просвещение», 2010 г.) автор: И.А.Грошенков.
Содержание учебного предмет
Рисование с натуры.
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения
(определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой
рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление
последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения,
пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы
использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям
средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе,
квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать
последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся
цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов
орнамента с соблюдением конкура изображения).
Тематическое рисование.
Развитие у обучающихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно
друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления,
возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное,
то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах,
развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании
рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения
определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать
красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Тематическое планирование
№

Тема занятия

Итого:

1.

Рисование с натуры

10

2.

Декоративное рисование

10

3.
4.

Рисование на темы
Беседы об изобразительном искусстве

11
3

Итого:

34 ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности
рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в
рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в
рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в
изобразительной деятельности;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных
на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных
мастеров
Учащиеся должны знать:
- виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное
рисование, рисование на тему);
- основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
- особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве
(акварель, гуашь, масло, мрамор, гранит, дерево, фарфор).
Критерии и нормы оценки учащихся по изобразительному искусству
Оценка «5» ставится, если: учащийся полностью справляется с поставленной целью
урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на
практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между
собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее
характерное.
Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом,
но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично
согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем
точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.

•

Программно-методические материалы:
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида / Пол редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой/ Москва, «Просвещение», 2010г.

Интернет ресурсы:
1. http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей)
2. http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
3. http://www.edu.ru (Российское образование - федеральный портал)
•

Дополнительная литература для учителя и учащихся:
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 кл.: Кн. для учителя/
Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др.-М.: Просвещение, 2016.-198 с., 8 л.: ил.

Календарно-тематическое планирование «Изобразительное искусство» для 5-го класса
№
п/п

Тема урока

Кол-во
уроков

Элементы содержания

1.

Рисунок с натуры: «Листья
осенней окраски»

1

2.

Рисунок с натуры: «Ветка
рябины»

1

Изображение плоских
предметов (осенние листья).
Отработка основных приемов
работы акварель.
Передача оттенков
локального цвета, получение
составных цветов путем
смешивания; отработка
основных приемов работы
акварелью - заливка; мазок;
«по-сырому».
Изображение плоских
предметов (осенние листья).
Отработка основных приемов
работы акварель.
Передача оттенков
локального цвета, получение
составных цветов путем
смешивания; отработка
основных приемов работы
акварелью - заливка; мазок;
«по-сырому».

3.
4.

Осенний пейзаж
Осенний пейзаж. (Рисунок
в цвете).

1
1

Продолжить знакомится с
жанрами изобразительного
искусства. Познакомиться с
творчеством великих
художников
Беседа о перспективе.

Требования к уровню
подготовки учащихся

Домашнее
задание

Знать: строение листьев.
Уметь: смешивать цвета,
работать акварелью по
мокрой и сухой бумаге.

Принести ветку
рябины

Знать: знать значение
Найти репродукции
слов: локальный, оттенок, картин на тему
составные цвета.
«Осенний пейзаж»
Уметь: рисовать с натуры;
сравнивать предметы
между собой, выделять
особенности каждого
предмета, изображать
предметы, передавая их
форму, величину,
строение, пропорции,
цвет, композицию.
Знать: виды
Принести краски
изобразительного
Принести цветную
искусства, работы
бумагу
известных художниковживописцев.
Уметь: рисовать по

Дата
Примечание
проведения
план факт

5.

Аппликация с
дорисовыванием «Моя
улица.

1

6.

Узор в полосе из
растительных элементов

1

Изучение строения дерева,
кустарников, передача в
изображении этих знаний и
наблюдений, элементов
воздушной и линейной
перспективы, создание
определенного колорита,
настроения цветом, освоение
техники живописи «мазком»,
обобщений впечатлений
учащихся от экскурсии в
парк.
Продолжить знакомится с
жанрами изобразительного
искусства. Познакомиться с
известными произведениями
изобразительного искусства,
выполненными в жанре
пейзаж.
Развивать эстетическое
восприятие, красоту форм,
учить анализировать предмет,
определять форму,
пропорции, связь частей.
Знакомство с
классификацией
орнамента. Роль орнамента в
жизни людей. Дать понятие о
композиционном ритме. Дать
понятие о композиционном
ритме.
Знакомство с правилами
построения простого
ленточного орнамента.
Выполнение эскиза

памяти, замечать
характерные особенности
присущи определённым
временам года и
передавать их средствами
рисунка (форма,
пропорции, расположение
на листе бумаги).

Знать: работы известных Найти иллюстрации
художников-живописцев. орнаментов
Уметь: планировать
изобразительную
деятельность в процессе
работы над аппликацией,
рисунком.

Знать: понятия орнамент, Принести краски
ритм, рапорт;
способы построения узора
в полосе.
Уметь: строить орнамент
в полосе.

7.

Рисование геометрического
орнамента в круге

1

8.

Орнамент
знакомство
симметрия.

квадрате,
понятием

1

9.

Беседа «Народное
декоративно-прикладное
искусство» Эскиз предмета.
Рисование с натуры:
«Кувшин и яблоко»

1

10.

в
с

1

орнамента декоративных
носков для подарков.
Самостоятельная работа:
выполнение простых
геометрических,
растительных орнаментов.
Знакомство с «симметрией»,
Выполнение эскизов
«Лоскутное одеяло»,
салфетка, скатерть.
Самостоятельная работа:
создание орнаментов из
геометрических элементов
(круг, квадрат, ромб,
треугольник и др.).
Знакомство с «симметрией»,
Выполнение эскизов
«Лоскутное одеяло»,
салфетка, скатерть.
Самостоятельная работа:
создание орнаментов из
геометрических элементов
(круг, квадрат, ромб,
треугольник и др.).
Выполнение эскиза предмета
Познакомится с понятиями:
свет, блик, тень, полутень,
рефлекс.

Знать: понятия орнамент, Повторить упр.
симметрия;
способы построения узора
в квадрате.
Уметь: активно и
творчески применять
ранее усвоенные способы
изображения, используя
выразительные средства.
Знать: понятия орнамент, Сообщение о
симметрия;
декоративноспособы построения узора прикладном
в квадрате.
искусстве
Уметь: активно и
творчески применять
ранее усвоенные способы
изображения, используя
выразительные средства.
Знать о народных
Принести краски
промыслах.
Знать: значение слов –
Найти репродукции
этюд, набросок, свет,
картин,
блик, тень, полутень,
иллюстрации на
рефлекс.
тему
Уметь: видеть красоту
«Материнство»
форм, описывать предмет,
уметь изображать его в
нужной

11.

Картина - портрет «Все
народы воспевают
материнство».

1

12.

Картина-натюрморт.
Аппликация: «Кувшины
разной формы»

1

13.

Рисунок с натуры:

1

последовательности
передавать строение и
пропорции, уметь
планировать свою работу;
использовать тень для
передачи объемности
предмета.
Продолжить знакомится с
Знать: виды
жанрами изобразительного
изобразительного
искусства.
искусства, работы
Анализ работ великих
известных художниковхудожников в жанре
портретистов. Знать
«Портрет».
значение слов: портрет,
Познакомиться с известными автопортрет.парадный
произведениями
портрет.
изобразительного искусства,
Уметь: передавать образ
выполненными в жанре
человека живописными
портрет.
средствами (окраска лица,
волос, одежды и т. п. при
изображении портрета
человека).
Продолжить знакомится с
Знать: способы передачи
жанрами изобразительного
глубины пространства
искусства. Познакомиться с
(загораживание,
известными произведениями уменьшение величины
изобразительного искусства,
удаленных от
выполненными в жанре
наблюдателя предметов);
натюрморт.
видеть красоту в простом.
Развивать эстетическое
Уметь: сравнивать части в
восприятие, красоту форм,
целой конструкции по
учить анализировать предмет, величине; планировать
определять форму,
изобразительную
пропорции, связь частей.
деятельность в процессе
работы над аппликацией.
Продолжить знакомится с
Знать: работы известных

Принести цветную
бумагу

Подобрать
иллюстрации на
тему «Портрет»

Принести

«Портрет моего товарища».

14.

Лепка «Зимние
развлечения».

1

15.

Картина- пейзаж «Лес
зимой»

1

жанром «Портрет» и видами
портретов; воспитание
добрых и положительных
чувств к своим друзьям и
сверстникам.
Закрепление понятий
«формат», равновесие»,
«контраст», «выделение
главного», «симметрия»,
«асимметрия»; выполнение
эмоционально выразительной
композиции.
Выполнение объёмной
композиции с фигурками
людей; внимание к
пропорциям фигуры
человека; эмоциональная
выразительность жеста.

художниковпортретистов.
Уметь: передавать образ
человека живописными
средствами (окраска лица,
волос, одежды и т. п. при
изображении портрета
человека).

пластилин

Уметь: действовать
Найти репродукции
согласованно,
картин на тему
договариваться о том, кто «Лес зимой»
какую часть работы будет
выполнять, как отдельные
фигурки будут
объединяться в общую
композицию.
Анализ работ художников с
Знать: виды
Подобрать
целью выявления
изобразительного
иллюстрации
композиционной схемы
искусства, работы
карнавальных
картин. Изучение
известных художниковновогодних масок
возможностей создания
живописцев, что такое
статичной и динамичной
«формат, «ритм»,
композиции; развитие
«цельность композиции»;
фантазии и образного
попытаться выделить
мышления.
главное.
Познакомиться с творчеством Уметь: рисовать по
великих художников.
памяти, замечать
Живописная композиция.
характерные особенности
Двухплановое пространство. присущи определённым
временам года и
передавать их средствами

16.

Новогодние карнавальные
очки

1

Составление декоративной
композицию на Новогоднюю
тему.
Развитие художественного
вкуса, наблюдательности,
эмоциональная разрядка,
развитие творческих
способностей.

17.

Беседа «Картины
художников о школе,
товарищах и семье»

1

18.

Рисование с натуры фигуры
человека

1

Д.Мочальский. «Первое
сентября»; И.Шевандронов.
«В сельской библиотеке»;
А.Курчанов. «У больной
подруги»; Ф.Решетников.
«Опять двойка», «Прибыл на
каникулы».
Навык работы карандашом и
красками.

19.

Тематическое рисование
«Зимние развлечения»

1

Знание о зимних
развлечениях.

20.

Рисование с натуры. Часы с
прямоугольным
циферблатом.

1

Умение проводить анализ
натуры

21.

Рисование в квадрате узора

1

Выполнение эскизов

рисунка (форма,
пропорции, расположение
на листе бумаги).
Уметь: Изображать
предметы по памяти и с
натуры, замечать
характерные особенности
предметов и передавать их
средствами рисунка
(форма, пропорции,
расположение на листе
бумаги).
Знать художников и их
произведения

Найти репродукции
картин на тему
«Школа»

Найти репродукции
картин на тему
«Дети»

Знать о строении
Найти репродукции
человеческого тела. Уметь картин на тему
передавать в рисунке
«Зимние
сходство с телом человека развлечения»
и сохранение пропорций.
Уметь словесно составить
сюжет рисунка. Уметь
работать на всей
плоскости листа.
Выделять части из целого. Найти иллюстрации
Сравнивать свой рисунок орнаментов
с объектом изображения.
Передавать в рисунке
форму, пропорции, цвет,
строение.
Знать: понятия орнамент, Принести краски

из растительных форм с
применением осевых
линий.

с
натуры
горшка
с

«Лоскутное одеяло»,
салфетка, скатерть.
Самостоятельная работа:
создание орнаментов из
растительных форм

22.

Рисование
цветочного
растением.

23.

Праздничная открытка

1

24.

Натюрморт «Кофейник,
чашка, яблоко»

1

1

симметрия;
способы построения узора
в квадрате.
Уметь: активно и
творчески применять
ранее усвоенные способы
изображения, используя
выразительные средства.
Знание о растениях и уходе за Уметь пользоваться
Принести открытки
ними.
осевой линией. Уметь
выполнять перспективное
сокращение круга.
Повысить интерес к истории Знать: историю открытки.
Уметь: активно и
открытки и научиться её
творчески применять
изготавливать.
ранее усвоенные способы
Составление декоративной
изображения, используя
композицию из
выразительные средства.
разнообразных по форме
объектов.
Развитие художественного
вкуса, наблюдательности,
чувство композиции,
эмоциональная разрядка,
развитие творческих
способностей.
Знать: виды
Принести открытки
Закрепить понятия о
изобразительного
светотеневых отношениях,
искусства, работы
теплохолодности.
Выявить четкие тональные и известных художниковживописцев;
цветовые отношения
что такое «цельность
предметов в зависимости от
композиции»;
освещения, лепка формы
попытаться выделить
цветом.
главное.
Уметь: изображать

25.

Декоративное рисование
плаката «8 Марта»

1

Знания о плакатах. Навык
декоративной работы
карандашом и красками.

26.

Ветка мимозы

1

27.

Декоративное рисование.
Приемы выявления формы
изображаемого предмета с
помощью узора

1

Учить любоваться красотой,
яркостью красок различных
садовых цветов;
формирование у учеников
умения сравнивать свой
рисунок с натурой, развитие
художественного вкуса,
наблюдательности, развитие
бережного отношения к
природе; эмоциональная
разрядка, развитие
творческих способностей;
межпредметная связь
Продолжить знакомство с
сюжетной композицией на
основе литературного
произведения; закрепление
понятий «формат»,
«симметрия», «асимметрия»,
«выделение главного»,
«равновесие».
Несложный сюжет с двумятремя фигурами,

предметы с натуры,
замечать характерные
особенности предметов и
передавать их средствами
рисунка (форма,
пропорции, расположение
на листе бумаги).
Умение составлять
Подобрать
композицию из отдельных иллюстрации с
цветами
элементов. Располагать
элементы на все
плоскости листа.
Уметь: рисовать с натуры; Принести краски
сравнивать предметы
между собой, выделять
особенности каждого
предмета, изображать
предметы, передавая их
форму, величину,
строение, пропорции,
цвет, композицию.

Знать: работы известных Найти репродукции
художниковна тему «Жильё
иллюстраторов.
для птиц»
Уметь: размещать
изображения на листе в
соответствии с их
реальным расположением
(ближе или дальше от
рисующего; ближе к
нижнему краю листа —

двухплановое пространство,
работа с ограниченной
цветовой палитрой.

28.

Рисование с натуры.
Скворечник.

1

Знания конструкции
скворечника.

29.

Рисование симметричных
форм: стрекоза, бабочка,
жук.

1

Знания о мире насекомых.

30.

Натюрморт «Кофейник,
чашка, яблоко»

1

Закрепить понятия о
светотеневых отношениях,
теплохолодности.
Выявить четкие тональные и
цветовые отношения
предметов в зависимости от
освещения, лепка формы
цветом.

передний план или дальше
от него - задний план);
передавать различия в
величине изображаемых
предметов (дерево
высокое, цветок ниже
дерева; воробышек
маленький, ворона
большая и т. п.). Уметь
строить композицию
рисунка; передавать
движения людей и
животных, растений,
склоняющихся от ветра.
Уметь анализировать
образец. Намечать
последовательность
выполнения рисунка.
Уметь анализировать
образец. Передавать в
рисунке форму, строение,
пропорции, цвет.
Знать: виды
изобразительного
искусства, работы
известных художниковживописцев;
что такое «цельность
композиции»;
попытаться выделить
главное.
Уметь: изображать
предметы с натуры,
замечать характерные
особенности предметов и

Подобрать
иллюстрации
насекомых
Принести краски

Найти репродукции
картин на тему
«Мы победители»

31.

Беседа об изобразительном
искусстве на тему
«Героическое прошлое
советского народа»

1

Героическое прошлое
советского народа

32.

Праздник в городе. Салют.

1

Закрепление навыков в
передаче тональных и
цветовых отношений,
световоздушной среды.
Применение различных
технических приемов;
передача цветовых и
тональных отношений;
передача пространства с
проработкой предметов
переднего плана.

33.

Рисование с натуры
«Весенний цветок»

1

Знания о природе родного
края, бережное отношения к
природе.

34.

Весенний пейзаж

1

Грамотное построение
пространства. Плановость.
Закрепление навыков
работы различными

передавать их средствами
рисунка (форма,
пропорции, расположение
на листе бумаги).
Знания о картинах
В.Пузырькова.
«Черноморцы»;
Ю.Непринцева «Отдых
после боя»;
П.Кривоногова «Победа»;
М.Хмелько. «Триумф
победившей Родины».
Знать: виды
Принести краски
изобразительного
искусства, работы
известных художниковживописцев.
Уметь: рисовать по
памяти, передавать
праздничное настроение
изобразительными
средствами (форма,
пропорции, расположение
на листе бумаги).
Уметь видеть и передавать Найти репродукции
в рисунке красоту цветов. картин на тему
«Весенний
пейзаж»
Знать: виды
изобразительного
искусства, работы
известных художниковживописцев.

художественными
материалами. Пейзаж
городских окраин.
Цветная графическая работа
по личным наблюдениям.

Уметь: рисовать по
памяти, замечать
характерные особенности
присущи определённым
временам года и
передавать их средствами
рисунка (форма,
пропорции, расположение
на листе бумаги).


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».